Петь по нотам с дирижированием это как

Как дирижировать разные музыкальные размеры?

В данной статье мы будем обсуждать основы дирижирования. Конечно, дирижирование – это целое искусство, которому обучаются в течение долгих лет музыкальных колледжах и консерваториях. Но мы коснемся этой темы лишь с одного краешка. Всем музыкантам приходится дирижировать при пении на уроках сольфеджио, вот о том, как это делать, мы и поговорим.

Основные дирижерские схемы

Существуют универсальные схемы дирижирования для простых и сложных музыкальных размеров. Их всего три – двухдольная, трехдольная и четырехдольная. При дирижировании каждая доля показывается отдельным взмахом руки, сильные доли чаще всего показываются жестом вниз.

На рисунке вы можете увидеть основные три схемы для дирижирования правой рукой. Числовые пометки обозначают последовательность жестов.

Двухдольная схема состоит, соответственно, из двух взмахов: один вниз (в сторону), второй – вверх (обратно). Такая схема подходит для дирижирования размеров 2/4, 2/8, 2/2, 2/1, 2/16 и т.д.

Трехдольная схема представляет собой комбинацию из трех жестов: вниз, вправо (если левой рукой дирижировать, то влево) и вверх к первоначальной точке. Схема подходит для размеров 3/4, 3/8, 3/2, 3/16 и т.д.

Четырехдольная схема содержит четыре жеста: вниз, влево, вправо и вверх. Если дирижировать двумя руками одновременно, то на «два», то есть на второй доле правая и левая рука двигаются навстречу друг другу, а на «три» они расходятся в разные стороны, на последнем взмахе они сходятся верх в одну точку.

Читайте также:  Аппараты для настройки гитары

Дирижирование более сложных размеров

Если долей в такте больше, то такие размеры вписываются в трехдольную или четырехдольную схему с удвоением некоторых жестов. Причем удваиваются, как правило, те взмахи, которые ближе к сильной доле. В качестве примера хотелось бы привести схемы таких размеров, как 6/8, 5/4 и 9/8. Скажем по несколько слов о каждом.

Размер 6/8 – сложный (состав 3/8 + 3/8), чтобы его продирижировать нужно шесть жестов. Эти шесть жестов укладываются в четырехдольную схему, где удваивается движения вниз и вправо.

Какова логика удвоений? Она состоит в следующем. Исходная схема 4/4 как бы разделяется на две половины: первые два жеста (вниз и влево) – для первых 3/8, а следующие два жеста (вправо и вверх), соответственно, приходятся на вторую половину такта, вторые 3/8. По общему правилу удвоить нужно сильную и относительно сильную доли, которые как раз приходятся на начала этих двух половин четырехдольной схемы.

Таким образом, при размере 6/8 «раз и два» показываются жестами вниз, «три» дирижируется влево (если правой рукой), «четыре и пять» — это относительно сильная доля с ее удвоением, они показываются вправо, а «шесть» завершает схему жестом вверх.

Размер 5/4 существует, как было уже отмечено, в двух вариантах, в связи с чем, есть две разные схемы дирижирования этого метра. Оба они укладываются в основную четырехдольную схему и разняться лишь удвоением одного из жестов. Если 5/4 = 3/4 + 2/4, тогда удваивается взмах вниз, самый первый. Если же, наоборот, 5/4 = 2/4 + 3/4, то в таком случае удвоить нужно жест вправо, который приходится на относительно сильную долю.

Размер 9/8 также считается сложным, он образован тройным повторением в такте простого размера 3/8. В отличие от других сложных размеров его дирижируют в трехдольной схеме, где каждый взмах просто-напросто утраивается. А смены жестов (вправо и вверх) в таком случае одновременно показывают относительно сильные доли.

Памятка по схемам дирижирования

Для того чтобы пройденные схемы дирижирования со временем не забывались, а также для быстрого их повторения в случае надобности, предлагаем вам скачать или переписать себе небольшую памятку со главными схемами.

ПАМЯТКА «СХЕМЫ ДИРИЖИРОВАНИЯ» – СКАЧАТЬ

Как работают руки при дирижировании?

Расскажем вам также о некоторых чисто технических моментах дирижирования.

МОМЕНТ 1. Дирижировать можно как одной, так и двумя руками. Чаще всего на уроках сольфеджио дирижирую то одной правой рукой, иногда одной левой (правой в это время играют мелодию на фортепиано).

МОМЕНТ 2. При одновременном дирижировании обеими руками, руки должны двигаться в зеркальном отражении по отношению друг к другу. То есть, например, если правая рука идет вправо, то левая – влево. Другими словами, они всегда двигаются противоположно: или расходятся в разные стороны, или, наоборот, сходятся, движутся навстречу.

МОМЕНТ 3. В процессе дирижирования должна принимать участие вся рука от плеча (иногда даже выше от ключицы и лопатки) и до кончиков пальцев. Но большое разнообразие движений свойственно только деятельности профессиональных дирижеров оркестра или хора. В классе сольфеджио достаточно лишь четко показывать схему, тем самым помогая себе петь ритмично.

МОМЕНТ 4. При дирижировании простых схем более всего подвижным оказывается предплечье (локтевая кость), именно она берет на себя большую часть движений – ведет всю руку вниз, в стороны или вверх. При движениях в стороны предплечью активно помогает плечо (плечевая кость), оно отходит в сторону от корпуса тела или приближается к нему.

МОМЕНТ 5. При движении вверх важно, чтобы предплечье не опускалось слишком низко, естественной нижней точкой является такое положение, когда между предплечьем и плечом образуется прямой угол.

МОМЕНТ 6. Кисть руки во время дирижирования может отзываться на основные движения и слегка плавно пружинить, во время изменения направления жеста кисть руки при помощи запястья может слегка разворачиваться в сторону движения (как бы служит рулём).

МОМЕНТ 7. Движения в целом не должны быть жесткими и прямолинейными, их нужно округлять, все развороты должны быть плавными .

Упражнения на дирижирование в размерах 2/4 и 3/4

Для отработки элементарных дирижерских навыков выполните предлагаемые простые упражнения. Одно из них будет посвящено размеру 2/4, другое – трехдольной схеме.

УПРАЖНЕНИЕ №1 «ДВЕ ЧЕТВЕРТИ». Для примера мы возьмем 4 такта мелодии в размере 2/4. Обратите внимание на ритм, здесь он довольно простой – в основном четвертные ноты и половинная длительность в конце. Четвертные длительности удобны тем, что именно ими отмеряется пульс и именно этой длительности равен каждый жест в дирижерской схеме.

В первом такте две четвертные ноты: ДО и РЕ. ДО – это первая доля, сильная, ее будем дирижировать движением вниз (или в сторону). Нота РЕ – это вторая доля, слабая, рука во время ее дирижирования будет совершать обратное движение – вверх. В последующих тактах ритмический рисунок аналогичный, поэтому там будут точно такие же соотношения между нотами и движениями руки.

В последнем, четвертом такте, мы видим одну ноту ДО, она половинная по своей протяженности, то есть занимает сразу обе доли – весь такт. Поэтому на эту ноту ДО приходится сразу два взмаха, нужно продирижировать полный такт, который она собой занимает.

УПРАЖНЕНИЕ №2 «ТРИ ЧЕТВЕРТИ». В этот раз к изучению предлагаются 4 такта мелодии в размере 3/4. В ритме снова преобладают четвертные длительности, и поэтому три четвертных ноты в первых трех тактах с легкостью должны ложиться на три взмаха схемы.

Например, в первом такте ноты ДО, РЕ и МИ будут распределяться по схеме следующим образом: ДО – на жест вниз, РЕ – на движение вправо, а МИ – на показ последней доли движением вверх.

В последнем такте – половинная нота с точкой. По своей длительности они занимает целый такт, три четверти, и поэтому для ее дирижирования нам потребуется выполнить все три движения схемы.

Как объяснить дирижирование ребенку?

В занятиях с малышами самое трудное – познакомить со схемой, запомнить движения и хотя бы немного их потренировать. Решению этих задач может помочь работа с образными ассоциациями.

Допустим, если мы разучиваем схему дирижирования на 2/4, то каждый взмах нужно как-то художественно обусловить. Иначе говоря, для объяснения жеста нужно найти похожее движение или ощущение из жизни, которое уже знакомо ребенку. Например, про жест, направленный вниз, которым мы показываем сильную долю, можно сказать, что это мы как будто гладим сидящего кота от макушки до хвоста. А про жест, направленный в обратную сторону, сказать, что мы тянем наверх иголку с длинной ниткой. Или, например, про всю схему целиком можно сказать, что это наша рука катается на качелях (описывание полукруга).

Если речь идет о размере 3/4, то каждое движение также можно объяснить отдельно. Движение вниз – это игра с баскетбольным мячом или такое движение, когда мы тянем за веревочку звоночек. Движение вправо – на пляже отгребаем рукой песок или отстраняем рукой высокую траву на лужайке. Движение вверх – тянем ту же иголку с ниткой или запускаем в полет божью коровку, которая сидит на указательном пальце.

В освоении дирижирования, с детьми как и при разучивании нотной грамоты, важно последовательное нарастание уровня сложностей заданий. Сначала можно осознать пульсацию в размерах чисто музыкально – на слух и при игре на инструменте, затем отдельно отработать дирижерский жест и лишь затем, наконец, соединять руку с пением.

На этом мы покамест притормозим. Если данный урок оказался для вас полезным, пожалуйста, расскажите о нем своим друзьям. В этом вам помогут кнопки социальных сетей, которые расположены чуть ниже на странице.

Источник

Приемы дирижирования

Под дирижированием, в широком смысле этого слова, подразумевается управление исполнением музыкального произведения хором, оркестром или другими крупными ансамблями.

В применении к пению или сольфеджио под дирижированием подразумевается средство: во-первых, счета, то есть указания времени продолжительности и смены долей такта; во-вторых, установления темпа для данного произведения. Как это ни может показаться странным, но можно дирижировать даже для самого себя, когда Вы читаете незнакомые ноты, поете или записываете мелодию по памяти. В этих случаях дирижирование себе не только сильно облегчает Вам ориентирование в метре — и всю Вашу работу, но и неожиданно сильно ускоряет процесс обучения, привыкания, развития и т.п. Дирижируйте себе — и практически все новые понятия из курса теории музыки усвоятся Вами вдвое скорее и прочнее.

В основу приемов дирижирования положены двухдольные, трехдольные и четырехдольные фигуры взмахов. Они заключаются в следующем (все схемы даны для правой руки):

а) Все простые двухдольные размеры дирижируются двумя взмахами — вниз и вверх.

Примечание. Начало каждой доли такта наступает в момент окончания взмаха, в опорной точке движения.

б) Все простые трехдольные размеры дирижируются тремя взмахами — вниз, вправо и вверх.

в) Четырехдольные размеры — четырьмя взмахами вниз, влево, вправо и вверх.

Вот основные дирижерские сетки. Другие мы пока рассматривать не будем, если появятся вопросы — либо пишите, либо оставьте запись в форуме.

Интервалы

Леонид Гурулев, Дмитрий Низяев

В помощь изучающим интервалы представляю программу «Hearmaster«, любезно присланной Романом Махно. Еще одна программа в помощь изучении интервалов «Intervaller«, присланная уже известным Вам Сергеем Антонюком.

ИНТЕРВАЛ. Одновременное или последовательное сочетание двух звуков называется интервалом (От лат. intervallum- промежуток, расстояние). Звуки интервала, взятые последовательно, образуют мелодический интервал. Звуки интервала, взятые одновременно, образуют гармонический интервал. Нижний звук интервала называется основанием интервала, а верхний — вершиной интервала.

Например:

В мелодическом движении интервалы образуются восходящие и нисходящие. Все гармонические интервалы и восходящие мелодические интервалы читаются вверх от основания. Нисходящие мелодические интервалы читаются вниз, при этом упоминается также направление движения.

Количественная и качественная величина интервалов. Простые интервалы. Диатонические интервалы

Каждый интервал определяется двумя величинами — количественной и качественной. Количественной называется величина, выраженная количеством ступеней, составляющих интервал. Качественной называется величина, выраженная количеством тонов и полутонов, составляющих интервал. Интервалы, образующиеся в пределах октавы, называются простыми. Всего — восемь простых интервалов. Их названия зависят от количества ступеней, которое они охватывают. Названия интервалов применяются на латинском языке в виде порядковых числительных. Эти числительные обозначают, какая по счету ступень — верхний звук интервала по отношению к нижнему звуку. Кроме того, для сокращения применяется цифровое обозначение интервалов. Ниже приводится перечень всех простых интервалов, а также построение их от звука до вверх и вниз.

Прима — 1, первая (звучание двух звуков в унисон) Унисон, в буквальном смысле, означает объединение звуков. Унисон тождествен приме лишь как гармоническому интервалу. Секунда — 2, вторая Терция — 3, третья Кварта — 4, четвертая Квинта — 5, пятая Секста — 6, шестая Септима — 7, седьмая Октава — 8, восьмая

Следует упомянуть, что из-за иностранного происхождения названий, буква «е» в словах всегда произносится как «э» — это относится ко всем музыкальным терминам, кроме, как ни странно, названий знаков альтерации.

Выше мы говорили, что расстояние между соседними ступенями может быть равно полутону или целому тону. Отсюда следует, что секунда может состоять из полутона или целого тона.

Например, секунда ми-фа=1/2 тона; секунда фа-соль=1 тону.

Другие однородные интервалы также не одинаковы по количеству тонов. Например, терция до-ми=2 тонам; терция ре-фа=11/2 тонам.

Из сказанного следует, что качественная сторона названий отражает величину интервала лишь приблизительно. Количественная же величина интервала уточняется словами: малая, большая, чистая, увеличенная, уменьшенная. Между основными ступенями звукоряда (в пределах октавы) образуются следующие интервалы:

1. Чистые примы = 0 т. 2. Малые секунды = 1/2 т. 3. Большие секунды = 1 т. 4. Малые терции = 1,1/2 т. 5. Большие терции = 2 т. 6. Чистые кварты = 2,1/2 т. 7. Увеличенная кварта = 3 т. 8. Уменьшенная квинта = 3 т. 9. Чистые квинты = 3,1/2 т. 10. Малые сексты = 4 т. 11. Большие сексты = 4,1/2 т 12. Малые септимы = 5 т. 13. Большие септимы = 5,1/2 т. 14. Чистые октавы = 6 т.

Все перечисленные выше интервалы называются основными. Эти интервалы принято называть также диатоническими интервалами благодаря тому, что они образуются между ступенями и натурального мажора, и натурального минора.

Все диатонические интервалы могут быть построены от любой основной или производной ступени вверх или вниз.

Диатонические интервалы являются основой мелодии. От их сочетания в различной последовательности мелодическое движение приобретает многообразную выразительность.

Не будем перегружать Вас лишними примерами. Просто на практических занятиях на музыкальном инструменте постарайтесь проанализировать на простых примерах, из каких интервалов построена та или иная мелодия. Так Вы сможете применять теоретические знания на практике.

Источник

Оцените статью