Металлиди Ж. Петь по-всякому могу. Песни для детей
Больше изданий в каталоге товаров
Автор полностью: Жаннэта Лазаревна Металлиди Объём в стр.: 60 Название полностью: Петь по-всякому могу. Песни для детей дошкольного и младшего школьного возраста
Жаннэта Металлиди — замечательный композитор и педагог, талантом которой создана фундаментальная композиторская и теоретическая школа для начального этапа обучения музыки. Сочинения для детей Жаннэты Металлиди прочно вошли в репертуар юных музыкантов, ее произведения (от маленьких пьесок до развернутых оркестровых сочинений) давно стали неотъемлемой частью почти каждого детского фестиваля, концерта, конкурса.
Сборник «Петь по-всякому могу» составлен преимущественно из одноголосных песенок-картинок (с фрагментарным двухголосием), которые можно включать в любое музыкальное занятие — почему бы, скажем, не начать урок сольфеджио с исполнения задорной песенки, которая настроит детей на нужный рабочий лад? Кроме того, некоторые из песен прекрасно дополнят любой тематический праздник — готовитесь ли вы отмечать Новый год, Восьмое марта, начало весны или осени.
В этой броской, яркой музыке заложены все возможности для того, чтобы дети могли почувствовать себя не просто исполнителями, но и немножко актерами — считалочки, небылицы, музыкальные картинки и танцевальные пьески-песенки можно попробовать обыграть сценически — движениями, интонацией изобразить героев песенки, ход часиков, кукареканье петуха или кваканье лягушки.
Содержание:
ПЕТЬ ПО-ВСЯКОМУ МОГУ. Слова Л. Токташевой (посмотреть ноты)
ПОД ГОРОЮ ВЫРОС ГРИБ. Небылица. Слова И. Демьянова
РАЗ — ДВА. Слова И. Демьянова
ДОБРЫЙ ДЕДУШКА ТУМАН. Слова Л. Токташевой
ЧАСИКИ. Слова О. Сердобольского
УЛЕТЕЛИ СЕГОДНЯ СТРИЖИ. Слова Е. Благининой
В ДЕРЕВЯННОМ БАШМАКЕ. Слова Турбьерна Эгнера. Пересказ с норвежского Ю. Вронского
ТИХИЙ ЧАС. Слова Г. Сапгира
ПЕРВЫЙ СНЕГ. Слова Ю. Велла
НОВОГОДНЯЯ ПЕСЕНКА-ТАНЕЦ. Из музыкальной сказки «В новогоднюю ночь». Слова Ю. Кружнова (посмотреть ноты)
МОРОЗЯТА. Слова Л. Токташевой
ПЕСНЯ МЕДВЕЖОНКА. Слова Т. Кубека. Перевод А. Эппеля
ПОДСНЕЖНИКИ. Слова Т. Белозерова
ВЕСНА ПРИШЛА. Слова Г. Рахметова
ПЕСНЯ О МАМАХ. Слова Г. Рахметова
ПРИЛЕТЕЛИ ГРАЧИ. Слова Г. Рахметова
ВОРОНИЙ КАРНАВАЛ. Слова О. Сердобольского
ДУМАЛА АКУЛА. Слова Н. Хрущевой
ПРОГУЛКА. Слова Н. Хрущевой
ЛЮДОЕД. Слова Н. Хрущевой
ДОМОВОЙ. Слова Н. Хрущевой
Источник
Первые шаги начинающего вокалиста в вопросах и ответах. Часть 1
Но сначала небольшое лирическое отступление.
В этот раз я решил построить повествование в форме вопросов и ответов. К сожалению, начав писать, я понял, что вопросов может быть достаточно много и коротко ответить не получается, поэтому пост будет разбит на несколько (как минимум – две) частей.
Естественно, если будут какие-то еще вопросы – задавайте в коментах, постараюсь ответить сразу или, если вопросов наберется много, включу в очередной пост.
Вопрос: Ну хорошо, допустим, действительно, петь можно научиться. Что делать дальше?
Ответ: Ответ, как водится, поражает своей глубиной – нужно начать учиться. И, в первую очередь, решить для себя – готовы ли вы тратить на это определенное количество времени, усилий и, к сожалению, денег в течение достаточно длинного срока. Потому что, к несчастью, человек пока не умеет, как Нео в Матрице, загрузить в себя программу кунг-фу за 20 секунд и немедленно побежать спасть мир. А если вы внимательно читали предыдущий пост, то должны были понять, что пение в значительной своей части – это вопрос правильной техники, наличие определенного психическо-мышечного навыка (весьма непростого, к тому же, это вам не тройной тулуп крутить) и обучение этому навыку придется вести по старинке – путём многократных тренировок и повторений. И наиболее эффективно процесс обучения будет идти, если «тренировка» будет проводиться под руководством и присмотром вменяемого педагога.
Хотя, конечно, бывают и исключения. Многие научились петь сами, но это, как правило, не благодаря, а вопреки.
Вопрос: Я правда хочу научиться петь, но мне все-таки кажется, что слуха у меня нет совсем, и обучение будет пустой (и демотивирующей) тратой времени и сил
Ответ: Ну так давайте проверим – это очень просто. Всегда есть вероятность, что вы попали в тот небольшой процент людей без музыкального слуха вообще. Итак, включите динамики или наушники погромче. Зайдите в гугл и вбейте в поиск Пианино онлайн. В качестве альтернативы может поставить любое виртуальное пианино на свой смартфон/планшет. Открыли? Выберите любую клавишу (например, ноту До – C4 – она прямо посередине). Нажмите её и сразу после — нажмите на соседнюю черную клавишу справа (это будет до диез – C4 #) – пум-бум. Слышите, что звуки разные? Теперь нажмите два раза одну и ту же клавишу. Слышите, что звук один и тот же? Если ответ «да» на оба эти вопроса – поздравляю, слух у вас есть.
Возможно, неразвитый, возможно, кривой, скорее всего – несинхронизированный с голосом, но, определенно, есть.
Вопрос: Кустарщина какая-то. Вот в музыкальной школе меня проверяли – играли две ноты и спрашивали, какая выше – какая ниже, а еще играли ноту и просили её спеть, а еще хлопали в ладоши и просили повторить в ритм. Вердикт: слуха нет.
Ответ: Сначала мини-флэшбек – в пять лет меня так «зарезал» папа. Но я точно помню, что я просто не понимал, что такое «выше», а то такое «ниже». К счастью, он ошибся.
Теперь, собственно, ответ. В музыкальной школе задача преподавателей на вступительном экзамене не стоит в том, чтобы определить, есть ли у вас слух или нет. Их задача – набрать группу из определенного количества детей с примерно одинаковым начальным уровнем подготовки. Как и в обычной, не музыкальной, школе, преподавателям нужно, чтобы ребенок уже что-то умел на базовом уровне. Вы знаете хотя бы одного психически здорового ребенка, который, не умея читать до школы, не научился хоть как-то читать к третьем классу? Я таких не знаю. Когда говорят, «у ребенка нет слуха» или «у ребенка нет чувства ритма» это в большинстве случаев означает «у ребенка недостаточный для нашего класса уровень начального развития слуха/ритма», а вовсе не «у ребенка отсутствует музыкальный слух и путь в музыку ему закрыт».
Вопрос: А что, без преподавателя совсем никак нельзя? Я стесняюсь/сильно занят/финансово ограничен/хочу сначала попробовать свои силы.
Ответ: Ну, вообще говоря, начать можно и без преподавателя. Просто занятия с преподавателем гораздо более эффективны («ученик поёт ушами своего учителя»), но даже занимаясь с педагогом, вам придется достаточно много практиковаться самостоятельно, поэтому, почему бы не начать с простого самостоятельного занятия по интонированию?
Итак, первая задача, которую вам предстоит решить – она самая сложная, но, к счастью, самая «саморешаемая». Это – умение петь «в ноты» («интонировать») в принципе. Помните, я писал, что музыка – это определенные звуки в определенной последовательности? Вот вам и надо, сначала научиться петь только определенные звуки, а конкретнее – только звуки определенной высоты, а еще конкретнее – те звуки, которые входят в наиболее распространенную сегодня музыкальную систему (ну, которая до-ре-ми-фа-соля-ли-си) в пределах вашего вокального диапазона (т.е. того диапазона высот, который вы, в принципе, способны петь) — и их всего 12-18.
Хорошая новость состоит в том, что задача анализа высоты издаваемого вами звука уже давно алгоритмизирована, и сегодня существует огромное количество программ, которые покажут вам, какую ноту вы поёте на самом деле. Другими словами, «ушами учителя» в данном случае будет микрофон вашего смартфона/компьютера + программа.
Какими конкретно программами пользоваться – без разницы, по большому счету. Я пользовался – для компьютера – SingingTutorApp (поищите в гугле), для андроида – Voice Training Learn to Sing. Обе программы очень простые, но на английском языке, если с этим проблемы – поищите аналоги, ну или спросите у пикабу.
Как заниматься (на примере SingingTutorApp):
Сначала определите комфортный для вас вокальный диапазон. Для этого запускаем программу и поём слог «ма» сначала низко, т.е. толсто, а потом высоко, т.е. тонко. Не нужно надрываться – ширина диапазона, в данном случае, роли не играет, петь нужно комфортно и избегать напряжения и в низах, и в верхах. Запомните буковки и циферки, которые программа показывает – это названия нот (в английской нотации ноты пишутся латинскими буквам – A, B, C, D, E, F, G – для ли, си, до, ре, ми, фа, соль соответственно) и их октава.
Теперь выставляете ползунки так, чтобы программа выдавала только звуки из вашего диапазона – и вперед. На начальном уровне лучше настроить программу так, чтобы она играла звук все время, пока вы нажимаете на кнопку (галка Play while button pressed).
Нажимаете кнопку Play, программа играет ноту, вы поёте слог «ма» (не громко! не напрягаясь!), стараясь, чтобы звук был максимально «похожим» на эталон — это очень субъективное ощущение, его нужно наработать.
В процессе пения программа будет показывать ту ноту, которую вы поёте на самом деле и, соответственно, нужно корректировать голосом и петь выше или ниже, пока нота не позеленеет.
Не торопитесь, постарайтесь при этом прислушиваться к своим ощущениям. Что вы чувствуете, когда ноты совпадают (резонируют)? Как это чувство отличается от того, что вы ощущаете, когда ноты не совпадают? На что «похожа» нота, которая сейчас играет? Как вы её себе представляете мысленно? Чем она отличается от других нот? И не стесняйтесь того, что поёте преимущественно мимо — это нормально!
Это самокопание крайне важно! Пока у вас не развилось чувство интонации, ваш мозг должен искать, за что же ему зацепиться при анализе. Ведь он слышит, что звук, который играет в ушах и звук, который издаете вы – вообще говоря, разные. Но при этом, в зависимости от каких-то ваших действий связками и мышцами гортани, они становятся очень похожими, практически одинаковыми. Значит, у них есть что-то, что их объединяет (ответ – основная несущая частота) и ваш мозг учится идентифицировать, выделять это самое общее. А еще он запоминает, какие действия приводят к тому, чтобы это общее появилось (т.е. вы спели «в ноту»).
Занимайтесь ежедневно, по 10-20 минут или пока не устанете. Не мешайте мозгу и имейте терпение – через какое-то время (может пройти до нескольких месяцев – не пугайтесь!) вы вдруг начнете «узнавать» ноты, у нот появится, грубо говоря, окраска, или форма, или шершавость, и ваш голос начнет выдавать ноты все ближе и ближе к эталону. Сначала это произойдет для каких-то отдельных нот, потом количество «успехов» будет расти и расти и, наконец, вы начнёте практически сразу попадать в нужную ноту.
В процессе занятий не стесняйтесь экспериментировать. Что, если диапазон расширить? Или, наоборот, сузить? А что, если петь не «ма», а, например, «лё»? Или «йэ»? Может, для каких-то гласных ваш процент «попаданий» больше, чем для других? Или для каких-то нот? А почему? А если петь сначала один слог, а потом – другой? Что меняется?
Главное при этом фокусироваться не на интонации, а на своих ощущениях, эмоциях, и пытаться их запомнить и воспроизвести при пении очередной ноты – и интонация придёт сама собой.
Вопрос (последний на сегодня по очереди, но не по значению): Я начал заниматься и у меня болит в горле. Это нормально?
Это НЕ НОРМАЛЬНО и довольно даже плохо, но случается часто, особенно с начинающими певцами. В процессе всех ваших вокальных упражнений вы должны понять и уяснить одну критическую вещь – связки нам даются один раз и на всю жизнь! И орган этот – достаточно нежный, поэтому берегите их.
Конечно, как и любая другая мышца, нераспетые (т.е. не разогретые предварительными упражнениями) связки могут устать с непривычки и ныть, но любые болевые ощущения – однозначный сигнал немедленно прекратить занятие и сделать перерыв, пока болевые ощущения не исчезнут. Нельзя заниматься на травмированных мышцах!
Более того, если в процессе занятий это ощущение возвращается, значит вы делаете что-то неправильно – скорее всего, слишком сильно напрягаетесь когда поёте верхние ноты.
Помните – упражнение на интонацию не требует громкого звука, можно петь даже вполголоса!
Источник
Хоровое пение, репертуар детского хора
Уважаемые коллеги! Предлагаю оказать друг-другу помощь в подборе интересного репертуара в работе с детским хором.
http:// Если б не было войны.rar
Предлагаю песню комп. Марченко, которую мои дети пели с большим удовольствием к 65 летию Победы
на сайте Тараканова есть хорошие песни композитора Синенко. Запоминающиеся мелодии, красивые гармонии. Деткам нравились его песни.
Ссылка арии И.С. Баха ( несложное двухголосие).Можно спеть дуэтом, ансамблем или хором. Если кого заинтересует, буду выкладывать продолжение сборника.
Предлагаю первую часть сборника «Детские песни» композиторов Ребикова и Аренского
http:// Сольное пение 1 часть.rar
А это для педагогов, которые преподают сольное пение в ДМШ.
Выкладываю частями.
Ноты для вокального ансамбля или хора
Уважаемые хормейстеры, расскажите как у вас в муз. школах проходят зачёты по пению на хоровом отделении? Как оценивается каждый ученик?
Зачёты можна проводить так: если произведение выучено сольфеджируя, то вызываются ученики по одному из каждого голоса и они все вместе поют нотами, если другое уже готово словами, то так же поют, только словами. Каждому ученику за каждое произведение ставится оценка. Лучше всего делать несколько зачётных уроков по разным произведениям, чтобы детям легче было.
mushka, спасибо за ответ. А как делать несколько зачётных уроков. если у нас запланированы 2 зачёта в год на каждом отделении?
Здраствуйте, а мы оцениваем наших учащихся по сдаче партий, причём обязательное условие-это выразительное исполнение! а в конце прошлого учебного года провели урок-зачёт, на котором детям выдали нотные примеры (отрывки из выученных произведений), которые они должны прочитать с листа и рассказать всё, что помнят и знают об этом произведении ( количество голосов, характер, композитор и т.д.) Проводили первый раз, детям такая форма зачёта понравилась!
уважаемые, коллеги. поделитесь репертуаром для детей младшего хора, где были бы элементы «шумового оркестра» (хлопки и т. п.). Подскажите, где можно раздобыть песенный материал передачи «Смешные праздники» канал «теле няня».
Источник