КОРНЕ́ЛИУС
В книжной версии
Том 15. Москва, 2010, стр. 330
Скопировать библиографическую ссылку:
КОРНЕ́ЛИУС (Cornelius) Петер (24.12.1824, Майнц – 26.10.1874, там же), нем. композитор, поэт и муз. критик. Из семьи актёров. В юности был актёром и скрипачом в театре Майнца, с труппой которого в 1841 посетил Англию. В 1845–48 брал уроки композиции у З. Дена в Берлине. Писал муз.-критич. статьи для берлинских журналов «Echo» и «Modesspiegel». В 1852–58 жил в Веймаре, где познакомился с Ф. Листом , примкнул к веймарской школе . Сотрудничал в ж. «Neue Zeitschrift für Musik», пропагандируя творч. принципы Листа и Г. Берлиоза. В 1859–64 жил в Вене. В 1865 поселился в Мюнхене, где преподавал композицию в Королевской высшей школе музыки. Был другом Р. Вагнера . В Веймаре были исполнены оперы К. «Багдадский цирюльник» (1858, одна из лучших нем. комич. опер 19 в.) и «Сид» (1865, по П. Корнелю и И. Г. Гердеру, обе – на собств. либретто). В песнях К. (в т. ч. в цикле «Рождественские песни», 1856) отмечаются признаки позднеромантич. стиля. Автор вокальных дуэтов, хоров (в т. ч. «Реквием» на слова К. Ф. Хеббеля, «Бетховенская песнь», «3 любовных хора», «Песня всадника», «Отцовская могила», часть из них – на собств. тексты), церковно-католич. сочинений (в т. ч. Месса для женского хора, «Absolve Domine» и Реквием для мужского хора). Поэтич. талант и техника К. проявились в сб-ке стихотворений (1861), переводах на нем. яз. сонетов А. Мицкевича, а также эквиритмич. переводах либретто опер К. В. Глюка («Ифигения в Авлиде», «Альцеста», «Ифигения в Тавриде», «Армида»), А. Г. Рубинштейна («Сибирские охотники»), текстов вокальных сочинений Берлиоза («Лелио, или Возвращение к жизни», «Бенвенуто Челлини», «Детство Христа»).
Источник
Петер фон
Корнелиус
Корнелиус остался сиротой в 15 лет и находился в очень стеснённых обстоятельствах. Он начал работать над росписями местных церквей.
Этапной стала для Корнелиуса поездка в Рим в 1811 г.: здесь он присоединился к товариществу германских художников, в которое входили Овербек, Пфорр и др. В 1820-е гг. Корнелиус живёт преимущественно в Мюнхене по приглашению Людвига Баварского, пишет придворные портреты, а после 1825 г. возглавляет местную Академию художеств. В 1840 году Корнелиус переезжает в Берлин.
Немецкий художник, рисовальщик. С 1795 по 1800 учился в дюссельдорфской Академии художеств, где преподавал его отец. С 1809 по 1811 жил во Франкфурте-на-Майне. С 1811 поселился в Италии, где в 1812 сблизился с кругом художников-назарейцев, образовавших во главе с Овербеком и Ф. Пфорром Братство Св. Луки (Lucasbund). Много путешествовал по Италии в 1811—1818. Посетил Милан, Парму, Пьяченцу, Модену, Болонью, Флоренцию, Сиену, Орвието, изучая живопись мастеров Возрождения. Занимался монументальной живописью, приняв участие в росписях назарейцев в Риме в 1816—1817 и 1818—1828. С 1819 по 1826 исполнял обязанности директора дюссельдорфской Академии. В 1829 принял участие в росписях мюнхенской глиптотеки, предпринятых принцем Людвигом I Баварским, с которым находился в постоянной переписке. В 1830—1831, 1833—1835 и 1845 снова посетил Рим. Писал картины на религиозные сюжеты, портреты, создавал фрески, выполнял рисунки на сюжеты из литературных произведений, делал зарисовки пейзажных видов в Италии.
В ранних произведениях Корнелиуса (Одиссей у Полифема, 1803; Афина обучает ткачеству, 1809, обе — Дюссельдорф, Художественный музей) еще сильны традиции академической выучки. Четкий рисунок, подчеркивающий суховатую строгость форм, отсутствие интереса к тональной разработке цвета свидетельствуют об усвоении манеры неоклассицистической живописи. В исполненном в Италии полотне Девы разумные и неразумные (1814, Дюссельдорф, Художественный музей) рафаэлевская идеальная симметрия композиционного построения не согласуется с выразительной характерностью евангельских образов. В этой работе уже сказался поиск нового изобразительного языка, в основе которого лежали эстетические и художественные идеалы назарейцев. В 1816—1817 Корнелиус принял участие в росписях на сюжеты из жизни Св. Иосифа в палаццо Дзуккари (или Каза Бартольди), принадлежавшем прусскому консулу в Риме С. Бартольди. Им были выбраны сцены наиболее драматического содержания (Иосиф, узнанный братьями; Иосиф, толкующий сны фараону). В отличие от мягкой рафаэлевской грации, которой подражал Овербек, Корнелиуса привлекают образы Мантеньи, Синьорелли, Микеланджело. Об этом говорят его многочисленные рисунки, исполненные с произведений этих мастеров во время поездок по Италии.
В росписях одного из залов казино в парке виллы принца Карло Массимо в Риме (1818—1828) художник изображает сюжеты из Данте. Рядом с более элегичными, идиллически-повествовательными фресками Овербека на сюжеты из Тассо и Ю. Шнорра фон Карольсфельда из Ариосто образы Корнелиуса выглядят полными внутренней экспрессии. Участие в коллективных монументальных росписях в Риме было для Корнелиуса программным: как и другие назарейцы, он мечтал возродить классическую традицию фресковой живописи в современном искусстве. Поздние работы художника в монументальной живописи — фрески мюнхенской глиптотеки на сюжеты из античной мифологии (Гнев Ахилла, Возвращение Гектора, Приам и Ахилл, 1829), уподоблены костюмированным сценам, стилизованным в духе итальянских мастеров кватроченто.
Менее ощутимое в монументальной живописи и особенно ярко выраженное в портрете стремление назарейцев соединить следование идеалу и натуре приводило к созданию стилизованных образов. Подобно Овербеку, Корнелиус любил уподоблять групповой портрет сцене «Св. Семейство» (Св. Семейство, 1809—1811, Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт искусств), парному портрету придавать сходство с изображением двух апостолов (Двойной портрет, 1812, Мюнхен, частное собрание), изображать портретируемых в старинных национальных костюмах (Г. Мальс, 1809—1811, Дрезден, Картинная галерея). Подражание скрупулезной, полной искренней непосредственности выписанности деталей в произведениях мастеров Северного Возрождения обретало характер натуралистической манеры. Элементы ренессансной и готической архитектуры придают образам живописность и театральность. Влиянием искусства Микеланджело и Дюрера отмечены поздние произведения Корнелиуса Страшный Суд (1836—1839, Мюнхен, Людвигскирхе), Всадники Апокалипсиса (1845, Берлин, Гос. музеи), Погребение Христа (1845, Копенгаген, Музей Торвальдсена). В творчестве Корнелиуса как одного из ведущих мастеров раннего немецкого романтизма проявилось стремление к утверждению национальной художественной традиции в европейской культуре. В среде работавших в Риме немецких мастеров высоко ценились его пейзажные рисунки с натуры, романтическая манера исполнения которых сложилась под влиянием Хаккерта. Широкую известность получили иллюстрации к Фаусту И. В. Гёте (1808), цикл Нибелунги (1812). Творчество Корнелиуса оказало влияние на живопись дюссельдорфских назарейцев (Э. Бендеман и др.), а также на европейское искусство XIX в.
Источник
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
- Художественная галерея (4494)
- Reading and Art/ book (543)
- Детские образы в живописи (370)
- Поэзия (2263)
- Русские поэты/Советские поэты (400)
- Антология восьмистиший (101)
- Владимир Владимирович Маяковский (88)
- Переводы (78)
- Антология восьмистиший/Дополнения (75)
- Антология одного стихотворения (66)
- Франческо Петрарка (49)
- Библейские мотивы в русской поэзии (29)
- Антология поэзии русского зарубежья 1920–1990 (19)
- Осип Эмильевич МАНДЕЛЬШТАМ любовная лирика (18)
- Поэты «Золотого века» (14)
- А. Ахматова. Стихи о любви (11)
- Николай Алексеевич НЕКРАСОВ Стихи о любви (6)
- МАРШАК САМУИЛ ЯКОВЛЕВИЧ (47)
- Поэты и поэзия серебряного века (281)
- Актеры читают классику/ поэзию (312)
- Сущность дня (1943)
- Писатели — поэты — жизнь и судьба (992)
- А.П. Чехов (123)
- ВЛАДИМИР ГИЛЯРОВСКИЙ – ДАЛЬНИЙ РОДСТВЕННИК ЭРАСТА (6)
- Лев Толстой (685)
- Лев Толстой Об истине, жизни и поведении (377)
- Мысли мудрых людей на каждый день (84)
- Толстой Лев Николаевич Дневники (41)
- Жемчужины мудрости. Фраза на каждый день (684)
- Этот день в истории. (585)
- для детей и взрослых (521)
- Многослов-1: (193)
- Книга занимательных историй » (58)
- Пушкинские проповеди Симон Соловейчик (56)
- Письма о добром и прекрасном (30)
- Музыка: (463)
- Путеводитель по зарубежной популярной музыке (34)
- Великие композиторы / исполнители (307)
- Дневники/Воспоминания (416)
- 100 лет Октябрьской революции (91)
- Встречи с А.А. Ахматовой (39)
- Photos/Фотоподборка (385)
- Актеры — жизнь и судьба (267)
- Ольга Книппер-Чехова “ЧЕХОВ МЕЧТАЛ О ЖЕНЩИНЕ-ЛУН (7)
- Мудрые мысли (261)
- Психология//философия (244)
- Сунь-Цзы. Искусство побеждать (13)
- выдающиеся женщины (200)
- Мысли, афоризмы и шутки выдающихся женщин (21)
- English (176)
- «Крупицы Истины» (175)
- Чтения и размышления у книжного шк (155)
- Анекдоты о литераторах (30)
- Галантные дамы былых времен (28)
- Исторические анекдоты (19)
- Черубина де Габриак: другая сторона медали (5)
- СССР в зарисовках и анекдотах (5)
- Анекдоты о Вольтере, (4)
- Николай Степанович Гумилёв: свидетельства и воспо (2)
- Молодой Борис Пастернак и его окружение (2)
- Библия (Синодальный перевод). (148)
- Псалмы Давида (83)
- Книга Притчей Соломоновых (31)
- Псалмы-Псалтирь в переводах (переложениях) стихами (21)
- Книга Екклеcиаста, или Проповедника (12)
- Русская семерка (131)
- Факты из жизни (123)
- История одной песни/ романса (117)
- Современные художники (109)
- Письма в облака незнакомому любимому человеку (95)
- Скульптура (85)
- «Наполним музыкой сердца » Окуджава (73)
- Правила Жизни (73)
- Филип Стенхоп Честерфилд. Письма к сыну (69)
- ЖЕМЧУЖИНЫ АНГЛИЙСКОЙ ПОЭЗИИ (66)
- Композиторы — жизнь и судьба (58)
- Ироническая и юмористическая поэзия (52)
- БОРИС ЗАХОДЕР — ЗАХОДЕРЗОСТИ (21)
- коллекция русских икон арт-галереи Дежа Вю (50)
- «Владимир, или Прерванный Полет» (Марина Влади) (49)
- Тютчев Федор Иванович (43)
- Уинстон Черчилль: факты и анекдоты из жизни полити (34)
- Музы художников (29)
- Поэзия Востока (22)
- Александр Блок Стихи о прекрасной даме (15)
- Эрнест Миллер Хемингуэй (14)
- «Кредо человека», Эрнест Хемингуэй (6)
- Классики фотографии (12)
- СЕКРЕТ ВЕЧНОЙ МОЛОДОСТИ ИВАНА КОЗЛОВСКОГО (6)
- ДВЕ ЖЕНЫ И ДВЕ ПОЛОВИНКИ ЛЕОНИДА УТЕСОВА (6)
- Анри Барбюс. Нежность (6)
- А. К. Толстой. Стихи о любви (5)
- И. Анненский. Стихи о любви (4)
- СЕРГЕЙ ЛЕМЕШЕВ: ОБРЕЧЕННЫЙ НА ЛЮБОВЬ (4)
- Культура, искусство, история (3400)
- Статьи / Документ (1035)
- Foto History/ Retro foto (260)
- Легендарные актеры и режиссеры театра и кино (186)
- «100 фактов о культурном достоянии России» (104)
- Факт дня (76)
- история США (64)
- Всемирная история с Андреем Сидорчиком (58)
- Наше старое кино (38)
- Топ-5 (31)
- Факультатив по истории (28)
- Гравюра (13)
- Говорит и показывает: (8)
- metalwork / Ceramic (5)
- Мир вокруг нас (966)
- video (532)
- Александр Сергеевич Пушкин (296)
- Друзья и современники А.С.Пушкина (21)
- Роман в письмах (7)
- А. С. Пушкин. Стихи о любви (4)
- Андрэ Моруа. Письма незнакомке (54)
- Афоризмы, цитаты, пословицы (1861)
- Великие мысли и афоризмы великих людей (167)
- Законы жизни (90)
- Семь смертных грехов и семь добродетелей (72)
- Мудрецы Поднебесной империи (70)
- Прокачай мозг методом британских ученых (62)
- Марк Твен. Афоризмы и шутки (48)
- Универсальный цитатник политика и журналиста (44)
- ОТЦЫ И ДЕТИ (33)
- Формула успеха (19)
- Мысли, афоризмы и шутки знаменитых мужчин (18)
- Генрих Гейне. Мысли и афоризмы (13)
- барды /авторская песня (29)
- биография (941)
- Великие мыслители / (423)
- 10 000 АФОРИЗМОВ ВЕЛИКИХ МУДРЕЦОВ (207)
- Николо Макиавелли. (14)
- Изречения из басен, поэм, трактатов Древней Индии (10)
- Книга Сёрена Кьеркьегора “Евангелие страданий” (7)
- живопись (9610)
- Женский образ в живописи (2415)
- natural world (1022)
- рассказы о шедеврах живописи (412)
- Библия и живопись/ Религиозная живопись (404)
- Мужской портрет (283)
- «Домашние питомцы на картинах художников" (252)
- «Шедевры итальянской живописи» (91)
- Русская историческая живопись/Произведение искус (89)
- Interior (66)
- История графики/ графикa (52)
- Автопортрет (44)
- Советская реалистическая живопись (38)
- Из истории реализма в русской живописи 18-19 веков (24)
- Городской пейзаж (17)
- Мастера натюрморта (2)
- жанровая живопись (3280)
- Натюрморт/ цветочный натюрморт (874)
- Одна картина (4011)
- Портрет (1834)
- Живопись и поэзия (475)
- Поэтический мир прерафаэлитов (41)
- Афоризмы Британии. (20)
- Великие истории любви (299)
- итальянский ренессанс (20)
- Классическая музыка (165)
- опера/ балет/Шедевры искусства (27)
- литература (2444)
- Я читаю /Читалка (150)
- Словарь афоризмов русских писателей (126)
- Лауреаты Нобелевской премии по литературе (35)
- Актуальный Карамзин. (34)
- Юрий Безелянский (26)
- Кривин Феликс Дистрофики (23)
- Антология Сатиры и Юмора России ХХ века (23)
- Феликс Кривин Полусказки (22)
- литературный_пир (22)
- История одного произведения (21)
- Феликс Кривин Всемирная история в анекдотах (17)
- Адресаты произведений русских поэтов и писателей (14)
- ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ГЕРОЯ›: (5)
- Кривин Феликс Давидович Избранное (4)
- Императорская библиотека (3)
- Литературная страница (2554)
- Строки, рожденные в этот день. (411)
- актуальная классика//»отрывок из книги» (130)
- Последнее стихотворение (XVIII-XX вв. русской поэ (95)
- Чудное мгновенье Любовная лирика русских поэтов (78)
- Поэзия войны../ Песни о войне (74)
- театр прозы. поэзии — видео — mp3 (67)
- Автографы (42)
- БлОговещенск (38)
- Вероника Михайловна Тушнова (17)
- С. Есенин. Стихи о любви (13)
- личности в истории (451)
- ЛЮБОВЬ в письмах выдающихся людей (167)
- Марина Цветаева (44)
- Музеи (636)
- Государственный Эрмитаж (95)
- Лондонская Национальная Галерея (49)
- Картины из коллекции Лувра (42)
- Государственная Третьяковская галерея (36)
- Шедевры Эрмитажа. Старые мастера (34)
- Private collection (32)
- музей д’Орсе (28)
- Museo del Prado, Madrid (17)
- Метрополитен-музей (17)
- Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. (15)
- Tate (12)
- шедевры мировой живописи в вашем доме /Лувр (10)
- Музей «Грюнес Гевёльбе» — «Зелёные Своды» (7)
- Венский Музей истории искусства (6)
- Британская Национальная галерея (2)
- Музы знаменитых писателей (38)
- музыка и живопись (42)
- музыкальная страница (688)
- ОСКАР УАЙЛЬД (39)
- Памятные даты (1827)
- «сегодня родились» (1081)
- Притчи, байки (38)
- проза (64)
- рассказы о музыке и музыкантах (137)
- рассказы о художниках и картинах (654)
- Картины Яна Вермеера (31)
- Эль Греко (12)
- театр , кино -актеры-актрисы — жизнь и судьба (54)
- Стихи в прозе (10)
- Человек без границ (79)
- Тургенев Иван Сергеевич (70)
- Художник (3493)
- Renoir, Pierre-Auguste (176)
- Илья Репин (127)
- Рембрандт Харменс ван Рейн (96)
- Vincent van Gogh (80)
- Жизнь Тулуз-Лотрека (49)
- Валентин Серов (47)
- Эдгар Дега Hilaire-Germain-Edgar De Gas (44)
- Константин Коровин (37)
- Рубенс, Питер Пауль (23)
- Василий Поленов (23)
- Рафаэль Санти (18)
- воспоминания Михаила Нестерова (15)
- Художник-музыканты-литераторы- актеры (119)
- Цитаты из книги (399)
- Энциклопедический словарь крылатых слов и выражени (947)
- Юмор и сатира (543)
- К вам мой попугай не залетал? (18)
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Статистика
Корнелиус, Петер Йозеф фон — немецкий художник.
Петер Йозеф фон Корнелиус (нем. Peter Joseph von Cornelius; 23 сентября 1783, Дюссельдорф — 6 марта 1867, Берлин) — немецкий художник. Дядя композитора Петера Корнелиуса.
Сын хранителя дюссельдорфской картинной галереи, Корнелиус остался сиротой в 15 лет и находился в очень стеснённых обстоятельствах. Сумев преодолеть их, он начал работать над росписями местных церквей (особенный интерес представляет роспись церкви святого Квирина в Нойсе).
Этапной стала для Корнелиуса поездка в Рим в 1811 г.: здесь он присоединился к товариществу германских художников, в которое входили Овербек, Пфорр и др. Это сообщество взяло себе название «Союз Святого Луки», а в историю немецкой живописи вошло под полушутливым прозвищем «назарейцы».
В свой римский период Корнелиус вместе с другими назарейцами принял участие в росписи дома прусского консула в Риме Бартольди (1816—1819), а также (совместно с Амслером) работал над иллюстрациями к «Песни о Нибелунгах».
В 1820-е гг. Корнелиус живёт преимущественно в Мюнхене по приглашению Людвига Баварского, пишет придворные портреты, с 1819 по 1824 становится первым директором Дюссельдорфской Академии художеств. Он расписывает несколько мюнхенских церквей, а также здания Глиптотеки (фрески утрачены во Вторую мировую войну) и Пинакотеки.
В 1840 году Корнелиус переезжает в Берлин. К 1840-м гг. относится его последняя работа — впечатляющие размахом и экспрессией эскизы к росписи королевской усыпальницы по мотивам Дюрера.
Написанные им в Мюнхене фрески на античные сюжеты в Глиптотеке (1820—1830) и «Страшный суд» в церкви св. Людвига (1836—1840) явились наиболее характерными произведениями немецкого академического искусства этого периода и длительно служили образцами, на которых воспитывалась художественная молодежь Германии.
Среди его учеников был известный живописец Якоб Гётценбергер.
Die klugen und die törichten Jungfrauen wikidata:Q1218771
Date circa 1813
Иосиф толкует сны фараону
1816
Фреска
Государственные музеи, Берлин
Иосиф, узнанный братьями
1816—1817
Тип объекта: Фреска
Местонахождение: Государственные музеи, Берлин
Святое семейство
1809—1811
Штеделевский институт искусств, Франкфурт-на-Майне
Три Марии у Гроба Господня
Около 1822
Новая пинакотека, Мюнхен
Источник