Другое измерение
Пётр Константинович Лещенко (02/14.06.1898, с. Исаево, Одесская губ.- 16.07.1954, Брашов, Румыния) – певец, баритональный тенор. В начале ХХ века его семья переехала в Кишинев, где Пётр Лещенко закончил духовную семинарию. Пел в церковном хоре. Начал выступать в кишиневском иллюзионе «Орфеум» (танцевал лезгинку с кинжалом во рту), пел под гитару в ресторане «Сюзанна». В 1918 г. Бессарабия стала румынской территорией, и семья Петра Лещенко, оказавшись на положении эмигрантов, обосновалась в Бухаресте. Петр Лещенко и его сестры Валентина и Екатерина пели и танцевали в маленьком ресторанчике «Наш домик». В 1920-е годы учился в Парижском хореографическом училище. Вместе с женой-танцовщицей Зинаидой Закит гастролировал по странам Европы. Первый сольный концерт Петра Лещенко-вокалиста состоялся в Риге в кафе «AT» (1930) в сопровождении небольшого оркестра, при участии композитора Оскара Строка. «Мое последнее танго» Строка принесло Лещенко триумфальный успех. В 1933 г. после поездки в Англию приобрел европейскую известность. Выступал в престижных ресторанах, записывался на пластинки фирмами «Колумбия», «Парлофон». Открыл собственный ресторан «Пётр Лещенко» в центре Бухареста, где работал оркестр под рук. композитора Жоржа Ипсиланти, танцевало «трио Лещенко» (две сестры Петра Лещенко и его жена Закит), пел небольшой хор и три солистки (среди них Алла Баянова). Пётр Лещенко пел и играл на гитаре после полуночи, посетителям есть и пить в это время запрещалось. Несмотря на железный занавес, напетые Петром Лещенко пластинки получили распространение в нашей стране еще в 30-е гг. («Черные глаза», «Скажите, почему», «Синяя рапсодия» и другие вещи Строка, «Татьяна», «Вино любви», «Блины» и другие М. Марьяновского, песни «Чубчик кучерявый», «Сашка», «Моя Марусенька» на ст. Л. и др.). Выразительная исполнительская манера одушевляла банальную мелодию, небольшого диапазона голос передавал различные оттенки чувств: нежность, лукавство, сердечную тоску. Репертуар Петра Лещенко был широк и разнообразен: танго, фокстроты, вальсы, романсы, частушки, солдатские, «уличные» попевки, народные русские, украинские и цыганские песни, а также песни И. Дунаевского, братьев Покрасс, Б. Фомина, Н. Богословского. В годы немецко-румынской оккупации вернулся в Одессу, где открыл свой ресторан-варьете «Норд» (1942-1943). В 1943 Пётр Лещенко вернулся в Бухарест, до 1945 продолжал работать в ресторанах. После прихода советских войск выступал с концертами по городам Румынии. Пронзительно звучала в его исполнении песня Ж. Ипсиланти «Я тоскую по Родине». В 1951 г. Пётр Лещенко репрессирован румынскими властями, погиб в заключении. Его вторую жену, Белоусову, вернули под конвоем в Россию, приговорили к 25 годам лагерей. В 50-е гг. она была реабилитирована.
1. Алёша (Г.Корологос — П.Лещенко) — 2.57
2. Андрюша (М.Белостоцкий — П.Лещенко) — 2.46
3. Аникуша (К. Романов — П. Лещенко) — 3.22
4. Барселона (М.Марьяновский) — 2.55
5. Бессарабянка (П.Лещенко) — 2.43
6. Блины (М.Марьяновский) — 2.45
7. Бродяга (народная) — 2.36
8. Буран (П.Лещенко) — 2.51
9. Бэллочка (П.Лещенко) — 3.17
10. В цирке (П. Лещенко — М.Мирский) — 3.33
11. Ванька, милый (М.Марьяновский) — 2.42
12. Ваня (С.Шапиро) — 3.04
13. Вернись (Г.Ипсиланти) — 3.04
14. Вернулась снова ты (П.Лещенко) — 3.09
15. Веселись, душа (П.Лещенко) — 3.21
16. Веселый ветер (И.Дунаевский — В.Лебедев-Кумач) — 2.52
17. Вечерний звон (А.Масолов, Л.Гаврилов — И.Козлов) — 2.37
18. Вино любви (М.Марьяновский) — 2.55
19. Возле леса у реки (Я.Пригожий) — 3.18
20. Всё за любовь я прощаю (Г.Варс — П.Лещенко) — 3.00
21. Всё лгут цыгане (А.Гурович — П.Лещенко) — 3.01
22. Всё, что было (Ю.Давыдов — П.Герман) — 2.47
23. Гармошка (Л.Лески — В.Селенгель) — 2.56
24. Голубые глаза (О. Строк) — 3.02
25. Давай простимся (П.Лещенко) — 3.14
26. Два сердца (Г.Северский) — 3.02
27. Две гитары (муз.народная — А.Григорьев) — 3.08
28. Девонька (авторы неизвестны) — 3.28
29. Дивный вальс (Н.Листов — М. Рудерман) — 3.10
30. Друзья (П.Лещенко) — 2.57
31. Жизнь цыганская (Д.Покрасс — Б.Тимофеев) — 3.16
32. За гитарный перебор (Ю.Хайт — А.Григорьев) — 3.26
33. Забыть тебя (С.Шапиро — П.Лещенко) — 3.09
34. Завял наш бедный сад (А.Суханов) — 3.01
35. Заря восход играет (цыганский романс) — 3.11
36. И льется песня (В.Кручинин — М.Лахтин) — 3.22
37. Играй, цыган (английский вальс) — 3.03
38. Кавказ (М.Марьяновский) — 3.11
39. Как хороши вечерние зарницы (С.Франк — О.Франк) — 3.24
40. Капитан (И.Дунаевский — В.Лебедев-Кумач) — 3.31
41. Капризная, упрямая (А.Карчевский) — 3.21
42. Караван (Б.Прозоровский — Б.Тимофеев) — 3.33
43. Карие очи (украинская народная песня) — 3.13
44. Катя (О.Строк — И.Беркович, П.Лещенко) — 2.32
45. Когда зажгутся фонари (П.Андрееску — П.Лещенко) — 3.05
46. Колечко (С.Франк — О.Франк) — 3.33
47. Колокольчик А.Гурилев — И.Макаров) — 2.35
48. Комарик (украинская народная песня) — 3.01
49. Кто ты (М.Марьяновский) — 3.17
50. Легко на сердце от песни веселой (И.Дунаевский — В.Лебедев-Кумач) — 2.40
51. Лола (авторы неизвестны) — 3.27
52. Лошадки (П.Лещенко) — 3.16
53. Любимая (П.Лещенко) — 2.45
54. Мальчишечка (народная) — 2.58
55. Марфуша (М.Марьяновский) — 3.03
56. Метелица (И.Татаринов) — 2.49
57. Миранда (М.Марьяновский) — 3.05
58. Миша (Г.Вильнов — П.Лещенко) — 2.52
59. Мое последнее танго (О.Строк) — 3.10
60. Мой друг (А.Гольд — П.Лещенко) — 3.07
61. Моя Марусечка (П.Лещенко — Е.Вильнов) — 2.57
62. Мрачное воскресенье (Р.Шереш — П.Лещенко) — 3.21
63. Мусенька (О.Строк) — 3.20
64. Мы с тобой цыгане (Я.Фельдман — К.Подревский) — 3.14
65. Надя-Надечка (А.Альбинин — П.Лещенко) — 2.34
66. Настенька (Т.Корень — П.Лещенко) — 2.09
67. Настя-ягодка (М.Марьяновский) — 2.51
68. Наташа (А.Альбин — П.Лещенко) — 2.24
69. Не плачь ты, мой бэби (К.Романо — П.Лещенко) — 3.09
70. Не покидай (О.Строк) — 3.27
71. Не уходи (Е.Скляров — П.Лещенко) — 3.17
72. Останься (Е.Скляров — П.Лещенко) — 3.17
73. От Бессарабии до Риги (П.Лещенко) — 3.00
74. Песнь гитары (обр.О.Строка) — 3.02
75. Песня о родине (И.Дунаевский — В.Лебедев-Кумач) — 3.30
76. Петрушка (А.Альбин — П.Лещенко) — 3.14
77. Пой, цыган, плачь, цыган (Б.Фомин — Б.Тимофеев) — 3.40
78. Пой, цыгане (обр.Б.Прозоровского — П.Лещенко) — 3.36
79. Послушай, что скажу я (А.Альбин — П.Лещенко) — 2.35
80. Праздник в деревне (народная) — 3.00
81. Признайся мне (А.Гольд — П.Лещенко) — 3.16
82. Прощай, мой табор (Б.Прозоровский — В.Маковский) — 3.12
83. Рюмка водки (М.Марьяновский) — 2.59
84. Сашка (М.Хальм, П.Лещенко — П.Лещенко) — 2.55
85. Сегодня буду день последний ждать (Я.Фельдман — Н.Осенин) — 3.03
86. Сердце (И.Дунаевский — В.Лебедев-Кумач) — 2.51
87. Сердце мамы (З.Карасинский — И.Катаска) — 2.56
88. Серенада (С.Сьерра-Леоне — П.Лещенко) — 3.12
89. Синьорита (авторы неизвестны) — 3.23
90. Синяя рапсодия (О.Строк — Н.Лабковский) — 2.55
91. Скажите, почему (О.Строк) — 3.33
92. Скучно (А.Влади — П.Лещенко) — 3.03
93. Спи, мое бедное сердце (О.Строк) — 3.13
94. Стаканчики граненые (Б.Прозоровский — Г.Гридов) — 3.09
95. Станочек (Б.Прозоровский — Б.Тимофеев) — 3.19
96. Студенточка (К.Москоподь — П.Лещенко) — 3.10
97. Татьяна (М.Марьяновский) — 3.07
98. Темная ночь (Н.Богословский — В.Агатов) — 2.33
99. Тпру-ты-ну-ты (народная) — 2.51
100. Тринце-бринце (народная) — 2.57
101. Трошка (Н.Тагамлицкий) — 3.17
102. Туманно на душе (Е.Скляров — Н.Кушнир) — 3.34
103. Ты едешь пьяная (П.Лещенко) — 3.33
104. Ты и эта гитара (Е.Петерсбургский — Ратиновский) — 2.59
105. У самовара (авторы неизвестны) — 3.00
106. Увяли грёзы (В.Найкауско) — 2.53
107. Уйди (авторы неизвестны) — 3.22
108. Ха-ча-ча (В.Гейман — рус.текст П.Лещенко) — 2.54
109. Хорош мальчик уродился (цыганская песня, обр.П.Лещенко) — 2.50
110. Цыганочка моя (О.Строк — И.Беркович) — 3.03
111. Частушки (П.Лещенко) — 2.41
112. Частушки-переберушки (П.Лещенко) — 2.58
113. Черные глаза (О.Строк) — 3.13
114. Черные косы (П.Лещенко) — 2.52
115. Что мне горе (С.Покрасс — П.Герман) — 3.06
116. Чубчик (обр.П.Лещенко) — 2.59
117. Эй, друг-гитара (Б.Фомин — Б.Тимофеев) — 2.53
118. Я бы так хотел любить (Е.Скляров — Н.Михайлова) — 3.14
Записи разных лет
Формат: МР3 807,3 МВ
—>Категория : Аудио | —>Просмотров : 4952 | Добавил(а) : Vik
Источник
Ноты для фортепиано — Петр Лещенко
Издание «Петр Лещенко» открывает серию «Мастера эстрады XX века», куда войдут сборники популярных песен из репертуара И. Юрьевой, А. Баяновой, В. Козина, Г. Виноградова, Л. Утесова, К. Шульженко и др. Песни даны в несложном переложении для фортепиано, что делает их доступными для широкого круга любителей песни.
Мастера эстрады XX века
Петр Лещенко
Популярные песни в переложении для фортепиано (подтекстовка)
составитель С. Соколова
Только описание.
«И льется песня свободно, звонко.»
Именно так — свободно и звонко — звучал голос певца, чей неповторимый тембр и манеру исполнения, к счастью, сохранили для нас многочисленные аудиозаписи. Сегодня мы хотим предложить вашему вниманию сборник «Петр Лещенко», в который вошли песни из репертуара этого талантливого певца и артиста.
Петр Константинович Лещенко (1898-1954) родился в крестьянской семье в небольшом поселке под Одессой. Еще в детстве он пел в церковном хоре, научился играть на балалайке и гитаре. Повзрослев, стал выступать на небольших эстрадных площадках, исполняя популярные песенки и куплеты. Позднее семья перебралась в Кишинев, в то время главный город Бессарабской губернии. Однако в 1918 году, после аннексии Бессарабии Румынией, вся семья Лещенко, получившая румынское гражданство, поневоле оказалась в эмиграции.
В 20-х годах Лещенко переехал в Париж, где встретил удивительную женщину, талантливую танцовщицу Зинаиду Закит (правильнее Закис), которая впоследствии стала его женой. В 1928 году молодая семья вернулась в Кишинев. К этому времени город стал провинциальным, и ни о какой артистической карьере здесь помышлять не приходилось. По этой причине Лещенко и Закит в 1930 году переезжают на родину жены в Ригу, которую в те годы называли «прибалтийским Парижем». Здесь Лещенко вместе с женой выступают в небольших кафе и кинотеатрах. В Риге происходит очень важная для Лещенко встреча с Оскаром Строком, изменившая дальнейшую судьбу артиста. Началось плодотворное сотрудничество певца и композитора.
В 1932 году, при поддержке двух английских меценатов, поклонников певца, за небольшой промежуток времени Петр Лещенко записал в Лондоне более шестидесяти пластинок и в 1933 году вернулся в Румынию вместе с женой, сыном и немалым состоянием. Став достаточно богатым человеком, он в 1936 году начал свое дело — на главной улице Бухареста открыл большой, роскошный ресторан «Лещенко», где сам пел и осуществлял общее руководство. Выступления Петра Лещенко пользовались колоссальным успехом. Он становится звездой румынской столицы. Впрочем, всеобщее признание не делало Лещенко «серьезным» певцом. А. Вертинский называл его «ресторанным певцом», а Ф. Шаляпин, оценивая пение артиста, вальяжно заметил: «Да, глупые песенки поет неплохо». Конечно, Петра Константиновича огорчали такие нелестные отзывы мастеров, но его поддерживала любовь и преданность многочисленных поклонников и друзей.
В 1941 году Германия вместе с Румынией вступила в войну с СССР. Петр Лещенко не призывался на военную службу в румынскую армию, но был приглашен дать несколько концертов на оккупированной немцами советской территории, на что он согласился, не предполагая, какими тяжкими последствиями обернется этот поступок в дальнейшем.
На одном из концертов в оккупированной Одессе в мае 1942 года он познакомился с Верой Белоусовой, студенткой Одесской консерватории. Роман развивался стремительно, несмотря на очень большую разницу в возрасте. Вернулся Лещенко в Бухарест вместе с Верой. Зинаида Закит, естественно, была категорически против этого союза и приложила максимум усилий, чтобы отправить неверного мужа на фронт. С октября 1943 по март 1944 года Лещенко тянул лямку в качестве организатора развлечений для немецких офицеров, отдыхавших в крымских санаториях. И все же, вернувшись летом 1944 года в Бухарест, Лещенко разводится с Закит и женится на Вере Белоусовой. Вскоре в Румынию вошли советские войска, но «темное прошлое» — «сотрудничество с оккупантами» — вызывало настороженное и недоброжелательное отношение к Лещенко со стороны официальных властей. В то же время у широкой публики он пользовался заслуженной любовью и популярностью. Его обаяние, красивый, «теплый и родной» голос, репертуар из всеми любимых довоенных, военных и советских песен обеспечивали ему неизменный успех. Благосклонный прием у Г.К. Жукова, казалось, растопил лед неприязни. Лещенко и Белоусова становятся штатными артистами Бухарестского театра эстрады, оформляют советское гражданство, но все срывается в последний момент: на прощальной встрече с друзьями Лещенко сказал, что его сердце остается здесь. Этой «измены» новая родина ему не простила. В марте 1951 года Петра Константиновича арестовали во время концерта. В июле 1952-го арестовали и его жену, Веру Белоусову.
Умер Петр Константинович Лещенко летом 1954 года в заключении, в румынском лагере.
Имя Петра Лещенко, слава которого пришлась на 20-30-е годы двадцатого столетия, широко известно во всем мире. Редкий по красоте, поставленный от природы бархатный баритон, легкая, свободная манера пения, лиричность и задушевность исполнения, подлинный артистизм снискали ему всеобщую любовь и признание. Лещенко пел романсы и песни О. Строка, М. Марьяновского, Б. Фомина, Е. Склярова, Дм. и С. Покрассов, Б. Прозоровского, И. Дунаевского и других советских композиторов, украинские, цыганские и русские народные песни. Искренние, легко запоминающиеся, часто в танцевальных ритмах танго и фокстрота песенки о любви, верности, дружбе, встречах и разлуках, радостях и печалях, о теплоте простых человеческих отношений были созвучны чувствам и настроениям слушателей всех возрастов.
Непростым оказался путь признания П. Лещенко в нашей стране. Первые записи певца приходят в советскую Россию еще в 30-е годы. Но настоящий лещенковский бум начался уже после смерти певца. Появились многочисленные полулегальные, самодельные гибкие пластинки с записями песен в его исполнении, которыми увлекались и старшее поколение, и молодежь. Однако официальные органы продолжали хранить молчание. И только в 1981 году, к 90-летию со дня рождения певца, появились первые газетные публикации и вышла долгоиграющая пластинка с некогда популярными песнями в его прекрасном исполнении.
Наш сборник — дань памяти замечательного певца — послужит восстановлению исторической справедливости. Мы надеемся, что издание понравится поклонникам Петра Лещенко и привлечет внимание к его творчеству многочисленного круга музыкантов-любителей.
В. Бекетова
ВИНО ЛЮБВИ. Музыка и слова М. Марьяновского
ЧЕРНЫЕ ГЛАЗА. Музыка и слова О. Строка
ТАТЬЯНА. Музыка и слова М. Марьяновского
У САМОВАРА. Музыка Ф. Гордон, слова П. Лещенко
МОЕ ПОСЛЕДНЕЕ ТАНГО. Музыка и слова О. Строка
ДУНЯ (Блины). Музыка и слова М. Марьяновского
ГОЛУБЫЕ ГЛАЗА. Музыка и слова О. Строка
БАРСЕЛОНА. Музыка и слова М. Марьяновского
СПИ, МОЕ БЕДНОЕ СЕРДЦЕ. Музыка О. Строка, слова И. Альтшулера
МАРФУША. Музыка и слова М. Марьяновского
УВЯЛИ ГРЕЗЫ. Музыка и слова Найкауско
УЙДИ. Авторы неизвестны
БЕДНОЕ СЕРДЦЕ МАМЫ. Музыка 3. Карасингского и И. Катаски, слова П. Лещенко
КАПРИЗНАЯ, УПРЯМАЯ. Музыка 3. Карчевского, слова А. Кошевой.
КАК ХОРОШИ ДАЛЕКИЕ ЗАРНИЦЫ. Музыка С. Франка, слова О. Франк
КОЛЕЧКО. Музыка С. Франка, слова О. Франк
ДВА СЕРДЦА. Музыка и слова Ж. Северского
КАРАВАН. Музыка Б. Прозоровского, слова Б. Тимофеева
ДЕВОНЬКА. Авторы неизвестны
В ЦИРКЕ. Музыка А. Мирского, слова А. Агнивцева.
СИНЬОРИТА. Авторы неизвестны
МИРАНДА. Музыка О. Строка, слова М. Марьяновского и О. Строка
ЦЫГАНОЧКА МОЯ. Музыка О. Строка и И. Берковича, слова О. Строка
ВСЕ, ЧТО БЫЛО. Музыка Д. Покрасса, слова П. Германа
ЭЙ, ДРУГ-ГИТАРА ! Музыка Б. Фомина, слова Б. Тимофеева
И ЛЬЕТСЯ ПЕСНЯ. Музыка В. Кручинина, слова М. Лахтина
МОЯ МАРУСЕЧКА. Музыка Г. Вильнова, слова П. Лещенко
КАВКАЗ. Музыка и слова М. Марьяновского
ЧУБЧИК. Народная песня. Обработка П. Лещенко
ПРИЗНАЙСЯ МНЕ. Музыка А. Гольда, слова П. Лещенко
СТУДЕНТОЧКА. Музыка К. Москопода, слова П. Лещенко
КОГДА ЗАЖГУТСЯ ФОНАРИ. Музыка П. Андреску, слова П. Лещенко
КАТЯ. Музыка О. Строка и И. Берковича, слова П. Лещенко
ДАВАЙ ПРОСТИМСЯ. Румынское танго. Музыка и слова П. Лещенко
СКАЖИТЕ, ПОЧЕМУ! Музыка О. Строка, автор слов неизвестен
НЕ УХОДИ. Музыка Е. Склярова, слова П. Лещенко
ПОЙ ЦЫГАНЕ! Цыганский романс. Обработка Б. Прозоровского, слова П. Лещенко
ТЫ ЕДЕШЬ ПЬЯНАЯ. Музыка и слова П. Лещенко
ВЕРНУЛАСЬ СНОВА ТЫ. Музыка и слова П. Лещенко
Источник