Три части из «Петрушка»
Игорь Федорович родился в Ораниенбауме 5 (17) июня 1882 года. Его творчество пропитано всей уникальностью музыкальной культуры XX века. Его сочинения современники сравнивают с творениями известного живописца Пикассо. Они, несомненно, настолько же велики и прекрасны.
Русский пианист, композитор и дирижер начал свой творческий путь с малых лет. Его отец – Федор Стравинский является известным певцом с польскими корнями. Хотя существует мнение, что род Стравинских происходит из Украины, а именно из Волыни. В 9 лет мальчик начал учиться игре на фортепиано, а уже в 18 поступил в Санкт–Петербургский университет на юридический факультет по настоянию родителей.
Однако парень не терял идеи о карьере музыканта и усиленно продолжал обучение, но уже самостоятельно. Он брал уроки у самого Н. А. Римского–Корсакова. Именно под руководством этого замечательного и талантливого преподавателя Стравинский написал свои первые произведения. Это были соната и скерцо для фортепиано, Симфония Es-dur, для оркестра «Фейерверк».
Его талант быстро заметил Сергей Дягилев, который вскоре предложил ему написать балет для новой постановки. В это же время он постоянно путешествует из России в Париж и наоборот. Вскоре уезжает в Швейцарию, где остается на 4 года. Особое восхищение у Стравинского вызывал композитор Эрик Сати. Его творчество оставило значительный след в музыкальных порывах Игоря Федоровича.
По окончанию Первой мировой войны Стравинский решает переехать во Францию. Там он пишет балет «Пульчинелла» на заказ Дягилева. В роли пианиста Стравинский дебютировал в 1924 году. В это же время появляются все новые и новые симфонии, балеты, ансамбли. Немного позже он обращается к концертному жанру. Таким образом, он пишет замечательный Концерт для скрипки с оркестром.
Многое в его творчестве связанно с США. Существует даже мысль о том, что Стравинский был арестован за искажение музыки гимна, что противоречило нормам и правилам США. Длительное время он жил там. Сначала в Сан–Франциско, потом в Лас–Вегасе. Много гастролировал по Европе в качестве не только пианиста, но и дирижера.
В 1962 году приезжает в СССР, выступает с концертами в Москве, Ленинграде. Умер 6 апреля 1971 года. Похоронен в Италии рядом со своей женой и другом Сергеем Дягилевым. С его работами можно ознакомиться у нас. Также скачать бесплатно ноты и прослушать композиции.
Смотрите также ноты произведений композитора Игорь Стравинский:
Источник
Игорь Федорович Стравинский. Три фрагмента из балета «Петрушка»
«Мне захотелось развлечься сочинением оркестровой вещи, где рояль играл бы преобладающую роль», – так описывал Игорь Федорович Стравинский возникновение замысла произведения, которое в конечном итоге стало балетом «Петрушка». Но все-таки изначально музыкальная идея возникла вне связи со сценическим действом (хотя композитору и представлялся «образ игрушечного плясуна, внезапно сорвавшегося с цепи») – он думал о концертном произведении для рояля с оркестром, в котором виртуозность рояля оказывается бессильной перед огромной массой оркестра, подавляющего своими «угрожающими фанфарами» – так раскрывалась идея конфликта между личностью и обществом, между художником и толпой. И хотя идея получила развитие в виде балета, фортепианное начало не исчезло – рояль был включен в балетную партитуру, а через десять лет после успешной премьеры балета композитор возвращается к идее концертной пьесы.
Стравинский создает на темы «Петрушки» произведение не для фортепиано с оркестром, а для фортепиано соло, аранжировав три отрывка. Так в 1921 г. рождается фортепианная транскрипция «Три фрагмента из балета «Петрушка», посвященная пианисту Артуру Рубинштейну, на чье исполнение рассчитывал автор. Произведение состоит из трех частей, заглавия которых соответствуют сценам из балета: «Русская», «У Петрушки» и «Масленица». Две яркие «картины», написанные «широкими мазками», оттеняются средней частью с ее «графическими линиями».
«Три фрагмента из балета «Петрушка» родились на стыке двух периодов творчества Стравинского – русского и неоклассического, и применительно к русскому периоду их можно назвать центральным фортепианным произведением композитора. Оно исключительно сложно в техническом отношении – настолько, что сам Стравинский, будучи пианистом, никогда его не исполнял. Истоки пианизма «Петрушки» многообразны – это и романтизм, и импрессионизм, но самой очевидной параллелью представляется «Исламей» Милия Алексеевича Балакирева. Впрочем, пианистический стиль Стравинского, проявившийся в этом сочинении, нельзя свести к «сумме традиций» – это новаторское произведение, порожденное ХХ столетием. Если XIX век мог искать в фортепианном звуке кантиленное начало, то в «Трех фрагментах из балета «Петрушка» фортепиано почти не «поет» – даже там, где композитор цитирует русские народные песни («Ах вы, сени», «Вдоль по Питерской»), их жанровая природа не играет определяющей роли, они не получают широкого музыкального развития (как это бывало у русских композиторов XIX столетия), оставаясь лишь мимолетными «штрихами» к яркой картине масленичного гуляния. Стравинский подчеркивает «ударную» природу инструмента. Главную роль играет прием martellato – прямой удар, полная противоположность legato. Парадоксальным образом с такими приемами сочетается весьма широкое использование педали – на ее фоне происходят многочисленные «броски» аккордов, скачки в басовой линии, глиссандирование и тремоло. Значительную роль играет в транскрипции уплотнение фактуры варьируемых попевок путем диатонического «перебора» аккордовых блоков. Те приемы, которые возникли до Стравинского, получают у него новую интерпретацию. Например, «ленточное» аккордовое движение появилось в творчестве импрессионистов, но у Стравинского каскады параллельных аккордов преобразуются и гармонически, и ритмически.
Музыкальный «мир» произведения соткан из противоречий: красочная импрессионистская «звукопись» в ярких «лубочных картинках» – и тонкое раскрытие трагического образа главного героя, сочетание фактуры плотной, «тяжелой» – и прозрачной, полифонической и гомофонной. Столь же противоречивой предстает ритмическая организация с многочисленными наслоениями регулярных и синкопированных фигур. В целом для ритма «Петрушки» характерно смещение акцента на слабую долю при исключительной детализации ритмического рисунка, а варианты ритмического движения играют весьма важную роль в формообразовании.
Музыкальная ткань «Трех фрагментов из балета «Петрушка» многослойна. В ней выделяется множество динамических уровней. В развитии тематизма фортепианная фактура постоянно подвергается изменениям, и благодаря этому сопоставление разделов формы приобретает особую рельефность.
Эта фортепианная транскрипция балетных фрагментов с ее обилием разнообразных виртуозных приемов может быть названа подлинной «пианистической энциклопедией» своей эпохи. Новаторство Стравинского, проявившееся в этом произведении, получило дальнейшее развитие не только в его собственных последующих сочинениях, но и в фортепианной музыке ХХ столетия в целом. Наряду с Прокофьевым и Бартоком Стравинский сыграл важную роль в обновлении пианизма, и одним из решительных шагов на этом пути стали «Три фрагмента из балета «Петрушка».
Источник
Игорь Федорович Стравинский. Три фрагмента из балета «Петрушка»
«Мне захотелось развлечься сочинением оркестровой вещи, где рояль играл бы преобладающую роль», – так описывал Игорь Федорович Стравинский возникновение замысла произведения, которое в конечном итоге стало балетом «Петрушка». Но все-таки изначально музыкальная идея возникла вне связи со сценическим действом (хотя композитору и представлялся «образ игрушечного плясуна, внезапно сорвавшегося с цепи») – он думал о концертном произведении для рояля с оркестром, в котором виртуозность рояля оказывается бессильной перед огромной массой оркестра, подавляющего своими «угрожающими фанфарами» – так раскрывалась идея конфликта между личностью и обществом, между художником и толпой. И хотя идея получила развитие в виде балета, фортепианное начало не исчезло – рояль был включен в балетную партитуру, а через десять лет после успешной премьеры балета композитор возвращается к идее концертной пьесы.
Стравинский создает на темы «Петрушки» произведение не для фортепиано с оркестром, а для фортепиано соло, аранжировав три отрывка. Так в 1921 г. рождается фортепианная транскрипция «Три фрагмента из балета «Петрушка», посвященная пианисту Артуру Рубинштейну, на чье исполнение рассчитывал автор. Произведение состоит из трех частей, заглавия которых соответствуют сценам из балета: «Русская», «У Петрушки» и «Масленица». Две яркие «картины», написанные «широкими мазками», оттеняются средней частью с ее «графическими линиями».
«Три фрагмента из балета «Петрушка» родились на стыке двух периодов творчества Стравинского – русского и неоклассического, и применительно к русскому периоду их можно назвать центральным фортепианным произведением композитора. Оно исключительно сложно в техническом отношении – настолько, что сам Стравинский, будучи пианистом, никогда его не исполнял. Истоки пианизма «Петрушки» многообразны – это и романтизм, и импрессионизм, но самой очевидной параллелью представляется «Исламей» Милия Алексеевича Балакирева. Впрочем, пианистический стиль Стравинского, проявившийся в этом сочинении, нельзя свести к «сумме традиций» – это новаторское произведение, порожденное ХХ столетием. Если XIX век мог искать в фортепианном звуке кантиленное начало, то в «Трех фрагментах из балета «Петрушка» фортепиано почти не «поет» – даже там, где композитор цитирует русские народные песни («Ах вы, сени», «Вдоль по Питерской»), их жанровая природа не играет определяющей роли, они не получают широкого музыкального развития (как это бывало у русских композиторов XIX столетия), оставаясь лишь мимолетными «штрихами» к яркой картине масленичного гуляния. Стравинский подчеркивает «ударную» природу инструмента. Главную роль играет прием martellato – прямой удар, полная противоположность legato. Парадоксальным образом с такими приемами сочетается весьма широкое использование педали – на ее фоне происходят многочисленные «броски» аккордов, скачки в басовой линии, глиссандирование и тремоло. Значительную роль играет в транскрипции уплотнение фактуры варьируемых попевок путем диатонического «перебора» аккордовых блоков. Те приемы, которые возникли до Стравинского, получают у него новую интерпретацию. Например, «ленточное» аккордовое движение появилось в творчестве импрессионистов, но у Стравинского каскады параллельных аккордов преобразуются и гармонически, и ритмически.
Музыкальный «мир» произведения соткан из противоречий: красочная импрессионистская «звукопись» в ярких «лубочных картинках» – и тонкое раскрытие трагического образа главного героя, сочетание фактуры плотной, «тяжелой» – и прозрачной, полифонической и гомофонной. Столь же противоречивой предстает ритмическая организация с многочисленными наслоениями регулярных и синкопированных фигур. В целом для ритма «Петрушки» характерно смещение акцента на слабую долю при исключительной детализации ритмического рисунка, а варианты ритмического движения играют весьма важную роль в формообразовании.
Музыкальная ткань «Трех фрагментов из балета «Петрушка» многослойна. В ней выделяется множество динамических уровней. В развитии тематизма фортепианная фактура постоянно подвергается изменениям, и благодаря этому сопоставление разделов формы приобретает особую рельефность.
Эта фортепианная транскрипция балетных фрагментов с ее обилием разнообразных виртуозных приемов может быть названа подлинной «пианистической энциклопедией» своей эпохи. Новаторство Стравинского, проявившееся в этом произведении, получило дальнейшее развитие не только в его собственных последующих сочинениях, но и в фортепианной музыке ХХ столетия в целом. Наряду с Прокофьевым и Бартоком Стравинский сыграл важную роль в обновлении пианизма, и одним из решительных шагов на этом пути стали «Три фрагмента из балета «Петрушка».
Источник
Петрушка стравинского для фортепиано
СЮИТЫ ИЗ БАЛЕТОВ
Жар-птица
Сюита для большого оркестра (1911). Партитура
Сюита для оркестра двойного состава (1919). Партитура
Дивертисмент, сюита из балета «Поцелуй феи» для оркестра. Партитура (редакция 1949 года)
Пульчинелла. Сюита для камерного оркестра. Партитура (редакция 1949 года)
11.
КАМЕРНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Фрагменты балета «Жар-птица» для скрипки и фортепиано
Вступление и хоровод царевен. Клавир и партия скрипки
Колыбельная. Клавир и партия скрипки
Скерцо (Игра золотыми яблочками). Клавир и партия скрипки
Русская из балета «Петрушка», для скрипки и фортепиано. Клавир и партия скрипки
Два фрагмента из оперы «Соловей» для скрипки и фортепиано
Песня соловья. Клавир и партия скрипки
Китайский марш. Клавир и партия скрипки
Три пьесы для струнного квартета. Партитура и партии
Эбеновый (Чёрный) концерт для кларнета и джазового ансамбля. Партитура
Сказка о беглом солдате и чёрте. Сюита для кларнета, скрипки и фортепиано. Партитура и партии
Рэгтайм для 11-ти инструментов
Партитура
Клавир
Три пьесы для кларнета соло
Концертино для струнного квартета
Партитура
Клавир — см. в архиве StrSc-16.rar
Октет для духовых инструментов
Партитура (редакция 1952 года)
Клавир
Итальянская сюита для скрипки и фортепиано
Клавир и партия скрипки (редакция 1925 года)
Клавир и партия скрипки (редакция 1933 года)
Итальянская сюита для виолончели и фортепиано. Клавир и партия виолончели
Дивертисмент, сюита из балета «Поцелуй феи» для скрипки и фортепиано. Клавир и партия скрипки
Баллада из балета «Поцелуй феи». Клавир и партия скрипки
Концертный дуэт (Duo concertant) для скрипки и фортепиано. Клавир и партия скрипки
Прелюдия для джазового ансамбля (редакция 1953 года). Партитура
Элегия памяти Альфонса Онну для альта или скрипки соло
Колыбельная из оперы «Похождения повесы» для двух продольных флейт
Септет. Партитура
Эпитафия к надгробию князя Макса Эгона Фюрстенбергского. Партитура
Двойной канон памяти Рауля Дюфи для струнного квартета. Партитура
Восемь миниатюр для 15 исполнителей. Партитура
Фанфара для Нового Театра, для двух труб in C
13.
РОМАНСЫ И ПЕСНИ
Фавн и пастушка, ор. 2
Партитура (текст на русском языке)
Партитура (текст на французском и немецком языках)
Клавир
Пастораль, песнь без слов для голоса и фортепиано
Две песни на слова С. Городецкого для голоса и фортепиано, ор. 6
Два стихотворения П. Верлена для голоса и фортепиано, ор. 9
Редакция 1910 года
Редакция 1954 года
Редакция для голоса с оркестром (1951). Партитура
Два стихотворения К. Бальмонта для высокого голоса и фортепиано
Редакция 1911 года
Редакция для голоса с камерным ансамблем (1954). Партитура
Три стихотворения из японской лирики для голоса и камерного ансамбля
Партитура
Клавир
Три песенки: из воспоминаний юношеских годов для голоса и фортепиано
Песня Соловья из оперы «Соловей» для голоса и фортепиано
Песня Параши из оперы «Мавра»
Редакция для голоса и фортепиано
Редакция для голоса и камерного оркестра. Партитура
Прибаутки, шуточные песенки для голоса и 8 инструментов
Партитура
Клавир
Три истории для детей (Trois histoires pour enfants) для голоса и фортепиано
Колыбельные песни кота для контральто и трёх кларнетов
Партитура
Клавир
Четыре русские песни для голоса и фортепиано (1919)
Три песни из У. Шекспира для меццо-сопрано, флейты, кларнета и альта
Четыре песни для голоса, флейты, арфы и гитары (1954)
Сова и кошечка для голоса и фортепиано
15.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ СТРАВИНСКОГО В ОБРАБОТКЕ ДРУГИХ АВТОРОВ
Концертино для струнного квартета. Клавир (переложение Артура Лурье)
Сюита из балета «Жар-птица» для фортепиано (обр. Гвидо Агости)
Сюита из балета «Жар-птица» для фортепиано (обр. Сэма Рафлинга)
Китайский марш из оперы «Соловей» для фортепиано (обр. Тивадара Санто)
Сюита из балета «Петрушка» для фортепиано (обр. Тивадара Санто)
Полька и Вальс из цикла «Три лёгкие пьесы для фортепиано в 4 руки». Обработка Сулимы Стравинского для фортепиано в 2 руки
Вариация Аполлона из балета «Аполлон Мусагет» для скрипки соло (обр. Йожефа Сигети)
BB (для форума)
Всего комментариев: 46 | |
И действительно «Потоп»: Я рад, что ноты пригодились, А я вот утром телефон отключил. Ещё достаточно живы воспоминания о прошлых 1х апреля. Доживу до понедельника) Георгий, кстати. О неизвестной редакции 1й симфонии Чайковского — это не розыгрыш. Это в самом деле оригинальная версия. Я вас подколол)) Простите) Вот вам. Стравинский на баяне (точнее на аккордеоне). Туча, романс для голоса и фортепиано (Сл. А. С. Пушкина). 1902 Это только русский период Большое спасибо! «Эдип-царь» (редакция 1948 г.) (партитура) http://files.mail.ru/VA5WCL У меня следующие партитуры Стравинского. Пишите, если что-то нужно: Capriccio (2 piano reduction) Elegie for viola solo Le Rossignol Piano Sonata in F sharp minor Sonata for Two Pianos Oedipus Rex (vocal score) Источник |