Джон Леннон и его гитары
Песни Джона Леннона (1940–1980) времён хоть The Beatles, хоть его сольной карьеры – это действительно великие песни. Если не по сумме музыкальных достоинств, то хотя бы по одному факту авторства. А раз так, то в разряд «великих» переходят и те инструменты, на которых эти песни были сочинены и записаны – да-да, вспомните, какие рекордные в своём секторе суммы собирали гитары Джона, выставлявшиеся в последние годы на аукционы! И в канун 78-й годовщины со дня рождения Джона просто грех не вспомнить о его гитарах, внесших свою лепту в звук The Beatles и просто в образ Леннона-музыканта.
В представлении обычного меломана гитара рок-героя – этот тот инструмент, с которым он появляется на сцене и, соответственно на фотографиях и на телеэкране. Поэтому даже не самые искушённые люди знают, что основные гитары Джона Леннона – это Rickenbacker 325 (6- и 12-струнные модели) и электроакустическая гитара Gibson J-160E. Кое-кто попродвинутее вспомнит о гитарах Epiphone и Gretsch… И это всё? Конечно, нет! И пусть Джон никогда не был великим гитаристом и не воображал себя таковым, но сам факт того, что один из фронтменов The Beatles держал в руках шестиструнный инструмент и сочинял на нём песни, подвигает нас на то, чтобы составить список «великолепной полудюжины» гитар Джона не без некоторой привязки к их современным аналогам.
Самая известная гитара м-ра Леннона – конечно же, упоминавшаяся GibsonJ-160E. Вторая и самая удачная на начало 60-х попытка Gibson создать серийную электроакустическую гитару оказалась просто классической – не в последнюю очередь потому, что Джон и его коллега Джордж Харрисон (George Harrison, 1943–2001) широко пользовались ими в студии и при написании материала. Более того, эту и только эту гитару можно услышать вообще на всех альбомах The Beatles с 1963 по 1970 год! Выбор Джона понятен – гитара с корпусом типа «дредноут» звучала отлично и сама по себе, и в подключённом состоянии: на ней был установлен сам по себе легендарный звукосниматель-сингл Gibson P-90, однако под верхней декой, плюс регуляторы громкости и тембра. В 2010 году Gibson перевыпустил эту гитару, точнее – современную реплику модели 1962 года в трёх различных расцветках и дизайнах корпуса моделей J-160E VS, White и Museum.
Гитара Rickenbacker 325 куда более выигрышно смотрелась на сцене, и образ Джона в рядах The Beatles неразрывно связан с этим инструментом выпуска 1958 года, причем именно эта гитара относилась к самой первой серии со сплошной верхней декой. В дальнейшем Rickenbacker 325 мало что стал неразрывно связан с образом великой группы, но считается, что звук 12-струнной модификации этой гитары на записях The Beatles сильнейшим образом повлиял на формирование звучания американской рок-музыки второй волны середины 60-х годов, в частности на изобретателей кантри-рока The Byrds. А гитара Epiphone Casino стала основным инструментом Джона в 1965 году и оставалась таковой до самого конца карьеры The Beatles, также оказавшись одним из визуальных символов группы – она наверняка знакома вам хотя бы по фильму, запечатлевшему выступление группы на крыше офиса фирмы Apple 30 января 1969 года. Также Джон играл на ней вместе с составом Plastic Ono Band на фестивале “Toronto Rock And Roll Revival” 12 сентября того же года, запись которого была издана как альбом “Live Peace In Toronto” (1969).
Гитара Gretsch 6120 оказалась одним из символов Джона в пост-битловскую эпоху, хотя её первое появление в инструментарии группы следует отнести к записям материала для альбома The Beatles “Revolver” (1966). Не самый стандартный выбор в те годы для музыканта, никогда не позиционировавшего себя как виртуоза или поклонника музыки кантри – а ведь эта модель Gretsch тогда по-иному не воспринималась. Тем не менее, студийный и концертный звук творчества Джона в 70-е в немалой степени определялся этой гитарой и её умеренной приглушённой певучестью, что в некотором смысле предопределило популярность инструмента у ряда исполнителей неорокабилли конца 70-х и хитрого альтернативного рока «не для всех» уже в 80-е.
Еще пару инструментов трудно отнести к символическим для Джона, однако они оба входили в его инструментарий с 1968 и 1965 года соответственно. Первый из них – это Gibson J-45, акустический инструмент, обретший легендарность и без участия Джона. Впервые он использовался на «Белом альбоме» The Beatles (1968). Электрогитаре Fender Stratocaster к моменту приобретения её Джоном тоже никакой промоушн был уже не нужен, но, тем не менее, сейчас имеется мнение, что она сыграла весьма важную роль в создании рок-части звучания финальной работы музыканта, альбома “Double Fantasy” (1980).
В смысле гитарного усиления Джон отдавал предпочтение традиционным для эпохи биг-бита комбоусилителям, в первую очередь – Vox AC30. Однако в поздний период существования The Beatles ему на смену пришёл Fender ’68 Custom Twin Reverb – как видите, выпускаемый и поныне. Этот усилитель можно услышать на альбоме “Let It Be” (1970) и в записи уже упоминавшегося «концерта на крыше». Но было же и исключение – современный мини-усилитель Vox Mini Superbeatle получил своё имя по усилителю Джона VoxSuperbeatle (голова + кабинет), весьма близким по звуку к Vox AC30 и использовавшийся в концертной работе музыканта.
Джон никогда не был музыкантом, злоупотреблявшим гитарными обработками – тем не менее, The Beatles были едва ли не первыми артистами, обогатившими свой инструментарий педалями Maestro Fuzz-Tone как минимум в студии. Причём было это ещё в 1963–1964 годах, однако неизвестно, использовались ли подобные обработки на концертах. Под конец карьеры квартета Джон вместе с Джорджем обратился к обработкам Vox Tonebender и Fuzz Face (современный аналог – TC Electronic Rusty Fuzz), дававшие очень жёсткий и прямолинейный звук. Подобная сумма обработок, усилителей и гитар, собранных согласно вкусам и предпочтений Джона, вряд ли в момент обратит вас в «новых битлов», однако именно такой комплект крайне подходит всем тем музыкантам, кто делает ставку на то, чтобы оседлать не самый последний музыкальный тренд наших дней, а именно ретро-рок.
Источник
Джон Лоутон: гений не своего голоса
От Певцов Леса Хамфриса до Uriah Heep. Как конъюнктурному певцу вырваться из порочного круга и обрести свой настоящий голос.
Долгое время и наверное свои самые лучшие годы Джон Лоутон (John Lawton) пел не своим голосом. Вокальные партии, которые певец исполнял в начале карьеры, написаны в высокой тональности не свойственной голосу Лоутона. Он это признал в интервью изданию DME. «Все, с кем я записывался с девятнадцати лет, — говорит Лоутон, — все группы, с которыми я когда-либо пел, всегда писали песни, которые заставляли меня петь высоко».
В начале семидесятых с 1970 по 1975 годы Джон работал своим голосом буквально на износ. Он совмещал роль вокалиста в двух разнонаправленных англо-немецких коллективах Lucifеr’s Friend и Les Humphries Singers. Первые исполняли мистический прог-рок с элементами прото-дум-метала, вторые покоряли танцплощадки Германии.
По его же словам петь он начал по чистой случайности. В первой ещё детской группе Джона The Deans коллектив случайным выбором принял решение, что петь будет он. Когда дело дошло до серьезных отношений с музыкой, партнерами Лоутона в группе Stonewall стали гитарист Джон Майлз (John Miles), а так же Вик Мальком (Vic Malcolm, позже в Geordie) и Пол Томпсон (Paul Thompson, позже в Roxy Music). Что ни имя то будущая легенда.
Именно с ними в 1969 году Лоутон отправился в экспортный вояж в Гамбург, в самый испорченный рок-н-роллом город Германии. После завершения контракта в клубе Top Ten Джон остается и создает вместе с немецкими друзьями группу Lucifеr’s Friend, ставшую пионером тяжелой музыки в стране.
Параллельно Джон участвует в поп-рок-балагане созданном соотественником Лесом Хамфрисом для развлечения качественной англоязычной музыкой туземного народа. Певцы Леса Хамфриса (Les Humphries Singers) служили этакими музыкальными бусами для завоевания и подчинения англо-американским стандартам аборигенного шоу-бизнеса. И это хорошо работало пять лет, Лоутон даже принял участие в Евровидении-1976 в составе ансамбля, занимавшего одними лишь певцами всю сцену.
Но мировой славы Лоутон добился по возвращении на родину. Песня «Free Me» стала международным хитом. Сам альбом «Innocent Victim» группы Uriah Heep, не смотря на зловещую обложку, прошел цензуру в СССР и ушел в тираж на фирму Мелодия.
Правда культовую картинку на первой стороне концерта пришлось сменить на фотографию группы, зато длиннющую аннотацию к лонгплею написал Артемий Троицкий. В то время даже самая малая информация о западных кумирах имела большое значение для меломанов. В довольно длинном тексте рок-критик отметил положительные изменения в составе группы, которые правда не каждый житель Советского союза мог оценить, за неимением предыдущих релизов. «Инъекция свeжих сил оказалась полезной. Альбом «Невинная жертва», пеpвый, записанный в новом составе, возродил, до некоторой степени, мелодическую свежесть ранних работ ансамбля и породил новый интерес к группе, начавшей угасать после 1973 года», — написал Троицкий. Произошло это событие в 1980 году.
На согласование всех тонкостей продвижения западной музыки в СССР потребовалось три года. Стоит отметить, что в США оригинальная обложка также не добралась до прилавков, её украсили концертными фотографиями Uriah Heep .
Получилось, что Лоутон вошел в число самых разрешенных, как это ни странно, артистов в СССР, поскольку Певцы Леса Хамфриса неоднократно издавались в советской стране.
Прежде чем, голос Джона зазвучал по настоящему, прошло еще некоторое время, занятое выгодным контрактом с классиками хард-рока. С ними он записал три лонгплея. В 1977 году «Firefly», «Innocent Victim» и в 1978 «Fallen Angel». Свои партии Лоутон исполнил великолепно, но даже не сильно музыкально образованный А.К. Троицкий отметил напряженность вокала.
Артемий Троицкий об альбоме «Innocent Victim»:
«И вообще «Урию Хипа» вполне можно рассмаmривать как одну из mипичнейших — и по музыке, и по пеpипетиям карьеры — западных групп 70–х годов. Чеканные меmаллические риффы гитар и напряжённый тенор вoкалисmа, пожалуй, наиболее характерные музыкальные примеmы зарубежной рок–сцены прошедшего десятилетия.
Из рецензии к изданию «Урия Хип» фирмы «Мелодия» 1980 г.
Сам певец в одном из поздних интервью отмечал, что воспитывался на примерах более глубокого и сочного вокала. Это блюзовые исполнители Джон Ли Хукер, Махалия Джексон (Mahalia Jackson), Отис Реддинг (Otis Redding) и «Биг Мама» Торнтон (Big Mama Thornton).
Любовь к блюзовому вокалу Лоутона в полной мере проявилась в сольном творчестве. С момента ухода из Uriah Heep в 1979 году, Джон участвовал во многих проектах, но сольных пластинок записал только две. В 1980 году вышел поп-роковый “Heartbeat” и великолепный блюз-роковый альбом «Still Payin’ My Dues» в 2000-м.
Именно в «Still Payin. » воплотились все лучшие вокальные эмоции, характерные для классического рок-вокала, что позволяет поставить Лоутона в один ряд с такими столпами жанра как Йэн Гиллан, Дэвид Ковердэйл и Пол Роджерс.
Источник
Джон Уинстон Леннон
Фото Все
Видео Все
Джон Леннон навсегда. Доброе утро. Фрагмент выпуска от 09.10.2020
Джон Леннон. Внутри Джона Леннона. Документальный фильм
Джон Леннон отрывок из интервью
Джон Леннон — биография
Джон Леннон — известный рок-музыкант, поэт, композитор, певец, писатель, художник, общественный активист. Основал группу «Битлз» и был ее участником, самый популярный музыкант 20-го века.
Имя Джона Леннона навечно занесено в список самых прославленных британцев XX века. Согласно рейтинга ВВС, он занимает восьмое место среди сотни британцев, оказавших влияние на ее историю. Леннон ратовал за мир и свободу, за равенство и братство, благодаря чему стал одним из ведущих общественных деятелей 60-70-х годов прошлого века и кумиром хиппи.
Детство
Родился Джон Уинстон Леннон 9 октября 1940 года в Ливерпуле (Великобритания). Он был первым и единственным ребенком Джулии Стэнли и Альфреда Леннона, потому что супруги развелись, когда мальчику едва исполнилось полтора года. Джоном его назвали в честь деда, а вот второе имя мальчик получил в честь Уинстона Черчилля, тогдашнего премьер-министра Великобритании.
Джон Леннон в детстве
Джону исполнилось четыре года, когда его мама снова устроила свою личную жизнь. Во втором браке женщина родила двоих детей. А Джон переехал жить к родной сестре матери – Мэри, или как называли ее домашние, Мими, и ее мужу Джорджу Смиту. Они были бездетной парой, поэтому с радостью приняли в свою семью племянника. Мими отличалась строгим характером, и Джон зачастую не мог смириться с ее властностью. Женщина была против его увлечения гитарой, и когда он начал осваивать этот инструмент, ворчала, что гитара – это хорошо, но на жизнь с ее помощью не заработаешь. Прошло много лет, и Джон, уже ставший известным музыкантом, купил Мими шикарный особняк на побережье, в холле которого висела мраморная доска с теми ее словами, сказанными о гитаре. Зато мальчику удалось подружиться с дядей Джорджем, который, по сути, стал его отцом. К сожалению, Джорджа не стало в 1955 году. После этого Леннон наладил отношения с матерью, которая до этого практически не занималась сыном.
Джон обладал высоким интеллектом, но учеба в школе его мало привлекала из-за повседневной рутины. Так постепенно из лучших учеников он скатился в самые худшие, педагоги махнули на него рукой. Но благодаря школе мальчик реализовался, как творческая личность. Он с удовольствием посещал репетиции школьного хора, отлично рисовал, занялся выпуском собственного журнала.
Джон Леннон в юности
К середине 50-х в моду вошел рок-н-ролл, и все подростки, кто умел хоть немного играть на гитаре, начали объединяться в музыкальные коллективы. Новая тенденция увлекла и Леннона. Он тоже собрал свою группу под названием «The Quarrymen» — именно так называлась школа, где учился Джон и другие юные музыканты коллектива.
Спустя год Леннон принял в группу мальчика из другой школы. По возрасту он был младше остальных, но уже виртуозно владел гитарой. Мальчика звали Пол Маккартни. Он в свою очередь привел своего одноклассника Джорджа Харрисона.
По окончании общеобразовательной школы, Леннон не смог сдать ни одного выпускного экзамена. По этой причине ему отказывали в приеме все учебные заведения, и только в Ливерпульском художественном колледже пошли навстречу этому необычному подростку.
Джон Леннон в молодости
Но, несмотря на любовь к живописи и мастерское умение рисовать, Джон так и не заинтересовался художественным образованием. Все больше его привлекала музыка и компания Пола, Джорджа и Стюарта Сатклиффа, знакомого из колледжа и нового бас-гитариста их группы. Через некоторое время они изменили название группы, и теперь оно звучало как Lonq Johnny and Silver Beetles. Позже музыканты сократили название, оставив последнее слово, заменили в нем вторую букву, и получилось The Beatles.
«The Beatles»
В начале 60-х молодые люди все свое время отдавали музыке. Начали с создания кавер-версий популярных мелодий, потом принялись за сочинительство собственных композиций. Постепенно группа приобретала популярность в родном городе, затем парни организовывали выступления в ночных клубах Гамбурга.
Джон Леннон с группой The Beatles в начале
Музыканты придерживались определенного стиля в одежде, который был стандартным для рок-исполнителей тех лет. Они отдавали предпочтение кожаным курткам, ковбойским сапогам, стриглись «под Элвиса Пресли». В 1961-м у «битлов» появился новый менеджер – Брайан Эпстайн, который принялся за полное изменение имиджа музыкантов.
Теперь парни выходят на сцену в строгих костюмах без лацканов, меняется и их поведение во время выступлений, становится более профессиональным. Прическу битлов, которую потом узнавали во всем мире, придумала Астрид Кирхер, фотограф из Германии. Именно ради нее Стюарт оставил коллектив, и переселился в Германию.
После такой радикальной смены имиджа коллектив стал еще более популярным. А после концерта в Королевском зале, публика еще больше заинтересовалась творчеством этих молодых дерзких парней. Все дело в том, что во время их выступления Леннон сказал, что зрителям, занимающим дешевые места, можно аплодировать, а те, кто богаче, могут звенеть своими драгоценностями.
Спустя некоторое время Джон выдал еще одну фразу, взбудоражившую общественное мнение. Он сказал, что их группа более популярна, чем Иисус.
После того, как вышел их первый сингл под названием Love Me Do, и полноформатная пластинка Please Please Me, Великобританию буквально накрыла волна битломании. Вслед за выходом нового сингла – I Want to Hold Hand, популярность музыкантов достигла Соединенных Штатов и распространилась впоследствии на весь мир.
Несколько следующих лет музыканты даже не распаковывали чемоданы после поездок, их гастроли практически не заканчивались, один тур плавно сменялся другим. Кроме этого они выпускали все новые и новые альбомы с записями своих хитов.
Коллектив The Beatles
В 1967-м битлы перестали выезжать на гастроли, теперь их основным занятием стало написание новых композиций и записи их на диски. В связи с этим, Леннон постепенно терял интерес к творчеству коллектива. Он снял с себя полномочия лидера группы, потом начал писать песни сам, а не в сотрудничестве с Маккартни, как было до этого.
Раньше все их композиции создавались в тесном партнерстве. После выпуска еще нескольких удачных дисков, группа «Битлз» распалась. Официально они заявили об этом в 1970-м, хотя уже за два года до этого коллектив переживал не лучшие свои времена.
Изменились не только отношения в коллективе, но внешний облик музыкантов. Они отказались от аккуратных костюмов, ходили с длинными волосами, бакенбардами и усами. Именно тогда Леннон дополнил вой образ знаменитыми круглыми очками.
Сольная карьера
Первый сольный альбом Джона Леннона вышел еще в 1968 году. Музыкант дал ему название «Unfinished Music No. 1:Two Virgins». Он работал над этим диском вместе с Йоко Оно. Альбом стал своеобразным психоделическим экспериментом, на его запись потребовалась всего одна ночь. На пластинке нет ни одной песни, там только обрывки звуков, стоны, крики. Аналогичными получились и два следующих диска – «Wedding Album» и «Unfinished Music No. 2: Life With The Lions».
Джон Леннон на сольном концерте
Первым альбомом песенных композиций получился «John Lennon/Plastic Ono Band», который музыкант записал в 1970-м. Спустя год Леннон представил еще одну пластинку – «Imagine», которая по популярности если не затмила, то была на уровне последних, записанных битлами дисков. С тех пор заглавную композицию этого альбома считают антиполитическим и антирелигиозным гимном, и визитной карточкой самого Леннона.
Она вошла в список «500 величайших песен всех времен» под номером три. Автором этого списка стал в 2004 году журнал Rolling Stone.
После этого вышло еще пять альбомов певца, записанных в студии, несколько записей концертов и сборников.
Фильмы и книги
Леннон прославился не только как музыкант, есть в его биографии и факт сотрудничества с кинематографом. Вместе со своей командой он принимал участие в съемках музыкальных фильмов «На помощь!», «Вечер трудного дня», «Пусть будет так», «Волшебное таинственное путешествие». Кроме этого певец примерил на себя роль стрелка Грипвид в картине «Как я выиграл войну». Потом его фильмография пополнилась лентами «Огонь в воде» и «Цыпленок-динамит». Джон известен и как режиссер. Вместе с женой Йоко Оно Леннон снимал картины политической и социальной направленности.
Джон Леннон в фильме «Как я выиграл войну»
Реализовался Джон и как писатель. Это случилось еще в 60-е годы. Всего он стал автором трех книг. Дебютная, получившая название «Пишу, как пишется», вышла в 1964-м, вторую музыкант издал спустя год, и назвал ее «Испалец в колесе», третья увидела свет после смерти певца, в 1986-м. Она называлась «Устная небопись». Каждая из них была сборником сочинений в стиле «черный юмор», в которых автор допускал спланированные ошибки, игру слов и каламбуры. Все это видно даже в названиях книг.
Личная жизнь
Первой женой известного музыканта стала его однокурсница Синтия Пауэлл. Это произошло в 1962-м, Леннону было всего 22 года. В апреле 1963-го он впервые стал отцом, супруга подарила певцу сына Джулиана. Однако постоянные отлучки Джона на гастроли плохо влияли на отношения в семье. Обрушившаяся на него слава не очень радовала жену, которая хотела жить как все, просто и спокойно. Синтия бросила Джона в 1967-м, официальный развод супруги оформили спустя год.
Свадьба Джона Леннона и Синтии Пауэлл
В 1966-м в личной жизни Леннона появилась японская художница-авангардистка Йоко Оно. Бурный роман начался только спустя два года, в 1968-м. Они расписались 20 марта 1969 года в Гибралтаре и больше не разлучались. Медовый месяц молодожены повели в Европе, посетили Амстердам, Париж, Вену.
Джон Леннон и Йоко Оно
Супруги сочинили композицию под названием «The Ballad of John and Yoko», которую приурочили к своему бракосочетанию. Она прозвучала в исполнении Леннона и Пола Маккартни. 9 октября 1975-го, прямо в день своего 35-летия, Джон снова стал папой, у них родился сын Шон. После этого Джон сделал официальное заявление о том, что завершает музыкальную карьеру, он больше не гастролировал, мало бывал на публике, все свое время посвящал воспитанию сына.
Оба сына Джона Леннона тоже посвятили свою жизнь музыке.
Причина смерти
После нескольких лет молчания Леннон снова порадовал своих поклонников студийным альбомом «Double Fantasy», который вышел в конце 80-го года. 8 декабря 1980-го певец согласился встретиться с журналистами. Встречу назначили в нью-йоркской звукозаписывающей студии Hit Factory. После интервью Джон раздавал автографы многочисленным поклонникам, а один из них даже протянул певцу его собственную пластинку, с просьбой расписаться на ее обложке. Этим человеком был Марк Дэвид Чепмен.
Джона Леннона везут в морг
Ничего не подозревающие Леннон и Оно возвращались домой, и на входе в арку дома «Дакота», где находилась их квартира, прозвучали выстрелы. Тот же Марк Чепмен выстрелил в спину Джона пять раз. Четыре пули попали в цель. Потребовалось всего несколько минут, чтобы полицейская машина, вызванная привратником их дома, доставила музыканта в госпиталь имени Рузвельта, но и этого времени хватило, чтобы он потерял много крови. Из-за большой кровопотери жизнь Леннону спасти не удалось, несмотря на все старания докторов. Он умер в тот же день.
Тело Джона Леннона кремировали, жена развеяла его прах в Центральном парке Стробэри Филдс в Нью-Йорке.
Похороны Джона Леннона
Убийца одного из лучших музыкантов мира получил заслуженное наказание. Марка Чепмена осудили на пожизненное заключение. Когда ему задали вопрос, зачем он это сделал, он ответил, что хотел прославиться на весь мир так же, как и его кумир Джон Леннон.
За эти годы он десять раз просил о досрочном освобождении (последнее прошение датировано августом 2018 года), но его просьбы отклоняют. Еще в 2000-м году Йоко Оно обратилась в нью-йоркский Департамент по освобождению и попросила не освобождать досрочно убийцу ее мужа.
Альбомы
- 1968 — Unfinished Music No.1: Two Virgins
- 1969 — Unfinished Music No.2: Life With The Lions
- 1969 — Wedding Album
- 1970 — John Lennon/Plastic Ono Band
- 1971 — Imagine
- 1972 — Some Time In New York City
- 1973 — Mind Games
- 1974 — Walls And Bridges
- 1975 — Rock’n’Roll
- 1980 — Double Fantasy
- 1984 — Milk and Honey
- 1986 — Menlove Ave.
Избранная фильмография
- 1964 Вечер трудного дня
- 1965 На помощь!
- 1967 Как я выиграл войну
- 1968 Жёлтая подводная лодка
- 1970 Пусть будет так
- 1971 Цыплёнок-динамит
Ссылки
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .
Источник