Певец сначала пропел нота ми первой октавы

Тесситурная выносливость.

Рассмотрим несколько способов определения типа голоса. Прежде всего, отмечу, что определить тип для непоставленного голоса бывает сложно и поэтому даже преподаватели вокала иной раз могут ошибаться, если у них не хватает опыта. Например человек привык разговаривать в высокой позиции и осветление тембра для него привычно, однако, при проверке окажется, что он бас или баритон.
Так как же правильно определить свой тип голоса? В современной эстраде разделение голосов строится не по классической схеме «бас,баритон,тенор и тд», а по принципу «очень высокий, высокий, низкий и очень низкий голос». В отличие от академического пения чёткие границы отсутствуют. И тем не менее, одно остаётся неизменным — тесситурная выносливость. Что же такое тесситура? Не буду придумывать свою формулировку, а процитирую Большую Советскую Энциклопедию:
Тесситура: итал. tessitura, буквально — ткань, от tessere — ткать), высотное положение звуков в музыкальных произведениях по отношению к диапазону певческого голоса или музыкального инструмента. Условием художественного исполнения (естественности, свободы, красоты звучания и т. п.) является соответствие Т. в вокальном произведении характеру голоса певца, а в инструментальном — техническим возможностям данного инструмента.
Добавлю от себя. Тесситура того или иного произведения определяется тем, как высоко/низко находится большинство его нот по отношению к крайним участкам вашего голоса — вверху или внизу. Иными словами — как долго и часто вам придётся петь ноты, близкие к вашим крайним «верхушкам» или крайним низам. Если такие ноты не встречаются или встречаются лишь изредка, то тесситура ваша, если же они встречаются часто и голос быстро устаёт, то тесситура слишком высокая/низкая и имеет смысл опустить/поднять тональность произведения. Ваша родная тесситура — это комфортная зона певческого диапазона, в которой вы можете петь долго и с удовольствием, без вреда для вокального аппарата.
Однако остаётся открытым вопрос — как определить тип голоса по тесситуре? Например я могу петь без особого напряжения песню, где большинство нот приходятся на фа, соль и ля первой октавы. Кто я — тенор, баритон? Дело в том, что тут играет роль и то, как вы поёте эти ноты. Если вы их фальцетите, то никакого напряжения и не будет, однако тип голоса по фальцету не определяется. Начинающие вокалисты порой бывают неспособны определить на слух как и чем они поют, потому что у них в отделе мозга отвечающем за слух ещё не сложилась система звуковых образов, которые бы помогли отличить фальцет от грудного голоса. Вот тут-то и пригодится помощь педагога по вокалу.
Лирическое отступление: часто молодые люди расстраиваются, услышав диагноз «вы бас» или «вы баритон», так как высокие сильные тенора всегда пользовались популярностью, а многие современные мужские песни «заточены» под тенор. Могу лишь посоветовать не принимать это близко к сердцу, потому что почитателей хороших, поставленных и главное индивидуальных голосов (независимо от того высокие они или низкие) более чем предостаточно, а любую песню можно спеть ниже и по-своему. Запомните, ваша аудитория — простые люди, в основном ничего не сведущие в вокале. Эти простые люди ценят не высоту голоса и не многочисленные приёмы, которые вы используете, а индивидуальный тембр, манеру и стиль. Вспомните хотя бы группу Раммштайн!
Как вы уже понимаете, определить тип голоса самостоятельно сложно, а иной раз и невозможно. Особенно это касается людей, у кого голос от природы «не раскрыт». Мой совет — найдите преподавателя хотя бы на одно занятие, для того, чтобы он определил, какой у вас голос и сказал в каком направлении следует работать.

Типы голосов.

Женские голоса делятся на:

  • Сопрано — самый высокий женский голос
  • Меццо-сопрано — средний
  • Контральто — самый низкий женский голос

Мужские голоса:

  • Тенор — самый высокий мужской голос
  • Баритон — средний, наиболее распространённый тип мужского голоса.
  • Бас — низкий мужской голос

В свою очередь эти голоса подразделяются по характеру тембра и высотной вариации, как например колоратурное сопрано, тенор-альтино, драматический тенор, бас профундо, бас-октавист (самый низкий существующий голос), лирический и драматический баритон, баритональный бас, и так далее.

По классической схеме приблизительные высотные диапазоны голосов выглядят следующим образом (по Дмитриеву):

  • Тенор от До малой — до До второй октавы.
  • Баритон Ля большой октавы — Ля бемоль первой октавы
  • Бас — Фа большой — Фа первой октавы
  • Бас-октавист крайне редкий голос. Он способен опускаться до фа контроктавы.

Такие голоса очень востребованы в хорах:

  • Сопрано До первой — До третьей октавы.
  • Меццо-сопрано Ля малой — Ля второй октавы.

Это весьма сжатая спецификация голосов и она не отражает всего богатства тембров. Существуют и голоса с промежуточным звучанием, как например драматический тенор и лирический баритон.

Переходные ноты.

При определении типа голоса ученика преподаватель учитывает и переходные ноты. Переходный ноты, или «мост» голоса — это участок певческого диапазона, на котором грудной голос теряет богатство естественного тембра и либо зажимается, либо срывается на фальцет. У разных типов голосов этот участок отличается по высоте.

Приблизительные переходные ноты для голосов (по Дмитриеву):

  • Тенор: ми-фа-фа диез-соль первой октавы
  • Баритон: ре — ми бемоль — ми первой октавы
  • Бас: ля — си бемоль — си малой — до — до диез первой октавы
  • Сопрано: ми — фа — фа диез первой октавы
  • Меццо-сопрано: до — ре — ре диез первой октавы

У непоставленных, нераскрытых голосов эти участки могут оказаться чуть ниже, чем у поставленных и опытный преподаватель это учитывает.

Примеры современной эстрады.

В современной эстраде редко кто классифицирует свой голос по классической схеме. У каждой звезды репертуар написан и подогнан «под голос» с намерением выделить наиболее выигрышное и характерное звучание тембра, так называемую «фишку». Кроме того, следует учитывать, что звезде наверняка понадобится петь долгие концерты вживую, а материал не соответствующий голосу может его быстро износить.
Приведу примеры типичных мужских и женских голосов на западной эстраде.
Высокие — George Michael, Michael Jackson, Josh Groban, Celine Dion, Whitney Houston, Christina Aguilera, Mariah Carey и так далее
Список очень длинный, и это я ещё не беру в рассчёт рок-певцов таких как Stiven Tyler, Dio и прочих сверзвуковых монстров. Однако не отчаивайтесь, и среди низких голосов вполне достаточно известностей, таких как Barry White, Sarah Vaughan, Rammstein, Ronan Keating, Elton John и много много других.

Длина связок

Кроме всего прочего, есть ещё один способ, помогающий определить тип голоса — анатомический. Давно известно, что чем выше тип голоса, тем короче и тоньше голосовые связки. Однако этот способ неточен и может быть использован лишь как вспомогательный, потому что бывает много исключений из правил. Известно например, что у тенора Карузо были длинные баритоновые связки.

Таким образом, певческие голоса могут быть очень разнообразными и правильно определить тип голоса важно с самого начала, чтобы в последствии не терять время напрасно и не губить природные данные. Тип голоса определяется по тембру, тесситуре, переходным нотам, диапазону и анатомическим особенностям.

Источник

Музыка и арифметика

Еще с древних времен человечество занялось музицированием и
экспериментальным, а иногда и теоретическим путем понаходило
приятные соотношения звуковых частот и постепенно произвело то, что
называется ныне музыкой и музыкальным наследием. И вот, т.к. в
основе звучания любого музыкального инструмента лежат те или иные
физические законы -возникновение колебаний, то физические
параметры, в первую очередь, такой, как частота звука, зависят от
физических параметров деталей инструмента и могут выражаться теми
или иными математическими формулами, иногда упрощенными или
эмпирическими, в которые входят числовые величины физических
параметров.
Из музыкальных частотных соотношений следует в первую очередь
упомянуть октаву. Это такое частотное соотношение, когда частота
одного звука в два раза больше другого. В этом случае говорят, что
первый звук выше второго на октаву. А если у первого частота в 4
раза выше, чем у второго, то он выше на 2октавы. Такое соотношение
связано с логарифмическим восприятием частот человеческого
слухового аппарата. Благодаря этому, если кто-то пропоет знакомую
мелодию, а потом повторит ее на немного большей частоте — ну,
например, повысит частоту первой ноты в 1,27 раз, то вы ее все
равно узнаете — все остальные ноты также придется повысить в 1,27
раз, а вот соотношения частот между всеми нотами останутся
абсолютно такими же, как и до повышения. Т.е., для музыкального
восприятия существенна не абсолютная высота между звуками, а
соотношение между ними.
Октав в музыке используется всего около 7 с половиной — примерно от
Ля субконтроктавы до До 5 октавы на пианино.
Если вы посмотрите на клавиатуру пианино, увидите, что в одной
октаве 7 белых и 5 черных клавиш. Белые называются До,Ре,Ми,Фа,
Соль,Ля,Си, а черные — это бемоли и диезы. Но ноты, могут
называться еще и по интервалам, и если возьмем До-мажорную гамму
первой октавы в случае первой ноты До-это будут Прима (До),
Секунда (Ре), Терция (Ми), Кварта (Фа), Квинта (Соль), Секста (Ля),
Септима (Си), Октава (До 2-й октавы — отсюда и слово Октава), Нона
(Ре 2-й октавы) — дальше идут децима и т.д.
Т.е., при повышении частоты в два раза высота музыкального тона
повышается на октаву. И если мы сыграем мелодию одинаковыми нотами
в двух октавах, она прозвучит слитно, как будто это один голос, но
более «жирный» тембр. И если Ля 1-й октавы имеет частоту 440 Гц, то
Ля 2-й — 880 Гц, Ля 3-й — 1760Гц и т. д. Это правило касается и
соотношений любых двух звуков из разных октав, имеющих одинаковое
название. Кроме этого соотношения — октавы, также приятно на слух
звучат сочетания нот с частотами, которые соотносятся как простые
числовые соотношения, например 2:3. Такому соотношению
соответствует, например, сочетание звуков До и Соль -квинта. Или
соотношение частот 3:4 — кварта До и Фа. Если кварту построим от
Соль, то в ней будут ноты Соль и До следующей октавы. Т.е., в
чем-то кварта — это «перевернутая» квинта, т.к. если частоту ноты,
соответствующую коэффициенту 2 повысить в 2 раза — получится 4, то
это будет та же нота, но следующей октавы и соотношение частот 4:3.
Также достаточно приятно — тоже консонанс- звучат ноты с частотным
соотношением 4:5 — большая терция (напр., До, Ми) и 5:6 -малая
терция (напр., Ми, Соль) , а также их модифицированные варианты —
сексты 5:8 и 3:5. Возможен и вариант 2:5 — тоже консонанс.
И вот, еще в древние времена музыканты научились строить аккорды —
в первую очередь трезвучия. Самое совершенное из трезвучий — это
мажорный аккорд. Сочетание частот нот в нем 4:5:6 (напр., До, Ми,
Соль) — первую ноту можно взять в следующей октаве — получим
соотношение частот 5:6:8 — и даже вторую ноту можем тоже взять в
следующей октаве — получим соотношение 6:8:10 или 3:4:5 — оба
варианта являются обращениями аккорда, немного меняют его высотное
звучание (регистр), но не меняют сути. Бывают также аккорды с
частотным соотношением 4:5:6:7 — такому соотношению нот
соответствует созвучие, называемое доминантсептаккорд. В
диатонической До-мажорной гамме его можно построить только от
ноты Соль и в нем будут звуки Соль, Си, Ре, Фа. Считается, что
звуки с соотношением 5:7 образуют дисгармоничный интервал — тритон —
такой интервал нужно применять аккуратно и уместно, чтобы не
вызвать в произведении лишних диссонансов. Такой аккорд имеет
резковатое, но интересное, «светлое» звучание. И это не
удивительно. Вы наверное знаете, из курса физики, что, например,
натянутая струна, колеблясь, колеблется не только целиком, но и
половинками, третями, четвертями, пятыми, шестыми седьмыми и т.д.
частями. Звук от половинок в 2 раза выше основного тона, от третей
— в 3 раза выше основного, от четвертей — в 4 раза выше основного —
на 2 октавы и т.д. И если кто-то из вас знаком с таким приемом игры
на гитаре, как натуральные флажолеты, тот знает, что из струны,
настроенной на ноту Соль, можно извлечь флажолетные звуки Соль, Си,
Ре и Фа более высоких октав. Флажолет с нотой Фа извлекается
довольно трудно и его частота как раз в 7 раз выше основного тона.
Т.,е., доминантсептаккорд в неявном виде как бы уже содержится в
звучании самой струны или другого колеблющегося музыкального тела.
Особенные свойства 7-й гармоники в чем-то связаны с математическими
природными свойствами семерки, т.к. 7 х 7 приблизительно равно 50,
а 0,7 х 0,7 приблизительно равно 0,5, а 0,5 х 2 =1 — т.е., частота
того же звука, но на октаву выше.
Из интересных и гармоничных созвучий следует выделить также
минорное трезвучие — в нем соотношение частот нот 10:12:15, или,
что то же самое, 1/6:1/5:1/4 — т.е., некий перевертыш мажорного
трезвучия в смысле частот — например, Ля, До, Ми, а также минорный
септаккорд — соотношение 10:12:15:18- напр., Ля, До, Ми, Соль.
Сравним частоты доминантсептаккорда с частотами минорного
септаккорда. В первом соотношение 4:5:6:7, или, умножив на 5,
20:25:30:35. А во втором 10:12:15:18. Умножив на 2, получим
20:24:30:36. Возьмем на пианино доминантсептаккорд, например, от
ноты Ля. В нем будут звуки Ля, До-диез, Ми, Соль. А если минорный
септаккорд от Ля, то будут звуки Ля, До, Ми, Соль, Т.е., и в первом
и во втором случае последняя нота Соль. А в числовых соотношениях
коэффициенты частот разные — в первом случае 35, а во втором 36 — а
на пианино одна и та же нота. Ответ в том, что ноты на пианино по
частотам данным коэффициентам соответствуют лишь приближенно, но в
допустимых пределах музыкальных интонаций и связано это с
применением равномерно темперированного строя — он применяется
сейчас почти повсеместно. И на реальном пианино этот коэффициент
примерно равен 35,6 — т.е., нечто среднее. Природные соотношения
частот всё же звучат чище, но доступно это в основном на
инструментах с нефиксированным строем или на инструментах,
предназначенных для игры в какой-нибудь одной тональности.
Следует также отметить, что доминантсептаккорд и минорный
септаккорд имеют по своей сути разную природу, поэтому и разные
коэффициенты — 35 и 36 соответственно. Доминантсептаккорд получился
из более простого соотношения частот 4:5:6:7, а минорный
септаккорд по своей сути содержит в себе минорное и мажорное
трезвучие,содержащие общую терцию, т.е., он более искусственный по
соей сути и имеет более сложное соотношение частот. Да и вообще
минор — образование хотя и устойчивое, но где-то также более
искусственное, чем мажор. Хотя бы потому, что часто требует для
своей гармонизации мажорный аккорд в качестве доминанты — для
смягчения интонаций. В диатонической гамме такой аккорд не
возьмёшь. Он требует введения дополнительной ступени (повышенная 7
ступень минора). Да и в минорных мелодиях эта «плавающая» 7-я
ступень используется нередко. В До-мажорной (Ля-минорной) гамме это
будет нота Соль-диез. А доминантсептаккорд для Ля-минора E7
содержит ноты Ми, Соль-диез, Си, Ре.
Но откуда это вообще взялось — звукоряд, почему нот семь, а в
октаве на пианино 12, и т.д.?
Ну, очевидно, что приятные сочетания звуков — это ноты с какими-то
простыми числовыми соотношениями. Человеческому сознанию вообще
свойственно фиксировать и запоминать не очень много предметов. Еще
подсознательное стремление к законченной форме. А законченную форму
дают из небольших чисел, например, число 4. И вот, представим себе
для начала гамму из трех нот — с простыми числовыми соотношениями.
Очевидно, это будет 4:5:6 — мажорное трезвучие или его подобие.
Тоникой в нем считается нота с коэффициентом 4. Дополним его нотой
с коэффициентом 8 — это тоже тоника, но на октаву выше основной. И
вот, звукоряд с частотным соотношением 4:5:6:8. Т.е,, арпеджио по
мажорному аккорду. Да это же использует исполнитель на фанфаре!
Или, иными словами, горнист в пионерлагере или воинской части (см.
в Большой Советской Энциклопедии статью «Заря»)
А если гамма из четырех нот? Очевидно, за основу следует взять
доминантсептаккорд как обладающий простым числовым соотношением
4:5:6:7. Если дополнить его завершающим звуком на октаву выше
исходного, получим 4:5:6:7:8. Если поиграем на инструменте,
используя только эти ноты Соль, Си, Ре, Фа — можно бегать по разным
октавам, почувствуем что-то рок-н-рольное — и грусти в таком как-то
нет. Некая исходная природа без печали. Правда, лучше играть на
электрогитаре, слегка подтягивая в нужных местах струны, чтобы
соотношение частот было более чистым.
Проект гаммы из 5 нот. Возьмем ноты с частотными коэффициентами
5:6:7:8:9. Это приблизительно соответствует нотам Си, Ре, Фа, Соль,
Ля. Т.е, это пентатоника, но не традиционная китайская, а некая
рок-н-рольно-доминантсептаккордная. В традиционно-китайской ноты
были бы Си, Ре, Ми, Соль, Ля и тоника на Соль или Ми — т.е. Ми
вместо Фа. А в этой тоника примерно на Соль, хотя может быть и на
других нотах. Попробуйте поиграть на ней импровизацию, используя
бас Соль. А потом возьмите бас До и поиграйте гамму с такой
пентатоникой, построенной по доминансептаккорду До — т.е. по нотам
Ми,Соль, Си-бемоль, До, Ре. А потом возьмите бас Ре и поиграйте по
соответствующей ей гамме — Фа-диез, Ля, До, Ре, Ми. Вы
почувствовали рок-н-рольные возможности, дунуло ветром из 1960-х?
На басах Соль, До, Ре как бы построена тоника, субдоминанта и
доминанта, но каждая обыгрывается своим звукорядом.
Кстати, в «нормальной китайской» пентатонике соотношение частот
примерно 15:18:20:24:27 — Ми, Соль, Ля, До, Ре. Подобную
пентатонику без труда можно получить, играя на пианино только по
черным клавишам — только ноты будут другими. С подобным
соотношением сопротивлений серийно выпускаются резисторы и
конденсаторы.
Гамма из 6 нот. Рассмотрим звукоряд с частотами 6:7:8:9:10:11. Это
примерно Ре,Фа,Соль,Ля,Си,До. Причем Си здесь чуть ниже
нормального, но выше, чем Си-бемоль. Все-таки ближе, по-моему, к
нормальному Си. Напоминает дорийский лад (тоника Ре). Данная гамма включает в себя нормальную «китайскую» пентатонику, если не играть ноту Си.
Гаммапроект из 7 нот. А теперь сдвинемся на шаг и рассмотрим
звукоряд с частотами 7:8:9:10:11:12:13 Фа,Соль,Ля,Си,До,Ре,
Ми-бемоль. Да, последняя нота ближе к Ми-бемоль, чем к Ми.
Попробуйте поиграть на инструменте используя только эти ноты. Что
вы ощущаете? Во первых, много ли вы где видали в нотах у
скрипичного ключа, чтобы единственный ключевой знак альтерации был
Ми-бемоль? Во вторых, при игре ощущается, что лад несет в себе
признаки как минора на тонике Ля — с блюзовым характером, с
пониженной 5-й ступенью (Ми-бемоль), так и минора на тонике До.
При этом в чистом виде доступны трезвучия До-минор, Ре-минор,
Фа-мажор, Соль-мажор, а также трезвучия с надстройками Cm6, Dm7,
F7,G7, а также Dm6 и F6. При игре секвенциями по доступным
благозвучным аккордам можно добиться музыки, весьма схожей по
характеру с некоторыми композициями Земфиры Рамазановой — «Луна
убывает — такое бывает» — вот откуда оно пошло! Попробуйте поиграть
на инструменте по аналогии, как в абзаце с «дикой» пентатоникой
(соотношение частот 5:6:7:8:9). Вначале возьмите бас Ля и поиграйте
в гамме Фа,Соль,Ля,Си,До,Ре, Ми-бемоль.
Потом возьмите бас Ре и поиграйте в соответствующей гамме
Си-бемоль, До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля-бемоль. Потом возьмите бас Ми и
поиграйте в соответствующей ему гамме До, Ре,Ми, Фа-диез, Соль, Ля,
Си-бемоль. Вы, наверное, уловите в исполняемой вами музыке
тревожный оттенок, как в каком нибудь фильме 1960-70-х годов, где
милиционеры на мотоциклах ранним туманным утром выехали ловить
преступников — во многом из-за признаков минорного блюза.
Про следующий шаг и как получилась нормальная диатоника можно
прочесть в книге С.Газарян «В мире музыкальных инструментов»
М.Просвещение, 1989, глава «Арифметика музыки», с.84. 96 — главы
из этой книги также публиковались в журнале «Юный техник» в 1980-е
годы.
Если соотношение нот диатонической гаммы представить соотношением
возможно более простых чисел, получим примерно следующее
30:32:36:40:45:48:53. Ми,Фа,Соль,Ля,Си,До,Ре.

Соотношение частот некоторых употребительных аккордов.
Большой мажорный септаккорд. Состоит из наслоения мажорного
трезвучия и минорного трезвучия, содержащих общую малую терцию.
Соотношение частот 8:10:12:15. В диатонической До-мажорной гамме
доступны 2 вида: C+7 (До,Ми,Соль,Си) и F+7 (Фа,Ля,До,Ми).
Минорное трезвучие с секстой. Соотношение частот 5:6:7:9. В
диатонической До-мажорной гамме доступен только один вид Dm6
(Си,Ре,Фа,Ля). Из известных советских композиторов-песенников
водить мелодию по уменьшенному трезвучию, содержащемуся в этом
аккорде, любил Марк Фрадкин — это было его «фишкой» («Вернулся я на
родину» и достаточно много других, менее известных его песен).
Звуки с частотным соотношением 4:5:6:7:9 либо 5:6:7:8:9 образуют нонаккорд. В диатонической гамме доступен вида G9 (Соль,Си,Ре,Фа,Ля). Похожий аккорд можно слышать, например, под конец композиции «Because» группы Beatles.
Увеличенное трезвучие. Состоит из двух больших терций, использующих
общую среднюю ноту. В диатонической гамме этот аккорд взять
невозможно, равно как и в пентатонической — при взятии необходимо
задействовать не менее одной черной либо не менее одной белой
клавиши. По существу, их во всей музыке только 4 вида, каждый имеет
по 3 обращения. Является «симметричным» аккордом, т.е, если от
самого верхнего звука построить еще одну большую терцию, придем к
начальному звуку, но на октаву выше. Используется в аранжировках
главным образом как проходящий, кратковременно звучащий аккорд в
силу невысокой устойчивости — для разукрашивания и повышения
эффектности композиции — пользоваться нужно умело.
Соотношение частот 16:20:25. Пример C+5 — или по-другому Caug (До,
Ми, Соль-диез).
В тягучих мажорных произведениях может вызывать ощущение этакого
ягодного сладкого карамельно-мажорного сиропа.

Малый вводный септаккорд (7dim), в западных нотациях также может обозначаться цифрой 0.
Состоит из трех малых терций, имеющих между собой два общих
звука. В диатонической, тем более в пентатонической гамме взять
также невозможно — обязательно будет не менее 1 черной клавиши и не
менее 2 белых. Во всей музыке существует только 3 вида — остальные
— обращения самих себя. Соотношение частот (приблизительное)
25:30:36:42. Ну, или 30:36:42:49 (49 — это приблизительно 50=25 х 2). Обладает напряженным, несколько печальным звучанием.
Искусственность чувствуется на слух. Но если использовать умело, в т.ч. в арпеджио, может звучать интересно — там где нужны
мрачноватые краски. Такие аккорды в силу нейтральности могут
использоваться для перехода из тональности в тональность.
Пользоваться нужно аккуратно, как приправой, т.к. если вы
перегрузите композицию подобными нейтральными аккордами, из нее
может пропасть смак и она не будет производить цельного
впечатления. Пример F7dim (Фа, Соль-диез, Си, Ре). Данный аккорд
может являться частью более сложного аккорда — доминантсептаккорда
с пониженной ноной — вида7-9 (7минус9). Такой аккорд иногда
используется в качестве доминантсептаккорда в минорных
произведениях. Пример E7-9 или по-другому E7Ь9 (ноты Ми, Соль-диез,
Си, Ре, Фа) — что-то вроде 24:30:36:42:49. Или 24:25:30:36:42.
Лично мне не всегда нравится, как звучит малый вводный септаккорд в
некоторых популярных песнях — уж больно он зудит — и тогда я его стараюсь
заменить при адаптации песни чем-то другим подобным, но менее
зудящим — чаще, аккордом вида m6 либо доминантсептаккордом- в
зависимости от контекста. Однако в инструментальной музыке и некоторых
песнях Оззи Озборна («Killer Of Giants») такой аккорд уместен.
Аккорд вида 7Ь9 таких нареканий у меня не вызывает.

И так, подводя итог, вы увидели, что натуральные лады с простыми
соотношениями частот звуков не совсем похожи на
повсеместно внедряемые понятия «мажор» и «минор», а зачастую
представляют собой нечто среднее между мажором и минором — типа
миксолидийского мажора (звукоряд До-мажор с нотой Си-бемоль вместо
Си), или дорийского минора (звукоряд Ля-минор с Фа-диезом вместо
Фа) или блюзованный лад (Ля минор с Ми-бемолем вместо ми). И всё
это активно всплыло в электрическом роке, особенно рубежа 1960-70
годов. И, кажется, это не воспринимал тогдашний союз советских
композиторов, несмотря на близость ладов к природе. Хотя такие лады
использовались в русских народных песнях («Комаринская»), и звукоряд
ливенских гармошек 19 века звучал по-рок-н-рольному. Однако
попсовыми такие лады не стали — их свежесть мешала людям спать. А
спать некоторым очень хотелось, особенно их совести или разуму. А
тональностей, всё же, пожалуй, 12, а не 24 — потому что всего 12
способов расположения знаков при ключе. Но я в данной публикации
предложил еще один (см.выше). Может, такие музыкальные лады не
столь привычны массам и на них не напишешь «Вдоль Чегабана», и
рок-н-рольщики того периода- кто выдохся, а кто физически постарел,
и всё же, тем не менее, звуки, дарованные природой продолжают
действовать.
А число 7 — издавна считалось число гармонии- 7 цветов радуги и
всевозможные упоминания в сказках и пословицах, да и в жизни — 7
дней недели,семья и пр. К тому же 7+1=8 дают законченную форму.
Например, начали гамму с ноты До, и двигаясь вверх, закончили
верхней нотой До уже следующей октавы. Получилось нечто
подсознательно законченное — квадрат.

P.S.Вот, кто-то на форуме сказал. «Не было ни одного известного музыканта-математика». А Пифагор? А Борис Гребенщиков? Можно сюда как бы Эйнштейна с Максом Планком добавить, но они скорее физики. Но физиков среди музыкантов не так уж и мало, тем более с электро- или радиотехническим образованием.

А статья написана, чтобы читающие ощутили, что мирозданием правит гармония и что красота музыки касается красоты человека тоже, особенно внутренней.

Источник

Оцените статью