- Методическое обеспечение дисциплины дирижирование направление подготовки 073500 «Дирижирование»
- Главная > Документ
- Аннотация хоровой миниатюры А.С. Ленского «Певучая вода»
- Автор аннотируемой хоровой миниатюры – Александр Степанович Ленский. Деятельность Ленского и развитие таджикского профессионального музыкального искусства. Сочинение оперы – «Донецкая быль» (1960, Донецкий театр). Хоровая миниатюра «Певучая вода».
- Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Методическое обеспечение дисциплины дирижирование направление подготовки 073500 «Дирижирование»
Главная > Документ
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
Произведения для хора a ’ cappella
(оригинальные сочинения и обработки народных песен)
В. Агафонников «Два великана»
А. Александров «Утушка», «Ехал пан», «Волынка»
Я. Аркадельт «Ave Maria»
А. Архангельский «Ночка, моя ночка». «У ворот, ворот батюшкиных»
Б. Асафьев «Свадебная»
Р. Вагнер «На могиле Вебера»
Дж. Верди «Laudi alla virgina Maria»
Д. Викандер «Король — ландыш»
Я. Витол Бевернский певец. Лесное озеро
М. Глинка— М. Балакирев «Венецианская ночь», «Колыбельная»
Э. Григ «Детская песня» (юмореска)
А. Давиденко «Бурлаки», «Узник»
А. Даргомыжский «Буря мглою небо кроет», «Сосна»
В. Дарзинь «Пусть буря грянет»
Б. Дворжак «Песни слетели», «В лесу берёзка» (из цикла «О природе»)
М. Ипполитов-Иванов «Сосна», «Лес», «Острою секирой»
В. Калинников «Зима», «Жаворонок», «Кондор», «На старом кургане», «Ой, честь ли то молодцу», «Элегия»
А. Кастальский «Под большим шатром»
М. Коваль «Свадебная чувашская», «Что ты клонишь над водами», «Ой, дубэ, мой дубэ», «Уж как по морю, морю синему»
Е. Козак «Думы мои»
М. Колеса «Гей, видно село»
А. Копосов «То не быстрая речка»
А. Корещенко «Черкесская песня»
М. Красев «Цыгане»
Ц. Кюи «Засветилось вдали», «Ризой бледно-голубою», «Уснуло все»
О. Лассо «Эхо», «Матона», «Мой муженёк»
А. Ленский «Певучая вода», «Русская земля»
Н. Леонтович «Дударик», «Пряля», «Щедрик»
Ф. Лист «Наступление весны», «Зелень трав»
В. Макаров «Песня о волжском богатыре» (из сюиты «Река-богатырь»)
А. Мачавариани «Луне», «Табацкури»
Н. Мельников «Туча»
Ф. Мендельсон «Лес», «Как иней ночкой пал, «Предчувствие весны», «Охотничья песня», «Подснежник»
М. Мусоргский «У ворот, ворот батюшкиных», «Ты взойди, взойди солнце красное»
Э. Направник «Два великана»
А. Никольский «Звонили звоны», «На горе петухи поют», «Прибаутки», «Чайка»
А. Новиков «Весёлый пир», «Любовь»
В. Орлов «У ворот в гусли вдали», «Вейся, вейся капустка»
Г. Пёрселл «Вечерняя песня»
К. Проснак «Море», «Баркарола»
Ф. Пуленк «Грусть»
С. Рахманинов «Чоботы»
М. Речкунов «Осень»
Н. Римский-Корсаков «За речкою, за Дарьею», «Ай, во поле липенька»
Дж. Россини «Как ты легка» (из оперы «Вильгельм Телль»)
А. Рубинштейн «Месть», «Гномы»
В. Салманов «21 января», «Пятнадцать ран», «Нивы сжаты», «Прячет месяц», «Топи да болота» (на стихи С. Есенина), «Старый друг мой», «Как живете-можете»
А. Свешников «Вниз по матушке, по Волге», «Ой, все кумушки домой»
Г. Свиридов «Вечером синим», «Зимнее утро», «Наташа» (из «Пушкинского венка»), «Ты запой мне ту песню»
Я. Сибелиус «Финляндия»
Б. Сметана «Моя звезда», «Прилетели ласточки»
Вл. Соколов «Ты рябина ли, рябинушка», «Что умеет осень?», «Воспоминание» (из цикла «Семь хоров» на слова М. Садовского)
Я. Солодухо Четыре хора на слова С. Есенина
Э. Сухонь Цикл «О горах»
С. Танеев «Венеция ночью», «Серенада», «Сосна»
А. Флярковский «Дуб»
И. Фестер «Пражские колокола»
Г. Форе «Колыбельная»
П. Хиндемит «Лебедь», «Так всё проходит», «Лань», «Зимой»
Т. Хренников «Внимая ужасам войны»
П. Чайковский «Соловушко», «Ночевала тучка», «Без поры да без времени»
Н. Черепнин «Медленно движется время», «Не плачьте над трупами павших бойцов»
П. Чесноков «Не цветочек в поле вянет», «За рекою, да за быстрой», «Дубинушка»
В. Шебалин «Утёс», «Берёзе», «Казак гнал коня», «Жаворонок», «Зимняя дорога», «Стрекотунья белобока»
Ф. Шуберт «Любовь», «Ночь», «Хоровод»
Р. Шуман «Сон», «В лесу», «На Боденском озере»
Р. Щедрин Четыре хора на слова А. Твардовского «Пора, мой друг, пора», «Тиха украинская ночь»
Л. Яначек «Дикая утка», «Наша песня»
Произведения для хора с сопровождением
А. Александров «Волжская бурлацкая»
И. С. Бах Хоралы из кантат № 11, 22, 26, 27, 61, 73, 98, 107, 113, 117, 138, 142
А. Бородин «Слава», хор половецких девушек из оперы «Князь Игорь»
И. Брамс «Песни любви» (вальсы)
Р. Вагнер Свадебный хор из оперы «Лоэнгрин» «Хор матросов», «Хор прях» из оперы «Летучий голландец»
К. Вебер «Вступительный хор», «Хор охотников» и «Песня Агаты с хором» из оперы «Волшебный стрелок»
Дж. Верди «Тише, тише» из оперы «Риголетто»
А. Верстовский «Гой, ты Днепр», «Ах, подруженьки, как скучно», 2 я и 3 я песня Торопа с хором из оперы «Аскольдова могила»
Й. Гайдн «Хор земледельцев» (№ 2) из оратории «Времена года»
Г. Галынин № 1 из оратории «Девушка и смерть»
М. Глинка «Ах, ты свет Людмила», «Не проснётся птичка», «В страшном смятении», «Ложится в поле мрак ночной» из оперы «Руслан и Людмила»
А. Гречанинов «Призыв весны», «И ой, взойдёт» из музыки к весенней сказке А. Островского «Снегурочка»
Э. Григ 1-я сцена из музыки к драме Б. Бьернсона «Улаф Тригвассон»
Ш. Гуно Марш из оперы «Фауст»
А. Даргомыжский Хор русалок из оперы «Русалка». Хор волшебных дев из оперы «Рогдана»
А. Ильинский Хор одалисок из оперы «Бахчисарайский фонтан»
М. Капп «Северное побережье»
Р. Леонкавалло Хор колоколов из оперы «Паяцы»
Э. Мак-Доуэлл «Старая сосна» из «Идиллий новой Англии» (транскрипция Вл. Соколова)
К. Молчанов Вот солдаты идут (пер. для хора А. Хазанова)
В. Моцарт «Спит безмятежное море», «Бегите, спасайтесь» из оперы «Идоменей». Хоры из оперы «Свадьба Фигаро», «Волшебная флейта»
Ф. Мендельсон Финал с хором из музыки к комедии В. Шекспира «Сон в летнюю ночь»
М. Мусоргский Женский хор из неоконченной оперы «Саламбо». Хор сандомирских девушек, «Не сокол летит…» из оперы «Борис Годунов»
Э. Направник Хор песенников из оперы «Нижегородцы»
С. Прокофьев Хор «Про Кутузова», хор москвичей, финальный хор из оперы «Война и мир». «А и было дело», «Вставайте, люди русские» из кантаты «Александр Невский»
С. Рахманинов Шесть хоров для женских (детских) голосов. «Огни погашены», «Как вольность, весел наш ночлег» из оперы «Алеко»
Н. Римский-Корсаков «Из дебрей глубоких» из оперы «Млада». «А мы просо сеяли», хор слепцов-гусляров из оперы «Снегурочка», «Поднялася с полуночи» из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», Песня про голову из оперы «Майская ночь». «То не сокол» из оперы «Царская невеста»
А. Рубинштейн «Ноченька» из оперы «Демон»
А. Серов «Красному солнышку слава», «Знать вам девицы, без молодца скучно» из оперы «Рогнеда»
Б. Сметана «Как же нам не веселиться» из оперы «Проданная невеста». 1-й хор из оперы «Две вдовы»
С. Танеев «Слава Афине» из оперы «Орестея»
Т. Хренников Хор рабочих из оперы «Мать»
П. Чайковский «Болят мои скоры ноженьки», «Уж как по мосту мосточку» из оперы «Евгений Онегин». «На море утушка купалася», из оперы «Опричник». «Нету, нету тут мосточка», хор и причитания матери из оперы «Мазепа». «Проводы масленицы» из музыки к весенней сказке А. Островского «Снегурочка». Хор гуляющих из оперы «Пиковая дама».
Ф. Шмит «Принц и пастушка»
Р. Шуман Хоры из музыки к драматической поэме Дж. Байрона «Манфред». Хоры из кантаты «Странствия розы». «Цыгане»
Ф. Шуберт «Соловей»
Произведения для хора a ’ cappella
(оригинальные сочинения и обработки народных песен)
А. Александров «Ах, не одна во поле дороженька», «Горы»
А. Алябьев «Пела, пела пташечка»
Д. Аракишвили «О поэте»
Б. Барток «Беглец», «Узник»
И. С. Бах «Сердце, молчи»
Н. Белкин «Мщение»
А. Бородин Хор поселян из оперы «Князь Игорь». «Грезы» (обр. Г. Дмитревского)
И. Брамс «Лесная ночь», «Горбатый уличный скрипач»
А. Брукнер «Ave Maria», «В полночь»
С. Василенко «Как при вечере», «Дафино-вино»
Дж. Гастольди «Волны ладью качают»
А. Гречанинов «Север и юг», «Нас веселит ручей», «Лен», «Осень»
В. Дарзинь «Пусть буря воет», «Сломанные сосны»
К. Дебюсси «О, как отрадно созерцать»
П. Динёв «Не отдает меня мать»
Б. Донати «Мы днем весенним»
А. Егоров «Гуси», «Лилея»
К. Жанекен «Зелёный лес»
С. Иенсен «Песня любви»
И. Илиев «Девушка злата»
Вик. Калинников «Осень», «На старом кургане», «Звезды меркнут и гаснут», «Нам звезды короткие сияли»
А. Кастальский «Русь» на стихи Н. Некрасова
М. Коваль «Земля-земелюшка» из оратории «Емельян Пугачев», «Слезы»
З. Кодай «Вечерняя песня»
О. Коловский «На горушке, на горе»
Ц. Кюи «Ушла весна», «Две розы»
О. Лассо «Я так любил»
А. Ленский «Былое», «Не брани ты, дочь», «Летели гуси»
А. Лядов «Из-за лесу»
Б. Лятошинский «Течёт вода»
А. Мачавариани «Долури»
О. Мессиан «Хорал»
Э. Мак-Доуэлл «Индийская идиллия» из «Идиллий Новой Англии» (транскрипция Вл. Соколова)
В. Мурадели «Татьянушка»
А. Новиков «Ой, да ты калинушка»
Д. Палестрина «О, как душа страдает»
А. Пащенко «Хороша была Танюша» из цикла «Шесть хоров на слова С. Есенина»
Ф. Пуленк Месса G-dur (фрагменты)
Н. Римский-Корсаков «Заплетися, плетень»
В. Салманов «Юность», «Тишина», «Лев в железной клетке», «Издалека»
Г. Свиридов «Как песня родилась», «Табун», «Повстречался сын с отцом»
Я. Сибелиус «Молодой месяц»
В. Симич «Шла девица за водой»
И. Славенский «Вода льётся»
Б. Сметана «Три всадника»
С.Слонимский «Два северных пейзажа»
Вл. Соколов «Из-за лесу было тёмного», «Повянь, повянь, бурь погодушка», «Вороной конь»
Я. Солодухо «Камыши», «Снежинки»
К. Сорокин «Помолчим»
И. Стравинский «Подблюдные»
О. Тактакишвили «Утро»
С. Танеев «Посмотри, какая мгла», «Альпы», «Вечер»
В. Тормис «Матушка моя родная»
И. Ферстер «Чешская песня»
Д. Христов «Рученица»
П. Чайковский «Не кукушечка во сыром бору»
В. Шебалин «Мать послала к сыну думу»
Д. Шостакович «Как меня младу младешеньку», «Венули ветры»
Г. Эрнесакс «Новогодняя шуточная»
Л. Яначек «Маричка Макдонова»
Произведения для хора с сопровождением
А. Аренский «Слава» из оперы «Сон на Волге»
Л. Бетховен Месса до мажор № 1
И. Брамс № 1 из Немецкого реквиема. Новые песни любви
А. Бородин — В. Калинников Песня тёмного леса. Море
Ю. Буцко Кантата «Ветерок». «Свадебные песни»
Й. Гайдн Хор крестьян и охотников из оратории «Времена года»
Г. Галынин № 4 из оратория «Девушка и смерть»
М. Глинка «Разгулялися, разливалися» из оперы «Иван Сусанин», «Не тужи, дитя родимое», «Лель таинственный» из оперы «Руслан и Людмила»
Э. Григ Хоры из музыки к драме Б. Бьёрнсона «Улаф Тригвасон»
А. Даргомыжский «Ах, ты сердце», «Заплетися плетень», «Как на горе мы пиво варили» из оперы «Русалка». «Как денница появится» из оперы «Рогнеда»
А. Давиденко «На десятой версте»
В. Макаров «Прилетели птицы перелётные» из сюиты «Река-богатырь»
М. Мусоргский 1-я сцена из оперы «Сорочинская ярмарка»
К. Орф Кантаты: «Кармина Бурана», «Катулли Кармина» (хоры по выбору)
С. Прокофьев «Въезд Александра Невского во Псков» из кантаты «Александр Невский». Пролог (эпиграф) из оперы «Война и мир». Хор медиков из оперы «Любовь к трём апельсинам»
С. Рахманинов «Огни погашены» из оперы «Алеко». Поэма «Колокола» (отдельные номера). Кантата «Весна». Три русские песни
Н. Римский-Корсаков «Свет и сила бог-Ярило», «Песня про бобра» из оперы «Снегурочка». Гопак из оперы «Майская ночь». Хор «Слава», сцена из 2-го действия оперы «Царская невеста». «Ой, беда идет, люди» из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». «Гой, ты Сад-Садко», «Будет красен день» из оперы «Садко»
В. Салманов № 2, 5 из оратории «Двенадцать»
Г. Свиридов «Поёт зима», «Молотьба», «Ночь под Ивана Купала» из «Поэмы памяти Сергея Есенина»
О. Тактакишвили «Палестрина» из оратории «По следам Руставели»
П. Чайковский «Свадебный хор», Хор народа из оперы «Опричник». «Я завью, завью венок» из оперы «Мазепа». Хор русалок, «Выросла у тына» из оперы «Черевички». Хоры из кантаты «Москва»
Р. Шуман Хоры из 1-й части оратории «Рай и Пери»
Произведения для хора a ’ cappella
А. Аренский «Анчар»
С. Барбер «Энтони и Дели»
М. Березовский Концерт для хора № 18
Г. Берлиоз «Quarens me» (№ 5) из «Реквиема»
Д. Бортнянский Концерты для хора № 32, 3
Д. Веноза «Безмолвен я»
Дж. Верди «Ave Maria»
Е. Голубев «Кузнец»
К. Дебюсси «Зима», «Я тамбурина слышал звон»
К. Жанекен «Пение птиц», «Битва при Мариньяни»
В. Калинников «Утром зорька»
З. Кодай «Ференц Лист»
Ц. Кюи «Грозовые тучи»
О. Лассо «Crucifixus»
Дж. Мартини «Предостережение»
К. Монтеверди Мадригалы: «Cruda Amarilli», «Hosciate mi morire», «Sidrio vorrei morire»
Ф. Пуленк VI часть из кантаты «Лик человеческий»
М. Равель «Три птицы», «Рондо», «Николетта»
С. Рахманинов «Deus meus»
Н. Римский-Корсаков «Старая песня», 4 вариации и фугетта на тему русской народной песни «Надоели ночи, надоскучили», «Со вьюном я хожу», «Месяц плывет»
С. Танеев «Осенние пейзажи»
П. Чесноков «Зимой»
П. Хиндемит «Хранилище любви»
В. Шебалин «Над курганами»
Д. Шостакович «Казнённым»
Р. Щедрин «Русские деревни», 4 хора на слова А. Вознесенского, «Ивушка»
Произведения для хора с сопровождением
И. С. Бах «Kyrie» (№ 1, 3), «Qui tollis», «Et incarnates», «Crucifixus», «Et rezurexit», «Sanctus» из мессы си минор. Финальный хор из «Страстей по Матфею». № 1, 23, 36, 68 из «Страстей по Иоанну». № 10, 11 из «Магнификата». Хор ветров из кантаты «Умиротворённый Эол». Кантаты № 68, 105. Хоры из кантат № 4, 6, 31, 80. «Спор Феба и Пана»
Г. Берлиоз «Реквием» (номера по выбору). «Траурный кортеж» из драматической симфонии «Ромео и Юлия»
Л. Бетховен «Хор узников» из оперы «Фиделио». «Kyrie», «Agnus Dei» из мессы Ре мажор
А. Бородин Хор русских пленников из III действия оперы «Князь Игорь»
И. Брамс № 2, 3, 4, 6 из Немецкого реквиема
К. Вебер Хор поселян и рыцарей из оперы «Эврианта»
Дж. Верди «Libera me» из Реквиема
С. Василенко Хор народа из оперы кантаты «Сказание о граде Китеже»
Э. Вила Лобос № 1, 2, 4 из Бразильской сюиты
Источник
Аннотация хоровой миниатюры А.С. Ленского «Певучая вода»
Автор аннотируемой хоровой миниатюры – Александр Степанович Ленский. Деятельность Ленского и развитие таджикского профессионального музыкального искусства. Сочинение оперы – «Донецкая быль» (1960, Донецкий театр). Хоровая миниатюра «Певучая вода».
Рубрика | Музыка |
Вид | статья |
Язык | русский |
Дата добавления | 28.09.2016 |
Размер файла | 21,7 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Московский государственный университет культуры и искусств
Выполнила Кузнецова Софья
Автор аннотируемой мной хоровой миниатюры — Александр Степанович ЛЕНСКИЙ. Он родился 12 (25) марта 1910 года, в селе Нечаевка Саранского района Пензенской области, в семье сельского учителя. В детстве обучался игре на фортепиано, пел в церковном хоре. В 1931 году Александр Степанович окончил Ростовский музыкальный техникум по классу композиции у Н.З. Хейфица и инструкторско-хоровому отделению у А.Н. Тушканова. Он продолжает свое обучение в Московской консерватории, которую оканчивает в 1937 году — по классам композиции у Г.И. Литинского и хорового дирижирования у Г.А. Дмитревского. В 1937-56 гг. композитор жил в Таджикистане (Душанбе). В 1937-41 он заведовал музыкальной частью Театра им. Лахути (одновременно в 1938-41 был худ. рук. Таджикского оркестра народных инструментов), в 1942-46 — худ. рук. филармонии. Деятельность Ленского способствовала развитию таджикского профессионального музыкального искусства. В его творчестве широко использованы таджикский мелос, национальные танцевальные ритмы. Сценические произведения отличаются ярким национальным колоритом. Им созданы «Таджикская сюита для симфонического оркестра» (1938), первый таджикский балет «Две розы» («Ду гуль», 1941, Тадж. театр оперы и балета), оперы «Тахир и Зухра» (1945), «Невеста» («Арус», 1946 — обе поставлены там же) и др.; обработки таджикских мелодий и песен для оркестра нар. инструментов, смешанного хора и фортепиано и др. В 1946-55 преподавал в Душанбинском муз. училище; в 1966-74 в Московском государственном институте культуры (с 1967 доцент кафедры хорового дирижирования).
По возвращении в Москву в 1955-56 гг. автор продолжает активно работать, создавая все новые и новые опусы. Сочинены: оперы — «Донецкая быль» (1960, Донецкий театр), «Хосият» (1964, Тадж. театр оперы и балета), «Яков Шибалок» (1967, по М.А. Шолохову, Саратовский театр); балеты — «Дильбар» (1954, Тадж. Театр оперы и балета); кантаты — «Победа» (1945), «Слава Партии» (1948), «О Ленине» (1961), «Это твоя весна» (1964); для хора a cappella — более 80 произведений; для оркестра — 2 симфонии (1947, 1948), сюита «Дружба народов» (1942); для оркестра русских народных инструментов — «Праздничная увертюра» (1957), «Таджикские эскизы» (1964); для виолончели с оркестром — концерт-фантазия; камерно-инструментальные ансамбли — струнный квартет на таджикские темы (1944); для фортепиано — 2 прелюдии и фуги на таджикские темы (1951, 1972); пьесы, обработки таджикских песен, романсы, песни, музыка к спектаклям драматического театра, кино. хоровой ленский музыкальный
С особой любовью и интенсивностью автор работал в области хорового творчества. Постоянное тяготение к хору, знание его природы обусловили удобство голосоведения, особую плавность произведений композитора, их популярность и признание среди исполнителей и слушателей.
Сочинение «Певучая вода» написано композитором на слова польского поэта Г. Ясвечека. Перевод оригинального текста выполнил М. Лапиров.
Хоровая миниатюра представляет собой «трогательные излияния скорбящей девушки» Шварц Н. Хоровое творчество А.С. Ленского // Композиторы Российской Федерации. — М., 1982. — В. 2. — С. 234., это своеобразный крик души, исповедь и плач. В музыке отражен этот искренний и задушевный характер беседы девушки с «водой-водицей», как она ласково ее называет. Простые проникновенные слова девичьей мольбы, одушевление ею «водицы» определяют манеру хорового письма этого произведения. Основную мелодию А.С. Ленский строит на мотиве песни «Что стоишь, качаясь, тонкая рябина…» Поэтому, естественно, в хоре доминирует песенное начало.
Произведение написано для четырехголосного смешанного хора. В каждой хоровой партии присутствует девизе. Общий диапазон сочинения: от ми большой октавы до ля второй октавы. Диапазоны партий:
S — си малой октавы — ля второй октавы
A — ля малой октавы — ре второй октавы
T — ре-диез малой октавы — ля первой октавы
B — ми большой октавы — ре первой октавы
Склад музыкального письма этого сочинения можно определить как гомофонно-гармонический с элементами подголосочной полифонии. Такая фактура достаточно типична для обработок народных песен, а рассматриваемое произведение как раз является авторской интерпретацией русской народной песни.
Характер этой миниатюры песенно-лирический. Композитор замечательно передает «переливы» душевного состояния героини, и образную связь их с вечным движением, течением воды, такой постоянной и в то же время бесконечно меняющейся стихии.
Форма произведения простая трехчастная. Во 2 разделе, контрастном по образному музыкальному языку первому и репризному разделам, находится кульминация сочинения (тт. 29-32). Безусловно, при выборе музыкальной формы для данного хора композитор шел от текста. Размышления девушки и ее обращения к «водице» в первом разделе и просьбы «забрать слезы и (…) невзгоды» в заключительном, возникают как основная тема хора. Контрастный же второй раздел, в котором мелодический и гармонический язык обогащаются новыми красками, где возникают новые тональности и возрастает общий градус напряженной эмоциональности, передает нам ее воспоминания, которые оживают на глазах.
Композитор берет за основу минорный лад, что отвечает драматической теме этого сочинения. Тональность также создает приглушенный и скорбный колорит — это ми-минор. Во втором разделе в качестве средства музыкальной выразительности используется ладовая переменность мажора и минора. Первое звено секвенции, открывающее второй раздел, начинается в тональности VI ступени, в до-мажоре, но, не закрепляясь в ней, ведет гармонию в параллельную основной тональность — соль-мажор. Шаг секвенции — терция, поэтому следующее звено несет нам новый энергетический заряд и приводит в яркий победоносный си-мажор. Далее композитор продолжает рисовать насыщенными сочными гармоническими красками, фактура уплотняется, господствует движение параллельными аккордами. Музыкальная ткань из лирической и песенно-протяжной превращается в настойчивую и пружинистую; пунктирный ритм, с одной стороны, сдерживая этот взлет, в то же время придает колкость и напряженность всей вертикали.
Будучи дирижером-хоровиком, Ленский очень точно и чутко ощущал природу пения, поэтому его хоровые сочинения так удобны, а мелодика ясна и проникновенна. «Мелодия этого хора, будучи связана с драматичным содержанием стихов, развертывается постепенно, окрашивается все новыми тональными красками, поднимается до трагических вершин и ниспадает, оставаясь неизменной в безысходной скорби» Ук. соч. — С.234, сноска..
В связи с этим большое внимание при исполнении сочинения стоит уделить именно мелодическому строю, линеарности голосоведения и непрерывности, текучести мелодии. В то же время, гармонический строй заключает в себе «подводные камни» для исполнителя. Часто встречаются уменьшенные аккорды, секундаккорды (Т 2 (2 т.), II2 (4 т.)). К трудностям в мелодическом строе относится поступенное движение большими секундами в партии тенора во время вступления мужского хора (9 т.). Также во всех хоровых партиях встречаются полутоновые интонации и ходы, которые композитор размещает в концах фраз второго раздела (в 20 т. у S и T на полутон вверх, в 24 т. у S и T на полутон вверх, у A — вниз), на границе двух секвенционных построений, постепенно возводя хор в верхний регистр и подготавливая кульминацию. Здесь происходит общая драматизация музыкально-образной ткани, возрастает напряжение, поэтому все разрешения аккордов, идущие на полтона вверх или вниз следует интонировать «заостренно». Определенную трудность составляет пение альтерированных ступеней лада. Нередки октавные унисоны, расположенные в концах фраз. Ими заканчиваются 1 и 2 предложения 1 раздела (8 и 16 тт.), 2 раздел (39 т.) и 1 и 2 предложения 3 раздела (47 и 55 тт.). При исполнении унисонов требуется огромное внимание и сосредоточенность со стороны певцов и дирижера. В этом стремлении каждой фразы к унисонному завершению также проявляется песенный характер музыки, ее родство с народным мелосом. Это отражается и на гармоническом языке сочинения.
Хор «изобилует неполными аккордовыми созвучиями секундовых удвоений, большими септаккордами с их обращениями, трехголосными задержаниями. В этом хоре преобладают плагальные обороты в сфере господства натуральных ладов, чередования последовательностей D-S.». Ук. соч. — С. 245. Основной задачей певцов, таким образом, является не только следование течению мелодии, но осмысленное интонирование созвучий, с учетом ладовых соотношений и образно-колористических приемов, применяемых А.С. Ленским (использование параллельных аккордовых комплексов, терпких, «горьких» созвучий, многочисленных задержаний).
В ритмическом отношении определенную трудность для исполнителей представляет мелкий пунктир (d. d), в котором шестнадцатую не следует «бить», но выпевать ее мягко и достаточно легко. В первом предложении 1 раздела каждый двутакт оканчивается половинной длительностью, здесь важно не расслабляться и психологически не разрешать себе «отдохнуть», но напротив, наполнять половинные ноты внутридолевой пульсацией, «оживлять» их, используя ресурсы цепного дыхания. Необходимо и верное понимание авторской нюансировки. Знак диминуендо, стоящий над половинными не следует воспринимать как сигнал к угасанию звука, иначе фраза не будет цельной и «порвется».
Ритмический ансамбль тесно связан с интонационными элементами музыки. Характер данного сочинения, плавное и размеренное движение (в 1 и 3 разделах) диктуют относительную простоту повторяющегося ритмического рисунка.
Сам автор дает в начале произведения определение характера исполнения — Cantabile (певуче). Соответственно темп берется неторопливый. Завершающий штрих к образу плавного спокойного течения воды дает трехдольный метр (размер 3/4). В связи с этим есть опасность опоры на каждую первую долю такта. Чтобы этого избежать следует уделить особое внимание третьей доли каждого такта, причем композитор строит фразу таким образом, что ее вершина часто приходится именно на эту долю.
Взаимосвязь темповых и агогических особенностей с формой этого сочинения четко определенная. 1 и 3 раздел объединяет умеренный темп, тогда как 2 раздел сопровождается сменой движения по контрастному признаку. Авторское указание в данном случае — piu mosso (живее, быстрее). В этом разделе находится кульминация всего произведения (29-32 тт.), за изменением темпа, под авторской ремаркой largamente (широко, протяжно), следует нарастание звучности, а затем динамический спад, после которого — семь заключительных тактов этого раздела, исполняемых хором с закрытым ртом, имитируя плач девушки. Автор ставит ритенуто и фермату на паузе перед репризой. Использование ферматы также обусловлено образным содержанием музыки: после воспоминаний девушки о том, как она гуляла с возлюбленным и ее слез о нем, все стихает и замирает, прислушиваясь к ее скорби… Одинокая нота си малой октавы в партии альта повисает в воздухе, как эхо. Для дирижера в этом разделе очень важно отразить все движения души бедной влюбленной: вот она оживляется, начиная вспоминать былое, и музыка вслед за ее мыслями двигается по ряду тональностей, не успевая закрепиться в них и уносясь вперед; вот ее состояние достигает апогея и фортиссимо хора подчеркивает это; а вот молчаливые слезы покатились по щекам под заунывные, причитывающие интонации нисходящих аккордов. Правда, в 3 разделе есть еще одна кульминация (51-53 тт.), но она будет уже частной, по сути это лишь отзвук того вскрика, который вырвался во 2 разделе. Перед обеими этими кульминациями метр меняется на четырехдольный, «раздвигается» темп, и краски здесь проступают более широкими, резкими мазками.
Основной штрих, используемый в сочинении «Певучая вода» — легато. Но стоит отметить, что характер звуковедения должен быть очень собранным, цепким, не «размякшим». Правильно организованная фразировка поможет стремиться к вершине каждого мелкого формообразующего звена, а также к общей кульминации в целом. Многочисленные скачки в мелодии у сопрано, особенно в момент исполнения кульминаций, не должны мешать восприятию единой мелодической волны, для этого необходимо плотное и ровное озвучивание как верхнего, так и нижнего звука интервала, на который совершается скачок, использование микста, т.е. смешанного регистра (грудное и головное резонирование). Также ключевые интонационные и драматургически важные моменты композитор выделяет с помощью акцентов. Так в 5 т. на слове «звонкая», акцент используется, чтобы подчеркнуть смысл слова-образа. Здесь требуется твердая атака звука и короткое произнесение согласной «з». Фрагмент, исполняемый с закрытым ртом, имеет структуру 2+2+1+1+1. Причем, первые два и последующие два мотива повторяются, и каждый из них начинается с акцента, как приглушенный стон, снова и снова вырывающийся из груди. Опасность представляет исполнение акцента с закрытым ртом — важно, чтобы после него звук не погас, но протянулся, несмотря на динамику пиано и пианиссимо в 35 и 38 тт. В том же значении вздоха, для усиления образности, акценты встречаются в коде произведения (56-59 тт.)
Высокохудожественное исполнение этой хоровой миниатюры может быть достигнуто верной и слаженной трактовкой динамики произведения. Динамический ансамбль женского хора, поющего с 1 по 8 тт. без мужских голосов, должен быть очень гибким и по звучанию напоминать набегающие на берег волны. Вступающие после женского хора мужчины, должны подхватить эту гибкую динамическую линию и не нарушить создавшийся настрой. Объединение всего хора происходит лишь во 2 разделе, причем на нюансе пиано. Молчавшим на протяжении восьми тактов сопрано следует сразу «попасть» в нужную степень звучности. Развитие динамики к кульминации от пиано к фортиссимо в 29 такте происходит постепенно и сопровождается многими вспомогательными средствами, описанными ранее. А вот обратный переход к пианиссимо (31 т.) осуществляется всего за одну четвертную паузу, причем в гармоническом отношении сделать это еще труднее, т.к. требуется выстроить секундаккорд и предслышать разрешение в другую тональность (a-moll).
В дикционном отношении стоит особое внимание певцов обратить на аккуратное и быстрое произнесение многочисленных шипящих и звонких согласных звуков. Также стоит проработать фрагмент, исполняемый всеми хоровыми партиями, кроме баса, с закрытым ртом. На остинатном звуке ля большой октавы басы повторяют последнюю фразу хора: «целовал с любовью, щечку на прощанье». На хоровом фоне, который следует искусственно приглушить, слова баса должны прозвучать выпукло и рельефно.
Подводя итог всему вышесказанному, следует отметить, что осмысленное, глубокое и отвечающее художественному замыслу композитора А.С. Ленского исполнение произведения «Певучая вода», возможно при условии хорошо понятого и грамотно составленного исполнительского плана и четко организованного репетиционного процесса.
Список использованной литературы
1. Шварц Н. Хоровое творчество А.С. Ленского // Композиторы Российской Федерации. — М., 1982. — В. 2. — С. 227-253.
Источник