- Сделай сам
- Примеры звука
- Сделай сам
- Схема пьезоканала
- Варианты реализации схемы
- Звукосниматели
- ПЬЕЗОЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЗВУКОСНИМАТЕЛИ
- КОНТАКТНЫЕ ЗВУКОСНИМАТЕЛИ
- ЗВУКОСНИМАТЕЛИ КОМПАНИИ B-BAND
- ЗВУКОСНИМАТЕЛИ КОМПАНИИ L.R.BAGGS
- ЗВУКОСНИМАТЕЛИ КОМПАНИИ SCHERTLER
- КОМБИНИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ «МИКРОФОН-ЗВУКОСНИМАТЕЛЬ» КОМПАНИИ SD SYSTEMS
- ЗВУКОСНИМАТЕЛИ КОМПАНИИ SHADOW
Сделай сам
      Автор: Михаил Южаков       Дата публикации: 06 октября 2018 г. |
Занятный эксперимент по пьезоозвучке бас-гитары.
В качестве «подопытного кролика» выступил недорогой бас Yamaha RBX-170 индонезийского производства (на фото он с замененным нижним датчиком).
Для басов существуют пьезобриджы и пьезокобылки, но все виденные мною были американского производства и соответствующей цены; ставить же фурнитуру дороже самого инструмента есть на мой взгляд пижонство, поэтому пошёл другим хитрым путём – приспособил подпорожковый пьезодатчик для акустической гитары. Вот такой, в форме гибкого шнура:
Снял бридж, проковырял канавку, вложил шнур. Глубина канавки такая, чтобы шнур был немного придавлен бриджем.
Прикрепил бридж. Кстати, следует отметить одну конструктивную особенность этого баса, доставшегося мне, в общем-то, случайно: у него бридж крепится к деке винтами, расположенными на одной линии (не по периметру):
В результате передний край бриджа «плавает»: без струн он слегка приподнят, под натяжением струн опускается, как рычаг.
Благодаря этому на пьезошнур, помещенный в передней части бриджа, струны оказывают колебательное давление, не заблокированное крепежом бриджа; в результате удалось добиться достаточно большого электрического «выхлопа» от пьезы.
Но без усилителя тут не обойтись. Схема активного темброблока приведена ниже.
Канал на ОУ DA1.1 работает на передний датчик. Цепь R1R2C2 представляет собой эмуляцию нагрузки от пассивного темброблока джаз-баса; приближенно можно заменить на один резистор 82кОм. C3 – имитация ёмкости кабеля. Подробней о влиянии этих элементов на звук написано в статье «Пьезогитары», п.2.
Конденсатор C1, подключаемый пуш-пульной ручкой потенциометра, реализует функцию регулятора тона (ручка тона здесь выполняет иную функцию).
Аналогично выполнен канал бриджевого датчика на ОУ DA2.1. Реактивная нагрузка пассивный темброблок + ёмкость кабеля здесь отсутствует для пущей разницы звучания.
Канал пьезодатчика выполнен на ОУ DA3.1, DA3.2, DA4.
DA3.1 – преамп с функцией частотной коррекции. Цепь R22C13C12 представляет собой частотный корректор «анти-спиксим» (более подробно о его назначении написано в статье «Пьезогитары», п.2). Дополнительно для баса была введена коррекция на низах, дающая рост АЧХ в области 200Гц и ниже – для того, чтобы «догнать» в этом плане магнитный датчик. В этом каскаде коррекцию на низах реализует конденсатор C11.
DA3.2 – «антишороховый» фильтр.
DA4 – дополнительный каскад коррекции на низах (200Гц и ниже).
Потенциометр R32 регулирует громкость пьезодатчика; он стоит на месте регулятора «Тон». Его пуш-пульная ручка отключает канал пьезы: нормальное положение (ручка утоплена) – канал включен, ручка вытянута – канал выключен. Можно использовать для оперативного включения пьезы во время игры: заранее устанавливаем громкость, вытягиваем ручку – пьеза выключена. Играем басовое сопровождение; надо перейти на соло с пьезой – щелкаем по ручке, пьеза включается. Одно «но»: пьеза «слышит» акустический звук при включении ручки, поэтому коммутация канала пьезы реализована здесь электронная на транзисторе VT1 с цепью задержки включения R33R34C20.
Переключатель «Gain» будет полезен при работе с комбиком, имеющим вход «Low»: ставим уровень побольше и имеем куда меньше шумов комбика и наводок на кабель.
Примеры звука
Витые струны, передний магнитный датчик:
Витые струны, пьеза чистая (приходится следить за техникой исполнения: шорохи пальцев слышны):
Пример включения пьезы «на ходу» в комбинации с магнитным датчиком. Щелчок ручки там всё-таки немного слышен, но это воспринимает микрофон:
Плоские струны, передний магнитный датчик:
Плоские струны, пьеза чистая:
Шорохи всё-таки чувствуются, надо привыкнуть, последить за техникой.
Источник
Сделай сам
      Автор: Михаил Южаков       Дата публикации: 29 января 2020 г. |
В торая попытка пьезофикации бас-гитары. Проводилась на том же басу, что и в статье Пьезобас; этот бас к тому времени получил корпус из настоящего дерева.
Купил по такому случаю бас-гитарные пьезокобылки GraphTech, которые продавались во всех музыкальных магазинах с существенным дисконтом (на правах рекламы).
На стандартный бридж встали прекрасно; тоннель, впрочем, делал под них на этапе создания корпуса. Экранировку сделать весьма рекомендую.
Схема пьезоканала
Каждая кобылка подключена к собственному преампу. Обратите внимание: коэффициенты передачи разные. Сигнал от более толстых струн заметно слабее (вне зависимости от высоты взятой ноты), поэтому таким образом скомпенсировал разность в чувствительности. Примененный в статье «Пьезобас» пьезошнурок, кстати, тоже имеет такой недостаток.
По распайке пьезокобылок. Абсолютно без разницы, где там сигнальный провод, где масса, лишь бы все кабели подключались одинаково. Например, на всех кабелях бесцветный провод масса, голубенький сигнал. В моём случае на одной из кобылок один контакт «звонился» на корпус, его провод я и взял за массу. Почему только на одной? Может, дефект – лучше бы контакта с массой не было вообще, тогда можно реализовать полностью симметричное включение. Не забываем про правильную распайку массы: токов с заземлённого бриджа и экрана по сигнальной массе течь не должно.
Ну а далее собственно сумматор и простейшая коррекция – обрезание ненужных верхов. Такой сложной частотной коррекции, как в прошлой статье, тут не требуется – пьезокобылки сами по себе имеют существенно более подходящую частотку. Усложнение фильтра нижних частот для уменьшения шороха пальцев также особого смысла не имеет: тут, увы, шорох пальцев лежит в слышимом спектре. Но в этом плане звук однозначно лучше, чем на пьезошнурке под бриджем.
Пример звука – чистая пьеза.
Похоже на контрабас?
Варианты реализации схемы
Активно-пассивные варианты: пьеза на активе, магнитные датчики на пассиве – можно использовать при севшей батарейке.
Схема с одним датчиком – пресижн-бас. Один из потенциометров пуш-пульный, чтобы скомпенсировать выкинутый регулятор тембра. Номинал регулятора громкости может быть как 1МОм, так и 500кОм.
Схема с двумя датчиками – джаз-бас. Родные потенциометры громкости (на схеме R19, R20) можно и оставить, разница невелика. Потенциометр блендера R21 может быть номиналом 500кОм либо 250кОм.
И, наконец, полностью активная схема для двух хамбакеров. Сочетает в себе активный эквалайзер из прошлой статьи с пьезоканалом. 4 ручки регулировки плюс ЛесПоловский переключатель.
Пьеза микшируется с бриджевым датчиком (чтобы было больше «стекла»), но можно смикшировать и с нековым – через среднее положение переключателя.
Источник
Звукосниматели
      Автор: Николай Исаев       Источник: Сент-Оноре       Дата публикации: 31 июля 2003 г. |
ПЬЕЗОЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЗВУКОСНИМАТЕЛИ
В звукоснимателях этого типа применяется пьезоэлектрический эффект — при изменении размеров (сжатии или растяжении) вещества, обладающего пьезоэлектрическими свойствами, возникает его поляризация, и в цепи появляется ток. Такие датчики можно использовать не только с металлическими, но и с нейлоновыми струнами.
Пьезоэлектрические датчики, в основном, применяются в акустических инструментах: акустической гитаре и других струнных щипковых, а также в струнных смычковых. Обычно эти звукосниматели устанавливаются либо под нижний порожек (в этом месте происходит передача колебаний от струн деке, поэтому здесь они наиболее сильные), либо внутри подставки, либо их крепят к самой деке.
Самый распространенный пьезоэлектрический звукосниматель имеет вид тонкого брусочка из твердого материала с расположенными на нем или несколькими пьезоэлементами (их количество равно количеству струн), или с одной цельной полоской, изготовленной из вещества с пьезоэлектрическими свойствами. Этот брусочек как раз и устанавливается под нижний порожек.
Второй вид звукоснимателя представляет собой тонкий диск с наклеенным на него пьезоэлементом. Этот диск крепится к деке, которая колеблется под воздействием струн. При колебаниях деки происходит изгиб материала, из которого она изготовлена, вместе с ним изгибается и пьезоэлемент, что приводит к его деформации, которая и служит причиной возникновения поляризации.
КОНТАКТНЫЕ ЗВУКОСНИМАТЕЛИ
К онтактные датчики, так же, как и пьезоэлектрические, «работают» с механическими колебаниями деки или подставки, но в них используются другие типы преобразования — электродинамический и электростатический. И в том, и в другом случаях подвижный элемент датчика находится в непосредственном контакте с вибрирующей частью музыкального инструмента. В электродинамическом звукоснимателе движется катушка в неподвижном магнитном поле (таким образом наводится ЭДС), а в электростатическом — диафрагма, являющаяся обкладкой конденсатора. При изменении расстояния между обкладками конденсатора меняется его сопротивление, а, следовательно, и напряжение на его обкладках.
Есть еще особый вид датчиков — MIDI-датчики. Они используются в составе специальных гитарных MIDI-конвертеров, преобразующих вибрации струн гитары в MIDI-сообщения. Так как важны сигналы, поступающие от каждой из струн в отдельности, то должны использоваться и специальные датчики, обеспечивающие очень высокую точность съема звука. Принцип действия таких звукоснимателей остается тем же, что и в обычных: либо электромагнитный, либо пьезоэлектрический.
Сигналы от разных струн ни в коем случае не должны смешиваться, иначе в преобразователе произойдет полная неразбериха. Непосредственно в звукоснимателе преобразование в MIDI-сигналы не происходит, это осуществляется в конвертере, который обычно также крепится на гитаре. Иногда этот конвертер имеет линейный вход для подключения сигнала с обыкновенного звукоснимателя, также установленного на инструменте.
Разработчики датчиков ищут все новые и новые способы съема звука, причем с разными целями — либо добиваясь натуральности звучания музыкального инструмента, либо стремясь получить «тот самый» легендарный звук. Посмотрим, к чему же приведут эти поиски.
ЗВУКОСНИМАТЕЛИ КОМПАНИИ B-BAND
Ф инская компания B-Band выпускает не только датчики для таких музыкальных инструментов, как акустическая гитара, скрипка и контрабас, а также целый ряд предусилителей к ним.
Для акустической гитары предназначены два типа звукоснимателей — UST (Under-Saddle Transducer) и AST (Acoustic Soundboard Transducer). По названию можно определить, куда устанавливаются эти датчики: первый — под нижний порожек, второй — на подставку, но с внутренней стороны гитары.
UST представляет собой тонкую полоску, помещаемую в углубление (прорезь) в подставке, предназначенное для нижнего порожка. Hижний порожек устанавливается уже на «подложенный» звукосниматель и плотно прижимает его ко дну прорези. При передаче деке колебаний струны они влияют и на датчик, в котором применяется конденсаторный преобразователь. При смещении чувствительной мембраны, являющейся одной из пластин конденсатора, происходит изменение его емкости, что приводит к изменению силы тока в такт звуковым колебаниям. В качестве источника постоянного напряжения служит электретная пластина — вторая обкладка конденсатора.
Так как размеры отверстия для нижнего порожка (saddle slot) на различных акустических гитарах отличаются, компания B-Band выпускает несколько типов датчиков UST.
Звукосниматель AST устанавливается на подставке, но с «изнанки» акустической гитары. Он исполнен в виде небольшой полоски 14 х 70 мм, которая крепится с помощью специальной двусторонней пленки. Датчик такого типа воспринимает колебания уже непосредственно деки. В нем применен тот же принцип преобразования, что и в UST.
Звукосниматели UST и AST могут использоваться с любыми струнами — и со стальными, и с нейлоновыми. В отличие от микрофонов, такие датчики защищены от возникновения обратной связи, к тому же они обладают широким динамическим диапазоном.
Компанией B-Band выпускается также звукосниматель для контрабаса — DB-STM-SYS. Точнее, простым звукоснимателем эту систему назвать сложно. Как известно, при игре на контрабасе можно применять два способа звукоизвлечения — с помощью смычка и пиццикато (щипком). В системе DB-STM-SYS самих звукоснимателей целых три. Два из них устанавливают в отверстия на подставке контрабаса — один со стороны самой низкой струны, а другой — самой высокой. Третий же преобразователь находится под «ножкой» подставки с басовой стороны. Сигналы со всех трех датчиков выводятся через обычный разъем XLR.
В состав системы входит небольшой микшер с возможностью выбора режимов работы с помощью ножного переключателя. В каждом из режимов плавным поворотом регулятора выбирается то или иное звучание — bridge или body. При установке ручки ближе к положению bridge преобладает звучание, как при игре пиццикато («твердые» басы и «прозрачные» верхние регистры), а в положении body подчеркивается игра смычком (насыщенный звук без паразитных высокочастотных призвуков). Также в микшере имеется возможность регулировки уровня сигнала. Вход: XLR. Выходы: линейный 1/4″ джек и микрофонный XLR. Питание: батарея 9В, AC/DC адаптер 12В или от источника фантомного питания 48В.
Для скрипки предназначена система V.I.P.2, которая включает в себя и датчик, и конденсаторный микрофон. Она обеспечивает натуральность смычкового звучания со всеми его оттенками. V.I.P.2 очень хорошо подходит для «жестких» стилей игры, используемых в рок-музыке, но в то же время, благодаря высокой разборчивости, замечательно работает и при игре в классическом стиле и в стиле кантри.
Датчик со встроенным J-FET предусилителем имеет прочную, но легкую конструкцию, которая позволяет осуществлять быструю установку звукоснимателя. В состав системы входит также высококачественная подставка с вырезом посередине, предназначенным для звукоснимателя.
Сигналы от датчика и микрофона поступают на специальный прибор, также входящий в состав системы V.I.P.2, в котором имеются следующие блоки: микшер сигналов, регулируемый ВЧ-фильтр для подавления обратной связи и фиксированный ВЧ-фильтр во избежание нежелательных шумов. Прибор питается либо от батареи 9В, либо от AC/DC адаптера 12В, либо от источника фантомного питания 48В. Выход — балансный, разъем — XLR.
ЗВУКОСНИМАТЕЛИ КОМПАНИИ L.R.BAGGS
iBeam
i Beam является одним из тех звукоснимателей, которые наиболее точно передают нюансы звучания гитары — его достоверность сравнима с лучшими студийными микрофонами. Международная ассоциация музыкальной прессы (MIPA) присудила в 2002 году звукоснимателю iBeam звание «Лучшего звукоснимателя».
Установка датчика не требует никакой переделки инструмента — он крепится на гитару изнутри с помощью клейкого состава, позволяющего легко двигать звукосниматель для поиска нужной точки. iBeam может устанавливаться только на гитары с крестообразными пружинами деки и струнодержателями с отверстиями в деке. Он выпускается в двух версиях: для металлических и для нейлоновых струн.
Звукосниматель рекомендуется использовать соло-гитаристам, играющим в различных стилях. Особенно он хорош для джаза, классического исполнения и игры пальцевым способом, а также для камерных выступлений. Лучше не использовать его в концертах с высоким уровнем громкости, для этого существует другая модель — LB6.
LB6
Этот звукосниматель выпускается уже более 20 лет. Уровень выходного сигнала достаточно высокий, причем датчик имеет встроенную схему подавления обратной связи, поэтому его очень хорошо использовать в тех случаях, когда требуется высокий уровень громкости.
LB6 представляет собой порожек с шестью встроенными чувствительными элементами. Эти преобразователи находятся непосредственно между струнами и декой, таким образом обеспечивается максимальная чувствительность.
Кроме того, чувствительные элементы сами подвержены вибрациям, что приводит к «теплому» натуральному звучанию колебаний деки. Звукосниматель изготовляется из тех же материалов, что и обычные порожки, поэтому он не изменяет звучания гитары. LB6 напрямую соединяется с большинством гитарных усилителей, процессоров эффектов и радиопередатчиков.
Hex Acoustic
Hекоторые известные гитаристы, играющие на акустических инструментах в классическом стиле, обращались в компанию L.R.Baggs с просьбой разработать звукосниматели, как можно более точно передающие все оттенки исполнения и тембры инструмента. Они хотели, чтобы при записи или усилении сохранялись такие характеристики звучания, как полнота тона, естественная динамика, эффект присутствия, достоверность артикуляции и правильный баланс струн.
Так на свет появились Hex Acoustic Pickups — датчики, устанавливаемые индивидуально для каждой струны в гитарную подставку под порожек. В этих датчиках применено специальное конструктивное решение по соединению струны, порожка и собственно датчика, благодаря которому ширина и разница в материале порожка не влияет на характер звука.
Сами чувствительные элементы датчиков обладают большей гибкостью и широким динамическим диапазоном по сравнению с традиционными устройствами, что позволяет избежать компрессирования звука. Чувствительный элемент расположен максимально близко к струне, что повышает порог возникновения обратной связи. Датчик воспринимает не только непосредственное колебание струны, но и колебание деки и всего корпуса, что позволяет передать естественный тембр звучания инструмента в целом.
Корпус преобразователя позолочен для антикоррозионной устойчивости, а рабочая поверхность покрыта твердым хромом для долговечности.
Датчик устанавливается под порожек и имеет толщину 0,8 мм. Рабочим элементом является пленочный преобразователь. Его главным отличием от других типов контактных датчиков является то, что он реагирует не на давление, а на вибрацию. Это минимизирует тот неприятный «сухой» звук струны, который дают подпорожковые датчики, работающие как преобразователи давления. Поскольку гитарная дека колеблется вместе со струной, получаемый сигнал хорошо передает настоящие звук и динамику атаки.
Чувствительная пленка имеет толщину 8 микрон и линейную частотную характеристику вплоть до 50 кГц. Специальная мягкая подкладка служит для компенсации неровностей порожка и щели, в которую он устанавливается. Чувствительный элемент имеет ту же длину, что и порожек, и воспринимает колебания всех струн равномерно.
Преобразователь может подключаться напрямую ко многим моделям инструментальных усилителей, процессоров эффектов и предусилителей. В случае использования датчиков в пассивном варианте, инструментальный вход предусилителя должен иметь высокое входное сопротивление (4,4 МОм) и высокую чувствительность. Однако фирма рекомендует применять специальные собственные предусилители, как встроенные, так и внешние, поскольку они оптимизированы для работы с данными преобразователями. Существуют предусилители серий RT System, Dual Source и Double Barrel.
Датчики могут применяться с разными инструментами, как с нейлоновыми, так и с металлическими струнами. Они в равной степени подходят для исполнителей классического пальцевого стиля и для тех, кто играет плектром или «когтями» в кантри-стиле.
Компания L.R.Baggs выпускает также специальный звукосниматель X-Bridge, предназначенный исключительно для гитары Stratocaster.
Еще одним изделием фирмы является датчик для скрипки Violin Pickup. Он устанавливается непосредственно на подставку инструмента, обеспечивая наибольший выходной уровень сигнала и максимальную чувствительность. Высокое качество датчика позволяет использовать его даже при студийных записях.
ЗВУКОСНИМАТЕЛИ КОМПАНИИ SCHERTLER
К омпания Schertler была основана профессиональным контрабасистом Штефаном Шертлером. Музыкант очень внимательно относился к звучанию своего инструмента, его постоянно не устраивало качество звукоснимателей. Hа тот момент рынок был заполнен в основном пьезодатчиками, недостатком которых является высокая чувствительность к возникновению обратной связи, особенно при «живых» выступлениях. К тому же, Штефан считал, что они слишком «плоско» передают звук его любимого инструмента, и никак не мог с этим смириться.
Поэтому при первом же удобном случае — встрече с американским спонсором и единомышленником Питером Коли — было решено организовать поиск идеального звукоснимателя. В итоге сейчас компанией выпускаются высококачественные датчики для широкого ряда музыкальных инструментов.
Все звукосниматели Schertler в зависимости от способа преобразования делятся на два типа -электродинамический (серия DYN) или электростатический (серия STAT). По буквам в названии каждого звукоснимателя можно понять, для какого музыкального инструмента он предназначен: Р (piano — фортепиано), GP (grand piano — рояль), В (double bass — контрабас), С (cello — виолончель), V (violin/viola — скрипка/альт), G (guitar — гитара).
Электродинамические звукосниматели обладают «микрофонным» качеством звука, но избавлены от присущей микрофонам проблемы обратной связи. Установка датчика производится очень просто и быстро. Звукосниматель крепится к корпусу инструмента с помощью специального клейкого состава, причем он приклеивается не намертво. В пользовательской инструкции указывается примерное местоположение датчика, но понятно, что каждый музыкальный инструмент индивидуален, поэтому, чтобы «поймать» нужное звучание, датчик можно спокойно передвигать по корпусу (в этом случае действия музыканта будут напоминать действия врача со стетоскопом).
Электростатическая серия звукоснимателей была разработана и запатентована в 1988 году. Теперь она используется тысячами музыкантами по всему миру. Эти датчики отличаются повышенной устойчивостью к возникновению обратной связи. Они обеспечивают полное и реалистичное звучание струнных инструментов, причем высокие ноты передаются очень чисто, без излишней пронзительности и жесткости. Звукосниматели серии STAT идеально подходят для рока, джаза и стиля «фьюжн». Датчики прекрасно работают с такими эффектами, как реверберация или фейзер. Звукосниматели устанавливаются в одно из отверстий подставки струнного музыкального инструмента, причем крепление можно регулировать под форму отверстия.
Для работы электростатического датчика необходимо питание, которое обеспечивается выпускаемыми компанией Schertler предусилителями.
КОМБИНИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ «МИКРОФОН-ЗВУКОСНИМАТЕЛЬ» КОМПАНИИ SD SYSTEMS
О снователи компании SD Systems Серж Шраер (Serge Schrier) и Роб Дугор (Rob Dugour) в прошлом — практикующие музыканты. Может быть поэтому они выбрали грамотную и, что приятно, неагрессивную стратегию разработки модельного ряда микрофонов и датчиков и продвижения их на рынок с помощью исполнителей — профессионалов.
Строго говоря, среди 20 выпускаемых SD Systems моделей только четыре — инструментальные датчики, все остальные — высококачественные миниатюрные конденсаторные и динамические микрофоны.
В джазовом мире компания SD Systems известна очень широко, ее микрофоны используют в повседневной практике, то есть и на записи, и на концертах: Херб Альперт, Майлс Дэйвис, Маркус Миллер, Кенни Гаррет, Грэг Осби, Боб Берг, Ларри Ларкин и другие знаменитые духовики. Тесное сотрудничество с известными музыкантами позволило SD Systems разработать и начать выпуск серии высококачественных датчиков PU. Они применяются для озвучивания струнных инструментов — как сами по себе, так и в сочетании со специализированными микрофонами SD Systems, и барабанов.
Датчики SD Systems PU — это миниатюрные пьезокерамические элементы, толщина вибрирующей пластинки которых не превышает 0,1 мм, что обеспечивает хорошую частотную отдачу и высокую чувствительность. Датчики прикрепляются непосредственно на поверхность инструмента с помощью двусторонней клейкой ленты, без проблем, отметим, удаляемую.
Датчик модели PU-1 (скрипка, гитара) состоит из одного элемента. Более «полновесное» звучание обеспечивает двухэлементный датчик PU-2. Для озвучивания контрабаса предлагается датчик PU-4, состоящий из четырех элементов, закрепляемых под струнами на подставке. А для барабанов SD Systems предлагает комплект триггерных датчиков TPU.
Применение микрофона модели LCM 100HL в паре с датчиком PU-4 позволяет играть на большей громкости, чем исключительно с микрофоном, и является отличным решением для озвучивания контрабаса. При этом обеспечивается качество, соответствующее стандартам цифровой записи — будь то джазовое соло (щипковая техника) или мягкое оркестровое легато (смычковая техника). В комплект поставки микрофона LCM 100HL входят специальный микрофонный предусилитель HL, прищепка для установки микрофона на подставку, а также согласующее устройство для коммутации с линейными входами басовых усилителей. Самая важная задача звукорежиссера при работе с акустическими инструментами — добиться естественного, ясного звучания без заметного окрашивания. Отличным вариантом часто является сочетание микрофона и датчика, и устройства SD Systems прекрасно справляются с этим, помогая создавать абсолютно точные звуковые образы. Специальные крепления микрофонов обеспечивают оптимальное позиционирование, сохраняют массу времени при настройке звука. Если необходимо подчеркнуть или усилить специфическую окраску (например, смычок скрипки), можно подмешать к микрофонному сигналу сигнал с датчика. Причем, сделать это может как звукорежиссер, так и сам музыкант.
Модель микрофона SD Systems LCM110 в модификации LCM112 как раз предназначена для такого случая: входящий в комплект поставки предусилитель оборудован дополнительным регулируемым входом для подключения пьезоэлемента PU-2. Такой комплект можно применить для озвучивания скрипки как в академической, так и в поп-музыке. Благодаря плавно сбалансированной частотной отдаче и круговой направленности микрофон обеспечивает нейтральную по окраске звукопередачу. Микрофонный капсюль на гибком держатель типа swan neck (игра слов: не гусиная шея — gooseneck, а лебединая!) крепится на струнодержателе, в отверстиях для машинки (крепежные винты работают как механизмы подстройки). Такой механизм позволяет ориентировать микрофон в любом направлении относительно деки, струн, смычка.
Для корректного микширования двух сигналов (от пьезодатчика и микрофона) следует применять предусилитель BS-2 с двумя входными гнездами различной чувствительности и раздельными регулировками баланса и тонкомпенсации, индикатором напряжения батареи, выключателем питания и линейным выходом.
ЗВУКОСНИМАТЕЛИ КОМПАНИИ SHADOW
Ф ирма Shadow (Германия) является одним из мировых лидеров по производству пьезодатчиков. В них применяются индивидуальные пьезокерамические кристаллы, получаемые в Японии по специальным технологиям. Они позволяют добиться чистого и ясного звука инструмента и получить одинаковые уровни выходного сигнала от каждой струны. Кроме того, звукосниматели Shadow обладают большим динамическим диапазоном и ровным частотным диапазоном в пределах 20 Гц. 50 кГц. Они преобразуют колебания струн и корпуса инструмента в электрические сигналы с очень высокой точностью. Применяемые в датчиках Shadow пьезоэлементы чрезвычайно тверды, поэтому они не влияют на акустические свойства инструмента. У кристаллов сохраняются электрические свойства при изменении температуры окружающей среды, в то время как у других пьезоэлементов при повышении температуры окружающей среды понижается уровень выходного сигнала.
Пьезозвукосниматели должны как можно более точно воспринимать колебания струн. Для этого необходимо обеспечить равенство углов между направлением звукоснимателя и струн с обеих его сторон. Hаряду со стандартным исполнением, позволяющим получить очень чистое, прозрачное и яркое звучание инструмента, некоторые звукосниматели Shadow имеют наклонное исполнение, обеспечивающее установку звукоснимателя в паз нижнего порожка под углом 11±. Это приводит к равенству углов между звукоснимателем и струнами с обеих сторон звукоснимателя.
Hа рисунке показан наклонный звукосниматель, который обеспечивает равные углы между звукоснимателем и струнами с обеих его сторон. В этом случае вся мощность колебания струп направлена на звукосниматель, что обеспечивает максимальный уровень выходного звукового сигнала и большой динамический диапазон. Равные утлы, с обеих сторон звукоснимателя, обеспечивают равные давления струн, вследствие чего звукосниматель не подвергается перекосу и вытягиванию из нижнего порожка.
Электромагнитные звукосниматели для акустических гитар
SH420
Звукосниматель типа сингл с высоким уровнем выходного сигнала обладает кристально чистым звучанием высоких частот, естественной, натуральной серединой и «мягким» низом. Высота постановки SH 420 может регулироваться для достижения оптимального уровня сигнала.
SH 430, SH 440
Выдают классический «теплый» звук хамбакера. Высота постановки SH 430 может регулироваться. В SH 440 добавлены регуляторы громкости и тембра.
SH450
Звукосниматель SH 450 обладает низким выходным сопротивлением, он также содержит регуляторы громкости и тембра. Интересной особенностью является встроенный держатель для элементов питания.
SH460
Модель состоит из независимого магнитного и пьезозвукоснимателя. Оба датчика имеют индивидуальные предварительные усилители с возможностью независимой регулировки громкости звукоснимателей, баланса между ними и переключения фазы пьезодатчика. В комплект входит встроенный держатель для элементов питания.
SH 470
Звукосниматель обладает тремя способами съема звука: с помощью активного хамбакера, пьезозвукоснимателя и конденсаторного микрофона. Хамбакер и пьезозвукосниматель имеют независимые предварительные усилители, также имеются независимые регуляторы громкости звукоснимателей и микрофона, регулятор баланса между магнитным и пьезозвукоснимателем и переключатель фазы на пьезозвукоснимателе. В комплект входит встроенный держатель элементов питания.
Звукосниматели для шестиструнных и басовых акустических гитар
SH 091-5
Звукосниматель предназначен для гитар с 5 мм пазом нижнего порожка. Пьезокерамика с подкладкой устанавливается под углом 11± для достижения максимального динамического диапазона и уровня выходного сигнала.
SH 1990, SH 091
Эти модели звукоснимателей подходят для гитар со стандартным размером паза нижнего порожка. Дополнительная подкладка помогает подстроить высоту струн.
SH 066
SH 066 представляет собой высококачественный керамический датчик, который обладает частотным диапазоном 20 Гц — ЗО кГц. Модель особенно хороша для игры классическим (пальцевым) способом. Звукосниматель имеет специальную вкладку для компенсации интонирования. Датчик предназначен для гитар с 8 мм пазом в нижнем порожке.
SH 066-9, SH 069-P
Керамические датчики обеспечивают высокий уровень выходного сигнала. Пьезокерамика с подкладкой устанавливается под углом 11±. Для установки требуется паз размером 9 мм. Звукосниматели имеют специальную вкладку для компенсации интонирования. Подходят для прямой замены датчиков гитар Ovation. SH 066-P имеет шестипроводной кабель для индивидуального выхода каждой струны. Этот датчик предназначен для использования с многоканальными предварительными усилителями.
SH 095, SH 1110
Чувствительные полоски датчиков имеют толщину всего 1,8 мм, что позволяет устанавливать их под обычный порожек инструмента. Используются со стандартным датчиком и размером паза 2,3 мм. Комплектуются проводом и миниджеком для подключения во врезное гнездо.
SH 064, SH 065
Керамический датчик производит звуковой сигнал с высоким уровнем выхода и широким частотным и динамическим диапазоном. Звукосниматель устанавливается в паз шириной 8 мм. Модели имеют специальную вкладку для компенсации интонирования. Также существует версия для пятиструнной бас-гитары (SH 065).
SH 064-9, SH 065-9
Звукосниматель обладает очень высоким уровнем выходного сигнала. Пьезокерамика с подкладкой устанавливается под углом 11± в 9 мм паз порожка. Модель имеет специальную вкладку для компенсации интонирования. Также существует версия для пятиструнной бас-гитары (SH 065-9).
Порожковые звукосниматели для акустических гитар
SH 1900, SH 090
Очень популярные звукосниматели для классической гитары. Установка моментально производится в стандартный 2,3 мм паз без сверления и пайки. Модели имеют регулятор громкости.
SH 076, SH 076-9
Модели имеют специальный порожек и увеличенный пьезокристалл с высоким уровнем выходного сигнала. Устанавливаются в паз шириной 8 и 9 мм соответственно, a SH 076-9 — под углом 11±.
SH 079-P
Модель представляет собой то же, что и SH 076-9, но с шестипроводным кабелем для выходов с каждой струны. Звукосниматель предназначен для использования с многоканальным предварительным усилителем.
SH 097, SH 060
Модели подходят к классическим акустическим гитарам со стандартным пазом порожка шириной 2,3 мм. Толщина звукоснимателя составляет всего 1,8 мм.
Электро- и бас-гитарные магнитные звукосниматели
SHEQ5
Модель имеет встроенный пятиполосный эквалайзер, регулятор чувствительности и мастер. Активный эквалайзер может быть как включен, так и выключен. Кроме того, он может обрабатывать сигнал другого пассивного датчика инструмента. Датчик полностью заземлен и имеет отвод для использования в качестве сингла.
SH 680, SH 680-А
Звукосниматель SH 680 обладает очень высоким уровнем выходного сигнала, вследствие чего идеален для использования с эффектом дисторшн. Стальные сердечники располагаются так, что покрывают любое расстояние между струнами. Звукосниматель полностью заземлен и герметично запаян для совершенно бесшумной работы. Также существует его активный вариант — SH 680-А.
SH 681-B (Bridge), SH 681-N (Neck)
Особенностью этих моделей является открытый дизайн катушек и индивидуальные магниты. Хамбакеры создают очень «теплый», насыщенный и ровный звук. SH 681-В имеет более мощный выход, чем обычный хамбакер, что позволяет избежать скачков уровня сигнала при переключении звукоснимателей. Датчики снабжены заземленным двухпроводным выводом.
SH AZ-48, SH AZ-49
Модель SH AZ-48 является самым популярным звукоснимателем в мире, предназначенным для джазовых гитар. Она сконструирована Атиллой Золлером и используется многими знаменитыми гитаристами.
Для нее характерна необыкновенно широкая область захвата струны, что дает неповторимый «теплый» джазовый тембр с высокой четкостью и насыщенностью. Исполнитель получает чистый и наполненный гармониками звук в любом ладовом расположении. Железные сердечники отполированы для сбалансированного звучания струн и четкой разборчивости при игре аккордами. Катушки датчика полностью заземлены и герметично запаяны для надежной бесшумной работы.
Звукосниматель прикрепляется к порожку и держится навесу между струнами и декой. Он имеет однопроводной вывод с заземлением. Модель выдает традиционный сингловый звук, но с более высоким уровнем выхода, чем обычный сингл.
Звукосниматель SH AZ-49 отличается от модели SH AZ-48 тем, что он выполнен в размере стандартного хамбакера для гитар с вырезанным под хамбакер отверстием.
SH 660
В верхних катушках звукоснимателя использованы магниты Alnico. В нижних катушках направление обмотки обратное и нет магнитных сердечников, также они не имеют собственных выводов. По сравнению с другими стековыми хамбакерами, звучащими, как обычные хамбакеры, этот звукосниматель звучит как традиционный сингл, но без фона частотой 50 Гц.
SH 66l, SH 662
Миниатюрный гитарный хамбакер SH 661 размером со стандартный сингл обладает классическим звуком хамбакера. Он может иметь одиночный заземленный выход или четыре вывода. SH 662 представляет собой вариант SH 661, но в закрытом корпусе.
SH663
Звукосниматель имеет те же характеристики, что и SH 660. Он размещается в закрытом корпусе и имеет встроенный предварительный усилитель, который повышает выходной уровень. Предварительный усилитель обладает низким значением выходного сопротивления, минимальным уровнем шумов и малым энергопотреблением.
SH669
Ферритовые магниты и индивидуальные сердечники этого звукоснимателя производят традиционный звук сингла, но с большим уровнем выходного сигнала.
SH490JB
Сменный звукосниматель для гитар Jazz Bass и бас-гитар с подобной конструкцией корпуса. Хамбакер придает звучанию мощную и насыщенную середину, он обладает большим уровнем выходного сигнала и меньшим уровнем шума, чем оригинальный сингл.
Звукосниматели дня смычковых инструментов
SH941
Датчик является наиболее натурально звучащим звукоснимателем для скрипки. Преобразовательные элементы крепятся между крыльями и основанием порожка. Подключение производится к прикрепленному гнезду прилагаемым к звукоснимателю кабелем.
SH 940
Звукосниматель представляет собой высококачественный кленовый порожек с пьезокристаллом, встроенным в центре. Регулятор громкости и тембра выполнен в виде подставки для подбородка.
SH 3000
Модель имеет регулятор громкости и тембра в виде подставки для подбородка. Звукосниматель очень быстро крепится прямо на порожек липкой стороной.
SH SV1, SH SV2
Преобразователи (один или два в зависимости от модели) могут быть установлены либо между крылом и основанием порожка, либо между порожком и корпусом скрипки. Выводной провод имеет припаянное гнездо под 1/4″ джек.
SH950
Очень распространенный звукосниматель для контрабаса. Он содержит четыре противоположно направленных преобразователя, которые снимают вибрации струн и корпуса, выдавая натуральный звук как смычкового, так и щипкового контрабаса. Преобразователи крепятся между крылом и основанием порожка. При использовании этого звукоснимателя музыкант получает очень глубокое и насыщенное звучание инструмента.
Звукосниматели для мандолин, банджо и сазов
SH 925, SH 926
Звукосниматель SH 925 представляет собой настраиваемый порожек с основанием из черного дерева. Конструктивно содержит индивидуальные датчики для каждой струны и компенсирующую прокладку. Он быстро может быть установлен на инструмент. Модель SH 926 идентична SH 925, но она содержит встроенный провод с разъемом миниджек. Подключается к прилагаемому регулятору громкости и тембра.
SH 500, SH 520
Модель SH 500 представляет собой сингл, а модель SH 520 — хамбакер для бузуки. Для SH 520 характерен более «теплый» звук без фоновых наводок 50. 60 Гц.
SH 1150
Порожковый звукосниматель SH 1150 предназначен для саза, в комплект датчика входит новый порожек, который может быть подпилен для корректной замены оригинального порожка.
Звукосниматели для инструментов с ладами
SH 2000, SH 2001
Эти звукосниматели имеют очень большую популярность. Они крепятся на корпус инструмента липкой стороной. SH-2000 отличается наличием регуляторов громкости и тембра.
SH 2500E
Благодаря своему чистому и натуральному звуку, модель является наиболее популярным датчиком для установки с внутренней стороны инструмента. Годами ранее, во времена «анплаговой» революции, он был стандартом для акустических инструментов. Звукосниматель остается популярным и сегодня. Он может использоваться с любым типом струн. В комплекте двусторонняя липучка и выходной разъем джек.
SH020
Звукосниматель очень точно воспроизводит звук любого акустического инструмента. Крепится на корпус липкой стороной.
SH 71, SH 720
SH 71 идеально подходит для маленьких инструментов. Выведен кабель (30 см) с гнездом под джек. Приемник и гнездо крепятся прилагаемой двусторонней «липучкой». SH 720 — вариант с двумя датчиками с одним монофоническим выходом.
SH 711, SH 721
Модели представляют собой универсальные датчики стандартного размера 20 мм. Имеется выходной кабель с гнездом под джек (SH 711) или миниджек (SH 721). Звукосниматель комплектуется держателем выходного гнезда и двусторонней липучкой.
Существуют также версии звукоснимателей с различным количеством преобразователей — SH 712, SH 722, SH 713, SH 714, SH 730 и SH 741.
Предварительные усилители и электроника
Megasonic 11/22
Модели представляют собой трехполосные эквалайзеры с предварительным усилителем. Они содержат в комплекте порожковый пьезозвукосниматель, который крепится незаметно внутри отверстия резонатора. Имеются регулятор громкости и кнопка включения подавителя обратной связи.
Модель Megasonic 22 отличается наличием регулятора громкости микрофона. Помимо этих моделей, компания Shadow выпускает большое количество предусилителей с многочисленными эффектами. Все устройства имеют возможность крепления на инструмент.
Струнодержатели и механизмы тремоло для электро- и бас-гитар
SH250
SH 250 — первый в мире механизм тремоло, имеющий встроенный пьезодатчик. Он включает в себя предварительный усилитель, встроенный в сустейн-блок. Специальный пятиполосный эквалайзер для пьезодатчика имеет три параметрические полосы, низ и верх предустановлены. Система может переключаться в положения моно и стерео, также имеется режим обхода, отключающий все органы управления пьезодатчика. Она содержит активный буфер и микшер для магнитного и пьезозвукоснимателей, независимый предварительный усилитель для пьезозвукоснимателя с регулировкой чувствительности, громкости и кнопкой переключения фазы, а также регуляторы уровня высоких, средних и низких частот.
SH 990-4, SH 990-6
Эти модели представляют собой порожки типа Tune-O-matic (без механизма тремоло) с пьезодатчиком. Такие системы подходят для прямой замены на Les Paul и многих других гитарах. Одиночный провод от пьезодатчика можно продеть сквозь отверстие для звукоснимателя (бридж), что позволяет избежать переделки инструмента. Hастройка высоты струн производится болтиками диаметром 4 или 6 мм (SH 990-4 и SH 990-6 соответственно).
SH970
Модель характеризуется возможностью индивидуальной настройки высоты и интонации каждой струны, а также наличием скобы крепления порожка. Возможна версия с полифоническим датчиком.
MIDI-датчик для гитар
SH 075
SH 075 представляет собой MIDI-систему для акустических и электрогитар. Устройство завершено конструктивно и не требует другого оборудования и интерфейсов. MIDI-конвертер отличается точностью и скоростью работы. С ним исполнитель может использовать свои любимые гитары в качестве MIDI-контроллера с синтезатором или звуковым модулем без программирования их системных установок. В сочетании с аппаратным или программным секвенсером устройство предоставляет возможность сочинения и написания сложной партитуры.
Вибрации струны преобразуются в электрические сигналы 16-разрядным датчиком. Далее система заносит в буфер и отфильтровывает гармоники для точного определения высоты тона. После фильтрации микропроцессор распознает высоту тона путем вычисления длительности полупериода волны основного тона, что значительно ускоряет процесс распознавания исполняемой ноты. Устройства, производимые конкурентами, подобную процедуру производят только после прошествия порядка семи полупериодов волны основного тона. Как только высота тона распознана, микропроцессор посылает информацию в виде стандартного MIDI-сообщения (номер ноты и скорость нажатия) на свой MIDI-выход.
Возможности:
— цифровая MIDI-клавиатура, позволяющая посылать сообщения Program Change;
— передача контроллера громкости и активности нажатия;
— возможность выключения передачи нотации;
— переключаемый диапазон изменения высоты тона от восьми до четырех полутонов;
— MIDI-транспонирование +3 октавы;
— встроенный гитарный тюнер;
— индивидуальная подстройка чувствительности каждой струны;
— отдельный 16-разрядный магнитный MIDI-датчик для каждой струны.
SH 075 включает также джампер переключения гитарного сигнала, распределительную коробку, шестипроводной кабель (для подключения конвертера к распределительной коробке), блок питания, крепежную липучку для датчика и отвертку с регулируемым усилием.
Звукосниматели для барабанов
SHSD1
Преобразователь прикрепляется прямо на пластик при помощи двусторонней липкой ленты, которая уже приклеена к датчику одной стороной. Hа выходном кабеле имеется гнездо 1/4″ джек с крепежом для него.
SH SD2
Модель представляет собой сдвоенный преобразователь для малого барабана. Он позволяет управлять двумя независимыми семплами малого барабана от пластика и от обода. Преобразователи крепятся двусторонней липкой лентой.
Источник