Пьезодатчик для гитары yamaha

Сделай сам

&nbsp &nbsp &nbsp Автор: Михаил Южаков
&nbsp &nbsp &nbsp Дата публикации: 06 октября 2018 г.

Занятный эксперимент по пьезоозвучке бас-гитары.

В качестве «подопытного кролика» выступил недорогой бас Yamaha RBX-170 индонезийского производства (на фото он с замененным нижним датчиком).

Для басов существуют пьезобриджы и пьезокобылки, но все виденные мною были американского производства и соответствующей цены; ставить же фурнитуру дороже самого инструмента есть на мой взгляд пижонство, поэтому пошёл другим хитрым путём – приспособил подпорожковый пьезодатчик для акустической гитары. Вот такой, в форме гибкого шнура:

Снял бридж, проковырял канавку, вложил шнур. Глубина канавки такая, чтобы шнур был немного придавлен бриджем.

Прикрепил бридж. Кстати, следует отметить одну конструктивную особенность этого баса, доставшегося мне, в общем-то, случайно: у него бридж крепится к деке винтами, расположенными на одной линии (не по периметру):

В результате передний край бриджа «плавает»: без струн он слегка приподнят, под натяжением струн опускается, как рычаг.

Благодаря этому на пьезошнур, помещенный в передней части бриджа, струны оказывают колебательное давление, не заблокированное крепежом бриджа; в результате удалось добиться достаточно большого электрического «выхлопа» от пьезы.

Но без усилителя тут не обойтись. Схема активного темброблока приведена ниже.

Канал на ОУ DA1.1 работает на передний датчик. Цепь R1R2C2 представляет собой эмуляцию нагрузки от пассивного темброблока джаз-баса; приближенно можно заменить на один резистор 82кОм. C3 – имитация ёмкости кабеля. Подробней о влиянии этих элементов на звук написано в статье «Пьезогитары», п.2.

Конденсатор C1, подключаемый пуш-пульной ручкой потенциометра, реализует функцию регулятора тона (ручка тона здесь выполняет иную функцию).

Аналогично выполнен канал бриджевого датчика на ОУ DA2.1. Реактивная нагрузка пассивный темброблок + ёмкость кабеля здесь отсутствует для пущей разницы звучания.

Канал пьезодатчика выполнен на ОУ DA3.1, DA3.2, DA4.

DA3.1 – преамп с функцией частотной коррекции. Цепь R22C13C12 представляет собой частотный корректор «анти-спиксим» (более подробно о его назначении написано в статье «Пьезогитары», п.2). Дополнительно для баса была введена коррекция на низах, дающая рост АЧХ в области 200Гц и ниже – для того, чтобы «догнать» в этом плане магнитный датчик. В этом каскаде коррекцию на низах реализует конденсатор C11.

DA3.2 – «антишороховый» фильтр.

DA4 – дополнительный каскад коррекции на низах (200Гц и ниже).

Потенциометр R32 регулирует громкость пьезодатчика; он стоит на месте регулятора «Тон». Его пуш-пульная ручка отключает канал пьезы: нормальное положение (ручка утоплена) – канал включен, ручка вытянута – канал выключен. Можно использовать для оперативного включения пьезы во время игры: заранее устанавливаем громкость, вытягиваем ручку – пьеза выключена. Играем басовое сопровождение; надо перейти на соло с пьезой – щелкаем по ручке, пьеза включается. Одно «но»: пьеза «слышит» акустический звук при включении ручки, поэтому коммутация канала пьезы реализована здесь электронная на транзисторе VT1 с цепью задержки включения R33R34C20.

Переключатель «Gain» будет полезен при работе с комбиком, имеющим вход «Low»: ставим уровень побольше и имеем куда меньше шумов комбика и наводок на кабель.

Примеры звука

Витые струны, передний магнитный датчик:

Витые струны, пьеза чистая (приходится следить за техникой исполнения: шорохи пальцев слышны):

Пример включения пьезы «на ходу» в комбинации с магнитным датчиком. Щелчок ручки там всё-таки немного слышен, но это воспринимает микрофон:

Плоские струны, передний магнитный датчик:

Плоские струны, пьеза чистая:

Шорохи всё-таки чувствуются, надо привыкнуть, последить за техникой.

Источник

Для чего нужен акустической гитаре пьезодатчик?

Пьезодатчик для акустической гитары в последние годы получил широкое распространение. Ранее для озвучивания инструмента использовали микрофон. Однако современные технологии позволяют снимать звук качественно. Оборудование функционально, позволяет даже самой недорогой акустической гитаре звучать профессионально.

Что такое пьезодатчик и его назначение для акустической гитары

Пьезодатчик — это небольшая пластинка, устанавливающаяся сверху или внутрь корпуса. Обычные звукосниматели для электрогитары работают по принципу магнитного снятия звука. Пластинка состоит из нескольких магнитов. Вокруг них используется обмотка. Пьезоэлементы снимают вибрацию струн.

Пьезо-звукосниматель преобразует механическое передвижение струн в магнитном поле в электрические сигналы. Те пропускаются через усилитель. Простая акустическая гитара при помощи такого элемента превращается в электрическую. Звук ее можно обрабатывать звуковыми эффектами посредством подключения к усилителю педалей и процессоров.

Виды пьезодатчиков

По своему строению пьезоэлектрические устройства достаточно просты. Сущность преобразования в электрический сигнал у них сложнее, чем у магнитных звукоснимателей.

В виде таблеток

Самые популярные звукосниматели — это датчики в виде таблетки. Также они напоминают присоску. Широкое распространение получили за счет относительно небольшой цены и легкости размещения на инструменте. Их устанавливают как внутри, так и снаружи на липучки. По большей части пластинки регистрируют вибрацию корпуса. Чтобы добиться звучания, придется пробовать менять месторасположение устройства по всему корпусу гитары.

В виде узких палочек

Электрозвукосниматели, изготовленные в форме палочки, не слишком дешевые. Но это компенсируется их качественным звучанием, так как датчик полностью снимает вибрацию струн. Место их установки — под нижний порожек. Установить новичку такой элемент непросто, поэтому следует обратиться за помощью к профессиональному музыканту.

Принципы работы

Сердце устройства — пьезокристалл. Окружен проводниками, преобразующими сигнал не только из вибрации струн, но и из резонирования корпуса инструмента. Устройство имеет один характерный параметр — емкость. Электрическая схема — напряжение с емкостью, которая имеет последовательность, причем ее величина составляет всего 100-500 пикофарад. Пьезодатчик используют с другой электроникой, например, с эквалайзером.

Устройство является электромеханическим. За счет малой емкости и отсутствия индуктивности, он не образует фонов и шумов.

На заметку! Пьезокристалл имеет свойство генерировать напряжение, если к нему приложить механические силы.

Основное преимущество устройства — способен снимать звук колебания по двум пространственным направлениям, а также вибрации корпуса из дерева, чем не могут похвастаться синглы и хамбакеры. Пьезодатчики используются для акустических гитар, так как принцип их работы похож на работу микрофона. Способны взаимодействовать с любым видом струн: металлическими или нейлоновыми.

Отличие пьезодатчиков от других звукоснимателей

По техническим характеристикам и принципу работы пьезодатчики отличаются от других звукоснимателей. Несмотря на то что синглы и хамбакеры наиболее актуальны у гитаристов, они имеют ряд недостатков при сравнении. Популярными они стали из-за того, что являются частью электрического инструмента.

  1. Звукоснимателя для электрогитар представляют собой магнитные устройства с обмоткой. Они реагируют только на колебания струн, тогда как съемные датчики для акустики взаимодействуют еще и с корпусом.
  2. Обычные звукосниматели взаимодействуют только со струнами из ферромагнитных материалов (металлические с обмоткой из никеля или стали). Пьезо-элементы «видят» любой тип струн.

Основное преимущество «таблеток» и «палочек» состоит в том, что они легко снимаются и устанавливаются. При идеальном музыкальном слухе можно установить устройство в нужном месте для качественного звучания инструмента.

Обзор современных пьезодатчиков

На рынке существует широкий ассортимент съемных электрических и контактных звукоснимателей. Разработчики совершенствуют элементы. Некоторые хотят добиться натурального мягкого звучания классической гитары, а другие стремятся привнести новый необычный звук.

Компания из Финляндии B-Band выпускает датчики, а также усилители к ним. Для акустических гитар они производят два вида звукоснимателей. UST выполнен в виде тонкой полоски, которая размещается в углублении около нижнего порожка. Устройство ATS устанавливается внутри корпуса при помощи липкой пленки. Реагирует на вибрации деки. Электродатчики имеют широкий звуковой диапазон и могут использовать с любыми струнами.

Компания L. R. Brass производит качественные звукосниматели, которые выражают все нюансы звучания инструмента. Можно сравнить со студийными профессиональными микрофонами. Модель iBeam подойдет для гитаристов, которые предпочитают исполнять соло-партии и джазовые композиции. LB6 умеет подавлять обратную связь. Подходят для громкой игры. Не меняют звук — изготовлены из тех же материалов, что и порожки гитары.

Компания Scheltler выпускает качественные модели звукоснимателей для многих инструментов. Датчики сочетаются с реверберацией и фейзером. Серия STAT идеальна для тех, у кого набита рука по игре джаза и рока.

Как установить пьезодатчик на акустическую гитару

Теперь рассмотрим, как установить пьезодатчик на акустическую гитару. Установка некоторых моделей не занимает много времени. Например, «таблетку» можно разместить на любом месте деки. Крепится она за счет клейкой основы.

Намного сложнее с линейными пьезоэффектами. Новичкам лучше обратиться к профессиональным гитаристам. Но также можно сделать это самостоятельно в домашних условиях. Как правило, в комплекте с пьезодатчиками идут: блок питания, гнездо для провода и фурнитура.

На заметку! Нельзя использовать другие клеящие компоненты — скотч или клей. Можно повредить корпус инструмента. Специальная пленка датчиков разработана для размещения ее на деке.

  1. Снимите задний порожек, просверлите отверстие для размещения там пьезокристалла.
  2. Разметьте место, где будет находиться термоблок. Сделайте для него отверстие и поместите туда блок.
  3. Просверлите третье отверстие для выхода провода. Оно должно располагаться там, где находится разъем для джека в электрогитарах. Установите припаянное гнездо для провода.

Внимание! Действуйте аккуратно и точно, чтобы не испортить корпус или гриф акустической гитары. Заранее разметьте все отверстия, длину провода рассчитайте, измерив линейкой.

С появлением новых технологий можно усовершенствовать любой акустический инструмент. Но прежде чем заняться установкой пьезодатчика на акустическую гитару, точно определите, что вам нужно и зачем: мягкий живой звук или электрический. Подзвученная классическая гитара не заменит электрогитару, так как датчики используются для озвучивания инструмента, а не для экспериментов со звуковыми эффектами.

Источник

Пьезодатчик для гитары yamaha

Миша, я крутил и Rare Earth, и М1 активный. Кайфовые штуки в целом, но магнитные. У K&K, я так понял, не пьеза, а контактные датчики по одному на пару струн под бриджем. Тупо сажаются на клей.

Т.е. нет проблемы пьез типа отрыва косточки бриджа акустически от корпуса.

Александр, ещё раз: все импульсы разные. Их создают, во-первых, под конкретные источники сигнала (которые могут отличаться от твоего с огромной вероятностью), во-вторых — с разными целями и с разным конечным инструментом и так далее. Это все равно что жаловаться «примерил 20 разных штанов в магазине разных размеров — половина не подошла по размеру, половина цветов каких-то страшных, только одни понравились, нельзя просто взять и купить штаны от именитой компании без примерки, все как-то неоднозначно».

Хочется идеальный сферический импульс в вакууме под свои задачи — вперед, берем MFreeformequalizer и в нем делаем свой собственный импульс под конкретно свои нужды. На ютюбе инструкций вагон, все в две кнопки делается (по-хорошему сигналы источника и цели до этого в порядок надо привести, да).

Николай, коротко — нет. Слишком херово это всё ещё реализовано.

Можно купить хорошую гитару довольно-таки легко. С импульсом так не получится.

Поэтому я и спросил — как, чего, где можно послушать.

Александр, почему херово? Куча людей пользуется, втч и я — и у них все отлично.

Можно купить хорошие трусы достаточно легко. Если знать свой размер, если знать, какого цвета трусы тебе хочется и из какого материала. А если просто пойти в магазин и сказать «продайте мне трусы, какие именно — не знаю, вот продайте и все» — тебе могут что угодно продать и с большой вероятностью тебе это не понравится. Ещё при этом надо понимать, на какое место трусы надевать.

С импульсами акустических инструментов то же самое — сначала неплохо бы понять, что это такое вообще, для чего используется и какие возможности имеет. Это все проще делать по роликам на ютюбе и обзорам штук, которые используют импульсы или их создают: Tonedexter, Nux Optima Air, LR Baggs Voiceprint и так далее. А потом уже, когда у тебя будет понимание, зачем тебе это надо и для чего конкретно — тогда уже начинать искать конкретный импульс под конкретную задачу, или вообще делать самому оные.

Николай, спасибо)) Это всё знаю, что перечислено, и видео, и импульсы.

Покажешь где звучат у тебя импульсы хорошо в сравнении?
(Могу скинуть где сравнивал я, чисто для обсуждения)

Понимать что такое импульсы гитары несложно — это эквалайзер.

Александр, Миша и более опытные товарищи, кто ставит пьезы сотнями за год, меня сейчас, возможно поправят, но на основании личного опыта установки подзвучки в пару десятков разных акустик у меня сложилось такое мнение: пьеза под косточкой может быть нормальной сбалансированной пьезой — а может быть бракованным/неудачным датчиком/иметь косяки установки, из-за чего пойдет к херам как баланс по частотам, так и баланс между струнами.
Показать полностью. Но «нормальной» и не более. «Офигенных пьезодатчиков», кмк, не бывает — самая лучшая пьеза под косточкой это все ещё кусочки пьезоэлементов в простеньком корпусе, отдельно от преампа он все равно будет звучать как пьезодатчик под косточкой, что ты с ним не делай. Поэтому тот же тейлор не гнушается ставить более чем дешевые датчики от Artec и все с ними хорошо.

Задача преампа и любой постобработки — заставить сигнал с пьезодатчика звучать более-менее похоже на звук акустики, снятый микрофоном. Программа-минимум — убрать характерные для пьезодатчика артефакты, хрусты и избавиться от «типичного звука пьезы», программа-максимум — добавить «объема» и прочие штуки, которые удаются с использованием импульсов — те же Fishman Aura и вот это все.

Я лично предпочитаю не особо заморачиваться с встроенными преампами (и вообще не люблю дыры в обечайках чисто эстетически) и люблю внешние штуковины. Их и заменить проще всегда, как только появится более совершенное что-либо.

Источник

Читайте также:  Guitar hero как подключить гитару xbox 360
Оцените статью