Акустическое фортепиано: скучная классика или актуальный тренд?
Часто, слыша словосочетание «акустическое пианино», многие представляют громоздкий старый инструмент, пожилого преподавателя фортепиано или советскую фабрику «Красный Октябрь».
Я частенько слышу о подобных ассоциациях. А бывает, мне даже задают вопросы наподобие вот такого: «а что, акустику ещё делают?»
— Ничего себе! — думаю я. — Откуда такие сомнения.
И мне становится обидно за свой любимый инструмент.
В этой статье я расскажу, почему убеждена, что акустическое пианино не только несёт в себе историческое наследие. Не только отражает многовековые культурные ценности. Не только помогает ощущать связь с прошлым.
Я расскажу, почему оно также является современным инструментом.
Отделы разработки
Производство фортепиано не стоит на месте. Сегодня оно всё ещё многим похоже на фабрики 30-летней давности и в то же время существенно отличается от них.
На фабриках появились целые отделы по разработке новых технических решений. Инженеры, специалисты по древесине и другим материалам занимаются разработкой отдельных деталей. Технологи стремятся усовершенствовать процесс производства в целом. Благодаря их усилиям инструменты становятся современными и удобными, одновременно храня в себе ценности вековых традиций.
Это не просто слова. За ними – серьёзные инвестиции в развитие производства. Инвестиции как финансовые, так и человеческие.
Это те ресурсы, благодаря которым совершаются новые и новые шаги в качестве материалов, в конструкции фортепиано, в самом производственном процессе.
Как результат – новое звучание, которое не перестаёт удивлять.
Экология
На современных производствах экологии уделяется особое внимание.
В процессе отбора древесины используются возобновляемые природные ресурсы. Покрасочные материалы, клеи и лаки отвечают новым технологическим и производственным стандартам. Все эти меры способствуют сокращению вредных выбросов и сохранению окружающей среды.
Интересный факт. В среднем на производство одного пианино уходит 8 месяцев.
Технологии производства
Вы скажете, что производители в первую очередь должны быть нацелены на сохранение традиций фортепианостроения.
Да, они помнят об истоках производства акустических музыкальных инструментов. Акустических – значит, живых! Ведь именно традиции стали залогом их жизнеспособности.
Но это не значит, что нужно оставаться на месте.
Само производство становится более и более технологичным.
Любая деталь рассматривается не только в руках мастера, как это было прежде. Она создаётся в компьютерной модели, где изучают её прочностные и акустические характеристики. Это невероятно увлекательный процесс! Собирается огромный объём данных — о физических свойствах футора, механики и звуковой платы, об их взаимодействии, о поведении материалов при различных условиях.
Такая теоретическая база позволяет проводить эксперименты над конструкцией фортепиано сперва в рамках компьютеризированной модели, а затем тестировать наиболее удачные решения на практике.
Таким образом происходит совершенствование как всех отдельных частей, так и целого во всей его сложности.
Традиции важны — в этом нет никаких сомнений. И они становятся базой для развития технологий будущего. Сегодня есть все возможности для того, чтобы шаг за шагом двигаться вперёд.
Источник
Различия акустических и цифровых фортепиано
Различия акустических и цифровых фортепиано, новых и б/у
Перед появлением в квартире нового инструмента многие озадачиваются вопросом: как выбрать наиболее подходящий вариант? Многофункциональное электронное пианино или вечную классику? Новое или б/у? В многообразии фортепиано трудно разобраться самому, поскольку существует целый ряд факторов.
В первую очередь, необходимо решить, с какой целью Вы приобретаете инструмент и какие результаты хотите получить, нужно ли Вам фортепиано для профессиональной подготовки или «просто для души». Итак, первый пункт – это мотив.
Ребенок поступил в музыкальную школу. Дальше следует вопрос: это серьёзная школа с предпрофессиональной подготовкой или просто кружок пения после уроков? Это отделение фортепиано или баяна-аккордеона? Во всех более или менее серьезных учебных заведениях первое требование, с которым встретит Вас педагог, будет требование покупки классического пианино «с живым звуком». Вы можете отмахнуться, что уже купили электронное пианино – это подействует лишь несколько месяцев, а затем Вас всё равно заставят купить акустическое фортепиано. Ребёнок начнёт сдавать зачёты, выступать на конкурсах и концертах. От количества занятий дома будут напрямую зависеть результаты успеха.
Почему нужно именноакустическое пианино? С первых уроков ребенок привыкает к величине клавиш и силе нажатия на них. Как спортсмен, он развивает силу пальцев и «качает» мышцы, отрабатывая технику, играя гаммы и этюды. При должном количестве тренировок пальцы становятся беглыми, крепкими и руки не устают даже во время игры сложных произведений.
Что происходит при обучении наэлектронном фортепиано? Сопротивление клавиш намного легче, при нажатии не требуется применять силу и напрягать руку. Как итог, пальцы остаются вялыми, рука не сформирована, сила нажатия не отработана. Ученик приходит сдавать зачёт, играть на концерте или конкурсе на настоящем рояле – и происходит сюрприз. В тот момент, когда он должен выложиться на 100%, оказывается, что малыш совершенно не готов. Клавиши слишком «тугие», скользкие, большие. Начинается волнение, дополнительный стресс, дополнительные усилия. Пальцы промахиваются мимо нужных нот во время быстрой игры, поскольку рука потеет, а клавиши непривычно скользкие – на них нет покрытия softtouch, как у привычного домашнего электронного фортепиано, на котором ученик отрабатывал сложные пассажи. Как итог – плохой результат игры. У профессиональных пианистов есть термин «переиграть руки» – это значит, руки получили повышенные нагрузки и мышцы буквально «сорваны»; пальцы долгое время не слушаются, болят, играть невозможно. Даже по истечении длительной реабилитации – проблема возвращается. Подобная опасность может произойти и при смене клавиатуры.
Величина клавиштакже играет роль, поскольку на электронных пианино они могут быть меньше как в ширину, так и в длину. Привыкая отрабатывать технические сложности на одном инструменте и выступая на другом, пианист получает дополнительные трудности, стресс и более низкие результаты, чем могли бы быть. Представьте, что вы учитесь в автошколе на автомобиле с коробкой «автомат», а на экзамене Вас сажают на машину с механической коробкой передач.
Далее самый главный фактор – звук. Как бы производители цифровых инструментов ни старались – искусственный, электронный динамик никогда не заменит живые звуковые волны, извлекаемые из струн молоточковой системы. Извлекая из фортепиано звуки, маленький пианист учится слушать, реагировать силой и характером нажатия на их глубину, эмоциональную составляющую произведения, его драматичность, лиричность или лёгкость, весёлость. В отзвуках клавиш передаётся внутренний посыл пианиста, его нежные или, наоборот, тревожные мысли. В электронном пианино всё сводится к регулировке общего звучания. Даже в дорогостоящих моделях, где громкость звука зависит от степени нажатия на клавишу – это происходит недостаточно качественно. Звук получается или чересчур резкий, или недостаточно затаённый. Стать настоящим профессионалом в таком случае очень сложно, если вообще возможно.
Задумайтесь, ведь во время концертного исполнения, конкурса или зачёта у артиста будет всего лишь одна попытка, только один раз, лишь несколько минут без права на ошибку, чтобы сыграть! В этот момент он может исполнить произведение хуже, чем во время многочасовых занятий дома, сожалея о том, что рояль на сцене совершенно по-иному отвечает на его пальцы, нежели рабочий инструмент, на котором пианист привык отрабатывать динамику и нюансы. Чаще всего в таких случаях пропадает проникновенное pianissimoи уходящая поступь постепенного diminuendo. Это нередко происходит, когда клавиатура оказывается чрезмерно «тугой» и неподатливой: осторожно нажимаешь клавишу в надежде услышать особенно нежную и тихую ноту, а звука попросту нет! В кульминационных моментах произведения такая ситуация может означать провал всего концерта.
Начиная с начальных классов музыкальной школы ученики играют полифонические произведения, где одновременно проводится несколько звучных тем и вместе с ними играется множество подголосков. Здесь главным инструментом является ухо, поскольку нужно прислушиваться и отрабатывать каждую ноту, но в цифровых фортепиано всё сводится к нагромождению звуков одинаковой громкости, среди которых невозможно услышать ни тему, ни подголоски. А это уже минус балл на зачёте в музыкальной школе.
Также стоит упомянуть и педали, которые на акустическом фортепиано гораздо больше в размере, они более тугие и скользкие. Соскальзывание ноги с педали на концерте или конкурсе в сложном месте пьесы – не редкость, особенно у девочек, которые надевают туфли на каблуке с гладкой подошвой, а различия инструментов лишь спровоцируют такую вероятность.
Громкость инструмента.Конечно, далеко не все соседи любят многочасовую ежедневную музыку, особенно глубокими вечерами и на начальных этапах обучения. Но, стоит признать, большинство соседей воспринимают занятия музыкой с восхищением и уважением (если не глубокой ночью, конечно). Наоборот, вы или ваш ребенок станете звездой в глазах окружающих. Безусловно, цифровые пианино удобны тем, что можно заниматься даже ночью, надев наушники. Но этот вариант подходит уже опытным музыкантам, например, студентам музыкальных училищ или Консерватории. Но даже им эти занятия наносят определённый ущерб: в наушниках никогда не передастся настоящее звучание живого аккорда. Играя то же самое произведение на акустическом пианино придётся заново отрабатывать каждый такт: настолько колоссальной будет разница.
Однако, существует возможность тихой игры при помощи специально предназначенной для этого 3-й педали-модератора, благодаря которой звучание инструмента становится приглушённым и мягким.
Вес инструмента. Если вы снимаете квартиру и постоянно переезжаете – конечно, электронное пианино будет удобнее. Оно имеет лёгкий вес, компактно и не занимает много места даже в самой скромной по площади квартире. Однако, так или иначе, его также можно повредить при перевозке, нечаянно стукнуть, уронить, повредить электронику. Акустическое фортепиано намного тяжелее электронного, в среднем его вес около 200 кг., поэтому перевозить его желательно при помощи специализированных грузчиков. Что же касается габаритов акустического фортепиано, то они не намного больше, чем у электронного инструмента.
Эксплуатация.На первый взгляд цифровые пианино кажутся более выгодным вложением. Современно, надёжно, не нужно раз в год вызывать настройщика и платить ему, нет зависимости дерева от пересушенного батареями воздуха в зимний период. Однако, электроника есть электроника. Она может быстро прийти в негодность от перепадов в сети электропитания, от чрезмерной влажности в помещении, от конденсации. Следует помнить, что любая электроника со временем устаревает и приходит в негодность. Акустические фортепиано же практически вечны. Представьте, что вы только купили новое цифровое пианино, а ребенок, для которого оно предназначено, разлил на клавиши стакан сока? Или кот опрокинул вазу с водой? Чтобы оценить последствия – подумайте, что случится с ноутбуком, если разлить на него такой же сок. А если инструмент предназначен для ребенка – такое может случаться неоднократно.
Подводя итог всему вышесказанному, отметим, что электронное и акустическое фортепиано совершенно разные, каждое из них по-своему уникально и не имеет аналогов в своём роде, но стоит учитывать, что они изначально созданы для кардинально противоположных целей.
А какие аргументы можно привести в пользу новых инструментов и инструментов б/у?
Стремящиеся к современным тенденциям, новым технологиям и не ограниченные в финансовом вопросе покупатели, часто отдают предпочтение цифровым пианино. Индустрия не стоит на месте и каждый год разрабатываются более совершенные и интересные с программной точки зрения инструменты. Если вы уже профессионал и планируете играть эстрадную музыку, сочинять композиции, оцифровывать их, писать минусовки и делать аранжировки – это, однозначно, хороший вариант для вас. Электронное пианино б/у – темная лошадка, которая не известно, как себя проявит. Микросхемы могут иметь недостатки и невидимые глазу изъяны, которые впоследствии не всегда могут подлежать ремонту. В таком случае, деньги за неудачную покупку никто не вернёт, а гарантию 100% исправности инструмента подтвердить будет сложно.
Цифровые и компьютерные технологии устаревают невероятно быстро, прогресс движется огромными шагами. Вполне вероятно, что сегодняшняя суперсовременная новинка через 2 – 3 года будет морально устаревшей, а перепродать её вы сможете только с потерей вплоть до 90% стоимости даже в идеальном состоянии.
Акустическое фортепиано в этом плане гораздо практичнее. Хороший б/у инструмент можно приобрести относительно недорого, а звучать он будет, возможно, даже лучше нового. Благородный, королевский звук «живого» пианино зависит не от возраста, а от марки его производителя. Среди многообразия акустических фортепиано по-настоящему качественными на сегодняшний день являются инструменты известных марок европейской или японской сборки, таких как: A.Forster, Bechstein, Bluthner, Kawai, Petrof, Ronisch, Rosler, Sauter, Schimmel, Scholze, Seiler, Steinway & Sons, Weinbach, Zimmermann, Yamaha.
Качественные производители, давно зарекомендовавшие себя в многолетней практике на знаменитых концертных площадках среди известных мировых исполнителей-пианистов, а также в учебных заведениях, ценятся среди любителей музыки и искусства повсеместно. Фортепиано известной марки с красивым, глубоким и чистым звуком со временем лишь приобретает антикварную ценность. Уровень качества хорошего инструмента практически не меняется с годами и это позволяет пользоваться удачной покупкой нескольким поколениям.
Новые акустические фортепиано высокопрофессиональных европейских марок отличаются уникальными технологиями сборки, завораживающим звуком и тембром инструмента, долговечностью и надёжностью. Однако, подобные акустические пианино относятся к весьма высокой ценовой категории (от 500-600 тыс. и часто более 1 млн. рублей), обладание подобным инструментом, может позволить себе, к сожалению, далеко не каждый.
Что же касается российских, китайских, индонезийских и некоторых других инструментов, то они относятся скорее к области интерьерного дизайна и красивой мебели, нежели к функциональным музыкальным инструментам. Внешне эти инструменты выглядят привлекательно и на первый взгляд ничем не отличаются от инструментов европейской или японской сборки, но качество материалов, качество сборки и звучание этих инструментов пока находится на очень низком уровне. Нередки случаи, когда выпускаются не просто бракованные инструменты, а целые серии инструментов. В нашей практике мы сталкивались с тем, что уже через пол года, практически новым инструментам, приходилось полностью заменять строй, так как они не держали настройку. Были случаи когда лакокрасочное покрытие инструментов меняло тон, особенно на белых инструментах.
На наш взгляд, существует решение как приобрести качественное и относительно недорогое пианино европейских и японских производителей, а именно – купить подержанный акустический инструмент в отличном состоянии.
Несомненные плюсы приобретения б/у пианино:
- Цена;
- Живой звук;
- Достаточно длительный срок службы;
- Высокая ликвидность;
- Практически не изменяемая остаточная стоимость.
Если вы не желаете переплачивать за качественный инструмент, мы поможем вам подобрать подходящую модель б/у пианино или рояля в прекрасном состоянии. В нашем салоне всегда представлены большинство марок фортепиано с мировым именем.
Источник