Пианино без черных клавиш

Почему у пианино 88 клавиш?

Краткая предыстория

Все мы знаем, что такое раскладка клавиатуры на фортепиано. И если вы хоть немного знакомы с каким-либо инструментом, то наверняка знаете названия всех или некоторых клавиш и их обозначения.

Но задавались ли Вы когда-нибудь вопросом, почему начало октавы обозначается буквой «С»? И почему именно буквы С, D, E, F, G, A, B, а не другие, выбраны для обозначения клавиш и аккордов? И кто придумал, что надо расположить черные клавиши именно такими группами: по две и по три? Действительно, может ли такое быть, чтобы расположение клавиш фортепиано могло быть другое?

Конечно мы можем догадаться, что все не случайно. Ведь издавна существовала определенная наука, которая послужила основой для современной раскладки клавиш на фортепиано. И все это начиналось давным-давно…

Первые семь нот

Когда ранние музыканты впервые придумывали музыку и создавали первые музыкальные инструменты, им нужно было понять, какой язык надо придумать, чтобы точно передать звучание своей мелодии.

Они заметили, что все звуки природы можно сопоставить с определенным музыкальным тоном и все они могут быть как бы измерены. Например, звук летящей стрелы или лай собаки. Теперь мы можем это объяснить, потому что знаем, что все слышимые нами звуки имеют свою частоту – число колебаний в секунду (от 20 до 20000 Герц). К примеру, средний сигнал автомобиля звучит как «фа диез минор» (F#), а часто состоит из двух тонов, звучащих вместе «фа диез и ля» (F# и A).

Читайте также:  Как склеить деку для гитары

Интересно отметить, что первый клавишный инструмент, изобретенный в Греции более чем 2300 лет назад, содержал клавиатуру только из семи основных нот. И сегодня мы видим те же семь основных клавиш в современной раскладке фортепиано. Однако тогда, в Древней Греции, не существовало черных клавиш, которые есть сегодня.

Единственная общая черта между древней раскладкой клавиш и современной состоит в том, что это были деревянные клавиши, лежащие горизонтально. Слева шли самые низкие басовые звуки и постепенно переходили вправо в высокие.

Нажимая каждую клавишу последовательно слева направо, древние музыканты поняли, что первые семь звуков были неповторимы, то есть уникальны. Поэтому их поместили отдельно. Однако восьмая клавиши звучала так же как и первая, имея двойную частоту первого звука. И если эти две клавиши нажать одновременно, то они звучали в унисон, что в последствии было названо «октава». Поскольку опытным путем было установлено, что эти два звука были одинаковыми нотами, то далее последовательность клавиш просто повторилась. Этим семи основным нотам присвоили обозначения из букв латинского алфавита: A, B, C, D, E, F и G.

Как 7 основных нот превратились в 12.

Первый в мире клавишный инструмент назывался гидравлис. Это был античный орган, в котором необходимое давление воздуха, поступающего в трубы, поддерживалось столбом воды.

К 757 году н. э. этот инструмент открыл путь в западный мир, где его приняла католическая церковь. За следующие пять веков этот инструмент подвергся множественным преобразованиям и превратился в современный орган, который известен нам сегодня. Однако в 1200 году н.э. средневековый орган все еще использовал те самые основные семь нот, которые унаследовал от своего предшественника — гидравлиса.

В то время стало очевидно, что этот ограниченный набор звуков был весьма однообразен, ведь органисты могут использовать всего несколько тональностей, ладов и аккордов. В процессе изменения старинной музыки они стали экспериментировать с разными подходами к теории музыки и с основными семи звуками. В итоге к основным нотам добавилось еще пять дополнительных полутонов.

Если Вы изучите современное расположение нот, то увидите, что оно структурировано вокруг гармонического лада до мажор или ля минор. То есть, чтобы играть в до мажоре или в ля миноре не нужно использовать черные клавиши. Первый клавишный инструмент, созданный в 250 году до н. э. также был разработан для до мажора и ля минора.

Попробуйте помузицировать без использования черных клавиш некоторые время и вы поймете, насколько были ограничены древние музыканты и как трудно им было создавать красивые и разные музыкальные композиции. Так что после нескольких веков игры только в двух тональностях средневековые музыканты пришли к выводу, что их версия клавиатуры была не достаточно полной.

Таком образом, примерно в XIII веке пять полутонов были определены и добавлены в существующую раскладку нот. Объединение этих семи основных и пяти дополнительных нот дали музыкальному миру огромное разнообразие тональностей, четырнадцать новых ключевых знаков и почти бесконечное число аккордов.

Теперь в дополнение к до мажору, который основан только на белых клавишах, композиторы могли сочинить музыку, используя мажорные лады других нот, включая черные клавиши.

За следующие 700 лет это новое улучшенное расположение клавиш фортепиано послужило мощным стимулом для развития западной музыки. Также это положило новое начало в развитии органного строения, его механических новаций и тщательно продуманного дизайна.

Это был XVIII век, который стал золотым веком органа. Он достиг своей кульминации в сочинениях самого знаменитого органиста, которого когда-либо знал мир, — Иоганна Себастьяна Баха. Бесчисленное множество уникальных произведений никогда не были бы написаны и услышаны нами, если бы пять черных клавиш не были добавлены в состав основных белых нот.

88 клавиш

Современный стандарт подразумевает наличие 88 клавиш (полутонов) у фортепиано.

На практике же, встречаются инструменты с 85 клавишами, 73, и даже 61. Последние два — электронные инструменты. Однако, существуют фортепиано и с большим количеством клавиш чем 88.

Источник

Сколько клавиш у пианино?

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Фортепиано – это универсальный инструмент, ведь он способен имитировать многие другие приспособления для музыкальной игры. Но мало кто всерьез задумывался о том, каким количеством клавиш оборудованы современные фортепиано и с чем это связано.

Сколько клавиш у пианино старого образца?

В первую очередь, необходимо разобраться с тем, что имеется в виду под словом «фортепиано». Оно включает в себя два инструмента: пианино и рояль. У первых фортепиано было лишь по 61 клавише. У современных инструментов количество клавиш увеличилось. Как ни странно, звучание классических произведений с тех самых пор поменялось не сильно, но с новыми моделями определенно улучшилось. Сейчас у стандартного фортепиано 88 клавиш. Однако раньше это количество не было фиксированным. Оно зависело от принципов, согласно которым создавалось фортепиано.

Главными в этом деле были октавы (отрезки), включавшие в себя 7 нот, то есть 7 белых (основных тонов) и 5 черных (полутонов) клавиш. Как уже было сказано, у первой модели была 61 клавиша и 5 октав. Такой инструмент содержал средний регистр октав, то есть только октавы со средним звуком, без низких и высоких по звучанию нот. В конце XVIII века стали создаваться фортепиано, имевшие от 5 до 7 октав.

Именно на подобных инструментах создали свои шедевры Бетховен, Шопен, Лист и другие. У выпускаемых тогда инструментов, как и у современных, были, помимо полных, ещё и неполные октавы.

Количество белых и черных клавиш современных моделей

Как уже было отмечено, их стандартное количество у обычного современного инструмента – 88. Белых клавиш больше, чем черных. Первых – 52, а черных – всего 36. На клавиатуре также может быть и 85 штук, и это тоже является стандартом. В этом случае большинство из них также будут белыми, но их количество будет равняться 50. Число черных клавиш составит 35. Последний вариант встречается реже первого.

Профессионалы утверждают, что игра на инструменте с 88 нотами практически не отличается от игры на аналоге с 85 нотами. Основных причин две: добавленные к самым ранним моделям 3 клавиши используются крайне редко, а также стоит помнить и тот факт, что именно правильная настройка инструмента является главным залогом прекрасного звучания. Современное производство занимается выпуском классических пианино с 88 клавишами. Клавиатура начинается с самой низкой ноты («ля») субконтроктавы, а заканчивается самой высокой нотой («до») пятой октавы. Инструменты с таким количеством нот стали выпускаться относительно недавно – лишь с 70-х годов прошлого века.

Есть и исключения: например, Уэйн Стюарт изобрел рояль, который оснащен 102 нотами. По словам создателя, звучание произведений на этом инструменте приобретает более богатые краски. Подобный рояль является весьма недешевым, ведь его цена составляет около 300 тысяч долларов. Некоторые современные синтезаторы могут иметь от 25 до 61 клавиши. Также распространенным вариантом является инструмент с 32 нотами. Он предназначен для детей или новичков музыкальной сферы. Полупрофессиональные синтезаторы могут быть оборудованы 76 клавишами.

В заключение стоит отметить, что количество клавиш на фортепиано легко определить с первого взгляда и без пересчета.

Самыми распространенными на сегодняшний день являются модели с 85 и 88 нотами. Их мы и рассмотрели. Если клавиатура фортепиано справа начинается с одной белой клавиши сразу перед черной, то количество нот – 85. Если же такого не наблюдается, то количество составит 88.

Источник

Зачем нужны чёрные клавиши?

Глядя на клавиатуру фортепиано (и любого подобного инструмента) возникал вопрос, зачем нужны эти чёрные клавиши? Разбираемся!

Начнём с того, что звуки ну любом инструменте идут последовательно.

Например на гитаре всё более очевидно: Если рассмотреть любую струну с права налево (на картинке) то звуки будут располагаться последовательно.

Запомнить где находится какая нота на гитаре предоставляется возможном из разного рода положений руки на нужном ладу.

А на клавиатуре фортепиано восходящие звуки располагаются зиг-загом

Первая белая клавиша перед двумя чёрными это всегда «До» (перед 2 и 4), а первая белая клавиша перед тремя чёрными это всегда «Фа» (7, 9, 11).

1 причина

Это позволяет ориентироваться и всегда чётко понимать какую ноту ты играешь в данный момент.

А теперь представьте себе то, чтобы было, если существовали только белые клавиши? Как разобраться и понять что именно ты играешь, уходило бы очень много времени, чтобы заучить все расположения нот.

2 причина

Вторая причина более сложна для понимания, но я всё-равно постараюсь объяснить на пальцах.

Причина заключается в том, чтобы облегчить жизнь новичкам, ведь все белые клавиши (1, 3, 5, 6, 8, 10, 12 и т. д.) это всем знакомая гамма До-мажор первая для новичков: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си, и До.

Например, на гитаре показать эту же гамму было бы гораздо проблематичнее.

А все чёрные клавиши это лишь повышения или понижения (диез или бемоль) основных нот.

Так например, «чёрная клавиша 2» это и до диез и ре бемоль, кому как удобно.

Вывод

Многие новички относятся к чёрным клавишам скептично, но это расизм, неправильно. Чёрные клавиши ничем не отличаются от белых и не несут новых функций.

Источник

Рояль без чёрных клавиш. «Странный» сон? Один и тот же сон повторяется постоянно, что это значит? (описание — ниже):

Человек — пианист, профессиональный музыкант. Ему постоянно снится сон, в котором повторяется один и тот же мотив:

Он играет: на старом рояле, в котором НЕТ ЧЁРНЫХ КЛАВИШ. Это его приводит в замешательство.

Он играет то на клавесине, то на оргАне, то на старинном пианино,

и каждый раз такая ЗАСАДА. ))

Чёрных клавиш нет.

(ВОПРОС не о том, что означает сон, а что означает его повторение).

Всем спасибо за ответы.

Смотря какой мотив и смотря как ему удаётся играть без чёрных клавиш.
Если всё звучит так же, как с чёрными, то сон говорит о том, что он выбрал правильный путь в жизни и идти ему по этому пути будет относительно легко (параллель с фразой «жизнь — она же полосатая, белые полосы чередуются с чёрными» — у него чёрных полос нет, что касается его профессии).
Повторяемость одинаковых снов всегда указывает на то, что сон важный и на него следует обратить внимание. То есть подсознание самого человека обращает внимание на это.
В данном случае, так как человек — профессиональный музыкант, то, возможно, он иногда сомневается, стоило ли выбирать эту профессию и стоит ли заниматься ей дальше.
И во сне как раз даётся ответ, что стоило, ты пианист, можешь играть хоть на клавесине, хоть на органе, так что это твоё, даже не сомневайся! :-))

Кстати, как раз наиболее успешным исполнителям снятся такие сны с засадами, один во сне слова постоянно забывает, другой ноты не находит, третий выходит на сцену, а в зале ни одного зрителя. А в реале наоборот всё гладко и успешно, лучше, чем у остальных.

Спасибо, моя дорогая коллега, за столь блестящий ответ. Знаю, что он каждый раз испытывает шок — как играть-то? Лад же не выдерживается. И вроде как какой-то Голос ему отвечает: . — играй по слуху, импровизируй, угадывай, где «скрыты» чёрные клавиши, пальцами угадывай, памятью.

и он пытается, но не может. и от этого огорчён и просыпается.

Источник

Оцените статью