Меню

Пианино чтобы не рассохлось

Пианино чтобы не рассохлось

Давно-давно, еще лет 20 назад, когда я учился в музыкальной школе, преподаватель по фортепиано советовала ставить банки с водой в пианино, чтобы оно «не рассыхалось». Поскольку довод был убедительный, никто же не хочет, чтобы его пианино «рассыхалось», то и банки с водой в своё пианино мы ставили регулярно и даже следили за тем, чтобы вода в них не пересыхала.

И вот время шло, банка с водой стояла, а пианино почему-то всё-таки рассыхалось, т.е. деревянные доски, которые стоят в пианино над педалями и над клавиатурой стали выгибаться «дугой». Это было очень странно, но довод был один — значит всё-таки мало воды… И стали ставить по ДВЕ банки…

Не знаю, до чего дошёл бы этот «маразм», пока мы не поменяли пианино — старое немецкое (почти 100-летнее) на «новое» немецкое (30-40-летнее). Дело в том, что сразу банку с водой мы туда забыли поставить, а вспомнили об этом месяца через два. И вот, новая банка уже красовалась внутри пианино. То, что произошло дальше, в корне поставило под сомнение всю эту процедуру — пианино изменило звук! ДА — звук стал тише, глуше и произошло это в течение нескольких дней. Я решил проэкспериментировать и убрать банку. И ЧУДО — через пару недель звук восстановился!

И тут до меня дошёл весь смысл… Дело в том, что наши, «отечественные» пианино тех времён изготавливались нередко из плохо просушенной древесины и уже через пару лет после покупки начинали рассыхаться и терять свой звук, а то и просто трескалось дерево посередине доски. Чтобы этого избежать, устанавливали банки с водой в пианино, чтобы испарение воды из банок поддерживало слегка влажный климат внутри пианино и не давало дереву высыхать. Немецкие же пианино делались из высококачественного дерева, хорошо просушенного перед изготовлением инструмента и такое дерево не рассыхалось и давало хороший звук. Если ставить банку с водой в такой инструмент, то наоборот, влажный климат внутри пианино будет увлажнять доски изнутри и они начнут со временем выгибаться кнаружи дугой, что произошло как раз с моим старым пианино, а также будет теряться звук, что стало видно по моему «новому» пианино.

Так что «мораль сей басни такова» — если у Вас хорошее акустическое пианино известных марок, то незачем его мучить установкой банки с водой — ему будет от этого только хуже. 🙂

Источник

Одиннадцать золотых правил, которые сберегут Ваш инструмент или Как ухаживать за фортепиано в домашних условиях.
консультация на тему

Правильный уход за фортепиано продлит Вашу радость от общения с инструментом на долгие годы.

Скачать:

Вложение Размер
уход за фортепиано в домашних условиях 17.47 КБ

Предварительный просмотр:

Одиннадцать золотых правил,

которые сберегут Ваш инструмент

Как ухаживать за фортепиано в домашних условиях .

К сожалению, выбором и мучительным процессом затаскивания в квартиру фортепиано не заканчиваются ваши заботы о нем. Чтобы это был музыкальный инструмент, а не большая деревянная тумба под цветы, надо регулярно ухаживать за ним и обеспечивать ему комфортные условия для проживания.

Клавишные музыкальные инструменты – рояль и фортепиано — имеют сложный механизм и тщательно отделанный полированный корпус. Ввиду этого они нуждаются в бережном и умелом обращении при транспортировании, содержании их в определенных условиях и в постоянном уходе. Не важно какой у вас инструмент – новый или старый, необходимо знать: чтобы фортепиано радовало вас своим видом , состоянием и звуком, то необходимо соблюдать следующие правила:

1. Древесина и сукно, применяемые для изготовления фортепиано, гигроскопичны: они могут разбухать или усыхать в зависимости от влажности воздуха. В целях предохранения инструмента от неисправностей необходимо хранить его в нормальных условиях, которыми являются температура воздуха от +12 С до +25 С и влажность воздуха примерно 40-65%.

2. Фортепиано- довольно капризный предмет интерьера, скажут многие. Но ведь это не только инструмент, но и друг наш меньший ( почти как кошка или собачка, он тоже требует внимания и заботы)! А поэтому его нельзя ставить вблизи отопительных приборов, окон, солнечных лучей, дверей и наружных стен ( межкомнатные стены не в счёт) , так же необходимо предохранять инструмент от сквозняка.

3. Если Вы приобретаете инструмент зимой, то нужно помнить о том, что в зимнее время года инструмент попадая с улицы в жилое помещение, подвергается воздействию резкой перемены температуры и влажности. В этом случае не следует открывать клавиатурную и верхнюю крышки в течении суток, чтобы механизм и другие внутренние части фортепиано прогревались постепенно до комнатной температуры. Наружные поверхности инструмента могут при этом отпотеть, т.е. покрыться влагой. Влажные поверхности не следует вытирать, необходимо подождать пока они подсохнут. После просушки инструмента его необходимо тщательно протереть сухой мягкой шерстяной или фланелевой тряпкой, особенно все металлические части.

4. Новый инструмент, после доставки на квартиру потребителя следует проверить и при необходимости отрегулировать его механизм, настроить. Я знала родителей, которые пытались настраивать фортепиано самостоятельно ( папа или мама когда-то учились в муз школе , имеют музыкальный слух и считают, что смогут справиться с этой задачей). Но если вы хотите, чтоб инструмент прослужил долго , а главное качественно, то помните, что для настройки и регулировки фортепиано необходимо приглашать опытного мастера. Неумелая настройка и регулировка могут вызвать серьезные дефекты в инструменте.

5. Сила натяжения струн фортепиано достигает 20 тонн, что вызывает значительные напряжения в чугунной раме и деревянных деталях корпуса. Эти напряжения выравниваются постепенно, и инструмент приходит в устойчивое состояние лишь по истечении значительного времени. Кроме того, игра на новом инструменте сопровождается постепенным уплотнением сукна механизма, а также вытягиванием струн. Поэтому новый инструмент в течении первого года использования необходимо не менее 2 раз повторно настроить и отрегулировать.

6. С наружных поверхностей инструмента нужно удалять пыль мягкой сухой тряпкой, лучше фланелевой. Влажная тряпка опасна для полированной поверхности, поэтому сильные загрязнения удаляйте специальными средствами для полироли. Клавиатуру можно протереть слегка влажной тряпочкой, но тут же протереть сухой, чтобы избежать попадания влаги внутрь инструмента. Не реже одного раза в год необходимо удалять пыль из инструмента с помощью пылесоса (насадкой для деликатных предметов, на средней мощности).

7. Если в Вашей квартире завелась моль, то для предохранения от неё рекомендуется насыпать на дно инструмента мешочки с нафталином или антимолем.

8. Тяжело избавиться от искушения использовать довольно обширную поверхность верхней крышки фортепиано и не поставить на неё что-нибудь , например: статуэтки, цветы, рамочки с фото и т.д., но помните, что размещать на верхней крышке пианино различные предметы не рекомендуется, так как кроме повреждения полировки, они могут вызвать призвуки при игре. Ноты можно положить на время занятий, но после –лучше убрать в специальный шкаф. Категорически запрещается ставить цветы в горшках (и поливать их) на пианино! Испаряющаяся влага портит инструмент.

9. Периодически отодвигайте фортепиано от стены, для того чтобы пропылесосить и протереть заднюю стенку, там скапливается много пыли. Делать это нужно обязательно, кроме этого , вы возможно найдёте там потерянные в том году предметы или вещи. Более глубокую чистку инструмента вместе с настройкой вы можете заказать профессиональному настройщику раз в 2-2,5 года.

10. Часто меня спрашивают- нужно ли ставить банки с водой в инструмент? Давайте разберёмся вот в чём: наши, «отечественные» пианино тех времён изготавливались нередко из плохо просушенной древесины и уже через пару лет после покупки начинали рассыхаться и терять свой звук, а то и просто трескалось дерево посередине доски. Чтобы этого избежать, устанавливали банки с водой в пианино, чтобы испарение воды из банок поддерживало слегка влажный климат внутри пианино и не давало дереву высыхать. Немецкие же пианино делались из высококачественного дерева, хорошо просушенного перед изготовлением инструмента, и такое дерево не рассыхалось и давало хороший звук. Если ставить банку с водой в такой инструмент, то наоборот, влажный климат внутри пианино будет увлажнять доски изнутри и они начнут со временем выгибаться кнаружи дугой, а также будет теряться звук. Вывод таков- если у Вас хорошее акустическое пианино известных марок, то незачем его мучить установкой банки с водой — ему будет от этого только хуже. А если вы хозяин «советского» инструмента- посоветуйтесь с хорошим настройщиком. Скорее всего Вам нужно повышать влажность всего помещения, где стоит фортепиано, а не ставить в инструмент. Иначе металлические части инструмента могут заржаветь!

11. Идеально настраивать инструмент одновременно со сменой отопительного сезона, т.е 2 раза в год. Меняется влажность воздуха, температура, а значит, инструмент обязательно отреагирует на это расстроенным звуком.

Вот и все простые правила ухода за вашим инструментом. Приятного Вам общения с инструментом и успехов Вашим детям!

Источник

Уход за фортепиано

Как меньше платить за обслуживание

Вопросы и ответы

Как содержать пианино, рояль и как меньше платить за настройку?

Уход

Нужно ли ставить воду?

Вывод: правильный уход позволяет долго не настраивать и экономить деньги

Экономия

Как не платить дважды?

Вывод: дешевле делать всё сразу

Стратегия выбора специалиста

Как найти хорошего продавца пианино?

Степенью ответственности и стоимостью аренды помещения, которую вы оплачиваете.

Продолжаем выбирать настройщика

Настройщики из заведений

Престижное имя заведения — не гарантия хорошего специалиста

Случаи из практики: часто такие настройщики пропускают механические проблемы. Оставляют скрипучую педаль, неправильно настроенную механику, не меняют износившиеся материалы.
Наш настройщик из. называется известное муз. заведение.
— Что же он вам скрип в педали за все эти годы не устранил?
— Говорил, что это не лечится.

Всё лечится. Просто настройщик левый, без достаточной квалификации, выражаясь научным языком. Или взятый на работу по знакомству.
Но почему халтурщики работают в таких местах? Мало платят. И руководству приходится нанимать тех, кто готов работать за такие деньги. Недостаток в зарплате компенсируется заказами от студентов.

Выбираем пианино

Как выбрать хорошее пианино?

Купить стабильный инструмент

Это актуально для тех, кто ещё не купил или хочет сделать замену. Чем стабильнее пианино, тем меньше денег нужно тратить на настройку. И не важно — это импортное или отечественное пианино.
Новые инструменты признанных фирм обладают стабильностью. Некоторые не новые инструменты очень хорошо сохранились. К тому же узлы из дерева были сделаны качественно, без нарушений технологии.

Внимание! Если вы покупаете пианино или рояль — проверьте его с мастером-настройщиком. Не слушайте продавца о том, какое хорошее пианино или рояль и что на нём занимался аж сам премьер-министр России с Пахмутовой на пару. Они и сами могут не знать о проблемах. Как выбрать? См. страницу о выборе

Источник

Трещина в деке пианино или рояля – это страшно?

Нет, трещина в деке пианино или рояля – это не страшно!

И отправьте куда-нибудь подальше тех настройщиков и консультантов, которые пугают вас этими трещинами! Поверьте, сэкономите массу времени, нервов и средств.

Во-первых, мы не имеем в виду критическое состояние инструмента, когда множество трещин в деке – всего лишь часть всех случившихся с ним бед. Мы рассматриваем обычную, предельно распространенную ситуацию, когда в деке появилась парочка-тройка трещин, или уж тем более одна.

А во-вторых, самое интересное в том, что если отказаться от фортепиано с трещинами в деке, то играть попросту станет не на чем.

Откроем «страшную» тайну – целых дек практически не существует, разве что у отечественных инструментов и у потоковых китай-заменителей, там дека сделана либо «топором», либо из фанеры, она по определению не дает ни трещин, ни звука.

Резонансную деку нужно восстанавливать, когда делается полная капитальная реставрация фортепиано, но тогда дека является малой частью всего комплекса работ, и уж точно не она причина реставрации. Но целесообразно подобную реставрацию выполнять на фортепиано стоимостью хотя бы четыреста-пятьсот тысяч рублей за не новый инструмент.

Обратите внимание, в таких городах, как Санкт-Петербург, к примеру, климатические перепады велики настолько в течение года, в квартирах паркет разъезжается так, что невозможно не заметить. Что же тогда говорить о резонирующей клееной деке пианино или рояля, сделанной из ели? Она толщиной-то всего несколько миллиметров, да еще и натянута куполом. Чуть позже объясним, что это такое. Тем не менее, в Питере одна из сильнейших мировых фортепианных школ, и инструменты там достаточно хорошо работают.

Поэтому появление трещин в деке более чем обычный и вполне закономерный процесс. И современный производитель доступ к деке пианино делает открытым, чтобы адекватный мастер всегда мог устранить призвук, если таковой вдруг появляется. Очень простая операция. Но, как правило, трещина в деке ни на что не влияет, потому как тот же самый производитель по периметру плоскости деки устанавливает достаточно большое количество так называемых ребер жесткости (рипки).

Нас не интересуют ни дискуссии на этот счет, ни мнения не согласных с нами настройщиков. Здесь мы излагаем сугубо личное мнение и опыт. Наша цель – инструменты, продаваемые нами, должны надежно работать. Цель достигнута, а дискуссионные площадки оставим для тех счастливцев, кто располагает временем для бесконечного дискутирования.

Теперь, кому интересно, небольшое лирическое отступление на ту же тему.

Двадцать лет назад мне, А. Ю. Павлову, чуть ли не каждый настройщик важно заявлял, что если обнаруживается трещина в деке, то это полный караул, и единственный вариант решения проблемы – капитальный ремонт инструмента. Сам при этом с довольной физиономией потирал руки, ведь такое решение сулит приличный доход, только толку заказчику, потратившему деньги, будет немного или не будет совсем.

Почему? Очень просто. Если самой деке нужна трещина, значит ей там быть. Вы заплатите примерно полторы тысячи долларов за полный капитальный ремонт фортепиано, а вскоре она, трещина в деке, вам улыбнется вновь. И это будет абсолютно нормальный процесс, а не караул с фальшивых уст настройщика.

Поначалу подобное положение вещей я, разумеется, принимал за истину. Еще бы, сами настройщики так заявляют! Тоже мне, пророки. Но благо недолго я им верил, чего и всем желаю.

Шло время, через мою фирму проходили нескончаемым потоком инструменты – целых дек все меньше и меньше или нет вообще. И вскоре вопрос встал, что называется, ребром – а в чем, собственно, проблема, если в деке появилась трещина? На звуке не сказывается, на износостойкости фортепиано тоже. И вот на данный вопрос мне никто вразумительного ответа дать не может по сей день, кроме извечных: «Да что вы говорите такое?! Здесь же трещина в деке! Как вы не понимаете. » И тому подобные эмоциональные выпады все тех же настройщиков, навечно застрявших где-то там, в начале профпути, но мнящих из себя великих мастеров.

В своем маленьком центре реставрации мы не раз подолгу обдумывали, что делать с декой бюджетного фортепиано? Капремонт – неоправданно дорого, долго, да и какой смысл, если эта трещина с высокой вероятностью появится вновь. Отказаться от инструментов с трещинами в деке – а где брать без трещин? И не только нам, но и всем остальным желающим приобрести пианино или рояль. Для них остается только новый. К тому же, пианино с целой декой не факт, что хорошо звучит. Да-да, как ни странно, но это правда. Более того, бывают случаи, когда дека, выражаясь специальными терминами, просела, то есть пропал так называемый купол, но дека при этом осталась целой. Настройщик посмотрел профессорским оком, остался доволен, но только он. Звука-то нет, инструмент не поет, плоская дека звучать не будет. Зато целая! В этом случае уже однозначно нужен капремонт.

Мы подошли к вопросу с другой стороны. Фортепиано должно хорошо звучать, клавиатура отвечать всем техническим требованиям и параметрам профессионального пианиста, инструмент обязан остаться надежным, если речь идет о хорошем фортепиано. И при чем здесь тогда эти несчастные трещинки в деке, если все вышеперечисленные требования выполняются?

И вышло, что проблем у наших заказчиков нет, равно как почти нет и целых дек, люди играют, многие занимаются в серьезных музыкальных вузах, и ничего, все довольны.

Проблема оказалась не в деке, а в «мастерах»-настройщиках, извечно пугающих владельцев фортепиано и склоняющих их к дорогостоящему ремонту, который и сами-то сделать на должном уровне зачастую не могут.

Когда-то показательным выдался случай: к нам пришел один прекрасный молодой пианист, только что поступивший в консерваторию в класс достаточно известного профессора, и поинтересовался, не можем ли мы сделать капитальный ремонт его инструмента в рассрочку. Мы спросили, в чем проблема. Пианист ответил, что в его стареньком Petrof настройщик обнаружил две трещины в деке, сказал, что… понятно, что мог сказать настройщик, помимо неадекватной цены за ремонт.

Мы осмотрели это фортепиано: строй держит прилично, механика не изношена. Да, в деке есть не две, а четыре трещины, имеется небольшой зазор между декой и одним ребром жесткости – как результат, слабый призвук на паре нот. Зазор был устранен на месте, повторимся, это очень простая процедура, если кому нужно, обращайтесь, покажем.

Пианист настороженно спросил, сколько же у нас будет стоить ремонт? Мы ответили, что не нужен никакой ремонт. Играйте, и давайте вместе ждать тех бед, которых вам наобещали. Если уж и делать полную реставрацию, так пусть уж сначала фортепиано дойдет до кондиции полной невменяемости. Разумно ведь.

Наш знакомый давно закончил консерваторию, бед никаких так и не случилось, проблемы были не с декой, а только с механикой, и те вполне логичные и решаемые. Уж слишком они стараются, эти консерваторские пианисты, выдавая на инструмент запредельные нагрузки. Теперь музыкант с улыбкой вспоминает те времена, когда настройщик продолжал его пугать, говорил, как он не понимает, лучше раз потратиться, зато потом. Зачем слушает всяких там непонятных молодых и дерзких перекупщиков (в наш адрес, разумеется), когда вот он говорит истину, сам мастер (!) с тридцатилетним опытом водить людей вокруг пальца. Его надо слушать!

Тот случай стал последней каплей в чаше нашего терпения, после чего мы подобных мастеров послали на все четыре стороны и обязательно в обратном от наших дверей направлении. А относительно дек успокоились.
Повторимся, мы не говорим о тех криминальных случаях, когда не только дека, а весь инструмент рассохся, имеет массу прочих проблем, в том числе и с резонансной системой.

А когда в вашем пианино или рояле появилась парочка обычных трещин, но само фортепиано продолжает отлично работать, то не стоит этого пугаться, нет в этом ничего страшного. Было бы, мы бы уже вряд ли спокойно и уверенно работали, ведь счет проданных нами фортепиано давно идет на тысячи.

И совсем занятная ситуация, когда вы купили новое очень дорогое фортепиано. Вы даже не задумываетесь о том, что уже в ближайшем времени в деке появится трещина. Фортепиано новое, какие трещины? Загляните, они там, скорее всего, есть. Нет? Не волнуйтесь, скоро появятся. Только не пугайтесь и не зовите настройщика, потому как это обычный закономерный процесс, и только.

Можно сразу же заказать дорогостоящий капитальный ремонт – заметим, что по гарантии производитель ничего делать не станет, – отвезти инструмент в стационарную мастерскую, заплатить приличную сумму и какое-то время еще радоваться, что теперь дека целая. Правда, не слишком греет душу, что для этого на новом фортепиано уже извлекались все колки (вирбели), струны, снималась чугунная рама, дабы добраться до деки, а затем все эти манипуляции производились в обратном порядке с громким заколачиванием колков нового размера. Серьезная экзекуция и далеко не на один день, в которой обычно нуждаются инструменты вековой давности.

Некоторые мастера делают такой ремонт на дому. Не будем утверждать, что это невозможно, но далеко не лучший вариант. Если данный ремонт будет выполняться у вас дома, комната на некоторое время превратится в полномасштабный реставрационный цех, где все равно нет всего самого необходимого оборудования.

Но самое «приятное» впереди. Никто, ни один мастер в мире не сможет утверждать, что после всех работ трещина в деке не появится вновь. Если будет утверждать, значит, либо это дилетант, либо очередной настройщик-лжец. Так желает фортепиано, оно тоже с характером, и его не интересует, что по этому поводу думают настройщики, вечно шумящие: «Ужас! Трещина в деке! Караул-беда-потоп!»

Многие серьезные мастера сталкивались и с другим уникальным случаем, когда до реставрации деки пианино или рояль прекрасно звучали, трещина прошла так, чтобы дека заработала в полном объеме. Сделали капремонт, дека в идеале, простите за жаргон, а инструмент неожиданно потерял красоту или объем звука. Зато дека теперь цела! Постояло фортепиано какое-то время без «голоса», не пожелало мириться с таким кощунством и дало еще одну трещину, прямо на радость настройщику. А инструмент после этого снова запел во всей красе, заработала дека, в глубине души надеясь, что к ней больше не подпустят очередных «хирургов». (Мы не о политике).

Серьезные мастера сами часто заявляют: «Что? Трещина в деке? Призвуки есть? Штеги целые? Строй держит? Механика в порядке? Ну и играйте спокойно дальше!» Но это только очень серьезные фортепианные мастера так могут сказать, стезю настройщиков-консультантов они обошли стороной еще в детстве.

Вот целая дека инструмента, которую каждый может увидеть, если отодвинет пианино от стены либо приподнимет верхнюю крышку у рояля:


А вот дека с трещиной:

Но самое интересное, что ни один пианист или настройщик никогда на слух не определит, что дека не целая. Никогда! И по ощущениям клавиатуры тоже. (Легкий призвук же может появиться и при целой деке, когда отошло ребро жесткости, повторимся, устранить совершенно не сложно).

Нет этой проблемы. Не существует. Посмотрите еще раз на фотографию деки. Она сделана из ели, клеёная, составная из нескольких частей. К тому же очень тонкая. По периметру приклеена к футору инструмента. По ее поверхности закреплены специальные ребра жесткости (рипки). Изнутри через специальные мосты (штеги) к деке под давлением прижаты струны.

При нажатии на клавишу происходит удар молоточка по струне. Струна начинает вибрировать, дека воспринимает резонанс и происходит процесс звукорождаемости. Звучит вся резонансная конструкция. Сама дека вибрирует, это можно почувствовать, если в момент звучания приложить к ней ладонь. И звучит дека потому, что это только на глаз она прямая, ровная плоскость. Дека выпуклая, а точнее, вогнута внутрь, что и обеспечивает насыщенность звука. А те самые ребра жесткости изготовлены таким образом, что именно они придают и удерживают куполообразную форму.

Вот и получается, что это и есть самый важный момент в процессе рождения звука, которого, кстати, нет ни на одном электропианино или синтезаторе даже с молоточковыми или какими-то там еще механиками. Трещина же может дать посторонний призвук, и то очень редко. Там, где этот призвук возникает, как правило, это в месте самой трещины, можно заметить зазор между ребром жесткости и поверхностью деки. Несложно туда запустить клей и при необходимости установить дополнительный шуруп. Тут есть свои нюансы, но они достаточно просты.

Еще призвук может возникнуть в месте отклеивания края деки от футора, то есть по периметру. Здесь немного сложнее, но тоже не великая проблема, и конечно, без капитальных ремонтов.

Встречается даже ситуация, когда струнами дека выдавлена в противоположную сторону, мастера называют это обратным переломом. В этом случае красота звука может пропасть, а может и нет. Это уже серьезная проблема, хотя в самой деке может и не оказаться трещин. Но даже при этом фортепиано способно продолжать отлично звучать, на добрые десятилетия оттягивая капитальный ремонт, который в этот век, возможно, и не понадобится. Вообще, стоит заметить, что пианино или рояль, если речь идет о качественно изготовленном инструменте, вещь крайне надежная, имея массу внутренних осложнений, может легко продолжать жить и работать.

Трещины в деке могут появляться вне зависимости, эксплуатируется фортепиано или стоит без дела. Дерево чутко реагирует на перепады влажности и прочие климатические изменения. Но чтобы максимально избежать различных проблем, и разработана конструкция так, чтобы на звук и функциональность трещины не оказывали влияния.

Конечно, если дека все-таки целая, то это приятно, но совершенно не гарантирует качества звука либо отсутствие каких-либо прочих проблем с инструментом. Полностью восстанавливая инструменты высокого уровня, ее всегда реставрируют путем зареивания, но там же изначально речь идет о капитальном ремонте. А если ваш ребенок играет на недорогом пианино, и вдруг оказалось, что в деке присутствует трещина?

Вывод

Так что же делать, если к вам пришел настройщик, увидел трещину в деке и сказал, что это караул и беды наступили страшные?

А ничего. Выгнать его к черту и вызвать другого, предварительно оповестив об участи первого. Поверьте, реакция на многострадальную деку сильно изменится в лучшую сторону. А вы спокойно продолжайте заниматься в свое удовольствие, ведь фортепианная музыка не может не подарить его в огромном количестве!

Источник