Пианино детали названия схема

Пианино детали названия схема

Устройство и механика пианино

В устройство пианино входят четыре основные системы:

1. Звуковой аппарат — струнная одежда и резонансный щит пианино.
2. Ударно-клавишный механизм — состоящий из клавиатуры и механики.
3. Педальный механизм.
4. Корпус.

Пианино – это струнно клавишно-молоточковый музыкальный инструмент со звуковым диапазоном до 88 тонов, или 7/2 октав. Струны пианино расположены вертикально, и молоточки ударяют по ним спереди.

Футор пианино
Задняя часть корпуса пианино состоит из прочной деревянной рамы, или футора с распорками (шпрейцами). Футор придает пианино прочность. К верхней, более широкой поперечной раме футора, спереди, приклеивают вирбельбанк (колковая доска). Вирбельбанк – это толстая многослойная доска из прочного, вязкого дерева (бука или клена), в которую вбиты стальные колки, натягивающие струны. Две боковые и две передние стенки корпуса пианино изготавливаются из тонких досок, облицованных шпоном.

Дека пианино
Спереди на футор наклеена краями резонансная дека – это щит толщиной около 1 см, склеенный из нескольких досок отборного прямослойного елового дерева. На обратной стороне деки, перпендикулярно к волокнам дерева, наклеены бруски из высококачественной ели, называемые – рипками. Дека и рипки усиливают звук пианино.

Чугунная рама
Поверх резонансной деки по ее краям, к футору прочно привинчена большими шурупами литая чугунная рама, на которую натянуты струны. В пианино применяется перекрестно – струнная система, в которой басовые струны, идут почти по диагонали из верхнего левого угла корпуса в его правый нижний угол, а струны среднего регистра, лежащие ниже басовых, идут под ними по направлению к нижнему левому углу корпуса.

Штеги пианино
В нижней части пианино струны проходят с двукратным изгибом около вбитых в штеги штифтов их устройство заставляет прижиматься струну к штегутем крепче, чем сильнее она натянута. Оканчиваются струны петлями или ушками на задних штифтах, вбитых в нижнюю пластину чугунной рамы.

Клавиатура
Клавиатура выдвинута впереди корпуса на особой доске (штульраме), поддерживаемой боковыми наружными консолями.

Демпферная система
Устройство демпферной системы и связано с молоточковым механизмом и укреплено на одной станине.

Педальный механизм
Устройство педального механизма состоит из самих педалей, педальных цуг, штоков и регулировочных болтов. Встречаются пианино с двумя или тремя педалями.

Правая педаль
При нажатии правой педали все демпфера поднимаются, все струны освобождены для одновременного звучания.

Левая педаль
При нажатии левой педали отходит подвижной рулейстик, который придвигает все молотки к струнам, оставляя небольшой зазор между струнами и молоточками. Размах молоточков сокращается, при этом удар молоточков по струнам слабый, отчего звуки становятся слабыми.

Средняя педаль
Третья педаль располагается по середине и включает модератор пианино. Во время нажатия этой педали посредством рычагов между молоточками и струнами опускается планка с полоской тонкого мягкого войлока. Молотки ударяют по струнам через тонкую полоску, и сила звука уменьшается во много раз.

Детали корпуса
Спереди корпус пианино закрыт двумя филенками над и под клавиатурой. Клавиатура прикрывается вставленным в пазы боковых стенок бруском фигурного профиля (карнизом) с прикрученными к нему на петлях откидным клавиатурным клапом. На внутренней стороне клапа прикреплен – пюпитр для нот. Верхняя крышка корпуса прикреплена на откидных петлях. При игре эту крышку можно открывать для небольшого усиления звука. Снизу корпуса прикреплены ролики (4 шт.) для более удобного передвижения пианино внутри помещения.

Устройство пианино:
1 — боковые стенки корпуса, 2 — верхняя крышка, 3 — чугунная рама, 4 — вирбели, 5 — резонансная дека, 6 — молотки, 7 — рулейстик, 8 — фенгеры, 9 — клавиатура, 10 — бакенклёцы, 11 — штеги, 12 — рычаг левой педали, 13 — педальные цуги, 14 — педальные лапки, 15 — цокольный пол, 16 — ролики, 17 — модератор.

Пианино, имея те же составные части, что и рояль, отличается от него прежде всего формой корпуса, а также иным расположением и конструкцией внутренних частей.

Даже самая большая по размеру модель пианино по площади деки, величине и массе натяжения струн приблизительно равна роялю малой (кабинетной) модели. Поэтому название пианино большого размера «концертным» является относительным. Струны пианино расположены вертикально, и молоточки ударяют по ним спереди. В звуковом и игровом отношении пианино значительно уступает роялю, который по своим механическим и аккустическим качествам более совершенен и более подходит для серьёзной профессиональной работы.

1 — футор, 2 — вирбельбанк, 3 — резонансная дека, 4 — рипка, 5 — струна, 6 — чугунная рама, 7 — штег, 8 — колки, 9 — штульрама, 10 — боковой консоль, 11 — механизм, 12 — клавиатура, 13 — клавиатурный лейстик, 14 — клавиатурная рама, 15 — педаль, 16 — передача от педалей (шток), 17 — рама верхней филенки, 18 — рама нижней филенки, 19 — клавиатурный клапан, 20 — верхняя крышка, 21 — откидная часть, 22 — задняя рамка, 23 — карниз, 24 — ножка, 25 — цокольный пол.

Задняя часть корпуса — это прочная деревянная рама, или футор с распорками (шпрейцами). К верхней, более широкой раме футора приклеивают вирбельбанк. Боковые и передние стенки корпуса более тонкие. Спереди на раму футора наклеена резонансная дека (очень похожая на рояльную). Поверх резонансной деки, по её краям, пивинчена литая чугунная рама, на которой натянуты струны. В современных пианино почти исключительно применяется перекрестно-струнная система, в которой басовая группа, обвитых медью струн идёт почти по диагонали из верхнего левого угла пианино в правый нижний угол.

Более отличается от рояльного игровой механизм пианино. Механизм помещается над задними концами клавиш, перед струнами. Система демпферов образует единое с молоточковым механизмом, помещена на общей станине, которая может быть полностью вынута из корпуса. Ниже представлена принципиальная схема работы молоточкового механизма пианино.

Механизм пианино с нижними демпферами

В настоящее время наиболее употреблён механизм с нижними демпферами. Он состоит из основного поперечного бруска (1), на котором укреплены шультерные капсюли (2), капсюли (11) нижних фигурных рычагов (10) и капсюли (20) держателей демпферов (21), а также угольники и демпферная штанга (31) для одновременного подъёма от струн всех глушителей при нажатии правой педали.

Устойство молотка пианино

шультер (3), гаммерштиль (4), головка (5), фильц (6), пружинка (7) для облегчения возврата молотка, шультер (3), капсюль (2), контрфингер (8) — добавочный короткий стержень, вклеенный спереди в шультер.

Принцип работы механизма пианино

Нижний рычаг, или фигура (10), качается в капсюле (11) и имеет снизу выступ, который подталкивается головкой пилота, укрепленного на заднем конце клавиши. Иногда фигура соединяется с клавишей при помощи промежуточного стержня — абстракта или же посредством фильцевой прокладки, расположенной между фигурой и абстрактом. На верхней стороне фигура (10) имеет капсюль, в котором качается шпилер (12), отталкиваемый пружиной (13). В состоянии покоя верхний конец шпилера подходит под оклеенный кожей шультер (3). При нажатии клавиши фигура (10) поднимается вместе со шпилером (12); шпилер толкает шультер (3), заставляя головку молотка совершить дугообразное движение и ударить по струнам (29). Несколько раньше момента удара короткое плечо шпилера встречает освобождающую кнопку (16), укрепленную на винте (15), ввинченном в особый брусок (ауслёзерный лейстик), 14; это заставляет верхушку шпилера отклониться вперед и выйти из-под шультера (3). Молоток, не имея более опоры, отскакивает от струн, причем контрфенгер (8) встречается с подушкой фенгера (18) и удерживается ею. В то же время металлическая демпферная ложечка (30), запрессованная в обращенный к струнам конец фигуры (10), отклоняет демпферный рычаг (демпфергальтер) 21, заставляя демпфер отойти от струн и дать им свободу звучания.

При освобождении клавиши фигура (10) опускается вместе со шпилером (12), и он становится на свое место под шультером (3). В то же время укрепленный на переднем конце фигуры (10) стержень (19), на верхушку которого надет сафьяновый язычок бентика (9), оттягивает его, а вместе с ним и молоток назад, способствуя быстрому и полному возвращению молотка в состояние покоя. При этом гаммерштиль ложится на мягкую подушку опорного бруска, или подвижного рулейстика (34), а глушитель, отжимаемый пружиной (22), ложится на струны, прекращая их колебания.

Таким образом, эта система механизма, так же как и английская система рояльного механизма, требует при игре forte в большинстве случаев полного освобождения клавиши для повторения удара. При быстрых повторных ударах возможна, вследствие неполного движения шпилера, полурепетиционная связь между молотком и клавишей, однако она не столь совершенна, как в рояльных механизмах с «мушкой» и, тем более, с двойной репетицией.

Далее хочу попазать вам еще несколько типов механики, используемых в пианино

Источник

Устройство фортепиано

Каждый начинающий пианист, желающий стать профессионалом, обязан не только овладеть техникой игры, но и знать устройство инструмента. Ниже мы в общих чертах расскажем вам, как же устроено фортепиано.

Устройство рояля

1 — рама и вирбельбанк;
2 — откидная часть крышки;
3 — каподастр;
4 — демпфер;
5 — неподвижная часть крышки;
6 — контрклавиатура;
7,8,9 — передача от правой педали;

10 — педальный шток;
11 — педаль;
12 — штег;
13 — задний штифт;
14 — задняя пластина рамы;
15 — резонансная дека;
16 — струна.

Системы, из которых состоит инструмент:

  • Корпус – оболочка пианино.
  • Звуковая или акустическая система.
  • Ударно-клавишная система (механика инструмента).
  • Система педалей.

Механика рояля

Корпус – это одновременно и основание, и защита всех внутренних механизмов от внешнего негативного воздействия. Самая задняя часть – прочный деревянный футор. К нему прикреплена доска, на которой находятся колки (отвечающие за натяжение струн) – она называется вирбельбанк. Сами струны надежно закреплены на тяжелой чугунной раме – она во многом ответственна за большой вес фортепиано (около 200 кг), и относятся уже к акустической системе.

Кроме струн и рамы, к которой они прикреплены, к этой системе относят и резонансную деку – сосновую доску, которая благодаря особому расположению и свойствам усиливает звук.

Механическая или ударно-клавишная система – это целый ряд рычагов, молоточков, других невидимых глазу устройств, которые заставляют струны звучать правильным образом.

Педали работают следующим образом: когда вы нажимаете правую, специальные заглушающие звук подушечки на струнах (демпферы) поднимаются – и свободному колебанию струн ничего не препятствует. Нажимаете левую – молоточки придвигаются ближе к струнам, а звук при нажатии на клавиши становится в несколько раз слабее.

Устройство пианино

1 — боковые стенки корпуса,
2 — верхняя крышка,
3 — чугунная рама,
4 — вирбели,
5 — резонансная дека,
6 — молотки,
7 — рулейстик,
8 — фенгеры,
9 — клавиатура,
10 — бакенклёцы,
11 — штеги,
12 — рычаг левой педали,
13 — педальные цуги,
14 — педальные лапки,
15 — цокольный пол,
16 — ролики,
17 – модератор.

Как из пианино извлекается звук?

Клавиша является своеобразным рычагом, который приводит в действие механизм молоточка. Тот, в свою очередь, ударяет по нужной струне, а когда звук уже не нужен (вы отпустили клавишу), колебания струны моментально «гасятся» специальной подушечкой – демпфером.

В вашем инструменте всего 88 клавиш (белых – 52, черных – 36). Но струн при этом в несколько раз больше, 220! Для чего нужны «лишние»? За звук, исходящий при нажатии клавиши отвечают до 3 струн сразу (они вместе называются хором). Хочется отметить, что количество белых и черных клавиш у разных инструментов может отличаться как и количество струн.

Когда какая-то одна струна перестает звучать соответствующим образом и выходит из строя, звук становится «грязным». В такой ситуации и нужна помощь профессионального мастера-настройщика.

Механика пианино

Клавишно-молоточковый инструмент

Служит для передачи механического усилия пальцев пианиста с клавиш на молоточки, извлекающие звук ударом по струнам и регулирования звучания. К каждой струне в нейтральном состоянии прикасается демпфер — глушитель, представляющий собой деревянную колодку, покрытую войлоком. После нажатия на клавишу глушитель отходит от струны и одновременно по ней ударяет молоточек, рождая звук.

Педали фортепиано

Эта часть клавишно-молоточкового инструмента предназначена для регулирования звучания. Количество педалей во всех фортепиано и некоторых пианино — три, правая, средняя и левая. Подавляющее большинство пианино имеет лишь две педали- правую и левую.

В предшественниках фортепиано — клавикордах- функцию педалей выполняли специальные рычаги, которые пианист двигал коленями.

Правая педаль служит для создания неразрывного звучания и обогащения звуков новыми обертонами. В нотах нажатие правой педали обозначается Ped либо P, поэтому эту педаль иногда называют просто педалью. Непрерывное звучание обозначается legato. Музыканты 19 века обозначали этим символом особый колорит звучания.

Принцип действия правой педали — выключение демпферной системы, что порождает звучание после отжатия педали и инициацию вторичного звучания остальными струнами.

Правая педаль используется двумя способами — перед нажатием на клавиши (прямой способ) и сразу после, до отжатия (запаздывающий способ).

Левая педаль служит для усиления эффекта мягких пассажей, ослабления звучания. Звук становится тихим и мягким. В нотах обозначается знаком una corda, снятие педали — tutte le corde либо tre corde.

При нажатии левой педали в рояле сдвигаются молоточки, что влечет удары лишь по двум струнам вместо трех. В пианино молоточки придвигаются к струнам, что влечет за собой снижение силы удара.

Средняя педаль поднимает демпферы и фиксирует их в таком состоянии до отжатия педали, что, например, позволяет играть стакатто вне зависимости от удерживаемой ноты. Остальные, не задействованные средней педалью струны с демпферами ведут себя как обычно.

Некоторые пианино имеют среднюю педаль, фиксируемую путем сдвига влево. Это делает звучание тихим, что может пригодиться, например, для игры на пианино ночью в многоквартирном доме.

Источник

Оцените статью