- Вечный спор: с какого возраста начинать учить ребенка музыке?
- Без комментариев
- Обучение детей игре на фортепиано: что делать на первых уроках?
- Специфика клавишных инструментов
- Знакомство с музыкально-исполнительскими средствами
- Формируем посадку за инструментом
- Изучение клавиатуры и первое прикосновение к клавишам
- Во сколько лет можно начинать учиться игре на фортепиано
- С какого возраста можно обучать ребёнка музыке?
- Фортепьяно и вокал, с какого возраста?
- Комментарии пользователей
Вечный спор: с какого возраста начинать учить ребенка музыке?
Споры о возрасте, с которого можно начинать учиться музыке, ведутся давно, но по большому счету в этих спорах так и не родилась однозначная истина. Правы и сторонники раннего (а также очень раннего) развития – ведь маленький ребенок впитывает любую доступную информацию как губка, закладывая мощный фундамент для дальнейшего развития.
Убедительные аргументы приводят и противники слишком раннего обучения. Это и эмоциональные перегрузки, и психологическая неготовность малышей к систематическим занятиям, и физиологическая незрелость их игрового аппарата. Кто же прав?
Развивающие занятия для самых маленьких деток – вовсе не современное ноу-хау. Еще в середине прошлого века японский профессор Синити Сузуки успешно обучал трехлетних ребятишек игре на скрипке. Он не без основания полагал, что каждый ребенок потенциально талантлив, важно развивать его способности с самого раннего возраста.
Советская музыкальная педагогика регламентировала обучение музыке таким образом: с 7 лет ребенок мог поступить в 1 класс музыкальной школы (всего было семь классов). Для младших деток при музыкальной школе существовала подготовительная группа, в которую брали с 6 лет (в исключительных случаях – с пяти). Такая система просуществовала очень долго, пережив и советский строй, и многочисленные реформы в общеобразовательных школах.
Но «ничто не вечно под луной». Новые стандарты пришли и в музыкальную школу, обучение в которой теперь рассматривается как предпрофессиональная подготовка. Нововведений много, в том числе затрагивают они и возраст начала обучения.
В первый класс ребенок может поступать с 6,5 до 9 лет, а учеба в музыкальной школе продолжается 8 лет. Подготовительные группы с бюджетными местами теперь упразднены, поэтому желающие учить деток с более раннего возраста вынуждены будут платить довольно внушительные деньги.
Такова официальная позиция в плане начала обучения музыке. В реальности сейчас существует масса альтернативных вариантов (частные уроки, студии, развивающие центры). Родитель при желании может приобщить свое чадо к музыке с любого возраста.
Когда начинать учить ребенка музыке — вопрос очень индивидуальный, однако в любом случае решать его нужно с позиции «чем раньше, тем лучше». Ведь обучение музыке не обязательно подразумевает игру на инструменте, в раннем возрасте с этим можно и подождать.
Музыка — такой вид искусства, который дети способны воспринимать с первых дней жизни, и даже до рождения. Мамины колыбельные, ладушки-ладошки и прочие народные прибаутки, равно как и звучащая фоном классическая музыка — это все «предвестники» обучения музыке.
Дети, посещающие детские сады, дважды в неделю занимаются там музыкой. Пусть это далеко не профессиональный уровень, но польза есть несомненно. А если повезло с музыкальным руководителем, то можно не беспокоиться о дополнительных занятиях. Останется просто дождаться нужного возраста и пойти в музыкальную школу.
Обычно родители задумываются, в каком возрасте начинать занятия музыкой, подразумевая — насколько рано можно это делать. Но есть и верхняя граница возраста. Конечно, учиться никогда не поздно, но смотря о каком уровне музыкального образования говорить.
Для общего развития можно начинать постигать музыкальное искусство и на пенсии. Но если говорить о профессиональном владении инструментом, то даже в 9- летнем возрасте начинать уже поздновато, по крайней мере для таких сложных инструментов, как фортепиано и скрипка.
Итак, оптимальный (среднестатистический) возраст начала обучения музыке 6,5-7 лет. Конечно, каждый ребенок уникален, и решение нужно принимать индивидуально, учитывая его способности, желание, темпы развития, готовность к занятиям и даже состояние здоровья. И все же лучше начать капельку раньше, чем опоздать. Внимательный и чуткий родитель всегда сумеет привести ребенка в музыкальную школу вовремя.
Без комментариев
Источник
Обучение детей игре на фортепиано: что делать на первых уроках?
Обучение детей на фортепиано – это планомерный процесс, начальный этап которого делится на два периода: донотный и нотный. Что делать на первых уроках? Как ввести маленького музыканта в тайны музыкального мира?
Первые уроки обучения детей игре на фортепиано базируются на знакомстве с музыкальным инструментом, его клавиатурой и названием нот, на постижении выразительных возможностей музыки.
Специфика клавишных инструментов
Расскажите об истории возникновения клавишных инструментов. Объясните: почему фортепиано – это и пианино, и рояль. Покажите внутреннее устройство пианино, докажите, что звук инструмента, зависит от нажатия. От того с каким настроением прикоснётся к клавише исполнитель, так фортепиано ему и ответит. Дайте в этом убедиться ученику – пусть он уже с первого урока почувствует себя “играющим”. Первые нажатия – это возможность познакомить ученика с регистрами и октавами инструмента. Пофантазируйте вмести над созданием “музыкального зоопарка” на клавишах, поселите разных животных в “домики-октавы”.
Знакомство с музыкально-исполнительскими средствами
Начинающие музыканты, приходя на первый урок, уже проявляют музыкальную грамотность – знают и определяют простые жанры музыки, различают тембры инструментов. Задача педагога не учить начинающего музыканта узнавать жанры музыки на слух, а разгадать механизм создания музыкальных произведений. Пусть ученик ответит на вопросы “Как это сделано? Почему марш – это марш и под него хочется ровно шагать, а под музыку вальса танцевать?”
Объясните юному музыканту что музыка – это информация, переданная специфическим языком – средствами музыки, а музыкант – это переводчик. Создайте музыкально-художественную коммуникацию. Поиграйте в музыкальную игру-загадку: ученик придумывает образ, а вы исполняете мелодию-отгадку и анализируете звучание.
Формируем посадку за инструментом
Посмотрите видео детских фортепианных концертов. Поразмыслите вместе о том, как исполнитель сидит, держит корпус и руки. Объясните правила посадки за фортепиано. Ученик должен не только запомнить свое положение за фортепиано, но и научиться так сидеть за домашним инструментом.
Изучение клавиатуры и первое прикосновение к клавишам
Маленький музыкант горит желанием играть. Зачем ему отказывать в этом. Основное условие для ученика – это правильное нажатие. Пианист должен знать:
- чем нажать клавишу (кончиком пальца)
- как нажать (почувствовать “дно” клавиши)
- как снять звук (кистью)
Без специальных упражнений – сразу вряд ли получится. Перед тем как играть на клавишах, научите ученика метко попадать кончиком пальца на резиновый кончик карандаша.
Многие проблемы постановки решит обычный тениссный мячик в ладошке ученика. Пусть ученик поиграет с ним на клавишах – с мячиком в руке чувствуется не только “дно”, но и кисть.
Разучите с малышом знаменитую пьеску “Два кота” на клавишах, но уже правильным нажатием. Транспонируйте ее от всех семи клавиш фортепиано. Вы изучите не только их названия, но и знаки альтерации. Теперь известные нотки-клавиши нужно найти в разных “домиках – октавах”.
Сколько времени потребуется на изучение этих тем – решать вам, ведь обучение детей игре на фортепиано – индивидуальный процесс.
Источник
Во сколько лет можно начинать учиться игре на фортепиано
Во сколько лет лучше начать обучение музыке? Во сколько лет отдать ребенка на фортепиано? В каком возрасте уже поздно начинать учиться?
Давайте разберемся по порядку по возрастам
Музыкальные занятия для данного возраста детей должны иметь ознакомительный и общий развивающий характер. Они могут включать элементы музицирования как на самом фортепиано, так и на других музыкальных инструментах, таких как дудочка, треугольник, барабаны, ксилофон, шумовые музыкальные инструменты. Весь учебный материал необходимо давать в игровой форме. Цель таких занятий: развитие музыкальной памяти, мышления, воображения, музыкального слуха. И, конечно же, познакомить ребенка с прекрасным миром музыки и творчества. Нужно знать, что не каждый педагог берется работать с малышами (например, от 1 года до 2 лет), поскольку для этого необходимо иметь опыт работы по специальным методикам.
Обычно именно в этом возрасте отдают детей учиться игре на фортепиано. На занятиях ребята знакомятся с нотной грамотой, учатся подбирать маленькие мелодии по слуху, знакомятся с историей музыки. К концу первого года обучения дети смогут исполнить двумя руками несколько пьес.
3. Младшие школьники (7-10 лет)
Начинать занятия в этом возрасте тоже можно и нужно. В музыкальных школах существуют разные программы, рассчитанные на разное количество лет обучения (от 4 до 8 лет). Выбор программы зависит от цели и возраста ребенка. Однако, стоит помнить, что если ваша цель — профессиональное обучение, то чем старше ребенок, тем больше ему придется занимать дома, догоняя тот материал, который должен был быть освоен в раннем возрасте.
В таком возрасте обычно начинают учиться игре на фортепиано для общего развития. Но есть и исключения. Я лично знаю профессиональных пианистов, которые начали обучение музыке в 13 и 14 лет. Если у подростка есть интерес к музицированию, то он сможет добиться очень хороших результатов в этой области. И неважно во сколько лет он начал играть на фортепиано.
5. Старшие школьники и взрослые (15 — 60+ лет)
В 15 лет наступает период профессионального обучения музыке в колледже. И к этому моменту у ребенка должна быть определенные базовые знания и навыки. Другое дело, если целью обучения является музицирование для себя.
Для общего развития, на любительском уровне можно и нужно начинать учиться абсолютно всем и в любом возрасте. Не стоит бояться не освоить какой-то технический прием или не запомнить большой объем теоретического материала. На самом деле, сложность обучения игре на фортепиано преувеличена как педагогами, так и учениками с целью «показаться важной птицей». Запомните, научиться игре на фортепиано легко! С этой задачей могут справиться даже самые маленькие дети. И они необязательно должны при этом обладать сверх способностями.
Если вам понравилась эта статья, то не забудьте подписаться и поставить пальчик вверх. Всем добра.
Источник
С какого возраста можно обучать ребёнка музыке?
Периодически в сети мелькают видео музыкальных вундеркиндов: кто-то лихо играет на рояле в 2 года, кто-то не менее лихо стучит на барабанах. А четырёхлетки наводняют разные площадки типа шоу «Голос-дети». Как тут маме не задуматься о том, чтобы как можно раньше начать проводить с малышом уроки музыки?
Лично мне тоже часто задают вопрос: в каком возрасте можно привести ребёнка на обучение фортепиано, или на вокал?
Опираясь на свой 20ти -летний педагогический опыт, могу дать несколько рекомендаций.
В совсем раннем возрасте, до 4х лет, можно и нужно покупать малышу музыкальные и ритмические игрушки -погремушки, дудочки, барабаны, детские синтезаторы и т.п. Пойте с ребёнком песни, дети в большинстве своём обожают петь. Полезно играть в звукоподражательные игры, подражать голосам разных животных и птиц. Вовлекайте малыша в совместное музицирование со взрослыми и с другими детьми. Знакомьте ребёнка с разными музыкальными инструментами. Очень полезны танцевальные занятия, чтобы развить чувство ритма. В этот период главное — привить любовь к музыке, дать ребёнку понять, что музыка очень весёлое, интересное, разнообразное, приятное увлекательное занятие.
Но пожалуйста, в этом возрасте — никаких гамм, никакого сольфеджио, никакой нотной грамоты, никакой муштры! Мне периодически приходится разговаривать со взрослыми, которые в свои 4 года плакали за пианино. Негатив к этим занятиям и к музыке вообще они пронесли сквозь десятилетия.
Примерно с 5 лет можно начинать заниматься с ребёнком фортепиано или другим иструментом (часто в этом возрасте отдают на скрипку). Можно записать малыша на сольное пение или отдать в хор. Но занятия должны быть короткими, не более 30 минут и с большим количеством игровых элементов. К счастью, в наше время много ярких, красочных и увлекательных пособий по музыке, которые не дадут ребёнку заскучать на уроке.
С 5,5- 6 лет ребёнок уже умеет учиться, он осознает разницу между игрой и уроком. Вот тогда можно делать процесс обучения более серьёзным, с упражнениями на технику, доведением до результата, с домашними заданиями.
Если вдумчиво пройти с ребёнком эти этапы обучения и внимательно прислушиваться у чувствам и возможностям малыша, то у него появится любовь к музыке и мотивация двигаться дальше и осваивать более сложные вещи.
Не стоит ориентироваться на «маленьких гениев». Мы не знаем, какие детские слёзы, нешуточный стресс и родительские амбиции стоят за кулисами этих шоу. Дайте малышу развиваться в музыке комфортно, и пусть музицирование станет одним из счастливых моментов его детства!
Источник
Фортепьяно и вокал, с какого возраста?
У нас около дома хорошая музыкальная школа, хорошие преподаватели. В данное время есть свободные места на фортепьяно и на вокал. Хотелось бы приобщить ребёнка к музыке.
Сама я тоже училась в музыкальной школе по классу фортепьяно, правда недолго, потом бросила. Растила меня одна мама, жили мы скромно и у нас не было средств, чтобы купить мне инструмент. А без инструмента учиться нельзя.
Мне музыка очень нравилась, да и музыкальный слух у меня идеальный. Петь тоже люблю. Сейчас хочу приобщить к этому свою шестилетнюю дочку. Но хочу быть уверенна, что она этим будет увлечена. Не хочу насильно её приучать. А инструмент тоже стоит недёшево. Вот и думаю, как лучше поступить?
Можно ли купить какой то недорогой инструмент, чтобы понять, нравится ребёнку музыка или нет? Кто что скажет? Буду благодарна всем за отклики!
Комментарии пользователей
Скажу, как человек, закончивший муз школу. Ребенка отдавать на ф-но надо со 2 класса. Во-первых ребенок уже должен уметь считать, на просто перечислять цифры, а именно считать. В музыкалке считают доли, и тем деткам, такого отдают лет в 5 очень тяжело. Они не могут понять четвертные и половинные доли. Во-вторых, ребенок будет учиться 7 лет. И выпускные экзамены в музыкалке на должны совпадать с ОГЭ в школе, иначе тяжело. Однозначно инструмент должен быть настоящим, а не электронным, так как на электронном сила нажатия клавиш лёгкая. Обычно на Авито отдают даром и самовывоз. У нас дома инструмент старый, фабрики«красный Октябрь»)))). Ему уже 52 года. Переезжал он с Урала в Сибирь. Настройка была 2 раза за его жизнь. На нем моя мама училась, потом я, дочь старшая в том году закончила. Ждёт очереди младшая, лет через 6 пойдет))
Спасибо за подробный и развёрнутый ответ!
А если у ребёнка сколиотическая осанка, можно ли ему заниматься игрой на фортепьяно?
Думаю, нужна консультация врача. Хотя занятия ничем от школьных не отличаются.
Мы купили мальчишкам простейший электронный синтезатор. Полгода занимались вокалом с преподавателем. С большим удовольствием. Но! На фортепьяео они не хотят. Один хочет скрипку, второй саксофон. В процессе обучения вокалу научились подьирать музыку на синтезаторе. Со следующего года планируем заняться игрой на инструментах. Но все это исключительно в удовольствие, а не так как у меня в детстве — слезы и ненависть. 5 лет музыкальной школы ничего кроме горя не вызывали у меня. Но мама за меня решала.
вокал с 4 лет ходим в музыкалку, а на фортепьяно отдам с 8 лет, параллельно с вокалом.
В музыку стоит отдавать только если у ребенка есть хороший музыкальный слух. Сводите на прослушивание. Мою сестру мы отдали в музыкальную студию с 3 лет. У нее по наследству идеальный слух и сильный голос. Там с ними занимались эстрадным вокалом (с 3 лет), в 4 — металлофон, с 5 фортепиано+духовое пианино, с 7 гитара (это уже тётя занималась). Сестре 15 сейчас. Владеет гитарой и фоно, голос поставленный. И всё это весело, без напряга, как бывает в музыкалке. Сольфеджио там же преподавали параллельно, а не отдельным предметом.
Я училась с 1 класса. Но удобнее, если потом поступать подгадать, чтоб общеобразоватиельную и музыкальную заканчивать одновременно, или музыкальную на год раньше и потом год готовиться к поступлению.
И то и то уже можно
Не знаю как в Италии, а у нас не проблема любой инструмент взять напрокат.
Орели фортепиано занимается с 4,5 лет.Я взяла частного учителя.думала, просто для общего развития.Но в итоге ей понравилось.Однако, фортепиано-это нелёгкое дело.Я к тому, что совсем не напрягать ребёнка не получится.Орели любит играть, любить, когда уже умеет.Но разучивать новое-это и раздражение, и слёзы бывают, и психи.И когда ребёнок психует и не хочет учить, то надо или бросать или заставить.Я выбрала заставить.Т.е.был период-очень нравилось, потом был период-заставляла.а она кричала, что ненавидит пианино, а сейчас опять период, когда очень нравится.Но я уверена, что период отрицания будет, как посложнее что-то начнётся.А покупать надо или сразу настоящее пианино, но это дорого, или электронное, но у нас в музшколе не разрешают электронное, только настоящее.Первый год можно электронное, вроде.И ещё, музыка-то может нравится и очень даже и слух быть, а сидеть и гаммы играть может совсем не нравится.
Пусть попробует если хочет. Но часто дети не справляются с музыкальной школой, сложно это- по себе знаю. Мне очень хотелось в музыкальную школу и мама нас с сестрой записала на занятия. Через год желание заниматься пропало.но я все равно ее закончила- есть по жизни такой пунктик- доводить начатое до результата.
Моя дочка сейчас занимается хореографией и в художественной школее так вот на хореографию не очень хочет ходить, а преподаватель сказала, что заставлять надо. Никто, говорит, заниматься особо не хочет, все на сцену сразу хотят))
Из личного опыта.
У нас сейчас инструмент и сольфеджио в обяз.программе обучения. Дочь физически сильная, но устает сидеть за пианино очень. Это спина, плечи, кисти в напряжении. И довольно долго. Проконсультируйся с врачом! Уточни этот нюанс.
Инструмент… лучше классику. Или электронные, но опять под классику. Но здесь и ценник космос. А синтезатор или типо того, не даст ничего. Молоточковой системы нет. .
Любтй инструмент требует физ нагрузку и большую. Смотрю по ученикам в школе, где дочь учится (4 кафедры- вокал, инструмент, художники и балет).
.
Вокалом дочь занималась год назад (как подготовишки были к экзаменам на поступление). Она в восторге была. До сих пор ходит и поет))
У них и уроки интересно были поставлены. Были даже азы сольфеджио ?
Поэтому из списка я за вокал)))
Спасибо за подробный ответ! Очень ценная информация.
Света, мы купили пианино Ямаха slp635. По нашим меркам- дорогое. 137 тыс руб.
Педагог говорит, что по рукам чувствует, что дочка знает силу нажатия клавиши. Там молоточковая система (ну под нее вернее). Самая близкая к классике.
Это если решитесь на фортепиано, для инфы)))
Вау! Очень красивый инструмент! И ребёнок такой довольный!
Только сегодня разговаривали с мамой о том же самом. Наверное пора, но возьмут только с начала учебного года
ой не, я бы не отдала ребенка на фортепьяно, у нас племянник занимается… не знаю… мне так даль всегда деток кто сидит часами и играет учит ноты и тп… эх… да и у вас я так помню со спиной же проблемы вроде? не вредно ли будет в одной позе сидеть часами? я б на вокал отдала однзначно. развивает легкие, укрепляет ммышцы грудной клетки, ну и петь эток расиво
спасибо, я не подумала про спину!
не за что, просто вспомнила про вашу проблему. я вообще не представляю как сидеть так долго над фортепьяно и карпеть… мне это кажется унылым(( а вот петь — это круто! это и слух и голос развивает, и делает ребенка более раскрепощенным и перспективы у вокалистов больше, чем у музыканта
вот вот! у нас как раз и есть проблема, дочка немного застенчива, хочу, чтобы она раскрепостилась!
что за чушь вы сказали.есть дети кому самим нравится ане насильно сидят
сидеть УНЫЛО… НУ… ВЫ НАСМЕШИЛИ… есть такая музыка… Черни.Шопен… как это может быть уныло.сразу видно, музыку вы не любите
так я и выссказала свое мнение) я ж не говорю что занятия музыкой это чушь. вы хоть читайте внимательнее — я пишу лишь что как по мне, я бы не отдала дочку потому что мне жаль детей когда они часами сидят и играют вемсто того чтоб пойти побегать или погулять. что такого в этом?) я лишьс равнила вокал и музыку — я бы выбрала дочке вокал
каждому свое.кто то не может иначе.это все равно что сравнивать физиков и лириков
в РФ музыкальная школа с 6 лет, и вокал и фортепиано. Как узнать нравится ребенку или нет- сходите на пробные занятия. У меня дочка очень просится на вокал, но в музыкальной школе при поступлении на отделение вокала обязательно ребенок должен посещать все занятия по программе- сольфеджио, музлитература и прочее, и получается, что само пение будет 2 раза в неделю, а еще 4 раза в неделю-спецпредметы, и я решила, что для 6-летки это рано! Я сама ходила в музыкалку, но бросила именно из-за сольфеджио, не нравилось мне… Если дочка захочет, то пусть идет в следующем году, для школьников более удобное расписание, она сможет ходить сама после школы, а не по вечерам после сада.
У нас фортепиано в хорошем состоянии можно найти в дар за бесплатно! и не покупать. Родственники купили электро-пианино для дочки, которая занимается фортепиано, у них нет в квартире места для инструмента. Они купили с рук, но хорошей фирмы, новое оно стоит 120 тыс, а бу около 30 тыс.
Источник