Меню

Пианино это основное средство

Пианино это основное средство

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Учреждение культуры (филармония) приобретает мундштуки, сурдины, эсы для музыкальных инструментов. Как объясняют музыканты, это считается запасными частями к музыкальным инструментам, но они металлические и прослужат очень долго. Также музыкальные инструменты при покупке идут в комплекте с мундштуками и сурдинами, а перечисленное приобретается дополнительно для разного звучания. Также на балансе учреждения есть часть музыкальных инструментов, и к ним покупаются сурдины и мундштуки дополнительно. Также отдельно будут приобретаться эсы для фаготов. Это тоже считается запасной частью для музыкального инструмента — фагота, но это дорогостоящая часть (более 100 тыс. руб.), как самостоятельный объект служить не может. Музыканты могут использовать разные эсы к фаготу, то есть в разных музыкальных произведениях крепятся разные эсы, также и мундштуки, сурдины. Конкретно к одному музыкальному инструменту не поставить на удорожание. Как отразить запасные части в учете: отнести на основные средства или они должны отражаться как материальные запасы?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Поименованные в вопросе мундштуки, сурдины и эсы соответствуют отдельным критериям, позволяющим отнести их к основным средствам. Если при этом срок их полезного использования составляет более 12 месяцев, они могут быть отнесены к основным средствам, менее 12 месяцев — к материальным запасам. Решение об учете рассматриваемого имущества в составе основных средств или материальных запасов принимается комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов и оформляется соответствующим актом.

Обоснование вывода:
При принятии решения об отнесении имущества к той или иной группе нефинансовых активов комиссии по поступлению и выбытию активов учреждения (далее — профильная комиссия) необходимо руководствоваться положениями федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства», утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 N 257н (далее — СГС «Основные средства»), а также нормами Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н).
При принятии решения Комиссия руководствуется положениями*(1) п.п. 38, 39, 45 Инструкции N 157н и п. 7 раздела II, разделом III СГС «Основные средства»). Так, объектом основных средств признается объект имущества со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы (п. 10 СГС «Основные средства»). При этом одним из главных критериев отнесения объекта к основным средствам является срок его полезного использования: он должен быть более 12 месяцев, а вот стоимость объекта имущества при отнесении его к основным средствам или материальным запасам значения не имеет.
Вместе с тем в соответствии с положениями СГС «Основные средства» объекты нефинансовых активов не могут быть отнесены к основным средствам в том случае, если они должны учитываться в составе материальных запасов в соответствии с требованиями п. 99 Инструкции N 157н (смотрите также раздел 3 Методических рекомендаций по применению федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства», доведенных письмом Минфина России от 15.12.2017 N 02-07-07/84237).
Важным новшеством является то, что теперь в составе объектов основных средств может быть учтена материальная ценность при условии, что субъектом учета прогнозируется получение от ее использования экономических выгод или полезного потенциала и первоначальную стоимость материальной ценности, как объекта бухгалтерского учета, можно надежно оценить (п. 8 СГС «Основные средства»).
Мундштук, сурдина и эс являются сменными приспособлениями для духовых музыкальных инструментов, выполняющими ряд функций в общем процессе звукообразования на конкретном инструменте с одновременным устранением ощутимых физических нагрузок на исполнительский аппарат музыканта.
В рассматриваемой ситуации мундштуки, сурдины и эсы не являются обязательной составляющей музыкального инструмента, а представляют собой дополнительное приспособление, используемое периодически (при необходимости). При этом музыкальный инструмент может выполнять свои функции самостоятельно, без указанного приспособления, а каждый мундштук, сурдина или эс могут быть использованы не только одним исполнителем на одном конкретном инструменте. То есть указанные приспособления выполняют определенные самостоятельные функции — каждое из них может быть откреплено (демонтировано) без ущерба для него самого и для музыкального инструмента и установлено на другой аналогичный инструмент.
Анализ имеющейся в открытом доступе информации производителей приспособлений и аксессуаров для музыкальных инструментов показал, что в зависимости от материала, из которого они изготовлены, и иных особенностей производства, указанные приспособления могут иметь различные функциональные и эксплуатационные характеристики, в том числе разный срок полезного использования — от 6 месяцев до 3 лет.
Таким образом, с одной стороны, поименованные в вопросе мундштуки, сурдины и эсы соответствуют отдельным критериям, позволяющим отнести их основным средствам: в частности, учреждение может прогнозировать от их использования получение полезного потенциала, приспособления предназначены для выполнения определенной самостоятельной функции, может использоваться неоднократно или постоянно.
Однако с учетом срока полезного использования поименованные приспособления могут в равной степени быть отнесены как к основным средствам, так и к материальным запасам. Так, если срок полезного использования каждого из мундштуков, сурдин и эсов составляет более 12 месяцев, они относятся к основным средствам, менее 12 месяцев — к материальным запасам.
Подчеркнем, что любое решение об отнесении материальных ценностей к соответствующей группе нефинансовых активов является субъективным и основывается на профессиональном суждении конкретных должностных лиц учреждения, в котором будет осуществляться использование имущества, с учетом специфики и интенсивности эксплуатации каждого объекта. Более того, специалисты финансового ведомства в своих разъяснениях также указывают, что такие решения относятся исключительно к компетенции сотрудников госучреждения, которые обладают полной и достоверной информацией, необходимой для их принятия (смотрите, например, письма Минфина России от 11.11.2013 N 02-06-010/48099, от 27.02.2012 N 02-07-10/534). Данный принцип не изменился и после вступления в силу федеральных стандартов.
Во избежание претензий со стороны органов финансового контроля в учреждении должен быть обеспечен единый подход к отнесению приобретаемых материальных ценностей к объектам основных средств либо к материальным запасам, зафиксированный локальным нормативным актом (учетной политикой).

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Срок полезного использования основных средств (для госсектора);
— Энциклопедия решений. Статьи 310 «Увеличение стоимости основных средств» и 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ;
— Энциклопедия решений. Срок полезного использования основных средств (для госсектора).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сапетина Ирина

Ответ прошел контроль качества

27 августа 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Источник

Музыкальные инструменты: принятие к учету и списание (Л. Морозова, журнал «Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение», N 12, декабрь 2016 г.)

Музыкальные инструменты: принятие к учету и списание

эксперт журнала «Учреждения культуры и искусства:

бухгалтерский учет и налогообложение»

Журнал «Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение», N 12, декабрь 2016 г., с. 28-35.

Среди специфичных объектов имущества, используемых именно учреждениями культуры, важное место занимают музыкальные инструменты. В данной статье вспомним основные правила принятия этих объектов к учету, начисления амортизации по ним и их списания по причине физического износа.

Принятие к учету

Музыкальные инструменты (за исключением объектов проката) принимаются к учету в составе основных средств, поскольку используются в деятельности учреждения более 12 месяцев (п. 38 Инструкции N 157н*(1).

Согласно действующему ОКОФ*(2) музыкальные инструменты (код 143692000) включены в группу «Машины и оборудование». Исходя из этого, данные объекты следует учитывать на счете 0 101 04 000 «Машины и оборудование» в разрезе:

— объектов, отнесенных на особо ценное движимое имущество учреждения, учет которых ведется на счете 0 101 24 000;

— объектов, отнесенных к иному движимому имуществу учреждения, — на счете 0 101 34 000.

К сведению. В новом ОКОФ*(3), который будет введен с 2017 года, музыкальные инструменты четко не поименованы. Согласно переходным ключам*(4) в ОКОФ будут включены только те музыкальные инструменты, которые используются в качестве приборов, аппаратуры и моделей, предназначенных для демонстрационных целей (код 330.32.99.53.000). Такие объекты отнесены к группе 330 «Прочие машины и оборудование, включая хозяйственный инвентарь, и другие объекты».

Музыкальные инструменты принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной стоимости, которой признается сумма фактических вложений в их приобретение или изготовление (создание), с учетом сумм НДС, предъявленных учреждению поставщиками и (или) подрядчиками (кроме их приобретения, сооружения и изготовления в рамках деятельности, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено налоговым законодательством РФ) (п. 23 Инструкции N 157н).

Бюджетному учреждению выделена целевая субсидия на приобретение рояля на сумму 300 000 руб. По договору поставки в указанную сумму включена доставка и настройка инструмента. Аванс составил 30% от суммы договора. Поступивший рояль включен в перечень особо ценного движимого имущества учреждения.

В соответствии с Инструкцией N 174н*(5) указанные операции отразятся в бухгалтерском учете следующим образом:

Перечислен аванс поставщику (300 000 руб. x 30%)

Отражено на забалансовом счете выбытие денежных средств со счета учреждения

Зачет ранее перечисленного аванса

Осуществлен окончательный расчет с поставщиком (300 000 — 90 000) руб.

Отражено на забалансовом счете выбытие денежных средств со счета учреждения

Переведены вложения на приобретение рояля с кода вида деятельности 5 на код вида деятельности 4*

Принят к учету музыкальный инструмент по первоначальной стоимости

* Отражение капитальных вложений по коду вида деятельности 5 означает лишь осуществление кассовых выплат за счет целевой субсидии. Поскольку само основное средство будет использоваться в рамках деятельности по выполнению государственного задания, сумма капитальных вложений должна быть переведена на код вида деятельности 4 (п. 2.2.4 разд. II приложения к Письму Минфина РФ от 18.09.2012 N 02-06-07/3798).

В конце года на сумму принятого музыкального инструмента учитывается объем прав по распоряжению учредителем поступившим особо ценным имуществом. При этом производится следующая бухгалтерская запись: Дебет счета 4 401 10 172 Кредит счета 4 210 06 660

Обратите внимание! Музыкальные инструменты, приобретаемые для проката, следует учитывать в составе прочих материальных запасов (п. 99 Инструкции N 157н, Письмо Минфина РФ от 26.04.2010 N 02-06-10/1495).

Амортизация начисляется на музыкальные инструменты в общеустановленном порядке в соответствии с п. 92 Инструкции N 157н, а именно:

— на инструменты стоимостью от 3 000 руб. до 40 000 руб. включительно амортизация начисляется в размере 100% балансовой стоимости при выдаче объекта в эксплуатацию;

— на инструменты стоимостью более 40 000 руб. — ежемесячно в соответствии с рассчитанными нормами амортизации начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к бухгалтерскому учету.

К сведению. На инструменты стоимостью до 3 000 руб. включительно амортизация не начисляется.

Норма амортизации исчисляется исходя из срока полезного использования основного средства, определяемого в соответствии с п. 44 Инструкции N 157н. Согласно положениям данного пункта главным нормативным документом, устанавливающим сроки полезного использования основных средств, является Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 (далее — Классификация).

Согласно действующей редакции Классификации в основном музыкальные инструменты включены в пятую амортизационную группу (имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно). Исключением являются инструменты струнные и язычковые (рояли, пианино, органы, арфы, скрипки, альты, виолончели, контрабасы, баяны и проч.), которые относятся к седьмой амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 15 лет до 20 лет включительно). При этом берется наибольший срок, установленный для каждой из амортизационных групп.

Обратите внимание! С 2017 года будет действовать новая редакция Классификации (в редакции Постановления Правительства РФ от 07.07.2016 N 640). Согласно ее положениям музыкальные инструменты (новый код ОКОФ 330.32.99.53.000) будут включаться в те же амортизационные группы, что и сейчас.

В целях отражения в бухгалтерском учете суммы амортизации, начисленной на музыкальные инструменты, накапливаются на следующих счетах:

— 0 104 24 000 «Машины и оборудование — особо ценное движимое имущество учреждения»;

— 0 104 34 000 «Машины и оборудование — иное движимое имущество учреждения».

В ноябре 2016 года бюджетным учреждением была закуплена и принята к учету на счет 4 101 24 000 флейта стоимостью 45 000 руб. Поскольку согласно Классификации указанный инструмент включен в пятую амортизационную группу, срок его полезного использования равен 10 годам. Согласно учетной политике суммы амортизационных отчислений формируют себестоимость услуг, оказываемых учреждением в рамках муниципального задания, и отнесены в состав прямых расходов.

В бухгалтерском учете учреждения начиная с декабря 2016 года будет отражена следующая бухгалтерская запись по начислению ежемесячной амортизации:

Начислена ежемесячная амортизация

(45 000 руб. / 10 лет / 12 мес.)

* В соответствии с п. 2.1 Инструкции N 174н, а также с учетом разъяснений, приведенных в Письме Минфина РФ от 15.07.2016 N 02-07-10/41780, в 15-17-м разрядах номеров счетов проставляются нули.

Списание изношенных инструментов

Наиболее распространенной причиной списания музыкальных инструментов является физический износ. Процедуру списания изношенных музыкальных инструментов можно условно разделить на следующие этапы:

— определение технического состояния объекта;

— оформление акта на списание;

— согласование списания с учредителем;

— списание с балансового учета.

Изношенные инструменты могут быть списаны только в том случае, когда установлена их непригодность, нецелесообразность дальнейшего использования, а также невозможность или неэффективность их восстановления.

Списание объектов осуществляется на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов. В целях получения полной и достоверной информации о целесообразности дальнейшего использования музыкальных инструментов, возможности и эффективности их восстановления к работе в комиссии могут быть привлечены технические специалисты и эксперты, которые выдают квалифицированные заключения. Также учреждения культуры могут воспользоваться услугами сторонних организаций, которые проводят диагностику музыкальных инструментов и выдают заключение по их списанию или возможности дальнейшего функционирования.

По окончании работы комиссия составляет акт на списание музыкального инструмента по форме 0504104 «Акт о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств)».

Согласование списания. С учетом Постановления Правительства РФ от 14.10.2010 N 834 «Об особенностях списания федерального имущества», а также ст. 298 ГК РФ согласовывать с учредителем необходимо списание следующих объектов движимого имущества (в том числе музыкальных инструментов):

1) находящихся на праве оперативного управления у казенных учреждений;

2) закрепленных на праве оперативного управления за бюджетными (автономными) учреждениями учредителем либо приобретенных ими за счет средств, выделенных учредителем, и относящихся к особо ценным объектам движимого имущества.

Порядок согласования и перечень необходимых для этого документов утверждаются учредителем в отношении подведомственных учреждений.

В частности, при списании особо ценного движимого имущества учреждениям, подведомственным Минкультуры, нужно руководствоваться следующими приказами Минкультуры РФ от 03.10.2011:

— N 956 «Об утверждении Перечня документов, необходимых для принятия решения о списании федерального имущества, в том числе недвижимого (включая объекты незавершенного строительства) и особо ценного движимого имущества, закрепленного за подведомственными Минкультуры России организациями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления»;

— N 957 «О порядке согласования Министерством культуры Российской Федерации решения о списании особо ценного движимого имущества, а также федерального недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), закрепленного за подведомственными Минкультуры России организациями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления».

Оформленный акт после согласования с учредителем (если такое согласование необходимо) утверждается руководителем учреждения. Стоит отметить, что в акте должно быть указано о дальнейших мероприятиях по разборке (с целью принятия к учету пригодных запчастей), уничтожению, утилизации инструмента. Реализация таких мероприятий осуществляется учреждением самостоятельно либо с привлечением третьих лиц на основании заключенного договора и подтверждается комиссией.

До утверждения в установленном порядке акта о списании списание объекта в бухгалтерском учете, а также реализация мероприятий, предусмотренных таким актом, не допускается (п. 52 Инструкции N 157н).

Постоянно действующей комиссией по поступлению и выбытию активов автономного учреждения культуры принято решение о списании гитары по причине физического износа. По заключению эксперта гитара непригодна для дальнейшего использования и не подлежит восстановлению. Балансовая стоимость гитары составляет 17 000 руб. Амортизация на нее начислена полностью. Гитара была приобретена за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, и не включалась в перечень особо ценного движимого имущества учреждения. Акт о списании гитары утвержден руководителем учреждения.

В бухгалтерском учете автономного учреждения операция по списанию гитары отразится в соответствии с п. 12 Инструкции N 183н*(6) следующей бухгалтерской записью:

Источник