Пианино и фортепьяно: в чём разница
Для людей, не связанных с миром музыки профессионально, существенного отличия между пианино и фортепьяно нет. Эти слова часто употребляются, как синонимы, и в этом тоже не наблюдается никакого нарушения правил русского языка.
Фортепьяно — не только пианино
Но если подходить к вопросу с профессиональной точки зрения, разница всё-таки есть. Пианино – это особый клавишный инструмент с относительно негромким звучанием, предназначенный для камерной обстановки. «Piano» с итальянского переводится, как «тихо». А «forte» по-русски означает «громко». Получается, что если переводить название инструмента совсем уж дословно, то «фортепьяно» следует именовать «тихо-громко». Белиберда какая-то получается на первый взгляд.
Но на самом деле всё объяснимо, — пианино, как уже говорилось, — это определённый клавишный инструмент. А слово «фортепьяно» означает определённую группу клавишных, которые могут играть и тихо, и громко. Сюда, кроме пианино, относят ещё и рояль, а также пианолу. То есть, фортепьяно в качестве конкретного музыкального инструмента не существует, но пианино так называть допускается.
Рояль, пианино и пиано
Теперь о разнице в пределах самого названия «фортепьяно», то есть, между роялем и пианино. Тут главное отличие – в размере и громкости звучания. Рояль — концертный инструмент, предназначенный, в основном, для сцены или большого зала. А пианино изначально создавалось для уютного домашнего помещения, где можно музицировать в узком кругу.
Пианино – это прямоугольник с чётко очерченными линиями, рояль имеет неправильную форму крыла, его длина может доходить до четырёх метров.
Опытный музыкант может различить эти клавишные инструменты уже по звучанию. И дело не только в громкости, но и в характере звука, его строе.
Нелишне будет вспомнить здесь и ещё одного представителя группы фортепьяно – пианолу. Это так называемое механическое пианино, действующее по принципу музыкальной шкатулки. Было чрезвычайно популярно в начале прошлого века и считалось предметом особого шика. Однако позже это довольно хитроумное изделие полностью вытеснили пластинки и граммофоны.
Подводим итог
Если кратко подвести итог вышесказанному, можно сделать однозначный вывод: пианино словом «фортепьяно» называть можно, ошибки в этом не будет. А вот рояль так практически не называется, хотя в музыкальной среде это обозначение тоже допустимо. Что же касается пиано, то такой инструмент сейчас можно встретить только в музеях.
Источник
Чем пианино отличается от фортепиано и рояля?
включайся в дискуссию
Поделись с друзьями
Большинство людей, только знакомящихся с чудесным миром музыки, интересуются названиями инструментов, так как по внешнему виду неспособны понять, какой клавишный вид инструмента перед ними. В этой статье мы поговорим о том, чем пианино отличается от фортепиано и рояля, рассмотрим различия в строении, узнаем, разновидностью чего является пианино.
Чем отличается пианино от фортепиано?
Фортепиано – обобщенное название рояля и пианино. Термином обозначают струнно-клавишные музыкальные инструменты. В современном мире, по сути, два последних инструмента – разновидности фортепиано. Главное отличие – классификация.
Итак, что мы знаем о них из истории? Долгий период у музыкантов большой популярностью пользовался клавесин. Его механизм не позволял воспроизводить музыкальные произведения с разной громкостью, потому что щипок струны происходил с неизменной амплитудой. Разумеется, музыканты мечтали о клавишном инструменте с гораздо большими возможностями для музицирования.
Мастера-инструменталисты того времени задались идеей создания новой конструкции, позволяющей снижать и повышать громкость звука. Были придуманы тяжёлые рычаги, но их минус состоял в том, что их невозможно было использовать во время игры.
Итальянский мастер Бартоломео Кристофори работал во Флоренции в 1709-1711 гг. Он стал одним из первых изобретателей нового механизма, в котором колебания струн вызывали молоточки, обтянутые особым войлоком, а не крючки. Соответственно, громкость звука стала напрямую зависеть от силы нажатия на клавиши. Передача энергии от пальца к молоточку, который ударяет по струне, воспроизводится благодаря сложной фортепианной механике. Наконец-то, играя, стало возможным осуществить плавный переход между оттенками.
Кристофори назвал своё детище «Клавесином с тихим и громким звуком», ведь слово «тихо» в итальянском языке произносится как «пиано», а «громко» – «форте».
Данный вид инструментов быстро начал распространяться по Европе, при этом в механике происходили небольшие перемены. За популярным инструментом закрепилось название фортепиано – «громко-тихо».
Фортепиано практически в то же время создавали и другие мастера. Например, французский мастер Ж. Мариус, немецкий учитель музыки К. Г. Шрётер и другие.
Мастер Г. Зильберман работал над совершенствованием механики Кристофа Шрётера. В 1735 году он продемонстрировал свои труды И. С. Баху, но не был удостоен высокой оценки. Дело в том, что то время было эпохой клавирной музыки и других щипково-струнных инструментов. Фортепиано же звучало грубее и проще.
Ученик Зильбермана И. А. Штейн также трудился над механикой, его труды в 1777 году были высоко оценены В. А. Моцартом. Инструменты отличались от предшественников двумя педалями. В 1794 году мастер из Вены И. А. Штрейхер воспользовался подсказками Бетховена и создал более звучную модель на основе работ Штейна. Механика Штейна-Штрейхера стала именоваться венской (она же немецкая). Играть стало значительно легче: уменьшились энергозатраты при нажиме на клавиши, поэтому пианисты в какой-то мере освободились от оков, изменилась манера музицирования.
Первыми композиторами, написавшими свои произведения для фортепиано, стали венские музыканты Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. Бетховен. Большинство их произведений, написанные до этого времени, также прекрасно звучат на фортепиано. Фортепианная музыка развивалась, менялась ввиду улучшения прибора, первостепенной задачей которого было совершенствование механики и других элементов конструкции.
В России первые мастерские по изготовлению фортепиано появились в Петербурге. Это были предприятия немцев И. А. Тишнера и К. Вирта. Приборы понравились М. И. Глинке, К. Шуману, А. С. Даргомыжскому.
Итак, теперь вы знаете, что фортепиано именуется клавишно-струнный прибор с «молоточковым» способом извлечения звука. Пианино является его уменьшенной версией.
Как отличить от рояля?
Рояль ровно в той же степени, что и пианино, является видом фортепиано. Слово означает механизм звукоизвлечения, давайте рассмотрим его характерные черты.
Термин «рояль» произошел от английского royal, что означает «королевский». Это название инструмент приобрел благодаря красивому звуку, а также за свои грандиозные параметры. Из-за конструкции с горизонтальным расположением струн рояль – весьма громоздкая вещь интерьера, поэтому чаще всего размещается в концертных залах, гостиных.
В начале XIX столетия мастера Мюллер и Хокинс (Австрия и Соединенные Штаты Америки соответственно) самостоятельно (не контактируя друг с другом) создают уменьшенную версию рояля – пианино. Отличием прибора стали струны, расположенные в вертикальном направлении, вследствие чего вещь стала занимать мало места, могла спокойно поместиться в скромных по размеру комнатах.
Фортепиано обладает тремя педалями. Первая (левая) служит для ослабления звука, вторая (средняя) влияет на продолжительность звучания отдельных нот или целых аккордов, третья (правая) позволяет струне беспрепятственно вибрировать.
Между фортепиано и роялем существует разница в расположении струн, деки и механической части. Механика фортепиано расположена вертикально, у рояля – горизонтально.
Корпус рояля изготавливается из древесины, склеенной несколькими слоями. Используются определенные виды древесины. Наружный слой всегда тщательно полируется.
Современные инструменты имеют диапазон 7 1⁄4 октавы, у концертных роялей австрийской фирмы «Бёзендорфер» диапазон расширенный – 8 октав.
Что лучше?
Рояль в отличие от пианино имеет более красивый и глубокий звук. У него более чувствительная клавиатура. Кроме того, у инструмента присутствует репетиционный механизм. Эта опция позволяет музыканту быстро производить повторное нажатие на клавишу (пианино такой функции не имеет). Музыкант может не отпускать палец с клавиши до конца и производить повторное нажатие. Это очень удобно для проигрывания трелей и игры в темпе. Профессиональные исполнители, конечно, предпочитают рояль для исполнения сложнейших музыкальных произведений.
Так, профессиональные пианисты отмечают мощный, яркий, чистый и выразительный звук рояля. Его большие возможности по сравнению с пианино. Последнее гораздо тише, ввиду того что обычно приставлено к стене, и дека не может усиливать звук.
Разумеется, для начинающих музыкальное обучение и для домашнего музицирования более удобно пианино, которое проще и реальнее разместить в городской квартире, нежели громоздкий рояль. Ещё один несомненный плюс пианино и в том, что его звук гораздо тише рояля.
Несмотря на различия, оба вида фортепиано позволяют пианистам проявить свои таланты. У каждого инструмент звучит индивидуально – у одного мягко, глубоко, у другого красочно, богато, у третьего с преобладанием «металла». Искусный исполнитель способен на певучем инструменте максимально показать своё мастерство, удивить слушателей лирической игрой.
Источник
Чем различаются пианино и фортепиано?
Один из распространенных вопросов вызывает недоумение и заблуждение у многих людей. Это вопрос о различии между собой фортепиано и пианино. Некоторые пытаются выделить признаки того и другого, а иногда даже удивляют музыкантов, различая пианино и фортепиано по размерам, качеству звука, цвету, а то и по запаху со вкусом. Много раз меня об этом спрашивали разные люди, теперь же я намеренно задал такой вопрос сам себе, чтобы в настоящей статье дать ответ для всех тех, кто до сих пор мучается сомнениями.
А дело то всё в том, что музыкального инструмента с солидным именем фортепиано как бы и не существует! Как же так? – возможно, возмутится читатель. Оказывается, словом фортепиано называют все клавишные музыкальные инструменты, звук которых возникает в результате удара молоточков, соединённых с клавишами, по струнам. Таких инструментов всего два – рояль и пианино. Фортепиано стало собирательным названием для пианино и роялей – форм наиболее распространённых в музыкальной практике. Их-то между собой никто не путает.
Однако, справедливости ради, стоит сказать, что первые инструменты подобного рода с молоточковым механизмом всё же назывались фортепиано, или точнее пианофорте, благодаря возможности издавать звуки разной громкости. Кстати, название фортепиано возникло именно от объединения двух итальянских слов: forte, что значит «сильно, громко» и piano, то есть «тихо». Молоточковый механизм был изобретён итальянским мастером Бартоломео Кристофори где-то на стыке XVII и XVIII веков и был предназначен для модернизации клавесина (старинного клавишного инструмента, предшественника фортепиано, струны которого не ударялись молоточком, а защипывались маленьким пёрышком).
Фортепиано Кристофори по своей форме было похоже на рояль, только так ещё не называлось. Название «рояль» пришло из французского языка, это слово в переводе означает «королевский». Вот так, «королевским клавесином» французы окрестили фортепиано Кристофори. Пианино же в переводе с итальянского значит «маленькое фортепиано». Этот инструмент появился на 100 лет позже. Его изобретатели, мастера Хокинс и Мюллер, догадались поменять расположение струн и механизмов с горизонтального на вертикальное, что способствовало уменьшению размеров фортепиано. Так появилось пианино – «маленькое» фортепиано.
Источник