Пианино как должна руками

Настройка пианино

Фортепиано, ровно как и рояль, — это акустический музыкальный инструмент. Он представляет собой весьма сложный механизм, который был создан несколько веков назад. Примечательно, что с момента его разработки никаких серьёзных изменений в его строении не возникло. Как определить, что фортепиано настроено? Необходимо, чтобы звук был максимально гармоничный, а все ноты соответствовали конкретному строю.

На струны фортепиано систематически оказывают влияния различные внешние факторы. Сюда можно отнести уровень влажности, состояние крепежей инструмента, а также другие условия окружающей среды. К их числу можно отнести деформацию стержня из металла, который соединяется со струной. Более подробную информацию об этом мы раскроем немного позднее.

Вывод: чтобы качественно и грамотно настроить фортепиано, необходимо обладать опытом и даже некоторой интуицией, а также знанием всех выше перечисленных факторов, которые влияют на состояние струн. Именно эти навыки позволят сделать из плохого настройщика хорошего.

Чтобы оперативно и качественно настроить пианино, необходимо использовать особый инструментарий.

Какие нужны инструменты для настройки фортепиано?

Давайте подробнее познакомимся с этими инструментами, разберём их характерные черты, различия и предназначение.

  1. В первую очередь поговорим о ключе.

Это основополагающий инструмент, который должен быть в руках мастера. С его помощью осуществляется вращение штифта (или, как его называют по-другому, — вирбеля). На эту деталь наматывается струна.

Читайте также:  С какого дерева лучше акустическая гитара

Бытует мнение, что чем большим числом граней обладает этот ключ, тем более простым и эффективным будет процесс настройки пианино. Это обуславливается тем, что точность настройки зависит в том числе и силы, которая воздействует на ключ, а обхватить инструмент с 16-ью гранями куда легче, чем с 4-мя.

Конечно, четырёхгранные ключи имеют много достоинств. Это отличный элемент для проведения ремонтных работ, однако в качестве настроечного он, конечно, уступает «шестнадцатиграннику». Ситуация осложняется также тем, что ключ с 4-мя гранями зачастую оказывается несовместим с некоторыми моделями музыкального инструмента. В частности, это распространяется на пианино с тонкими штифтами. Ярким примером такой модели может служить пианино «Заря», получившее широкую известность и распространение в Советском Союзе.

Ключи с шестью, восемью и шестнадцати гранями принято относить к настроечным. Наиболее привлекательными в этом смысле моделями являются те, что обладают узким отверстием в виде конуса. Такое строение даёт возможность прочно насадить инструмент на любой штифт, невзирая на его текущее состояние.

Теперь поговорим о диаметрах отверстия ключа. Штифты советских музыкальных инструментов обладают диаметром 7 мм, а их европейские «собратья» габаритами в 6,88 мм.

На рынке представлены ключи, в которых головку можно менять. Профессионалы советуют приобретать те инструменты, в которых головка отсоединяется не у основания, а от рукоятки. Это позволит избежать таких неприятных ситуаций, как неконтролируемое раскручивание прямо во время процесса настройки, а также люфт.

Рукоятки ключей имеют разную форму: можно выбрать Т- или Г-образную. Вторая в данном случае считается канонической и наиболее часто используемой, однако некоторые настройщики отдают предпочтение первой. Здесь всё зависит от личных вкусов и удобства.

  1. Во-вторых, это демпферы, которые могут обладать рукояткой или нет. Данный инструмент применяется для того, чтобы заглушить струны, которые в настоящее время не настраиваются. Он представляет собой резиновые клинья. Их как бы продевают между струн, что позволяет предотвратить их колебания. Эти инструменты можно поместить даже в труднодоступные места, для этого их специально насаживают на проволочную ручку.
  2. Обратный пинцет. Данный инструмент применяется для того, чтобы заглушить струны высоких регистров, так как данные элементы в этом месте очень короткие, сюда уже не поместятся классические демпферы. Пинцет позволяет максимально аккуратно поработать со струнами, заглушив два соседних элемент либо два крайних в одном хоре, чтобы оставить нужную струну свободной для процедуры настройки.
  3. Суконная лента. Сюда можно также отнести ленту, использующуюся для темперирования. Этот инструмент также применяется для того, чтобы заглушить струны, которые в данный момент не принимают участие в настройке. По мнению многих настройщиков, лента позволяет провести процедуру намного оперативнее, чем, например, те же клинья.
  4. Камертон. В данном случае можно отдать предпочтение традиционным камертонам или обратить внимание на инновационные технологии и приложения. Однако эти нововведения были приняты настройщиками далеко не сразу. На сегодняшний день наиболее предпочтительной по-прежнему считается настройка классическими инструментами.

Периодичность настройки фортепиано

Как вы, наверное, уже поняли, настройка этого музыкального инструмента – обязательная и регулярная задача. Даже при покупке совершенно нового фабричного пианино или рояля необходимо будет настроить его два раза в течение первого года использования.

Если вы приобретаете б/у фортепиано, в таком случае тем более необходимо обращаться к специалисту для проведения детальной и качественной настройки.

Как проходит настройка пианино?

К сожалению, научиться настраивать фортепиано сразу после прочтения текстовой инструкции нельзя. В данном случае прежде всего требуется практика и насмотренность. Всё это приходит только с течением времени. Более того, инструкции зачастую могут отличаться или даже противоречить друг другу. У каждого специалиста своя уникальная, неповторимая методика.

Важно понимать, что главная задача настройщика – это организация предельно устойчивого строя с правильными соотношениями высот. Необходимо достичь такого результата, когда струна сохраняет исходный уровень натяжения, даже при мощном нажатии на клавиши пианино. Данное свойство имеет свою неповторимую природу, которая отличается, например, от стабильности строя фортепиано в целом. Эта характеристика может изменяться под воздействием различных внешних факторов. Сюда можно отнести температурные колебания, динамику влажности и так далее. В случае высокой стабильности элемент может быть настроен в корне неверно, что спровоцирует деформацию строя буквально после нескольких нажатий на клавишу.

Стабильность струн обуславливается сразу несколькими факторами. Рассмотрим эти детали подробно. Вообще их можно разделить на 3 составляющие:

  1. Это неиспользуемая составляющая детали, которая располагается в пространстве между штифтом и аграфом.
  2. Рабочая составляющая, колебания которой вызывают удары молоточком.
  3. Нерабочая составляющая, которая располагается ниже. А именно – занимает пространство между двумя штифтами: штеговым и чугунной рамы.

Иногда натяжение струны имеет неравномерный характер. Это происходит в момент наматывания на вирбель ввиду трения в тех местах, где происходят отсечки рабочей составляющей детали. Первоначально натяжение «поражает» первую составляющую, которую мы рассмотрели ниже, потом охватывает и вторую, а затем и третью нерабочую часть. Чтобы предотвратить неравномерное распределение натяжения из-за ударов молоточка, необходимо провести ряд действий.

В данном случае поможет лёгкое перетягивание струны, в момент которого вы будете усиленно нажимать на клавиши. Данная манипуляция обеспечит равномерное распределение натяжение по всей струне в целом.

Также в обязательном порядке берите в рассмотрение упругость вирбеля. Как известно, он вбит в основу вирбельбанка, которое создаётся из дерева. В момент процесса настройки тот отрезок вирбеля, который зафиксирован в вирбельбанке, будет вращаться в более медленном темпе в сравнении с его крайним отрезком, который служит основанием для того, чтобы намотать на него струну. Подобная ситуация носит название винотового искривления.

Именно по этой причине тонкая настройка предполагает отсутствие вращения штифта посредством оказывания давления на эту деталь. Кроме того, чтобы струна была предельно стабильной, необходимо обеспечить грамотное конечное расположение вирбеля. Специалисты советуют устанавливать его таким образом, чтобы к концу процедуры настройки деталь была совсем немного наклонена по направлению вниз. Это нужно для того, чтобы она смогла устойчиво сохранять положение даже при очень сильных и мощных нажатиях на клавиши пианино, что в любом случае спровоцировало бы чересчур сильное струнное напряжение.

При настройке штифт можно подвергать вращению, давить на него, а также создавать изгибы. Причём последний из способов рассматривается как весьма спорный. Однако за рубежом настройщики прибегают к нему довольно часто, ведь он считается крайне точным и эффективным. Процесс осуществляется таким образом: необходимо совсем немного отогнуть вирбель, используя для этого специальный ключ, и совершать удары по клавише, прислушиваясь к струнному биению. Процедура должна выполняться с максимальной аккуратностью, так как в противном случае можно нанести урон креплению. Окончательное положение штифта должно быть таким, чтобы была возможность компенсировать струнное натяжение, даря ей изначальное расположение.

Важная деталь: на всех этапах настройки необходимо тщательно прослушивать струну. Если этого не делать, процесс просто потеряет эффективность и не принесёт должного результата.

Каким образом происходит прослушивание струны и с чего необходимо начать

Важно отметить, что звучание подавляющей части нот музыкального инструмента осуществляется благодаря нескольким струнам. Они при этом настроены в унисон. Причём чем выше нота, тем больше струн задействовано. Для басовых, например, требуется максимум одна или две, в то время как для высоких – по три. Последняя комбинация образует так называемый хор, в котором каждую струну обязательно необходимо отстроить относительно других деталей этого хора, а также в интервалах относительно сторонних хоров.

Рассматриваемый нами музыкальный инструмент обладает 280 струнами. Как бы удивительно это ни прозвучало, произвести идеальную настройку каждой из них невозможно. Это обуславливается тем, что чересчур чистая настройка будет провоцировать дисгармонию в звучании. На помощь в этом случае приходит темперирование. Это процедура, которая подразумевает настройку нот при условии, что она будет производиться немного шире идеального чистого звука. Именно это позволяет достичь предельно гармоничного созвучия при игре.

При настройке пианино вы хотя бы раз замечали, что при работе с двумя струнами, звучащими в унисон, появляется эффект вибрато в том случае, если происходит даже самое незначительное отклонение от чистого звучания. Этот процесс имеет своё особое название, а именно – биение. Чем более низкий темп имеют его интервалы, тем более близким становится звучание по отношению объектов друг к другу.

Старт настройки традиционно приходится на ноту «ля», которая принадлежит 1-ой октаве. Перед настройщиком в данном случае стоит задача отыскать ту струну в хоре, которая обладает наименьшим нерабочим и наибольшим рабочим состояниями. Это обуславливается тем, что вероятность деформации такой детали предельно низкая. Настройка в этом случае производится максимально просто. Как правило, в пианино такая струна занимает позицию первой в хоре.

После того, как была выбрана струна для осуществления процедуры настройки, нужно произвести заглушку других деталей в хоре. Чтобы это сделать, необходимо использовать клинки, мы рассмотрели их в статье выше. Эти инструменты нужно расположить между струнами, заглушку которых требуется осуществить. Для предельного комфорта важно также использовать суконную ленту. Она поможет избежать необходимости регулярно перемещать клинки при настройке конкретного интервала.

После того, как лишние струны были заглушены, свободную необходимо настроить по камертону. Также важно учитывать, что в данном случае требуется исключить биение. А его интервал для «ля» 1-ой октавы относительно камертона должен превышать временной отрезок в десять секунд.

Затем необходимо произвести темперирование интервалов в рамках вышеупомянутой 1-ой октавы. Каждый из них будет иметь свой индивидуальный темп биения. После этого необходимо убрать заглушки и отстроить другие детали, расположенные в центральной октаве, создавая звучание в унисон. При завершении данного этапа важно двигаться в настройке вверх, а затем вниз от центра, прорабатывая по октавам все ноты фортепиано.

Самой распространённой схемой темперации является схема равномерно темперированного строя. Если вы в ремесле настройки новичок, лучше освоить именно его. Также при возможности обязательно ознакомьтесь с кварто-квинтовой темперацией. Однако важно учитывать, что есть множество других разнообразных схем.

Исходя из всего вышеперечисленного следует, что настраивать пианино довольно интересно, однако важно учитывать и другую сторону этой процедуры – сложность, необходимость быть предельно аккуратным, внимательным, подкованным. Осуществить предельно качественную настройку пианино, не повредить ни одну его деталь и создать максимально гармоничное звучание под силу только профессионалам с богатым практическим опытом.

Источник

Как научиться играть на пианино самостоятельно, занимаясь по 30 минут в день

Если вы давно хотели научиться играть на пианино, но не решались и откладывали на потом – вам сюда!

Поверьте, пианино так популярно, потому что на нем довольно просто научиться играть. А в этой статье я расскажу о 3-х шагах, которые помогут вам не просто заиграть, но и сделать это с удовольствием, в короткие сроки.

Также отсюда вы узнаете: как правильно сидеть за инструментом, ориентироваться на клавиатуре, и о том, как мотивировать себя в случае упадка сил.

А сейчас предлагаю пройти небольшой, но увлекательный тест и узнать, насколько ваш слух музыкален и как хорошо вы чувствуете ритм.

Может ли научиться взрослый

Многие взрослые, убеждены что учиться играть нужно было в детстве, но сейчас уже поздно. Свою мечту взрослые не редко реализуют через своих детей, хотя последним это не нужно. Мысль о том, что в зрелом возрасте трудно научиться играть – заблуждение. Позвольте порассуждать на эту тему.

Дети более обучаемы, несомненно. И связано это в первую очередь с «гибкостью» мозга. Нейронные связи в мозгу ребенка появляются быстрее. Но и взрослый человек имеет массу преимуществ перед ребенком. Взрослый давно владеет своим телом, а значит лучше им управляет. Взрослый быстрее соображает и реагирует на поправки учителя. Взрослый более усидчив и точно знает, чего хочет достичь. Взрослый в разы быстрее усваивает теорию – длительности нот, их обозначения на нотоносце и так далее.

Арам Хачатурян – известный композитор, начал заниматься музыкой будучи 19 летним юношей…

Вывод напрашивается сам собой: возраст — не помеха! Научиться играть на пианино может каждый и сделать это можно самостоятельно. В этой статье я поделюсь с вами некоторыми секретами, которые сделают занятия интересными и приблизят вас к мечте.

Посадка за инструментом

Прежде, чем учиться играть на пианино нужно научиться правильно сидеть за инструментом. От этого зависит успешность ваших занятий. Если сидеть неправильно, тело и руки будут напряжены, и вы не сможете играть свободно, бегло, с удовольствием.

Чтобы занять правильное положение за инструментом, нужно учесть 5 пунктов:

У людей разные антропометрические данные. При одинаковом росте у одного человека может быть вытянутое тело и короткие ноги, а у другого все наоборот. Поэтому говорить о высоте стула не совсем верно. Правильнее будет сказать о том, в каком положении должны быть руки и ноги, когда вы садитесь за инструмент.

Важно чтобы локти находились на одном уровне с клавиатурой или чуть выше нее. Локти должны быть опущены вниз, а не торчать в стороны. В то же время, между руками и телом должен быть воздух, прижимать локти к себе не нужно.

Считается, что бедра должны быть параллельны полу и перпендикулярны туловищу. Но на деле это не очень удобно и небольшие отклонения все же возможны. Для детей существуют специальные подставки под ноги, а в случае если стул не регулируется по высоте, под 5 точку можно положить несколько книг.

2) Площадь стула, которую можно занять

Садиться на всю площадь стула не стоит. Центр тяжести в таком случае распределяется не верно и это не способствует игре. Правильно занимать 1\2 поверхности стула или даже 1/3.

3) Расстояние между корпусом и клавиатурой

Расстояние между корпусом взрослого музыканта и клавиатурой составляет примерно 30 см. Однако правильнее будет положиться на свои ощущения. Рука должна быть согнута в локте так, чтобы угол между предплечьем и плечом был чуть меньше 90 градусов.

Садиться нужно примерно посередине клавиатуры, что бы нота До первой октавы находилась напротив пупка.

Ноги должны опираться на полную стопу. Голени должны быть перпендикулярны полу. Колени могут находится на одном уровне с бедрами, тогда угол в коленном суставе составит 90 градусов. Такое положение ног считается правильным, но по факту не удобно. Поэтому колени могут быть опущены ниже уровня бедер.

Важно следить за осанкой во время занятий. Спина должна быть прямой, но при этом грудь не стоит выпячивать вперед. Локти разведены чуть в стороны, чтобы между ними и телом был воздух. Важно контролировать плечи — у пианистов они часто поднимаются и блокируют правильную работу аппарата. Кисти рук расслаблены.

При такой посадке вы сможете достичь беглости пальцев и глубокого, полного звучания.

Донотный период

Если вы думаете, что без знаний нотной грамоты вы не сможете играть, вы сильно ошибаетесь. Ребенок сначала учится говорить, а потом уже писать и читать. Здесь такая же история – сначала нужно научиться извлекать звуки, потом связывать их в созвучия, аккорды, а затем строить из этого музыкальные фразы. Этот период, когда мы учимся играть без знания нот, называется донотным.

Надо сказать, что многие самоучки вообще не знают нот, но при этом они хорошо играют и подбирают музыку на слух. Это подтверждает то, что торопиться изучать нотную грамоту не сто́ит. Всему свое время. Сконцентрируйтесь на изучении инструмента, правильной посадке за ним и правильной работой аппарата . совокупность физиологических органов, участвующих в игровом процессе и связанных между собой сложной нервно-мышечной деятельностью. Содержимое подсказки

Импровизируем – привыкаем к инструменту

Некоторые стесняются прикасаться к инструменту, напрасно опасаясь, что у них не получится извлечь приятный, мелодичный звук. Но как научиться играть на пианино, если его бояться?

Есть одно универсальное средство, которое поможет убрать этот ложный страх, и я спешу поделиться этим средством с вами.

Сядьте за инструмент, нажмите правую педаль, зафиксируйте ее в таком положении. Теперь по очереди левой и правой рукой нажимайте только черные клавиши. Не нажимайте больше двух клавиш одновременно. Пробуйте менять ритм и громкость вашей музыки. Вот что может получиться:

Такая импровизация не только поможет вам набраться смелости перед инструментом, но и произведет впечатление на окружающих.

Знакомство с клавиатурой

Клавиатура представляет собой набор белых и черных клавиш. В расположении белых нет ничего примечательного, они идут по порядку – До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си. А вот группировка черных клавиш нас интересует больше. Взгляните на изображение:

Вы видите, что черные клавиши группируются по 2 и 3. Это сделано не спроста – такое расположение служит для нас ориентиром. Чтобы найти на клавиатуре ноту До, нужно найти группу из 2-х черных клавиш и ближайшая клавиша слева и будет нотой До:

Расстояние от одной ноты «До» до следующей ноты «До» называется Октавой. Октава – это музыкальная мера. Вся клавиатура разделена на октавы, каждая из которых имеет свое название:

Следующая клавиша, которую легко найти — клавиша Фа. Она будет ближайшей соседкой слева, для группы из 3-х черных клавиш:

Нота Соль находится рядом с нотой Фа:

Учим песни на 3-х аккордах

Теперь, когда глаз наметан и мы без труда находим клавиши До, Фа и Соль можно попробовать сыграть что-нибудь.

Для этого нам потребуется еще немного усилий – освоим трезвучия.

Трезвучие – это аккорд из трех звуков. Давайте попробуем построить трезвучие от ноты До. Взгляните что получится:

Вы видите, что клавиши нажаты через одну. Важно сразу привыкать играть правильными пальцами. Используйте Большой палец, Средний и Мизинец.

Теперь построим трезвучие от ноты Фа. Принцип тот же – нажимаем через одну:

И осталось трезвучие от ноты Соль:

Левая рука будет играть бас – ноту от которой мы строим аккорд, но на октаву ниже, в Малой октаве:

Теперь пробуем соединить левую и правую руки вместе. Сейчас мы будем играть таким образом: бас-аккорд, бас-аккорд:

На этих трех аккордах можно сыграть следующие песни:

  • «Гуси»
  • «Маленькой елочке»
  • «Делу время» — А. Пугачева
  • «Светит месяц, светит ясный»
  • «Колыбельная» В. Моцарт

А если взять 3 других аккорда, например, трезвучие от нот Ля, Ре, Ми:

То можно сыграть еще много замечательных песен, как эти:

  1. Цыганочка
  2. А. Пугачева «Миллион алых роз»
  3. Народная песня «Коробейники»
  4. Sex Bomb

Аккомпанемент решает все

От аккомпанемента зависит характер и настроение музыки. Можно сыграть одну и ту же песню по-разному:

Мелодия не менялась, но вы заметили, что с каждым новым витком, музыка меняла настроение. Обусловлена эта перемена аккомпанементом, который состоит из фактуры и ритма.

Ритм – это череда длинных, коротких звуков и пауз.

Фактура — это способ, которым мы играем — аккордами, арпеджио Музыкальный прием, когда мы играем звуки аккорда по очереди аппарата. и так далее.

Перед тем как играть какую-либо музыку, подумайте, какое настроение вы хотите передать? В зависимости от этого выбирайте нужный аккомпанемент. Вот несколько способов которые можно использовать:

Как мотивировать себя

У всех бывает творческий кризис или эмоциональный спад. В такие моменты себя необходимо зарядить позитивом и найти источник мотивации. Способы могут быть самими разными, и каждый может найти свой источник вдохновения. Если вы знаете что вас вдохновляет, пользуйтесь этим. Если нет, я дам несколько советов, которые когда-то помогли мне самому.

1) Поставьте себе цель

Древняя мудрость гласит: «Когда корабль не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным» . Помните об этом и обязательно ставьте себе цель. Нельзя браться за дело, не имея конкретной цели. Если вы хотите научиться играть на пианино, вам нужно решить чего именно вы хотите: подбирать музыку на слух, играть по нотам, а может быть вам достаточно будет выучить пару-тройку произведений? Когда вы шаг за шагом двигаетесь к цели, избежать творческого кризиса гораздо проще. Вы знаете, как должен выглядеть результат, вы видите на каком уровне находитесь сейчас. Это дает вам понимание, какие шаги осталось проделать чтобы достичь цели.

Будьте реалистами. Не берите непосильных задач. На одном энтузиазме долго не протянешь, поэтому выбирайте такие произведения, которые вы сможете осилить в достаточно короткие сроки. Идите от малого к великому.

2) Смотреть видео

Смотрите видеоролики, на которых музыкант играет вашу любимую музыку. Хорошо если на видео видны руки и клавиши. Кроме удовольствия, из таких видео можно почерпнуть не мало полезного. Но будьте разумны, не сравнивайте себя с другими музыкантами, умоляя свои достижения. Вы можете сравнивать себя только с самим собой – собой вчерашним. А легкое чувство зависти должно вас по-хорошему заводить = мотивировать.

3) Играйте под фонограмму

Массу положительных эмоций может вызвать игра под фонограмму. Это что-то вроде караоке, только вместо вокала вы играете на инструменте. Найти фонограмму, или минус, как ее еще называют, можно в интернете. Это занятие здорово развивает мелодический слух, а кроме того доставит вам немало удовольствия, смотрите сами:

4) Публичные выступления

Этот пункт подойдет не всем, но попробовать должен каждый.

Выступление перед публикой – это выброс адреналина и, как следствие, стресс. Одни легко с ним справляется, а для других это трясущиеся руки, и целый день «отходняка». Люди повсюду ищут острые ощущения: кто-то прыгает с парашютом, а кто-то участвует в мотогонках… Публичные выступления имеют такой же эффект. Артисты сначала привыкают к сцене, а потом жить без нее не могут. Певец заявляет о завершении публичной деятельности, но через пару месяцев снова на сцене – в этом нет ничего удивительного.

Попробуйте выступить перед друзьями или родными. Быть может это ваш путь. К тому же, опыт выступления перед публикой, может быть полезен в обычной жизни.

Заключение

Научиться играть может каждый, главное иметь желание и упорно заниматься по 30 минут в день. Как говорят мастера фортепианного искусства: «Занимаясь каждый день, ты делаешь по одному шагу вперед. Пропустив один день занятий, ты делаешь 3 шага назад».

На сегодня у меня все. Надеюсь, эта информация стала для вас новой, и теперь вы больше знаете о том, как научиться играть на пианино самостоятельно. Если вам есть что добавить – пишите в комментариях, а также вступайте в группу Вконтакте и подписывайтесь на мой youtube канал, где я делюсь полезными советами и делаю разбор песен. Вот один из них:

Источник

Оцените статью