Пианино как появилось кто изобрел

История создания фортепиано – от старинного клавесина к концертному роялю

Когда слышишь словосочетание «классическая музыка», первое, что приходит в голову – мелодичные аккорды фортепиано. Кажется, что этот инструмент радует людей нежным звучанием в домах, концертных залах и частной школе музыки с незапамятных времён, однако ему немногим более трёхсот лет. В сравнении с органом, который может похвастаться тысячелетней историей, фортепиано – молодое изобретение музыкальных мастеров, открывшее новую эпоху в мире звука.

Пробный урок

4 урока

8 уроков

История создания фортепиано

Исследователи затрудняются назвать точную дату рождения чёрно-белых клавиш, по данным разных источников – это, предположительно, 1709 год. История инструмента фортепиано берёт истоки от попыток усовершенствовать ранние клавишно-струнные инструменты – клавесины.

Клавесины пользовались популярностью у исполнителей прошлого времени, однако их звук отличался отрывистостью и быстро затухал, поэтому композиторам приходилось компенсировать этот недостаток множеством «украшений», прибавлявших звучанию продолжительность и усложнявших произведения. Ещё одним недостатком клавесина являлась невозможность плавно регулировать громкость игры, исполнять мягкое, волнующее легато. Талантливый итальянец Бартоломео Кристофори поставил целью создание инструмента, который унаследует все достоинства от клавишных предшественников, превзойдя их по силе и выразительности звучания. Ему удалось осуществить свою мечту – в начале 18 века Кристофори создал первое фортепиано (в переводе с итальянского forte – громко, piano – тихо). Его строение было простым и удобным – основу составляли клавиатура, струны, молоточки и элементы-возвращатели. Вся история развития фортепиано в дальнейшие годы свелась к улучшению клавишного механизма, добавлению металлической рамы, педалей, изменению расположения струн. В «доработке» музыкального инструмента значителен вклад немецких мастеров – Готфрида Зильбермана, Юлия Блютнера, Кристофа Шрётера.

Читайте также:  Faouzia this mountain ноты

История создания пианино

Говоря кратко, пианино представляет собой миниатюрную разновидность фортепиано. Она предназначена для музицирования в небольших залах и частных школах музыки. Для её струн и механической части характерно вертикальное расположение, благодаря чему клавишный инструмент занимает меньше места. На заметку – рояль, королевский «брат» пианино, отличается горизонтальным положением струн и внушительными габаритами корпуса.

Кто и когда изобрёл пианино? Первую модель «маленького фортепиано» создал в 1800 году американец Дж. Хокинс. Происхождение инструмента брало начало от известной фортепианной схемы Кристофори. К середине 19 века пианино приобрело всем знакомый облик и звучание – у него появились перекрёстные струны, демпферные устройства, металлическая рама. К концу 19 столетия клавишные инструменты стали привычным предметом обстановки в богатых домах, так как искусство владения музыкальным инструментом считалось важной составляющей хорошего образования.

Источник

Кто изобрел фортепиано: дата создания, история появления, развития и эволюции музыкального инструмента

Создание такого музыкального инструмента, как фортепиано, внесло большой переворот в музыкальную европейскую культуру XVIII столетия. Погрузимся более глубоко в эту историю и детально рассмотрим, где и когда изобрели фортепиано.

Начало истории

В 1709 году в таком прекрасном городе Италии, как Флоренция, было сконструировано это первое чудо музыкальной техники. Того, кто изобрел фортепиано, звали Бартоломео Кристофори. Итальянец всю свою жизнь работал над клавесинами, пытаясь усовершенствовать их и привнести что-то новое. В это время в музыкальной сфере уже давно требовался инструмент, который обладал бы широким и динамическим диапазоном. Как заверяют письменные свидетельства, Бартоломео с 1698 года работал над клавесином, который играл бы мягко и в то же время громко. С 1720 годов до своей смерти в 75 лет итальянский мастер создал своими руками около двадцати фортепиано.

История названия

В каком году изобрели фортепиано точно сказать сложно, так как у него было много предшествующих инструментов. В основу разработанного механизма вошли клавесин и клавикорд. Так как Бартоломео Кристофори сам конструировал клавесины, он отлично разбирался в этом и привнес свои новые идеи. Методом проб и ошибок он все же сумел создать известный на весь мир возвратный молоточковый механизм. Свое изобретение итальянец назвал клавесином, играющим форте и пьяно. «Форте» означает сильный и громкий звук, а «пьяно» – более слабый и тихий. Только потом эти инструменты начали называть «пианофорте» или, как известно сейчас всем, «фортепиано».

Совершенствование инструмента

Кто и в какой стране изобрел фортепиано, так бы и осталось неизвестным, пока один журналист из Италии Щипионе Мэффеи не написал статью, в которой восторгался новым механизмом. Он опубликовал схемы, и статья получила большое распространение. После ее прочтения многие изобретатели начали свою работу по усовершенствованию инструмента. Так появилась еще одна версия, кто придумал фортепиано. Мастер по органам Готтфрид Зильберман создал свой инструмент, очень похожий на клавесин Кристофори, но с одним важным отличием. Зильберман изобрел более современную педаль, снимающую звук со всех струн одновременно. В дальнейшем эта идея распространилась и на новые модели музыкального инструмента.

В 1730-х гг. Готтфрид Зильберман решил показать одну из своих работ Баху, которому изначально не понравился инструмент. Иоганн Себастьян Бах негодовал из-за слабого звучания высокого регистра, к тому же он ощутил сложность нажатия клавиш. Прислушавшись к замечаниям, органный мастер внес изменения, после которых Бах не только одобрил изобретение, но и поспособствовал его продаже и дальнейшему продвижению. Одно остается точным, так это то, в какой стране придумали фортепиано. Италия дала новый виток в европейской культуре.

Промышленная революция

В течение ста лет – с 1790 по 1890 годы – фортепиано подвергалось множествам серьезных изменений, которые сформировали в итоге современную форму инструмента. Промышленная революция предоставила необходимые ресурсы для изготовления фортепиано, удовлетворяющего запросы композиторов. Требовалось постоянное улучшение качества звука, хотелось сделать его более насыщенным и долгим. Каждый, кто изобрел фортепиано, добавил в него частичку нового. Позже его изготавливали из качественной прочной стали и железных рам.

Увеличение октав

Долгое время после создания фортепиано оставалась проблема сложности игры на нем. Чтобы воспроизвести музыкальную композицию, требовалось большое напряжение мышц, и приходилось прикладывать немало усилий. Решение нашли в английской фирме «Броудвуда». Первые, кто изобрел фортепиано диапазоном в пять октав в 1790 году, были производители именно этой фирмы. Впоследствии они же расширили диапазон до шести октав в 1810 году и до семи к 1820 году. Свои усовершенствованные экземпляры организация предложила великим композиторам Гайдну и Бетховену. К 1820 году инновационный центр разместился в Париже в фирме Эрара, который в свою очередь произвел фортепиано для Шопена и Листа. Себастьян Эрар создал механизм, который мог повторять удары по струне, не полностью возвращая клавишу в исходное положение, лишь частично ее поднимая. После его механика стала использоваться в построении всех роялей.

Современное фортепиано

Свою современную форму фортепиано получило в начале двадцатого века, но с тех пор прогресс не стоит на месте и модели постоянно совершенствуются. Сейчас существует два основных его типа: рояль и фортепиано вертикальное. Рояль состоит из корпуса и струн, которые натягивают горизонтально дальше клавиатуры. Для более точного звука этому инструменту нужно большое помещение с высокими потолками.

Виды современного клавесина

По размеру можно выделить несколько категорий музыкально инструмента.

  1. Концертный рояль может весить до пятисот килограмм, быть высотой в 1,8 и длиной в 1,4 метров.
  2. Салонный рояль весит до трехсот пятидесяти килограмм, а в высоту достигает 1,4 метра.
  3. Кабинетный рояль весит не более двухсот пятидесяти килограмм, а высота составляет до 1,2 метра.

Большие виды роялей обычно используются для выступлений, масштабных концертов, ведь они обладают более громким и насыщенным звуком. Малые инструменты выбирают для небольших помещений. Тот, кто изобрел фортепиано вертикальное, рассчитывал на места, не обладающие большой площадью. Этот инструмент более компактный за счет корпуса и струн, которые натянуты вертикально, и направляются от клавиатуры к молоточкам. Звук не такой насыщенный и красивый, как у большого рояля, но современные технологии приближают его к желаемому звучанию.

Электронный наследник

Инновации 1990-х годов открывают миру цифровые фортепиано. Инструмент производит оцифрованный звук, и не так прост в использовании. Помимо клавиш и педалей, в нем имеются многочисленные приспособления в виде интерфейсов и большого количества звуков.

Фортепиано в современном виде содержит восемьдесят восемь клавиш. В некоторых моделях делают восемь октав, в нижнем регистре начинается с «фа», а вверху заканчивается «до». Пианисты, которые не используют эти дополнительные клавиши, стараются закрывать их специальной крышкой. Эти клавиши были придуманы для большего резонанса, при нажатии педали, они вибрируют с остальными струнами, создавая более насыщенное звучание.

История создания фортепиано берет начало с клавесина, от которого унаследовано расположение клавиш. Поменялось только цветовое решение, стандартом для всех фортепиано конца восемнадцатого века стала черно-белая клавиатура.

Составляющие фортепиано

Материалы, из которых сооружают этот музыкальный инструмент, используют только высокого качества. Для внешней отделки берут клен или бук. Выбирают гибкую часть древесины, чтобы вибрация от звука дольше сохранялась внутри инструмента. Основание рояля делается из более мягкой древесины, чтобы не утяжелять инструмент. Струны выполняют из стали самого высокого качества, чтобы с годами они не деформировались и сохраняли свое первоначальное звучание и не допускали тонального искажения. Басовые струны дополнительно оборачивают медным проводом для большей гибкости. Металлический корпус, располагающийся внутри фортепиано, делается из чугуна. Из-за такой большой тяжелой детали инструмент может оказаться эстетически некрасивым, поэтому производители из года в год стараются это скрыть, полируя и украшая рисунками пластину. Остальные детали фортепиано делают из древесины и пластмассы. Однако использование пластмассы в 1950-х годах привело к неприятным последствиям, так как после десятилетия использования детали теряли свою износостойкость. Лишь современной фирме «Каваи» удалось создать эффективные прочные детали из этого материала.

Клавиши фортепиано должны быть легкими, поэтому для них используют ель или сорт американской липы. Тем ни менее, металлический каркас, крепкая древесина и другие детали делают этот инструмент неимоверно тяжелым. Даже самое маленькое фортепиано весит около 136 килограмм, а самое большое фортепиано модели «Фазиоли Ф308» имеет вес 691 килограмм.

Хотя история создания фортепиано насчитывает около трехсот лет, его изобретение стало настоящей революцией в мире искусства. Европейская музыка кардинальным образом поменяла свой характер, для этого инструмента писали произведения все великие композиторы. Многие получили славу благодаря фортепиано, некоторые даже стали пианистами-виртуозами. До сих пор это немаловажное изобретение остается одним из главных музыкальных инструментов.

Источник

Изобретение фортепиано: от клавикорда к современному роялю

У любого музыкального инструмента существует своя неповторимая история возникновения, знать которую очень полезно и интересно. Изобретение фортепиано стало переворотным событием в музыкальной культуре начала 18 века.

Наверняка всем известно, что фортепиано – далеко не первый клавишный инструмент в истории человечества. На клавишных музыкальных инструментах играли ещё музыканты Средневековья. Орган – самый древний духовой клавишный инструмент, имеющий вместо струн большое количество труб. Он до сих пор орган считается «королём» музыкальных инструментов, отличающийся мощным глубоким звучанием, однако он не является прямым родственником фортепиано.

Одним из первых клавишный инструментов, основу которого составляли не трубы, а струны, был клавикорд. Этот инструмент имел структуру, похожую на современное фортепиано, только вместо молотков, как внутри фортепиано, внутри клавикорда были установлены металлические пластинки. Однако звучание этого инструмента всё же было очень тихим и мягким, что не давало возможности играть на нём перед множеством людей на большой сцене. Причина заключается в следующем. У клавикорда было всего по одной струне на клавишу, у фортепиано же на каждую клавишу приходится по три струны.

Так как клавикорд был очень тихим, естественно, он не позволял исполнителям такой роскоши, как реализация элементарных динамических оттенков – crescendo (постепенное усиление силы звучания) и diminuendo (постепенное уменьшение силы звучания) . Тем не менее, клавикорд был не только доступным и популярным, но и любимым инструментом в среде всех музыкантов и композиторов эпохи барокко, в том числе и великого И.С. Баха.

Одновременно с клавикордом в ту пору бытовал несколько усовершенствованный клавишный инструмент – клавесин. Положение струн у клавесина было иным по сравнению с клавикордом. Они были натянуты параллельно клавишам – точно так, как у рояля, а не перпендикулярно. Звук клавесина был довольно звонкий, хоть и недостаточно сильный. Однако этот инструмент был вполне пригоден для исполнения музыки на «больших» сценах. На клавесине также было невозможным использование динамических оттенков. Плюс ко всему: звук инструмента очень быстро затухал, поэтому композиторы того времени свои пьесы наполняли разнообразным обилием мелизмов (украшений) с целью того, чтобы хоть как-то «продлить» звучание длинных нот.

С начала 18 века все музыканты и композиторы стали ощущать серьёзную потребность в таком клавишном инструменте, музыкально-выразительные возможности которого не уступали бы скрипке. Для этого требовался инструмент с широким динамическим диапазоном, который был бы способен извлечь мощное forte (громко) и нежнейшее piano (тихо) , а также все тонкости динамических переходов.

И эти мечтания стали явью. Считается, что в 1709 году Бартоломео Кристофори из Италии изобрёл первое фортепиано. Своё творение он назвал “gravicembalo col piano e forte”, что в переводе с итальянского означает «клавишный инструмент, который играет тихо и громко».

Гениальный музыкальный инструмент Кристофори оказался очень простым. Устройство фортепиано было таково. Оно состояло из клавиш, войлочного молоточка, струн и специального возвращателя. С ударом по клавише молоточек бьёт по струне, тем самым вызывая её вибрацию, которая совсем не похожа на звучание струн у клавесина и клавикорда. Молоточек шёл назад, с помощью возвращателя, не оставаясь при этом прижатым к струне, заглушая, таким образом, её звучание.

Чуть позже этот механизм был немного усовершенствован: с помощью специального приспособления молоточек опускался на струну, а затем возвращался, но не до конца, а лишь наполовину, что давало возможность легко исполнять трели и репетиции – быстрые повторения одного и того же звука. Механизм был назван двойной репетицией .

Самое важная отличительная черта фортепиано от предыдущих родственных ему инструментов – способность звучать не только громко или тихо, но и давать возможность пианисту делать crescendo и diminuendo, то есть менять динамику и окраску звука постепенно и внезапно.

В то время, когда этот замечательный инструмент впервые заявил о себе, в Европе царила переходная эпоха между барокко и классицизмом. Жанр сонаты, появившейся в то время, удивительно подходил к исполнению на фортепиано, яркими образцами этого являются произведения Моцарта и Клементи. Впервые клавишный инструмент со всеми его возможностями выступал в роли сольного инструмента, что сподвигло возникновению нового жанра – концерта для фортепиано с оркестром.

С помощью фортепиано стало возможным выражение своих чувств и эмоций через завораживающее звучание. Это отразилось в творчестве композиторов новой эпохи романтизма в произведениях Шопена, Шумана, Листа.

По сей день этот чудесный, с многогранными возможностями, инструмент, несмотря на свою молодость, оказывает на всё общество огромное воздействие. Почти все великие композиторы творили для фортепиано. И, надо полагать, что с годами его слава только возрастёт, и оно всё больше и больше будет радовать нас своим волшебным звучанием.

Источник

Оцените статью