- Фортепиано музыкальный инструмент
- История происхождения пианино
- Устройство фортепиано
- Знаменитые композиторы и пианисты
- Видео
- Пианино — клавишный или ударный инструмент (см внутри)?
- Фортепиано и пианино: одно и то же или разные инструменты? Разбираемся с вечным вопросом.
- Клавишные (ударно-клавишные) инструменты
Фортепиано музыкальный инструмент
Пианино — струнно-клавишный музыкальный инструмент с клавиатурой. Обычное пианино имеет 88 клавиш. Хотя основные принципы работы фортепиано просты, утонченность, необходимая для разработки мощного, но чувствительного современного фортепиано, делает его также самым сложным из всех механических инструментов, кроме органа. Струны фортепиано ударяет войлочный молоток, который должен отскочить от струн мгновенно, иначе это ослабит их вибрации в самом процессе их инициации. Таким образом, молоток должен свободно лететь к струнам. Чтобы пианист сохранил максимальный контроль над громкостью, расстояние свободного полета молотка должно быть как можно меньше.
Инструмент бывает двух основных типов: рояль и фортепиано. Фортепиано — клавишный струнный инструмент с горизонтальным (рояль) или вертикальным (пианино) расположением струн. Пианино было чрезвычайно популярным инструментом в западной классической музыке с конца 18-го века. Человек, который играет на пианино, называется пианистом.
История происхождения пианино
Фортепиано было изобретено в 18-ом веке Бартоломео Кристофори из Падуи, Италия. Свой первый рояль он сделал в 1709 году. Он происходил от клавесина, который выглядит как пианино. В фортепьяно на струны ударяет кусок дерева, называемый молотком.
Ранние инструменты с клавиатурой, такие как клавикорды, клавесины и органы, которые использовались в то время, имели гораздо более короткую клавиатуру, чем сегодня. Постепенно клавиатура стала длиннее, пока в ней не стало 88 нот (7 октав плюс три ноты) современного пианино.
Сначала инструмент назывался «фортепиано». Это означает «громко-тихо» по-итальянски. Ему было дано это имя, потому что его можно было играть громко или тихо, в зависимости от того, как сильно была нажата нота.
Хотя пианино было изобретено в начале 18-го века, только спустя 50 лет оно стало популярным. Первый раз на пианино было сыграно на публичном концерте в Лондоне, это было в 1768 году, когда на нем сыграл Иоганн Кристиан Бах. Вертикальное пианино было изобретено в 1800 году Джоном Исааком Хокингсом. Семь лет спустя Т. Саутвелл изобрел «перетягивание». Это означает, что струны для низких нот проходят по диагонали через деки, чтобы они могли быть длиннее и издавать гораздо больший звук.
У ранних фортепиано были струны, которые были прикреплены к деревянной раме. Они были не очень тяжелыми, но они были не очень сильными или громкими, поэтому их не очень хорошо слышали в большом концертном зале. В 1825 году чугунная рама была изобретена в Америке. Это сделало пианино намного сильнее, чтобы оно могло издавать больший звук, и струны вряд ли бы сломались.
Устройство фортепиано
У пианино есть клавиатура с белыми клавишами и черными. Когда клавиша нажата, демпфер отрывается от струны, и молоток ударяет струну. Он ударяет его очень быстро и отскакивает, так что струна может свободно вибрировать и издавать звук. Когда пианист убирает палец с ключа, демпфер падает обратно на струну, и звук прекращается. Струны натянуты очень плотно по раме, проходя по мосту на пути. Мост касается деки. Это означает, что вибрации отправляются на деки. Дека является очень важной частью фортепиано. Если он поврежден, пианино не издаст звука.
Механизм, который заставляет молот отскочить от струны очень быстро, называется «спуск». В 1821 году Себастьян Эрар изобрел своего рода двойной спуск. Молоток касается струны только около одной тысячной секунды. Молотки покрыты войлоком, который представляет собой смесь шерсти, шелка и волос.
Стандартные пианино имеет две педали, но есть разновидности с тремя.
- Педаль демпфера — эта педаль находится справа. Когда пианист прижимает его правой ногой, любые ноты, которые он играет, будут звучать, даже если он уберет палец с ноты. Это потому, что есть демпферы (они немного похожи на молотки), которые опираются на все струны. Когда пианист удерживает правую педаль, все демпферы отрываются от струн, так что струны могут свободно вибрировать. При воспроизведении ноты эта нота продолжит звучать. Некоторые другие струны также будут вибрировать очень легко (это называется «сочувствующей вибрацией»). Это сделает звук более гладким и богатым. Пианисты должны научиться правильно пользоваться педалью. Это будет зависеть от таких вещей, как стиль музыки, размер пианино, размер комнаты и много ли там обстановки.
- Вторая педаль — мягкая педаль находится слева. Когда пианист прижимает его левой ногой, ноты звучат тише. На рояле вся клавиатура и действие немного смещены влево, так что молотки бьют только по двум струнам вместо трех. Также части войлока, которые поражают нить, мягче, потому что они не стали твердыми при большом количестве использования.
- Средняя педаль, как и правая педаль, она поддерживает звучание, но влияет только на ноты, которые уже воспроизводятся в момент нажатия средней педали. Это позволяет сохранить один аккорд во время исполнения других нот, которые не будут продолжаться. У всех концертных роялей есть такая педаль, а также у некоторых современных пианино.
Знаменитые композиторы и пианисты
Как только пианино стало популярным в конце 18 века, многие композиторы писали музыку для фортепиано. Вольфганг Амадей Моцарт начал учиться игре на клавесине, когда был очень маленьким, но пианино становилось популярным, когда он был молодым, и он написал много сонат и концертов для фортепиано. Франц Йозеф Гайдн также написал много фортепианной музыки. Людвиг ван Бетховен был очень известным пианистом, прежде чем он стал очень известным как композитор. Его фортепианные композиции включают 5 концертов и 32 сонаты. В романтический период многие композиторы писали для фортепиано. Среди них Франц Шуберт, Роберт Шуман, Иоганнес Брамс, Ференц Лист и Фридерик Шопен. Позднее композиторы — Сергей Рахманинов, Клод Дебюсси, Морис Равель, Сергей Прокофьев, Дмитрий Шостакович и Бела Барток.
Одни из первых известных пианистов игры на фортепиано Дюссек, Моцарт, Муцио Клементи, Джон Филд и Шопен. В 19 веке Ференц Лист очень сильно повлиял на фортепиано, сочиняя и исполняя очень сложную музыку. Другими великими пианистами являются Клара Шуман и Антон Рубинштейн. Пианисты 20-го века Артур Шнабель, Владимир Горовиц, Иосиф Гофман, Вильгельм Кемпф, Дину Липатти, Клаудио Аррау, Артур Рубинштейн, Святослав Рихтер и Альфред Брендель. Среди величайших пианистов сегодня Владимир Ашкенази, Даниэль Баренбойм, Лейф Ове Андснес, Борис Березовский и Евгений Кисин.
Пианисты, играющие популярную музыку, Либераче, Джерри Ли Льюис, Литтл Ричард, Элтон Джон, Билли Джоэл, Телониус Монах, Тори Эймос и Рэй Чарльз. Возможно, величайшим джазовым пианистом был Фэтс Уоллер.
Пианино было очень популярным инструментом с середины 18-го века, когда вскоре он заменил клавикорд и клавесин. К началу 19-го века звучание фортепиано было достаточно большим, чтобы заполнить большие концертные залы. Маленькие пианино были сделаны для использования в домах людей.
Пианино не часто используются в оркестрах (если они есть, они являются частью секции ударных). Они могут использоваться для концертов фортепьяно (пьесы для сольного пианиста в сопровождении оркестра). Существует огромное количество музыки, написанной для фортепиано соло. Пианино также можно использовать вместе с другими инструментами, в джазовых группах и для сопровождения пения.
Видео
Посмотрите видео ниже чтобы послушать и насладиться звучанием инструмента.
Источник
Пианино — клавишный или ударный инструмент (см внутри)?
ведь внутри происходит удар по струнам. а может он струнный.
Не разбираюсь в инструментах, но может он клавишный? Ударные это барабаны, струнные — те, где человек рукой или смычком играет. Это мои предположения)
Пианино — клавишный инструмент. Все остальное вторично.)))))
Ну зачем же сразу из пианино вытаскивать металлолом? Даже и у бывших пианино жизнь может продолжиться и нести радость людям, вот вам как пример из города Ижевска, где сотрудники местной филармонии установили прямо на улице 3 старых пианино, где каждый может поиграть, это действительно замечательный пример, а почему бы такого же не сделать и во многих других местах?
Проще может и на синтезаторе — удобнее инструмент (в смысле мобильности), в наушниках можно играть — то есть соседи швабрами по батареям отопления не синкопят (нервы целее и у них, и у вас).
Но я ещё не видел синтезатора, который бы давал реальное ощущение клавиш.
То есть клавишу на фортепиано можно нажать. как бы и форте (громко и сильно) и пиано (тихо и слабо) — а синтезаторов таких же «чутких» я не встречал. Впрочем я на синтезаторах может на дюжине всего-то и пробовал играть. Есть, наверно качественные — полная имитация фоно.
Но при прочих равных (цена и т.п.) — я бы брал фортепиано, а соседям бы предложил радоваться, что я не геликоном увлёкся 🙂
Про те синтезаторы, на которых нет полного набора октав — я вообще речь не веду.
Все дело в том, что у гитары, всего шесть, или семь струн. И это совсем несложно. Скажу больше, у многих групп, серьезного уровня, во время гастролей, есть свои штатные гитарные техники, которые на подхвате. Ведь могут порваться струны. А настройка гитары, это, не всегда подкручивание колков. Это я вам, как музыкант, говорю. Часто бывает, надо инструмент настраивать более технично: регулировать гриф. Проверять мензуру. Выставлять корректно порожки. И тд. И, порой, даже гитарист, не в состоянии сам справиться с точной настройкой гитары.
А пианино, сложный инструмент. Там, в нём, на каждую клавишу, приходится по три струны. И каждая настраивается. Необходимо очень грамотно и технично, используя камертон, и применяя специальный ключ (квадрат или шестигранник), подкручивать эти винты, болты.
Поэтому, не пианиста это дело.
Компания «Мир-Пиано» со всей ответственностью заявляет, что если все не новые пианино или рояли – дрова, то мозги у таких специалистов из соломы! А заодно они еще и глухие. Или обычные любители лжи, подхватившие старомодную фразу о дровах у матерых автопродавцов. Так луче купить новое.
«К Элизе» — это очень знаменитая пьеса-багатель Людвига ван Бетховена для фортепьяно.
Это интересное произведение, созданное Людвигом ван Бетховеном, на протяжении долгих десятилетий является одним из самых известных и любимых шедевров мировой музыки. «К Элизе» входит в состав обязательной программы произведений в музыкальных школах всего мира. Пьеса написана в тональности ля минор.
Многие хотели бы научиться играть эту пьесу просто так — для себя. В настоящее время есть такая возможность — без больших усилий «одолеть» эту пьесу.
По данной ссылке находится подробнейший урок со всеми раскладами для начинающих:
Источник
Фортепиано и пианино: одно и то же или разные инструменты? Разбираемся с вечным вопросом.
Привет всем любителям музыки! Давненько меня здесь не было, но пора навёрстывать упущенное и посвящать вас в обширный мир звуков, нот, голосов и вообще всего того, что связано с её величеством музыкой!🎶
Многие люди, не углубляющиеся особо в инструментальную терминологию, думают, что пианино и фортепиано это, собственно, один и тот же инструмент. Ну, такая махина деревянная с клавишами, на которой собачий вальс можно играть:)
На самом деле, всё обстоит немного по-другому и фортепиано с пианино не синонимы, как кажется большинству из непосвящённых. Да разверзнутся тучи и прольётся истина!✨
Давайте все дружно сейчас переместимся в прошлое и углубимся в историю. Да-да, это необходимо, чтобы потом слыть в обществе за грамотного человека с широким кругозором. В 16-17 в., когда популярен был такой музыкальный инструмент, как клавесин, музыканты хотели при игре воспроизводить больше эмоций, разнообразных штрихов и красок. Но клавесин не мог, в силу механизма своей воспроизведения, играть произведения с разнообразной громкостью. Амплитуда щипка струн всегда была одна и та же. Тогда музыкальные мастера прошлых лет разработали уникальную систему повышения и понижения громкости, благодаря чему при совершении нажатия на клавишу с определённой силой, можно было получить определённый звук — громкий либо тихий.
Источник
Клавишные (ударно-клавишные) инструменты
К клавишным, или ударно-клавишным, инструментам относятся рояль и пианино. У рояля струны расположены горизонтально, молоточек ударяет по ним снизу вверх, у пианино — в направлении от музыканта вперед по струнам, натянутым в вертикальной плоскости.
Благодаря большим возможностям инструментов, богатству звуков по высоте и силе звучания от громких (forte — громко) до тихих (piano — тихо) рояль и пианино получили общее название «фортепиано».
Фортепиано — популярнейший инструмент. Пианино и рояли занимают особое место среди музыкальных инструментов. Они используются для сольной игры и в составе симфонических оркестров и ансамблей. Ассортимент ударно-клавишных инструментов представляет интерес для всех групп потребителей. Для профессиональных музыкантов, композиторов, вокалистов представляют интерес рояли. В зависимости от длины корпуса рояли изготавливаются четырех типов:
♦ большие концертные с длиной корпуса свыше 2200 мм;
♦ малые концертные с длиной корпуса от 1900 до 2200 мм (они предназначены для исполнения музыкальных произведений в концертных залах и на эстрадах);
♦ большие кабинетные с длиной корпуса от 1500 до 1900 мм;
♦ малые кабинетные с длиной корпуса не более 1500 мм (они предназначены для салонов и небольших концертных залов).
Диапазон звучания роялей от 71/4, до 7 1 /2 октав.
Пианино — наиболее компактный инструмент, широко используется для домашнего музицирования, пользуется большим спросом не только у профессионалов, но и у любителей. В зависимости от высоты корпуса изготавливаются пианино:
♦ салонные с высотой корпуса от 1200 до 1400 мм;
♦ кабинетные с высотой корпуса от 900 до 1200 мм. Диапазон звучания от 7 октав до 71/4 октав. Все пианино имеют равномерно темперированный хроматический строй.
Пианино и рояли различаются оформлением, габаритными размерами, весом, конструктивными особенностями основных узлов, диапазоном звучания, применяемыми материалами, видами внешней отделки.
Основными узлами клавишных инструментов являются клавишный и педальный механизмы, резонансная дека, опорные конструкции, струнная одежда, корпус.
Клавишный механизм — это система связанных между собой рычагов, служащая для передачи энергии пальцев пианиста струнам. Он состоит из клавиатуры и механики.
Клавиатура — набор клавиш, количество которых определяется диапазоном звучания инструмента. Облицовывают клавиши в основном пластмассовыми накладками, монтируют их на клавиатурной раме при помощи штифтов. Клавиша имеет накладку, капсюль, пилот, свинцовые пломбы. Как рычаг первого рода она передает усилие пианиста, приложенное к переднему плечу, на фигуру механики.
Механика состоит из молоточковых механизмов, которые преобразуют усилие музыканта на клавишу в удар молоточков по струнам. Молоточки изготавливаются из клена или граба, их головку обтягивают войлоком. Для прекращения колебания струн после освобождения клавиши в молоточковой механике предусмотрены глушители-демпферы, представляющие собой деревянные брусочки с подушечками из мягкого войлока. При нажатии на клавишу подушечка демпфера отходит от струны, освобождая ее для свободного звучания; при возвращении клавиши в исходное положение подушечка плотно прижимается к струне, гася ее колебания. В устройстве механики рояля и пианино имеются некоторые различия.
Если у рояля молоточек возвращается в свое первоначальное положение под действием собственного веса, то у пианино после удара молоточек оттягивается с помощью специального приспособления. У рояля несколько другая форма молоточка и иное взаимодействие некоторых частей.
Педальный механизм предназначен для усиления и ослабления звука при игре на инструменте. Конструктивно он связан с клавишным механизмом и состоит из левой и правой педалей и системы рычагов. При нажатии левой педали звук становится слабее и мягче либо за счет уменьшения хода молоточка к струнам пианино, либо за счет смещения молоточкового механизма несколько вправо у рояля.
Резонансная дека фортепиано является основным излучателем и усилителем звука. Она представляет собой деревянный щит толщиной 8—11 мм, склеенный из дощечек резонансной ели или пихты. На деке укреплены два изогнутых бруска-штега, которые служат подставками для нижних концов струн и передают звуковые колебания от струм деке. Для упрочнения деки с противоположной стороны приклеивают поперечные бруски-рипки из резонансной ели. В пианино дека располагается вертикально, в рояле — горизонтально. Резонансную деку покрывают лаком для предохранения ее от атмосферных влияний.
Опорные конструкции состоят из деревянной рамы (футора) и металлической рамы. Футор включает несколько горизонтальных и вертикальных брусков, прикрепленных к металлической раме. К краям футора прикрепляют деку, а в верхней части укрепляют колковый щит (вирбельбанк) с колками, к которым присоединяют верхние концы струн. Вирбельбанк — одна из наиболее ответственных деталей пианино и рояля, от качества которой зависит стабильность строя инструмента. Поворачивая колки, можно усиливать или ослаблять натяжение струн, тем самым настраивая их. Нижние концы струн укрепляют на штифтах в металлической чугунной раме, которая обеспечивает их основное натяжение примерно 15—20 т.
Назначение струнной одежды — создавать звуковые колебания определенной частоты в пределах, установленных для данного инструмента.
Все струны в роялях и пианино делятся на три регистра: нижний, средний и верхний. В нижний регистр входят все басовые струны (диапазон от субконтроктавы до ре малой октавы), в средний — теноровые (от ре малой октавы до ля второй октавы), в верхний — дискантовые струны (от ля второй октавы до конца).
В дискантовом и среднем регистрах на каждую клавишу приходится по три струны, натянутые рядом и настроенные в унисон. При игре молоточек ударяет сразу по всем трем струнам. В басовом регистре на каждую клавишу приходится одна или две струны, обвитые медной проволокой. Струны дискантового и басового регистра расположены перекрестно, это позволяет рационально использовать площадь инструмента.
В корпусе устанавливают все перечисленные выше узлы. Корпус рояля в горизонтальной плоскости имеет крыловидную форму, корпус пианино в вертикальной плоскости имеет прямоугольную форму. Корпус состоит из двух боковых стенок, крышки, штульрамы для установки клавиатуры и молоточкового механизма, клавиатурной крышки-клапа с пюпитром, пола и ножек.
Корпус пианино для передвижения инструмента снабжен четырьмя роликами. Корпус рояля снабжен роликами, расположенными на трех резных точеных ножках.
Детали корпуса изготавливают из березы, ольхи и липы. Снаружи корпус покрывают полиэфирным лаком. В последнее время все более широкое распространение получают корпуса, облицованные ценными породами древесины красным деревом, орехом. Такие корпуса полируют в натуральный цвет без закрытия текстуры.
По звуковым свойствам и внешней отделке выпускают пианино обыкновенного, повышенного и высшего качества.
Источник