- Поиск по сайту
- Отзывы
- Рубрики
- Почему расстраивается пианино
- Почему расстраивается пианино?
- Особенности устройства пианино
- Нагрузка и деформация
- Дерево и влажность
- И пианино стареет
- Фортепиано и дети
- Пианино не держит строй что это значит
- Причины, по которым расстраивается пианино
- Почему пианино расстраивается?
- Причина первая — сезонные изменения влажности.
- Причина вторая — среда в которой находится инструмент
- Причина третья — усиленное использование фортепиано
- Причина четвертая — износ пианино или рояля
- Заключение.
Настройка
пианино в Казани
8 (843) 247 08 44
Цена настройки
от 1500 до 4100 рублей
Вызов бесплатно
* Цена зависит от состояния пианино и др. нюансов
Поиск по сайту
Отзывы
Рубрики
Почему расстраивается пианино
Почему расстраивается пианино?
Этот вопрос задают не часто. Но ответить на него считаю нужным, поскольку знание этих причин позволит Вам, дорогой читатель, иногда просто сберечь свои нервы.
Особенности устройства пианино
Нагрузка и деформация
Фортепиано должно расстраиваться. Устройство пианино позволяет выдерживать значительные нагрузки в течении длительного времени. Общая нагрузка на полностью настроенный инструмент составляет более 16 тонн. Со временем вытягиваются струны, деформируется корпус (не волнуйтесь, деформации очень незначительны, но даже самые малые колебания могут значительно расстроить фортепиано). Как следствие пианино или рояль теряет строй.
Кстати, в задачу квалифицированного мастера настройщика, входит не только самка настройка, но и сведение количества деформации корпуса и материалов к минимуму.
Дерево и влажность
Осень, зима, весна, лето, со сменой каждого времени года меняется и уровень влажности. Многое, конечно, зависит от климата, где-то изменения более значительны, где-то менее. Основная звуконесущая деталь фортепиано – «дека», сделана она в виде купола и находится под большим напряжением. Весной и летом деревянная дека набирает влагу, изменяется положение купола и вместе с ним строй инструмента. Зимой же, в закрытом и отапливаемом помещении пианино высыхает, купол становится меньше и снова строй меняется. Устройство пианино, если оно исправно, позволяет в некоторой степени компенсировать эти колебания, и чем пианино моложе тем меньше изменяется строй.
По этой причине, если зимой мастер настроил инструмент «в камертон», летом общий строй становится немного выше.
И пианино стареет
В пианино и рояле очень много деревянных деталей, со временем они просто перестают справляться с такими нагрузками. И для того чтобы фортепиано, было, настроено приходится выбирать, либо ремонтировать его, либо чаще настраивать. Одна из самых частых проблем старых инструментов — высыхание вирбельбанка. О таком пианино говорят «не держит строй». Решается она заменой колков (вирбилей)
Фортепиано и дети
Прежде чем рассказать о последней причине, мне бы хотелось ответить на еще один вопрос, который задают достаточно часто. Насколько вредно для пианино, если дети на нем не играют, а балуются (бренчат). Надеюсь, детям моя статья будет неинтересна, поэтому говорю для пап и мам.
Нисколько не вредно.
Устройство пианино очень надежно, а детские руки еще достаточно слабы, для того чтобы расстроить инструмент, занимаясь или даже балуясь на нем. Расстроить фортепиано играя на нем под силу уже только профессиональным музыкантам.
Источник
Пианино не держит строй что это значит
Как максимально быстро настроить старое вхлам расстроенное пианино, которое к тому же не настраивалось кувырнадцать лет и поэтому плохо держит строй. В такой ситуации мне приходилось производить повторную настройку дважды. Возможно ли сэкономить время? например, сначала грубо настроив фоно на тон выше? Как вы поступаете??7?
Заодно — еще вопрос (не по теме): в чем может быть причина нестабильности строя старого пианино, ежли условия в помещении практически не изменяюцца?? низкая влажность воздуха? Пащиму рояли лучше держат строй? мензура больше?
Длительность «ненастройки» не является причиной плохого держания строя.
— Является однако. Точнее, степень расстройки и среднего понижения. Да, вопрос в теме не слишком точно сформулировал.
Я просто убеждён: ненастраиваемый много лет инструмент, упавший на пол-тона, нельзя настроить за один день.
. Неправильным, на мой взгляд, является и тактика завышения первого прохода выше камертона с ожиданием падения строя и меньшими трудозатратами.
. последняя, чистовая настройка, как и принято, в пределах 2-х Гц.
По порядку.
Мне много-много раз приходилось поднимать строй на полтона за 2-3 прохода. Вполне успешно. Бывало и на целый тон, но тут уже 3-4 прохода. Был и уникальный случай с коротышкой-«циммерманом», спустившим ля до уровня фа-диеза (полтора тона). Есть щадящая методика для таких подъемов, которая не дает заметных перекосов на раму и футор: настраиваем темперацию по одной струне, затем вверх и вниз тоже по одной струне все трехструнные хоры, двойные басы идем вниз по одной струне, одиночные — через одну. Потом во всех трехструнных подстраиваем в унисон вторую струну. Потом достраиваем басы полностью. Потом третью струну во всех трехструнных. Вся настройка делается начерно, быстро. Цель — только поднять строй.
Если инструмент спустил на полтона, то завышаем центов на 20 — по окончании первого прохода скорее всего строй будет как раз в камертоне. Если исходное состояние ниже, чем на полтона, то поднимаем не больше, чем на полтона за проход, то есть понадобится 2-3 черновых прохода. При такой работе на один проход уходит максимум 20 минут. А когда инструмент начерно уже в камертоне, настраиваем начисто. Вот и вся методика.
А вот если инструмент спустил даже всего на 2 Гц, то я бы и здесь не поленился на один черновой проход потратить минут 15, уже не по одной струне, а все подряд. Заметных перекосов здесь уже не будет, но начинать настраивать начисто в этой ситуации рискованно: к концу настройки разъедется середина и 2-я — 3-я октавы. А заодно и верхние басы спустят слегка.
Всегда лучше сначала начерно загнать в камертон, заодно и познакомиться с колками и ВБ, а потом уже делать чистовую настройку.
Конечно, поднятый на полтона или больше инструмент скоро расплывется. Но вольнО же было хозяину доводить свое добро до такого состояния? Как расплывется, пусть зовет еще раз. Кстати, практика показывает, что не так уж и сильно он расплывется.
ПВсегда лучше сначала начерно загнать в камертон, заодно и познакомиться с колками и ВБ, а потом уже делать чистовую настройку.
Правильно ли следует понимать, что наиболее оптимальнами условиями поднятия строя может быть по 1/4 тона до требуемых значений до 440 в ля 1ой?
По порядку.
Мне много-много раз приходилось поднимать строй на полтона за 2-3 прохода. Вполне успешно. Бывало и на целый тон, но тут уже 3-4 прохода. Был и уникальный случай с коротышкой-«циммерманом», спустившим ля до уровня фа-диеза (полтора тона). Есть щадящая методика для таких подъемов, которая не дает заметных перекосов на раму и футор: настраиваем темперацию по одной струне, затем вверх и вниз тоже по одной струне все трехструнные хоры, двойные басы идем вниз по одной струне, одиночные — через одну. Потом во всех трехструнных подстраиваем в унисон вторую струну. Потом достраиваем басы полностью. Потом третью струну во всех трехструнных. Вся настройка делается начерно, быстро. Цель — только поднять строй.
Если инструмент спустил на полтона, то завышаем центов на 20 — по окончании первого прохода скорее всего строй будет как раз в камертоне. Если исходное состояние ниже, чем на полтона, то поднимаем не больше, чем на полтона за проход, то есть понадобится 2-3 черновых прохода. При такой работе на один проход уходит максимум 20 минут. А когда инструмент начерно уже в камертоне, настраиваем начисто. Вот и вся методика.
А вот если инструмент спустил даже всего на 2 Гц, то я бы и здесь не поленился на один черновой проход потратить минут 15, уже не по одной струне, а все подряд. Заметных перекосов здесь уже не будет, но начинать настраивать начисто в этой ситуации рискованно: к концу настройки разъедется середина и 2-я — 3-я октавы. А заодно и верхние басы спустят слегка.
Всегда лучше сначала начерно загнать в камертон, заодно и познакомиться с колками и ВБ, а потом уже делать чистовую настройку.
Конечно, поднятый на полтона или больше инструмент скоро расплывется. Но вольнО же было хозяину доводить свое добро до такого состояния? Как расплывется, пусть зовет еще раз. Кстати, практика показывает, что не так уж и сильно он расплывется.
Источник
Причины, по которым расстраивается пианино
Удивительно, но этот вопрос задают достаточно редко. Однако ответ на него важен, поскольку часто позволяет владельцам фортепиано сберечь свои нервы. Все дело в особенностях устройства инструмента.
Нагрузка и деформация
Фортепиано должно расстраиваться. Это нормально. Устройство инструмента в течение длительного периода времени позволяет выдерживать колоссальные нагрузки. Как уже говорилось, общая нагрузка на инструмент в идеальном состоянии – 16 тонн. Однако со временем струны начинают вытягиваться, корпус деформироваться (деформация незначительная, но, тем не менее, влияющая на работу инструмента). В итоге рояль или пианино теряет строй. Вернуть строй может помочь ремонт деки и замена колков.
Считается, что инструмент начинает расстраиваться сразу же после его настройки. Однако этот процесс настолько незаметный, что услышать какие-либо изменения в звуке можно лишь спустя значительное количество времени. Именно поэтому в концертных залах настройщики работают с инструментом непосредственно перед выступлением пианиста (в задачу мастера также входит сведение к минимуму количества деформаций материала и корпуса).
Фортепиано и влажность воздуха
Уровень влажности зависит от сезона года и от климата региона. Главная «звуконесущая» деталь фортепиано – дека всегда находится под очень большим напряжением. В весенне-летний период деревянная дека вбирает в себя влагу, в результате чего изменяется положение ее купола и, соответственно, общий строй инструмента. В холодное же время года в закрытом отапливаемом помещении пианино начинает немного рассыхаться, купол постепенно уменьшается и его строй опять меняется. Устройство исправного пианино в некоторой степени компенсирует такие колебания. Замечено: чем «моложе» инструмент, тем меньше изменяется его строй.
Именно это причина того, что если зимой фортепианный мастер настроил инструмент «в камертон», в теплое время года общий строй будет немного выше.
Пианино и его возраст
Многие детали фортепиано со временем перестают справляться с нагрузками. В результате, чтобы инструмент был настроен, его владельцу приходится решать: ремонтировать или же чаще настраивать? Самая частая проблема «старых» фортепиано – высыхание вирбельбанка, что решается, как правило, заменой вирбилей (колков).
Дети и фортепиано
Многие родители озабочены вопросом: насколько вредно для инструмента, что не умеющие играть на нем дети, тем не менее, постоянно им балуются, или, как говорится, бренчат? Совершенно не вредно.
Устройство фортепиано чрезвычайно надежно, а детские ручки не настолько сильны, чтобы действительно расстроить инструмент. Это под силу лишь профессиональным пианистам.
Источник
Почему пианино расстраивается?
— У меня раньше было старинное, немецкое пианино. Мы детьми на нем, чуть ли не прыгали. Так вот оно не расстраивалось так как это.
Подобные комментарии, я слышал не один раз, что собственно и стало причиной написания данной статьи.
Вывод который делают из этого факта владельцы фортепиано один из двух.
- Либо это настройщик, раньше, у них хороший был, а теперь плохой.
- Либо инструменты сейчас делают хуже, чем делали раньше.
Конечно, нельзя говорить о том, что выводы эти неправильны, и все же, эти причины выхода из строя пианино или рояля стоят на самом последнем месте. Главными же и самыми вероятными являются следующие:
Причина первая — сезонные изменения влажности.
Однако эта самая «относительная влажность», вернее регулярные ее изменения и является главной причиной нарушения строя фортепиано.
Причина в следующем:
Дека пианино, основная звуконесущая часть инструмента, сделана из дерева, а одно из свойств дерева, это гигроскопичность (возможность принимать и отдавать влагу).
Если упростить, то дека, это большой деревянный щит на который, через еще одну деревянную деталь «штег», передаются колебания струны.
Выглядит это примерно следующим образом:
1. Колок (вирбель) 2. Струна 3. Штег 4. Куполообразная дека
Дека имеет, так называемый, «купол». То есть, при изготовлении инструмента она принудительно изгибается. Такая конструкция деки необходима для того, чтобы натянутые струны пианино, не продавливали бы деку вниз.
Соответственно при повышении влажности в помещении, дека набирает влагу и купол немного увеличивается. В свою очередь увеличивается и нагрузка на струну, тем самым повышая ее тон. При понижении влажности происходит обратный процесс.
Причина вторая — среда в которой находится инструмент
Быстрее или медленнее расстраивается инструмент, зависит и от региона в котором он находится.
В регионах с сухим или влажным климатом влияние на стабильность строя разное. Впрочем если влажность более или менее стабильна, и правила хранения и использования соблюдаются, то инструменты можно поддерживать в порядке значительное время.
Хуже дело обстоит в регионах, где амплитуда изменений максимальная. За сезонные колебания (понижение — повышение) строя отвечает «дека». А вот за стабильность держания тонов отдельных струн отвечает уже вирбельбанк. Он тоже сделан из дерева, и тоже, хоть и в меньшей степени, способен принимать и отдавать влагу.
Принимая или отдавая влагу, деревянный вирбельбанк, соответственно расширяется или сжимается. Металлические колки (вирбели) остаются неизменными, а потому происходит следующее:
При высокой влажности вирбельбанк разбухает, а в месте крепления колков дерево деформируется еще сильнее обхватывая колок.
При низкой влажности дерево высыхает, но деформированная часть уже не принимает своей исходной формы и отверстие становится шире.
На самом деле все эти изменения, происходящие в вирбельбанке, даже измерить сложно, это доли милиметров, а ресурс держания строя у нового пианино десятки лет.
Однако год, за годом эти изменения приводят к тому, что колок перестает справлятся с нагрузкой и либо быстрее спускает, расстраивая струну, либо вообще перестает держать строй инструмента.
Так, что переехав в другой город, с иным климатом, нужно быть готовым к тому, что и фортепиано там может вести себя иначе.
Причина третья — усиленное использование фортепиано
Тогда и сейчас. Ребенок и взрослый. Ученик и пианист.
На самом деле расстроить фортепиано (если оно исправно) игрой на нем может только профессиональный музыкант.
Исключением являются инструменты в музыкальных школах, но там уже играет роль время. Фортепиано в муз. школах, да и в любых других музыкальных учереждениях работают по 8-12 часов, а иной раз и больше.
В случае если на домашнем инструменте занимается ребенок, а взрослые играют редко, использование инструмента не является основной причиной того, что он расстраивается быстрее. Поэтому может сложится впечатление, что то фортепиано, на котором человек учился, было лучше. Ведь оно дольше держало строй.
Особенно это актуально если тогда он был учеником музыкальной школы, а сегодня стал профессиональным музыкантом.
Однако любая степень работы на инструменте + время приводят и к потере правильного звучания и к износу механизма.
Таблица периодичности настройки, регулировки и ремонта фортепиано, поможет поддерживать пианино или рояль в форме.
Вид технического обслуживания и ремонта | |||||
Настройка | 2 раза в год | 3-4 раза в год | 5-8 раз в год | 9-12 раз в год | 14-18 раз в год |
Регулировка | 2 раза в год | 3-4 раза в год | 5-8 раз в год | 9-12 раз в год | 14-18 раз в год |
Чистка | 1 раз в 2 года | 1 раз в год | 1 раз в год | 2 раза в год | 2 раза в год |
Текущий ремонт | 1 раз в 2-3 года | 1-2 раза в год | 2-3 раза в год | 4-6 раз в год | 7-10 раз в год |
Средний ремонт | 1 раз в 10-15 лет | 1 раз в 6-10 лет | 1 раз в 4-6 лет | 1 раз в 2-3 года | 1 раз в 1-2 года |
Капитальный ремонт | 1 раз в 20-25 лет | 1 раз в 15-20 лет | 1 раз в 10-15 лет | 1 раз в 8-10 лет | 1 раз в 6-8 лет |
Причина четвертая — износ пианино или рояля
Время разрушает любую вещь, будь то автомобиль, дом или… фортепиано. И конечно, вряд ли стоит ждать красивых гармоничных звуков от пианино которому больше 100 лет.
Но есть несколько нюансов, которые выгодно отличает пианино и рояли от многих других вещей.
Первый, это удивительная ремонтопригодность. Если пианино хранилось в отапливаемом помещении, его не заливали водой, не бросали с лестниц), вобщем если оно просто состарилось дома и перестало радовать Вас и ваших близких его можно отремонтировать, отреставрировать, при желании даже модернизировать.
Что же касается плохого держания строя, то можно заменить колки на ремонтные.
Увеличенный размер, компенсирует расширение отверстий вирбельбанка и пианино снова будет прекрасно держать строй.
Второй нюанс, это конструкция фортепиано. За последние 100 лет она практически не изменилась, а это значит, что можно отреставрировать свой старый рояль или пианино и получить в результате инструмент, соответствующий всем современным требованиям профессионального музыканта.
Заключение.
Пианино начинает расстраиваться сразу, после настройки, как говорится, настройка это продукт «скоропортящийся», но изменения в строе настолько незначительны, что практически не заметны.
Волшебного пианино, которое не расстраивается годами, к сожалению, нет. Единственное, о чем можно говорить уверенно, так это о степени влияния причин и сочетании этих причин.
В одном месте инструменту комфортно, он минимально реагирует на изменения, а соответственно и расстраивание происходит равномернее и менее заметно. В другом, условия его хранения и использования настолько агресивны, что он расстраивается «на глазах».
С уважением, фортепианный мастер, Мазалов Сергей.
Источник