- Фортепиано и пианино: одно и то же или разные инструменты? Разбираемся с вечным вопросом.
- 10 мифов о пианистах
- Миф 1. Чтобы стать пианистом, нужно иметь длинные тонкие пальцы
- Миф 2. Дети обучаются быстрее, чем взрослые
- Миф 3. Хорошо играть на фортепиано может только тот, кто начал заниматься в детстве
- Миф 4. Ошибается тот, кто плохо играет
- Миф 5. Дома лучше всего заниматься на акустическом пианино, а не на цифровом
- Миф 6. В нотах нельзя писать и рисовать
- Миф 7. Когда начал играть двумя руками, больше не нужно заниматься каждой рукой по отдельности
- Пианино и фортепиано: один и тот же инструмент или два разных?
- Уроки фортепиано для начинающих (Урок 1)
- Ноты и клавиши
- Знаки альтерации – изменения высоты тона звука
- Музыкальные гаммы: играем гамму До мажор и другие
- Заключение
Фортепиано и пианино: одно и то же или разные инструменты? Разбираемся с вечным вопросом.
Привет всем любителям музыки! Давненько меня здесь не было, но пора навёрстывать упущенное и посвящать вас в обширный мир звуков, нот, голосов и вообще всего того, что связано с её величеством музыкой!🎶
Многие люди, не углубляющиеся особо в инструментальную терминологию, думают, что пианино и фортепиано это, собственно, один и тот же инструмент. Ну, такая махина деревянная с клавишами, на которой собачий вальс можно играть:)
На самом деле, всё обстоит немного по-другому и фортепиано с пианино не синонимы, как кажется большинству из непосвящённых. Да разверзнутся тучи и прольётся истина!✨
Давайте все дружно сейчас переместимся в прошлое и углубимся в историю. Да-да, это необходимо, чтобы потом слыть в обществе за грамотного человека с широким кругозором. В 16-17 в., когда популярен был такой музыкальный инструмент, как клавесин, музыканты хотели при игре воспроизводить больше эмоций, разнообразных штрихов и красок. Но клавесин не мог, в силу механизма своей воспроизведения, играть произведения с разнообразной громкостью. Амплитуда щипка струн всегда была одна и та же. Тогда музыкальные мастера прошлых лет разработали уникальную систему повышения и понижения громкости, благодаря чему при совершении нажатия на клавишу с определённой силой, можно было получить определённый звук — громкий либо тихий.
Источник
10 мифов о пианистах
Миф 1. Чтобы стать пианистом, нужно иметь длинные тонкие пальцы
На самом деле, это не обязательно. История знает великих пианистов с руками любых форм и размеров. Например, у Сергея Прокофьева пальцы были совсем не длинные, что не помешало ему завоевать мировое признание. Для игры на фортепиано большое значение имеет ширина ладони, а также растяжка и гибкость, которые тренируются в процессе занятий.
Миф 2. Дети обучаются быстрее, чем взрослые
Это не совсем так. Детский мозг ребенка хорошо восприимчив к постижению нового, но у ребенка в силу возраста часто еще не сформирована мотивация и желание заниматься. Взрослый, который действительно хочет научиться играть на фортепиано, занимается с гораздо большей концентрацией внимания и осознанностью и, в результате, обучается быстрее, чем дети. Вы никогда не задумывались, что, например, иностранный язык ребенок может учить в школе 8-10 лет и так до конца и не выучить, тогда как хорошо мотивированный взрослый способен освоить его с нуля за пару лет?
Миф 3. Хорошо играть на фортепиано может только тот, кто начал заниматься в детстве
Никогда не поздно начать заниматься. Ранняя стимуляция нейронов мозга у ребенка действительно помогает становлению музыкального мышления. Но этому также способствует обучение математике и другим точным наукам, а также любые занятия, развивающие координацию, будь то спорт или танцы. Честно говоря, чтобы стать профессиональным концертирующим музыкантом, нужно в большинстве случаев заниматься именно с детства. Для построения исполнительской карьеры нужно успеть заявить о себе в молодом возрасте, пройти через череду фортепианных конкурсов и фестивалей. К тому же, игра на инструменте требует физической тренировки различных мышц, и в этом она похожа на спорт, профессиональное развитие в котором начинается с раннего детства. Но хорошо играть на любительском уровне может каждый, вне зависимости от возраста. Важнее тут целеустремленность и интенсивность занятий.
Миф 4. Ошибается тот, кто плохо играет
Вы не поверите, но звезды тоже ошибаются. Даже самые великие пианисты – живые люди, и они могут на сцене забыть нотный текст или сыграть неправильные ноты, как обычный ученик музыкальной школы. Процесс изучения музыкального произведения долгий и многоступенчатый. Концертирующие пианисты тратят много часов на домашние занятия, прежде чем добиваются желаемого уровня мастерства. Чем раньше получится обнаружить ошибки и проработать их, тем увереннее и свободнее будет себя чувствовать исполнитель на сцене. Так, например, однажды неправильно заученные пальцы могут создать массу проблем в будущем и не позволить сыграть тот или иной пассаж в быстром темпе.
Миф 5. Дома лучше всего заниматься на акустическом пианино, а не на цифровом
Это давно уже не так. Современные цифровые пианино по своим качествам не уступают акустическим, но при этом обладают еще и рядом важных преимуществ. Даже профессиональные музыканты, выступающие с сольными концертами на лучших мировых сценах, помимо акустического рояля обычно имеют дома и цифровое пианино. Эти инструменты обладают настоящей полновзвешенной фортепианной клавиатурой. При этом сами клавиши, размер, механизм их работы и звучание аналогично классическому инструменту, а чувствительность приближена даже не к акустическому пианино, а к концертному роялю. Например, компания Yamaha уже 120 лет производит акустические инструменты от небольших пианино до концертных роялей и весь свой накопленный опыт применяет в производстве цифровых инструментов. Такое пианино не нужно настраивать и его можно спокойно передвигать. Но, самое главное, на цифровом инструменте можно играть в наушниках, не беспокоя окружающих! Слуховым ощущениям пианиста уделяется особое внимание. Например, в профессиональной серии Yamaha Clavinova используется инновационный метод бинаураульного сэмплирования, что позволяет исполнителю чувствовать себя за концертным роялем, даже во время игры в наушниках.
Миф 6. В нотах нельзя писать и рисовать
Профессиональные музыканты вносят пометки в ноты. Они могут добавить аппликатуру, обвести кружками трудные места, выделить размер и т.п. Начинающим музыкантам также полезно фиксировать в нотах фразы, акценты, помечать указания громкости или агогики. Смотрите на свои ноты как на рабочие тетради, а не книги, в которых нельзя писать. Когда вы работаете над произведением, конечная цель состоит в том, чтобы играть его хорошо. Это означает, что вы должны запомнить массу деталей и нюансов и работать над ними достаточно продолжительное время. Хорошо, если важные моменты будут зафиксированы в нотах, и вам не придется каждый раз судорожно вспоминать, о чем вы говорили с педагогом на прошлой неделе. Пользуйтесь карандашом, а не ручкой, чтобы в процессе работы можно было откорректировать пометки.
Миф 7. Когда начал играть двумя руками, больше не нужно заниматься каждой рукой по отдельности
Многие люди считают, что играть каждой рукой по отдельности необходимо только в начале работы над произведением, но это не так. Профессиональные музыканты продолжают учить каждую руку даже в тех сочинениях, которые у них в репертуаре уже 25 лет! Потому что только так, вы можете сфокусироваться на определенных нюансах, которые окажутся скрытыми от глаз и ушей при игре двумя руками. Чем дольше вы занимаетесь каждой рукой по отдельности, тем более уверенной станет потом игра двумя руками. Это полезно делать как в процессе работы над сочинением, так и потом, поддерживая произведение «в руках» продолжительное время.
Источник
Пианино и фортепиано: один и тот же инструмент или два разных?
Распространено мнение, что слова фортепиано и пианино являются синонимами. Однако на самом деле это заблуждение. Давайте же разберемся, в чем отличие.
История фортепиано началась в 1709 году, когда мастер Бартоломео Кристофори при дворе герцога Фердинанда Медичи показал новый инструмент гостям. Он поразил гостей совершенно новым звучанием, в сравнении с тогда уже распространенными клавесинами и клавикордами. Оно появлялось благодаря новым системам резонирования и молоточковым механизмом.
Итак, фортепиано- это класс инструментов, имеющих клавиши и молоточковую механику. Звук извлекается ударом молоточка по струне и зависит от удара по клавише. Сильный удар — громкий звук (forte), слабый удар — тихий (piano), отсюда и название.
К классу фортепиано относятся два инструмента: рояль и собственно пианино. Другими словами, всякое пианино-это фортепиано, но не всякое фортепиано-пианино (ведь есть еще рояль).
Отличия пианино от рояля
В рояле струны, вся механика и дека (резонирующая поверхность) расположены горизонтально, именно поэтому он имеет более внушительные размеры, в отличие от пианино. Его важная особенность — открывающаяся крышка, которая дает более богатый звук.
Для пианино же характерно вертикальное расположение механизмов, поэтому имеет большую высоту, чем рояль, а также может прислоняться вплотную к стене.
Кроме того, струны рояля лежат в одной плоскости с клавишами (на пианино-перпендикулярно), они более длинные, что обеспечивает более насыщенное звучание. Как правило, рояль имеет три педали, пианино — две.
Главное различие в предназначении инструментов. Пианино больше подойдет для домашнего использования и не будет сильно мешать соседям, а рояль – для концертного, больших залов.
Источник
Уроки фортепиано для начинающих (Урок 1)
Соберитесь с духом – настало время приступать к обучению! Перед тем, как сесть перед инструментом, оставьте весь негатив где-нибудь в стороне и максимально сконцентрируйтесь. Казалось бы, простые, на первый взгляд, вещи ещё успеют преподнести вам множество сюрпризов, но самое главное – не падайте духом, если у вас что-то не получится с первого раза. Второе важное наставление – не спешите, Москва тоже не сразу строилась. (Но если вдруг вы уже обучаетесь в музыкальной школе и оказались на этой странице случайно, наверняка вам будет небесполезно почитать про квинтовый круг тональностей – тему, обычно сложную для освоения учениками на практике).
В принципе не столь важно, на каком виде клавишных инструментов вы будете проходить своё обучение, но я бы настоятельно рекомендовал вам всё же остановить свой выбор именно на пианино: синтезаторы, хоть и компактнее, но имеют существенный недостаток – у большинства из них клавиши уменьшенного типа, они не полновесны и вы не будете чувствовать «отдачи» и, плюс ко всему, они часто ограничиваются тремя-четырьмя октавами.
И ещё, сразу вас зарекаю – ограничьтесь пока только этим уроком нашего Самоучителя, не забывайте, что это всего лишь пианино для начинающих. Не стоит за день сразу же пытаться объять необъятное – это принесёт только вред.
Даже было бы лучше, чтобы вы несколько дней повторяли только тот материал, что усвоите отсюда. А когда вы будете готовы, то почувствуете это сами. Зачастую у тех людей, которые могут быстро и свободно играть на синтезаторе, появляются проблемы с тем, чтобы исполнить те же самые партии на фортепиано. Зато в обратную сторону это правило будет действовать соответственно: тем, кто играл на пианино, синтезатор покажется куда более простым для исполнительства.
Ноты и клавиши
Блиц: быстро нажмите на клавишу с нотой Ля!
Готов поспорить, у вас это не вышло. Впечатление, что раз клавиши пианино расположены в порядке До Ре Ми Фа Соль Ля Си, то разобраться в них не стоит труда – это глубочайшее заблуждение. Про чёрные клавиши я и вовсе молчу! Расположение нот на клавишах
Посмотрите внимательно и запомните – это основы основ, которые вам нужно будет знать в первую очередь. Сыграйте ноты, называя их, со временем вы сможете мгновенно определить нахождение любой ноты, в будущем, когда вы начнете изучать аккорды, вы еще не раз скажете мне спасибо, что акцентировал ваше внимание на такой, казалось бы, легкотне.
Не бойтесь, я не забыл про чёрные клавиши, но тут понадобится уже небольшое вникание в теорию, но ведь нужно же с чего-то начинать?
На данном этапе вам уже необходимо знать понятие интервал. Интервалы – это разница между двумя звуками определённой высоты.
Знаки альтерации – изменения высоты тона звука
Полутон – наименьшая единица в измерении интервалов. На фортепиано это, к примеру, клавиши До и До Диез, при отсутствии черных клавиш полутоном будет соседний звук, как Ми и Фа, например. Кстати, на струнных инструментах полутоном будут соседние лады по одной общей струне. Расположение полутонов на пианино
Нет, # – это не значок тонального набора на телефоне. Диез (#) и Бемоль (b) являются так называемыми знаками альтерации, обозначающими повышение и понижение на полутон определённой ноты. Так, бемолями и диезами будут являться не только ноты на чёрных клавишах:
- Ми # = Фа
- Фа b = Ми
- Си # = До
- До b = Си
Как было сказано ранее, повышение и понижение основных нот называется альтерацией. Знаков альтерации пять: диез, дубль-диез, бемоль, дубль-бемоль и бекар. Они пишутся следующим образом:
Знаки альтерации
Действие знаков альтерации на высоту нот такое:
- Диез – повышает высоту ноты на полтона
- Бемоль – понижает на столько же
- Дубль-диез – повышает на целый тон
- Дубль-бемоль – понижает на столько же
- Бекар – отменяет действие предыдущего знака на той же линейке. Нота становится чистой.
Знаки альтерации могут быть разного радиуса действия – “ключевые” и “встречные” или “случайные”. Первые ставятся сразу целой группой рядом с ключом, справа от него, каждый на своей линейке. Всегда в определенном порядке. Диезы при ключе записываются так:
Бемоли при ключе записываются в таком порядке: си-ми-ля-ре-соль-до-фа
Ключевые знаки действуют на все ноты по своей линейке, которые могут встретиться на протяжении произведения, и даже невзирая на октаву. Например, ключевой диез “фа” будет повышать все поголовно ноты “фа”, во всех октавах и на всей длине пьесы.
Встречные же знаки действуют только на своей линейке, только в своей октаве и только в течение ОДНОГО ТАКТА (как дорожные знаки действуют только до первого перекрестка). Например, встречный бекар может отменить действие даже ключевого знака, но только на текущий такт и только на этой линейке. Встречные знаки ставятся слева от головки той ноты, которую требуется альтерировать. Это видно на нижеследующем рисунке.
Итак, общее представление о знаках альтерации у Вас, я надеюсь сложилось. Остается только добавить, что тон является следующей по старшинству величиной после полутона. Ну об этом, думаю, вы уже догадались Тон = 2 полутона То есть нотой на тон выше от До будет Ре, а нотой на тон выше от Ми будет Фа #.
Запомните информацию, данную выше – она не очень сложна, но нужна будет повсеместно. А воспользуемся мы ею незамедлительно! Постараюсь все опять же изложить максимально доступно.
Музыкальные гаммы: играем гамму До мажор и другие
Гармония –приятная для нашего слуха слаженность нот. Тональность – это набор определённых нот, подчинённых одной главной ноте.
Первое, что вам потребуется знать, опираясь на полученные знания – построение мажорных гамм.
Гаммы – это ноты, которые располагаются в определенном порядке. Детям часто объясняют различие между мажором и минором как «веселая» и «грустная» гамма соответственно, но это нельзя назвать полностью верным – ничто не мешает делать грустные песни в мажоре и наоборот. Вот основные их признаки:
- Гаммы построены из 8 нот
- Первая и Восьмая, последняя, ноты совпадают по названию, но по высоте разные (чистая октава)
- Ноты играются в строгой очерёдности, минимальное расстояние между ними – полутон, а максимальное – тон.
Запоминайте внимательно, с помощью этой простой формулы вы сможете сыграть любую мажорную гамму:
Тон – Тон – Полутон – Тон – Тон – Тон – Полутон
Чтобы было проще:
2 Тона – Полутон – 3 Тона – Полутон
До мажорная гамма играется проще всего и очевиднее – по всем белым клавишам подряд от До до До (да, в этом предложении слишком много До, но c’est la vie!).
На первом этапе вам понадобится знать 3 гаммы: До мажорную, Соль мажорную и Фа мажорную.
Играются мажорные гаммы следующими пальцами: Большой (1) → Указательный (2) → Средний (3) → («подворачиваете» большой палец) → Большой (1) → Указательный (2) → Средний (3) → Безымянный (4) → Мизинец (5)
Потом обязательно играйте в обратную сторону в обратном порядке: Мизинец (5) → Безымянный (4) → Средний (3) → Указательный (2) → Большой (1) → («перебрасываете» средний (3) палец на позицию перед большим пальцем (1)) → Средний (3) → Указательный (2) → Большой (1)
Нумерация пальцев у музыкантов
Важно! Крайне желательно играть гаммы в 2 октавы, а выглядеть это будет следующим образом:
Для правой руки (1) → (2) → (3) → (1) → (2) → (3) → (4) → (1) → (2) → (3) → (1) → (2) → (3) → (4) → (5) И потом, соответственно, в обратную сторону: (5) → (4) → (3) → (2) → (1) → (3) → (2) → (1) → (4) → (3) → (2) → (1) → (3) → (2) → (1)
Для левой руки (5) →(4) → (3) → (2) → (1) → (3) → (2) → (1) → (4) → (3) →(2) → (1) → (3) → (2) → (1) Обратно, как вы уже, надеюсь, поняли и запомнили, по тому же принципу: (1) → (2) → (3) → (1) → (2) → (3) → (4) → (1) → (2) → (3) → (1) → (2) → (3) → (4) → (5)
Внимание: из всех правил есть исключения!
В данном случае всё так и будет, но об этом позже. Фа мажорная гамма будет играться по другому принципу. Чтобы вы не запутались окончательно, посмотрите на картинки ниже – уж после них у вас точно не должно оставаться вопросов!
До мажор (C dur) – без знаков альтерации
Гамма C dur – без знаков альтерации
Соль мажор (G dur) – знак альтерации один – Фа # Гамма G dur с знаком альтерации Фа #
Фа мажор (F dur) – знак альтерации один – Си b
Вот то самое исключение из правил! Если вы попробуете поиграть по заданной схеме эту гамму, то сами поймёте, насколько это неудобно. Специально для неё при игре правой рукой (только правой, левой всё играется как обычно. ) используется другая очередность пальцев:
Для правой руки:
(1) → (2) → (3) → (4) → (1) → (2) → (3) → (1) → (2) → (3) → (4) → (1) → (2) → (3) → (4)
И потом, соответственно, в обратную сторону:
(4) → (3) → (2) → (1) → (4) → (3) → (2) → (1) → (3) → (2) → (1) → (4) → (3) → (2) → (1)
Для левой руки: (5) →(4) → (3) → (2) → (1) → (3) → (2) → (1) → (4) → (3) →(2) → (1) → (3) → (2) → (1)
Обратно, как вы уже, надеюсь, поняли и запомнили, по тому же принципу: (1) → (2) → (3) → (1) → (2) → (3) → (4) → (1) → (2) → (3) → (1) → (2) → (3) → (4) → (5)
Гамма F dur – знак альтерации Си b
Для начала отточите и хорошо запомните, как играются эти гаммы, – следующий урок будет посвящен основам нотной грамоты.
Заключение
Не старайтесь сразу играть гаммы очень быстро, – лучше это делать ритмично, ведь мозг запоминает информацию лучше, если учиться делать что угодно именно с медленной скоростью. Впоследствии скорость появится сама, но сначала важно довести всё до автоматизма.
Играя гаммы, вы сможете уже так же свободно, не задумываясь, направлять ваши пальцы, легко будете импровизировать с другими музыкантами или сочинять собственные мелодии.
Удачи вам в этом нелегком первом этапе освоения игры на пианино для начинающих!
Источник