Пианино с трубкой во рту

Зачем рэперы поют с трубкой во рту? Гелий или «запрещенка»?

Всем доброго здравия!

Продолжим наш ряд по тематике: «Зачем и почему» в мире музыки. Тема оказалась популярной и в более ранних статьях были разобраны такие простые, но интересные вопросы как:

Но это вы можете прочитать позже, а сейчас..

Сегодня добрались еще до одного популярнейшего вопроса, но уже касательно рэперов. Безусловно, рэперы бывают разные, с разными стилями и индивидуальной подачей, но часто можно обратить внимание при просмотре клипов, концертов и бытовых записей на очень интересную трубку, которую исполнитель не выпускает изо рта.

Если не знать, что это такое, то в голову могут взбредать довольно странные мысли, что-то вроде: «Гелий для «смешного» вокала» или даже «запрещенка» поступающая в организм музыканта, что подкреплено репутацией некоторых рэперов.

Давайте послушаем, как звучит голос после такой «трубочки».

California Love легендарного рэпера 2Pac считается одной из первых композиций(применительно к рэпу), где используется этот интересный эффект.

Да, отчасти похоже, что Тупак Шакур набирает в рот гелий и голос начинает вибрировать на более высоких частотах. Но это далеко не эффект воздействия летучего вещества 18 группы в периодической таблице химических элементов.

Читайте также:  Ноты белла чао для синтезатора

Фактически эта примочка использовалась еще в 1986 году у гитариста группы Бон Джови:

Правда, тут не про вокал, а про гитарный эффект, который взяли в оборот и многие другие рокеры.

У рэперов же, как известно, данный эффект используется в треках уже в качестве вокала. Канье Вест, Снуп Догг и прочие звезды хип-хоп культуры активно обращались к этому приему.

У Снуп Догга то точно, что-то должно поступать по трубке внутрь?

Было бы забавно, но тоже нет.

На этом этапе многие должны были понять, что это автотюн, но трубка то тут причем?

Это своего рода аналоговый автотюн. «Железяка» сильно повлиявшая на музыкальную индустрию еще с 90-х годов.

Встречаем Talkbox:

Ток-Бокс работает однонаправлено. Подключается к музыкальному инструменту будь то, к примеру, клавишный электронный инструмент(синтезатор) или гитара, а затем шланг исходящий от коробки крепится во рту.

Вся суть в том, что при зажатии той или иной ноты на инструменте нужно одновременно «пропевать», точнее, просто открывать рот в эту трубку и тогда «бокс» автоматически подстраивает вокал под конкретную ноту или последовательность наигранных нот на инструменте. Звук не получает обратную обработку в «коробке», а резонируется за счет рта. То есть, звук идет только ротовую полость отражаясь от ее стенок.

Как пример:

Это не обязательный инструмент и его редко кто использует на концертах в широких массах, а изобретен он был еще в 1939 году, однако, существует множество других вариантов с автотюном, которые могут программно изменять и автоматически подстраивать вокал под заданные параметры, достаточно просто петь в микрофон.

Сейчас почти все используют автотюн в том или ином качестве, кто-то просто не умеет петь, а кто-то использует его именно для антуража и создания «модного» эффекта, мода которого на использование для вокала и распространяется с 90-х годов, порой даже больше, чем хотелось бы.

Источник

Мелодика

Мелодику можно назвать современным изобретением. Несмотря на то, что первые экземпляры датированы концом XIX века, широкое распространение она получила только во второй половине ХХ века.

Общие сведения

Данный музыкальный инструмент не является принципиально новым. Представляет собой нечто среднее между аккордеоном и губной гармоникой.

Мелодика (melodica) считается немецким изобретением. Относится к группе язычковых инструментов, специалистами отнесена к разновидности губных гармошек, обладающих клавиатурой. Полное, правильное название инструмента с точки зрения профессионалов – мелодическая гармоника или духовая мелодика.

Обладает достаточно широким диапазоном примерно 2-2,5 октавы. Музыкант извлекает звук путем вдувания воздуха в мундштук, одновременно задействует руками клавиши. Музыкальные возможности мелодики высоки, звучание громкое, приятное для восприятия. Она удачно сочетается с другими музыкальными инструментами, поэтому получила широкое распространение по всему миру.

Устройство мелодики

Устройство мелодики – симбиоз элементов губной гармоники и аккордеона:

  • Корпус. Наружную часть корпуса украшает клавиатура по типу фортепиано: черные клавиши перемежаются белыми. Внутри расположена воздушная полость с язычками. Когда исполнитель вдувает воздух, нажатие на клавиши открывает специальные клапаны, струя воздуха воздействует на язычки, благодаря чему извлекается звук определенного тембра, громкости, высоты.
  • Клавиши. Количество клавиш колеблется, зависит от типа, модели, предназначения инструмента. Профессиональные модели мелодик – обладатели 26-36 клавиш.
  • Мундштук (мундштучный канал). Прикреплен к боковой части инструмента, предназначен для вдувания воздуха.

Звук мелодическая гармоника издает при одновременном выдувании воздуха и нажатии клавиш, расположенных на корпусе.

История инструмента

История мелодической гармоники начинается в Китае примерно во 2-3 тысячелетии до н.э. Именно в этот период появилась первая губная гармоника – «шэн». Материалом изготовления служил бамбук, тростник.

Шэн попал в Европу только в XVIII веке. Считается, что благодаря усовершенствованию китайского изобретения появился аккордеон. Но мелодика явилась миру гораздо позже.

Модели, объединяющие возможности аккордеона с губной гармоникой впервые были прорекламированы в 1892 году. Губную гармонику, снабженную клавишами, выпускала фирма немца Циммермана на территории царской России. Общество не заинтересовалось данным инструментом, премьера прошла незамеченной. Во время Октябрьской революции помещения Циммермана разгромила толпа революционеров, модели инструмента, чертежи, наработки были уничтожены.

В 1958 году немецкая фирма «Hohner» запатентовала новый музыкальный инструмент «мелодика», аналогичный тому, что не пришелся по вкусу россиянам. Таким образом, мелодическая гармоника считается немецким изобретением. Данная модель была принята лояльно, быстро распространилась по миру.

60-е годы прошлого века стали расцветом для мелодической гармоники. Особенно она полюбилась азиатским исполнителям. Среди неоспоримых преимуществ мелодики – невысокая цена, простота использования, компактность, яркие, душевные звуки.

Виды мелодик

Модели инструмента различаются музыкальным диапазоном, особенностями строения, размерами:

  • Тенорная. Играя, музыкант задействует обе руки: левой поддерживает нижнюю часть, правой перебирает клавиши. Более приемлемый вариант предполагает помещение конструкции на плоскую поверхность, прикрепление к отверстию для вдувания длинной гибкой трубки: это позволяет освободить вторую руку, использовать обе для нажатия на клавиши. Отличительная особенность модели – низкий тон.
  • Сопрано (альт-мелодика). Предполагает более высокий тон, чем у тенорной разновидности. Часть моделей предполагает игру обеими руками: черные клавиши расположены по одну сторону, белые – по другую.
  • Басовая. Обладает предельно низким тоном. Была распространена в конце XIX века, сегодня встречается крайне редко.

Область применения

Успешно применяется сольными исполнителями, входит в состав оркестров, ансамблей, музыкальных групп.

Во второй половине активно эксплуатировалась джазовыми музыкантами, рок, панк-группами, ямайскими исполнителями рэгги-музыки. Сольная партия мелодики присутствует в одной из композиций легендарного Элвиса Пресли. Не пренебрегал инструментом лидер «The Beatles» Джон Леннон.

Азиатские страны используют мелодику для музыкального образования подрастающего поколения. Европейский инструмент стал фактически частью восточной культуры, сегодня он используется в Японии, Китае наиболее активно.

Россия эксплуатирует мелодическую гармонику менее активно: ее можно увидеть в арсенале некоторых представителей андеграунда, джаза, фолк-направления.

Источник

Фисгармония (фисгармонь)

В середине XIX века в домах европейских городов часто можно было увидеть удивительный музыкальный инструмент фисгармонию. Внешне он напоминает пианино, но имеет абсолютно другую внутреннюю наполненность. Относится к классу аэрофонов или гармоник. Звук извлекается при воздействии воздушного потока на язычки. Этот инструмент – неотъемлемый атрибут католических храмов.

Что такое фисгармония

По своей конструкции клавишный духовой инструмент схож с пианино или с органом. Фисгармонь тоже имеет клавиши, но на этом сходство заканчивается. При игре на пианино за извлечение звука отвечают молоточки, которые ударяют по струнам. Органное звучание происходит за счет прохождения потоков воздуха через трубы. К органу фисгармония ближе. Воздушные потоки нагнетаются мехами, проходят по трубкам различной длинны, приводя в действие металлические язычки.

Инструмент устанавливается на полу или на столе. Среднюю часть занимает клавиатура. Она может быть однорядной или располагаться в два ряда. Под ней расположены створки и педали. Воздействуя на педали, музыкант регулирует подачу воздуха в меха, коленями управляются створки. Они отвечают за динамические оттенки звучания. Диапазон музицирования – пять октав. Возможности инструмента обширные, на нем можно исполнять программные произведения, устраивать импровизации.

Корпус фисгармонии изготавливают из древесины. Внутри находятся голосовые планки с проскакивающими язычками. Клавиатура разделена на правую и левую части, управление которых происходит за счет рычагов, расположенных над клавиатурой. Классический инструмент имеет внушительные размеры – полтора метра в высоту и 130 сантиметров в ширину.

История инструмента

Способ извлечения звуков, на котором основана игра на фисгармонии, появился задолго до изобретения этого «органа». До европейцев использовать металлические язычки научились китайцы. На этом принципе развивались аккордеон и губная гармошка. В конце XVIII века чешский мастер Ф. Киршник добился эффекта «espressivo» на изобретенном новом механизме. Он позволял усилить или ослабить звук в зависимости от глубины нажатия клавиши.

Усовершенствовал инструмент ученик чешского мастера, применив проскакивающие язычки. В начале XIX века свои изменения вносили Г. Гренье, И. Бушман, название «фисгармония» озвучил венский мастер А. Хеккель в 1818 году. В основу названия легли греческие слова, которые переводятся, как «кузнечный мех» и «гармония». Патент на новое изобретение был получен только в 1840 году А. Дебеном. В это время инструмент уже активно использовался исполнителями в домашних музыкальных салонах.

Разновидности

Фисгармония претерпевала конструкционные изменения, совершенствовалась на протяжении XIX-XX столетий. Мастера разных стран вносили корректировки, основанные на национальных традициях музицирования. Сегодня в разных культурах встречаются отдельные разновидности инструмента:

  • гармонифлют – так называлась самая первая фисгармония, созданная по одной версии А. Хеккелем, а по другой – М. Бюссоном. Ее устанавливали на подставку, а меха приводились в действие при помощи педалей. Диапазон звучания был не обширен – всего 3-4 октавы.
  • индийская фисгармония – индусы, пакистанцы, непальцы играют на ней, усаживаясь на пол. Ноги в звукоизвлечении не участвуют. Исполнитель одной руковй приводит в действие меха, другой нажимает клавиши.
  • энгармоническая фисгармония – экспериментируя с клавишным инструментом, оксфордский профессор Роберт Бозанкет разделил октавы обобщенной клавиатуры на 53 равных ступени, получив точное звучание. Его изобретение долгое время использовалось в немецком музыкальном искусстве.

Позднее появились электрифицированные экземпляры. Органола и мультимоника стали прародителями современных синтезаторов.

Использование фисгармонии

Благодаря мягкому, выразительному звучанию, инструмент обрел популярность. До начала XX века на нем играли в дворянских гнездах, в домах родовитых господ. Для фисгармоники написано множество произведений. Пьесы отличаются певучестью, мелодичностью, спокойствием. Чаще всего исполнители играли транскрипции вокальных, клавирных произведений.

В Россию инструмент массово пришел вместе с переселенцами из Германии в Западную и Восточную Украину. Тогда его можно было увидеть почти в каждом доме. Перед войной популярность фисгармонии стала резко падать. Сегодня на ней играют только истинные поклонники, используется она и для разучивания музыкальных произведений, написанных для органа.

Интересные факты

  1. Фисгармония благословлена папой римский Пием 10-ым на исполнение литургий, по его мнению, этот инструмент «обладал душой». Его стали устанавливать во всех церквях, которые не имели возможности приобрести орган.
  2. В России одним из популяризаторов фисгармонии был В.Ф. Одоевский – знаменитый мыслитель и основоположник русского музыкознания.
  3. В Астраханском музее-заповеднике представлена экспозиция, посвященная инструменту и вкладу фабрики Ю.Г. Циммермана в развитие музыкальной культуры. Корпус фисгармонии украшает растительный орнамент и фирменная табличка с указанием принадлежности к производителю.

Сегодня в продаже аэрофоны почти не встречаются. Истинные ценители заказывают его персональное изготовление на музыкальных фабриках.

Источник

Мелодика и пианика: клавиши, в которые нужно дуть!

Из большого разнообразия музыкальных инструментов важно выбрать тот, который поможет реализовать именно ваши творческие способности. Как часто нам хочется играть и на пианино, и на какой-нибудь дудочке. Хочется всего и сразу! Встречайте уникальный музыкальный инструмент – пианика!

Что же такое пианика?

Предшественницей пианики была клавишная губная гармошка, о которой впервые стало известно из российских журналов 1892 года. Но свою популярность этот инструмент начал приобретать с начала 1960-х годов. Особенно широкое распространение пианика получила в образовательной сфере стран Азии.

В наши дни пианику используют для сольных выступлений и для игры в различных ансамблях и группах. Встречаются музыканты, которые солируют на ней с симфоническими и камерными оркестрами, но зачастую такие выступления носят шутливый характер, хотя иногда пианика всё-таки становится полноценным оркестровым инструментом.

Пианика является акустическим музыкальным инструментом, на котором можно играть не только одноголосные мелодии, но и аккорды, а на некоторых моделях возможна игра двумя руками. Тембр инструмента схож с тембром губной гармошки, но при этом освоить исполнительство на пианике гораздо проще.

Есть два способа игры на пианике:

Первый: инструмент держат левой рукой, а правой нажимают на клавиши. Второй: инструмент лежит перед исполнителем на подставке, чтобы лучше сохранить резонанс. При такой постановке могут быть задействованы обе руки, что крайне положительно отразится на развитии мелкой моторики, особенно это будет заметно у детей. Кроме того, вне зависимости от выбранного способа, дыхательные упражнения и дыхание при игре на инструменте поспособствуют профилактике лёгочных заболеваний, включая астму.

Пианики Yamaha выпускаются в трёх моделях, самая простая из которых – P-25F с 25 клавишами. Благодаря своей компактности, она хорошо подходит детям. Это может стать отличным началом на музыкальном поприще!

Источник

Оцените статью