Меню

Пианино струны расположены вертикально

Пианино и рояли для Вас

дорогие и дешевые
роскошные и строгие
старинные и современные

Поиск

Модернизированное пианино «Sonette»

Рубрики

Устройство пианино.

Устройство пианино — из чего оно состоит

Особенности устройства пианино

Пианино – это струнно клавишно-молоточковый музыкальный инструмент со звуковым диапазоном до 88 тонов, или 7/2 октав. Струны пианино расположены вертикально, и молоточки ударяют по ним спереди.

Футор пианино

Задняя часть корпуса пианино состоит из прочной деревянной рамы, или футора с распорками (шпрейцами). Футор придает пианино прочность.
К верхней, более широкой поперечной раме футора, спереди, приклеивают вирбельбанк (колковая доска). Вирбельбанк – это толстая многослойная доска из прочного, вязкого дерева (бука или клена), в которую вбиты стальные колки, натягивающие струны.
Две боковые и две передние стенки корпуса пианино изготавливаются из тонких досок, облицованных шпоном.

Дека пианино

Спереди на футор наклеена краями резонансная дека – это щит толщиной около 1 см, склеенный из нескольких досок отборного прямослойного елового дерева. На обратной стороне деки, перпендикулярно к волокнам дерева, наклеены бруски из высококачественной ели, называемые – рипками. Дека и рипки усиливают звук пианино.

Чугунная рама

Поверх резонансной деки по ее краям, к футору прочно привинчена большими шурупами литая чугунная рама, на которую натянуты струны.
В пианино применяется перекрестно – струнная система, в которой басовые струны, идут почти по диагонали из верхнего левого угла корпуса в его правый нижний угол, а струны среднего регистра, лежащие ниже басовых, идут под ними по направлению к нижнему левому углу корпуса.

Штеги пианино

В нижней части пианино струны проходят с двукратным изгибом около вбитых в штеги штифтов их устройство заставляет прижиматься струну к штегутем крепче, чем сильнее она натянута. Оканчиваются струны петлями или ушками на задних штифтах, вбитых в нижнюю пластину чугунной рамы.

Клавиатура

Клавиатура выдвинута впереди корпуса на особой доске (штульраме), поддерживаемой боковыми наружными консолями.

Демпферная система

Устройство демпферной системы и связано с молоточковым механизмом и укреплено на одной станине.

Педальный механизм

Устройство педального механизма состоит из самих педалей, педальных цуг, штоков и регулировочных болтов. Встречаются пианино с двумя или тремя педалями.

Правая педаль

При нажатии правой педали все демпфера поднимаются, все струны освобождены для одновременного звучания.

Левая педаль

При нажатии левой педали отходит подвижной рулейстик, который придвигает все молотки к струнам, оставляя небольшой зазор между струнами и молоточками. Размах молоточков сокращается, при этом удар молоточков по струнам слабый, отчего звуки становятся слабыми.

Средняя педаль

Третья педаль располагается по середине и включает модератор пианино. Во время нажатия этой педали посредством рычагов между молоточками и струнами опускается планка с полоской тонкого мягкого войлока. Молотки ударяют по струнам через тонкую полоску, и сила звука уменьшается во много раз.

Детали корпуса

Спереди корпус пианино закрыт двумя филенками над и под клавиатурой. Клавиатура прикрывается вставленным в пазы боковых стенок бруском фигурного профиля (карнизом) с прикрученными к нему на петлях откидным клавиатурнымклапом. На внутренней стороне клапа прикреплен – пюпитр для нот. Верхняя крышка корпуса прикреплена на откидных петлях. При игре эту крышку можно открывать для небольшого усиления звука. Снизу корпуса прикреплены ролики (4 шт.) для более удобного передвижения пианино внутри помещения.

О его го устройстве . — Эта статья расскажет о сходстве и различиях в устройстве пианино и рояля

Источник

Пианино струны расположены вертикально

Как устроено фортепиано

Наверное, пора перейти от родового названия инструмента к видовому: конкретно мы знаем не фортепиано, а пианино и рояль.

Пианино — инструмент компромиссный. Его звучание заведомо хуже звучания рояля, и мастера пошли на это сознательно. Потеряли в качестве звука, зато сделали инструмент компактным.

Тут нужно сделать оговорку. Да, звучание пианино уступает звучанию рояля — это заложено в конструкции. Но если речь идет об отдельных инструментах, такое утверждение может быть и несправедливым, ибо на стадии изготовления из-за каких-нибудь производственных огрехов все преимущества рояля могут сойти на нет. Поэтому встречаются великолепные пианино и весьма посредственные рояли.

Рояль полнозвучен главным образом потому, что в нем можно использовать более длинные струны и большую резонансную деку. Кроме того, у рояля можно поднять крышку, и не останется никакой преграды между струнами и окружающим пространством. Зато пианино легко поставить в небольшой комнате, и оно отлично уживется в ней рядом с обычной мебелью. Рояль же не всегда удается поместить в современной квартире.

Очень важная деталь рояля и пианино — дека. Струна сама по себе звучит тихо, и не будь деки, голос инструмента был бы намного слабее. Дека — это деревянный щит, склеенный из отдельных досок. В рояле дека размещается горизонтально под струнами, а в пианино, в котором струны расположены в вертикальной плоскости, дека тоже устанавливается вертикально.

Дека — ответственная деталь. Она не только усиливает звук, но и участвует в формировании тембра инструмента, причем так деятельно, что от характерного струнного звука мало что остается — мы слышим звучание дерева. Деку делают из резонансной ели, иногда из сосны, причем дерево специально подбирают, чтобы слои в нем были узкими и прямыми, чтобы не было сучков. И конечно же, дерево для деки должно быть сухим и выдержанным.


Так натягиваются струны рояля (вверху) и мандолины (внизу). Принципиальной разницы, как видите, нет. Учтите только, что мандолина для наглядности сильно увеличена

Если глянуть на струны рояля, можно заметить, что в способе их крепления много общего с обычными струнными инструментами, например мандолиной. Одним концом каждая струна рояля крепится на чугунной раме (а у мандолины к металлической накладке на корпусе). Потом струна перекидывается через деревянную подставку, укрепленную на деке (у мандолины тоже). Подставка передает деке колебания струн. Затем струна рояля переходит через порожек на противоположной стороне рамы (у мандолины через порожек между головкой и грифом). И наконец, наматывается на колок (и у мандолины также).

Схема, как видим, одинакова. Но только схема, потому что есть и различия.

Даже восемь струн мандолины, натягиваясь, способны покоробить корпус инструмента, если он не вполне прочно сделан, и мастерам приходится учитывать силу натяжения. А что говорить о рояле, в котором две с лишним сотни струн! Чугунная рама должна выдерживать усилие примерно в 20 тонн. А больше двухсот струн набирается в рояле и пианино оттого, что для каждого звука натягиваются две или три одинаково настроенные струны. Ведь и в мандолине мы наблюдаем примерно то же самое: считается, что у нее четыре струны, но они двойные, поэтому получается восемь.

Струны, переходя через подставку на деке, давят на нее тоже с достаточно большой силой — примерно в полтонны. Поэтому дека должна быть не только гибкой, но и очень прочной. Для этого в роялях ее делают чуть выгнутой в сторону струн.

Ручные струнные инструменты расстраиваются очень быстро. Мандолину, домру, гитару каждый раз перед игрой приходится подстраивать. Для рояля и пианино это было бы совершенно неприемлемым хотя бы потому, что тогда и вовсе некогда было бы играть: процесс настройки этих инструментов долог и кропотлив. Поэтому колки у них устроены особо: они плотно запрессованы в деревянную раму, которая соединена с чугунной. Каждое отверстие для колка сверлится с таким расчетом, чтобы оно было меньше диаметра самого колка на полтора миллиметра, и когда в это отверстие с большим усилием вгоняют колок, он сидит в нем так плотно, что провернуть его можно только специальным ключом.

Молоточковую механику слишком долго было бы описывать словами — в ней много разных деталей. Поэтому лучше всего рассмотреть ее устройство на рисунке, который здесь приводится. У пианино механика в принципе такая же, только молоточки, как и струны, расположены вертикально и некоторые детали имеют другую конфигурацию.

Теперь о действии педалей.

Нажатие клавиши вызывает, кроме удара молоточка о струну, еще и отделение глушителя от струны. Когда клавиша отпускается, глушитель вновь возвращается на струну. А с помощью правой педали можно продлить звучание струн, когда клавиши уже отпущены. Педаль поднимает со всех струн глушители и оставляет их в положении бездействия все время, пока педаль нажата. Музыканты пользуются этой педалью очень осторожно, иначе незаглушаемое звучание может слиться в так называемый педальный гул, который не имеет ничего общего с благозвучием.

Правую педаль можно нажать не до конца, а чуть-чуть, чтобы глушители оставались очень близко к струнам и в какой-то мере влияли на их звучание. Но этот прием требует от исполнителя большого мастерства. А кроме того, такое тонкое движение правой ногой настолько зависит от тугой или, наоборот, слишком легко поддающейся педали, что при гастролях в другом городе или даже выступлениях в другом зале музыканту приходится несколько часов осваивать незнакомый инструмент.

Когда музыкант, играющий на рояле, нажимает левую педаль, вся молоточковая механика сдвигается чуть в сторону. А поскольку струны остаются на своем месте, удар молоточка приходится уже не на все три струны, предназначенные для данного звука, а только на две. Если для каких-то звуков предусмотрены всего две струны, молоточек бьет теперь только по одной. Звучание, естественно, становится более тихим и мягким.

У пианино механизм левой педали устроен по-другому. Молоточки не сдвигаются в сторону, а приближаются к струнам еще до нажатия клавиш. Удар с близкого расстояния получается слабее, чем обычно, а значит, и звук тише.

Как быть, если нужно подолгу разучивать упражнения, а звукоизоляция в доме не настолько хороша, чтобы не досаждать соседям? Ради этого в некоторых инструментах предусмотрен модератор. Если его включить, между молоточками и струнами проляжет лента тонкого фетра или какого-нибудь другого материала, и звучание инструмента станет тихим и глухим. Управление модератором выводится на третью педаль, которая фиксируется в нажатом положении, или на специальный рычаг, расположенный сбоку от клавиатуры.

В некоторых современных роялях третья педаль имеет другое назначение — она освобождает от глушителей не все струны сразу, как правая педаль, а только те, клавиши которых были нажаты до нажатия педали. Это позволяет музыканту выборочно оперировать разными глушителями, свободнее пользоваться ими и при этом избегать педального гула.

Остается сказать об одном очень важном требовании к инструменту. Мы привыкли, что любой работающий механизм издает какой-то шум. А в фортепиано, тоже представляющем собой механизм, это недопустимо. Никаких скрипов, стуков, щелчков не должно быть. Должна быть только музыка.

Источник

Пианино струны расположены вертикально

Устройство и механика пианино

В устройство пианино входят четыре основные системы:

1. Звуковой аппарат — струнная одежда и резонансный щит пианино.
2. Ударно-клавишный механизм — состоящий из клавиатуры и механики.
3. Педальный механизм.
4. Корпус.

Пианино – это струнно клавишно-молоточковый музыкальный инструмент со звуковым диапазоном до 88 тонов, или 7/2 октав. Струны пианино расположены вертикально, и молоточки ударяют по ним спереди.

Футор пианино
Задняя часть корпуса пианино состоит из прочной деревянной рамы, или футора с распорками (шпрейцами). Футор придает пианино прочность. К верхней, более широкой поперечной раме футора, спереди, приклеивают вирбельбанк (колковая доска). Вирбельбанк – это толстая многослойная доска из прочного, вязкого дерева (бука или клена), в которую вбиты стальные колки, натягивающие струны. Две боковые и две передние стенки корпуса пианино изготавливаются из тонких досок, облицованных шпоном.

Дека пианино
Спереди на футор наклеена краями резонансная дека – это щит толщиной около 1 см, склеенный из нескольких досок отборного прямослойного елового дерева. На обратной стороне деки, перпендикулярно к волокнам дерева, наклеены бруски из высококачественной ели, называемые – рипками. Дека и рипки усиливают звук пианино.

Чугунная рама
Поверх резонансной деки по ее краям, к футору прочно привинчена большими шурупами литая чугунная рама, на которую натянуты струны. В пианино применяется перекрестно – струнная система, в которой басовые струны, идут почти по диагонали из верхнего левого угла корпуса в его правый нижний угол, а струны среднего регистра, лежащие ниже басовых, идут под ними по направлению к нижнему левому углу корпуса.

Штеги пианино
В нижней части пианино струны проходят с двукратным изгибом около вбитых в штеги штифтов их устройство заставляет прижиматься струну к штегутем крепче, чем сильнее она натянута. Оканчиваются струны петлями или ушками на задних штифтах, вбитых в нижнюю пластину чугунной рамы.

Клавиатура
Клавиатура выдвинута впереди корпуса на особой доске (штульраме), поддерживаемой боковыми наружными консолями.

Демпферная система
Устройство демпферной системы и связано с молоточковым механизмом и укреплено на одной станине.

Педальный механизм
Устройство педального механизма состоит из самих педалей, педальных цуг, штоков и регулировочных болтов. Встречаются пианино с двумя или тремя педалями.

Правая педаль
При нажатии правой педали все демпфера поднимаются, все струны освобождены для одновременного звучания.

Левая педаль
При нажатии левой педали отходит подвижной рулейстик, который придвигает все молотки к струнам, оставляя небольшой зазор между струнами и молоточками. Размах молоточков сокращается, при этом удар молоточков по струнам слабый, отчего звуки становятся слабыми.

Средняя педаль
Третья педаль располагается по середине и включает модератор пианино. Во время нажатия этой педали посредством рычагов между молоточками и струнами опускается планка с полоской тонкого мягкого войлока. Молотки ударяют по струнам через тонкую полоску, и сила звука уменьшается во много раз.

Детали корпуса
Спереди корпус пианино закрыт двумя филенками над и под клавиатурой. Клавиатура прикрывается вставленным в пазы боковых стенок бруском фигурного профиля (карнизом) с прикрученными к нему на петлях откидным клавиатурным клапом. На внутренней стороне клапа прикреплен – пюпитр для нот. Верхняя крышка корпуса прикреплена на откидных петлях. При игре эту крышку можно открывать для небольшого усиления звука. Снизу корпуса прикреплены ролики (4 шт.) для более удобного передвижения пианино внутри помещения.

Устройство пианино:
1 — боковые стенки корпуса, 2 — верхняя крышка, 3 — чугунная рама, 4 — вирбели, 5 — резонансная дека, 6 — молотки, 7 — рулейстик, 8 — фенгеры, 9 — клавиатура, 10 — бакенклёцы, 11 — штеги, 12 — рычаг левой педали, 13 — педальные цуги, 14 — педальные лапки, 15 — цокольный пол, 16 — ролики, 17 — модератор.

Пианино, имея те же составные части, что и рояль, отличается от него прежде всего формой корпуса, а также иным расположением и конструкцией внутренних частей.

Даже самая большая по размеру модель пианино по площади деки, величине и массе натяжения струн приблизительно равна роялю малой (кабинетной) модели. Поэтому название пианино большого размера «концертным» является относительным. Струны пианино расположены вертикально, и молоточки ударяют по ним спереди. В звуковом и игровом отношении пианино значительно уступает роялю, который по своим механическим и аккустическим качествам более совершенен и более подходит для серьёзной профессиональной работы.

1 — футор, 2 — вирбельбанк, 3 — резонансная дека, 4 — рипка, 5 — струна, 6 — чугунная рама, 7 — штег, 8 — колки, 9 — штульрама, 10 — боковой консоль, 11 — механизм, 12 — клавиатура, 13 — клавиатурный лейстик, 14 — клавиатурная рама, 15 — педаль, 16 — передача от педалей (шток), 17 — рама верхней филенки, 18 — рама нижней филенки, 19 — клавиатурный клапан, 20 — верхняя крышка, 21 — откидная часть, 22 — задняя рамка, 23 — карниз, 24 — ножка, 25 — цокольный пол.

Задняя часть корпуса — это прочная деревянная рама, или футор с распорками (шпрейцами). К верхней, более широкой раме футора приклеивают вирбельбанк. Боковые и передние стенки корпуса более тонкие. Спереди на раму футора наклеена резонансная дека (очень похожая на рояльную). Поверх резонансной деки, по её краям, пивинчена литая чугунная рама, на которой натянуты струны. В современных пианино почти исключительно применяется перекрестно-струнная система, в которой басовая группа, обвитых медью струн идёт почти по диагонали из верхнего левого угла пианино в правый нижний угол.

Более отличается от рояльного игровой механизм пианино. Механизм помещается над задними концами клавиш, перед струнами. Система демпферов образует единое с молоточковым механизмом, помещена на общей станине, которая может быть полностью вынута из корпуса. Ниже представлена принципиальная схема работы молоточкового механизма пианино.

Механизм пианино с нижними демпферами

В настоящее время наиболее употреблён механизм с нижними демпферами. Он состоит из основного поперечного бруска (1), на котором укреплены шультерные капсюли (2), капсюли (11) нижних фигурных рычагов (10) и капсюли (20) держателей демпферов (21), а также угольники и демпферная штанга (31) для одновременного подъёма от струн всех глушителей при нажатии правой педали.

Устойство молотка пианино

шультер (3), гаммерштиль (4), головка (5), фильц (6), пружинка (7) для облегчения возврата молотка, шультер (3), капсюль (2), контрфингер (8) — добавочный короткий стержень, вклеенный спереди в шультер.

Принцип работы механизма пианино

Нижний рычаг, или фигура (10), качается в капсюле (11) и имеет снизу выступ, который подталкивается головкой пилота, укрепленного на заднем конце клавиши. Иногда фигура соединяется с клавишей при помощи промежуточного стержня — абстракта или же посредством фильцевой прокладки, расположенной между фигурой и абстрактом. На верхней стороне фигура (10) имеет капсюль, в котором качается шпилер (12), отталкиваемый пружиной (13). В состоянии покоя верхний конец шпилера подходит под оклеенный кожей шультер (3). При нажатии клавиши фигура (10) поднимается вместе со шпилером (12); шпилер толкает шультер (3), заставляя головку молотка совершить дугообразное движение и ударить по струнам (29). Несколько раньше момента удара короткое плечо шпилера встречает освобождающую кнопку (16), укрепленную на винте (15), ввинченном в особый брусок (ауслёзерный лейстик), 14; это заставляет верхушку шпилера отклониться вперед и выйти из-под шультера (3). Молоток, не имея более опоры, отскакивает от струн, причем контрфенгер (8) встречается с подушкой фенгера (18) и удерживается ею. В то же время металлическая демпферная ложечка (30), запрессованная в обращенный к струнам конец фигуры (10), отклоняет демпферный рычаг (демпфергальтер) 21, заставляя демпфер отойти от струн и дать им свободу звучания.

При освобождении клавиши фигура (10) опускается вместе со шпилером (12), и он становится на свое место под шультером (3). В то же время укрепленный на переднем конце фигуры (10) стержень (19), на верхушку которого надет сафьяновый язычок бентика (9), оттягивает его, а вместе с ним и молоток назад, способствуя быстрому и полному возвращению молотка в состояние покоя. При этом гаммерштиль ложится на мягкую подушку опорного бруска, или подвижного рулейстика (34), а глушитель, отжимаемый пружиной (22), ложится на струны, прекращая их колебания.

Таким образом, эта система механизма, так же как и английская система рояльного механизма, требует при игре forte в большинстве случаев полного освобождения клавиши для повторения удара. При быстрых повторных ударах возможна, вследствие неполного движения шпилера, полурепетиционная связь между молотком и клавишей, однако она не столь совершенна, как в рояльных механизмах с «мушкой» и, тем более, с двойной репетицией.

Далее хочу попазать вам еще несколько типов механики, используемых в пианино

Источник