Пианино во взрослом возрасте

Как научиться играть на пианино взрослому

Нередко бывает, что тяга к музыке проявляется уже в зрелом возрасте, когда, по всеобщему заблуждению «время уже ушло».

Можно ли научиться играть на пианино взрослому

Люди часто сомневаются в вопросе, можно ли научиться играть на пианино взрослому. Осуществить желание приобщиться к фортепианному искусству мешают убеждения в том, что ум взрослого человека не такой гибкий, как у ребенка, а также в том, что прогресс будет идти слишком медленно и хороших результатов, начав в позднем возрасте, добиться невозможно.

На самом деле, вопреки убеждению, научиться играть на пианино с нуля взрослому в чем-то даже проще чем ребенку. Зрелый человек имеет ряд преимуществ.

Во-первых, мотивация. Чаще всего ребёнок начинает занятия музыкой исключительно под строгим взором родителей, не проявляя совершенно никакой инициативы. Однако зрелый человек самостоятельно принимает решения и, если уж решил начать занятия, значит это действительно ему нужно.

Усидчивость и самодисциплина также очень важны, ведь приходится долгое время изо дня в день уделять достаточное количество времени практике, чтобы добиться результата.

И еще одно важное отличительное качество – абстрактное мышление. Понять музыкальные термины, структуру аккордов, или просто размер ритма (например, 6/4), взрослому значительно легче, чем ребенку.

Читайте также:  Музыкальный лист без нот

Сколько времени уйдёт на обучение

Всё будет зависеть от двух критериев. Для начала, чего именно вы хотите добиться, играя на фортепиано? Научиться играть джаз, или классическую музыку, просто аккомпанировать или обыгрывать популярные мелодии? Научиться играть аккордами можно за полгода, но если серьезно осваивать любую из техник игры, нужно практиковаться во много раз дольше.

Второй критерий — это количество времени, которое вы готовы уделять музыке. Важно заниматься систематически, каждый день уделять этому хотя бы три четверти часа. В этом музыка очень напоминает спорт – нужно постоянно отшлифовывать навыки, иначе результата не будет.

С чего начать

Каждому, кто решил начать заниматься музыкой, нужен инструмент. Когда ребенок идет в музыкальную школу, все преподаватели в один голос трубят, что нужен хороший инструмент, или как минимум настоящее (не электронное) фортепиано, что бы пальцы привыкали к клавишам и динамике звука. Хорошая новость в том, что взрослому это не грозит. Чувствительность пальцев у большинства людей с возрастом пропадает, но ведь и в конкурсе Чайковского вы вряд ли собираетесь участвовать, поэтому на первое время подойдет практически любой синтезатор.

Пальцы и плечи действительно зажаты у большинства взрослых людей, но это отнюдь не значит, что путь к музыке заказан. Конечно, 90% людей начавших после 20 никогда не покажут виртуозной техники, но здесь есть один нюанс – виртуозная техника нужна только для участия в конкурсах. Действительно техничные композиции редко отличаются мелодичностью и используются в основном для демонстрации способностей узкой аудитории слушателей.

Где научиться играть на пианино взрослому

И вот, решение принято, новенький синтезатор в полной боевой готовности стоит возле дивана, а руки так и чешутся начать, но с чего именно нужно начать? Ведь детских музыкальных школ полно, но где научиться играть на пианино взрослому? Вот короткий список:

  • видеоуроки на ютуб;
  • самоучители типа «фортепиано для чайников»;
  • частные музыкальные школы;
  • репетитор;
  • ноты для начинающих.

Вообще, занимаясь самостоятельно, действительно можно добиться впечатляющих результатов, но с преподавателем это будет гораздо быстрее и проще. Например, при постановке кисти просто необходим человек, который будет периодически «бить по рукам», иначе рука останется зажатой, и при переходе на более сложные композиции её можно сорвать.

Взрослому человеку важно найти преподавателя, который сможет подобрать композиции для занятий в интересующем его жанре. С репетитором лучше сразу оговорить, что именно от него требуется. Но нужно учитывать главное: прогресс ученика зависит в большей мере от самостоятельных занятий, а репетитор, или преподаватель, нужен только чтобы направлять, но всё же он нужен.

Отвечая на вопрос, где можно научиться играть на пианино взрослому, более конкретно, хотелось бы порекомендовать нашу Школу Музыки.

Наши преподаватели – истинные мастера своего дела. Они помогут вам постичь искусство игры на фортепиано, начиная с самых азов, развить музыкальный слух и беглость пальцев.

Мы рады видеть наших учеников на занятиях с понедельника по воскресенье, с 10 до 22 часов.

Развиваться никогда не поздно. Есть множество примеров, когда люди, начавшие занятия в тридцать или даже в сорок лет, через какое-то время показывали фантастические результаты. Нет никаких рамок или ограничений, так что если появилось желание играть, не надо задаваться вопросами типа: «возможно ли научиться играть на пианино взрослому человеку» — просто попробуйте и на своем примере убедитесь, что это возможно.

Материалы по теме

В чем разница между пианино и фортепиано

Очень многие, те, кто недавно познакомился с миром музыки, или совсем ничего о нем не знает, часто интересуются у профессиональных музыкантов в чем различие между пианино и фортепиано, ведь с виду они у них совершенно одинаковые.

Как выучить ноты на пианино самостоятельно

Когда-то музыкальное образование являлось необходимой частью воспитания детей, так как знания хотя бы основ игры на инструментах являлось чертой воспитанного и интеллигентного человека.

Как выучить ноты на пианино

Неопытным музыкантам бывает непросто. Хочется быстрее сесть и непринужденно начать играть любимую песню или что-нибудь красивое, но не получается играть даже ноты для новичков.

Источник

Фортепиано для взрослых: никогда не поздно?

Автор фото, Thinkstock

Когда Клеменси Бертон-Хилл вернулась к урокам фортепиано во взрослом возрасте, она обнаружила себя в хорошей компании и решила рассказать об этом BBC Culture.

Не зря говорят: если бы молодость знала, если бы старость могла. Уроки игры на фортепиано – очень хорошее подтверждение этой крылатой фразе.

Оглядываясь назад, я вспоминаю, как противилась обучению игре на этом инструменте и как быстро отказалась от уроков. Сейчас это приводит меня в тихое бешенство: почему, ну почему я не занималась, когда у меня была такая возможность? И почему теперь, когда мне уже за тридцать, я вновь мучительно продираюсь сквозь ноты, испытывая унижение от того, что мне не даются простейшие для меня восьмилетней вещи? Разница между тем, какого результата я пытаюсь добиться, и звуками, которые издает пианино при моем непосредственном участии, вгоняет меня в глубочайшую тоску.

Единственное, что меня может утешить – тот факт, что я далеко не одна. Мои слушатели во время утренней программы на радиостанции Би-би-си Radio 3 часто рассказывают, что вернулись к игре на инструментах, на которых играли в детстве. В их рассказах неизменно фигурируют клавишные.

Главный редактор газеты Guardian Алан Расбриджер недавно опубликовал прекрасную книгу под названием»Играйте вновь: любитель в схватке с невозможным». В ней он описывает, как в возрасте 56 лет попытался за год разучить Балладу №1 Шопена. Более того, совместно с другими известными людьми, вернувшимися к урокам фортепиано в зрелом возрасте (среди них – актер Саймон Расселл Бил и бывший секретарь казначейства в британском правительстве Эд Боллс), Расбриджер решился выступить перед лондонской публикой, чтобы исполнить «Детские сцены» Шумана.

Мазохисты?

Так что же кроется за этой тенденцией? Почему так много в целом вменяемых взрослых людей по доброй воле заставляют себя ежедневно играть гаммы и арпеджио? Почему они задаются пугающим вопросом, достаточно ли гибок мозг взрослого, чтобы освоить и запомнить некоторые из наиболее сложных сочинений в истории музыки?

Автор фото, Thinkstock

Если бы молодость знала. как в старости хочется поиграть на фортепиано

«Это стремление, действующее вопреки всему, – не просто научиться играть, но и преодолеть себя, — считает Люси Пархэм, одна из лучших исполнительниц в Британии, обучавшая Расбриджера играть Шопена. — А преодолевать себя приходится постоянно: всегда найдется более сложная вещь и всегда есть над чем работать. Но не стоит забывать, что фортепиано – ваш друг, который всегда рядом. Чем старше вы становитесь, тем важнее это для вас: то, что вы можете выразить своей игрой, на вашем индивидуальном языке, приобретает особое значение».

Именно так ощущает себя британский актер и режиссер Сэмюэл Уэст. Он рассказал мне, что недавно вновь приобрел себе «настоящее» пианино и впервые за 30 лет начал ежедневно заниматься. «Повзрослев, вы лучше себе представляете себе собственное настроение и можете использовать музыку как способ самовыражения, — говорит Уэст. — Если я могу сыграть небольшую вещь, я лучше себя слышу и могу лучше себя выразить. Это приходит только с возрастом и очень радует».

Уэст также играет на виолончели, но он всегда мечтал научиться играть на фортепиано арию из «Вариаций Гольдберга» Баха. «Мне казалось, что я обязательно должен ее выучить. Она простая и одновременно достаточно сложная, чтобы разбираться с ней до самой смерти. Возьмите Гленна Гульда: он практически никогда не записывал одну и ту же вещь дважды, однако именно к «Вариациям Гольдберга» он вернулся в более позднем возрасте, хотя его исполнение этого произведения в возрасте 23-х лет приобрело широкую известность. Он почувствовал, что еще не все сказал, что хотел».

Автор фото, Thinkstock

Объясните своим детям, что им очень захочется вернуться к фортепиано, когда они станут взрослыми

Разумеется, Сэмюэл Уэст и сам понимает, что с Гленном Гулдом – легендарным канадским пианистом – ему тягаться не стоит. Учитывая многолетнее отсутствие практики, возвращаться к обучению может быть тяжко – разве нет?

«Я удивился, как много помнили мои руки, — рассказывает Уэст. — В детстве учишься быстрее, твои руки проворнее, все дается гораздо проще; во взрослом возрасте тебя подавляет страх того, что для достижения относительно приличной формы потребуется бесконечно долго заниматься. Но результат того стоит: у меня есть вещь, которую я хотел выучить, я сам научился ее играть и получил от этого большое удовольствие. Даже если постановка пальцев у меня так себе».

Ключ к счастью

Начинающему пианисту проще получить удовольствие от игры, чем неопытному скрипачу или виолончелисту – ведь клавиши отзываются на простое нажатие. Освоить все 88 клавиш фортепиано в совершенстве весьма не просто, но по крайней мере, опуская палец, вы точно знаете, какая нота прозвучит. «На пианино можно играть небольшие произведения на хорошем уровне, потому что вам не нужно думать о настройке и попадании в ноты, — говорит Люси Пархэм. — Поэтому обучение идет несколько проще, и ученикам оно нравится с интеллектуальной точки зрения. В детстве на инструменте обычно учатся играть потому, что мама отправила в музыкальную школу. Но когда берешься за обучение во взрослом возрасте, то платишь за это собственными деньгами и временем».

Автор фото, Thinkstock

Наслаждение от игры на фортепиано можно получать в любом возрасте

Пархэм упоминает и «антистрессовый» элемент. Она рассказывает об одном своем ученике – банкире, который по работе постоянно находится в разъездах, но при этом разучивает сложнейшую сонату Шуберта. «Вместо того, чтобы читать в самолете бесконечные электронные письма, он загрузил себе в iPad ноты и изучает их. Ему это очень нравится», — отмечает она.

Сейчас многие увлечены концепцией «психической вовлеченности» – в том числе, говорят, и теннисный чемпион Новак Джокович. Расбриджер, что характерно, говорит о пианино примерно в таких же терминах. По утрам он играет на фортепиано перед тем, как отправиться в офис – и замечает, что получает заряд бодрости и ясности на остаток дня. «Кто-то предпочитает йогу, пробежку или поход в тренажерный зал. А на меня аналогичный эффект оказывают 20 минут игры на пианино. Начав с них утро, я готов практически к любой неожиданности. А если не поиграешь, то работать становится труднее».

Этот эффект имеет строго научное объяснение. Рэй Долан, один из многих ученых-неврологов, с которыми общался Расбриджер в попытке понять, что происходило в его голове в период увлечения Шопеном, поясняет, что когда тот садится за пианино, его мозг освобождается от «конкретного» стиля мышления, преобладающего в его работе. Это полезно не только для мозга, но и для тела. Дни, начинающиеся с пианино, проходят спокойнее и гармоничнее.

Но, пожалуй, главное во всем этом – сама радость от игры. На мое решение вернуться к фортепиано повлияли в том числе и разные приятные случаи, которые происходили, когда я проходил мимо уличных пианино – художник Люк Джеррам расставил их в Нью-Йорке в рамках проекта «Поиграй, я твое», запущенного в Лондоне в 2009 году и оказавшегося очень успешным; потом такие пианино появились и на улицах других городов мира.

«Фортепиано – это потрясающий объединяющий фактор, способный сводить людей вместе, даже если вы можете сыграть только простейшую мелодию, — говорит Пархэм. — Мне грустно наблюдать, что взрослые люди не хотят этим заниматься, опасаясь, что у них ничего не получится. К спорту никто так не подходит: когда люди берут теннисную ракетку или пинают футбольный мяч, они понимают, что вряд ли станут Энди Маррэем или Дэвидом Бекхэмом. Я хочу запустить кампанию обучения на пианино с лозунгом: «Просто попробуйте!»

Источник

Взрослым проще научиться играть на музыкальном инструменте, считает эксперт . То, что маленький ученик освоит за несколько лет в хорошей музыкальной школе, взрослый, занимаясь с репетитором и выполняя домашние задания, сделает за полгода. Не верите?

Если одним словом — да, а если требуются подробности, читайте дальше!

Отчего взрослому проще научиться играть

  • Мотивация и самодисциплина — это именно то, что необходимо при постижении абсолютно новой системы понятий. Конечно же, у взрослых мотивации иногда хватает ненадолго. Но у детей её может и абсолютно не быть, она может подменяться страхом ослушания. Всё-таки осознанное решение взрослого человека, привыкшего работать, это совсем другое, нежели детские капризы «будем — не будем».
  • Умение оперировать иностранными терминами: у взрослых оно более развито. А музицирование — отнюдь не хаотичное следование за фантазией. Когда взрослый читает в учебнике по теории музыки заумное предложение, предварительно разобрав значения непонятных слов, ему понять смысл легче, чем ребёнку, который не уверен, на родном ли языке написан данный пассаж.
  • Время обучения применяется рациональнее: если ребёнку необходимо взбодриться, отвлечься, сделать перерыв, сосчитать барашков и открутить гайку, то со взрослым таких проблем не возникает. Репетитор не должен подыскивать приёмчики для удержания внимания.
  • Предпочтения: взрослый человек обычно не стесняется задавать вопросы и просить нравящийся ему репертуар. Дети же могут стойко ненавидеть выбранные музыкальные произведения, но так же стойко об этом умалчивать. А ещё взрослый не постесняется признаться в том, что чего-то не понял.

Поэтому то, чему маленький ученик обучится за несколько лет в хорошей музыкальной школе, взрослый (при занятиях с репетитором и выполнении домашних заданий) сможет сделать приблизительно за полгода.

Теперь о минусах

  • Основной минус — это неверие в себя. Подобное декадентство совершенно неведомо маленькому ученику, который захотел что-то сделать и начал свою идею реализовывать.
  • Цейтнот: у взрослого это запутанная личная и профессиональная жизнь, а у ученика школа. Взрослые без давления извне ломаются быстрее.

Наверное, нужно хотя бы попробовать, ведь всегда можно отказаться от продолжения занятий. Музыка не настолько сложная наука, которой нужно заниматься ровно с 5 лет, чтобы добиться хоть какого-то результата. Ведь игра песен в своё удовольствие требует всего пары месяцев предварительных занятий.

Нужен репетитор по фортепиано?

Как выбрать подходящего педагога

Преподаватель должен иметь опыт интенсивного обучения взрослых с нуля. Лишь единицы среди взрослых, обременённых семьёй и работой, продолжают заниматься больше года своими новыми хобби. Но это не должно быть поводом для уныния, так как взрослому человеку нужно в разы меньше времени, чтобы научиться чему-то новому. Для маленького ученика непонятно всё: и термины, и движения, и путь логического постижения, а взрослый за тот год, что всё-таки выделит на учебу, освоит столько, что сможет полностью подготовленным отправиться в дальнейшее путешествие без проводника.

Впервые статья опубликована на сайте «Ваш репетитор»

Услуги специалистов на PROFI.RU

Музыка более 2 500 репетиторов
Сольфеджио более 2 500 репетиторов
Обучение игре на фортепиано более 2 600 репетиторов
Обучение игре на синтезаторе более 150 репетиторов

Репетитор по музыке,
сольфеджио, фортепиано.
Опыт преподавания — 6 лет.

Вам также могут понравиться

Фото недели: идеи вкусных новогодних подарков

Как заменить диджея и не облажаться

5 комментариев

Согласен со многими пунктами статьи. Однако, добавил бы еще, что у ребенка гораздо бОльшая способность впитывать новую информацию, нежели у взрослых. Это подтверждает, что младенцы с легкостью без малейшего акцента за пару лет выучивают ЛЮБОЙ язык мира. Взрослому такое и не снилось. Хотя плюсы при обучении взрослых отметать тоже нельзя. Короче начинать надо в любом случае — хуже не будет ))

Научить играть с нуля можно хоть ребёнка, хоть взрослого, буде мотивация была. У меня занималась дама крепко за 60, за 9 месяцев освоила программу 3-4 класса ДМШ.
Большинству взрослых спортивные (конкурсные) рекорды скорости и количеству нот на единицу времени не нужны, но вот только с клиентами имеет смысл быть честными: руки придётся разрабатывать, и много. Секреты мастерства, овладение тонкими фортепианными приемами возможны только при регулярных занятиях и отработке материала самостоятельно, для чего у детей больше возможностей. Хотя есть в моей практике человек за сорок, с которым дошли от повторения азов курса общего фортепиано школы до Мендельсона и Шопена где-то за год. Было бы желание 🙂

Взрослые действительно быстрее осваивают материал,чем дети,но и чаще детей не достигают своей мечты,ввиду быстро спадающей мотивации,различных жизненных проблем и.т.д.Да,детей зачастую заставляют родители помимо их воли,но и результат значительно выше.Детям действительно осваивать инструмент дольше и труднее,но у них и нет таких отвлекающих факторов,как у взрослых.Поэтому,судите сами..

Мне 35. Год назад начал учиться играть на гитаре (потому что всю жизнь об этом мечтал, но не складывалось). В музыкальную школу не ходил. Более того, я до сих пор путаюсь в названии нот, т.к. в гитаре они практически не используются (нужно знать аппликатуру аккордов и уметь играть по табам).

Начал с того, что пришёл на групповые занятия, где были 16-, 18- летние ребята… Потом я принял решение — заниматься индивидуально с репетитором. Но за те 3 месяца что мы все учились с нуля, на курсах 16-летние ребята выучились играть примерно также как я за год.

В 35 мозги уже не так работают. На усвоение аналогичного материала нужно в 3 раза больше времени.

Более того, сейчас я чётко понимаю, что сложные гитарные произведения для меня — от слова «никогда». Но простые песни тренькать аккордами — это вполне достижимо. А если ещё и вокалом позаниматься — вполне сойдёт спеть в компании друзей у костра.

В моём случае самое страшное — совсем потерять мотивацию. Потому что работа, семья, дети и прочие обстоятельства «камнем тянут вниз». Мне очень важно, чтобы преподаватель ставил мне реальные достижимые цели, чтобы я видел движение и «свет в конце тоннеля».

Учиться можно, но не думайте, что это будет легко. Делите все ваши мечты и «хотелки» на 3 — вот реально то, что вы успеете достигнуть. Главное не стоять на месте и хоть по чуть-чуть, но двигаться вперёд!

35 лет, и Вы уже считаете себя пожилым человеком для изучения музыки? 35 лет — это самый расцвет мужчины, пик всех сил и возможностей. Мне 53 года и начал изучать фортепиано, совершенно четко представляю себе произведения, которые хотел бы разучить и как их играть. Тот же рок и рок-н-ролл. Вот и мотивация. А из Вашего поста я и не понял, для кого Вы учитесь — для себя или для друзей возле костра? Могу посоветовать больше смотреть ролики Youtube и войти в интернет сообщество гитаристов любителей Вашего возраста. Удачи!

Источник

Оцените статью