Пианино знаменитый шотландский инструмент

Шотландские музыкальные инструменты: что мы знаем кроме волынки?

Когда речь заходит о Шотландии, то сразу на ум приходят мужчины в клетчатых шерстяных юбках, мрачные горы, вересковые пустоши, пронзающий ледяной ветер, крепкий виски и, конечно же, громкая и звучная волынка. Одних она раздражает, тревожит и вносит беспокойство в душу, другим ее звуки напоминают о чем-то неуловимом, но очень близком, родном. Для самих шотландцев звук волынки — это отголоски истории, прошлого, связь с корнями, которая не теряется в веках, а становится сильнее с каждым новым поколением. Для простого обывателя неизменно одно — шотландская волынка никого не оставляет равнодушным.

Шотландская волынка

Волынка – самый популярный и знаковый элемент Шотландии. Хотя она и не является исконно шотландским музыкальным инструментом (волынка была завезена викингами), именно этот «мешок с трубками» прославил Шотландию наравне с килтом.

Как и все шотландские музыкальные инструменты, волынка создана из подручных материалов. Чаще всего ее изготавливают из козьей или овечьей шкуры, вывернутой наизнанку. Из кожи делают некое подобие мешка, который наглухо зашивается со вставленными в него пятью трубками. Через одну верхнюю в волынку подается воздух. На нижней находятся отверстия для изменения звуков. Три верхних эти самые звуки и издают.

По своему звучанию волынка не похожа ни на один музыкальный инструмент. Может быть, именно это и делает ее такой уникальной.

В старину каждый клан имел собственного волынщика, который сопровождал все праздники, мероприятия и походы вождя.

Средневековые шотландские волынщики воспроизводили протяжные мелодии с трудно уловимой формой. Этот вид музыкальных произведений до сих пор носит название Пиброх (Piobaireachd) и на сегодняшний день является хрестоматийным материалом, написанным специально для шотландской волынки.

Сквозь века

Не всем известно, но шотландские музыкальные инструменты не ограничиваются одной волынкой. Этот инструмент лишь более популярен, разрекламирован и чаще используется на национальных праздниках. Логично предположить, что население этого края изобретало и другие музыкальные инструменты, поднимавшие не только боевой дух во время сражения, но и обладающие сигнальными и развлекательными свойствами.

Карникс

Достаточно редкий шотландский народный музыкальный инструмент — это карникс. Сейчас на нем, к сожалению, не играют. Последний раз он пел почти 2000 лет назад. Сейчас экспонаты, найденные археологами, хранятся в национальном музее Шотландии. Карникс, как и волынка, отличается очень мелодичным звучанием. Но если волынка порой раздражает своей «писклявостью», то карникс обладает очень нежным, бархатистым звучанием. Он так же печален, но в нем слышатся шум ветра, обитающего в горах Хайленда, запах костра и вкус соленого северного моря. Так же, как и волынка, карникс изготавливался из природных материалов, а точнее из оленьего рога. Основным его предназначением была подача боевого сигнала.

Вистл

Еще один шотландский духовой музыкальный инструмент – вистл. По виду, да и по своему звучанию, больше напоминает флейту. Временные рамки его происхождения точно не известны. Казалось, он был всегда. В отличие от карникса, вистл используется до сих пор. Особенно он любим в ирландском народном творчестве. Вистл — очень самобытный шотландский музыкальный инструмент. Название его в переводе означает «жестяной свисток».

Что объединяет духовые Шотландии?

Необычной магией звучания обладают все шотландские музыкальные инструменты. Знаменитый бурдонный (тянущийся) тон сформировался в результате использования натуральных материалов. А вековая трансформация как внешнего вида, так и материала привели к тому, что, скажем, та же волынка стала настолько родной шотландскому населению, что за последние 300 лет без нее не проходил ни один военный парад или какое-либо значимое событие.

Шотландские музыкальные инструменты, среди которых сумкодудка (англ. bagpipe ) занимает господствующее положение, отличаются своей простотой и мелодичным звучанием. Кроме того, они все имели практическое назначение. Передавали сигналы, поднимали боевой дух или просто радовали в минуты отчаяния.

Источник

88 магических клавиш: внутренние секреты роялей Steinway & Sons

Рояли Steinway & Sons с середины XX века фактически стали эталоном в музыкальной индустрии: они участвуют в большинстве крупных фортепианных концертов и студийных звукозаписей. Причиной тому яркость и мощность звучания, рассчитанного на большие залы. Впрочем, любители относятся к «стейнвеям» не менее трепетно, чем профессионалы. А кроме того, свыше 160 консерваторий, колледжей и музыкальных школ в мире укомлектованы инструментами исключительно этой марки.

Стоимость их довольно высока: самый обычный серийный рояль стоит около 100 000 евро. Помимо этого, выпускаются специальные лимитированные серии, о которых мы расскажем подробнее.

Не все любители музыки знают, что у американской компании Steinway & Sons не одна, а целых две фабрики: в Нью-Йорке и Гамбурге. И что основателем компании был немецкий иммигрант Хайнрих Энгельхард Штайнвег. Когда-то он в Германии занимался изготовлением фортепиано (под названием, конечно же, Steinweg), в 1850 году эмигрировал в Америку, через три года основал в Нью-Йорке компанию по производству роялей Steinway & Sons, а затем официально сменил имя на более благозвучное для американского слуха — Генри Э. Стейнвей.

Рояли новой компании были весьма продвинутыми, в них постоянно что-то улучшалось с технической и акустической точек зрения: почти половина из 128 запатентованных компанией изобретений были сделаны двумя первыми поколениями семьи Стейнвеев. Например, патент на чугунную раму рояля получен еще в 1885 году.

Чтобы выйти на европейских клиентов, желавших приобрести фортепиано Steinway, но при этом избежать высоких европейских налогов на импорт, в 1880 году сыновья Стейнвея основали фабрику в немецком городе Гамбурге. В 1890 году компании удалось стать поставщиком двора английской королевы Виктории, а затем эти инструменты «пришлись ко двору» правящих семей Италии, Норвегии, Персии, Португалии, Румынии, Испании, Швеции и России. Фабрики Steinway & Sons в Гамбурге и Нью-Йорке регулярно обменивались опытом и продолжают делать это по сей день. В Германии изготавливаются 7 моделей роялей (они отличаются размерами) и 2 модели пианино.

Steinway & Sons в цифрах:

12 000 — число деталей инструмента

88 — число клавиш

1 год — средний срок производства рояля,

100 дней — столько рояль «расслабляется» после изготовления (при 29,5 градусов Цельсия и 45% влажности)

Самый дорогой рояль в мире был создан в 2008 году под заказ на фабрике Steinway & Sons в Гамбурге. Его стоимость составила 1,2 миллиона евро.

А самым дорогим пианино стал инструмент, изготовленный на той же фабрике фабрике в Гамбурге в 1970 году — тогда его приобрёл Джон Леннон, причем всего за $1500. Он на нем сочинил и записал знаковую песню Imagine. Это пианино присутствует в фильме, снятом в доме Леннона в Англии в 1971 году: в том эпизоде, где Джон поёт Imagine своей жене Йоко Оно. В 2000 году пианино, ставшее знаменитым, было выставлено британским коллекционером на аукцион, и его приобрел Джордж Майкл, предложив 1,67 млн британских фунтов ($2,1 млн).

С конца XIX века в компании существует отдел искусства: здесь создаются инструменты ограниченных серий в коллаборациях с художниками, дизайнерами или даже компаниями (мы обнаружили рояль, созданный совместно с Lalique). В 2003 году в честь 150-летия Steinway & Sons уникальное пианино, названное «S.L.E.D.», создал дизайнер Карл Лагерфельд, уроженец Гамбурга: это пианино было выполнено в драматическом сочетании красного и черного цветов. Через 10 лет известный американский дизайнер мебели Дакота Джексон создал пианино «Arabesque» из индонезийского макассарового дерева, и оно в 2014 году получило престижную премию в сфере дизайна — Red Dot Awards.

Интереснейший рояль в 2017 году был посвящен великому русскому композитору Модесту Мусоргскому и его циклу фортепианных пьес «Картинки с выставки». Идея оформления принадлежала пианисту с титулом Steinway Artist Полу Уайзу. Интересно, что Пол Уайз — не только пианист, но и известный североамериканский художник-портретист (его работы висят в Национальной Портретной Галерее, в Смитсоновском Институте и в Палате общин Канады).

Над этим роялем компания работала более 4 лет, и это первый инструмент Steinway & Sons, посвященный музыкальному произведению. С помощью звучания рояля Steinway и своих картин на нем Уайз приглашает зрителей в многомерное путешествие. Корпус и крышка рояля расписаны маслом, на них изображены образы русской музыкальной истории и фольклора. Уникальные ножки выполнены в виде избушки Бабы Яги. «У этого рояля своя собственная жизнь, — подчеркивает Уайз, — Для меня это попытка понять загадочную русскую душу и все ее грани: сказки, были, историю и увлекательную политику, которые соединяются удивительным и вместе с тем драматическим образом воедино».

В апреле этого года компания Steinway & Sons представила рояль Lang Lang Black Diamond («Черный бриллиант Лан Лана»). Инструмент был специально создан для американского пианиста-виртуоза китайского происхождения Лан Лана. Работать над дизайном пригласили давнего друга компании — Дакоту Джексона. «Черный бриллиант» получил название за блеск и отражения поверхностей, а также бесконечную игру бесконечных звуковых возможностей, перекликающуюся с манерой исполнения Лан Лана. Дизайн Black Diamond Lang Lang совмещает в себе элегантность классического черного эбенового дерева и дерева макассар с его насыщенной глубиной. Три тонких силуэта в форме бриллианта — на ножках, крышке и обратной стороне корпуса. Небольшой силуэт бриллианта выгравирован в серебре над клавиатурой.

Специальный выпуск Black Diamond ограничен 88 роялями (по числу клавиш) модели B и дополнительными 8 концертными роялями модели D с отделкой из эбенового дерева мaкассар. Все модели оснащены новейшей технологией Spirio R.

Что же такое технология Spirio, одним из первых почитателей которой оказался Лан Лан? Не случайно ею оснащена модель его имени. Это инновационная система воспроизведения музыки на фортепиано в высоком разрешении, которая позволяет записывать свою собственную игру и затем воспроизводить её на том же самом фортепиано.

Принципиальное изобретение Spirio состоялось 70 лет назад, но с тех пор эта система постоянно совершенствовалась компанией в соответствии с техническим прогрессом. Деликатный акцент громкости звука, тонкая фразировка, мягкие перепады и громоподобные фортиссимо не представляют никакого труда для Steinway Spirio. Скрытые от глаз детали устройства воспроизведения (это несколько сотен «ключей» к каждой клавише) незаметны при прикосновении или во внешнем облике фортепиано. Это подтверждается тем, что фортепиано с системой Spirio используется, помимо записи, так же, как и любое другое обычное фортепиано — просто для игры на нем.

Сегодня система, контролируемая через iPad, создает новые способы взаимодействия с инструментом и наслаждения музыкой. Например, Spirio обладает собственным музыкальным каталогом выступлений великих музыкантов разных жанров, от классики до джаза, в высоком качестве. Причем эта система совмещена с видеозаписью того или иного выступления (такая кропотливая работа по «переводу» видео- и звукозаписи в Spirio занимает несколько месяцев). В итоге во время воспроизведения складывается ощущение — магическое, но вместе с тем даже чуть пугающее, — что специально для владельца «стейнвея» в этом пространстве играют Владимир Горовиц или Телониус Монк.

Полный каталог выступлений Steinway предоставляется покупателям в комплекте к покупке Steinway Spirio без дополнительных взносов и (впервые в индустрии воспроизведения игры фортепиано) обновляется каждый месяц. Увлекательное и простое в использовании приложение для Steinway Spirio обеспечивает доступ к библиотеке выступлений музыкантов мирового уровня.

«Драгоценности короны Steinway» — это серия инструментов с использованием виниров из редких сортов древесины. Фортепиано этой серии уходят от традиций полировки черного эбенового дерева в пользу использования необычных, визуально запоминающихся виниров. Используется палитра ярких цветов и драматических оттенков на тщательно отобранных редких сортах древесины. Компания демонстрирует мастерство специалистов, а клиенты понимают, каким уникальным инструментом они обладают.

Древесина для виниров — это индонезийское макассаровое дерево, восточно-индийское розовое дерево, кевазинга бубинга, янтарное дерево, красное дерево, индийское яблоневое дерево. В каждом отдельном случае древесина отбирается и приобретается специалистами Steinway по дереву из надежных источников и обрабатывается экспертами для подготовки производства фортепиано.

Тонкость каждого отдельного винира составляет всего лишь 0,5 мм: он на ощупь как тонкая бумага. Перед нанесением винира мастера обеспечивают идеальную стыковку пластин от одного края к другому, включая скошенный угол крышки инструмента.

В шоуруме фабрики в Гамбурге выставлены рояли и пианино разных размеров, из разных пород дерева, разной стоимости. Но всех их объединяет прекрасное качество, великолепный звук и то, что сделаны они людьми, искренне любящими свое дело.

Чтобы убедиться в этом, можно съездить в гости к Steinway & Sons. Правда, экскурсионные туры сейчас проводятся только на фабрике в Нью-Йорке, но индивидуальные туры для клиентов возможны и в Нью-Йорке, и в Гамбурге. Впрочем, для начала можно и не отправляться так далеко, а посетить шоурум Steinway & Sons в подмосковном Красногорске и почувствовать, какую атмосферу создают лучшие в мире концертные рояли.

Источник

Что такое волынка и в чем ее особенности?

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Волынка — музыкальный духовой инструмент, традиционный для многих европейских стран. В Шотландии он считается главным национальным инструментом.

Особенности

У каждой отдельной народности волынка имеет ряд конструктивных отличий, при этом по принципу все устройства одинаковы. Представляет собой воздушный резервуар, выполненный из целого куска шкуры (пузыря) парнокопытного животного, снабжённый верхней трубкой для задувания воздуха и несколькими игральными трубками снизу. Мешок шьют из телячьей либо козьей кожи, но иногда используют лосиную, овечью, коровью и даже кенгуриную. Он должен быть сделан герметично, чтобы хорошо удерживать воздух. Иногда мешки делают из синтетических материалов.

Вдувная трубка прикреплена к мешку сверху деревянными цилиндрами. На ней имеется запирающий клапан, не выпускающий воздух обратно. Мелодическая трубка называется чантер и выглядит как флейта, на которой волынщик играет музыкальную композицию. Трубка с нескольким игровыми отверстиями прикреплена к резервуару снизу. Изнутри она оснащена тростью, спрятанной в сток. Монотонный фоновый звук создается бурдонными трубками, т. н. дронами.

История

Есть версия, что волынка – национальный инструмент шотландцев. Но этот факт не имеет исторического подтверждения – где и когда ее придумали, пока что достоверно неизвестно. По некоторым сведениям, родиной инструмента является Шумер, а другие предположения трактуют, что он родом из Китая, в котором существовал уже в 5 в. до н. э. Письменные упоминания о подобии волынки встречаются у комедиографа Аристофана, жившего в Древней Греции в 400-х гг. до н. э.

Помимо того, известно, что о волынке знали уже при императоре Нероне. Жестокий правитель страстно увлекался игрой на своеобразном инструменте и с упоением слушал его мелодии. По одной из версий, схожий по конструкции инструмент археологи нашли на раскопках в районе предположительного нахождения древнего города Ур. Инструмент передвигался с музыкантами по всему свету. Он присутствует во многих государствах.

По Руси славянская волынка странствовала со скоморохами и сопровождала поводчиков медведей до тех пор, пока не стала опальной. Когда волынка пришла именно в Шотландию, доподлинной информации нет. Но имеются предположения, что в период Крестовых походов она оказалась в Англии и потом на землях Ирландии, а в дальнейшем уже очутилась в Шотландии, где за свою громкость не сразу приглянулась коренному населению, а уже после прочно вошла в их жизнь.

Особое почтение волынке проявляли в горах Шотландии, где порядком эволюционировала и обрела статус национального музыкального инструмента. В ходе эволюции у нее появилась дополнительная трубка с 8-ю отверстиями для воспроизведения мелодии и дополнительная укороченная трубочка для заправки воздуха в резервуар. В Шотландии мелодия волынки доносилась отовсюду: в торжественные моменты и на похоронах, и на свадебных церемониях, и в зоне военных действий. Шотландцы верили в «святую» силу мотива волынки и использовали его против «злых духов».

Во многих городах страны волынщики оповещали горожан о начале и завершении рабочего дня. Работать волынщиком считалось очень почетной миссией.

Искусство исполнения мелодии и изготовления инструментов передавалось по наследству. Наряду с тем, в истории Шотландии не все всегда волынка была в почете. Были времена, когда ее объявляли порождением сатаны и подвергали опале. В XVIII столетии шотландцы переживали тяжелые времена, а волынка была под запретом указанием английских властей. При этом горцы указ игнорировали и своим традициям не изменяли. Вето длилось полвека. Рост британских владений вынудил английскую армию экстренно заняться формированием шотландских полков. Волынка вновь стала неизменным атрибутом шотландцев, наравне с барабаном она всюду сопровождала шотландских солдат в английской армии.

Волынка – всемирно популярный духовой музыкальный инструмент, разновидностей которого существует великое множество. Фактически у каждой нации имеется свой вариант, изготовленный из разнообразных материалов, с разным числом трубок. Принцип конструкции инструмента всегда одинаковый, но у каждой нации он отличается особенностями.

Шотландская

Эта волынка наиболее популярная и узнаваемая в мире. Свой национальный инструмент шотландцы именуют highland bagpip – «горной сумкой с трубками». Бэгайп представляет собой емкость из изнанки шкуры овцы, на который крепятся трубки: 3 шт. бурдонные, 1 шт. с отверстиями для мелодии и укороченная, для поступления воздуха. Сила звукового давления в этом инструменте – 108 дБ. В горах либо на открытой местности звук способен разноситься на 6 км.

Русская

Волынка слыла популярным инструментом и среди славян. Для ее изготовления брали баранью либо воловью (так пошло название инструмента) шкуру, крепили сверху трубку для нагнетания воздуха, снизу — пару басовых дудок для монотонного фона и дополнительную мини-дудочку, на которой наигрывалась мелодия.

Другая версия истории названия «волынка» связана с племенами волынян, живших в IX-XI вв. в Киевской Руси. Из-за того, что название волынки очень схоже с названием племени, некоторые исследователи решили, что инструмент назван в честь волынян. В высшем свете волынку игнорировали, считая, что подобная мелодия лишена гармонии и звучит невыразительно.

Инструмент считался простонародным и не вызывал всеобщего интереса. Постепенно его вытеснили гармонь и баян.

Французская

Французы называют свою национальную волынку «мюзет» или «корнемюз». Преимущественно мех инструмента изготавливают из ткани. Его изображения присутствуют на изображениях праздников крестьян работы немецких, голландских и фламандских мастеров, датированных XVI—XVII вв. В ренессансной живописи, освещающей светские темы, волынке определены фаллические ассоциации. Подобный, но более завуалированный смысл имела мюзетта при французском дворе в XVII—XVIII вв. Персонажи с картин типа «Галантных празднеств» эпохи Рококо изображаются играющими на мюзетте.

Украинская

«Дуда» либо «коза» – украинское и польское название легендарной волынки. На Украине инструмент появился на 200 лет раньше, чем в Шотландии. Вероятно, «козой» его нарекли за характерное звучание и изготовление из натуральной шкуры этого парнокопытного животного. При этом украинскому инструменту досконально придают схожесть с парнокопытным и внешне: покрывают шкурой, оформляют козьей головой из глины, а трубки венчают копытами. Такие экземпляры встречаются по сей день в Словацком, Польском, Лемковском, Чешском и Буковинском карпатских регионах. Козью голову там принято делать из дерева и украшать рогами. Название «волынка» связывают с Волынской областью, поскольку слова являются однокоренными.

Болгарская

Здесь волынку называют «гайдой». Она отличается от аналогичных инструментов тем, что в резервуаре проделано отверстие, которое волынщик закрывает в ходе игры указательным пальцем.

Мордовская

Во время исполнения мелодии высоту звука бурдонов возможно изменять. Для этого на бурдонной трубке есть три игральных отверстия. Игральные трубки на инструменте съемные, поэтому могут использоваться по отдельности, в качестве независимых музыкальных дудок.

Другие

Свои особенности есть у кельтской, ирландской, итальянской и испанской волынок. То же самое можно сказать о мордовском, армянском, чувашском, белорусском инструментах. У литовцев такой инструмент зовется «лабанора дуда» или «дудмайшис». Грузинская волынка с двумя мелодическими трубками называется «гудаствири» либо просто «ствири».

Эстонская волынка известна как «торупилль». Мешок для нее изготавливается из овечьей шкуры. На ней насчитывается 3-5 трубок.

Чувашский вариант «шапар» отличается металлическими трубками. Марийский «шувыр» – пара мелодических трубок, позволяющих исполнять двухголосные мелодии. Воздушный резервуар изготовлен из бычьего пузыря.

Эстонская волынка тоже своеобразна. В качестве мешка служит желудок либо мочевой пузырь крупного животного, например, морского котика. На ней обычно 1-2 бурдонных трубки, флейта в роли голосовой трубки и еще одна трубчатая деталь для заполнения емкости воздухом. Некоторые волынки сконструированы таким образом, что надуваются не посредством рта, а мехом, что приходит в движение одной рукой. Для примера можно привести ирландский инструмент Uilleann Bagpipe. Его современный вид окончательно сформировался к концу XVIII в. Эта волынка – одна из самых сложных по своим параметрам.

Звучание

Существует поверье, связанное с волынкой, якобы от ее звука исходит магическая сила, а голос инструмента сравним с гортанным пением, которое воспроизводит человек. Тембр у инструмента непрерывный и резкий, разносящийся по воздуху на много миль вокруг, не остающийся незамеченным.

Волынка – многоголосый инструмент, исполняющий звучную мелодию на фоне однообразной гармонии, исходящей из бурдонных трубок. Низкий и резкий звук гнусавого тембра создается таким образом: через мундштучную трубку музыкант загоняет воздух в мешок и нажимом локтя переправляет поток к трубкам, параллельно закрывая подушками пальцев игральные отверстия на корпусе чантера. Для волынки характерны фриоритурные украшения и краткие трели. Диапазон весьма скуден, зависимо от вида инструмента возможна одна либо две октавы.

Воспроизводить мелодию на волынке совсем непросто, ранее считалось, что это по силам лишь крепко сложенным мужчинам, но в нынешнее время волынка увлекает и женщин.

Как играть?

Через клапанную трубку кожаный (синтетический) мешок заполняется воздухом посредством мехов или выдыханием через рот. Потом клапан захлопывается, не пуская воздух двигаться обратно по трубке. Воздействуя рукой на мешок, волынщик выгоняет из него воздух в трубочки со специальными язычками. От их колебаний и получается определенное звучание. Чем больше присутствует бурбонов, тем более разнообразной получается игра. Стандартно в волынке от 1 до 4 бурбонов для создания фоновой мелодии.

Интересные факты

В современное время волынку можно услышать только в составе национальных шотландских и ирландских оркестров. Звук ее настолько звонкий и пронзительный, что играть рекомендуется не более 30 мин. в день. В Беларуси волынку называют «дудой», в Армении она известна как «паркабзук» либо «тик», у молдаван и румынов он зовется «чимпа», в Германии – «закпфайфе» либо «дудельзак», у англичан – «бэгпайп», а у голландцев – «дуделзак».

Источник

Оцените статью