Пикгард для акустической гитары что это

Накладка — Pickguard

Накладка (также известная как scratchplate ) представляет собой кусок пластика или другого (часто ламинированный ) материала , который размещен на теле гитары , мандолину или аналогичного щипнувшего струнный инструмент . Основное назначение накладок — защитить отделку гитары от царапин медиатором .

Помимо практических целей, накладки также могут использоваться для украшения и часто имеют цвет, контрастирующий с цветом корпуса гитары (популярные варианты — белые накладки на более темных гитарах и черные накладки на более светлых гитарах). Помимо пластика, другие материалы для накладок могут включать акриловое стекло , стекло , фанеру , ткани, металл и разновидности перламутра / перлоида . У дорогих гитар могут быть роскошные накладки из экзотических пород дерева, меха, кожи, драгоценных камней, драгоценных металлов, перламутра и жемчуга морского ушка.

Накладка — очень распространенное место для автографа , так как накладка с подписью может быть легко снята и перенесена на другую гитару или продана отдельно как памятный предмет.

Содержание

Типы накладок

Накладки бывают разных дизайнов и форм, но дизайнеры обычно стараются соответствовать дизайну грифа и накладки. Оба могут использоваться для включения логотипов , брендов и / или элементов стиля производителя / клиента.

Акустические гитары

Агрессивное бренчание медиатором может легко повредить полированную поверхность деки гитары. Накладки на акустические гитары обычно изготавливаются из тонких (2 мм) листов пластика (например, ПВХ ), прикрепляемых клеем прямо под звуковым отверстием . Материал не должен быть чрезмерно толстым или тяжелым, так как это может уменьшить вибрацию деки и изменить тон или громкость инструмента. Хотя это не работа для новичков, сильно поцарапанную накладку можно было снять и заменить гитарным техником или мастером по изготовлению гитар . На некоторых старых гитарах Martin довольно часто можно увидеть черную накладку, скручивающуюся вверх по краям, в местах разрыва клеевого соединения между пластиком и деревянной крышкой. Обычно это не вызывает проблем и усиливает «характер» инструмента.

Читайте также:  Ноты винтаж фоны для

Твердотельный электрический

Пластиковые накладки в стиле Fender обычно устанавливаются на твердотельные электрогитары, такие как Fender Stratocaster и Fender Telecaster (и их многочисленные реплики), и часто покрывают большую площадь верхней поверхности, поскольку гитары Fender расположены спереди. Большинство электронных компонентов гитары (звукосниматели, потенциометры , переключатели и проводка) устанавливаются на накладке или за ней, и такая конструкция упрощает ремонт проводки после снятия накладки. На моделях с меньшими накладками доступ к электронике на цельнокорпусных гитарах обычно осуществляется через панели доступа, встроенные в заднюю часть гитары.

Плавающие накладки

Гитары с твердым корпусом с резным верхом, включая электрические модели, такие как Gibson Les Paul , и гитары с полым корпусом, такие как Gretsch Chet Atkins Country Gentleman, используют «плавающую» накладку: пластиковую накладку обычно поднимают на регулируемой высоте. металлические опорные скобы. Этот дизайн был представлен Гибсоном в 1909 году для его акустических моделей с аркой, таких как Gibson L-1 . Он позволяет регулировать высоту в соответствии с игровой позицией гитариста.

Стиль плавающей накладки также популярен на мандолинах, мандолах и других членах семейства мандолин.

Материалы

В то время как нестандартные накладки изготавливаются из различных материалов, большинство производителей массового производства используют различные пластмассы. Наиболее распространены следующие:

  • Целлулоид . Этот пластик, который обычно ассоциируется с «винтажными» гитарами, доступен в различных цветах и ​​дизайнах, но у него есть несколько недостатков, которые мешают его использованию в настоящее время:
    • Этот материал легко воспламеняется. Артисты, которые курят рядом со своими инструментами в целлулоидных накладках, могут иногда поджечь все подряд, не положив сигарету.
    • Как пластик на основе растворителя , целлулоид с годами имеет тенденцию к усадке, из-за чего накладка скручивается по краям. Это создает дополнительную нагрузку на древесину под накладкой, и иногда появляются трещины. Это очень часто встречается на старых акустических гитарах Martin . На электрогитарах, где накладки крепятся винтами, винтажные накладки из целлулоида имеют тенденцию к образованию трещин из-за напряжения, вызванного усадкой.
  • Винил ( ПВХ ). Этот материал не склонен к усадке и негорючий.
  • Акриловое стекло .

Индивидуальный дизайн

Накладка на твердотельной электрогитаре — популярный предмет, который энтузиасты могут модифицировать ( модифицировать ), желая добавить креативный дизайн или использовать другие материалы. Некоторые компании теперь предлагают изготовленные на заказ накладки для замены, чтобы придать инструменту уникальный вид.

Накладки иногда намеренно отсутствуют в конструкции гитары. Например, суперстраты с сквозным дизайном направлены на максимальный сустейн и, как правило, не имеют пластиковых деталей, рамок звукоснимателей или пластиковых ручек потенциометров. Все, что воображается, может заглушить звук, снято с гитары.

Классические гитары и гитары фламенко

Классические гитары редко имеют накладку, так как они обычно выбираются пальцами, и поэтому они не могут быть повреждены.

Golpeador

Golpeador или «водопроводная пластина» на фламенко гитарах это не накладка, хотя его иногда называют , что на тех , кто незнаком с прибором или стилем фламенко. Гольпеадор специально установлен, чтобы обеспечить стабильную поверхность для тяжелых ударов пальцами и ногтями, которые часто используются в музыке фламенко. Голпеадор (в отличие от накладки) часто устанавливается как над, так и под звуковым отверстием.

Источник

О чем не пишут в википедии. Дюжина рассказов о гитарной анатомии. Часть 2.

Часть первая здесь
10. Почему фабричная гитара – не всегда плохая гитара.
Была еще одна страна, где европейские неудачи толкнули производство вперед – Российская империя.
Мы уже говорили о двух лютье – Батове и Краснощекове. Несомненно выдающихся, но, сожалеем, одиночек. За ними появились еще две гениальные фамилии – Архузена и Пасербского. Но и они – не вышли на большой рынок. У Архузенов – было небольшое семейное дело, в котором участвовали отец и два сына. Все трое – одареннейшие лютье. Роберт Архузен, к примеру, первым в России стал делать гитары с четырьмя деками. Он любил эксперименты.

В общем и целом, срочно понадобились люди – с мощным предпринимательским талантом. Которые смогли бы поставить гитары на конвейер и пустить их в народ. Чтобы гитары стоили не как инструменты Батова, на которые можно было купить целое имение. Чтобы они были не совсем ширпотребом, но доступными — были.

Мы уже поминали Шиховскую артель, в деятельности которой принимал активное участие мастер Краснощеков. Но что такое артель? Артель – это объединение сельских жителей на основе «мира» или «круговой поруки». В артели все были связаны друг с другом – и трудности одного перекладывались на плечи всех членов артели. Выражение «пойти с рукой (сумой) по миру» — отсюда и пошло. Если член артели беднел, он протягивал руку – и шел по всем ее участникам. Ему помогали. Хорошо ли это было? Иногда – просто отлично. Но часто – плохо, потому что члены артели очень неохотно отпускали своих людей в частное предпринимательство. Каждый был винтиком в общем механизме. Нужна была новая форма предпринимательства – мануфактура, где был бы один владелец, который нанимал бы рабочих по индивидуальному договору. С правом свободного выхода, конечно. Хочешь работать – работай. Не хочешь – гуляй. И такие артели в России появились.

Гитары, дошедшие до нас с надписанием: Мюллер, Дубинин, Томашевский, Циммерман, Куликов и т.д. – часто принимаются за работы отдельных мастеров. Это не так. И Циммерман, и Мюллер, и все остальные – были фабрикантами. Они не делали гитары, но давали работу другим мастерам. Качество поточных гитар, разумеется, уступало мастеровым, но было вполне удовлетворительным, а главное – гитары стали доступными по цене. Начало активной деятельности музыкальных мануфактур в России приходится на вторую половину XIX века, т.е. как раз на время глубокого кризиса гитаростроения в Европе. И чем дальше к веку двадцатому, тем больше было мануфактур.

У фабричных гитар был один (но не единственный) несомненный плюс – их цена выгодно отличалась от цены штучного мастерового инструмента. Например, за гитару Батова – можно было купить свободу крепостному крестьянину или небольшое имение. При таких обстоятельствах – гитары становились от народа настолько далеко, что приобретали качества элитарности, а такую ситуацию никак нельзя было назвать нормальной. Во Франции и в Австрии – гитары тоже не были особенно дешевыми, но доступными – были. В России положение исправили мануфактуры – за что им честь и долгая народная память.

11. Современные фабричные гитары.
Описанные схемы Z, W, X полноценно существуют только в табличках по истории.
На деле – современные производители перемешали эти схемы по собственному желанию, а главным образом – ради удобства производства. Заводская технология — обязательно конвейерная (иначе она не была бы заводской). А на конвейере, к примеру, невозможно сделать полноценный неразборный испанский клец. Что же делать?

Придумали так. Совместили испанскую схему, вчистую ее скопировав, с одним отличием — гриф, все же, стали вклеивать по австрийской технологии, т.е. ласточкиным хвостом. У испанки гриф не разделен – он продолжается внутрь корпуса. Современные «китайские испанки» — ставят внутрь австрийский клец, т.е. отдельный брусок, но делают его в форме испанского сапога. Сверху в него вклеивают гриф по австрийской технологии. Внешне – этого заметить практически невозможно. Нужно быть мастером, нужно знать, где и что искать. Внешне это – испанский гриф. Страдает ли от этого звук? Наверняка. Места склейки гасят звук. Но тут уж ничего не поделаешь. Это издержки заводского производства.


Вот они — гибриды. Гитары доктора Франкенштейна. Необычно видеть на дредноуте со схемой X — испанский сапог. Мартин так не делал и так не учил делать. А вторая гитара — вроде бы испанской конструкции, веер на своем месте, но клец — австрийский. Это псевдо-испанка, заточенная под непрерывный конвеерный цикл завода где-то в Кантоне.

Европейцы тоже сделали испанку, но свою испанку. Они полуподтвердили-­­полусогласились, что гитара Торреса – лучше старой венской. Приняв без изменений пропорции корпуса, схему пружин веером, они, все же, оставили венский клец, в который вклеивают гриф своим старым способом ласточкиного хвоста. Кроме того, немецкий веер – не испанский веер. Немцы, с выражением усталости от чужого счастья, стали жестко закреплять пружины в контробечайку, отчего их испанские гитары стали звучать с сильным немецким акцентом. Там шкворчат колбаски, там все стабильно и предсказуемо, а в дальней комнате – мягко горит настольная лампа. Как бы то ни было, у испанок немецкой сборки – полно поклонников. Это очень спокойные гитары, за которые не страшно в плане сохранности и от которых не нужно ждать замысловатого звука.

Тем, кто хочет настоящую испанку – нужно ехать в саму Испанию, в Альмерию, в теплые семейные мануфактуры. И приготовить, к слову, тысячи и тысячи евро. Вместо сотен – за (псевдо)испанку заводскую.

12. Pickguard.
Пикгуад.
Или пикгуард. Или пикгвард. Или пикгард. Называйте, как милее ушам. Все равно при нашем русском произношении не выговорить термин правильно. Англоязычные, к слову, тоже приспособились, как умели — половину букв они съедают, а другую половину умножают поперек.
А есть еще гольпеадор.
А дворовые гитаристы говорят о «капле».

Что же это такое у некоторых гитар под резонатором? Почему такие разные имена при очевидно одинаковом предназначении? И почему автор вывел в название именно pickguard?

Разгадка проста. Пикгард – понятие более широкое, а гольпеадор – более специальное и входит в первый названный термин. Pickguard — в подстрочнике — щит от царапин. Любой щит от царапин, в том числе, от царапин от игры приемом «гольпе» — резкого удара по струнам. Испанцы любят прием «гольпе» и привычно называют пикгард гольпеадором.

В тридцатых годах XIX веке Париже был знаменит Фернандо Сор – гитарист-виртуоз. Он сотрудничал с Дионосио Агуадо и, вероятно, надоумил его превратить гитару камерную в гитару сценическую. А еще у него учился Наполеон Кост. Говорят, что Кост даже превзошел Сора. Так ли это – нам уже не узнать, но из дошедшего известно, что Коста называли первым гитаристом Франции.


Гитара мастера Лакота по заказу Наполеона Коста. Первый в мире пикгард.

Исторически, Сор, Кост и Лакот – родители пикгарда. Никаким фламенкистом- гольперистом Кост не был, но дека его гитары прямо разрушалась от другого исполнительского приема – от опоры мизинца на деку. Синтетических лаков еще не изобрели, гитары рядили природным шеллаком, который отлично стирался, открывая проплешины.

Куда идти гитаристу? Конечно же, к главному лютье Парижа.
Лакот – гениальное имя. Этот мастер сделал для гитары столько, сколько не переделать всем китайцам за век. Это он сделал корпусы большими, это он внедрил косточку в подставку, он экспериментировал с резонаторами, да так лихо, что до последнего времени мы и не знали, почему на некоторых его гитарах – голосник не только спереди, а еще и сзади, на нижней деке. Сейчас-то, конечно, узнали и поняли. Подробнее о Лакоте мы поговорим в главе, посвященной Франции.

Названия «пикгард» еще не было. Наполеон Кост говорил о «et une petite tablette en érable» (маленькой кленовой планке на деке), «pour poser le petit doigt de la main droite» (чтобы упереть мизинец правой руки). Позже европейские гитары проникли в Испанию, с ними проникла рекомая планочка, превратившаяся там в пикгард, а еще чуть позже — в гольпеадор.

В общем и целом, названия разнятся, смыслы множатся, но основное предназначение знакомой нам пластиковой наклейки под голосником – защита.
Та самая guard, гвардия.


Пикгарды на современных дредноутах фирмы Мартин.

13. Вырез.
Cutaway.
Произносят, кто во что горазд: кутавей, катавей и даже кетевей. Испорченный телефон – наша старинная забава.
Кáт’эвéй, конечно. Так правильно. С двумя ударениями. Слово cutaway – отглагольное от to cut away – буквально: отсекать (что-либо).
В советском гитарном производстве пользовались терминами «вырез» или «сегмент». Ровно до тех пор, пока англоязычное слово не стало общепринятым и понятным без перевода.

Откуда пошла мода на гитарный вырез – сказать сложно.
Наши историки гитары об этом молчат, а иноязычные – печатают одно и то же, со ссылками друг на друга. Мол, впервые катэвей появился в XIX веке – у французского мастера Georges Warnecke. Мы пересмотрели множество гитарных форм – от конца XVIII до начала XX веков – и не нашли ни одной с вырезом.

Общим местом стало признание, что, вероятнее всего, сегментирование корпуса – пришло в мир акустических гитар – в середине прошлого века от гитар электрических, где вырез был просто необходим, по специфике игры на таких инструментах, где нет характерного для классики ведения двух мелодических линий. Для соло-электрогитариста важен доступ выше 14 лада. Для классических гитар – такой доступ менее важен, т.к. ведение басовой и мелодической линий одновременно — практически исключает повышение тесситуры выше 12 лада. Но люди любят катэвей, несмотря ни на что. Эстетическая составляющая – главное в такой беззаветной любви. Гитара с вырезом выглядит стильно.

Систематизация гитарных вырезов очень простая.

Есть Venetian cutaway, венецианский катэвей (округлый) и есть Florentine cutaway, флорентийский катэвей (острый).

К Венеции и Флоренции оба сегмента имеют опосредованное отношение. Мы не знаем точно, какие именно аналогии возникли у автора такого разделения. Венецианский и флорентийский стили, хотя и существуют – и в архитектуре, и в одежде, и в живописи – никак не указывают на специфику гитарных вырезов. Нужно признать такое разделение искусственным и чисто техническим. Кроме того, в двух видах катэвея различают подразделы. У законодателя гитарных мод — фирмы Taylor – есть дополнительный подпункт soft-cutaway, означающий отсутствие (или сильное смягчение) «рога». Софт-катэвей может быть и венецианским, и флорентийским.


Квадратный вырез и софт-флорентийский вырез.

Еще есть squared-off cutaway, т.е. «квадратный» катэвей, характерный больше для цыганских гитар типа Selmer.
Double cutaway, двойной катэвей – существует, скорее, в теории инженеров акустических гитар.


Двурогое издевательство над здравым смыслом.

Он очень распространен в среде электрогитар (форма стратокастера – обязательно двурогая), но в мире акустики – музейная редкость из серии «принцип пошел на принцип». Он просто не нужен и смотрится скорее забавно, чем красиво.

Рассказывать о способах выполнения катэвея — безнадежное дело. Сколько мастеров — столько и способов. Кто-то жестко укрепляет вырез, кто-то нет. У энтузиастов — есть даже специальные цулаги под корпус с сегментом. Большинство — обходятся без них.

Конечно же, любое поползновение на целостность корпуса – не оставляет звук без изменения. Катэвей ухудшает звук, хотя и не так трагично, как об этом принято думать. Хорошая гитара будет звучать хорошо и с сегментом. И уж точно, вряд ли кто в слепом тестировании различит – что там у гитары с корпусом. Как бы то ни было – гитаристы-классики стараются не использовать гитары с катэвеем. Это моветон. Зато такие гитары – идеальны для подключения. Большинство эстрадных гитар с сегментом – и классического типа, и вестернов – имеют темброблоки.

Теоретик занимается просчетом возможностей, практик – зажигает уличные фонари, а философ понимает, что теоретики, практики и фонари – просто феномены, чье существование оправдано самим фактом существования – и ничем иным. Если появилась дорога, значит ее сначала топтали звери, потом утюжили люди, а после – дорога закончилась городом. И все это вместе – единый неизбежный процесс, с которым спорить так же хорошо, как спорить с ураганом. Из перечисленных конструктивов – нет лучших. Каждая гитара соответствует цели. Или к цели ведет. А значит – должна существовать, как существует солнце, восходом которого мы довольны совсем не каждое утро.

Источник

Оцените статью