- П. Чайковский — Пиковая дама
- Опера `Пиковая дама` (1890), Op. 68
- «Пиковая дама» П. Чайковского, попурри Э. Лангера
- La Dame de Pique (P. Tschaikowsky) arr. par E. Langer
- Москва, П. Юргенсон, 1900—1905
- Пиковая дама хор гуляющих ноты
- Поддержка для сайта 2
- П.И. Чайковский — Песнь Томского из оперы «Пиковая Дама»
- pikovaya_dama Будем пить и веселится
П. Чайковский — Пиковая дама
Чайковский ноты
Сборники, песенники с нотами
для фортепиано
П. Чайковский
Пиковая дама
опера в 3-х действиях, 7 картинах
либретто М. Чайковского
по одноименной повести А. Пушкина
переложение для пения с фортепиано
«Музыка», 1972г.
Интродукция
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
Картина первая
1. Хор детей, нянек и прочих
2. Сцена и ариозо Германа («Чем кончилась вчера игра?»)
3. Хор гуляющих и сцена («Наконец-то, бог послал.»)
4. Квинтет и сцена («Мне страшно!»).
5. Сцена и баллада Томского («Какая ведьма эта графиня!»).
6. Заключительная сцена. Гроза
Картина вторая
7. Дуэт Лизы и Полины («Уж вечер, облаков померкнули края»)
8. Сцена, романс Полины и русская песнь с хором
9. Сцена и ариозо Гувернантки («Mesdemoiselles, что здесь у вас за шум?»)
10. Заключительная сцена («Пора уж расходиться.»)
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
Картина третья
11. Антракт и хор («Радостно, весело.»)
12. Сцена и ария Князя
13. Сцена («Скорее бы ее увидеть и бросить эту мысль.»)
14. Интермедия «Искренность пастушки»:
а) Хор пастухов и пастушек («Под тению густою.»)
б) Танец пастухов и пастушек. Сарабанда
в) Дуэт Прилепы и Миловзора («Мой миленький дружок.»)
г) Финал («Как ты мила, прекрасна!»)
15. Заключительная сцена («Кто, пылко и страстно любя..»)
Картина четвертая
16. Сцена и хор («Все так, как мне она сказала.»).
17. Финальная сцена («Не пугайтесь! Ради бога, не пугайтесь!»)
ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ Картина пятая
18. Антракт и сцена («Бедняжка! В какую пропасть я завлек ее.»)
19. Сцена («Мне страшно! Страшно!»).
Картина шестая
20. Сцена и ариозо Лизы («Уж полночь близится.»)
21. Сцена и дуэт («А если мне в ответ часы пробьют.»)
Картина седьмая
22. Хор и сцена («Будем пить и веселиться!»)
23. Песня Томского и хор игроков («Если б милые де вицы.»)
Приложение. Ария Германа из седьмой картины.
Скачать ноты
Серия вокальных пьес из опер русских композиторов
П. Чайковский
Баллада Томского
из оперы «Пиковая дама»
(«Однажды в Версале. «)
для голоса с фортепиано (баритон)
«МУЗГИЗ», 1937г.
номер м5295г
Однажды в Версале «au jеu de lа Reine «Venus moskovite» проигралась дотла.
В числе приглашенных был граф Сен-Жермен;
Следя за игрой, он слыхал, как она
Шептала в разгаре азарта:
«О боже! о боже!
О боже, я все бы могла отыграть,
Когда бы хватило поставить опять
Три карты, три карты, три карты!»
Граф, выбрав удачно минуту, когда
Покинув украдкой гостей полный зал,
Красавица молча сидела одна,
Влюбленно над ухом ее прошептал
Слова, слаще звуков Моцарта:
«Графиня, Графиня!
Графиня, ценой одного «rendez-vous»
Хотите, пожалуй, я вам назову
Три карты, три карты, три карты?»
Графиня вспылила: «Как смеете вы?!»
Но граф был не трус. И когда через день
Красавица снова явилась, увы,
Без гроша в кармане, «au jеu de lа Reine»
Она уже знала три карты.
Их смело поставив одну за другой,
Вернула свое. но какою ценой!
О карты, о карты, о карты!
Раз мужу те карты она назвала,
В другой раз их юный красавец узнал.
Но в эту же ночь, лишь осталась одна,
К ней призрак явился и грозно сказал:
«Получишь смертельный удар ты,
От третьего, кто, пылко, страстно любя,
Придет, чтобы силой узнать от тебя
Три карты, три карты, три карты,
Три карты!»
Скачать ноты
«Пиковая дама»
«Или я ужасно ошибаюсь, или «Пиковая дама» в самом деле шедевр. Я испытываю в некоторых местах, например, в четвертой картине (в спальне графини) такой ужас и потрясение, что не может быть, чтобы слушатели не ощутили хоть часть того же».
Чайковский не ошибся: он действительно создал шедевр. Время, как лучший судья, развеяло эти сомнения: «Пиковая дама» — одно из высших достижений мировой музыкальной литературы. Нет, наверное, оперного театра, который не обращался к этому произведению.
Достойна удивления не только изумительная музыка, рожденная под пером гения, но и сроки ее создания. Чайковский работал над «Пиковой дамой» во Флоренции. Первые наброски были сделаны 19 января 1890 года. Всего 44 дня потребовалось композитору, чтобы создать это гениальное творение.
Пушкинские образы всегда были близки Чайковскому. Однако композитор во многом переосмыслил литературный первоисточник. Героем оперы в его стремлении к обогащению руководит не алчность, а прежде всего любовь. В крупном выигрыше видит он средство для достижения счастья. И потому Герман идет на все, чтобы выведать тайну трех беспроигрышных карт. Но судьба в образе пиковой дамы жестоко посмеялась над безумным мечтателем. Неумолимый рок становится на пути Германа и Лизы.
Гуманистическая тема, столь характерная, для всего творчества композитора, получила в опере совершенное воплощение. С невероятной силой драматизма рассказывает Чайковский о душевных порывах своих героев. По внутренней экспрессии «Пиковая дама» может сравниться, пожалуй, лишь с Шестой симфонией, написанной композитором незадолго до смерти.
Неисчерпаемо мелодическое богатство оперы. Это в равной степени относится к сольным партиям и ансамблям. Образные характеристики персонажей выписаны Чайковским с удивительной психологической тонкостью. Лирическая проникновенность переплетается с глубоким трагизмом. Этими чертами отмечена и симфоническая партитура произведения. Вообще симфоничность составляет основу музыкальной драматургии оперы.
С исключительным успехом прошла уже первая постановка «Пиковой дамы» на сцене Мариинского театра в Петербурге под управлением Э. Направника.
80 лет со дня первой постановки оперы О. Чайковского «Пиковая дама»
Источник
Опера `Пиковая дама` (1890), Op. 68
«Пиковая дама» — опера в 3 действиях, 7 картинах на либретто М. И. Чайковского по мотивам одноимённой повести А. С. Пушкина. Первая постановка — 7 (19) декабря 1890 года в Мариинском театре в Петербурге.
Действие происходит в Петербурге в конце XVIII века.
Петербург. На залитых солнцем аллеях Летнего сада много гуляющих, дети играют под присмотром нянюшек и гувернанток. Сурин и Чекалинский беседуют о своем приятеле Германе: все ночи напролет, мрачный и молчаливый, он проводит в игорном доме, но не прикасается к картам. Странным поведением Германа удивлен и граф Томский. Ему Герман открывает тайну: он страстно влюблен в прекрасную незнакомку, но она богата, знатна и принадлежать ему не может. К друзьям присоединяется князь Елецкий. Он сообщает о своей предстоящей женитьбе. В сопровождении старой Графини приближается Лиза, в которой Герман узнает свою избранницу; в отчаянии он убеждается, что Лиза — невеста Елецкого. При виде мрачной фигуры Германа, его пылающего страстью взора зловещие предчувствия охватывают Графиню и Лизу. Тягостное оцепенение рассеивает Томский. Он рассказывает светский анекдот о Графине. В дни молодости она однажды проиграла в Париже все свое состояние. Ценой любовного свидания молодая красавица узнала тайну трех карт и, поставив на них, вернула проигрыш. Сурин и Чекалинский решают подшутить над Германом — они предлагают ему узнать у старухи тайну трех карт. Но мысли Германа поглощены Лизой. Начинается гроза. В бурном порыве страсти Герман клянется добиться любви Лизы или погибнуть. Комната Лизы. Вечереет. Свою опечаленную подругу девушки развлекают русской пляской. Оставшись одна, Лиза поверяет ночи, что любит Германа. Неожиданно Герман появляется на балконе. Он пылко признается Лизе в любви. Стук в дверь прерывает свидание. Входит старая Графиня. Скрывшийся за портьерой Герман вспоминает о тайне трех карт. После ухода Графини жажда жизни и любви с новой силой пробуждается в нем. Лиза охвачена ответным чувством.
Бал-маскарад в доме богатого столичного сановника. Князь Елецкий, встревоженный холодностью невесты, уверяет ее в своей любви и преданности. Среди гостей Герман. Замаскированные Чекалинский и Сурин продолжают подшучивать над приятелем; их таинственное нашептывание о магических картах угнетающе действует на его расстроенное воображение. Начинается представление — пастораль «Искренность пастушки». По окончании представления Герман сталкивается со старой Графиней; снова мысль о богатстве, которое сулят три карты, овладевает Германом. Получив от Лизы ключи от потайной двери, он решает выведать у старухи тайну.
Ночь. Пустая спальня Графини. Входит Герман; он с волнением всматривается в портрет Графини в молодости, но, заслышав приближающиеся шаги, прячется. В сопровождении приживалок возвращается Графиня. Недовольная балом, она предается воспоминаниям о прошлом и засыпает. Неожиданно перед ней появляется Герман. Он умоляет открыть тайну трех карт. Но старая Графиня молчит. Взбешенный Герман грозит пистолетом; испуганная старуха падает замертво. Герман в отчаянии. Близкий к безумию, он не слышит упреков прибежавшей на шум Лизы. Лишь одна мысль владеет им: Графиня мертва, а тайны он не узнал.
Комната Германа в казармах. Поздний вечер. Герман в задумчивости перечитывает письмо Лизы: она просит его прийти в полночь на свидание. Герман снова переживает случившееся, в его воображении встают картины смерти и похорон старухи. В вое ветра ему слышится заупокойное пение. Германа охватывает ужас. Он хочет бежать, но ему мерещится призрак Графини. Она называет заветные карты: «Тройка, семерка, туз». Герман повторяет их как в бреду.
Зимняя канавка. Здесь Лиза должна встретиться с Германом. Она хочет верить, что любимый не виновен в смерти Графини. Башенные часы бьют полночь. Лиза теряет последнюю надежду. Наконец появляется Герман. Охваченный маниакальной идеей выигрыша, он машинально повторяет за Лизой слова любви. Из его несвязного рассказа Лиза в ужасе убеждается, что он убийца старухи. В порыве безумия Герман отталкивает Лизу и с криком: «В игорный дом!» — убегает. В отчаянии Лиза бросается в воду.
Игорный дом. Идет игра. Герман одну за другой ставит две карты, названные Графиней, и выигрывает. Все ошеломлены. Упоенный победой, Герман ставит на карту весь выигрыш. Вызов Германа принимает князь Елецкий. Герман объявляет туза, но вместо туза в руках его оказывается дама пик. В исступлении смотрит он на карту, в ней ему чудится дьявольская усмешка старой Графини. В припадке безумия он кончает с собой. В последнюю минуту в сознании Германа возникает светлый образ Лизы. С ее именем на устах он умирает.
Премьера — в Петербурге в Мариинском театре 7 (19) декабря 1890 г.
Источник
«Пиковая дама» П. Чайковского, попурри Э. Лангера
La Dame de Pique (P. Tschaikowsky) arr. par E. Langer
Москва, П. Юргенсон, 1900—1905
Старинные ноты для фортепиано соло
Пиковая дама, опера П. Чайковского в переложении (попурри) для фортепиано в 2 руки Э. Лангера
Москва, издатель П. Юргенсон (№ 16295), комиссионер Придворной певческой капеллы, Императорского русского музыкального общества и Консерватории в Москве, Неглинный проезд, дом 14, выпуск 1900—1905 гг.
Источник
Пиковая дама хор гуляющих ноты
Кнопка будет выглядеть так:
В ответ, мы будем рады разместить вашу кнопку у нас. 😉
Поддержка для сайта 2
П.И. Чайковский — Песнь Томского из оперы «Пиковая Дама»
Тональность: E Dur, Es Dur, F Dur
Ноты в файле pdf . Клавир.
П.И. Чайковский — Песнь Томского из оперы Пиковая Дама
Если Вы нашли ошибки в нотах просим написать комментарий с указанием ошибки. 😉
Нужны ноты в формате sib или в другой тональности? — пишите, пользуйтесь формой обратной связи.
Источник
pikovaya_dama Будем пить и веселится
Петр Ильич Чайковский
«Будем пить и веселиться»
хор из оперы «Пиковая Дама»
Александр Сергеевич Пушкин (1799—1837)
Биография великого русского поэта и писателя Пушкина Александра Сергеевича началась 6-ого июня 1799-ого года в Москве. Ещё с момента рождения он рос в литературной среде.
Огромное влияние на становление личности Пушкина оказала его няня Арина Родионова, которой поэт в будущем посвятит немало своих произведений. В основу некоторых из них лягут сказки, которые няня рассказывала маленькому Александру Сергеевичу.
В 1811-ом году Пушкина отправляют в только что открывшийся Царскосельский Лицей. Именно в Лицее Александр Сергеевич Пушкин начинает писать свои первые стихотворения. Одно из них – «К другу-стихотворцу» было напечатано в 1814-ом году, когда Пушкину было всего 15 лет.
Когда Пушкин закончит Лицей (1817-ый год), он переедет в Петербург, где поступит на службу в коллегию иностранных дел. И уже спустя три года, Пушкин дописывает свою знаменитую поэму «Руслан и Людмила».
Задорный и шутливый талант Пушкина Александра Сергеевича проявился в написании эпиграмм на различных людей. Именно из-за них его отправят в ссылку на юга. В ссылке, в 1823-ьем году поэт садится за написание романа «Евгений Онегин», который принесёт Пушкину великую славу.
В 1831-ом году Александр Сергеевич Пушкин женится на Наталье Гончаровой.
9 февраля поэт стрелялся на дуэли с Дантесом, и был смертельно ранен. 10 февраля великий русский поэт и писатель Александр Сергеевич Пушкин умер.
Петр Ильич Чайковский (1840-1893) – русский композитор, дирижер, педагог, профессор Московской консерватории, музыкально-общественный деятель, музыкальный журналист. Считается одним из величайших композиторов в истории музыки. Автор более 80 произведений, в том числе десяти опер и трёх балетов. Его концерты и другие произведения для фортепиано, семь симфоний (шесть пронумерованных и симфония «Манфред»), четыре сюиты, программная симфоническая музыка, балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» представляют чрезвычайно ценный вклад в мировую музыкальную культуру.
Родился 25 апреля 1840 года в селении при Камско-Воткинском заводе Вятской губернии. Окончив училище в 1859 году, Чайковский получил чин титулярного советника и начал работать в Министерстве юстиции
В 1861 году поступил в Музыкальные классы Русского музыкального общества (РМО), а после преобразования их в 1862 году в Петербургскую консерваторию стал одним из первых её студентов по классу композиции. По настоянию педагогов бросает работу в Министерстве юстиции, и полностью погружается в музыку. В 1865 году окончил курс консерватории с большой серебряной медалью. По окончании консерватории, по приглашению Николая Рубинштейна, переехал в Москву, где получил место профессора классов свободного сочинения, гармонии, теории и инструментовки в только что основанной консерватории.
В 1885 году его избирают директором Московского отделения РМО. Музыка Чайковского получает известность в России и за границей
. С конца 1880-х годов выступал как дирижёр в России и за рубежом. В последний раз в жизни Чайковский встал за дирижёрский пульт в Петербурге за девять дней до своей кончины. Скончался в 3 часа пополуночи 25 октября (6 ноября по новому стилю) 1893 года от холеры «неожиданно и безвременно» [17] в квартире своего брата Модеста. В честь Петра Ильича Чайковского была названа Московская консерватория.
Величайший русский композитор Пётр Ильич Чайковский сформировался как художник в эпоху 60-70-х годов XIX века. В период
высокого подъёма общественной и художественной мысли, расцвета русской литературы и публицистики, изобразительного искусства и музыки.
Сила гения Чайковского в большей степени способствовала международному признанию отечественной музыки, его творчество, воплощая проблематику, рождённое русской жизнью, было принято всем культурным человечеством. Дар Чайковского проявился, прежде всего, в отражении процессов внутренней жизни человека, в обращении к кардинальным вопросам бытия.
Композитору были близки просветительские идеи, стремление к развитию русской музыкальной культуры на прочных профессиональных основах. Этим продиктовано его пребывание в качестве профессора Московской консерватории в течение 11 лет, большая просветительская работа критика, исполнительская деятельность. Но главным всегда оставалось творчество; Чайковский выступал в нём как художник-гуманист и борец за возвышенную человеческую свободу, как страстный защитник всего светлого и прекрасного в жизни от зла, насилия и угнетения. Глубокий смысл в творчестве композитора приобретает тема любви. Это символ возвышающей и облагораживающей силы, способно победить труднейшие жизненные препятствия и даже саму смерть.
Петр Ильич работал почти во всех областях музыкального искусства и внёс новое почти в каждую из них. Это и замечательные балеты, и фортепианные произведения, и инструментальное и вокальное камерное творчество, большое количество хоровых произведений. Но главными жанрами для него в течение всего творческого пути оставались опера и симфония.
Чайковский вошёл в историю развития мирового симфонизма как создатель лирико-драматических и лирико-трагедийных симфоний.
Чайковский поднял оперное искусство на ещё одну, более высокую ступень развития. Великий композитор П.И. Чайковский создал десять опер. Всю свою творческую жизнь от первого замысла «Грозы» по Островскому до последних дней – он испытывал постоянное влечение к этому жанру и даже в периоды интенсивной работы над инструментальными произведениями не прекращал поисков сюжетов, которые могли бы вдохновить его. В творческой биографии композитора не найти и года, когда бы он не сочинял и не задумывал оперу. Композитор неутомимо и целеустремлённо ищет своих путей в оперном искусстве.
Приступая к поискам сюжета оперы, Чайковский, прежде всего, заботился о том, чтобы внутренняя жизнь его будущих героев была сложна, интересна, чтобы жизненные ситуации и характеры, их проявления были правдивы и логичны. И как бы трагично не складывалась личная судьба героя, огромная вера композитора в Человека, в прекрасный смысл его существования определяют оптимистическое звучание всех произведений.
Чрезвычайно яркая индивидуальность композитора проявилась в музыкальной драматургии и языке его опер. Музыка в них занимает ведущее положение, и в первую очередь её средствами выражается основная мысль произведения.
Развитые вокальные партии дополняют оркестр, роль которого в «Пиковой даме» особенно сложна и многообразна. Захватывающий интерес к опере объясняется причиной идеального слияния музыкального и театрального начала. Опера «Пиковая дама» рождена высочайшим взлётом вдохновения гения и зрелым искусством законченного мастера.
Хоровое творчество Чайковского наиболее ярко и полно выражено в оперном жанре, разнообразном по тематике и приёмам изложения. Хор в операх Чайковского выступает то как действующее лицо, то как фон, необходимый для выявления эмоционального состояния действующих лиц или обрисовки какого-либо сценического положения. Часто композитор пользуется хором для характеристики среды, в которой находятся и действуют герои.
Правдивость, искренность, полное слияние музыки со словом, гуманизм и народность характеризуют оперные хоры Чайковского.
Глубокая связь с русскими украинским фольклором проявляется в использовании в хорах подлинных мелодий и отдельных интонаций народных песен, стилизации обрядовых, трудовых, плясовых, хороводных песен, разнообразии и богатстве метроритмической структуры.
Композитор проявляет большую изобретательность в выборе и применении выразительных средств, вследствие чего каждый хор приобретает особый, только ему присущий и свойственный характер, своё «вокальное лицо».
Оперные хоры Чайковского, написанные с глубоким знанием особенностей человеческих голосов, совершенные по форме, проникнутые интонациями народных песен, занимают достойное место в творчестве гениального композитора и стоят в ряду лучших хоровых произведений русской музыкальной литературы.
Воевода (по пьесе А.Н. Островского)
Ундина (по повести Ф.Ламотт-Фуке)
Опричник (по трагедии И.И. Лажечникова)
Евгений Онегин (по роману в стихах А.С. Пушкина)
Орлеанская дева (по драме Ф. Шиллера)
Мазепа (по сюжету поэмы «Полтава» А.С. Пушкина)
Черевички (по повести Н. Гоголя «Ночь перед Рождеством»)
Чародейка (по трагедии И.Шпажинского )
Пиковая дама (по повести А.С. Пушкина)
Иоланта (по драме Г.Герца «Дочь короля Рене»)
Спящая красавица (по сказке Ш.Перро)
Щелкунчик (по мотивам сказки Э.Т.А. Гофмана)
«Гроза», увертюра к драме А.Н. Островского «Гроза»
Первая симфония «Зимние грезы»
Шестая симфония «Патетическая»
«Ромео и Джульетта», увертюра-фантазия
«Франческа да Римини», симфоническая фантазия по Данте
«1812 год», торжественная увертюра
Концерты и концертные пьесы:
Первый концерт для фортепиано с оркестром
Вариации на тему рококо
Концерт для скрипки с оркестром
Музыка к спектаклям драматического театра:
«Снегурочка», музыка к сказке А. Н. Островского
«Не кукушечка во сыром бору» (сл. Н.Цыганова)
«Легенда» (сл. А.Плещеева)
«Ночевала тучка золотая» (сл. М.Лермонтова)
«Вечер» ( сл. М.Чайковского)
«Привет А.Рубинштейну» (сл. Я.Полонского)
«Без поры да без времени…» (сл. Н.Цыганова)
«Что смолкнул веселия глас» (сл. А.Пушкина)
«На сон грядущий» (сл. Н.Огарева)
Гимн в честь Кирилла и Мефодия
«Правоведческая песень» (сл. П.Чайковского)
«Блажен, кто улыбается» (сл. К.Романова)
«Литургия св.Иоанна Златоуста» «Достойно есть»
«Всенощные бдения» «Отче наш»
3 Херувимских «Блажен яже избрал»
Опера «Пиковая дама»
«Пи́ковая дама» — опера П. И. Чайковского в 3 действиях, 7 картинах, либретто М. И. Чайковского по мотивам одноимённой повести А. С. Пушкина. Опера написана во Флоренции ранней весной 1890 года, первая постановка — 7 (19) декабря 1890 года в Мариинском театрев Петербурге. Опера в 3-х действиях, 7-ми картинах. Либретто М.И.Чайковского при участии П.И.Чайковского по одноименной повести А.С.Пушкина.
Действие происходит в Петербурге в конце XVIII в.Созд. янв. 1890, Флоренция — июнь 1890, Фроловское. Первое исполнение 7 дек. 1890, Петербург, Мариинский театр. Дирижер Э.Ф.Направник.
Сюжет «Пиковой дамы», предложенный композитору его братом, Модестом Ильичом, не сразу заинтересовал Чайковского . Опера (в клавире) была написана в поразительно короткий срок — за 44 дня. Директор театра Всеволожский заказал ем написать на сюжет «Пиковой дамы» оперу Чайковский уехал во Флоренцию и начал работать над «Пиковой дамой» 19 января 1890 года. Интенсивность этого труда поражает: с 19 по 28 января сочиняется первая картина, с 29 января по 4 февраля — вторая картина, с 5 по 11 февраля — четвертая картина, с 11 по 19 февраля — третья картина и т.д. В опере «Пиковая дама», Чайковский обличает современный общественный строй и утверждает право человека на счастье. Таким образом , жанр оперы – синтез лирической, психологической драмы и социальной трагедии.
Либретто оперы в очень большой степени отличается от оригинала. Произведение Пушкина — прозаическое, либретто — стихотворное, причем со стихами не только либреттиста и самого композитора, но также Державина, Жуковского, Батюшкова. Лиза у Пушкина — бедная воспитанница богатой старухи-графини; у Чайковского она — ее внучка, «чтобы, — как объясняет либреттист, — сделать любовь к ней Германа более естественной. Германн у Пушкина — из немцев, потому именно таково написание его фамилии, у Чайковского о его немецком происхождении ничего не известно, и в опере «Герман» (с одним «н») воспринимается просто как имя. Князь Елецкий, фигурирующий в опере, у Пушкина отсутствует. Граф Томский, родство которого с графиней в опере никак не отмечено, и где он выведен посторонним лицом, у Пушкина является ее внуком; этим, по-видимому, объясняется его знание семейной тайны.
Действие драмы Пушкина происходит в эпоху Александра I, тогда как опера переносит нас —— в екатерининскую эпоху. Финалы драмы у Пушкина и Чайковского также различны: у Пушкина Германн, хотя и сходит с ума («Он сидит в Обуховской больнице в 17-м нумере»), все же не умирает, а Лиза, более того, сравнительно благополучно выходит замуж; у Чайковского — оба героя погибают. Можно привести еще множество примеров отличий — как внешних, так и внутренних — в трактовке событий и персонажей Пушкиным и Чайковским.
Администрация Императорского Театра предложила Чайковскому написать оперу на сюжет, созданный Иваном Александровичем Всеволожским на основе повести Пушкина в 1887 году. Композитор отказался, мотивируя это отсутствием в сюжете «должной сценичности». Два года спустя Чайковский принял заказ. «Пиковая дама» писалась во Флоренции. Клавир был завершен за очень короткий срок — 44 дня. Позднее, работая совместно с Николаем Фигнером, тенором, который должен был исполнять главную роль в опере, Чайковский переработал арию Германа в седьмой сцене, создав две её версии в разных тональностях.
При работе над либретто пушкинский сюжет был заметно изменен Модестом Чайковским. Изменена в том числе и фамилия главного героя — У Пушкина персонаж носит фамилию Германн (на конце нн), тогда как персонаж оперы — Герман (на конце одно н), и это его имя. Такое написание является не ошибкой, а преднамеренным изменением.
В процессе композиции Чайковский редактировал либретто, и сам написал слова к некоторым фрагментам, включая две арии (Елецкого, во втором акте и Лизы — в третьем).
Мировая премьера оперы состоялась в Мариинском театре в Санкт-Петербурге 19 декабря 1890 года. Дирижировал Эдуард Направник.
Хор «Будим пить и веселиться» из 3 действия 3 картины. Игроки веселятся и играют в карты.
Этот номер яркий, своей музыкой передает разгулье, веселье.
Будем пить и веселиться!
Будем жизнию играть!
Юности не вечно длиться,
Старости не долго ждать!
Пусть потонет наша младость в неге, картах и вине,
в них одних на свете радость,
жизнь промчится, как во сне!
Хор написан в простой трехчастной форме сквозного развития:
I часть (28 тактов) состоит из оркестрового вступления (8 тактов) и 3-х периодов. 1 и 2 период (по 6 тактов) и 3 период (8 тактов). Вступление оркестра сразу на Ff, яркое , озорное, игривое. Далее вступает хор в той же динамике, продолжая картину веселья. Говоря о том что «юности не вечно длится, старости недолго ждать».
От сюда говориться от том что нужно хорошо прожить молодость, веселясь и отдыхая. Ведь старость наступит быстро. О чем и говориться во второй части произведения. Что молодость промчится, так пусть «младось будет в негах. Картах и вине»
II часть (29-51 такты). Начинается в динамике mf. Постепенно расвиваясь к динамике F, где хор звучит как настоящее разгулье, именно в этом месте у хора интересные переклички, которые стоит выполнять четко с хорошей дикцией
И концу части динамика выводится к FF. Подводя нас к 3 части произведения.
III часть (52 – 71 такты) это точная выписанная реприза, начинаеться сразу от хора, без оркестра.
Хор «Будем пит и веселиться написан в простом трехдольном метре, на протяжении всего произведения не меняется. Размер 3/4 на протяжение всего хора не меняется, дирижируется про трехдольной схеме. Размер отражает веселый, танцевальный характер произведения.
Произведение написано в тональности ля мажор (A-dur), вторая часть написана в параллельной ей тональности – фа# миноре (fis-moll) мелодичеcкий, контрастна первой части:
Третья часть опять возвращает нас в основную тональность.
Хор написан в гомофонно-гармоническом складе с элементами имитационной полифонии, где присутствует основная партия и ее гармоническая поддержка, главная партия постоянно передается от одной партии к другой, имитируя ее:
Композитор постоянно использует элемент переклички между партиями, даже чаще чем пение tutti.
Мелодическая линия поступенная, развивающая, но присутствуют и скачки:
Вся мелодия состоит из мелких длительностей.
Ритмический рисунок довольно сложный, постоянно присутствует пунктирный ритм, синкопы. Происходит наложения ритма, вступление партии на слабую долю такта:
Это предают задорный и веселый характер произведения.
Характер звоковедения Legatto , при этом звук «собранный», аккуратный, точный.
Произведение написано в быстром, но умеренном темпе исполняется с огньком (Allegro moderato e con fuoco) отклонение от темпа отсутствует, агогические отклонения отсутствуют.
Аккомпанемент полностью отражает характер хора, он дополняет и поддерживает хор. Отрывистый ритм, украшения, яркая динамика на ff, все это создается впечатление веселья, торжественности, блеска, задора. Он даже является здесь одной из главных составных номера.
Произведение написано для двухголосного мужского хора, с divisi (разделением) теноров и басов.
Тесситура этого произведения соответствует голосам, диапазон партий довольно широкий.
Пение в низходящем движении. Следует следить за интонацией, петь каждый последующий звук «как бы завышая», чтобы не потерять строй.
Пение в унисон встречается довольно часто, поэтому нужно следить за слитостью голосов партий в унисон и интонацией.
Так же необходимо следить что бы партии аккуратно вступали на унисон. Когда они сходятся
А так же скачки в партии баса, в 1 и 3 части номера
Во 2 части в теме сначала у басов. После у теноров скачек. Его следует петь аккуратно, не «садясь» на нижнюю ноты. Особенно учитывая то что далее следует поступенное движение вверх.
А так же сложное место где партии поют в унисон при этом на выдержанных нотах, с переходом к храмматизму
При отклонение в параллельную минорную тональность в мелодическом виде, следует очень внимательно следить за интонацией.
Так же следует работать над ритмическим ансамблем , так как ритмический рисунок разнообразен. Сложность для исполнения в ритмическом ансамбле является исполнение синкоп, пунктирного ритма — этот ритм встречается в партитуре довольно часто.
А так же сложным в этом произведении является наложение ритмического рисунка одной партии на другую.
А так же необходимо следить за исполненим унисонов. Певцам необходимо соблюдать единую певческую манеру, с одинаковой артекуляцией гласных, а так же в единой высокой певческой позиции. Так как это разные партии по окраске тембров, нужно добиться не только чистого интонирования этого предложения, но и сливания тембров воєдино.
Произведение написано с элементами имитационной полифонии, надо уметь передавать основную партию от одного голоса к другому.
Сложность динамического ансамбля состоит в том, что весь номер звучит в громкой динамике. Соответственно у певцов должно быть хорошее дыхание, только пение на опоре, что бы звук был насыщенным и «полным».
Дикция — одна из основных средств передачи художественного образа. В основе правильной работы артикуляционного аппарата лежит – четкая, ясная дикция. Особенно это касается пения в тихой динамике – согласные нужно произносить утрированно, на высоте гласных.
Для непрерывности звучании мелодии необходимо соблюдать одно правило: согласные стоящие на конце слова или слога при распевании произносяться в пении к следующему слогу. Безударная «о» произносится как «а» (наша младо(а)сть) , а « ся» произносить как «са».
Дыхание – преобладает в основном пофразное, в середине фразы — цепное. Его нужно брать строго на паузах и цезурах, а индивидуальные внутри фразы легко и незаметно. Весь хор должен вступать одновременно, для достижения этого необходимо вместе по руке дирижера брать дыхание. Также четко снимать по руке дирижера, так как в данном произведении очень много пауз и цезур.
В данном произведении необходимо выдержать единый темп на протяжении всего произведения. Также важно показать характер.
Необходимо четко и внятно показывать все снятия и вступления, давать четкий и понятный ауфтакт при каждом вступлении хора или отдельных партий. Точно показывать динамику и передать жестами и мимикой характер произведения. Жест должен быть легким. Полетким. Но четким.
На основе анализа этого произведения можно сделать вывод, что это произведение предназначено для исполнения полупрофессиональных хоров училища и профессиональных хоров.
Источник