Пишем басовые ноты для

Волшебные клавиши

Басовый ключ ноты

Здравствуйте, дорогие друзья! Для тех, кто решил овладеть искусством игры на фортепиано и синтезаторе знания нот первой и второй октавы не достаточны. Именно поэтому мы приступаем к изучению нот в басовом ключе.

Пожалуйста, изучайте эту тему только после изучения нот первой, второй и третьей октав.

Посмотрите на ноты. Если они вам знакомы, продолжаем дальше. Если нет, учите!

Октавы синтезатора и ноты

Ноты басового ключа на нотном стане

Басовый ключ ноты для фортепиано

Ноты Малой октавы

Ноты Малой октавы записываются в басовом ключе.

Иногда, как видите из верхнего рисунка — ноты Малой октавы можно записать и в скрипичном ключе на нижних добавочных линейках. И ноты Первой октавы также могут быть записаны в басовом ключе на верхних добавочных линейках. Но это — редко бывает. Просто помним и о таком варианте.

Давайте для начала познакомимся с басовым ключом. Вот как он выглядит.

Пишется на четвертой линейке. Означает ноту Фа Малой октавы. Посмотрите, завиток ключа начинается именно на 4 линейке (линейки считаем снизу вверх).

Запоминаем. Нота ФА Малой октавы находится на 4 линейке. Это хороший ориентир для запоминания нот!

Далее рассмотрим каждую ноту Малой октавы:

Нота До находится между второй и третьей линейкой.

Нота Ре — на третьей линейке.

Нота Ми — между третьей и четвертой линейкой.

Нота Фа — на четвертой линейке.

Нота Соль — между четвертой и пятой линейкой.

Нота Ля — на пятой линейке.

Нота Си — над пятой.

Обратите внимание! Ноту До Первой октавы можно записать и в басовом ключе — на первой дополнительной линейке.

Ноты Большой октавы.

В басовом ключе ноты Большой октавы располагаются слева от Малой октавы.

Ноты Большой октавы

Не стоит пугаться большому объему информации. Если есть вопросы, обязательно задавайте в комментариях к статье!

Источник

Пишем басовые ноты для

Привет, давайте рассмотрим два типа нот, наиболее часто встречающихся в басовых линиях джазовых композиций. Итак, будем условно выделять «Целевые» и «Подходные» ноты. Целевые ноты — это ноты, которые создают фундамент басовой линии, они должны играться в определенное время в определенном месте линии для сопровождения аккордов. Наиболее часто в качестве целевых нот используют основные (басовые) тона аккордов. Например, рассмотрим четыре такта некоторой блюзовой композиции:

Лучшим вариантом целевых нот для нее будут основные тона аккордов. Их надо на первую долю каждого такта, то есть после каждой смены аккорда. (Если в течении всего такта звучит только один аккорд, то целевая нота обычно играется на первую долю такта; если же в течении такта играются два аккорда, то целевая нота играется при каждой смене аккордов, то есть на первую и третью доли). Сейчас перед вами стоит лишь один вопрос, из какой октавы играть целевую ноту? В следующем примере показаны целевые ноты из двух соседних октав(они обозначены буквой «T»). Вам остается выбрать октавы.

Вы наверно убедились, что выбор целевых нот скорее технический, чем творческий процесс. Например, если в течении всего такта звучит аккорд F7, то надо играть ноту «F» (какой-нибудь октавы) в течении первой доли такта. Это может показаться довольно скучным, но не забывайте, что такими же приемами пользуются великие басисты, такие как Ron Carter и Ray Brown. Этот принцип не такой уж бесполезный, подумайте об этом.

Процесс написания басовой линии становится немного более творческим, когда вы начинаете использовать Подходные ноты. Их функция — подвести басовую линию к целевым нотам. Рассмотрим, например, стандартную басовую линию для какой-нибудь песни с мерой 4/4. Басист играет половинные ноты на первую и третью доли каждого такта. На каждый такт приходится по одному аккорду. На первую долю играется целевая нота(основной тон аккорда), а на третью — подходная нота (обозначена как «A»).

(Обратите внимание, что в четвертом такте играются два аккорда, поэтому там нет подходных нот.)

Перед нами встает проблема. Надо выбрать подходные ноты. Хорошим приемом для построения простых басовых линий является использование подходных нот так, чтобы движение от подходной ноты к целевой было последовательно (то есть подходная нота должна находится за пол тона или за тон до целевой ноты. Такое движение к целевой ноте кажется логичным.) Существует два простых способа выбора подходных нот. Рассмотрим их подробно.

Первый способ заключается в выборе в качестве подходных нот тонов, входящих в текущий аккорд (который звучит в данный момент). Например, в предыдущем примере в первом такте звучал аккорд F7 (доминантовая гамма). Ноты, входящие в состав аккорда F7 находится на расстояние полутона от ноты Bb. Это дает нам две возможности. Можно использовать ноту «A» которая ниже целевой ноты «Bb», а можно «C», которая выше нее. Оба варианта хорошо звучат.

После повторного прослушивания этого примера, вам может показаться, что подходные ноты большую часть времени звучат довольно мягко. Причина этого в том, что выбираемые нами ноты могли находится на расстоянии в полутон или в целый тон от целевой ноты. В примере только в первом такте проходная нота находилась на расстоянии полутона от целевой. Многие люди чувствуют полутон резче чем тон. Если вы услышали это, то пришло время обратиться ко второму способу выбора подходных нот.

Используя второй метод, Вам вообще не надо беспокоиться о том, принадлежит ли нота аккорду, или нет. Все подходные ноты выбираются за полтона до целевых. Давайте сыграем предыдущий пример используя второй способ выбора подходных нот.

Второй способ кажется более простым, потому что не требует от вас никаких теоретических знаний. Но не обольщайтесь, в дальнейшем вам понадобится глубокое знание джазовых гамм и аккордов. Давайте теперь займемся построением «шагающей» басовой линии.

Типичная «шагающая» басовая линия состоит из восьмых или четвертных нот (для меры 4/4). Когда в каждом такте играется по два аккорда, мы можем воспользоваться вторым способом выбора подходных нот.

Этот пример достаточно типичный для случая, когда на один такт приходится два аккорда. Существует множество композиций с басовыми линиями такого типа.

Создание «шагающей» линии становится немного более сложным, когда на каждый такт приходится только один аккорд. Первая доля каждого такта содержит целевые ноты, а четвертая — подходную. Таким образом, нам осталось определить какие ноты играть на вторую и третью доли:

Заполним пустые места нотами, входящими в аккорды.

Аккорды обычно состоят из основного, терцевого (3, 4 полутона от основной ноты), квинтового (7 полутонов) и септимового (10,11 полутонов) тона. Например F7 состоит из следующих тонов: основной — F, терция — A, квинта — C, септима — Eb. Заполним этими тонами наши промежутки (обозначены «C»). Нам надо следить за тем, чтобы ноты аккорда были расположены в порядке движения к следующей целевой ноте.

Вот и все о чем я хотел сегодня рассказать.

Автор статьи Chris Fitzgerald

P.S. Вопрос: «то есть для «шагающей» линии нужно использовать те ноты,что входят в аккорд?»

Деймус: Не обязательно. Обычно для шагающего баса используются ноты из гаммы, а на сильных долях играются устойчивые ступени гаммы (1ая,3я или 5 и 7 — ноты аккорда), но могут быть использованы даже «левые» ноты. Главное их расположить в нужном месте. Таким местом чаще всего бывает 4 доля такта, когда в следующем такте звучит новый аккорд.

Источник

Ноты для фортепиано в басовом ключе

В скрипичном ключе можно записать лишь часть звуков музыкального звукоряда: часть малой октавы, звуки первой, второй, третьей, четвертой и до пятой октав. Остальные звуки малой октавы записывать в этом ключе неудобно, ибо чтение нот на линейке затрудняется большим количеством дополнительных линий под нотным станом. Поэтому звуки малой октавы, большой, а также контр — октавы и субконтроктавы записывают в ключе фа, или басовом ключе.

Как правильно записать басовый ключ на линейке

Этот ключ пишется на нотном стане таким образом, чтобы его головка была на четвертой линии, верх подходил под пятую линию, а нижний конец доходил до второй линии. С правой стороны рядом с ключом ставят две точки так, чтобы четвертая линия нотного стана проходила между ними. На ней записывают звук фа малой октавы:

Кстати ноты в басовом ключе называются точно так же, как и в скрипичном. Отличие только в записи этих нот на нотном стане. Рассмотрим как правильно пишутся ноты разных октав в басовом ключе.

Ноты малой октавы в басовом ключе

Зная место звука фа, легко определить место остальных звуков малой октавы относительно известного:

до малой октавы записывается между второй и третьей линиями нотного стана,

ре — на третьей линии нотного стана,

ми — между третьей и четвертой линиями,

фа — на четвертой линии,

соль — между четвертой и пятой,

ля — на пятой линии,

си — над пятой линией

Ноты первой (1) октавы в басовом ключе

Как в скрипичном ключе можно записать часть звуков малой октавы, точно также часть звуков первой октавы можно записать и в басовом ключе (см. два рисунка ниже).

На первой дополнительной линии выше нотного стана пишут до первой октавы,

над первой дополнительной линией — ре,

на второй дополнительной — ми,

над второй дополнительной — фа,

на третьей дополнительной — соль и т. д.

Нота до первой октавы связывает обе половины звукоряда: ту, что записана в скрипичном ключе, и ту, что записана в басовом. Поскольку эту ноту пишут на первой дополнительной линии под нотным станом в скрипичном ключе или на первой дополнительной над нотным станом в басовом ключе, она считается центром всей системы записи звукоряда.

Остальных звуков, которые находятся выше или ниже звука (4— 5 звуков), можно записать и в скрипичном, и в басовом ключах.

Звуки большой октавы в басовом ключе записывают так:

Как записывают ноты контроктавы в басовом ключе

Звуки контроктавы пишут так же, как и звуки большой октавы, но под нотами ставят знак:

и исполняют их на октаву ниже, чем написано.

Как записывают ноты субконтроктавы в басовом ключе

Звуки субконтроктавы записывают на дополнительных линиях под нотным станом, также со знаком под нотами

Расположение на нотном стане нот в басовом ключе

В Примере ниже показано нижний и часть среднего регистров, записанных в басовом ключе.

Ноты в басовом ключе для фортепиано

Звук до в разных октавах нижнего и частично среднего регистров записывают так:

Запись длительности звуков и пауз, размер, простые и сложные такты и группировка нот в них, повышение и понижение звуков — касается также и нот, записанных в басовом ключе. Знаки альтерации, действие которых распространяется на все произведение, также выносятся к ключу. Изменяется лишь их место в соответствии с записью самих нот.

Пример записи диезов и бемолей в басовом ключе с указанием порядка написания:

Как выучить ноты басового ключа

Чтобы было легче выучить расположение нот на нотном стане в басовом ключе можно воспользоваться специальными карточками.

Скачать и распечатать такие карточки можно по этой ссылке.

Неплохой видео урок на фортепиано о том, как быстро выучить и легко ноты басового ключа

Контрольные вопросы

Как пишут басовый ключ? Для записи каких регистров его применяют?

Как записать звуки малой и первой октав в басовом ключе?

Как записывают звук до разных октав нижнего регистра?

Как записывают звуки большой октавы, контроктавы и субконтроктавы?

Для чего применяется знак 8 ——- ?

Как размещают ключевые знаки в басовом ключе?

Упражнения на проверку освоения чтения нот в басовом ключе:

Гулак-Артемовский, Семён Степанович из оп. «Запорожец за Дунаем»

Белорусская народная песня «В вишневом садике»

Источник

Читайте также:  Все модели пианино roland
Оцените статью