Пишем партию для гитары

Урок 4. Бас-гитара в аранжировке

На сегодняшний день существует несколько видов бас-гитар. Основные это 4, 5 и 6 струнные.

Строй 4х струнной бас-гитары такой же, как у контрабаса. При добавлении струн сохраняется квартовое соотношение т.е. вверх C, а вниз B.

Бас-гитара, наряду с ударными, составляет основной костяк ритм-группы, которая практически без нее не существует.

Роль баса в уплотнении и подчеркивании ритма ударных, а также в создании гармонического фундамента.

Как известно из курса гармонии, бас является вторым по важности голосом в гомофонно-гармоническом складе (который используется в 99% современной музыки). Поэтому умение писать хорошие партии для бас-гитары одно из главнейших в работе аранжировщика.

Необходимо сразу оговориться, что кроме бас-гитары функцию баса может выполнять и другой инструмент (чаще всего синтезатор) и хотя принципы написания партий для них будут похожи, все же необходимо понимать, что бас-гитара живой инструмент, имеющий гораздо больше ограничений, чем синтезатор или софт.

Первое с чего нужно начать аранжировку баса это решить какой тип звукоизвлечения подходит для Вашей ритм-секции.

На бас-гитаре существует два основных типа звукоизвлечения медиатором и пальцами. При игре медиатором получается острый, четкий звук, часто с призвуком от медиатора. При игре пальцами звук более мягкий и гибкий,но с менее острой атакой.

Как правило, большинство современных vst плагинов (если Вы пишите аранжировку на компьютере) имеет оба варианта звукоизвлечения.

Следующий важный пункт необходимый для понимания бас-гитары — это система позиций. На бас-гитаре позиция равна четырем ладам и интервалу малой терции в пределах одной струны и ундецима в пределах 4 струн и т.д. Расположение нот в пределах позиции

Позиции именуются по положению первого пальца. Например, если нота A берется 3 пальцем на 4 струне то это 3 позиция (метод расчета позиции: пальцы принимаются за цифры от 0 до трех, от лада отнимаем палец получаем позицию, в нашем случае 5 — 2 =3)

В отношении скачков, широких интервалов бас-гитара достаточно гибкий и подвижный инструмент, однако в большинстве случаев лучше использовать одну или две ноты для обозначения аккорда поскольку слишком мелодизированная басовая линия занимает очень много пространства в аранжировке.

Существует несколько основных стилей игры используемых при написании партии бас-гитары. Рассмотрим основные:

1. Шагающий бас (walking bass ,swing bass)

Пришёл из эпохи свинга и позаимствован у контрабасистов. Своими корнями шагающий бас восходит к культуре духовых оркестров, основным репертуаром которых были марши.

В этом стиле бас играет каждую четверть создавая непрерывное ритмическое движение. Очень часто добавляются свинговые предыкты к 3 и 1 долям такта для того, чтобы создать ритмическую определенность:

Основное правило для шагающего баса (подробнее в отдельной статье, поскольку тема очень обширная): на сильные доли тоники или квинты аккорда, на остальные доли заполнения трех типов:

Диатонические (каждому аккорду соответствует определенная гамма)

Арпеджированные (в джазе применяются редко, но в других стилях очень часто)

Хроматические (система вводных звуков, проходящих, вспомогательных и т.д.)

2. Риффовый бас.

Рифф — короткая, чаще всего двух или 4х тактовая фигура многократно повторяющаяся и являющаяся основным строительным материалом произведения. Существует несколько разновидностей риффового баса

Бас играет рифф общий для всей группы внося небольшие импровизационные изменения (характерно для стилей хард-рок, блюз)

Бас играет собственный рифф, при чем, при смене гармонии ноты меняются,а ритм сохраняется (rock-n-roll, motown, r-n-b)

3. Рок-бас

Основная задача ритм-секции в роке это создание упругой и четкой основы — поэтому бас здесь играет всегда с бочкой. Пример из песни One of Us:

4. Латиноамериканский стиль

Объединяет в себе все разнообразие латиноамериканской музыки начиная от танго и заканчивая босса-новой. Основные фигуры основаны на триольной пульсации боссановы +— +— +- ( подробнее смотри здесь) со смещением на слабую долю ( также для написания латинбаса нужно изучить различные виды клавес)

5. Фанк и диско

Характерные особенности стиля: использование сетки на 16/16. Синкопы на слабые 16, а также использование приемов slap (игра слэпом заключается в ударе фалангой большого пальца о струны) и pop (данный прием заключается в том, что струну подцепляют, вертикально вверх в направлении от деки, и отпускают, тем самым она с силой ударяется о планки ладов, производя щелкающий звук)

Крестиками обозначены так называемые ghost ноты, прием при котором левая рука глушит струны, создавая приглушенное, перкуссивное звучание.

6. Дублирование гитары

Такой тип партий распространен в тяжелой музыке (trash.speed и т.д.). Задача бас-гитары создать плотность в нижнем регистре. Пример: «metallica am i evil»

Таким образом, для написания хорошей басовой партии необходимо усвоить основные принципы и стили. Кратчайший путь к этому снимать ритм-секции в разных стилях и записывать их в секвенсоре с подробным письменным разбором основных используемых элементов.

Источник

Как написать партию ударных в Guitar Pro

Для начала посмотрим на саму ударную установку, чтобы разобраться с названиями всех её элементов.

Чтобы проще было ориентироваться во всём этом хаосе, давайте условно разделим ударную установку на типы. Всего их 5:

Тарелки (Крэши, Сплэши, Чайна, Райд)
Хай-Хэт
Том-томы (Малый том, Средний том, Нижний том, Напольный том)
Рабочий барабан (Малый барабан)
Бас-бочка (Bass Drum)

(!) Игра на ударных представляет из себя чередование между этими типами ударных и между собой.

Я всегда, любую песню начинаю писать из ударных. Потому открывает Guitar Pro, я пользуюсь версией 5.2 и жмём Shift+Ctrl+Ins либо нажимаем «Дорожка» и выбираем «Добавить»

Далее выбираем «Ударные» и жмём ОК .

В открывшемся окне свойств можно изменить название дорожки, цвет и настроить отображение. Я же здесь ничего не меняю, жму ОК .

Удаляю дорожку акустической гитары, чтобы не мешала.
Теперь откроем таблицу ударных. Для этого жмём эту вот кнопочку

И теперь давайте её внимательно разберём и выучим только самые необходимые нам элементы, для написания простой партии.

Запоминаем цифры, их немного, но если что-то забудется на первых парах, то всегда можно заглянуть в таблицу ударных и подсмотреть. К тому же, там можно каждый из барабанов прослушать.

36 — Бас-Бочка (Bass Drum)
38 — Рабочий барабан (Acoustic Snare)
46 — Открытый Хай-Хэт (Open Hi-Hat)
49 и 57 — Крэши (Crash Cymbal)
51 и 59 — Райды (Ride Cymbal)
53 — Цоколь (Ride Bell)
43, 45 и 47 — Тома

Для написания простейшей партии ударных я возьму из тарелок — пара крэшей (49 и 57) и райдов (51 и 59), а из томов — средний (47) и нижний том (45), и высокий напольный том (43). Так же может пригодится цоколь от райда (53).
Остальное же, а именно бас-бочка (36), рабочий (38) и хай-хэт (46) запомнить нужно обязательно, чтоб не отвлекатся постоянно на таблицу.

Почти всегда любая партия ударных начинается именно с бас-бочки (36) и лишь только потом играется малый барабан (38).
Давайте напишем квадрат (4 такта) из чередующихся бас-бочки и рабочего.
Длина ноты ( + / )
Пауза ( R )
Вот что получилось

Теперь расставим чередующиеся между собой Крэши (49 и 57) и Хай-Хэт (46).
Хай-Хэт я всегда пишу нотой-призраком (O) , на каждой ноте хай-хэта жму «O» . Таким образом он не бьёт в уши и не заглушает остальные инструменты.
В конце я добавляю ещё один такт с бас-бочкой и крэшем на всю его длину.
Вот что вышло:

Ну и чтоб простая партия ударных звучала интересне, рекомендую украсить её райдами (51, 59), райд беллом (53) и том-томами.
Дублирую квадрат и в четвёртом такте, играюсь со второй половиной такта, чтобы красиво соединить первый квадрат со вторым. Ну а второй, чтоб не выглядел копипастным, просто заменяю хай-хэт райдом.
Вот такая получилась партия:

И главное помнить, что у барабанщика две руки и две ноги! Ударить одновременно в крэш, хай-хэт и в рабочий барабан — физический не получится. Опираясь на это представление, человек, абсолютно не знакомый с барабанами вполне может написать годную партию ударных. Главное не боятся пробовать и слушать побольше любимой музыки.

Для дальнейшей работы над композицией так же рекомендую поставить жёлтый курсор на первый такт и сочетанием клавиш Ctrl + Ins добавить ещё один такт. Он будет служить в качестве отсчёта.
На нём пишем четыре четвёртных ноты либо метронома (33 — Metronome Click), либо удара по ободу малого барабана обратным концом палочки (37 — Side Stick), либо просто удара палочек (31 — Sticks).

Источник

Как делать гитарные партии на клавишах: 5 советов

Анонс

Тестовый автор

Эту статью можно не только прочитать, но и прослушать:

Не всегда у клавишника под рукой есть свободный гитарист, который может записать нужные партии. Но их можно сыграть и на клавишах, и звучать они будут достойно.

Если вы пианист, продюсер, сонграйтер или композитор, то уже сталкивались с ситуациями, когда для песни рождалась идея, а гитариста рядом не было. В таких случаях приходится делать набросок на клавишах, накрутив «гитарный» звук, пока не найдется подходящий сессионщик. Чтобы набросок звучал более аутентично, рекомендуем воспользоваться пятью советами по достижению приемлемого гитарного звука на клавишах.

1. Применяйте легато

Легато в риффах на виртуальном инструменте позволит создать впечатление, что партию прописывал гитарист, а не клавишник. Хороший пример виртуального инструмента — Heavier 7 Strings от Three Body Technology. Режим легато включается одним переключателем. Но не стоит забывать, что сыграть партию нужно также с применением легато. Так инструмент сможет эмулировать слайды и шумы от ладов.

2. Измените манеру голосоведения

Часто бывает так, что аккорд, взятый на фортепиано, просто невозможно сыграть на гитаре в стандартном строю. Heavier7Strings автоматически меняет расположение аккорда так, чтобы его можно было взять на гитаре. Есть и слайдер, который регулирует, в какой позиции берется аккорд, а это в гитарной партии имеет большое значение.

3. Мыслите как гитарист

Мышление гитариста рождается из эргономики инструмента: на гитаре определенные фразы, лады и обороты играть проще, чем другие. Если вы начнете мыслить как гитарист, то и звучать начнете похоже на него. Естественно, гитарист может сыграть любой лад или фигурацию, доступные на ф-но. Однако фразы определенной формы (например, по пентатонике) поверх риффа будут звучать более «по-гитарному».

4. Используйте виртуальный риг от сторонних разработчиков

Если какой-либо виртуальный инструмент понравился вам за свою эргономику и интерфейс, это еще не значит, что он будет хорошо эмулировать цепь звукоусиления. Рекомендуем присмотреться к Bias Suite от Positive Grid.

5. Научитесь азам гитары

Совет может прозвучать как издевка, но попробуйте действительно научиться азам гитары. Это увлекательно и полезно, да и не так уж сложно научиться базовым навыкам, чтобы записывать риффы для своего материала. Если на то пошло, теперь во время трекинга не надо тратить дорогостоящую пленку. Если вам для записи потребуется сделать сто дублей, вы просто проведете час за гитарой. В конечном счете, такая практика только пойдет вам на пользу.

Источник

Kомпозиция

Большинство людей подходят к написанию песен с очень схожими способами. Для тех, кто пишет музыку, подобно тем, кто пишет только стихи, этот процесс осуществляется с помощью их инструмента и импровизации до тех пор, пока они не натыкаются на что-нибудь звучащее хорошо. Они предпочитают сосредотачиваться только на «цель иметь законченную песню» вместо того, чтобы сфокусироваться на широком выборе доступных «способов» сочинения музыки. Другими словами, эти люди сосредотачивают внимание на «законченом предмете» (песне, которую они хотят записать) вместо «процесса» (какие способы и методы могут быть использованы). Как только принимается решение написать новую песню, они начинают работать одним способом, который является самым легким и получается у них наиболее просто – импровизируют на своих инструментах.

С целью иллюстрирования примеров указанных ниже, позвольте нам предположить, что Bашим основным инструментом является электрогитара. Обычные «за» и «против» неотъемлемо присутствуют у каждого способа и метода написания песен. Вот список очевидных «за» и «против» для способа импровизации на вашем инструменте:

ПРЕИМУЩЕСТВА ЭТОГО МЕТОДА

  • Это самый легкий способ написания песен для сочинителей.
  • Вы можете начать немедленно (безо всякого предсочинительского планирования или цели).
  • Вы можете использовать преимущество естественных возможностей гитарного звука, навыков игры, звукового диапазона, количества звуков, которые Bы можете сыграть одновременно, динамического диапазона, артикуляции, и т.д.
  • Если Bы достаточно хороший гитарист, Bы можете с легкостью сочинять музыку, которая является естественной для гитары. Вы, вероятно, обладаете, по крайней мере, основами владения гитарой, так что игра ваших гитарных идей не будет большой проблемой в большинстве случаев.
  • Так как большинство сочинителей (даже многие профи) пишут этим способом, Bаши «музыкальные» результаты могут быть похожи на некоторые из тех, которые появились до Bас и были успешными хитами.

НЕДОСТАТКИ ЭТОГО МЕТОДА

  • Вы ограничиваете себя ограниченными естественными возможностями гитарного звука, навыков игры, звукового диапазона, количества звуков, которые Bы можете сыграть одновременно, динамического диапазона, артикуляции, и т.д.
  • Вы, вероятно, повторяете некоторые идеи, которые Bы использовали ранее при сочинении других песен.
  • Очень легко попасть в ловушку, думая только как гитарист, а не как сочиняющий музыку музыкант.
  • Вы можете обнаружить, что Bаши руки делают бoльшую часть работы при сочинении, а не Bаш действительно творческий мозг…
  • Диапазон возможных музыкальных результатов будет ограниченным при использовании исключительно только этого способа. Не обязательно потому, что что-то не так с гитарой или с вами.

Любой отдельный способ написания песен будет ограничивать. Bы должны действительно упорно работать, чтобы выжать из отдельного способа всё что возможно. Конечно, наличие разнообразных способов гораздо лучше чем обладание только одним. (Я обсужу другие методы написания музыки в следующих статьях).

Возьмите Bаш инструмент и начните импровизировать. Заметьте, какие вещи Bы обычно делаете. С какого способа Bы обычно начинаете? Bы начинаете с попыток написать мелодию? Или Bы начинаете с аккордов? Вот список идей, которые Bы можете использовать для начала.

Начните cначала с мелодии

  • В этом случае, решите, будет ли ваша мелодия, которую Bы пытаетесь написать вокальной или только инструментальной мелодией. Это очень важно, потому что для вокальных мелодий необходимо наличие пространства для певца и также Bы должны принять во внимание то, что звуковой диапазон певца гораздо более узок, чем у большинства инструментов. Всегда помните об этом, когда сочиняете мелодии.
  • Обдумайте мелодический рисунок (линеарность/мелодическое движение) Bашей мелодии.
  • Есть ли выраженная кульминация (наивысшая точка)? Где она должна располагаться в мелодии?

Начните сначала с aккордов

  • Сначала выберите тональность. Совсем не обязательно оставаться в этой тональности в течение всей песни, но разумно начать по крайней мере в одной [определенной] тональности. Bы можете отклониться от нее позже, если захотите.
  • Подумайте об аккордовой прогрессии, где находятса моменты нарастания и спада напряжаения? Расположены ли эти моменты в наилучшем порядке?

Начните одновременно с aккордов и мелодии

Мне этот подход очень нравится. Начните с отдельного аккорда и ноты или фразы, как только Bы добавите следующий аккорд и ноты мелодии, запишите их вместе. Экспериментируйте, меняя аккорд, но не мелодическую фразу. Экспериментируйте, изменяя мелодическую фразу, но не аккорд.

Начните сначала с Ритма

  • Рассмотрите типы ритм-паттернов, которые Bы обычно используете. Возможно один из них — это как раз то, что вам нужно для включения в новую песню.
  • Экспериментируйте с вариациями на ваших любимых ритм-паттернах. Возьмите обычный паттерн и сыграйте его в обратную сторону.
  • Создайте что-то абсолютно новое. Заставьте себя запретить любому вашему любимому ритм-паттерну прокрасться в идею Bашей новой песни.

Динамические оттенки, Фактура и Форма наиболее часто пропускаемые сочинителями музыкальные элементы. Звукозаписывающие компании нанимают звукорежиссеров, чтобы улучшить качество песен, написанных авторами. Большинство звукорежиссеров тратят много своего времени (и деньги артиста!) формируя песни в этих трех областях, потому что сочинители часто пренебрегают тратить достаточно времени и усилий на них. Большинство людей может писать мелодию и соединять вместе аккорды, но испытывают затруднения с динамическими оттенками, фактурой и формой.

Начните сначала с динамики (динамических оттенков)

  • Если Bы думаете о динамических оттенках во время сочинения каждой части песни, Bы уже опережаете многих.
  • Спланируйте, какой будет динамика каждой секции Bашей новой песни. Какие части будут громче, а какие будут тише? Как Bы можете создать плавные переходы между ними? Хотите ли Bы «плавные» переходы?

Начните сначала с тембра

Внесите многообразие в использование вами инструментов, и звучание, которое Bы от них получите, внесет яркие цвета в вашу музыку. Как только Bы написали мелодию, экспериментируйте с тем, сколько различных типов тембра тона, которые Bы можете использовать, чтобы сыграть ее. Даже если Bы сочиняете песню только для одного инструмента, как Bы можете «внести оттенки» в звучание этого инструмента? Например, на гитаре, игра около бриджа дает совершенно другой звук, чем звукоизвлечение по центру струн (12-й лад).

Начните сначала с Фактуры

Плотность и тембр звука могут повлиять на тип мелодий, которые Bы сочиняете. Решите, как плотность фактуры может изменяться от секции к секции. Какой музыкальный эффект получится в итоге? Отдельная гитарная партия может склонить Bас к написанию пассажей типичных для гитаристов, но если Bы используете гитару для сочинения клавишной партии, Bаш подход часто будет (и вероятно должен быть) абсолютно другим.

Начните сначала с Формы

Начало отсюда может творить чудеса, оберегая Bас от затруднений (в вашем процессе сочинения музыки). Когда Bы не думаете о форме (согласованность частей песни) в начале процесса сочинения, очень легко загнать себя в угол чуть позже. Когда у Bас есть записанные различные части песни, но они не кажутся связанными друг с другом в единое целое, это обычно случается потому, что Bы не думали или уделяли недостаточно внимания форме в начале процесса сочинения.

Если Вам понравилась эта статья, то Вот эти статьи также могут быть Вам полезными:

Источник

Читайте также:  Фибих поэма ноты для фортепиано упрощенный вариант
Оцените статью