Когда музыки уже мало: зачем рок-звезды разбивают свои гитары
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
История разбитой гитары в музыке начинается с Пита Таунсенда (Pete Townshend), всемирно известного гитариста британской рок-группы The Who.
В первый раз это произошло, когда группа выступала на сцене с низким потолком. Таунсенд случайно зацепил и сломал гриф своего Rickenbacker. Он решил идти до конца и тут же разбил гитару о декорации. Судя по реакции, толпе это понравилось, и уже на следующем выступлении The Who фанаты требовали от гитариста и от барабанщика Кита Муна крушить их инструменты.
В конечном итоге этот музыкальный вандализм на потеху толпе вошел в программу выступлений группы, и Пит Таунсенд стал бить инструменты практически на каждом шоу. Согласно данным сайта TheWho.net, в одном только 1967 году он сломал более 35 гитар.
Новшество Таунсенда стали повторять другие исполнители рока и рок-н-ролла. У некоторых даже появился свой подход к процессу разбития гитар. А обломки инструмента даже собирали и иногда ремонтировали.
Некоторые из музыкантов, например Курт Кобейн, сделали из этого целое зрелище. Известно, что дешевые гитары, попадавшие в руки фронтмену группы Nirvana, долго не жили.
Пожалуй, самой известной разбитой гитарой Кобейна был Fender Stratocaster, сделанный в Японии. Музыкант сломал ее во время студийной звукозаписи «Endless, Nameless».
Гитара была восстановлена, но Кобейн снова ее разбил во время живого исполнения «Endless, Nameless» в Чикаго. Эта гитара в настоящее время выставлена в EMP Museum в Сиэтле. Фрагменты этого и других сломанных музыкальных инструментов становятся частичкой истории рок-музыки и занимают почетные места в музеях и частных коллекциях.
Но гитары, кроме музыкантов, крушили даже актеры. И, прежде чем брать в руки инструмент, следовало узнать его стоимость.
Во время съемок фильма «Омерзительная восьмёрка» Квентина Тарантино актер Курт Рассел разбил уникальную гитару Martin 1870-х годов. Он предположил, что это недорогой реквизит, и, прежде чем кто-то успел вмешаться, уничтожил антикварную вещь. Дженнифер Джейсон Ли, которая играла на ней за секунды до этого и знавшая знала о ее стоимости, была в ужасе.
Когда об этом стало известно в компании Martin, одолжившей гитару для фильма, то они запретили выдавать свои инструменты любому другому фильму. И речь идет не о деньгах (гитара была застрахована), а о сохранении музыкальной истории и наследия.
А судьба знаменитого певца и гитариста Курта Кобейна сложилась не лучшим образом. Лидер «Нирваны» отличался эпатажностью и бунтарством, пристрастием к алкоголю и наркотикам. Это полной мере отобразилось на портретах последней фотосессии рок-звезды .
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Источник
Роджер Долтри объяснил, почему Пит Таунсенд разбивал свои гитары
Фронтмен The Who рассказал о том, почему его коллега по группе Пит Таунсенд получил славу разрушителя гитар. По его словам, это вовсе не было связано с попыткой сделать шоу более эффектным.
«Меня всегда бесило, что первое, что ты можешь прочитать о The Who – это то, как зрелищно Пит разбивал свои гитары об усилители», — говорит Долтри. «Люди, которые пишут это, ничего не понимают. Дело было вовсе не в перформансе, а в получаемом звуке. На то, чтобы разбить гитару, у Пита порой уходило минут десять. Гитара была для него своего рода жертвенным агнцем. И она кричала перед смертью. Это был совершенно невероятный аудио-опыт. Этот звук должен был пустить кровь из наших ушей. Порой мы уходили со сцены, и этот звон в ушах стоял ещё два дня».
Роджер также отдал должное таланту своего друга: «Люди порой слишком легко бросаются словом «Гений». Но когда дело идёт о музыке и сочинении песен, нужно признать, что Таунсенд – один из важнейших композиторов XX века в роке и поп-музыке. А это означает, что в его музыке есть гениальность».
Долтри признал, что несмотря на то, что дуэт периодически пишет новую музыку, их работа протекает уже не так, как в прошлом: «Мы пишем новый альбом, но ощущения от этого очень странные – ведь мы уже не являемся группой в полном смысле этого слова. Я просто люблю свою работу чуваком, который берёт написанную Питом песню, смотрит на неё и думает: «Как бы мне обратить эту штуку к зрителям?» Именно благодаря этому я продолжаю видеть смысл в создании новых записей. В ином случае мы были бы просто двумя парнями, работающими в двух разных студиях. Мы уже не идём в студию и не пишем песни, как раньше. Я бы очень хотел этого, но мы уже не группа. С тех пор, как Джон (Энтвистл, бас) и Кит (Мун, ударные) умерли, мы перестали быть группой. Но мы всё ещё можем писать музыку, и пока я буду способен своим вокалом превращать «песню Пита Таунсенда» в «песню The Who», я буду счастлив».
На вопрос, почему музыканты The Who работают в разных студиях, Долтри ответил: «Ему не нравится то, как я выгляжу, мне не нравится то, как выглядит он»
В начале января The Who подтвердили, что ведут работу над своим двенадцатым альбомом и планируют выпустить его до конца 2019 года. Последняя на текущий момент пластинка группы, Endless Wire, вышла в 2006 году.
Источник
Кто первый разбил гитару?
Когда рок-музыка только зарождалась, ее исполнители уже буйствовали на сцене. И выражалось это не только в эксцентричном исполнении, но и в традиции разбивания гитар. Радостные фанаты зверели от такого вандализма любимых исполнителей.
Все видели такое? Оказывается у этого явления есть родоначальник или по крайней мере тот, кто сделал это первый раз.
Как так произошло и почему?
Британский рок-гитарист Пит Таунсенд разбивает свой инструмент
История разбитой гитары в музыке начинается с Пита Таунсенда (Pete Townshend), всемирно известного гитариста британской рок-группы The Who.
В первый раз это произошло, когда группа выступала на сцене с низким потолком. Таунсенд случайно зацепил и сломал гриф своего Rickenbacker. Он решил идти до конца и тут же разбил гитару о декорации. Судя по реакции, толпе это понравилось, и уже на следующем выступлении The Who фанаты требовали от гитариста и от барабанщика Кита Муна крушить их инструменты.
Пит Таунсенд из группы The Who разбивает свою гитару
В конечном итоге этот музыкальный вандализм на потеху толпе вошел в программу выступлений группы, и Пит Таунсенд стал бить инструменты практически на каждом шоу. Согласно данным сайта TheWho.net, в одном только 1967 году он сломал более 35 гитар.
Новшество Таунсенда стали повторять другие исполнители рока и рок-н-ролла. У некоторых даже появился свой подход к процессу разбития гитар. А обломки инструмента даже собирали и иногда ремонтировали.
Пит Таунсенд разбивает Gibson Les Paul Deluxe в Мэдисон-сквер-гарден, 1974 год.
Акустическая гитара Gibson J-200, разбитая Питом Таунсендом в 1993 году.
Некоторые из музыкантов, например Курт Кобейн, сделали из этого целое зрелище. Известно, что дешевые гитары, попадавшие в руки фронтмену группы Nirvana, долго не жили.
Пожалуй, самой известной разбитой гитарой Кобейна был Fender Stratocaster, сделанный в Японии. Музыкант сломал ее во время студийной звукозаписи «Endless, Nameless».
Первая гитара, которую Курт Кобейн разбил на сцене. Музей EMP в Сиэтле.
Гитара была восстановлена, но Кобейн снова ее разбил во время живого исполнения «Endless, Nameless» в Чикаго. Эта гитара в настоящее время выставлена в EMP Museum в Сиэтле. Фрагменты этого и других сломанных музыкальных инструментов становятся частичкой истории рок-музыки и занимают почетные места в музеях и частных коллекциях.
Фрагменты электрогитары Fender Stratocaster, которую певец Курт Кобейн разбил на куски в 1992 году.
Но гитары, кроме музыкантов, крушили даже актеры. И, прежде чем брать в руки инструмент, следовало узнать его стоимость.
Во время съемок фильма «Омерзительная восьмёрка» Квентина Тарантино актер Курт Рассел разбил уникальную гитару Martin 1870-х годов. Он предположил, что это недорогой реквизит, и, прежде чем кто-то успел вмешаться, уничтожил антикварную вещь. Дженнифер Джейсон Ли, которая играла на ней за секунды до этого и знавшая о ее стоимости, была в ужасе.
Источник
Он первым начал крушить гитары. Рассказываем о необычном достижении Пита Таунсенда
Прославленный гитарист группы The Who, автор многих хитов и целой рок-оперы прочно вписал своё имя в историю рока. Но есть у него и ещё одно достижение, поистине уникальное. Именно Таунсенд первым начал разбивать инструменты на сцене, породив моду на музыкальный вандализм. Мы решили вспомнить, как и почему это произошло.
Всё бывает в первый раз. История не сохранила точную дату события. Известно, что это был сентябрь 1964 года. В тот день The Who выступали на прокуренной сцене Railway Tavern на северо-западе Лондона. Зал был маленьким, потолок – низким, но музыкантов это не смущало. Более того, Таунсенд даже нашёл в этой тесноте свои плюсы. Выкрутив на полную ручку реверберации, он высекал из своего Rickenbacker мощный гудящий звук и эффектно обрывал его, глуша гитару об низкий потолок таверны.
Но, как водится, что-то пошло не так. Во время одного из ударов Пит не рассчитал силы: гитара треснула. В зале повисла тишина. «Все ждали, что я буду делать дальше: заплачу или начну метаться по сцене», — вспоминал Таунсенд. Однако гитарист The Who принял другое, совершенно ошеломительное решение. В исступлении схватив свой Rickenbacker, он несколько раз ударил его об потолок. Когда от гитары остались лишь мелкие осколки, Пит гордо продемонстрировал их восхищённой публике. Перформанс удался на славу!
Более того, журнал Rolling Stone включил этот акт вандализма в список 50 мгновений, изменивших рок-н-ролл, а на официальном сайте The Who он назван самым потрясающим концертным событием в популярной музыке. Понятно, что весть об этом событии стремительно разошлась, и уже на следующем выступлении группы зрители с нетерпением ждали, когда же Пит сотрёт в порошок свой новый инструмент. Однако Таунсенд этого не сделал. Ждать пришлось довольно долго.
Следующая гитара была уничтожена во время концерта лишь в апреле 1965 года. На этот раз группа играла на более престижной площадке Olympia Ballroom и неплохо подготовилась. Ушлый менеджер The Who Кит Ламберт смекнул, что разбитые инструменты это не только лишняя трата денег, но и неплохой пиар, и предусмотрительно пригласил на концерт Вирджинию Айронсайд из Daily Mail и знаменитого Ника Кона (автора книги «Рок с самого начала»). Словом, новая выходка Таунсенда была задокументирована прессой и сделала группу ещё более популярной.
Однако и на этот раз уничтожение инструментов не переросло в привычку. Крушить гитары в промышленных масштабах Пит начал лишь после японского турне 1966 года, когда на одном из концертов был уничтожен золотой Fender Stratocaster. По некоторым сведениям, в следующем году Таунсенд отправил на тот свет не меньше 35 гитар. При этом он старался выбирать инструменты попрочнее, преимущественно Fender, а некоторые экземпляры даже заново склеивал и дорабатывал! Более хрупким и нежным гитарам Gibson везло меньше. Несколько экземпляров Gibson SG Пит Таунсенд попросту сломал об колено.
Дурной пример заразителен, об этом мы знаем с детства. Уничтожение инструментов так и не стало особым ноу-хау Таунсенда. Многие рок-музыканты с готовностью приняли этот приём на вооружение и добились ещё более впечатляющих результатов. Джими Хендрикс поджигал гитару в Монтеррее, Ричи Блэкмор играл на ней дрелью и палил сцену, коллега Пита по The Who Кит Мун крушил ударные установки и питал склонность к пиротехнике. Список можно продолжать до бесконечности.Ну а мы, между тем, так и не прояснили один важнейший вопрос. Почему Пит Таунсенд разбил свою гитару и как он вообще на это решился?
Так всё и происходило:
Почему?
А вот тут всё интересно.
Дело в том, что в разные годы Пит Таунсенд объяснял свой поступок совершенно по-разному. Сложно сказать, зависят ли эти интерпретации от памяти музыканта, его настроения, собеседника или чего-либо ещё, но мы можем выделить несколько главных версий.
Версия первая: спонтанность
«Данный жест является чистым экспромтом. Это выступление, это акт, это мгновение и это правда бессмысленно»
Версия вторая: эпатаж
Тут всё просто. Хотел привлечь внимание публики – привлёк. Резко и бескомпромиссно. В пользу этой точки зрения свидетельствует интервью Пита журналу Rolling Stone.
«Я ждал, что все станут говорить: «Ого, он разбил свою гитару, он разбил свою гитару», — но никто ничего не сказал. Это меня взбесило, и я решил, что публика должна заметить столь важное событие»
Версия третья: протест
Она укладывается в этакий бунтарский образ The Who, который отчётливее всего проявился в их суперхите My Generation. Музыканты этой группы выглядели то анархистами, готовыми вести за собой массы, то просто ублюдками, с которыми лучше не встречаться ночью в тёмном переулке. Что же касается разбитой гитары, то, согласно этой версии, она пала жертвой антивоенных настроений Пита Таунсенда: «Я был воспитан в то время, когда война еще отбрасывала тень. Война была реальной угрозой или фактом для трех поколений моей семьи… Я не пытался играть красивую музыку, я оглушал свою аудиторию ужасными, висцеральными звуками. Мы все понимали, что это звучание абсолюта для нашего хрупкого существования. Однажды самолет сбросит бомбу, которая уничтожит всех нас за секунду. Это может произойти в любой момент. Карибский кризис доказал это. На сцене я стоял на кончиках пальцев ног, с вытянутыми руками, парящий как самолет. Когда я поднял заикающуюся гитару над головой, то почувствовал, что держу в руках окровавленные столетия бессмысленных войн. Взрывы. Траншеи. Трупы. Жуткий визг ветра».
Версия четвёртая: перформанс
Пожалуй, самый интересный вариант из перечисленных. В наше время никого не удивишь безумными поступками разных странных персонажей, которые в конечном счёте оказываются хорошо продуманными акциями и проходят по разряду «современное искусство». Но что общего у Пита Таунсенда с подобными способами самовыражения?
Дело в том, что в начале 1960-х Таунсенд учился в Колледже искусств Илинга. Кстати говоря, знаковое место для британского рока: помимо гитариста The Who оттуда вышли Ронни Вуд и Фредди Меркьюри. Среди преподавателей колледжа был художник-концептуалист Густав Мецгер, популяризатор так называемого саморазрушающегося искусства. Чем он только не занимался: воспевал красоту распадающейся материи, распыляя кислоту на нейлоновые листы, создавал скульптуры из мешков с мусором (один из таких мешков из галереи Тейт по ошибке вынесла уборщица), писал манифест саморазрушающегося искусства, рвал его в клочья и даже объявлял так называемый «Арт-Страйк 1977-1980», на время которого он вообще перестал творить.
Уже в интервью журналу Premier Guitar (вышло в апрельском номере 2010 года) Таунсенд признавался, что на уничтожение своего Rickenbacker его вдохновили занятия в колледже искусств. Гораздо подробнее он развил эту тему в автобиографии Who I Am, которая увидела свет в 2012 году. Там упоминается и Мецгер, и то, что Пит был воодушевлён его творчеством и втайне планировал разбить свою гитару в подходящий момент.
Что ж, момент действительно представился. И самое интересное, что все эти версии вполне могут друг другу и не противоречить. Например, Таунсенд мог внезапно захотеть эпатировать публику деструктивным перформансом, символизирующим ужасы войны. Почему бы и нет? Но всё это уже из области фантазий, а о том, что и как было на самом деле, знает только сам Пит Таунсенд.
Здоровья ему. Такого же крепкого, как гитары Fender.
Например, как эта:
Источник