Меню

Плач гитары ричи блэкмора

Лучшие гитарные риффы всех времён (часть вторая). Ричи Блэкмор: полиция Монтрё постояннно стучала в дверь во время записи

Итак, 1972. пришло время риффа, который однозначно стал самым известным и знаменитым гитарным риффом рок-музыки.

8. Deep Purple: ‘Smoke On The Water’, 1972 год

Гитарист Deep Purple Ричи Блэкмор настаивает на том, что для правильного исполнения Smoke On The Water гитарист должен играть пальцами правой руки, не используя медиатор. Это создаёт, по его мнению, некий перкуссивный эффект. Об этом рассказывает и нынешний гитарист группы — Стив Морс — на видео, которое можно посмотреть ниже.

Джо Сатриани во время концертного тура 1994 использовал оба варианта, начинал классически пальцами, а в конце песни, во время кульминации, переходил на резкую отмашку медиатором. Томми Болин, не признающий авторитетов и делающий всё и всегда по-своему, играл песню медиатором от начала до конца.

Один из самых узнаваемых гитарных риффов рока был написан во время джем-сейшна в Швейцарии, когда Deep Purple записывали альбом Machine Head . Блэкмор, который работал над риффом вместе с барабанщиком Яном Пэйсом, позже вспоминал, что они тогда хотели создать «что-то очень простое».

Он рассказывал: «Мы были в большом зале в Монтрё, и тут приехала полиция, они хотели, чтобы мы прекратили играть, потому что мы играли так громко, что начались жалобы. Мы держали дверь запертой, чтобы нам целиком записать именно этот дубль. Полиция стучала в дверь во время этого дубля все последние три минуты записи. Если бы полиция Монтре добилась своего, мы бы никогда не записали Smoke On The Water ».




9. Queen: ‘Killer Queen’, 1974 год

Во многих песнях Queen есть отличные аккордовые последовательности и убедительные соло гитариста Брайана Мэя, но в некоторых их хитах есть и отличные риффы, в том числе Stone Cold Crazy . Но, возможно, их лучший рифф можно услышать на Killer Queen .

«Я был в больнице и чуть не умер, когда вдруг услышал эту мелодию. И врачи ждали, пока я закончу песню», — рассказал Мэй. Он использовал свою фирменную гитару Red Special, когда делал наслоения нескольких гитарных партий на основной рифф.

10. Aerosmith: ‘Walk This Way’, 1975 год

Джо Перри придумал рифф для Walk This Way во время саундчека в Гонолулу, когда он, по его словам, решил сыграть что-то более авантюрное, чем «обычная скучная последовательность аккордов». Но одному из лучших гитарных риффов в роке (позже он был сэмплирован Run-DMC для их классического рок — хип-хоп кроссовера) пришлось подождать некоторое время, поскольку не было подходящего текста. Но затем участники группы Aerosmith посмотрели фильм Мела Брукса «Молодой Франкенштейн» и особенно их впечатлил момент, когда хромой Марти Фельдман говорит Джину Уайлдеру «иди сюда». После этого певец Стивен Тайлер начал сочинять слова к одной из самых знаковых мелодий гитарного мира.

Источник

Гений импровизации Ричи Блэкмора

Ингви Мальмстин не единожды уже упоминал, что в юности он снял и сыграл полностью гитарную партию Ричи Блэкмора из концертного альбома Made In Japan . Не буду добавлять фразу «один в один», поскольку известно, что лучшие транскрайберы мира снимают чужие гитарные партии с точностью 85-90 процентов. А смог бы он повторить вот это?

Тур Perfect Strangers начался в декабре 1984 года с концертов в Австралии и Новой Зеландии, группа отыграла три шоу в Сиднее и три в Мельбурне. Эта запись сделана в Сиднее 12 декабря. Ричи сыграл свою импровизацию внутри расширенного варианта Space Truckin’ .

Тем не менее то, что на первый взгляд может показаться спонтанной импровизацией гения, причём находящегося явно в хорошем настроении, не совсем является таковой. Сравним с соло, сыгранном в этом же туре, Live at Knebworth 1985 . Идея сохранена и, видимо, была тщательно продумана, а дальше включается мастерство импровизатора.

Live at Knebworth 1985 позиционируется как лучший концерт группы тура Perfect Strangers. Не помешал даже проливной дождь.

Вернёмся в Сидней. Полный трек-лист.

3. Strange Kind Of Woman

4. A Gypsy’s Kiss

5. Perfect Strangers

6. Under The Gun

7. Knocking At Your Back Door

8. Lazy (барабанное соло Иэна Пэйса)

9. Child In Time

10. Difficult To Cure

11. Соло Джона Лорда

12. Space Truckin’ (Ричи Блэкмор — соло)

15. Smoke On The Water

Космически слаженная игра ритм-секции, но абсолютно новый, нежели 10 лет назад, подход к гитаре Ричи Блэкмора. Иэну Гиллану было непросто, но он старался так, как будто от этого зависела его жизнь. Боролся в одних случаях, мужественно справлялся в других, прекрасно исполнил Lazy , его положение было, видимо, самым сложным из всех.

Самое странное — это его болтовня в микрофон между песнями, атмосфера зала поспособствовала тому, что всё было как на Made In Japan — десятью годами ранее. Но на этом сходство заканчивается; это гораздо более современная, тяжёлая группа, добавим, что Блэкмор сознательно избегает старых соло.

А как же Джон Лорд? То, как микшировалось аудио для видео в 1980-х, ставит вопрос, а был ли он вообще на сцене до трека Perfect Strangers? Lazy и его соло, да, тут всё встаёт на место. Интересно, что нет никакой информации о том, кто работал над звуком или ремастировал его. В результате голос Иэна Гиллана в ключевых моментах Child In Time звучит хуже, чем на видео 70-х.

Зато отлично звучит Perfect Strangers, хотя на более поздних концертах Purple стали играть его ещё мощнее.

Посмотрите Strange Kind Of Woman . Очень весело! Ричи явно проверяет Иэна, чтобы увидеть, что тот может, а что нет.

Если сравнить в целом с Неубортом, то первый плюс этого релиза в том, что на нем есть Under The Gun и Child in Time . Во-вторых, Lazy на Live at Knebworth 1985 звучит, как какая-нибудь подпольная запись — звук гитары и барабанов записан ужасно.

Возвращаясь в Сидней и внимательно слушая, можно найти места, которые говорят нам о том, что это один из первых совместных концертов или «разогревающая» часть тура. Пропущенные биты, песни, еще не полностью разработанные, и несколько сдержанное исполнение по сравнению с более мощными выступлениями в Японии, Европе и США середины 1985 года.

Нельзя сказать, что этот концерт стоит наравне с Made In Japan, поскольку последний в целом более отточенный и сфокусированный, плюс все участники в тот момент находились в отличной форме — в отличие от Сиднея, где они еще не достигли новой вершины. Но на этом концерте есть моменты, которые полностью соответствуют мощности, интенсивности и звучанию группы в расцвете сил. Закройте глаза, и вы не отличите 72 от 84 в некоторых местах.

В целом, я бы поставил этот релиз на второе место среди концертных альбомов группы с 1984 года по сегодняшний день после Live in Stuttgart 1993.

Гиллан, несмотря на то, что он ещё не был в своей лучшей форме, которую он позже демонстрировал в этом туре, великолепен, и даже издает несколько воплей и криков, которых нет ни в одной другой доступной записи 84-85, а Ричи по звуку и игре на порядок выше Неуборта.

Это не идеальный концерт, порой слегка грубый, возможно даже не лучший из сиднейских или австралийских шоу, но ведь живой рок-н-ролл не должен быть идеальным, верно?

Источник

Ричи Блэкмор и его гитары

Даже в наши дни многое в музыкальной жизни России происходит впервые – так 8 и 11 апреля один из любимейших у нас рок-персонажей, гитарист Ричи Блэкмор (Ritchie Blackmore) дебютировал в столице и в Санкт-Петербурге не как тихий музыкант состава Blackmore’s Night, но в качестве лидера группы, которую никому не нужно представлять, а именно Ritchie Blackmore’s Rainbow. Конечно, новый состав Rainbow вызывает массу разговоров, восторгов и вопросов одновременно, но само Событие явно провоцирует на то, чтобы еще раз окинуть взором творческий путь великого музыканта – и заодно вспомнить о том, какие же инструменты и оборудование обеспечили многократно копируемый, но естественным образом неповторимый звук Ричи Блэкмора.

Бедная и не до конца восстановившаяся после Второй Мировой войны Великобритания середины 50-х не могла обеспечить ни одного из своих юных музыкантов приличным оборудованием для начала карьеры – не стал исключением в 1956 году и 11-летний Ричи, ставший по воле отца обладателем акустической гитары Framus. Кумирами Ричи на тот момент были гитарист состава Элвиса Пресли (Elvis Presley) Скотти Мур (Scotty Moore) и сверхпопулярный в тот момент соотечественник Томми Стил (Tommy Steele); вскоре список расширился именами Бадди Холли (Buddy Holly) и Дюэна Эдди (Duane Eddy) чьи песни юный музыкант уже играл в своих школьных составах. От этой великолепной четвёрки Ричи понабрался ума-разума в смысле агрессивной ритмической игры, однако с самого начала музыканта интересовала и классическая гитара – ведь его Framus был пригоден и для исполнения музыки в стиле фламенко. Двоякий подход господствует в исполнительской манере гитариста и в наши годы: «Мне всегда было интересно играть на акустической гитаре – для меня это всегда было своего рода непростым приключением. Я использую пальцевую технику при игре на акустической гитаре, а на электрогитаре играю медиатором – и для меня это своего рода развлечение, но уж точно никакое не приключение». Как бы то ни было, а Ричи начал экспериментировать с установкой на Framus звукоснимателей (сразу трёх!) и регулятров тембра и громкости, а в 1961 году этим экспериментам был положен конец – основной гитарой музыканта стала Höfner Club 50 в комплекте с усилителем Watkins Dominator. С этим комплектом началась полупрофессиональная деятельность Ричи, а годом спустя он приобрёл редчайший ныне подержанный Gibson ES-335 (по-видимому, 1959 года) с круглыми метками на грифе. Назад дороги не было – именно с этой гитарой Ричи пришел к записи дебютного альбома Deep Purple “Shades Of Deep Purple” (1968).

Странная по нынешним временам, воистину «дохендриксовская» комбинация Gibson ES-335 и 200-ваттной головы Marshall Major и обеспечила «мягкий фуз» на первых трёх альбомах Deep Purple (1968–1969). Хотя Ричи на тот момент применял и сделанную Marshall по его заказу единственную, видимо, копию комбоусилителя Vox AC30 – «мне нужно было побольше грязи в звуке». Своеобразия тогдашнему звучанию Ричи придавало использование непоименованной фуз-педали «английского производства» и квакушки Vox (эксперты называют её аналогом Vox 847A). Что такой звук значит на практике – каждый знает по исторически первому хиту Deep Purple, кавер-версии Джо Саута (Joe South) “Hush” (1968).

Однако в 1970 году меняется всё – и состав, и музыкальная концепция Deep Purple, а Ричи уверенно занимает место лидера группы и более не делится им с клавишником Джоном Лордом (Jon Lord). Новому подходу – новая гитара: вопреки собственным заверениям Ричи, что «это случилось в 1971 году»,его окончательный переход к ставшему столь же знаменитым, как и его владелец, Fender Stratocaster состоялся во время записи исторического альбома “In Rock” (1970). Этим, кстати, объясняется и известное звуковое неудобство данной работы – Fender и Gibson используются в треках альбома попеременно. Fender Stratocaster соответствовал характеру музыканта – по его словам, это оказался «очень точный и очень строгий инструмент» при отсутствии заметного сустэйна звукоснимателей как у Gibson. Понятно, что такой мастер, как Ричи, не использовал эти гитары в исходной конфигурации – грифы в обязательном порядке скалопировались, гриф вклеивался в корпус эпоксидным бытовым клеем («у меня получался бесконечный сустэйн!») плюс в гитары устанавливался самодельный темброблок MTC (Master Tone Control), вроде бы придававшей их звучанию большую насыщенность и теплоту. Вклейка грифа была необходима потому, что Ричи совершенно не обращал внимание на критичный для многих параметр Fender Stratocaster, то есть факт выпуска отдельных моделей корпорацией CBS – и именно такие гитары одно время оснащались вместо традиционного четырёхболтового крепления не очень надёжным в те годы и расшатывавшимся трёхболтовым. При этом нужно отметить, что Ричи никогда не был фанатиком-коллекционером: он и сам толком не знает, сколько у него гитар, а всю жизнь сообщает о том, что «у меня имеется полно запасных частей от Fender Stratocaster – из них можно собрать с десяток гитар».

Кажущаяся банальность гитар Ричи возмещалась не самым прямолинейным набором его обработок, которыми он пользовался с 1970 по 1997 год: здесь заслуживают упоминания овердрайв Hornby Skewes Treble Booster и знаменитый переделанный бытовой катушечный магнитофон Aiwa TP-1011, работавший на сцене одновременно как ревебрератор, дилэй и предварительный усилитель. Не брезговал Ричи и иными экспериментами: в 1973 году он экспериментировал с гитарным синтезатором EMS Synthi Hi Fli (опыт будет повторён в 1985-м с синтезатором Roland) и время от времени использовал при исполнении соло бас-педали Moog Taurus. Эту идею в результате счастливо позаимствовал у него Ингви Мальмстин (Yngwie J. Malmsteen).

Конечно, почти вечная работа Ричи с гитарами Fender Stratocaster не могла не привести к созданию именной модели Fender Ritchie Blackmore Stratocaster, выпускаемой в расцветке «белый олимпийский» (Olympic White, OWT). Корпус этого инструмента выполнен из ольхи, а 21-ладовый гриф с длиной мензуры 25.5″ (648 мм) – из отборного клёна с палисандровой скалопированной накладкой. Радиус скругления грифа по профилю «U» – 7.25″ (184 мм). Крепление грифа к корпусу осуществляется посредством трёхболтового соединения через стальную штампованную опору F-Stamped w/Micro-Tilt. Голова гифа несколько увеличена, ровно так же как на трёх знаменитых гитрах Ричи выпуска 70-х годов. Корпус гитары покрыт полиэстеровым лаком, и на инструменте установлены два звукоснимателя (в нековой и бриджевой позиции) Seymour Duncan Quarter Pound Flat SSL-4 Single-Coil Strat; в средней позиции установлена лишь имитация звукоснимателя, «пустышка». Данные звукосниматели обеспечивают весьма мощный сигнал, что предопределяет возможность использования этой гитары как с ламповыми, так и транзисторными усилителями. Фурнитура хромированная, колки – штампованные, Fender Vintage F-Stamped. Тремоло – 6-Saddle Vintage-Style Synchronized Tremolo. Регулировки традиционны для Fender Stratocaster: трёхпозиционный переключатель звукоснимателей, общий регулятор уровня выходного сигнала и два регулятора тембра. В комплекте с гитарой поставляются струны Fender USA Bullets 3250L / NPS (.009-.042), рычаг тремоло и утеплённый чехол Deluxe Gig Bag.

После долгих лет работы с усилителями Marshall Ричи сделал свой выбор в пользу немецкого бренда ENGL,который был рад обеспечить Маэстро именной 100-ваттной моделью Ritchie Blackmore Signature E650,созданной по его собственной спецификации. По словам Ричи, в данной модели реализованы все преимущества винтажных Marshall, но к этому добавлена широчайшая функциональность и «безграничный набор звуков». К тому же, по словам Ричи, ему кажется, что классические Marshall звучат на малых уровнях громкости очень плоско и невнятно. Фактически ENGL E650 обеспечивает музыканту возможность работы с самыми разными тембрами и громкостями во всём вообразимом звуковом диапазоне при сохранении невероятной чистоты звучания. Вместе с Fender Ritchie Blackmore Stratocaster – это, безусловно, комплект настоящей рок-звезды, обладателем которого можете стать и вы.

___
Еще больше материалов ты найдешь у нас в соцсетях — ВКонтакте и Facebook . Не забудь подписаться! 😉

Источник