Плач ксении годуновой ноты

Плач Ксении Годуновой

Сердце с болью внимает колокольному звону.
Как любила я прежде золотой перезвон!
Но в багрянице красной к государеву трону
Самозванец идет, и народ – на поклон!

Боже,Спас Милосердный!Ну,за что распинают?
Ведь царевич- там, в Угличе небреженьем погиб.
Почему же отца-то до сих пор проклинают?
Отчего в тишине слышу жалобный крик?

Знаю, были на царстве его прегрешения!
Но за что на расправу всю семью обрекли?
Если матушка, правда, чуралась моления,
В чем вину перед боженькой мне нарекли?

Кто способен свирепость душегубов измерить?
Не могла и подумать, как придется страдать!
Никогда не забуду, налетели, как звери!
Задушили и Федю, и несчастную мать.

Покидаю навеки хоромы высокие!
Кто палатами станет по-хозяйски владеть?
В Кремль иные придут, бессердечно-жестокие,
И пасхальные песни разучатся петь.

А куда подевать бы дорогие убрусы?
Белоствольну березу всю шелками облечь?
А фата для чего мне, прятать пышные косы?
Для кого эти косы тугие беречь?

Не нужны с жемчугами золотые сережки!
На сучки ли деревьев буду их надевать?
Да кому похвалиться, разбежались подружки,
А вельможи обходят, боясь повстречать.

Далеко городишко, Устюжна Железная,
Приневолят черницей уйти в монастырь.
За оградой останется суета бесполезная,
В темной келье утешит напевный псалтырь.

Нецелованны губы через год побледнеют,
Огрубеет и девичья гибкая стать.
За невинную кровь небеса беспощадно карают,
Знать, судьба мне грехи не свои искупать.

***************************
Историческая справка
Ксения Борисовна Годунова (1582—1622), царевна, дочь царя Бориса Годунова и внучка Малюты Скуратова. Она была красива, статна, Борис дал дочери хорошее воспитание и образование.Она покоряла всех обходительностью, разумностью речей. Борис искал ей достойного жениха, но неудачно. После убийства на глазах Ксении (по требованию Лжедмитрия) матери и брата, царя Федора Борисовича, она становится наложницей Лжедмитрия I. Затем ее постригли в монахини и отправили в монастырь на Белом озере; при царе Василии Шуйском поселилась в Троицком монастыре в Москве. Находилась в Троице-Сергиевом монастыре (70 километров от Москвы) во время его шестнадцатимесячной осады польско-литовскими войсками (1608—1610). Умерла в 1622 году монахиней в Суздале, погребена в Троице-Сергиевом монастыре вместе с отцом, матерью и братом.

Сохранились две песни начала XVII века о царевне Ксении Годуновой. В них выражается искреннее сочувствие к трагической судьбе девушки после смерти ее отца — царя Бориса. Эти песни схожи со свадебными плачами невесты, и в книгах о памятниках литературы Древней Руси эти песни печатаются под условными названиями как « плачи»: «Первый плач царевны Ксении Борисовны Годуновой» и «Второй плач Ксении Борисовны Годуновой».
Эти песни (в числе шести песен) были записаны для англичанина Ричарда Джемса в 1619 – 1620 гг. каким-то русским грамотным человеком великорусской скорописью, и сохранились в его самодельной записной книжке. Черный кожаный переплет с клапаном и узеньким ремешком- обмоткой был сделан для англичанина в Архангельске. В книжке на 73 страницах- русско- английский словарь; в записную книжку вплетена особая тетрадка из 8 листов, они несколько меньшего размера. Вот в этой тетрадке и записаны шесть песен, в том числе две – о Ксении Годуновой. Песни нередко приписывают самой Ксении.
Эти исторические песни использованы при написании стихотворения «Плач Ксении Годуновой». Их легко найти в литературе или в интернете.

Цитата из «Летописной книги» С.И.Шаховского, русского писателя первой половины XVIIв.:
«Царевна Ксения, дочь царя Бориса, девушка, почти ребенок, удивительного ума, редкостной красоты: щеки румяны, губы алы (ягодами румяна, червлена губами- на древнерусском); очи у нее были черные, большие, лучезарные, когда в плаче слезы из очей проливала, тогда еще большим блеском они светились; брови были у нее сросшиеся (бровми союзна –на древнерусском), тело полное, молочной белизной облитое, ростом ни высока, ни низка; косы черные, длинные, как трубы по плечам лежали. Была она благочестива, книжной грамоте обучена, отличалась приятностью в речах. Воистину во всех своих делах достойна!Петь по гласам любила и песни духовные с охотой слушала».

Источник

Плач Ксении Годуновой

Плач Ксении Годуновой

Сплачетца мала птичка,

«Охти мне, молоды, горевати!

Хотят сырой дуб зажигати,

Мое гнездышко разорити,

Мои малыи дети побити,

Меня, пелепелку, поимати».

Сплачетца на Москве царевна:

«Охти мне, молоды, горевати,

Что едет к Москве изменник,

Ино Гриша Отрепьев Рострига,

Что хочет меня полонити,

А полонив меня, хочет постритчи,

Чернеческой чин наложити!

Ино мне постритчи ся не хочет,

Чернеческого чину не здержати:

Отворити будет темна келья,

На добрых молотцов посмотрити

Ино ох милыи наши переходы!

А кому будет по вас да ходити

После царского нашего житья

И после Бориса Годунова?

Ах милый наши терёмы!

А кому будет в вас да седети

После царьского нашего жития

И после Бориса Годунова?»

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Плач Ярославны

Плач Ярославны «НА ДУНАИ ЯРОСЛАВНЫНЪ ГЛАСЪ СЛЫШИТЪ: ЗЕГЗИЦЕЮ[119] НЕЗНАЕМЬ, РАНО КЫЧЕТЬ: ПОЛЕЧЮ, РЕЧЕ, ЗЕГЗИЦЕЮ ПО ДУНАЕВИ; ОМОЧЮ БЕБРЯНЪ[120] РУКАВЪ ВЪ КАЯЛЕ РЕЦЕ, …»Плач Ярославны начинается с того, что она уже на Дунае[121]. Это главная река в Западной Европе. Она реальная, и в

«Плач о погибели Акры»

«Плач о погибели Акры» Воктябре 1290 года в султанате, объединявшем Сирию и Египет, началась мобилизация. Отборные воины с утра до вечера тренировались перед походом. Начали строить катапульты – лес вырубали в ливанских горах и везли в Баальбек. Келаун поклялся на Коране

1. Плач Исиды и Нефтиды

1. Плач Исиды и Нефтиды Гимн, спетый двумя божественными сестрами в доме Осириса, того, что перед западом [371], великого бога, господина Абидоса, в месяц хойяк [372], в двадцать пятый день Исида сказала: «Приди в твой дом, приди в твой дом, Ты, бог-колонна (?) [373], приди в твой

«Плач» о Дагаше

«Плач» о Дагаше Ур господствовал на юге Двуречья недолго – меньше ста лет. С гор, окружавших Месопотамию с востока, спустились орды эламитов, и две чужеземные династии, Аван и Хамази, навязали свою власть по крайней мере части Шумера. Это был не первый эпизод в долгой серии

Жених Ксении Годуновой

Жених Ксении Годуновой В истории русско-шведских отношений после Ярослава Мудрого, породнившегося с королевскими домами Скандинавии[8], династические браки не были распространенным явлением. Почти все брачные проекты, инициированные, как правило, русской стороной, не

Плач у рек вавилонских

Плач у рек вавилонских Сто раз начиналась Русь, и сто раз была разбита с севера до юга! Велесова книга Я предлагаю вам провести смелый эксперимент: давайте на миг представим, что китежская история, а именно — противостояние Батыю — разворачивается не в 1239 г. после Р.X., а

ЧУДЕСА БЛАЖЕННОЙ КСЕНИИ

ЧУДЕСА БЛАЖЕННОЙ КСЕНИИ В последний раз, как утверждает молва, ее видели в Чечне, в одном из воинских подразделений, противостоящих басаевским бандитам. Она пришла сюда пешком, с ветхим рюкзачком за плечами — захватила с собой нехитрые лакомства для сына и его товарищей,

Плач по кавказской Албании

Плач по кавказской Албании Один из немногих уцелевших памятников Кавказской Албании, страны, которая своим появлением обязана Степи и Великому переселениюЕсли у радуги отнять гамму ее цветов, мир станет убогим и скучным. Без зари, без синего неба. Две краски зальют

Глава III Плач по кавказской Албании

Глава III Плач по кавказской Албании Равносторонние кресты – «следы» Кавказской Албании. Камень. Дaгестан Храм в селении Киш. Азербайджан. Построен на месте древнейшего албанского храма в сесть Бога Небесного (Тенгри)Если у радуги отнять гамму ее цветов, мир станет

Когда плач смехом прет

Когда плач смехом прет Русские смеются даже тогда, когда должно быть страшно. У нас, к изумлению многих народов, когда есть нечего, то жить весело. Если же плакать при этом мы не смеем, а тужить не велят, то остается только смеяться. Смех освобождает нас от страха благодаря

Плач Еще – тужение, голосение, йойканье – ритуальный обряд, который известен у славян с дохристианских времен. По покойному плачет только родня, но только женщины – мужчины никогда не принимают участия в этом ритуале. Раньше были «плачки» («голосильщицы») – женщины,

Ксении веснопровестницы

Ксении веснопровестницы 6 февраля (24 января по старому календарю) – день Ксении (Оксаны) – Ксении-веснопровестницы, Ксении-полузимницы, Ксении-полукормилицы. С этого дня скоту корм давали в половину меньше, чтобы до новой травы хватило (кроме новорожденных телят и

Источник

Оцените статью