План конспект открытого урока по фортепиано работа над техникой

Открытый урок на тему «Работа над фортепианной техникой в старших классах».

Работа над техникой – трудный раздел в воспитании музыканта. Чем богаче арсенал владения различными приемами игры на фортепиано, тем свободнее музыкант в выражении своих эмоций, звукообразного содержания произведения.

Целостное владение пианистическим аппаратом представляет собой сложный комплекс, находящийся в состоянии постоянных изменений. В зависимости от художественных задач в нем происходят беспрерывные модификации. Однако, базовые навыки присутствуют всегда в пианизме в виде типовых технических движений. Например, у истоков классической (пассажной) техники лежит навык пальцевой игры, а в основе владения кантиленой – навыки весовой игры, цепкость и чуткость пальцев, а также разнообразные движения запястья.

Скачать:

Вложение Размер
otk_urok_rabota_nad_tehnikoy_v_starsh_kl_fp.doc 52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление культуры администрации города Челябинска

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств №12»

Работа над фортепианной техникой в старших классах.

Составитель: Коновалова Е.В.

Преподаватель МБУДО «ДШИ № 12»

Челябинск 2017 год

Тема : Работа над фортепианной техникой в старших классах.

Цель: Показать на практике методы работы с учениками старших классов с различными видами техники – классической (пассажной) и романтической (подушечной) .

  • формирование исполнительских навыков игры на фортепиано,
  • свобода и удобство владения инструментом,
  • умение использовать различный арсенал приемов игры,
  • формирование слуховой базы.
  • развитие слуха,
  • развитие образного мышления, эмоциональной сферы личности,
  • создание мотивации к получению знаний.
  • воспитание трудолюбия, усидчивости, внимания,
  • формирование художественно-эстетического вкуса, творческой активности,
  • пробуждение любви и интереса к техническим произведениям и к гаммам и упражнениям в частности.

Вид урока: Урок обобщения и систематизации изученного.

  • словесные (беседа, инструктаж)
  • метод показа
  • тактильный метод.

II Начальная подготовка ученика к освоению типовых технических движений. Разогревание пианистического аппарата на гаммах и упражнениях Ш.Ганона.

III Работа над классическими музыкальными произведениями с ярко выраженными задачами. пассажной техники, в основе которой лежит навык пальцевой игры:

А. Лешгорн. Этюд соль мажор ор.63

Г. Гайдн. Соната ми минор

IV Работа над произведениями романтического склада, которые требуют подушечной «поющей» игры легато, где на первый план выходят движения кисти.

В. Клова. Прелюдия

А. Бабаджанян. Ноктюрн.

VI Список методической литературы.

Работа над техникой – трудный раздел в воспитании музыканта. Чем богаче арсенал владения различными приемами игры на фортепиано, тем свободнее музыкант в выражении своих эмоций, звукообразного содержания произведения.

Целостное владение пианистическим аппаратом представляет собой сложный комплекс, находящийся в состоянии постоянных изменений. В зависимости от художественных задач в нем происходят беспрерывные модификации. Однако, базовые навыки присутствуют всегда в пианизме в виде типовых технических движений. Например, у истоков классической (пассажной) техники лежит навык пальцевой игры, а в основе владения кантиленой – навыки весовой игры, цепкость и чуткость пальцев, а также разнообразные движения запястья.

Урок проводится с двумя ученицами класса Коноваловой Е.В. Валеевой Альмирой и Фатеевой Евангелиной — 7 класс. Обе девочки достаточно способны, музыкальны, технически подкованы. Валеева Альмира тяготеет больше к музыке классической, а Евангелине ближе романтическая музыка, кантилена.

II. Начальная подготовка ученика к освоению типовых технических движений. Разогревание пианистического аппарата на гаммах и упражнениях Ш.Ганона. ( Работа с Валеевой Альмирой)

На гаммах и других компонентах гаммового комплекса воспитывается техническое мастерство пианиста: беглость, а также ровность, четкость, артикуляционное и динамическое разнообразие звучания, т.е. все то, что составляет понятие техники в широком значении этого слова

а) игра гаммы с расходом

Сидеть низко, с опорой спины на спинку стула (цель — не опускается голова, не поднимаются плечи). Гамма играется с весом в бок, медленное погружение и быстрый подъем. Основное движение вниз.

Игра без всякого давления, для разработки связок, чувства самостоятельности каждого пальца. Пальцы «маршируют как солдаты». Максимальный и очень быстрый замах и погружение.

Играем с клавиши, активно убирая предыдущий палец. Выдергиваем максимально, как пружина.

б) игра гаммы в интервалы , с обязательным акцентом на 4-ю ноту;

гамма в терцию одной рукой, затем другой на легато (достигается растяжение связок, эластичность кисти);

в) короткие арпеджио – убирая пальцы, собираем руку, через низ к 5-му пальцу;

ломаные арпеджио – вращательные движения. «Перешагивая» переносим вес руки;

длинные арпеджио – обязательно на легато. 1-й палец подносится под ладонь заранее, чтобы не видны были подвороты.

д) аккорды – «богатырский прием». Кисть не погружается слишком низко, под ладошкой должен быть воздух.

Б. Упражнение Ш.Ганона на вращательное движение кисти, (альбертиевы басы).

III . Работа над классическими музыкальными произведениями с ярко выраженными задачами пассажной техники с Валеевой Альмирой.

Игра Этюда А. Лешгорна соль мажор ор.63 целиком, а затем вычленяя гаммообразные фрагменты и объединяя работу над ними с предыдущими приемами, которые отрабатывались на работе с гаммами. (показ педагогом приемов на подобного рода музыкальном материале – Этюде Крамера До мажор)

Исполнение Сонаты Г. Гайдна соль минор – упор на прием вращения кисти (подробно разбирался на упр. Ш. Ганона).

IV Работа над произведениями романтического склада с Фатеевой Евангелиной.

Как уже говорилось, в основе романтической техники лежит подушечная «поющая» игра легато. Здесь на первый план выходят движения кисти.

С Рахманинов. Этюд-картина

Чтобы удобно и пластично сыграть пассажи Прелюдии надо освоить основные круговые движения кисти на фрагментах произведения.

а) «кружение» на 1-м звуке, отрабатывая глубокий наклон, высокий подъем.

б) «кружение» на 2-х – 3-х звуках, где первый основной, именно на нем кисть идет вниз.

в) «кружение» на целых фигурах. Кисть двигается вниз и вверх, при этом звук одинаково насыщенный. Движение напоминает открывание или закрывание замка, ввинчивание или вывинчивание. Расслабленности, а еще хуже, расхлябанности, в руке не должно быть.

Это произведение показательно для нашей темы при рассматривании аккомпанемента 2-й кульминационной части. Здесь нужна техника плечевого пояса. В основу исполнения должна лечь дуговая игра, движения «вперед – назад» цельной рукой. Молниеносные боковые переносы руки на скачках (педагог показывает нужное движение на примере Элегии С. Рахманинова).

Позанимавшись над гаммами и упражнениями, пройдя произведения с различными техническими задачами, учащиеся освоили множество разнообразных пианистических приемов, которые подробно разбирались педагогом и объяснялись с точки зрения ощущений. Чтобы ученик хорошо усвоил прием, полезно несколько раз повторить его — сначала в виде упражнения, а затем закрепить его на произведениях. Работа над техникой должна вестись систематически, а не от случая к случаю. Это требует большого педагогического терпения и времени. Живой показ, часто на материале других произведений, подстегивает желание ученика освоить прием, развивает фантазию и поддерживает активный интерес к процессу.

VI. Список методической литературы:

1. Й. Гатт, “Техника фортепианной игры”,

2. И. Лещинская, В.Пороцкий “Малыш за роялем”, издательство “Москва” ,Советский композитор, 1992 г;

3. Л. Баренбойм, Н. Перунова “Путь к музыке”, издательство “Ленинград”, Советский композитор, 1989 г.,

4. И. Мухина, С.Яблокова “Шпаргалка к техническому зачету. Фортепиано”, издательство “Санкт-Петербург”,”Нота”, 2006 г.

5. Е.М.Тимакин «Воспитание пианиста»

6. А. Алексеев «Методика обучения игре на фортепиано»

7. Г.М. Цыпин «Обучение игре на фортепиано»

8. Г. Нейгауз «Об искусстве фортепианной игры»

Источник

Открытый урок на тему: «Работа над развитием техники в младших классах»

Понятие «фортепианной техники» не сводится к понятию быстрой, ловкой и громкой игры. Данное понятие гораздо шире, объемнее, так как фортепианная техника по сути есть техника художественного выражения. Она включает в себя не только быстроту и ловкость, которые сами по себе являются немаловажными предпосылками хорошей техники, но и ритм исполнения, динамику, артикуляцию и т. д.

Говоря о развитии технических навыков у учащихся, мы имеем в виду ту сумму знаний, умений, навыков, приемов игры на фортепиано, при помощи которых учащийся добивается нужного художественного, звукового результата. Вне музыкальной задачи техника не может существовать. «Техника без музыкальной воли — это способность без цели, а становясь самоцелью, она никак не может служить искусству», — писал Иосиф Гофман, один из крупнейших пианистов.

Скачать:

Вложение Размер
chernovik.docx 26.07 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по предмету «Фортепиано»

МБУДО «Восходненская ДМШ».

Преподаватель: Сеитвелиева Э.Я.

Учащиеся : Мовчан Екатерина- 2 класс (П/п), Хорьякова Ксения -1 класс (П/п)

Дата проведения: 25.01.19г.

Тема урока: «Работа над развитием техники в младших классах специального фортепиано».

Цель урока: развитие техники и применение приобретенных навыков в работе над изучаемымипроизведениями.

Задачи урока: воспитывать в учениках силу воли и упорство в преодолении трудностей;

совершенствование технического мастерства на уроках специального фортепиано.

  • наглядный (слуховой и зрительный);
  • словесный (обсуждение характера музыки, образные сравнения, словесная оценка исполнения);

Оборудование : фортепиано, стулья, ноты произведений, ноты упражнений.

1.Сообщение темы урока и его задач.

3. Работа над гаммами

4. Работа над произведениями. ( Этюды.)

5. Исполнение произведений.

6. Подведение итогов. Заключение.

Понятие «фортепианной техники» не сводится к понятию быстрой, ловкой и громкой игры. Данное понятие гораздо шире, объемнее, так как фортепианная техника по сути есть техника художественного выражения. Она включает в себя не только быстроту и ловкость, которые сами по себе являются немаловажными предпосылками хорошей техники, но и ритм исполнения, динамику, артикуляцию и т. д.

Говоря о развитии технических навыков у учащихся, мы имеем в виду ту сумму знаний, умений, навыков, приемов игры на фортепиано, при помощи которых учащийся добивается нужного художественного, звукового результата. Вне музыкальной задачи техника не может существовать. «Техника без музыкальной воли — это способность без цели, а становясь самоцелью, она никак не может служить искусству», — писал Иосиф Гофман, один из крупнейших пианистов.

Г.Г. Нейгауз писал: «Я часто напоминаю ученикам, что слово «техника» происходит от греческого слова «технэ», а «технэ» означало — искусство. Любое усовершенствование техники есть усовершенствование самого искусства, а значит, помогает выявлению содержания, «сокровенного смысла», другими словами, является материей, реальной плотью искусства. Беда в том, что многие играющие на фортепиано под словом техника подразумевают только беглость, быстроту, ровность, бравуру — иногда преимущественно «блеск и треск» — то есть отдельные элементы техники, а не технику в целом, как ее понимали греки и как ее понимает настоящий художник. Техника — «технэ» — нечто гораздо более сложное и трудное. Обладание такими качествами, как беглость, чистота, даже грамотное музыкальное исполнение и т. п., само по себе еще не обеспечивает артистического исполнения, к которому приводит только настоящая, углубленная, одухотворенная работа»

Г. Г. Нейгауз «Об искусстве фортепианной игры».

Работа над гаммами:

Данный вид работы хочу показать в работе с учащейся Мовчан Екатериной. Девочка обучается во 2 классе. Поступила в школу с хорошими музыкальными данными. Музыкальна, ритмически устойчива, но есть проблемы с пианистическим аппаратом. Проблемой являютсятак называемые «прямые пальцы» — отсюда зажатые кисти рук, которыемешаютпока нам в работе над техникой, хотя слышит она хорошо и имеет отличную музыкальную память.

Гамма До- мажор. Ученица играет гамму в две октавы. Присутствуют неточности в аппликатуре. Выясняем, что связаны они с несоблюдением аппликатурных закономерностей: позиционностью по три и пять пальцев, а также синхронностью 3-го пальца.Для выработки беглости пальцев ученица играет гамму приёмом «стаккато». Этот приём обостряет ощущение кончиков пальцев, приучает слух к отчётливому исполнению каждого звука, вырабатывает независимость работы пальцев. Направляю слух ученика на ровность звучания, легатное звучание. Обращаю внимание на подкладывание 1 –го пальца, постепенное движение руки.

Играем гамму в 4 октавы в прямом и расходящемся движении. Имеются ошибки в аппликатуре. Уточняем аппликатуру. Еще одно упражнение, которое советует Г. Г. Нейгауз, заключается в вычленении в звукоряде гаммы лишь тех звуков, на которые приходится подкладывание. Важно следить за рукой во время подкладывания. Очень часто локоть и все предплечье слишком «выворачивается» вместе с первым пальцем. Этого нужно избегать, и добиться, чтобы предплечье и локоть как бы рисовало ровную линию, без изломов и изгибов.Для того чтобы скоординировать работу обеих рук, а также для ритмической ясности, я рекомендую делать в гамме на четыре октавы акценты по четыре звука, при чем, во всех видах. Но, акцент не должен превращаться в громкий стук, стоящий на месте, и заканчивающий всякое движение вперед. Акцент, как в гамме, так и в любом произведении, — это, то место, от которого нужно оттолкнуться, чтобы двигаться. Здесь акцент исполняется замахом пальца, в умеренной громкости.

Охватывающие движения играют так же немаловажную роль. Представьте, что Ваше предплечье – это поезд, а пальцы – люди, которые опоздали на него. Эти образы наглядно объясняют те движения, которые должны присутствовать в игре гамм: вся рука рисует линию и идет впереди пальцев, то есть, пальцы подчиняются руке. Помочь этим движением может динамика. Здесь она проста: вверх – крещендо, вниз – диминуэндо. Прошу ученицу представить тот же поезд, который едет издалека, поравнялся с нами и уехал. Таким образом, мы убьем двух зайцев – и движения появятся, и гамма станет яркой и интересной.

Аккорды . Для начала вспоминаем что такое «аккорд», как и на каких ступенях строится тоническое трезвучие и его обращения. Уточняем аппликатуру и начинаем игру аккордов сначала каждой рукой отдельно, затем двумя руками. Технически следует обратить внимание на три момента: пальцы хватают звуки аккорда – особенно активны мизинцы, так как они держат весь аккорд; кисть прогибается – ее амортизация поможет избежать зажима аппарата; локти разводятся в стороны, сбрасывая этим движением нагрузку. Хорошего звука пытаемся достичь свободой плечевого пояса и хорошего «погружения» в клавиатуру. Предлагаю сыграть аккорды стоя. Ученица чувствует контакт с инструментом и легче понимает, как правильно играть аккорды.

Можно поиграть аккорды несколькими способами, если не получается сыграть 3 звука одновременно. Пятый палец играет верхний звук, а к нему уже подстраиваем 2 остальных. Или играем сначала крайние звуки и затем средний, оставшийся.

При игре аккордов слежу за тем, чтобы локти не висели и после взятия каждого аккорда освобождались. Обращаю внимание на работу пятых пальцев, т. к. они часто «не добирают» звук.

Арпеджио короткие . Перед тем как сыграть короткие арпеджио, проигрываем подготовительные упражнения для выполнения точной аппликатуры. ( Приложение №1)

При работе над арпеджио требуется движение от 1-го пальца к 5-му и опора на начало звена. Для этого надо сделать замах первым пальцем, тогда акцент прозвучит ярче. Для более успешной работы нужно поиграть короткие арпеджио отдельно каждой рукой и проконтролировать движение кисти.

Хроматическую гамму играем с группировкой по 6 звуков, следя за полноценной работой левой руки. Частой ошибкой при игре хроматических гамм является «падение» всей кисти на первый палец. Следим за этим и стараемся работать первым пальцем более активно, не допуская лишних движений.

В начальный период работы над гаммами закладывается фундамент пианистической техники, происходит привитие и закрепление навыков. Вот почему так важно их качество. И поэтому сразу нужно прививать только целесообразные движения, не допускать неверных и лишних. Необходимо постоянно следить за свободой пианистического аппарата, предупреждать всякого рода зажатости и скованности.

Художественной задачей этого периода является игра гамм ритмически и динамически ровным, глубоким и мягким звуком. Учиться слышать в гамме мелодическую линию, добиваться линейности звучания, текучести, чтобы не было ощущения «точечности» звучания.

Работа над произведениями

Л Шитте. «Этюд» .До-мажор.

Следующим этапом нашего урока станет работа над этюдом, которую я покажу с ученицей 1 класса Хорьяковой Ксенией. Ксения поступила в школу в этом году. Видна заинтересованность в занятиях. Старательная, хорошо усваивает материал, любознательна, всегда готова к уроку.

Спрашиваю у ученицы что такое «этюд». Этю́д (фр. étude «изучение») — инструментальная пьеса, небольшого объёма, основанная на частом применении какого-либо трудного приёма исполнения и предназначенная для усовершенствования техники исполнителя.

Этюд находится в начальной стадии работы над ним и, поэтому, ученица играет его с предварительным показом педагога. Есть неточности в ритме, поэтому играем со счётом. Прорабатываем неточные места несколько раз. Следим за посадкой, постановкой рук и добиваемся точной аппликатуры,синхронности исполнения и хорошего звука. Проигрываем произведение целиком.На всём протяжении работы не забываем о динамике, построении фраз. Мы всегда должны помнить «куда идём».

Л.В.Бетховен. «Марш» (ансамбль)

В заключении нашего урока хотим представить вашему вниманию наш ансамбль, который мы готовим для участия в школьном Конкурсе. Исполним его с Екатериной Мовчан. Ещё предстоит поработать над фразировкой и динамическим планом. Особое внимание нужно уделить ансамблевому исполнению.

На примере разучиваемых произведений еще раз убедились, польза игры гамм, развитие техники и беглости пальцев на занятиях фортепиано, для передачи более полного, точного и самое главное – музыкально-художественного замысла композитора. Важно привить ребенку упорство в достижении технических задач, привить любовь и стремление выражать свои мысли и чувства через музыку.

В музыкальном воспитании детей исключительно важная роль принадлежит раннему периоду, когда закладывается фундамент для формирования как общемузыкальных, так и профессиональных наклонностей ребёнка. Яркая эмоциональная восприимчивость детей младшего школьного возраста, гибкость их приспособления к двигательным навыкам позволяют гармонически целостно развивать музыкально-слуховую и техническую сферу в их единстве.
Развитие обучающихся младших классов специального фортепиано проходит тем успешнее, чем доступнее для них средства и методы педагогического воздействия. При отсутствии ещё у ребёнка минимальных музыкальных представлений основная роль в методике должна отводиться систематической подготовке его к восприятию и пониманию новых музыкально-слуховых и музыкально-грамматических явлений. Столь же важна и последующая стадия – закрепление в процессе проведения урока формирующихся музыкальных представлений, двигательных приёмов и навыков.
Принцип комплексного развития музыкальных и двигательных способностей – основа начального обучения пианиста.

  1. Николаев А. А. Работа над этюдами и упражнениями М,1955
  2. Николаев А. А. Очерки по истории фортепианной педагогики и

теории пианизма. – М., 1980

  1. Таузиг К. Ежедневные упражнения для фортепиано. – М., 1962

Источник

Оцените статью