План конспект открытых уроков по фортепиано

Разработка открытого урока по фортепиано (конспект урока) на тему: ««Штрихи, как средства музыкальной выразительности и необходимое условие раскрытия музыкального образа произведения»
методическая разработка по музыке (6 класс)

Разработка открытого урока. Формирование представлений учащихся о различных видах штрихов и их значение в раскрытии художественного образа музыкального произведения.

Скачать:

Вложение Размер
Работа над штрихами в классе фортепиано 20.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств» станица Северская Краснодарский край

Разработка открытого урока по фортепиано (конспект урока)

«Штрихи, как средства музыкальной выразительности и необходимое условие раскрытия музыкального образа произведения»

Ф.И.О. преподавателя: Николаева Елена Владимировна, преподаватель высшей квалификационной категории

Учащиеся: Лисицына Елизавета, Баграмова Мария

Образовательная программа: Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Фортепиано»

Тема: «Штрихи, как средство музыкальной выразительности и необходимое условие раскрытия музыкального образа произведения.»

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок творчества.

Форма организации деятельности: индивидуальная.

Продолжительность урока: 40 мин

Цель урока: формирование представлений учащихся о различных видах штрихов и их значение в раскрытии художественного образа музыкального произведения.

Сформировать и углубить знания о роли штрихов в раскрытии художественного образа музыкального произведения.

Научить использовать в произведении различные штрихи, добиваясь музыкальной выразительности;

Обогатить музыкально-слуховой и исполнительский опыт учащихся.

Развить умение сравнивать, анализировать, воспитывать слуховой контроль при исполнении произведений;

Реализовать исполнительские возможности учениц через учебную деятельность.

Расширить кругозор учащихся;

Найти активные и интересные формы работы над произведением.

Предметные: Учащиеся умеют анализировать музыкальное произведение, чувствуют образ произведения, свободно владеют средствами музыкальной выразительности.

Личностные: Учащиеся, получив необходимые навыки и знания, умеют применить их на практике. Ученицы демонстрируют мотивацию к занятиям музыкой.

Оборудование: компьютер, музыкальный инструмент фортепиано, нотная литература.

Музыкальный материал: Ю.Весняк «Эксцентрическое скерцо», А.Брицын «Романтическая импровизация».

Прослушивание музыкального произведения

Шмид-Шкловская А. «О воспитании пианистических навыков» М. Классика -XXI 2007г.

Либерман Е. «Работа над фортепианной техникой» М. Классика –XXI 2006г.

Гофман И. «Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре» М. Классика-XXI 2002г.

Гольденвейзер А. Б. « О музыкальном искусстве: Сборник статей.» М. Музыка,1975г.

1. Организационный момент.

3. Новая тема: Штрихи, как средство музыкальной выразительности и необходимое условие раскрытия музыкального образа произведения.»

4. Закрепление нового материала.

Для того, чтобы донести произведение до слушателя исполнителю необходимо владеть музыкально-выразительными средствами. В арсенале пианиста их много: динамика, темп, размер, артикуляция и т.д. Остановимся на таком понятии как артикуляция. Под артикуляцией понимается «искусство исполнять музыку и прежде всего мелодию, с той или иной степени расчлененности или связанности, искусство использовать в исполнении всё многообразие приемов легато и стаккато» — пишет А.Браудо. К видам артикуляции относятся способы звукоизвлечения, которые реализуются в штрихах. Каждому штриху соответствует определенный знак, который указывает как надо играть ноту.

Ясное слуховое представление штриховой палитры и забота о её разнообразии должны сопровождать работу над каждым музыкальным произведением. Кроме того каждый штрих имеет множество градаций, которыми нужно уметь пользоваться в зависимости от интонационно-смыслового содержания того или иного отрезка музыкального материала.

Звуковая выразительность является важнейшим исполнительским средством для воплощения музыкально-художественного замысла. Задача педагога- научить ребенка относиться к музыке как к выразительному искусству, научить интонировать музыку, а на начальном этапе прежде всего-мелодию. Большое внимание следует уделить интонированию разнохарактерных мелодий: медленных и подвижных, песенных, танцевальных и маршеобразных, шутливых и печальных, суровых и светлых.

Разговаривая и рассуждая с учеником на равных, нельзя забывать, что перед нами ребенок, а ребенку свойственно конкретное мышление. Поэтому каждая музыкальная задача должна быть выражена непосредственна в звуке, темпе, ритме и соответствующих игровых приемах. Говорить лучше меньше, но сказанное должно быть ясным, конкретным и метким. Например, определив характер и построение пьесы, нужно сразу же найти звуковую окраску, пульс движения, элементарные нюансы, а также технические средства, вытекающие из характера пьесы и помогающие ярче раскрыть её образное содержание. Это и будет работой над художественно-музыкальным образом и над приобретением игровых приемов-не абстрактных, а конкретно увязанных с музыкальной задачей.

Штрихи являются важным средством музыкальной выразительности. От характера и качества выполнения штрихов во многом зависит правильное раскрытие музыкально-образного содержание и стиля исполняемого произведения. Штрихи делают музыку красочной и живой. У каждого штриха свой образ. Штрихи, взаимодействуя с другими средствами выразительности, способствуют воплощению исполнителем идейно-эмоционального содержания произведения. Выбор штриха зависит от характера музыки, которую исполняют. Поэтому, говоря о штрихах, необходимо учитывать в каком конкретно художественном произведении данный штрих будет применен, какое содержание и характер музыки он будет призван подчеркнуть: торжественный, лирический, скорбный, шутливый, повествовательный и т.д. Для каждой из этих образных сфер нужны соответствующие характерные звуковые формы, передающие мысли. При игре на фортепиано действуют три основных способа звукоизвлечения, без которых не обходится ни одно , даже самое миниатюрное произведение: легато, нон легато, стаккато.

Штрих легато является важнейшим средством кантиленой игры. Поэтому им должен в совершенстве владеть каждый пианист, если он хочет, чтобы «пение» его инструмента не прекращалось, а звучание было ровным и плавным. На примере пьесы «Романтическая импровизация» А. Брицына в исполнении Лисицыной Елизаветы, учащейся 6 класса, рассмотрим штрих легато.

-Лиза, что такое импровизация?

— «Импровизация» -это произведение искусства, которое создается во время процесса исполнения, либо процесс исполнения.

— А что такое романтика?

-Это сочетание различных идей, чувств, эмоций, которые создают эмоционально-возвышенное мироощущение. Возможно композитор, под впечатлением нахлынувших чувств, сел и стал импровизировать за инструментом. Передача человеческих чувств, эмоций вылилась в импровизацию.

-Определи характер произведения.

-По характеру — это спокойная, выразительная, эмоциональная, где-то взволнованная, музыка о человеческих чувствах.

— Как ты думаешь, какие штрихи характерны для такой музыки?

Свободная, мягкая кисть вместе с предплечьем должна как бы дышать, пластично следуя за изгибами мелодической линии и помогая тем самым работе пальцев. При этом важно равномерно распределять силу пальцев, особенно при атаке и окончании звука. При игре легато, пальцы располагаются на клавиатуре, поднимать их высоко нет никакой необходимости, не следует с излишней силой давить на клавишу. Так как человеческие чувства имеют разные градации и настроение, то они и передаются разными штрихами. Композитор в кульминации использует штрихи нон легато и портаменто. Возможно здесь передаются воспоминания и переживания человека. В заключении пьесы, буря чувств приходит в состояние покоя и поэтому певучее, ровное и плавное легато заканчивает пьесу.

Следующая наша пьеса совершенна противоположна по характеру и образу.

Ю. Весняк «Эксцентрическое скерцо» прозвучит в исполнении учащейся 6 класса Баграмовой Марии.

-Скажи ,Маша, что такое скерцо?

-В переводе шутка. Это прежде всего музыкальный юмор.

Неожиданное сопоставление художественных образов, смена настроений, переклички регистров и инструментов, подвижный темп- это лишь некоторые для этого произведения приемы, которыми пользуется композитор, создавая музыкальную шутку.

-Это необычный, чудаковатый, со странностями. Например: эксцентричный поступок, человек, наряд, манеры. Эксцентриком называют циркового или эстрадного артиста, номера которых строятся на неожиданностях.

-Это произведение ассоциируется с цирковой шуткой, а главный герой-клоун. Этот артист должен поразить всех не только своим нарядом, но и должен суметь развеселить публику удачной шуткой, исполнением веселых номеров, своей мимикой. Однако за внешней простатой скрывается сложный сценический образ. Он постоянно в движении: прыгает, кувыркается, смеется. — -Как ты думаешь, какой штрих используется при исполнении скерцо?

— Штрих стаккато чаще всего связан с исполнением танцевальной или скерцозной музыки.

Это область выразительности, воплощающей легкость, шутки, игру, танец. В пьесе воплощена игровая атмосфера в цирке. Постоянное стаккато характеризует и раскрывает образ клоуна. При исполнении стаккато мы используем быстрые, резкие приемы звукоизвлечения. Палец ударяет по клавише и сразу отпускает её. Этот прием можно сравнить с печатанием на клавиатуре или с птицей, клюющей зерно. Этот штрих придает произведению тонкость, легкость, грациозность. Для скерцо характерны скачки в мелодии. Используются виды стаккато: пальцевое стаккато, стаккато-бросок, пиццикато, стаккато-мартелято.

В заключение нашего урока необходимо отметить, что в музыкально-исполнительском развитии учащихся важное значение имеет изучение штрихов, их влияние на образное содержание музыкального произведения.

Источник

Открытый урок по фортепиано 2011 г.
план-конспект урока по теме

Урок с обучающейся 1-го класса по теме «Комплексный подход к музыкальному воспитанию ученика-пианиста».

Скачать:

Вложение Размер
plan_otkrytogo_uroka_may_2011.doc 46 КБ
samoanaliz_uroka_kirilenko_may_2011doc.doc 57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Нижнеодесская детская школа искусств 25.05.2011

Открытый урок по фортепиано преподавателя

Кириленко Г.В. с учащейся 2 класса Скоровой Евгенией.

Комплексный подход к музыкальному воспитанию ученика-пианиста.

Обобщение и закрепление знаний, умений и навыков. Применение знаний на практике

Воспитание художественно-исполнительской инициативы и закрепление пианистических приемов.

  • Расширить багаж музыкальных впечатлений учащейся
  • Продолжить знакомство с музыкой норвежского композитора Эдварда Грига
  • Познакомить с содержанием симфонической сюиты Э.Грига «Пер Гюнт»
  • Продолжить работу над рациональными приемам игры на фортепиано
  • Научить грамотно читать нотный текст
  • Продолжить работу над подбором по слуху мелодий с сопровождением
  • Развитие музыкально-образного мышления, расширение музыкального кругозора
  • Развитие двигательно-игровых навыков
  • Развитие навыка игры по нотам
  • Развитие мелодического, гармонического, звуковысотного слуха
  • Развитие чувства ритма
  • Развитие навыка подбора по слуху и транспонирования
  • Воспитание интереса и любви к предмету и инструменту
  • Воспитание чувства любви и уважения к классической музыке
  • Воспитание чувства ответственности за результаты своей работы
  • Воспитание навыков самоконтроля
  • Воспитание культуры поведения за инструментом

1. Организационный этап . 1 мин

  • Приветствие. Название темы урока. Вступительное слово педагога с обоснованием выбранной темы.

2 Основной этап.

  • Игра упражнений . 2 мин

— позиционные упражнения на мелкую технику

— гаммообразные упражнения на мелкую технику

— упражнения на крупную технику

  • Работа над этюдами. Преодоление пианистических неудобств: 10 мин

— Ф.Лекуппе Этюд соч.17№ 6

— К.Черни(ред.Гермера) Этюд № 28 1 тетр.

— К.Черни(ред.Гермера) Этюд № 29 1 тетр.

— К.Черни (ред.Гермера) Этюд № 5 2 тетр

  • Чтение с листа в ансамбле с преподавателем. Краткий анализ нотного текста
  • Физкульт.минутка. Игровая разминка с мячом. Применение знаний из области музыкальной терминологии, повторение интервалов 2 мин
  • Подбор по слуху мелодии с гармоническим сопровождением (T – D – T – S – T) песни М.Хилла «С днем рождения» и транспонирование ее в тональности первой степени родства. 3 мин
  • Беседа о творчестве Э.Грига. Краткое содержание симфонической сюиты «Пер Гюнт». 4 мин
  • Слушание музыкальных фрагментов из симф.сюиты «Пер Гюнт»: 4 мин

— «В пещере горного короля»

Анализ средств выразительности, характеристика образов, отраженных в этих

  • Просмотр детских рисунков и художественных репродукций, иллюстрирующих музыкальные фрагменты 1 мин
  • Игра на фортепиано учащейся муз. фрагментов «Утро», «В пещере горного короля» в обр. С.Баландина 5 мин
  • Слуховая разминка. Игра «Угадайка». 2 мин
  • Игра на фортепиано любимого произведения: Г.Уоррен «Поезд на Чуттанагу»
  • Прослушивание песни «Поезд на Чуттанагу» в звукозаписи. Анализ жанровой принадлежности, настроения произведения. 2 мин

3.Заключительный этап. 4 мин

  • Подведение итогов
  • Оценивание работы учащейся.
  • Домашнее задание

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Нижнеодесская детская школа искусств 25.05.2011

Самоанализ открытого урока по фортепиано преподавателя

Кириленко Г.В. с учащейся 2 класса Скоровой Евгенией.

Скорова Евгения — учащаяся 2-го класса фортепиано, 10 лет. Без музыкальной подготовки. Имеет отличные музыкальные данные: устойчивое, хорошо развитое чувство ритма, развитый внутренний музыкальный слух, достаточно обширный запас слуховых представлений, отличную музыкальную память. Эмоционально отзывчива на музыку, темпераментна. Увлекающаяся натура. Серьезна, самокритична. Несмотря на возраст, обладает внутренней культурой и интеллигентностью. Отлично учится по всем предметам в музыкальной школе, успевает на «хорошо» и «отлично» в общеобразовательной школе, посещает языковую школу «Лингва» и кружок эстрадных танцев. Очень доброжелательна и контактна. К занятиям музыкой относится серьезно, работает за инструментом увлеченно, с полной отдачей. Справляется с репертуаром повышенной сложности. Любит выступать на сцене, хорошо справляется с эстрадным волнением. Игровые приемы усвоены ею в полном объеме, руки свободны и хорошо организованы для игры на инструменте. Есть небольшое неудобство в постановке рук – низкая кисть, что обусловлено слабостью ладонных мышц. Женя многого уже добилась, чтобы исправить это неудобство, продолжает активно работать над постановкой рук. Очень ответственна и работоспособна, умеет ставить цели и добиваться их выполнения. Может продуктивно работать самостоятельно.

Тема: Комплексный подход к музыкальному воспитанию ученика-пианиста.

Тип урока: Обобщение и закрепление знаний, умений и навыков. Применение знаний на практике

Цель урока: Воспитание художественно-исполнительской инициативы и закрепление пианистических приемов.

  • Расширить багаж музыкальных впечатлений учащейся
  • Продолжить знакомство с музыкой норвежского композитора Эдварда Грига
  • Познакомить с содержанием симфонической сюиты Э.Грига «Пер Гюнт»
  • Продолжить работу над рациональными приемам игры на фортепиано
  • Научить грамотно читать нотный текст
  • Продолжить работу над подбором по слуху мелодий с сопровождением
  • Развитие музыкально-образного мышления, расширение музыкального кругозора
  • Развитие двигательно-игровых навыков
  • Развитие навыка игры по нотам
  • Развитие мелодического, гармонического, звуковысотного слуха
  • Развитие чувства ритма
  • Развитие навыка подбора по слуху и транспонирования
  • Воспитание интереса и любви к предмету и инструменту
  • Воспитание чувства любви и уважения к классической музыке
  • Воспитание чувства ответственности за результаты своей работы
  • Воспитание навыков самоконтроля
  • Воспитание культуры поведения за инструментом
  • принцип единства воспитания, обучения, развития.
  • принцип связи с жизнью.
  • принцип научности.
  • принцип увлеченности.
  • принцип активности, самостоятельности и сознательности.

1. Организационный этап . 1 мин

  • Приветствие. Название темы урока. Вступительное слово педагога с обоснованием выбранной темы.

Комплексное развитие ученика-пианиста включает в себя следующие элементы:

-воспитание двигательно-игровых навыков, работа над техникой и пластикой движений.

— развитие навыка игры по нотам

-развитие музыкально-образного мышления, расширение музыкального кругозора, накопление слуховых представлений.

— развитие всех компонентов музыкального слуха

— развитие чувства ритма

— развитие навыка подбора по слуху и транспонирования

Без хорошего развития все этих качеств не может состояться хороший музыкант-исполнитель.

2 Основной этап.

На этом этапе применялись различные методы:

— словесный (объяснение, беседа)

— наглядный (применение репродукций картин и детских рисунков, портреты композитора)

— практический (слушание музыки, игра на инструменте, решение пианистических и художественных задач.)

— творческий ( подбор по слуху, транспонирование, поиск средств выразительности для образного воспроизведения программных произведений)

— репродуктивный ( воспроизведение выученного текста)

— метод музыкального наблюдения

— метод эмоциональной драматургии

  • Игра упражнений . 2 мин

В начале урока целесообразно подготовить руки к игре на инструменте. Для этого играем несколько упражнений на различные виды техники: позиционные упражнения Ш.Ганона, гаммообразные упражнения, упражнения на крупную технику (октавы, аккорды).

  • Работа над этюдами. Преодоление пианистических неудобств: 10 мин

— Ф.Лекуппе Этюд соч.17№ 6

— К.Черни(ред.Гермера) Этюд № 28 1 тетр.

— К.Черни(ред.Гермера) Этюд № 29 1 тетр.

— К.Черни (ред.Гермера) Этюд № 5 2 тетр

При исполнении этюдов перед учащейся ставились различные практические задачи: качественно и быстро делать позиционные переносы рук, соблюдать хорошую координацию рук в разных регистрах (Ф.Лекуппе Этюд соч.17 № 6), показать хорошую пальцевую артикуляцию и беглость в гаммообразных пассажах, владение кистевыми движениями (К.Черни этюд № 29), следить за хорошим подкладыванием 1-го пальца и синхронностью звучания (К.Черни Этюд № 28), следить за своевременной сменой педали и ровностью звучания арпеджированных фигур, глубоким погружением левой руки при исполнении отдельных нот мелодии (Ф.Рыбицкий «Зефир»), качественно, ровно и верной аппликатурой исполнять в среднем темпе длинные гаммообразные пассажи, не прогибая запястье (К.Черни Этюд № 5).

Учащаяся успешно справилась со всеми задачами, работала вдумчиво, осознанно.

  • Чтение с листа в ансамбле с преподавателем. Краткий анализ нотного текста 3 мин

Прежде чем начинать играть по нотам, с учащейся были повторены ноты басового ключа, сделано несколько ритмических упражнений на воспроизведение ритмического рисунка по карточкам (отдельно каждой рукой и двумя руками вместе).

Перед игрой пьесы с листа был сделан краткий анализ нотного текста: музыкальный размер, тональность, ритмические и штриховые особенности. Затем в среднем темпе пьеса была исполнена. С заданием Женя справилась блестяще.

Игра в ансамбле при чтении с листа мобилизует все внимание учащегося, не дает расслабляться и останавливаться, звучание при этом более яркое и насыщенное, чем при сольном исполнении. Такая форма работы очень нравится ученикам и хорошо развивает навык игры по нотам. Со слабыми учениками можно исполнять не ансамблевые пьесы, а двуручные, играя при этом партию одной руки, а ученику поручить партию другой руки.

  • Игровая разминка с мячом. Применение знаний из области музыкальной терминологии, повторение интервалов 2 мин

Игра с мячом позволила учащейся расслабиться и переключить внимание.

  • Подбор по слуху мелодии с гармоническим сопровождением (T – D – T – S – T) песни М.Хилла «С днем рождения» и транспонирование ее в тональности первой степени родства. 3 мин
  • Беседа о творчестве Э.Грига. Краткое содержание симфонической сюиты «Пер Гюнт». 4 мин
  • Слушание музыкальных фрагментов из симф.сюиты «Пер Гюнт»:

— «Утро», — «В пещере горного короля» 4 мин

Анализ средств выразительности, характеристика образов, отраженных в этих произведениях.

  • Просмотр детских рисунков и художественных репродукций, иллюстрирующих музыкальные фрагменты 1 мин
  • Игра на фортепиано учащейся муз. фрагментов «Утро», «В пещере горного короля» в обр. С.Баландина 5 мин

Учащаяся постаралась передать художественные образы, воспринятые ею при прослушивании этих произведений в исполнении симфонического оркестра. Игра была эмоционально окрашена, убедительна, образна.

  • Слуховая разминка. Игра «Угадайка». 2 мин

Даны задания на нахождение по слуху отдельных нот, угадывание направления и характера движения мелодии, определение интервалов.

  • Игра на фортепиано любимого произведения: Г.Уоррен «Поезд на Чаттанугу» 2 мин
  • Прослушивание песни «Поезд на Чуттанагу» в звукозаписи. Анализ жанровой принадлежности, настроения произведения. 2 мин

3.Заключительный этап 4 мин

  • Подведение итогов
  • Оценивание работы учащейся.

Работа оценена положительно, ученица получила отличную оценку за урок.

  • Домашнее задание: продолжать работу над произведениями с учетом поставленных на уроке задач. Ознакомиться с «Песней Сольвейг» Э. Грига в фортепианном изложении. По желанию: нарисовать рисунок к понравившейся пьесе.

В процессе урока учащаяся была активна, внимательна, заинтересована. Практические задачи, поставленные преподавателем выполнялись творчески, осмысленно.

Цель урока: Воспитание художественно-исполнительской инициативы и закрепление пианистических приемов, считаю, достигнута.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по фортепиано с учеником 1-го года обучения .

В данном материале представлен план — конспект открытого урока по фортепиано. Подробно показаны форма и методы проведения урока с учащимся первого года обучения.

Урок для учащихся 1 класса фортепианного отделения.На сайте имеется презентация «Средства музыкальной выразительности».

Открытый урок с обучающейся 2-го класса по теме»Работа над репертуаром во II классе фортепиано».

Открытый урок по фортепиано с обучающейся 2-го класса по теме «Развивающие формы работы на уроках фортепиано».

В данном материале представлен план-конспект открытого урока по фортепиано с учеником пятого года обучения. В процессе занятия обучающийся совершенствует навыки работы над гаммами и упражнениями, помо.

Разработка открытого урока. Формирование представлений учащихся о различных видах штрихов и их значение в раскрытии художественного образа музыкального произведения.

Источник

Читайте также:  Духи с ванильной нотой
Оцените статью