План конспект урок по фортепиано 1 класс

конспект урока с учеником 1 класса Атаманенко З. «Техническое развитие юного пианиста на начальном этапе обучения»

В воспитании техники на начальном этапе обучения большое значение имеет освоение первоначальных навыков игры на фортепиано. Правильная посадка, приёмы звукоизвлечения, хороший контакт кончиков пальцев с клавишами – это та основа, без которой немыслимо техническое и музыкальное продвижение ученика. Однако не может быть единого пути развития техники у разных учащихся, так как приспособляемость рук к пианистическим трудностям и степень природной беглости пальцев у всех детей различны. Но в работе следует опираться на принципы развития пианистического аппарата, чтобы создать наиболее благоприятные технические условия для выражения музыки:

Скачать:

Вложение Размер
otkrytyy_urok.docx 95.28 КБ

Предварительный просмотр:

«УТВЕРЖДАЮ» Директор МОУ ДО ДШИ №9г. Курска

____________________ Голубова И. В.

преподавателя по классу фортепиано

Трахининой Альбины Анатольевны

ТЕХНИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЮНОГО ПИАНИСТА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ

(Урок проводится с учеником 1 класса-Атаманенко Захаром)

Развитие технических навыков и умений на примере изучаемых упражнений, гамм и произведений.

  • Освоение игровых навыков на фортепиано (приемы технического развития);
  • Освоение применения технических приемов в сочетании с работой над художественным исполнением.
  • Воспитание терпения и настойчивости для преодоления технических трудностей
  1. Вступление:
  2. Овладение техническими навыками с помощью изучения упражнений, гамм и этюдов.
  3. Работа над качеством звучания в произведениях крупной и малой формы.

1 .Одна из особенностей игры на фортепиано состоит в том, что исполнитель один, без помощи сопровождения, должен охватить все элементы музыкальной ткани и согласовать их между собой таким образом, чтобы наиболее ясно и ярко донести до слушателя художественно — музыкальный замысел композитора. Можно сказать, что в руках пианиста заключён целый оркестр, в котором он является и дирижёром, и исполнителем всех партий. Чтобы выполнить эти задачи, пианист должен обладать большим комплексом навыков, умений, приемов игры, которые и составляют понятие «техника». Вне музыкальной задачи техника существовать не может. Однако, существует понятие «техника» в более узком смысле слова – скорость, сила, выносливость, чистота и отчетливость исполнения.

Техника приобретается путём систематически правильной работы. Её необходимо развивать при помощи упражнений, гамм, этюдов и пьес.

Существует множество сторон требований к технике:

  1. пространственная точность – попадание на нужные точки клавиш, чтобы игра была чистая;
  2. красочная техника – умение играть необходимым звуком, техническим прикосновением;
  3. ритмическая точность – умение извлечь звук в нужное время;
  4. аппликатурная точность – удачная, правильная аппликатура;
  5. штриховая точность – чередование legato, staccato, нон легато;

6) координация движения –способность согласовывать свои движения;

7) быстрота мышления, беглость – полезно учить звеньями.

В воспитании техники на начальном этапе обучения большое значение имеет освоение первоначальных навыков игры на фортепиано. Правильная посадка, приёмы звукоизвлечения, хороший контакт кончиков пальцев с клавишами – это та основа, без которой немыслимо техническое и музыкальное продвижение ученика. Однако не может быть единого пути развития техники у разных учащихся, так как приспособляемость рук к пианистическим трудностям и степень природной беглости пальцев у всех детей различны. Но в работе следует опираться на принципы развития пианистического аппарата, чтобы создать наиболее благоприятные технические условия для выражения музыки:

1. Гибкость и пластичность аппарата.

2. Связь и взаимодействие всех его участков при ведущих «живых» и активных пальцах.

3. Целесообразность, естественность и экономия движений.

4. Управляемость техническим процессом.

5. Звуковой результат (как необходимый итог).

Главный принцип работы педагога – научить ученика слышать звуковой результат того или иного продвижения рук на клавиатуре. Слуховой контроль является решающим в запоминании ребёнком тех физических ощущений, которые необходимы для организации аппарата соответственно звуковым задачам. Добиваясь с первых шагов обучения неразрывной связи музыкально-звукового представления с игровым приёмом, следует развивать все перечисленные принципы.

2. Чтобы привести аппарат и весь организм в рабочее состояние, необходимо проделать ряд начальных упражнений вне инструмента и на инструменте. Многие известные педагоги предлагают интересные и разнообразные упражнения.

Со своими учениками я начинаю с упражнений, мною придуманных, на разные приемы игры и задачи. За тем я перехожу к «Нотной азбуке» Е. Гнесиной . С Захаром мы изучили почти всё это пособие за первое полугодие. С января мы приступили к этюдам К. Черни, где и продолжаем закреплять полученные навыки. . Выбор данных этюдов не случаен, ведь у начинающего пианиста слабая пальцевая беглость. Поэтому были отобраны этюды, дающие навыки исполнения коротких гаммаобразных и пятиступенчатых последовательностей, секвенционного движения однотипных групп, двух — и трезвучных построений, которые встретятся в дальнейшем при разучивании репертуара 2 – 3 класса. Это Этюды№1,2. Одновременно с изучением первых этюдов Черни и упражнений на 5 последовательных ступеней, я даю упражнения на подворот 1 пальца после 3 и 4 пальца, готовлю Захара к изучению гамм. Работа над фортепианными упражнениями позволяет не только эффективно вырабатывать обобщенные технические навыки, но также способствует пониманию и овладению оптимальными методами работы над пьесами. Исследование разнообразных сборников упражнений и фортепианных школ, созданных за весь период существования фортепианного искусства, показывает, что фортепианные упражнения как система обучения являются очень эффективным методом формирования исполнительских навыков и умений.

О необходимости кратких ежедневных упражнений говорил замечательный представитель русского пианизма К. Игумнов.

« Упражнения, как бы вводят ученика в правильное пианистическое самочувствие и способствуют выработке гибкости, подвижности, выразительности и чуткости пианистического аппарата.»

Месяц назад я ознакомилась с интересной методикой английской пианистки и педагога Эдны Мей Барнем . Эта работа замечательна тем, что она легко усваивается детьми, поскольку в ней найден оригинальный подход к детскому восприятию. Всем хорошо известно, что дети любят музицировать, но не любят заниматься техническими упражнениями, особенно гаммами изо дня в день. Они считают это нудным и скучным делом, но зато им нравится заниматься физкультурой – бегать, прыгать и т.д. Разнообразные движения необходимы для их физического развития и доставляют им массу удовольствия. Эта любовь к движениям и положена в основу серии учебников «Дюжина в день». Аналогия с простыми физическими упражнениями, приятными для тела, помогает чувствовать такие же приятные ощущения в руках и пальцах при игре на фортепиано.

Сама же Э.-М. Барнем ставит целью этих упражнений- помочь развить сильные и гибкие руки и пальцы. «Многие люди делают утреннюю зарядку перед тем, как идти на работу. Такую же зарядку должны делать наши пальцы, перед тем, как начать заниматься.»…

Сейчас с Захаром мы покажем различные упражнения из 2- х сборников на разные технические задачи (10-15 упражнений и работа над ними). Перед игрой я советую ученикам простукивать эти упражнения на крышке фортепиано под шаг или счет (вначале мы работаем над ритмом и координацией рук), а за тем играем под шаг или счет долями. Упражнения играем на легато и стаккато вначале отдельными руками, за тем с преподавателем и самостоятельно. Я слежу за четкостью пальцев, гибкостью кисти, ставлю перед учеником разные задачи: сыграть с акцентами , одна рука на- f ,другая на p .

В педагогической практике используются различные виды упражнений. Особенно большое внимание в настоящее время уделяется гаммам, арпеджио и аккордам. Значение гамм в том, что они развивают ученика в музыкальном отношении – дают более прочное знание мажорно — минорной системы, воспитывают чувство ладо тональности, дают возможность приобрести целый ряд навыков, необходимых для воспроизведения более сложных видов фактуры; но помимо этого, следует использовать упражнения, которые помогают ученику преодолевать конкретные трудности. Гаммами мы с Захаром стали заниматься месяц назад после усвоения всех упражнений, необходимых для начала изучения гамм.

Гамма-соль мажор . Ученик играет в 2 октавы отдельными руками прямую гамму. Обращаю внимание на аккуратные подвороты и при этом гибкую кисть. Прошу сыграть с остановками на всех 1-х пальцах. Затем –на тониках. Так же проучиваем расходящуюся и хроматическую гаммы. В игре аккордов обращаю внимание на крепкие пальцы и особенно 5 палец, который нужно сыграть ярче других (опора руки приходится на 5 палец). В игре арпеджио- добиваюсь гибкости кисти с замахом на 1 палец. При игре гамм обращаю внимание на активность пальцев, динамику и выразительное исполнение (как при изучении любой пьесы)

Этюд Гурлит , где ученик сталкивается с игрой гамм в одну октаву. Это самостоятельно выученный этюд. Многочисленные упражнения помогли Захару самостоятельно выучить это произведение. Самостоятельно выученные упражнения, этюды, небольшие пьесы я практикую в своей работе. За первое полугодие мин. 10 таких пьес мальчик выучил самостоятельно после предварительного устного разбора вместе с преподавателем.

Этюды 3 и 4 К. Черни мы проучиваем сейчас отдельными руками. Задача ставится перед учеником: показать скрытый голос в шестнадцатых нотах с помощью замаха кисти. Пробуем на уроке соединить .

Недавно мы приступили к первым упражнениям Ганона. Эти упражнения более длинные. Они требуют большого внимания, сосредоточения, выдержки и хорошей координации рук. Поэтому разучивать их нужно дольше и тщательнее. Первое упр. мы разучивали в медленном и среднем темпе с различными акцентами: на 1 долю, на последнюю ноту и на 4 палец, чтобы заставить его работать активно. Очень полезно одну руку играть ученику, а другую- преподавателю для выработки четкой координации в руках. Также мы работали в этом упражнении над гибкостью и свободой кисти. На уроке показываю, как сдвинуть темп.

3.Применение технических навыков в произведении крупной формы и пьес:

Фридрих Вильгельм Марпург-немецкий теоретик и композитор. Жил и творил в 18 веке в Германии и Франции. Более известен, как теоретик и публицист. Рондо с фран. означает «круг». Рондо сост. из рефрена, который несколько раз повторяется и эпизодов между рефренами . Рондо-соль мажор сост. из рефрена (период повторного строения), эпизода (период расширенного строения за счет секвентного развития) и еще одного рефрена (повтор первого). Форма Рондо-соль мажор напоминает 3-х частную форму пьесы. Это свойственно более ранним формам «рондо». В более поздних рефрен используется 3 и более раз.

Захару было задано соединить рефрен, используя точные штрихи и аппликатуру. Эпизод тщательно проучить отдельными руками. При игре на уроке Захар допускал штриховые и аппликатурные неточности. На уроке устранили все замечания, работали над фразировкой, качеством прикосновения к клавишам. Соединили медленно эпизод. Домашнее задание: закрепить полученные на уроке навыки и умения для передачи художесвенных задач и образов, задуманных композитором.

Тарантелла-это народный итальянский танец южан. Впоследствии стал национальным. Танцуется в сопровождении гитары, тамбурина и кастаньет. Размер-6/8.Быстый, зажигательный, темпераментный с прыжками. Танец звучит на одном дыхании.

Теодор Лак родился 3 сентября 1846года на Западе Франции. Прославился написанием салонной музыки, в основном для фортепиано: этюды, пьесы, сонаты.

Тарантелла — одна из известных пьес композитора. Имеет 3-хчастную форму со вступлением и кодой, что свойственно более сложным формам, как увертюры, симфонии. Размер-6/8. Пьеса — очень быстрая, непрерывного движения, с четкой артикуляцией.

Захар играет в среднем темпе, соблюдая все штрихи и аппликатуру. .Не получаются гибкие и удобные повороты ,более острое и легкое стаккато «под ладошку». Исправляем ошибки. Работаем над фразировкой, динамикой, непрерывностью движения, быстротой перенесения рук от одной группы нот к другой. Прорабатываем вначале фразы, за тем предложения и периоды, добиваясь непрерывности движения и лёгкости исполнения. Эта пьеса очень полезна для развития мелкой моторики и выносливости.

В конце урока Захар исполнит ещё одну виртуозную пьесу- Балладу Ф. Бургмюллера. Эта пьеса уже сделана, и Захар неоднократно участвовал с нею в различных конкурсах. У нас присутствуют гости и они еще её не слышали.

Итак — Баллада: длинная и сложная история жанра баллады. Само это слово произошло от ит. вallare-плясать. В средние века баллада превратилась в повествовательные песни, а позже они приобрели эпическое содержание. Баллада-3-хчастного строения, имеет интересную сюжетную линию. Мы с Захаром придумали, о чем может повествовать это произведение. Ученик разбирает по темам Балладу и рассказывает придуманную историю. Теперь несколько слов о композиторе:

Фридрих Бургмюллер родился в 1806 г. под Парижем — немецкий композитор и пианист. Сын дирижера и пианиста. Известен своими этюдами для фортепиано. Жил в Германии и во Франции.

В заключении хочу сказать, что развитие обучающихся младших классов специального фортепиано проходит тем успешнее, чем доступнее для них средства и методы педагогического воздействия. Столь же важна и последующая стадия–закрепление в процессе проведения урока формирующихся музыкальных представлений, двигательных приёмов и навыков. Принцип комплексного развития музыкальных и двигательных способностей–основа начального обучения пианиста.

  1. А. Алексеев. Методика обучения игре на фортепиано. – М., 1961.
  2. А. Артоболевская. Хрестоматия маленького пианиста / вст. Статья- М., 1996.
  3. Л. Борхузон, С. Морено. Гаммы и арпеджио для фортепиано.- «Композитор. Санкт- Петербург» 2004.
  4. К. Игумнов. Мои исполнительские и педагогические принципы /Выдающиеся пианисты- педагоги о фортепианном искусстве/ под редакцией Я. Мильштейна – М., 1966.
  5. Ю. Левин. Ежедневные упражнения юного пианиста – М., 1978.
  6. Б. Милич. Воспитание ученика – пианиста. Изд.: Музична Украина, 1977.
  7. Музыкальный энциклопедический словарь. Гл. редактор – Г. В. Келдыш. Изд. «Советская энциклопедия», Москва, 1991.
  8. Эдна Мей Барнем- «Дюжина на каждый день»-в.1и2-издано в США, штат Кентуки.

Источник

План-конспект урока по предмету «Специальность» (фортепиано) для учащихся 1-го класса

Разделы: Музыка

Тема: Закрепление понятия “средства музыкальной выразительности” на начальном этапе обучения игре на фортепиано.

Тип урока: комбинированный (закрепление знаний, комплексное применение знаний).

Вид урока: традиционный.

Цель урока: закрепление понятия “средства музыкальной выразительности” на материале изучаемых произведений.

– закрепить изученные теоретические знания (средства музыкальной выразительности: лад, штрихи, динамика, темп, ритм, тембр, мелодия);
– продолжить формирование практических навыков (игра штрихами non legato, legato, staccato; работа с динамическими оттенками, тембрами, исполнение произведений в различных темпах).

– развивать образное музыкальное мышление, художественное воображение;
– развивать творческую активность учащегося через различные виды деятельности (варьирование средств музыкальной выразительности в изучаемых произведениях, игра в “Звуковое лото”, сочинение пьес на заданный сюжет).

– воспитывать эстетический вкус;
– воспитывать любовь к музыке;
– воспитывать усидчивость и трудолюбие.

Средства обучения: фортепиано, стул, стол, подставка для ног, “Звуковое” лото, схема “Средства музыкальной выразительности”.

План урока:

Этап урока

Приемы и методы

Время (мин.) 1. Орг. момент Словестный

2 2. Повторение пройденного материала Словестный, наглядный

5 3. Работа над музыкальным материалом Словестный, наглядный, показа, “направляющий указаний”, “попутных поправок”

20 4. Игровой момент Игровой, словестный, наглядный, показа

8 5. Итог урока Словестный, наглядный

2 6. Домашнее задание Словестный

Ход урока:

I. Орг. момент – приветствие, посадка за инструмент.

II. Повторение пройденного материала.

Опираясь на схему №1, повторить с учащимся изученные ранее средства музыкальной выразительности.

III. Работа над музыкальным материалом.

Ученик исполняет выученные ранее пьесы [1]:

  • Е. Гнесина “Осенняя песенка”;
  • Ф. Лещинская “Веселый маляр”;
  • О. Сотникова “Пауки и мухи”.

Далее, учащийся исполняет эти пьесы, изменяя лад, темп, тембр, ритм, динамические оттенки, исполнительские штрихи.

После исполнения каждой пьесы преподаватель вместе с учащимся рассуждает над вопросами:

Что происходит с музыкой, если в ней изменить средства музыкальной выразительности (исполнительский штрих, лад, темп штрих, тембр, ритм, динамические оттенки)? Как меняется ее характер?

IV. Игровой момент. Игра “Звуковое лото” [2].

“Звуковое лото” (Приложение № 1) – карточки на которых схематично изображены средства музыкальной выразительности (динамические оттенки, лады, штрихи и т.д.).

Порядок игровых действий:

  1. Педагог исполняет несколько контрастных произведений.

Например:

  • П. Чайковский “Старинная французская песенка”
  • Ю. Виноградов “Танец медвежат”
  1. Во время звучания произведений учащийся выкладывает на стол карточки “Звукового лото”, которые, по его мнению, соответствуют данному музыкальному произведению.
  2. Далее происходит проверка и обсуждение итогов игры.

V. Итог урока.

Средства музыкальной выразительности самым непосредственным образом влияют на характер музыкального произведения, его образ.

VI. Домашнее задание.

Сочинить пьесу, используя следующие средства музыкальной выразительности: мажорный лад, умеренный темп, штрих staccato.

  1. Сотникова, О. учебное пособие для начинающих пианистов “Я учусь играть”
  2. Шаймухаметова, Л. Н. Учимся по “Букварю” [Текст] : метод. Рекомендации. –Уфа. : Лаборатория музыкальной семантики УГАИ – РИЦ Уфимской гос. акдемии искусств им. Загира Исмагилова, 2005. – 64 с.

Источник

Оцените статью