План открытого урока по фортепиано работа над гаммой

План-конспект открытого урока по фортепиано «Освоение основных видов техники на примере изучения гаммы»
план-конспект урока на тему

В данном материале представлен план-конспект открытого урока по фортепиано с учеником пятого года обучения. В процессе занятия обучающийся совершенствует навыки работы над гаммами и упражнениями, помогающими преодолеть технические трудности в изучаемых произведениях.

Скачать:

Вложение Размер
otkrytyy_urok_fortepiano.doc 70.5 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по фортепиано «Освоение основных видов техники на примере изучения гаммы»

Обучающийся: Фетюхина Алина

Год обучения: 5 класс

Преподаватель: Столярчук Г. А.

Тема занятия : Освоение основных видов техники на примере изучения гаммы.

Цель: сочетать задачи постановки игрового аппарата и развитие техники ученика;; научить обучающегося самостоятельно работать над преодолением технических трудностей в изучаемых произведениях; активизировать творческое отношение обучающегося к работе над освоением технических навыков.

  • Закрепить изученные теоретические знания;
  • Совершенствовать технику исполнения гамм, аккордов и арпеджио;
  • Показать приемы работы над преодолением технических трудностей;
  • Развить музыкальное мышление;
  • Развить навык слухового контроля;
  • Развить самостоятельность в работе над техническими формулами в музыкальных произведениях;
  • Воспитать усидчивость и трудолюбие;
  • Воспитать творческое отношение в работе над техническим развитием.

Место занятия в решении задач обучения, воспитания и развития:

Урок закрепления знаний, совершенствования умений и навыков. В процессе занятия обучающийся совершенствует навыки работы над гаммами и упражнениями, помогающими преодолеть технические трудности, неровности в ритмическом отношении, невыровненность звучания, активизировать слуховой контроль. В процессе работы происходит закрепление уже выученного музыкального и теоретического материала, вырабатывается творческое отношение к умению обучающегося самостоятельно работать с дополнительным материалом.

Методы, используемые на занятии:

Словесные: объяснение, устный разбор, «попутные поправки», обобщение.

Наглядные: показ преподавателя, метод демонстрации.

Практические: методы учебной работы по применению знаний на практике: работа над упражнениями, ритмом, темпом, динамикой; методы проверки и оценки знаний и навыков обучающегося.

План-конспект открытого занятия

Тема: Освоение основных видов техники на примере изучения гаммы.

Цель: сочетать задачи постановки игрового аппарата и развитие техники ученика; научить обучающегося самостоятельно работать над преодолением технических трудностей в изучаемых произведениях; активизировать творческое отношение обучающегося к работе над освоением технических навыков.

Преподаватель объясняет тему занятия

Обучающийся подготавливает все необходимое для начала занятия (дневник, ноты)

Гимнастика для кисти и пальцев, помогающая развить активность и гибкость

Обучающийся выполняет упражнение для пальцев, запястья, кисти

Основной этап. Работа над исправлением недостатков исполнения гаммы Ми мажор с

помощью упражнений, работа над фрагментами музыкальных

произведений с применением, соответствующим техническим

прямое и расходящееся движение

Активизация слухового контроля. Работа над динамическими, артикуляционными, темповыми вариантами

Игра гаммы с творческими заданиями художественного порядка

Упражнения для кисти и пальцев в гаммаобразном движении

Работа над звуковой ровностью: а) выработка подвижности 1-го пальца; б) выработка подвижности кисти при смене позиции; в) выработка подвижности кисти и первого пальца; г) освоение «перевернутой» позиции; д) отработка подкладывания и перекладывания пальцев; е) выравнивание пальцев в гамме

Обучающийся выполняет упражнения, которые показывает преподаватель, без напряжения и утомления, переносит пальцы возможно быстрее, легче, ближе к клавишам при гибкой и мягкой кисти, следит, чтобы 1-й палец сразу же уходил под ладонь

Работа над ритмической ровностью

Игра гаммы дуолями, триолями, квартолями, квинтолями

Работа над наращиванием темпа в гамме

Игра короткими линиями, упражнение с «броском» вверх и вниз с последующем заполнением

Аккорды Т 3 с обращениями

а) предварительное упражнение для анализа движения; б) упражнение для вертикального удара и крепости пальцев; в) упражнение «пружинка» на гибкость запястья

Обучающийся следит за взятием аккордов весом рук, за гибкостью запястий, за опорой на устойчивые пальцы, за готовностью пальцев в воздухе перед взятием аккордов

Короткие арпеджио Т 3 с обращениями по 4 звука

Упражнения: а) выравнивание пальцев в арпеджио; б) отработка смены позиций; в) работа над аппликатурой

Обучающийся отрабатывает позиционную игру, следит за волнообразным движением кистей рук

Ломаные арпеджио Т 3 с обращениями

Анализ и сравнение аппликатуры с короткими арпеджио

Обучающийся следит за вращательными движениями предплечья

Упражнение для а) подготовки новой позиции, б) выработки подвижности кисти при сиене позиции

Обучающийся прорабатывает подкладывание и перекладывание первого пальца, проучивает арпеджио способом прибавления

Работа над подвижностью первого пальца

Следить за удержанием свода кисти, за ровностью звуковой линии, упражнение «вертушки» вокруг 1-го пальца

А. Лемуан соч. 37 №15 Этюд

Р. Шуман «Фантастический танец»

Й. Гайдн Соната соль мажор ч. 1

Работа над музыкальными фрагментами (прием вычленения) с техническими трудностями, применяя упражнения, используемые на уроке. Практическое применение и закрепление полученных раннее навыков.

Обучающийся самостоятельно применяет упражнения по преодолению технических трудностей к выделенным преподавателем фрагментам по аналогии работы с гаммой (перенос и применение упражнений в сходной ситуации)

Источник

Открытый урок «Работа над гаммами в младших и средних классах ДМШ, ДШИ»
методическая разработка на тему

Скачать:

Вложение Размер
otkrytyy_urok_rabota_nad_gammami.docx 40.37 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ФИЛИАЛ ВЯЗЕМСКОЙ ДШИ им. А.С. ДАРГОМЫЖСКОГО

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПРЕПОДАВАТЕЛЯ СПЕЦИАЛЬНОГО ФОРТЕПИАНО ИВАНОВОЙ СВЕТЛАНЫ ЮРЬЕВНЫ

«РАБОТА НАД ГАММАМИ В МЛАДШИХ И СРЕДНИХ КЛАССАХ ДШИ»

Раскрыть значение игры гамм на фортепиано.

1. Показать основные звуковые задачи при игре гамм.

4. Поэтапный рассказ работы над гаммами в младших и средних классах.

«Музыкальной таблицей умножения» назвал гаммы Иосиф Гофман. Конечно, играющему на рояле надо знать гаммы и другие компоненты комплекса так же хорошо, как любому человеку таблицу умножения, и так же свободно это знание применять. Но, выучив таблицу умножения в младших классах, не твердим же мы её всю оставшуюся жизнь! А вот гаммы нужны пианисту всегда. Они «одинаково» полезны как начинающему, так и весьма подвинутому ученику и даже опытному исполнителю, — замечает К.Черни. – Нет такой степени мастерства, когда постоянное упражнение в гаммах станет излишним».

Черни прав: и при воспитании пианиста, и для поддержания должного уровня мастерства без овладения гаммовым комплексом, без постоянной работы над ним не обойтись. Одни только этюды проблемы не решают. Этюды начинают приносить настоящую пользу, когда они бывают освоены до конца – играются свободно, в быстром темпе, со всеми оттенками. А чтобы выучить этюд как следует, нужно немало времени. Гаммовый комплекс осваивается сравнительно легко и сразу же начинает приносить плоды. Стоит заметить, что в отличие от этюдов, часто направленных на развитие одной из рук, здесь задействованы обе руки одновременно: левая упражняется и развивается наравне с правой.

Изучение гамм, арпеджио, аккордов стало обязательной частью музыкального воспитания в незапамятные времена, ещё в клавирной педагогике. Но только к концу 18 – началу 19 столетия, когда фортепиано окончательно вытесняет из обихода другие клавишные инструменты, когда формируется собственно фортепианный стиль и развивается виртуозное исполнительство, гаммовый комплекс и в первую очередь гаммы становятся, по выражению Черни, «основой» фортепианного обучения, и им уделяется самое большое внимание.

Работа над гаммовым комплексом оставалась краеугольным камнем технического воспитания пианиста на протяжении всего 19 века. А на рубеже столетий, когда проблемы технического развития становятся предметом специальных исследований и вызывают оживлённые дебаты, отношение к гаммам как к обязательному тренировочному материалу оказывается уже неоднозначным. Так, например, в истории советской фортепианной педагогики был период (в 30-х годах 20 века), когда развивать технику ученика предписывалось только на художественных произведениях и рекомендовалось вообще отказаться от изучения гамм, педагоги старой школы тайком проходили их со своими учениками… К счастью, этот период длился недолго, и гаммовый комплекс был полностью восстановлен в своих правах.

С.Рихтер никогда не играл гаммы, в то время как Рахманинов использовал их в своей музыкальной практике на протяжении всей жизни. Нас воспитали на гаммах и уже выработался рефлекс на повседневное их «употребление», но не смотря на это гаммы-очень многими нелюбимая вещь. Я решила провести опрос среди своих учеников и выяснить,чем им не нравятся гаммы.

Значение гамм в игре на фортепиано.

Гаммы – важный момент в обучении учащихся игре на фортепиано .Изучение гамм на уроках требует особого внимания в силу следующих причин:

1. Гаммы, а также аккорды и арпеджио – развивают ладовый, мелодический и гармонический слух (учащиеся различают мажорное и минорное наклонение гамм, ощущают ладовые функции мажора и минора, их виды – натуральный, гармонический и мелодический, усваивают направление движения (вверх, вниз), слышат интонационную сторону тонов-полутонов — интервалику ).

2. Гаммы – способствуют развитию двигательного аппарата (развивается беглость пальцев, совершенствуется техника).

3. Гаммы – необходимы для ознакомления с клавиатурой и хорошей ориентации в ней.

4. Гаммы – нужны для понимания основных закономерностей аппликатуры.

5. Гаммы – помогают развитию и расширению музыкально-теоретических представлений (учащиеся знакомятся с определенной терминологией, с названием тех или иных понятий – звукоряд, гамма, лад, тональность, аккорды, интервалы, гармония, созвучие, арпеджио и т.д.).

Гамма содержит в достаточно чистом виде тот материал, из которого состоят все шедевры. Это те кирпичики, которые подойдут для строительства любой пьесы, любого произведения.

Основные звуковые задачи при игре гамм:

1.Вслушиваться в мелодический характер гаммы, слышать длительное дыхание мелодической линии, учиться на гаммах навыкам певучести и выразительности игры legato .

2.Играть гаммы с различной артикуляцией (различными штрихами).

3.Развивая мелодическую точность, играть гаммы с акцентами и в разных ритмах.

4.Играть гаммы с различной нюансировкой, тембровыми и динамическими красками.

5.Во время игры гамм можно развивать полифонический и ансамблевый слух.

Подготовительные упражнения для освоения игры гамм в младших классах.

Прежде, чем приступить к изучению гамм, необходимо освоить подготовительные упражнения.

1. «Паучок» Играем 1-2, 1-3, 1-4 пальцами на legato, поочередно переступая. При исполнении используем подтекстовку.

Паучок плетет свой дом,

Паучку прекрасно в нем,

Он плетет и напевает,

Всех друзей к себе сзывает.

Это упражнение помогает почувствовать первый палец, не заваливаться на него.

2. «Веревочка». Играем 1-2, 1-3, 1-4 всю гамму до-мажор. Следим за тем, чтобы рука не разворачивалась, пальцы не прогибались, 1-й палец ребенок должен ставить правильно.

Упражнение играем с подтекстовкой .

Закрутися, закрутись, ты веревочка моя,

Раскрутися, раскрутись, ты веревочка моя.

Следующие упражнения направлены на одновременное взятие 2х звуков – интервалов. В этих упражнениях я ставлю перед учащимся задачу – взять 2 звука вместе, без так называемых «квакушек».

  1. «Квинты» — играем 1и 5 пальцами, перелетая через октаву. При исполнении упражнения использую подтекстовку:

Мы веселые две квинты

Ты нас правильно сыграй

Первый, пятый, первый, пятый

Ты скорее проиграй.

  1. «Часы» — играем терции 1-3, 3-5 как маятник часов. Затем чередуем терции 1-3, 3-5. Упражнение играем с подтекстовкой:

На стене часы весят,

Тихо, мирно говорят:

5. «Кварты» — играем 1-4, 2-5 пальцами, как упражнение «Квинты». В упражнении используем подтекстовку:

Зайка — ушастенький , ловкий зверек,

Прыгает весело – скок да поскок!

После того, как учащийся освоил эти упражнения, можно переходить к знакомству непосредственно с гаммой.

Гаммы нам нужны для того, чтобы делать зарядку для наших пальчиков, разогревать наши мышцы, тренировать пальчики, чтобы они умели быстро и красиво играть.

Затем переходим к игре звукоряда по позициям (позиция, где не требуется подкладывания 1-го пальца) с использованием подтекстовки:

Посмотри (позиция 3х пальцев) как играю я (позиция 5ти пальцев). Правая рука играет вверх, а левая вниз.

После того, как ребенок освоил игру по позициям, мы соединяем эти две позиции, и таким образом играем уже половину упражнения игры гаммы в прямом движении. Затем я объясняю ребенку, что вторая половина упражнения играется теми же пальцами, только в зеркальном отражении. При исполнении используем подтекстовку:

Все куда-то разбежались,

Заскучали и примчались.

Параллельно знакомимся с расходящейся гаммой. Пробуем сыграть 2-мя руками от одного звука гамму, которая называется «Расходящаяся» . Начинать ее мы будем с одного звука, и расходиться в разные стороны. Аппликатура в обеих руках одинаковая и такая же, как и в первом упражнении: когда ручки расходятся, сначала играем первые три пальчика, а затем подкладываем 1е и играем до 5. Можно играть с подтекстовкой:

В расходящемся движении

Все в зеркальном отражении.

И, наконец, играем гамму До Мажор в прямом и расходящемся движении.

Играем сначала отдельно каждой рукой – вспоминаем аппликатуру, затем соединяем двумя руками, медленно, вспоминаем каждый пальчик.

При игре гамм у многих учащихся возникает проблема 1го пальца (при игре 1-м пальцем задирается рука, что в дальнейшем затруднит игру в более быстром темпе). Поэтому я использую упражнение «Кораблик» — вычленяем то место где играет 1й палец с соседними звуками и нужными пальцами и проигрываем его несколько раз в правильном положении первого пальца и руки в целом. При исполнении упражнения можно использовать подтекстовку:

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет.

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах…

Игра гамм с динамикой. В процессе работы над гаммой я объясняю ребенку, что если гамму будем играть в одной звучности, динамике, то она станет неинтересной и скучной, а если ее разнообразить динамическими оттенками, то она станет намного интереснее и красивее. Попутно объясняю, что при движении вверх мы всегда играем на крещендо, а вниз – на диминуэндо. При игре на крещендо мы представляем, что забираемся на гору, при поднятии к вершине идти становится все труднее и труднее, мы затрачиваем больше сил и энергии, а спускаться с горы всегда легче.

При знакомстве с аккордами я объясняю ребенку, что аккорд – это созвучие из трех и более звуков, т.е. мы должны вместе сыграть 3 звука, но не 3 звука подрят, а через ступеньку, т.е. трезвучие. Возникает вопрос, какими пальцами мы будем играть это трезвучие. Тут я напоминаю ребенку подготовительные упражнения, которые мы делали: квинты и терции, и мы вместе вспоминаем какими пальцами мы их играли. Затем я объясняю, что здесь у нас тоже есть квинта, которую мы играем 1-5 пальцем, и терция, которую мы играем 1-3 пальцами, и таким образом мы соединяем эти два упражнения и получается аккорд.

После того, как ребенок усвоил игру трезвучия, я объясняю, что мы выучили только одну часть упражнения, и начинаю объяснять обращение трезвучий, что основание (это звук «до») становится вершиной – верхним звуком «до», в сказочной форме я говорю учащимся, что у нижнего звука «до» (в до-мажоре) вдруг вырастают крылышки, и он перелетает на октаву вверх, таким образом, у нас получается новый аккорд, но это не трезвучие, а называют его по-другому – секстаккорд. А называют его так, потому что его крайние звуки «ми-до» образуют сексту. У этого аккорда другая аппликатура: «ми» и «до» будут играть 1й и 5й пальцы и в правой и в левой руке, а вот средние звуки правая рука будет играть вторым, а левая третьим. И таким же образом объясняю квартсекстаккорд.

Игра аккордов каждой рукой отдельно в медленном темпе.

Работа над гаммами в средних классах.

При работе над гаммами в средних классах стоят следующие задачи:

— изучение коротких, ломанных, длинных арпеджио;

— игра всех видов упражнений в 4 октавы;

— ровность, четкость исполнения;

Игра гаммы Ми Мажор в прямом и расходящемся движении .

1. Игра гаммы 1-2, 1-3, 1-4 пальцами в четыре октавы.

2.Игра гаммы разными штрихами (staccato, legato, non legato) для пальцевой артикуляции, цепкости пальцев.

Из многочисленных видов приемов игры staccato ученик, прежде всего, должен научится игре кистевому и пальцевому staccato.

Сыграть гамму кистевым staccato.

Играя гамму кистевым staccato , ученики представляют, как град стучит по крыше. Воспроизвести этот образ на инструменте поможет верное движение: отскок кисти с одновременной опорой и отталкиванием от клавиши. Если нужно сыграть громче, то отталкиваемся всей рукой. Хорошо так поиграть в нижнем регистре клавиатуры, чтобы обратить внимание еще и на тембр звучания: «густой», «темный», «грубый «.

Играя гамму пальцевым staccato , мы представляем, что » по ровной поверхности воды плывет лодка, под мелким, частым, моросящим дождиком». Чтобы «изобразить» этот образ на фортепиано, необходимо применить следующее движение: цепким кончиком пальца мы как бы «стираем пятнышко с клавиши», делая активное, резкое движение пальца под ладонь. Запястье свободное, оно «дышит» чуть вибрируя («моросящий дождик»). А рука при этом выполняет одно объединяющее движение (как на Legato). Она равномерно движется вдоль клавиатуры («плывущая лодка»), а хватательное движение пальцев, не нарушают этого движения. Пальцевое staccato особенно способствует выработке звукоизвлечения в гаммах.

Играя гамму певучим звуком, мы готовимся к исполнению кантиленных протяжных мелодических линий. Представляем образ: скольжение лодки по зеркальной глади воды.

3. Можно чередовать игру разными штрихами (например, играем одну октаву на legato, а другую – на staccato; а также для более старших классов, которые хорошо справляются с предыдущим заданием можно поиграть, например, правую на staccato, а левую на legato, и наоборот).

4. Игра гаммы с ритмическим варьированием для четкости и ровности исполнения (пунктирный ритм с акцентом на сильную долю, затем на слабую).

5.Игра с акцентировкой по 2, 4 звука для ровности исполнения в ритмическом плане. Причём, акцент ни в коем случае не делается всей рукой: это – лёгкий пальцевой удар.

6.Игра на крышке инструмента, точно исполняя аппликатуру. Главная задача в этом упражнении, состоит в том, что нужно подравнять пальцы, чтобы звучание было ровным, без «выпадения» каких-либо звуков.

7.Игра гаммы триолями в три октавы.

8.И, наконец, бывает очень трудно сдвинуться с медленного или среднего «учебного» темпа и перейти к быстрому. Объясняется это тем, что при медленной игре внимание направлено на движение каждого пальца в отдельности, при быстрой же важно объединяющее движение, охват множества звуков, стремительно катящихся друг за другом. Нарастить скорость движения помогает и переход на более прозрачную звучность, более лёгкое прикосновение к клавишам, и стремление сыграть гамму на одном дыхании, и игра с длительными остановками на тонике, после чего все остальные ступени гаммы пробегаются в возможно более быстром темпе.

Самый же эффективный способ достичь быстрого темпа – это игра гамм в одном направлении (вверх или вниз), когда катящийся пассаж устремляется к одной точке. Очень полезен в этом плане такой приём, как постепенное наращивание звуков.

9.Исполнение гаммы в прямом движении в четыре октавы.

Правая рука играет piano (р). Левая играет forte ( f)

Игра с ведущей правой рукой (f ) уже традиционна. А, по мнению Маргариты Лонг (французской пианистки и педагогу) , ведущей при игре должна быть левая рука, ей принадлежит «ритмический приоритет» (у которого левая рука развита меньше правой) (Цит. по: 2)

Игра обеими руками, начиная по три звука, в разные стороны, прибавляя по одному, доводя сначала до одной октавы, затем до двух.

При работе над арпеджио пригодятся многие советы, касающиеся изучения гамм, но между этими техническими формулами есть существенная разница: звуки гаммы следуют один за другим подряд, а арпеджио размещается по ступеням звукоряда с пропуском то одной, а то сразу и двух ступеней.

Поскольку арпеджио – это не что иное, как разложенные аккорды, естественно начать их изучение с игры самих аккордов. Это поможет освоить структуру арпеджио, ощутить в руке их форму.

1.Выстраивание аккордов по верхнему звуку.

Игра аккордов с динамическим нарастанием, на стаккато, последний раз на маркато( помогает почувствовать вес в руке).

2.Игра аккордов в медленном темпе с выделением верхнего звука( верхний на фортэ, остальные на пиано), среднего и нижнего.

3.Игра всех аккордов, называя вслух аппликатуру ( 33,32,23).

Следующий шаг – игра коротких арпеджио из четырёх звуков, сначала с остановками на основном тоне следующего арпеджио, потом без остановок.

Кисть проделывает волнообразное движение, начиная приподниматься на втором звуке, и снова опускается к первому пальцу.

Показ подготовительных упражнений из учебного пособия. Н.Ширинской «Гаммы и арпеджио».

Мажорные гаммы: пр.р. 344

минорные гаммы: пр.р. 343

До, Соль, Фа маж. пр.р. 344

ля, ми, ре мин. Лев.р.443

Работая над короткими арпеджио, полезно одновременно осваивать их ломаную форму. Играются ломаные арпеджио вращательным движением предплечья, пальцы при этом самостоятельных движений практически не делают, образуя единое целое с ладонью.

Игра ломанных арпеджио.

При игре длинных арпеджио опять возникает вопрос с подкладыванием и перекладыванием первого пальца. Делать это сложнее, чем при исполнении гамм: первому пальцу приходится дотягиваться до более отдалённых клавиш. Здесь требуется ещё большая гибкость, ловкость, пластичность движений. (игра упражнений из учебного пособия. Н.Ширинской «Гаммы и арпеджио»).

Длинное арпеджио должно звучать как ровная, непрерывно льющаяся мелодическая линия, без лишних движений, толчков и акцентов, которые особенно часто появляются под первым пальцем. Чтобы выровнять звучность, полезно учить арпеджио трезвучия с лёгкими пальцевыми акцентами на каждом первом из четырёх звуков. Тогда, если играть его в четыре октавы, акцент будет приходиться на все пальцы по очереди. Арпеджио доминантсептаккорда, исполняемое в том же объёме, акцентируется по триолям.

Отдельного разговора заслуживает аппликатура хроматической гаммы. Нередко пианисты и не задумываются, какими пальцами её играют. Между тем существует целый ряд её аппликатурных вариантов, которые образуют две группы. В первой чаще встречается последовательность 1-2 или 1-3, чем 1-2-3; во второй подкладывание используется реже: гамма играется «блоками», образуемыми последовательным употреблением трёх, четырёх и даже пяти пальцев подряд.

К первой группе с её частым использованием первого пальца относятся аппликатуры, которые можно обозначить как немецкую, французскую и смешанную.

При так называемой немецкой аппликатуре (она приписывается К. Черни) господствует второй палец. Немецкая аппликатура хороша в неторопливом темпе, при динамике piano или mezzo piano.

Французская аппликатура – это господство третьего пальца. По сравнению с немецкой она обеспечивает более сильное, чёткое, яркое звучание. Акценты играются по шесть звуков.

Рука пианиста должна быть «слышащей», любил говорить профессор Ленинградской консерватории С.И.Савшинский. Работа над гаммами помогает воспитать такую «слышащую» руку.

«Хорошо сыгранная гамма – поистине прекрасная вещь, — говорил Иосиф Гофман, — только их редко играют хорошо, потому что недостаточно в этом упражняются. Гаммы – это одна из самых трудных вещей в фортепианной игре; и каким образом учащийся, который стремится подняться над уровнем посредственности, может надеяться на успех без основательной и серьёзной тренировки во всякого рода гаммах, — этого я не представляю».

Выдающийся виртуоз совершенно прав: изучение гамм на всех ступенях музыкального образования, если оно методически грамотно и разумно организовано, способно принести огромную пользу для собственно технического и музыкального развития того, кто обучается фортепианной игре.

  1. Алексеев А.Д. Из истории фортепианного искусства. Хрестоматия. Киев, 1974.
  2. Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. М., 2007.
  3. Коган Г. Работа пианиста. М., Классика-ХХI, 2003.
  4. Корыхалова Н. Играем гаммы.М., 1995.
  5. Левин, Ю.В. Ежедневные упражнения юного пианиста – М.: Советский композитор, 1978.
  6. Лонг М. Французская школа фортепиано.\\ Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве. М.-Л., 1966
  7. Савшинский С. Работа пианиста над техникой. Л., 1968.
  8. Тимакин Е. Воспитание пианиста М., «Советский композитор» 1989
  9. Фейнберг С. Пианизм как искусство. М., 1969.
  10. Цыпин Г.М. Исполнитель и техника. М., 1999
  11. Шмидт-Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. Л., 1971.
  12. Ширинская Н. «Гаммы и арпеджио» учебное пособие «Советский композитор» 1984.

Источник

Оцените статью