План открытого урока по классу гитары

Открытый урок на тему: «Основные этапы начального обучения игры на гитаре»
план-конспект урока по теме

План урока:

2)Разминка. Упражнения, направленные на свободу двигательного аппарата.

3)Работа с музыкальным материалом (с использованием здоровьесбрегающей технологии).

4)Проблемная ситуация на основе учебного материала.

5)Закрепление пройденного материала – выразительные средства в музыке (использование игровой технологии).

Скачать:

Вложение Размер
otkrytyy_urok.doc 43 КБ

Предварительный просмотр:

Управление системой образования администрации Луховицкого муниципального района

МБОУ ДОД «Краснопоймовская сельская ДМШ»

Открытый урок по специальности

(Отделение народных инструментов)

По теме: «Основные этапы начального обучения игры на гитаре»

Преподаватель: Романова О.Н.

п. Красная пойма 2012 год

Тип урока : комбинированный (закрепление знаний, комплексное применение знаний).

— организационную и содержательную установку

— проверку глубины понимания и прочности знаний учащегося

— взаимодействие преподавателя и ребенка на основе сообщения – усвоение новых знаний, умений, навыков

— закрепление изученного материала и упражнений

-диагностику прочности усвоения знаний

-инструктаж по выполнению домашнего задания

Вид урока : традиционный

Цель урока : закрепление понятия средств музыкальной выразительности на материале упражнений, дидактических игр и изучаемых произведений.

1)Перспективный: словесная передача и слуховое восприятие. Преподаватель сообщает готовую информацию с использованием демонстраций. Учащийся осмысливает и запоминает.

2)Репродуктивный: запоминание учащимся сообщенной преподавателем информации. Способствует формированию знаний, умений и навыков через систему упражнений.

3)Практический: музыкально- дидактические игры, повторные действия с целью совершенствования навыка и развития музыкального слуха.

-словесный, наглядный, практический

-активация слуха, обращение к музыкальному восприятию ученика

-развитие мышления, творческой инициативы

-приемы контроля и самоконтроля: при исполнении слушать воспроизводимый звук; правильно исполнять мелодию и передавать ритмический рисунок.

Психологические условия на уроке :

Мобилизация внимания, познавательная активность, оптимальный темп урока, гибкость, умение композиционно перестроить урок с учетом складывающей ситуации, психологический микроклимат на уроке.

В интересной для ребенка форме закрепить понятие выразительных средств в музыке и их влияние на эмоционально-образный тон произведения, для расширения творческих возможностей учащегося в процессе обучения на инструменте.

1)Образовательные: закрепить изученные теоретические знания (штрихи, лад, темп, тембр, ритм, мелодию), продолжить формирование практических навыков, работа с динамическими оттенками, исполнение произведения в заданном темпе).

2)Развивающие: развитие слуха, координация движений, образное музыкальное мышление, творческая активность через различные виды деятельности.

3)Воспитывающие: воспитывать любовь к музыке, воспитывать эстетический вкус, воспитывать усидчивость, трудолюбие, собранность.

Инструмент (гитара), стул, подставка для ног, пульт, нотные пособия, рисунок, музыкальные ребусы.

Применение педагогических технологий:

-развиваются мышцы пальцев, что положительно влияет на память. Музыкальные занятия учат рациональнее использовать свой рабочий день, он будет более организован.

-рациональная организация урока: динамическая пауза, включение игровых моментов, упражнения.

-чередование различных видов учебной деятельности (игра гамм, упражнений сменяется разбором нотного материала, повторением выученных пьес и слушание музыки).

-на уроке важен психологический комфорт, стиль общения преподавателя с учеником, заряд позитивных эмоций, проявление доброжелательности.

2.Технология личностно-ориентированного обучения:

Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса есть личностно-ориентированная педагогика. В основе этой технологии лежит признание индивидуальности, самобытности каждого человека, его развитие, прежде всего как индивида, наделенного своим неповторимым субъективным опытом. На уроке создаются условия для самореализации ученика, развитие индивидуальных познавательных способностей, творческого воображения.

Упражнения «Шагающие пальчики», «Фокус-покус».

Это задание стимулирует ученика к самостоятельному выбору способов решения данной задачи; выявляет субъективный опыт ученика; оценивает не только результат, а главным образом процесс учения; стимулирует на саморазвитие, самовыражение в ходе овладения знаниями.

3.Технология проблемного обучения:

Эта технология подразумевает последовательное и целенаправленное выдвижение учебных проблем перед обучающимся. Ученик включается в активную мыслительную деятельность, высказывает собственное мнение и активно усваивает знания.

4.Технология формирования мотивации или игровая технология :

Технология подразумевает организацию игровой деятельности, направленную на поиск, обработку и усвоение учебной информации. Хорошо использовать ее в период начального обучения. Включение в учебный процесс игровых моментов повышает интерес ученика к занятиям на инструменте, активизирует его творческую деятельность. Преподаватель создает на уроке так называемую «ситуацию успеха». Ощущение успеха повышает мотивацию к обучению, поддерживает интерес и увлеченность игрой на инструменте и вызывает положительные эмоции.

2)Разминка. Упражнения, направленные на свободу двигательного аппарата.

3)Работа с музыкальным материалом (с использованием здоровьесбрегающей технологии).

4)Проблемная ситуация на основе учебного материала.

5)Закрепление пройденного материала – выразительные средства в музыке (использование игровой технологии).

Источник

Открытый урок на тему «Повышение техники игры в классе гитары»

Содержимое публикации

Открытый урок на тему

«Повышение техники игры в классе гитары»

Преподаватель по классу гитары

МБУ ДО «ДМШ №4» НМР РТ

Освоение и применение способов улучшения техники игры на гитаре в музыкальных произведениях репертуара ДМШ и упражнениях.

Научить слушать и исполнять музыкальное произведение, применяя различные приёмы игры и способы их успешного усвоения на инструменте.

Развитие внимания и аккуратности при исполнении на гитаре;

Развитие технических навыков и способов мышления для их улучшения.

— Воспитать творческое сотрудничество ученика и педагога.

Способствовать созданию внутреннего комфорта на уроке.

Методы: проблемно-поисковый, словесный (объяснение, сопоставление, диалог), практический, наглядно-слуховой.

Вид урока: комбинированный

Материально-техническое оснащение: музыкальные инструменты (3 гитары), 3 пюпитра, 3 подставки для ног.

Результат урока. Вывод.

1. Организационный этап.

Вступление: Добрый день, уважаемые преподаватели.

Тема моего открытого урока: « Повышение техники игры в классе гитары »

Сегодня открытый урок мне помогут провести:

Учащийся 2 класса Юсупов Адель и учащиеся 5 класса Белоусов Даниил, и Зименков Никита.

Мы знаем, что для достижения высот исполнительского мастерства гитаристу необходимо в своём музыкальном развитии пройти все стадии обучения игре на гитаре: это правильная посадка и постановка рук, освоение нотной грамоты и многое другое. Очень важным в развитии учащегося-гитариста является освоение и техники игры на инструменте и умение применять ее на практике для достижения художественной выразительности музыкального произведения.

Технические возможности игры на гитаре очень разнообразны. В этом и заключается сложность освоения инструмента. Это трудное и в тоже время увлекательное занятие.

Безусловно, чем большим количеством возможностей и технических приёмов будет владеть гитарист, тем больше его игра будет содержательной и оригинальной.

Я хочу рассмотреть лишь некоторые из них.

2. Основной этап:

2.1.На Начальном этапе обучения встречается способ игры, который называется АРПЕДЖИО.

— Адель, ответь, пожалуйста, на вопрос: что такое арпеджио?

Арпеджио – это поочерёдное исполнение звуков, входящих в аккорд.

Комбинации арпеджио на гитаре очень многочисленны и разнообразны:

1) прямое движение: p — i — m — a

2) обратное движение: p — a — m — i

3) полное прямое : p-i-m-a-m-i

4) полное обратное : p-a-m-i-m-a

5) ломаное : на 8.p-i-m-i-a-i-m-i

(все виды играет учащийся)

Нужно помнить, что пальцы правой руки расставляются над струнами заранее.

Освоение этого приёма идёт сначала по открытым струнам –

Затем отрабатывать этот приём в этюдах, прелюдиях классических композиторов-гитаристов Каркасси, Карулли, Джулиани.

Конечно для того, чтобы добиться свободной и лёгкой работы правой руки, нужно играть упражнения и этюды на все виды арпеджио.

Сейчас прозвучит Аллегро М. Джулиани , где встречается этот способ.

Играет Юсупов Адель .

2.2. В другом Этюде М. Каркасси A dur встречается особый способ прижимать струны, – это приём БАРРЭ.

Этот способ сложен тем, что первый палец левой руки не ставится на струны, а кладётся, прижимая все струны на одном ладу.

Основными считаются 2 вида баррэ:

1) большое (прижимается 5 или 6 струн)

2) малое (прижимается от 2-х до 4-х струн)

Этот приём с одной стороны упрощает жизнь гитаристов, потому что нажатием одного пальца мы получаем несколько звуков, с другой стороны – это технически трудный приём, получается не у всех учеников, в связи со слабым, не сформировавшимся игровым аппаратом.

Так же может быть строение указательного пальца рельеф которого мешает удобному нажатию на струны

Трудность приёма баррэ не в том, чтобы сильно прижать палец к грифу, а в том, чтобы оптимально распределить давление по пальцу.

Адель сейчас покажет упражнения, которые способствуют более быстрому освоению этого приёма:

Упражнения на баррэ — (малое 2 упр. и большое — 1 упр.).

Первое время, выполняя упражнения на баррэ, можно почувствовать, что левая рука быстро устаёт. Ученик не должен переутомляться, нужно давать руке отдых, играть упражнения по частям.

2.3.Так как гитара является инструментом, у которого звук при неумелом контроле пальцев рук будет невнятным и неприятным, то естественно, музыкальные произведения, включающие кантилену (певучесть звука), исполнять на гитаре довольно трудно.

Чтобы добиться качественной, хорошей кантилены необходимы синхронные движения пальцев обеих рук.

Играет Белоусов Даниил:

Здесь встречается приём ЛЕГАТО:

Легато – это связное исполнение звуков. Ноты, которые необходимо исполнить связно, соединяются дугообразной чертой – лигой.

Легато может быть восходящим, нисходящим.

1. Восходящее легато – этот приём требует больших усилий, дети овладевают им не сразу. Но, как заметил Ф. Таррега, именно на этом приёме отрабатывается вся техника игры пальцами левой руки.

Первая нота извлекается пальцами правой руки, а вторая – сильным ударом пальцем левой руки. (палец опускается у ладового порожка, словно «заколачивает гвозди»)

2. Нисходящее легато требует, чтобы пальцы левой руки были заранее расположены на нужных ладах. После извлечения высокого звука правой рукой, палец левой должен с силой оттянуть её к себе, заставляя тем самым звучать следующий звук.

Педагог: Приём легато имеет очень важное значение в гитарной технике, он сложен, и для отработки его следует приложить немало усилий.

Для отработки всех видов легато есть много упражнений и этюдов.

Педагог показывает упражнение на восходящее легато.

Кантилена при синхронном движении пальцев обеих рук достигается внимательным контролем за опусканием и подниманием пальцев левой руки, и одновременным извлечением звука правой рукой. Не раньше и не позже.

2.4.Так же, для того, чтобы добиться певучести звука на гитаре, необходимо овладеть приёмомВИБРАТО.

Получается в результате покачивания пальца и кисти левой руки.

Этот приём увеличивает длительность звучания и придаёт ему мягкость и певучесть, напоминающие человеческий голос.

Можно также сделать небольшую фермату на кульминационном звуке фразы, вибрируя его; затем, чтобы усилить впечатление.

На начальной стадии отрабатывать вибрато следует отдельно каждым пальцем левой руки, путём покачивания вправо и влево, без ослабления нажима на струну. Далее подключается кисть.

Современные композиторы довольно часто применяют в своих сочинениях этот приём, используют новые звуковые эффекты и возможности инструмента.

Играет Зименков Никита

Л. Валькер Маленький романс.

3. Заключительный этап

Сегодня на уроке мы узнали, как нужно осваивать технические возможности гитары, о том как правильно добиваться результата, какими должны быть движения и усилия обеих рук для достижения наилучшей музыкальной выразительности.

4. Результат урока

Обучающийся знает, владеет и умеет применять приёмы игры на гитаре в произведениях.

Цель урока достигнута, мы рассмотрели приёмы игры на гитаре и сумели применить их на практике.

Умение применять приёмы и штрихи являются одним из средств раскрытия музыкально-художественного образа, а так же позволяют наиболее полно показать возможности прекрасного инструмента – гитара.

Используемая учебно-методическая литература:

1. Н. Михайленко. Подготовительный и первый классы детской музыкальной школы.

2. П. Агафошин. Школа игры на шестиструнной гитаре.

Источник

Открытый урок в классе гитары на тему «Работа над классическими произведениями в классе гитары»

специалист в области арт-терапии

План – конспект открытого урока

по предмету гитара

Преподаватель Калинин В.Ю.

Учащаяся Гусамова А. 4 класс.

Тема урока: Работа над классическими произведениями в классе гитары.

Форма проведения урока : индивидуальная.

Тип урока: закрепление и развитие знаний, умений и навыков.

Цель урока: Развитие умения передачи смысла музыкальной речи с помощью интонационной выразительности.

Научить грамотно применять на практике все факторы, влияющие на выразительность музыкальной речи: интонирование, ритм, штрихи, динамика.

Ставить задачи, исходя из конкретных трудностей данного произведения.

Развивать музыкальное мышление, художественный вкус.

Развивать индивидуальную самостоятельную деятельность.

Воспитывать важнейшие качества характера, такие как внимание, упорство в достижении намеченной цели.

Воспитывать интерес к музыкальным занятиям.

Межпредметная связь: сольфеджио, музыкальная литература.

Демонстрационное оборудование: гитара, нотный материал, подставки для ног.

Используемые методы и технологии:

-объяснительно иллюстративный метод (словесный, наглядный, практический);

-метод поисковой работы:

-личностно-ориентированные технологии (дифференцированные задания, критическое мышление);

-здоровье сберегающие технологии.

1. Организационный момент: Проверка готовности учащихся к уроку, настройка инструментов — 2 мин.

3. Подготовка игрового аппарата к уроку:

Гамма ля минор, до мажор –хроматическая — 6 мин

1. Ф.Карулли. «Этюд» — 7 мин.

2. И. Кюфнер. «Сонатина» опус 80. — 12 мин.

3. П.Нуттал. «Экспромт» — 12 мин.

Исполнение пьесы на высоком эмоциональном уровне 4 мин

Подведение итогов – 2 мин.

Домашнее задание – 2 мин.

I . Приветствие. Представление ученика.

Сообщение темы урока. Постановка задач. Настрой ученика на творческую работу.

Подготовка игрового аппарата к уроку .

Исполнение гамм ля минор, до мажор приемом тирандо. Проигрывание хроматических гамм ля минор, до мажор . Работа над хорошим звукоизвлечением, ясной устойчивой аппликатурой, точностью исполнения.

II . Работа над репертуаром.

Проверка домашнего задания

Исполнение этюда наизусть.

Работа над произведением Работа над качеством звучания: ровностью и четкостью исполнения ритмического рисунка, точностью выполнения штрихов, пауз. Использование различных методов работы над техникой, личный показ преподавателя с целью демонстрации необходимого темпа и точной ритмической пульсации. Задачи при повторном проигрывании: прибавление темпа; выявление логики развития музыкального текста, объединение звука с опорой на сильную и относительно сильную доли.

Домашнее задание: продолжать работать над техникой самостоятельно.

2. И. Кюфнер. «Сонатина» опус 80.

Проверка домашнего задания

Исполнение сонатины наизусть.

Беседа с ученицей о сонатной форме.

-Что такое Сонатина?

-Сколько крупных разделов можно отметить в произведении и как они называются?

-Что происходит в экспозиции?

-Какой характеру у главной и побочной партий?

— С чем ассоциируются у тебя основные темы сонатины?

Работа над произведением

исполнение в ансамбле : педагог-обучающаяся с целью раскрытия художественного образа основных тем, их осмысленное интонирование с правильной фразировкой.

— Работа над звукоизвлечением, динамическим развитием и контрастом.

Домашнее задание: работать над характером главных партий, верно выполнять аппликатуру, точно воспроизводить динамические контрасты, аккуратно исполнять начало мотивов, слушать концы фраз, работать над «диалогом».

3. П.Нуттал. «Экспромт»

Проверка домашнего задания

Исполнение пьесы наизусть.

Прослушивание разных интерпретаций исполнения произведения.

Сравнительный анализ услышанного.

Работа над произведением

Работа над музыкальной тканью произведения: выявление логики развития

мелодии, выразительное соединение нескольких звуков, имеющих смысловое значение , вы равнивание звучания, совершенствование свободы игрового аппарата. Пробуждение в сознании обучающейся ощущения, связанные с образным содержанием. Работа над целостностью оформления пьесы. Работа над трудными эпизодами в заключительной части пьесы.

Домашнее задание: отработать заключительный эпизод пьесы, обращая внимание на ровность исполнения звуков.

Самостоятельное исполнение пьесы от начала до конца на высоком эмоциональном уровне с целью выражения художественного замысла композитора.

Подведение итогов, с указанием наиболее удачных моментов урока и обсуждение проблемных зон на которых необходимо заострить внимание во время занятий дома.

В данной методике раскрываются методы и формы работы с учащимися старших классов.Методическая разработка адресована преподавателям старших классов ДМШ. Предлагаемая методическая разработка адресована преподавателям гитары детских музыкальных школ и центров внешнего развития.Данная работа основана на методических работах таких как П.Агафошин.Н.Кирьянов.

Номер материала: ДБ-809961

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Читайте также:  Даю частные уроки фортепиано
Оцените статью