План работы по фортепиано 1 класс

Формирование и развитие маленьких пианистов на начальном этапе обучения
план-конспект урока

Открытый урок по фортепиано для 1 класса ДШИ

Скачать:

Вложение Размер
moy_urok_2020g.docx 27.22 КБ

Предварительный просмотр:

Управление системой образования Администрации Луховицкого муниципального района

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей

«Детская школа искусств»

Учащейся 1 класса (7 лет)

«Формирование и развитие маленьких пианистов на начальном этапе обучения»

Бурмистрова Алла Станиславовна

Открытый урок по теме «Формирование и развитие маленьких пианистов на начальном этапе обучения» проводится с ученицей 1 класса общеразвивающей программы Касьян Анной.

— научить ориентироваться на клавиатуре,

продолжить работу по организации игровых приемов на инструменте и освоению нотной грамоты.

-расширение музыкального багажа и впечатлений учащейся.

-продолжение работы над постановкой пианистического аппарата и рациональными приемами игры на фортепиано.

-формирование навыка игры по нотам и освоение нотной грамоты.

— развитие образного мышления, расширения музыкального кругозора.

-развитие двигательно-игровых навыков.

-развитие мелодического, гармонического, звуковысотного слуха.

-развитие чувства ритма.

-развитие творческой инициативы.

-воспитание интереса и любви к музыке, предмету, инструменту.

-воспитание чувства ответственности за результаты своей работыю

-воспитание навыков самоконтроля и дисциплины.

-приобретение навыков усидчивости и культуры поведения за инструментом.

комбинированный (закрепление знаний, комплексное применение знаний).
Урок включает:
— организационную и содержательную установку
— проверку глубины понимания и прочности знаний учащегося
— взаимодействие педагога и ребенка на основе сообщения – усвоение новых знаний, умений, навыков
— закрепление изученного материала и упражнения
— диагностику прочности усвоения знаний
— инструктаж по выполнению домашнего задания
Вид урока:

-индивидуальное занятие с элементами игры.

Методы обучения:
Перспективный:

словесная передача и слуховое восприятие. Педагог сообщает готовую информацию с использованием демонстраций. Учащийся осмысливает и запоминает. Освоение и закрепление приемов игры non legato, legato. Освоение нового приема staccato.
Репродуктивный:

запоминание учащимся сообщенной учителем информации. Способствует формированию знаний, умений и навыков через систему упражнений.
Практический:

музыкальные дидактические игры, повторные действия с целью совершенствования навыка и развития музыкального слуха.
Методические приемы:
— Словесный, наглядный, практический
— Активизация слуха, обращение к музыкальному восприятию ученика
— Развитие мышления, творческой инициативы
— Приемы контроля и самоконтроля: при исполнении слушать воспроизводимый звук, верно исполнять мелодию и правильно передавать ритмический рисунок
Психологические условия на уроке:
Мобилизация внимания, познавательной активности, оптимальный темп урока, гибкость, умение композиционно перестроить урок с учетом складывающейся ситуации, психологический микроклимат на уроке.
Средства обучения:
Фортепиано, 2 стула, подставка для ног, дидактический материал.

Применение педагогических технологий:
1)Здоровьесберегающая:
— Развиваются мышцы пальцев, что положительно влияет на память, которая будет интенсивнее развиваться. Музыкальные занятия учат рациональнее использовать свой рабочий день. Он будет более организован.
— Рациональная организация урока: динамическая пауза, включение игровых моментов, гимнастика для глаз на расслабление мышц, упражнение «Сороконожка», «Шалтай-балтай», «Слоники».
— чередование различных видов учебной деятельности (игра гамм, упражнений сменяется разбором нотного материала, повторением выученных пьес и слушание музыки).
— на уроке важен психологический комфорт, стиль общения педагога с учащимся, заряд позитивных эмоций, проявление доброжелательности учителя.
2) Технология личностно-ориентированного обучения И. Якиманской:
Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса есть личностно-ориентированная педагогика. В основе этой технологии лежит признание индивидуальности, самобытности каждого человека, его развитие прежде всего как индивида, наделенного своим неповторимым субъективным опытом. На уроке создаются условия для самореализации учащихся, развития индивидуальных познавательных способностей, творческого воображения.

Упражнение «Говорящие пальцы. Фокус-покус»;
Упражнение «Шесть котят».
Это задание: стимулирует учащегося к самостоятельному выбору способов решения этой задачи; выявляет субъективный опыт ученика; оценивается не только результат, а главным образом процесс учений, то есть тех трансформаций, которые осуществляет ученик; стимулирует ученика на саморазвитие, самовыражение в ходе овладения знаниями.
3) Технология проблемного обучения:
Эта технология подразумевает последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися учебных проблем. Учащиеся включатся в активную мыслительную деятельность, высказывают собственное мнение и активно усваивают знания.

Технология подразумевает организацию игровой деятельности, направленную на поиск, обработку и усвоение учебной информации. Хорошо использовать ее в период начального обучения. Включение в учебный процесс игровых моментов

(«Подумай-угадай», работа с рисунками, карточками) повышает интерес учащихся к занятиям на фортепиано, активизирует их творческую деятельность. Учитель создает на уроке так называемую «ситуацию успеха». Ощущение успеха повышает мотивацию к обучению, поддерживает интерес и увлеченность игрой на инструменте и вызывает положительные эмоции.

I. Организационный момент. (2 мин)

II. Беседа об инструменте. Показ слайдов.(3 мин)

III. Упражнения для правильной организации пианистического аппарата обучающейся. (3 мин)

IV. Закрепление приема исполнения nonlegato: упражнения, игра песенок по слуху, пьес по нотам и ансамбля с преподавателем.( 10 мин)

V. Исполнение приема legato: упражнения, игра песенок связным штрихом.(10 мин)

VI. Динамическая пауза (3 мин)

VII. Изучение нового материала — прием staccato: упражнения, игра и прослушивание песенок.(5 мин)

VIII. Подведение итогов урока. Домашнее задание.(2 мин)

IХ .Рефлексия. (2 мин)

Ход урока:
I. Организационный момент.
Сообщение темы, цели урока.
II. Беседа об инструменте.
Диалог об инструменте.

III. На начальном этапе обучения для приведения двигательного аппарата обучающейся в рабочее состояние, делаем ряд упражнений, которые укрепят мышцы ребенка, его осанку, помогут наладить взаимодействие всех частей игрового аппарата.

В работе применяется 2 комплекса упражнений:

1. гимнастика Анны Артоболевской;

2.пальцевая гимнастика. На каждом уроке делаем несколько упражнений из каждого комплекса, постоянно варьируя их.

Упражнение 1.(первый комплекс упражнений)

Под аккомпанемент педагога обучающаяся опускает руки свободно вниз, нагибаясь вперед и покачивает ими навстречу друг другу, то скрещивая, то разводя в стороны. Наклон корпуса то увеличивается, то уменьшается. Педагог следит за свободой рук обучающейся что бы делать упражнение свободными движениями.

Упражнения 1 комплекса помогают ощутить свободу, вес мышц руки.

Упражнения 2 комплекса направлены на развитие кисти, запястья, пальцев.

Следующие упражнения делаем за инструментом, поэтому в первую очередь следим за посадкой обучающейся. Твердая опора на ноги, прямая спина, спокойные не приподнятые плечи.

Упражнение 2. (второй комплекс упражнений)

«Художник-маляр». Девочка под аккомпанемент педагога делает плавные движения кистью вверх и вниз, вначале правой рукой, потом левой, а затем двумя руками параллельно и по очереди, постоянно варьируя движения, меняя их амплитуду.

Педагог: «Аня, представь себе, что ты можешь нарисовать такими движениями?»
Педагог: « Нарисуй дома рисунок на это упражнение».
Далее делаем упражнения для пальцев рук на крышке фортепиано.

Упражнение 3. «Фокус-покус» — руки положить на стол и, приподнимая кисть стукнуть всеми пальцами одновременно, далее шагать каждым пальцем поочередно, при этом следить, чтобы кончики пальцев смотрели вниз . Далее выстукивать двумя пальцами поочерёдно в паре с первым (1 и 2, 1 и 3, 1 и 4, 1 и 5) следить за положением локтя (на уровне клавиатуры) и свода кисти. Делаем упражнения активными движениями, четко проговаривая стишок «Фокус-покус».

Едет мышь на самосвале.

Ты чего же, это, мышь,

Сверху вниз на нас глядишь?

1 1 2 2 1 1 3 3

1 1 4 4 1 1 5 5

1 1 4 4 1 1 5
IV. Переходим на клавиатуру — осваиваем приём исполнения non legato – игра упражнений:
« Парашюты » — игра ноты «до» с переносом правой руки вверх и вниз по октавам, а левой – вниз и вверх, начиная с середины клавиатуры разными пальцами.

Педагог: «Аня, делай движение от плеча, свободной рукой, представь, что ты летишь в воздухе как парашютист».

« Квинты, терции» — квинты играем 1 и 5 пальцами, терции варьируем 1 и 3, 2 и 4, 3 и 5 пальцами, сначала от «до», затем от любых других звуков, начиная с середины клавиатуры. Вверх играем на крещендо вниз на диминуэндо.(Одновременно вводим понятие крещендо и диминуэндо)

Педагог: «Аня, что обозначает крещендо и диминуэндо? К чему они относятся?»

Исполняем упражнения каждой рукой на терции и квинты:

«Вот иду я вверх»

Упражнение « Марш » (сначала промаршировать под аккомпанемент педагога, считая вслух до 4-х) — игра двумя руками поочерёдно нот первой октавы со счётом до 4-х.

Для закрепления правильного исполнения штриха nonlegato играем песенку: «Василёк» — левая рука от «фа» первой октавы, правая от «до» второй октавы – различаем на слух звучание одной и той же мелодии; при игре следим за правильной посадкой и верной постановкой руки, свободой запястья.

Педагог: «Послушай внимательно как звучит мелодия от разных звуков, пофантазируй кто из животных может спеть эту песенку».
Игра по нотам. Играя, песенки на nonlegato обучающийся должен слышать музыкальную фразу, а не отдельные звуки.

Песенка «Цыплятки» — играем верной аппликатурой, двумя руками в ансамбле с педагогом.

Повторение песенки «Прыг-скок» на прием нон легато.

Правильная аппликатура – это один из важнейших моментов в пианизме, поэтому воспитывать в ребенке сознательное отношение к аппликатуре, привычку видеть ее в нотах, тоже является очень важным навыком, который нужно прививать с самого начала обучения.

Педагог: «Аня, давай прохлопаем ритм этой песенки по очереди ты первую фразу, а я вторую и так далее, при этом ритм хлопаем руками, а метр стучим ногой»

Игра с ритмическими карточками. (« Пингвинчики» — проверка длительностей нот, пауз, соединение картинок с нужными нотами и паузами)

Педагог предлагает прохлопать обучающейся заданные ритмические рисунки по карточкам, а затем сложить их в определенном размере. Обучающаяся должна сориентироваться при смене размера.

V. Переходим к приёму legato (связное исполнение)

Упражнение на legato: по два звука на слог «А-ня», «Ма-ма» играем разными пальцами правой и левой руками, варьируя их.
Вопрос ученику: «Аня, сейчас мы с тобой покажем нашим слушателям упражнение. Какие задачи ты перед собой поставила?»

Упражнение «Птички». Для удобства восприятия различной интонации мы играем с подтекстовкой: с опорой на первый звук – «ласточка», с опорой на второй звук – «синичка», с опорой на третий звук – «воробей». Одновременно с интонационной направленностью работы, контролируется пианистический приём, постановка рук, слаженность игрового аппарата, его свобода.

Проигрывание песенок с приемом legato:

«Марш гномиков» Лоншан-Друшкевичова

Вопрос ученику: Аня, всё ли в исполнении тебе понравилось? Хотела бы ты что- то исправить в своей игре?

Динамическая пауза : учащаяся делает упражнения на отдых спины, вытягивая руки вверх и опуская их вниз

(«Ветер дует нам в лицо,

Ветер тише, тише, тише,

Деревцо все ниже, ниже»)

Педагог играет обучающейся звук в определенной тональности сначала доигрывая до тоники обучающийся должна сказать что это за звук.

VI. Приём staccato (отрывистое исполнение). Педагог объясняет обучающейся, что staccato тоже самое движение nonlegato, но с более коротким, легким снятием пальцев.

Упражнение «Кузнечик». На слова «Прыг, скок, на лис-ток, а по-том на цве-ток, прыг, скок », играем 2-м, 3-м и 4-м пальцами в первой октаве (левая рука в малой), следим за толчком пальца в сочетании с резким поднятием запястья обучающейся.

• На приём staccato – звучит русская народная песня — «Во саду ли, в огороде»

Педагог: «Прохлопай ритм этой песни, таким же острым штрихом, постарайся его запомнить и записать дома»

VII. Объяснение домашнего задания.

Перед занятиями на инструменте делать упражнения на укрепление правильной организации игрового аппарата как на уроке. Следить за свободой и правильностью выполнения движений. Нарисовать рисунок.

Игра nonlegato: при игре упражнений следить за постановкой руки, пальцы ставить на подушечки, локоть на уровне клавиатуры. «Цыплятки» — выучить наизусть,

Игра legato: в упражнениях плавные движения рук, певучее звучание. В песенках «Марш гномиков» — выучить наизусть, при игре вести мелодическую линию, слушать ее опорные точки. Пьесу «Осень» попробовать разобрать самостоятельно, учитывая полученные знания.

Игра на staccato: упражнения играть отрывисто, четким движением запястья, активным снятием руки. Написать ритм русской народной песни «Во саду ли, в огороде…»

Педагог: «Наш урок подошел к концу, Аня ты очень постаралась, оценка за урок ».

Педагог предлагает обучающейся три картинки разной погоды: солнечную, пасмурную или дождливую.
Педагог : «Аня, выбери пожалуйста картинку, подходящую нашему сегодняшнему уроку.»

Источник

План-конспект урока по предмету «Специальность» (фортепиано) для учащихся 1-го класса

Разделы: Музыка

Тема: Закрепление понятия “средства музыкальной выразительности” на начальном этапе обучения игре на фортепиано.

Тип урока: комбинированный (закрепление знаний, комплексное применение знаний).

Вид урока: традиционный.

Цель урока: закрепление понятия “средства музыкальной выразительности” на материале изучаемых произведений.

– закрепить изученные теоретические знания (средства музыкальной выразительности: лад, штрихи, динамика, темп, ритм, тембр, мелодия);
– продолжить формирование практических навыков (игра штрихами non legato, legato, staccato; работа с динамическими оттенками, тембрами, исполнение произведений в различных темпах).

– развивать образное музыкальное мышление, художественное воображение;
– развивать творческую активность учащегося через различные виды деятельности (варьирование средств музыкальной выразительности в изучаемых произведениях, игра в “Звуковое лото”, сочинение пьес на заданный сюжет).

– воспитывать эстетический вкус;
– воспитывать любовь к музыке;
– воспитывать усидчивость и трудолюбие.

Средства обучения: фортепиано, стул, стол, подставка для ног, “Звуковое” лото, схема “Средства музыкальной выразительности”.

План урока:

Этап урока

Приемы и методы

Время (мин.) 1. Орг. момент Словестный

2 2. Повторение пройденного материала Словестный, наглядный

5 3. Работа над музыкальным материалом Словестный, наглядный, показа, “направляющий указаний”, “попутных поправок”

20 4. Игровой момент Игровой, словестный, наглядный, показа

8 5. Итог урока Словестный, наглядный

2 6. Домашнее задание Словестный

Ход урока:

I. Орг. момент – приветствие, посадка за инструмент.

II. Повторение пройденного материала.

Опираясь на схему №1, повторить с учащимся изученные ранее средства музыкальной выразительности.

III. Работа над музыкальным материалом.

Ученик исполняет выученные ранее пьесы [1]:

  • Е. Гнесина “Осенняя песенка”;
  • Ф. Лещинская “Веселый маляр”;
  • О. Сотникова “Пауки и мухи”.

Далее, учащийся исполняет эти пьесы, изменяя лад, темп, тембр, ритм, динамические оттенки, исполнительские штрихи.

После исполнения каждой пьесы преподаватель вместе с учащимся рассуждает над вопросами:

Что происходит с музыкой, если в ней изменить средства музыкальной выразительности (исполнительский штрих, лад, темп штрих, тембр, ритм, динамические оттенки)? Как меняется ее характер?

IV. Игровой момент. Игра “Звуковое лото” [2].

“Звуковое лото” (Приложение № 1) – карточки на которых схематично изображены средства музыкальной выразительности (динамические оттенки, лады, штрихи и т.д.).

Порядок игровых действий:

  1. Педагог исполняет несколько контрастных произведений.

Например:

  • П. Чайковский “Старинная французская песенка”
  • Ю. Виноградов “Танец медвежат”
  1. Во время звучания произведений учащийся выкладывает на стол карточки “Звукового лото”, которые, по его мнению, соответствуют данному музыкальному произведению.
  2. Далее происходит проверка и обсуждение итогов игры.

V. Итог урока.

Средства музыкальной выразительности самым непосредственным образом влияют на характер музыкального произведения, его образ.

VI. Домашнее задание.

Сочинить пьесу, используя следующие средства музыкальной выразительности: мажорный лад, умеренный темп, штрих staccato.

  1. Сотникова, О. учебное пособие для начинающих пианистов “Я учусь играть”
  2. Шаймухаметова, Л. Н. Учимся по “Букварю” [Текст] : метод. Рекомендации. –Уфа. : Лаборатория музыкальной семантики УГАИ – РИЦ Уфимской гос. акдемии искусств им. Загира Исмагилова, 2005. – 64 с.

Источник

Оцените статью