План урок по аккордеону

Открытый урок на тему: «Развитие технических и художественных навыков на начальном этапе обучения в классе аккордеона».

Открытый урок на тему: «Развитие технических и художественных навыков на начальном этапе обучения в классе аккордеона.» Преподавателям народного отделения ДШИ по классу аккордеона, баяна.

Скачать:

Вложение Размер
plan.docx 19.08 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект открытого урока 2016г.

Открытый урок по классу аккордеона преподавателя народного отделения ГБОУДОД г.Москвы «Вороновская ДШИ» Токаревой Елены Валерьевны с учеником второго года обучения.

Тема урока: «Развитие технических и художественных навыков на начальном этапе обучения в классе аккордеона».

Характеристика урока: открытый урок.

Тип урока: комбинированный

Форма работы: индивидуальная
Цель урока: формирование исполнительских и развитие технических навыков игры на инструменте, развитие художественного образа в процессе работы над произведениями.

Задачи урока:
Обучающая: освоение и накопление игровых навыков на инструменте.
Работа над художественным образом в произведениях.
Развивающая: развивать технические способности, слуховое восприятие музыки, эмоциональное отношение к исполнению

музыкального произведения. Развивать мышление, умение анализировать, самостоятельность в работе.
Воспитательная: воспитывать творческое отношение к работе над техническим и художественным развитием. Формировать систематичность приобретения технических навыков.

Здоровьесберегающая: развиваются мышцы пальцев, что положительно влияет на память. Музыкальные занятия учат рациональнее использовать свой рабочий день, он будет более организован.

Методы: словесные, практические, наглядные, демонстрация видеоматериала.

Технические средства: Аккордеон для ученика, аккордеон для педагога, пульт, стол, стулья, ноты, рабочая тетрадь ученика, наглядные пособия, компьютер.

План урока
1. Организационный момент:

— приветствие, сообщение названия темы и цели урока.

— диалог об успеваемости ученика.

2. Основная часть:

— работа над гаммой ре мажор, этюдом и музыкальными произведениями.

— закрепление пройденного материала, концертное исполнение пьес.

3.Подведение итогов. Оценка. Домашнее задание.

1. Гамма ре мажор.

2. А. Дмитриев «Этюд» С-dur

3. А. Холминов «Колыбельная».

4.р.н.п. «Как у нас-то, козёл» в обработке Д. Самойлова.

5.р.н.п. «Утушка луговая» в обработке Л.Малиновского.

Открытый урок посвящён работе над технически сложными местами в изучаемых произведениях, гамме и этюде, а так же работе над художественным образом в произведениях. Задача педагога показать ученику приёмы работы преодоления технических трудностей. В процессе урока прорабатываются все приёмы вместе с учеником, для того, чтобы ученик смог дома самостоятельно отрабатывать технически сложные места и следил за звуком.

1.Урок начинается с проигрывания гаммы ре мажор в 1,2,3 октавы, различными группировками и штрихами, арпеджио, аккордов. При игре гаммы и арпеджио обращаем внимание ученика на подкладывание 1 пальца . Пальцы собираем в направлении движения. При игре аккордов пальцы живые, активные, как бы хватают клавиши. Работает вся рука. Требуется помощь педагога, дополнительное объяснение, показ. Следим за сменой меха и динамическими оттенками. Работа над динамикой. Соблюдение верной аппликатуры, подкладывание и перекладывание пальцев прозвучали ровно без толчков, работает слуховой контроль смены меха. Ученику рекомендуется ярче выполнять динамические оттенки, акцентировать внимание на смене меха, а так же учить гамму исполнять комплексно без остановок.

2. А. Дмитриев «Этюд» С-dur . Проигрывание этюда в медленном темпе разными штрихами: две легато, 2 стаккато и наоборот, необходимое для независимости работы пальцев, а так же отрабатывается аппликатурная гибкость. Мышцы пальцев при этом активно работают, находятся под усиленной нагрузкой. Затем предложено ученику исполнить этюд в оживленном темпе.

3. А. Холминов «Колыбельная». Рассказ преподавателя о происхождении слова «колыбельная», показ картинок с изображением старинной колыбели. Исполнение учащимся колыбельной правой рукой, уделяем особое внимание работе над фразировкой, которая на аккордеоне, баяне связанна с техникой владения мехом, так как каждая фраза должна быть уложена в одно определенное движение меха – сжим или разжим, работа над художественным образом. Повтор левой рукой на выборной системе. Игра произведения двумя руками.

4. р.н.п. «Как у нас-то, козёл» в обработке Д. Самойлова. Уделяем особое внимание работе над фразировкой, звуковедением, динамикой, отрабатывая трудные места. Каждую фразу педагог просит активнее подводить к моменту кульминации. Эта пьеса на народной основе, носит подвижный, веселый, шутливый, радостный характер. Ученик отрабатывает исполнительское мастерство.

5. Ученику предложено отдохнуть и посмотреть видео с Международного конкурса «Аккордеон плюс».

6. р.н.п. «Утушка луговая» в обработке Л.Малиновского. Повтор в медленном темпе сложных мест. Концертное исполнение произведения.
7. Подведение итогов урока, оценка, домашнее задание.

Преподаватель: Завершить наш сегодняшний урок я хочу стихотворением Елены Матвиенко, которое ты должен выучить.

Клятва юного музыканта

Вступая в мир, который музыкой зовется,

Клянусь я — эту музыку любить всегда!

И ту, что в песнях весело поется,

И ту, что ветер напевает в проводах.

Клянусь я ноты знать во всех октавах,

И вслух считать и заполнять дневник.

И заниматься, чтобы не заставляла мама,

Я – музыкант, я не обычный ученик!

Клянусь учить сольфеджио прилежно,

Не пропускать уроков никогда!

Не списывать диктанты у соседа,

А быть самостоятельным всегда!

Клянусь настойчивым, упрямым быть и смелым.

Источник

Конспект открытого урока «Работа с начинающим аккордеонистом»
план-конспект урока на тему

Консрект урока, отражающий работу с начинающими учениками в классе (инструмент — аккордеон).

Скачать:

Вложение Размер
otkrytyy_urok_rabota_s_nachinayushchim_v_klasse_akkordeona.doc 43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

детская музыкальная школа г.Ярцево

по специальности (1 класс) по теме:

«Работа с начинающим в классе аккордеона»

Подготовила и провела преподаватель

Урок с учашимся 1 класса (аккордеон)

Общеобразовательной программы «Специальность»

Улучшение формирования основных навыков игры на аккордеоне на начальном этапе обучения.

— знакомство с инструментом;

— работа над посадкой и постановкой рук;

— развитие познавательных интересов и творческого потенциала учащегося;

— использование выразительных средств музыкального языка и технических приёмов для создания художественных образов.

— Умение контролировать работу рук в рациональной постановке;

— Развивать умение самостоятельно работать;

— Психологическое раскрепощение учащегося.

  1. Воспитывать умение обучаемого работать творчески в решение технических задач.
  2. Воспитывать внимание, целеустремлённость во владении навыков игры на инструменте.
  3. Активизация творческих способностей.
  4. Умение творчески взаимодействовать на уроках с педагогом.

Основные методы работы:

— наглядный (практический показ)

— словесный (объяснение, беседа)

— музыкальный инструмент – аккордеон для ученика;

— аккордеон для учителя;

— личностно-ориентированная технология с дифференцированным подходом.

Вводная часть (5 минут)

— организационный момент ( сообщение темы и поставленных задач)

— практическая часть; работа над упражнениями, песнями, попевками.

  1. В начале урока, для того, чтобы привлечь внимание ученика, организовать его движение полезно проделать упражнения , задача которых – освободить учащегося от встречающейся скованности, найти и закрепить осанку и правильное взаимодействие всех частей игрового аппарата:

— Встать рядом с инструментом, выпрямиться, расслабить мышцы плеч, рук, пальцев – свободно вращать корпусом и расслабленными руками, то в одну сторону, то в другую. При вращении руки закручиваются вокруг тела.

— Встряхнуть несколько раз кистями, как стряхиваешь с них воду после мытья.

Естественные движения «целых пальцев, работающих из ладони» — таким же образом, как мы берём предметы – помогает ученику упражнение со стеклянными шариками.

— Взять закруглёнными пальцами стеклянные шарики и «укладывать» их на горизонтальной плоскости стола. Шарики нужно обхватить пальцами и удерживать, но сильно давить на шарики и напрягать пальцы нельзя – хрупкие игрушки могут расколоться.

2. Следующий этап – занятие на инструменте.

Организацию движений у ученика строим таким образом, чтобы

Воспитать у него правильное отношение к аккордеону, как к «поющему

инструменту». Приступая к этому этапу, следует позаботиться о

правильной посадке ученика. Корпус должен быть прямым, ставим

аккордеон на левую ногу, окончание грифа правой клавиатуры упирается

в «бедро» правой ноги. Сидя на стуле, ноги должны быть под прямым

углом – это очень важно!

Первые упражнения выполняются на левой клавиатуре в виде отдельных звуков non legato – извлекаемых при помощи плавного ведения мехом на разжим и на сжим. При этом обратить внимание на то, чтобы правая рука свободно и независимо находилась от левой.

Затем выполняются упражнения на правой клавиатуре, учитель поддерживая свободной рукой кисть играющей руки ученика, затем поддержка снимается. В тесной связи с движениями формируются начальные навыки пальцевой игры: игра «non legato » , с опорой руки на отдельные пальцы, вырабатывается свободное погружение веса руки» в клавишу, ощущение контакта с клавиатурой.

3. Украинская народная песня «Приди, приди, солнышко». Важным условием правильности первого игрового движения «non legato » является точность опускания кончиков пальца, их устойчивость и слуховое внимание к ясности звучания.

4 . Н. Потоловский «Жук».

От первых движений первым пальцем ученик переходит к движениям третьего, второго и первого пальца; усваивается при этом основной порядок аппликатуры.

  1. Польская народная песня «Два кота»

— навыки свободных движений третьего и первого пальца, ритмичные движения мелодии.

6. Т.Потапенко «Бобик».

В упражнениях , пьесах предназначенных для начального периода обучения, пять пальцев размещаются по ступеням в пределах квинтовой позиции. В этом наиболее удобном для детской руки позиционном расположении пальцы находятся в естественном непринуждённом состоянии. Задача педагога помочь наладить игровые движения, связанные с приёмами позиционной игры. В данном случае от первого пальца к третьему. Далее от второго, проходящий третий к первому пальцу. Кисть руки нужно держать свободно, без напряжения.

7. Е.Тилечева «Спите , куклы»

Игра ученика в ансамбле с педагогом – обязательный компонент начального обучения. Обучение ансамблевой игре активизирует восприятие музыкальных образов, элементов музыкальной речи, средств музыкальной выразительности. При исполнении, ученик привыкает к гармонической поддержке в партии, которую исполняет учитель. Важным условием ученику суметь сконцентрировать своё внимание на партии и попытаться услышать партию учителя.

Обобщить урок и подвести итоги, записать домашнее задание.

Список использованной литературы:

  1. Г. Бойцова . Юный аккордеонист. Часть 1, часть 2.
  2. В. Лушников. Школа игры на аккордеоне. – Учебно- методическое пособие,- М: Советский композитор, 1986 г.
  3. Вл. Кузовлев , Д. Самойлов. Азбука баяниста.
  4. В.А. Натансон Вопросы музыкальной педагогики.
  5. Л. Мирек. Школа игры на аккордеоне.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В ходе урока идет развитие тембрового, гармонического ладотонального, ритмического слуха начинающего пианиста, воспитывается любовь и интерес к ансамблевому музицированию.

Важнейшие этапы, принципы и методы начального периода обучения».

В презентации представлены требования к содержанию исследовательской работы, введение к ней, перечислены методы исследования,а также требования к оформлениюработы.

Методические рекомендации для педагогов, работающих с народными инструментами. В статье даются советы, как лучше и продуктивней ввести ребенка в мир музыки и исполнительства на струнных народных инст.

Методическая разработка «К вопросу о постановке правой руки у начинающих аккордеонистов (роль веса руки в формировании игровых движений)» посвящена одному из самых сложных вопросов развития аккордеонн.

В методической работе подробно раскрыты вопросы по следующим направлениям: формирование полноценного звука, овладение и совершенствование различных приёмов игры на инструменте, посадка и.

Источник

План открытого урока на тему «Первые шаги аккордеониста»

План открытого урока

преподавателя по классу баяна, аккордеона МБУ ДО ШИ №67 пгт Каз

Мармазовой И. А. с учащейся 1 класса Скрипниковой Юлией

по теме: «Первые шаги аккордеониста»

Тема урока: « Первые шаги аккордеониста ».

Тип урока: комбинированный

Форма урока: индивидуальная

Цель урока: закрепление начальных навыков игры на аккордеоне, знакомство с новым приемом – тремоло мехом.

Обучающие: закрепить начальные приемы звуко-извлечения и штрихи, обозначить их роль в создании музыкального образа, ознакомить с новым приемом.

Развивающая: развить музыкально-слуховые представления в соответствии с образом, вокально-интонационные навыки, гармонический слух в игре ансамблем.

Воспитательные: воспитать чувство самоконтроля, чувство сценической уверенности.

Технические средства: аккордеон для ученика, аккордеон для учителя, стол, стулья, пюпитр, ноты, рабочая тетрадь ученика.

Организационная часть (приветствие, представление ученицы, сообщение темы урока).

Теоретическая часть (вступление, постановка цели, методические рекомендации).

Практическая часть: (подготовка аппарата к работе: игра гамм, упражнений, исполнение пьес р. н. п. «Теремок», д. п. «Лошадка», А. Березняка «Слышен гром», «Детской сюиты» А. Латышева, развитие интонационных навыков: исполнение д.п «Картошка» и «Частушки» под собственный аккомпанемент, игра в ансамбле: исполнение танца «Летка-Йенка», р. н. п. «Дождик», д. п «Цветики»).

Итог урока (выводы, формулировка домашнего задания, заключение).

Начинаем открытый урок с ученицей 1 класса аккордеона Скрипниковой Юлией (6 лет).

Тема урока: «Первые шаги аккордеониста»

Основа музыкальных знаний и навыки игры на инструменте, заложенные на начальном этапе обучения во многом определяют успехи дальнейшего музыкально-художественного развития учащегося.

Важно разумно организовать учебный процесс, чтобы ребенку этого возраста было интересно заниматься, чтобы он легко усваивал материал, работал с полной умственной и физической отдачей.

Продолжительность активного внимания ребенка 6-7 лет длится всего 7-10 минут, поэтому формы работы должны быть различными, задания небольшими, цели-конкретными, задачи-повторяющимися. Важно, чтобы ожидаемый результат и способ достижения были хорошо знакомы ребенку. Пьесы должны быть небольшими, темпы не быстрыми, динамика-средней.

Цель сегодняшнего урока: закрепление начальных навыков игры на аккордеоне, знакомство с новым приемом ведения меха – тремоло мехом.

Игра на аккордеоне — это физический труд, он требует выносливости и физической силы ученика, поэтому каждый урок необходимо делать физические упражнения на укрепления мышц спины, а также на расслабление мышц после занятий.

Вспомним физические упражнения: «Маятник» (наклоны вперед-назад, в стороны), «Дотянуться до Солнышка» (руки вверх, слегка прогнуться), «Книжка» (развернуть-свернуть плечи). Сделаем упражнения на релаксацию аппарата и укрепление пальчиков: «Белим стенку», «Месим тесто», «Качаем гнома», «Курочка», «Жирные точки».

Перейдем к игре на инструменте:

— играем правой рукой упражнения на закрепление штрихов нон легато, легато, стаккато (упражнения играем в I и во II октаве, чтобы локоть не уставал, а также для более лучшей ориентации руки на клавиатуре). Во время игры штрихом нон легато, важно одинаково выдерживать ноты, играть ритмично, считать, следить чтобы пальчики не проваливались в суставах. При игре легато важно слушать, чтобы звуки не наплывали друг на друга и следить за суставами. При игре стаккато-пальчики- «молоточки». Делаем хороший замах-удар-отскок, играем ритмично, со счетом.

— левой рукой играем «аккомпанемент в жанрах»: бас-аккорд в польке, бас-два аккорда в вальсе, бас-три аккорда в песне, бас-аккорд-одновременно в марше.

— познакомимся с новым приемом ведения меха – «тремоло мехом». Новый прием ведения меха, хорошо развивает координацию левой руки при смене меха, вырабатывает выносливость плеча.

— поиграем гамму до мажор правой рукой на тремоло разными вариантами, позже познакомимся с новой пьесой, в которой встречается этот прием ведения меха.

Над штрихами мы поработали, закрепили, теперь поиграем пьесы, в которых эти штрихи встречаются. Пьесы из «Школы игры Р. Бажилина» — «Теремок» и «Лошадка» важно играть уверенным звуком, крепкими пальчиками. В «Теремке» штрих — нон легато изображает неспешную поступь зверушек, которые хотели бы поселиться в нем. Нон легато важно играть ритмично, равномерно, все звуки мелодии одинаково по длительности. В «Лошадке» штрих стаккато- это стучат копытца. Стаккато важно исполнять четко, крепко, целенаправленно. В пьесе «Слышен гром» штрих легато как в песне-рассказе. Исполнение должно быть выразительным, связным. Пьесы важно играть не спеша, сосредоточенно, максимально стараясь выполнить художественно-исполнительские задачи.

Перейдем к работе над «Детской сюитой» А. Латышева. Каждую пьесу сюиты сопровождают стихи, которые формируют в воображении ребенка художественный образ, а штрихи и приемы игры дают ребенку почувствовать какими средствами выразительности можно донести этот образ до слушателя. Мы разучили «Вальс Мальвины» и «Марш Бармалея», а сегодня познакомимся с «Емелей на печи». В этой пьесе мы видим прием мехо-ведения: тремоло. Разберем пьесу отдельно каждой рукой, сначала без тремоло, затем с тремоло. Играя тремоло необходимо слушать движения меха на разжим и сжим, все звуки должны быть одинаковыми, не укорачиваться и не пропадать в динамике.

Развитие вокально-интонационных навыков один из важных видов работы на уроке. Начинающему музыканту необходимо петь, чтобы развить диапазон своего голоса, чтобы чувствовать метро — ритмическую пульсацию, чтобы приобрести навык пения под собственный аккомпанемент. Простые песенки, вроде «Картошки» и «Детских частушек» поются детьми с удовольствием. Но сразу стараемся петь звонче, аккомпанемент исполнять тише.

Игра в ансамбле один из самых интересных и любимых видов работы на уроке. Можно играть ансамблем с учителем с первых занятий. Ребенок вовлекается в активное музицирование, играя всего 2-3 ноты. Игра в ансамбле развивает чувство ритма, гармонический слух, способствует лучшему усвоению выразительных средств, мотивирует к техническому совершенствованию. Мы ансамблем играем «Летку-Йенку», «Дождик», «Цветики». Играя в ансамбле добиваемся слаженности, синхронности исполнения.

Сегодня на уроке Юля хорошо справилась со всеми заданиями, закрепила ранее полученные знания и познакомилась с новым материалом: приемом ведения меха — тремоло.

Необходимо работать над закреплением приема тремоло в пьесе «Емеля на печи», добиваться четкой координации левой руки в меховодении. Закреплять пьесы «Вальс Мальвины», «Марш Бармалея», добиваться более свободного и яркого исполнения, готовить эти пьесы для исполнения на сцене.

Различные формы работы на уроке, позволяют ученику не утратить интерес к предмету, быть внимательным и сосредоточенным, что способствует выполнению поставленных задач и в конечном счете достижению цели урока.

Источник

Оцените статью