- План-конспект урока по предмету «Специальность» (фортепиано) для учащихся 1-го класса
- План урока:
- Ход урока:
- I. Орг. момент – приветствие, посадка за инструмент.
- II. Повторение пройденного материала.
- III. Работа над музыкальным материалом.
- IV. Игровой момент. Игра “Звуковое лото” [2].
- V. Итог урока.
- VI. Домашнее задание.
- Конспект урока по классу фортепиано с учащимся 1 класса методическая разработка по музыке по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- План-конспект занятия по фортепиано
План-конспект урока по предмету «Специальность» (фортепиано) для учащихся 1-го класса
Разделы: Музыка
Тема: Закрепление понятия “средства музыкальной выразительности” на начальном этапе обучения игре на фортепиано.
Тип урока: комбинированный (закрепление знаний, комплексное применение знаний).
Вид урока: традиционный.
Цель урока: закрепление понятия “средства музыкальной выразительности” на материале изучаемых произведений.
– закрепить изученные теоретические знания (средства музыкальной выразительности: лад, штрихи, динамика, темп, ритм, тембр, мелодия);
– продолжить формирование практических навыков (игра штрихами non legato, legato, staccato; работа с динамическими оттенками, тембрами, исполнение произведений в различных темпах).
– развивать образное музыкальное мышление, художественное воображение;
– развивать творческую активность учащегося через различные виды деятельности (варьирование средств музыкальной выразительности в изучаемых произведениях, игра в “Звуковое лото”, сочинение пьес на заданный сюжет).
– воспитывать эстетический вкус;
– воспитывать любовь к музыке;
– воспитывать усидчивость и трудолюбие.
Средства обучения: фортепиано, стул, стол, подставка для ног, “Звуковое” лото, схема “Средства музыкальной выразительности”.
План урока:
Этап урока
Приемы и методы
Время (мин.)
2
5
20
8
2
Ход урока:
I. Орг. момент – приветствие, посадка за инструмент.
II. Повторение пройденного материала.
Опираясь на схему №1, повторить с учащимся изученные ранее средства музыкальной выразительности.
III. Работа над музыкальным материалом.
Ученик исполняет выученные ранее пьесы [1]:
- Е. Гнесина “Осенняя песенка”;
- Ф. Лещинская “Веселый маляр”;
- О. Сотникова “Пауки и мухи”.
Далее, учащийся исполняет эти пьесы, изменяя лад, темп, тембр, ритм, динамические оттенки, исполнительские штрихи.
После исполнения каждой пьесы преподаватель вместе с учащимся рассуждает над вопросами:
Что происходит с музыкой, если в ней изменить средства музыкальной выразительности (исполнительский штрих, лад, темп штрих, тембр, ритм, динамические оттенки)? Как меняется ее характер?
IV. Игровой момент. Игра “Звуковое лото” [2].
“Звуковое лото” (Приложение № 1) – карточки на которых схематично изображены средства музыкальной выразительности (динамические оттенки, лады, штрихи и т.д.).
Порядок игровых действий:
- Педагог исполняет несколько контрастных произведений.
Например:
- П. Чайковский “Старинная французская песенка”
- Ю. Виноградов “Танец медвежат”
- Во время звучания произведений учащийся выкладывает на стол карточки “Звукового лото”, которые, по его мнению, соответствуют данному музыкальному произведению.
- Далее происходит проверка и обсуждение итогов игры.
V. Итог урока.
Средства музыкальной выразительности самым непосредственным образом влияют на характер музыкального произведения, его образ.
VI. Домашнее задание.
Сочинить пьесу, используя следующие средства музыкальной выразительности: мажорный лад, умеренный темп, штрих staccato.
- Сотникова, О. учебное пособие для начинающих пианистов “Я учусь играть”
- Шаймухаметова, Л. Н. Учимся по “Букварю” [Текст] : метод. Рекомендации. –Уфа. : Лаборатория музыкальной семантики УГАИ – РИЦ Уфимской гос. акдемии искусств им. Загира Исмагилова, 2005. – 64 с.
Источник
Конспект урока по классу фортепиано с учащимся 1 класса
методическая разработка по музыке по теме
Введение учащегося в мир музыкального искусства. Ознакомление с фортепиано. Выявление музыкальных способностей с учетом психо-физических особенностей учащегося .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_razrabotannyy_v_kontekste_tehnologiy_1_klass.docx | 26.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по классу фортепиано с учащимся первого класса.
Тема урока : «Введение учащегося в мир музыкального искусства. Ознакомление с фортепиано. Выявление музыкальных способностей с учетом психо-физических особенностей учащегося».
Цель урока : Создать необходимую атмосферу и условия на уроке для того, чтобы вовлечь учащегося в область музыкально-художественного творчества.
- Раскрыть музыкальные способности учащегося.
- Смативировать интерес у учащегося к дальнейшей творческой работе по овладению инструментом через пластическое интонирование и музыкально-игровые элементы на уроке.
- Фортепиано.
- Нотная литература.
- Наглядный материал.
- Ноутбук.
Художественный материал урока.
1.Мягкие игрушки: мышка, птичка, заяц, лиса, медведь, кошка.
2.Детские песенки: «Ку-ку», «Огород», «Жук», «Егорка», «Село солнышко давно».
3.Марш С.Прокофьев; Марш А.Тиличеева.
5.Ах, вы сени — русская народная песня.
6.Баю-баю — колыбельная песня.
7.Зрительный ряд: детские рисунки с изображением марширующих солдат, иллюстрации с изображением детей на параде;
иллюстрации с изображением танцующих девочек и мальчиков;
рисунки с изображением мамы, укачивающей своего малыша.
2. Знакомство с инструментом.
2.1. Знакомство с клавиатурой (название нот), регистрами. Использование игровых технологий.
3. Выявление музыкально-ритмических способностей учащегося.
3.1. Разучивание и исполнение детских песенок «Жук», «Огород», «Мышка», «Село солнышко».
4. Ознакомление учащегося с музыкальными жанрами: марш, танец, песня.
4.1. Раскрытие творческих способностей учащегося.
4.2. Здоровьесберегающие технологии на уроке: смена видов деятельности (движения и пластическое интонирование под музыку).
5. Подведение итогов урока.
Ученик входит в класс.
Учитель: Здравствуй, Кирилл.
Ученик: Здравствуйте, Светлана Геннадиевна
Учитель: Подходи поближе к нашему инструменту, будем с ним знакомиться. Его зовут фортепиано. А знаешь ли ты, что в его имени спрятано два слова — слово форте—что значит громко, и слово пиано — что значит тихо. А теперь давай подойдем поближе к фортепиано и внимательно рассмотрим его.
Множество звуков таится в удивительном инструменте фортепиано и «оживает» при опускании пальца на клавишу; сколько клавиш, столько разных голосов, из которых можно сложить любую мелодию. Чтобы клавиши стройно звучали, сначала нужно подружиться с ними, запомнить их голоса и имена. Вправо эти голоса звучат всё тоньше, выше, а влево — все ниже и ниже.( Преподаватель показывает как звучат эти голоса).
А как ты думаешь, голоса каких зверей и птиц (по высоте их звучания) будут соответствовать звукам звучащим в верхнем регистре?
Ученик: птички, мышки, мотыльки, бабочки (выбирает одну из названных игрушек и сажает на клавиатуру в верхнем регистре).
Учитель : А кто из зверей может жить в нижнем регистре? А в среднем?
Ученик: В нижнем регистре могут жить медведи, волки, в среднем—зайки, лисички( выбирает игрушки и рассаживает их по клавиатуре ).
Учитель: Белые клавиши имеют всего семь имен: до, ре, ми, фа, соль, ля, си—на каждой восьмой белой клавише они снова повторяются. ( Преподаватель играет с учеником несколько раз гамму домажор в разных регистрах вверх и вниз называя клавиши ). А теперь попробуй отгадать загадки. Я буду тебе говорить слова, в которых спрятаны названия нот, а ты их будешь отгадывать.
ДО М, ПО МИ ДО Р, МИ Р, ЛИ СИ ЦА, АЛ ФА ВИТ, СТ РЕ КОЗА, БЕ РЕ Г, ЛЯ ГУШКА, ФА СОЛЬ , СИ РОП, ЧЕ РЕ ПАХА, ЗЕМ ЛЯ НИКА.
А теперь ты придумай слова, а я попробую найти спрятанную нотку.
Клавиши отличаются друг от друга расположением и цветом: между белыми есть еще и черные, которые чередуются— две-три, снова две-три и т.д.
(преподаватель предлагает ученику поискать на инструменте две и три черные клавиши, сначала глядя на клавиатуру, затем с закрытыми глазами ).
Ты уже, наверное, заметил, что слева от двух черных клавиш находится нота до, а справа нота ми. Слева от трех черных клавиш находится нота фа, а справа нота си, и так по всей клавиатуре.
Поем и играем попевку « Ку-ку» по всей клавиатуре.
Учитель: А теперь давай прохлопаем со словами детские песенки: « Огород», «Жук», «Егорка», «Село солнышко давно».
В огороде лук растет.
2.Жук, жук где твой дом?
Мой дом под кустом.
3.На полянке у пригорка,
Собирал грибы Егорка.
4.Село солнышко давно,
На дворе темным-темно.
(затем играем их вместе с преподавателем).
Учитель: Всё музыкальное искусство строится на трёх основных музыкальных жанрах: марш, танец, песня.А теперь давай подойдем к ноутбуку, шагнем в картинку и постараемся ощутить себя среди детей, изображённых на ней, определить какая по характеру музыка будет созвучна с данной картинкой. Что изображено на картинке?
Ученик: На картинке дети идут на парад. У них в руках флажки, воздушные шарики, у мальчика — барабан.
Учитель: Как ты думаешь, какая должна звучать музыка?
Ученик: Громкая, энергичная, торжественная. Это марш.
Учитель: Молодец! Послушай, как об этом говорится в стихотворении:
Мимо зданий и оград,
Мы шагаем на парад
Трубы празднично трубят,
Мы шагаем на парад .
Я сыграю тебе марш, а ты маршируй вместе с героями. ( Звучит «Марш», ученик марширует).
Давай рассмотрим следующую картинку. Что изображено на ней?
Ученик: Здесь танцуют девочки, а на этой картинке танцуют мальчики.
Учитель: Как ты думаешь, под какую музыку танцуют девочки?
Ученик: Мне кажется музыка должна быть нежная, плавная.
Учитель: Покажи рукой плавность этой мелодии. ( Звучит «Вальс», ученик выполняет плавные, дугообразные движения рукой – пластическое интонирование).
А под какую музыку танцуют мальчики?
Ученик: В их танце музыка веселая, быстрая, громкая.
Учитель: Потанцуй, а я сыграю веселую музыку. ( Ученик танцует) .
А теперь давай рассмотрим последнюю картинку. Что происходит здесь?
Ученик: Здесь мама укачивает своего сыночка спать и напевает ему песню. А здесь девочка укачивает свою любимую игрушку, медвежонка, спать и поет песню.
Учитель: Совершенно верно. Какая по характеру музыка должна звучать в этой картинке?
Ученик: Музыка должна звучать тихая, напевная, спокойная.
Учитель: Вот такая? (Звучит колыбельная.Учитель предлагает ученику выбрать понравившуюся игрушку и покачать ее). А какие слова могут быть в этой песне?
Молодец, ведь это колыбельная песня. Давай придумаем слова к ней и споем ее.
Баю-баю заиньку качаю,
Баю-баю глазки закрывай.
А теперь давай закрепим те музыкальные жанры, с которыми сегодня познакомились.
Ученик: Это марш, танец и песня.
Проводится игра «Отгадай музыкальный жанр».
Учитель: Молодец, ты правильно определил все жанры. Ну, а теперь давай еще раз вспомним все, о чем мы говорили и что узнали нового сегодня на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обращение педагога к интернет – ресурсам помогает ему пополнить и расширить рамки фортепианного репертуара для учащихся младших и средних классов отделения общего фортепиано в детской музыкальной школ.
Поиск новых интонационных красок в работе над музыкальным произведением.
Данная статья является отражением наблюдений, сделанных педагогом дополнительного образования Смельско Л.Р. в течение её тридцатилетней работы в должности преподавателя фортепиано.
В предлагаемом докладе рассказывается о психологии общения,затрагиваются возрастные тенденции и потребности. Понятие «ансамбль»,история развития,формирование и специфика ансамбля. Его влияние и возмож.
Крнспект урока разработан для малокомплектной школы. Технология урока: информационная.
Конспект урока по русскому языку в 6 классе коррекционной школы по учеьнику Т.Г. Рамзаевой «Русский язык» для 4 кл. Тема урока: .
Конспект урока музыки «Рассказывает фортепиано» 2 класс.
Источник
План-конспект занятия по фортепиано
Разделы: Музыка
Название объединения: фортепиано
Количество детей: 1 (учащаяся 1 класса Зимина Екатерина)
Возраст детей: 7 лет
Продолжительность занятия: 45 минут
Раздел программы, к которому относится занятие: Развитие музыкальной грамотности.
Тема занятия: Донотное обучение, организация игровых движений.
Цель занятия: Развитие музыкальных способностей, постановка аппарата с помощью использования игровых технологий.
Задачи занятия:
Обучающие: научить ребенка говорить музыкальным языком, не зная нот, «окунуть» в мир музыки посредством разучивания упражнений и простейших песенок-попевок, выработка практических навыков игры non legato.
Воспитательные: воспитывать самостоятельность в работе и творческую инициативу.
Развивающие: развивать музыкальный слух, ритм, память, музыкальное мышление, развивать двигательно-игровые навыки ученика.
Материальное оснащение занятия: Фортепиано; учебный кабинет.
Тип занятия: комбинированный.
Форма занятия: индивидуальный урок
Методические приёмы: Объяснение педагога, показ – «вторжение» в движение рук учащегося.
Дидактический материал: Иллюстрации к разучиваемым песенкам, фигуры матрешек, музыкальная лесенка.
Структура занятия:
Организационный момент – 2 минуты
Вводная часть – 3 минуты
Основная часть – 17 минут
Физминутка – 1 минута
Основная часть – 17 минут
Заключительная часть – 3 минуты
Подведение итогов занятия – 2 минуты
План урока
- Гимнастика.
- Ритмические упражнения.
- Повторение строения клавиатуры.
- Игра песенок-попевок на инструменте.
- Домашнее задание.
Ход урока:
1.Гимнастика стоя, освобождаем тело и руки
Попробуем подготовить твои руки, чтобы ты научилась играть сочным, красивым звуком.
«Шалтай-болтай» – руки сначала свободно свисают, затем начинают ходить навстречу друг другу.
«Мельница» – упражнение делаем сначала одной, затем другой рукой. Постепенно раскачиваем руку взад-вперед, пока она не начинает крутиться вокруг плеча, как ветряная мельница.
Упражнения за инструментом, крышка инструмента закрыта
«Лифты» – поочередно поднимаем и опускаем то одну, то вторую руку. Ученику я говорю, что руки словно лифты в доме – то поднимаются, то опускаются.
«Новая и сломанная кукла» – сначала прошу показать новую куклу – спина прямая, осанка подтянута, затем сломанную – спина «горбатая», осанка падает, это упражнение повторяется несколько – 4,5 раз. В дальнейшем, когда ученик забывает про осанку, я говорю – «Новая кукла!»
Работа с руками, «лепка» рук
«Колобок» – беру руку ребенка за запястье и начинаю раскручивать как «колобок из теста», необходимо, чтобы рука ребенка в это время была свободной. Если добиться свободы не получается, я не акцентирую на этом внимание: «Освободи руку», как правило это дает обратный эффект, а, наоборот, задаю отвлеченные вопросы: «Сколько было уроков в школе?», «Что ты ела на завтрак?», «С кем ты пришла?» и т.д., отвлекая ребенка, получается добиться естественного свободного состояния руки.
Повторяем номера пальцев: я беру каждый палец и начинаю давать ему характеристику:
Большой палец – 1-ый палец – «самый-самый»: самый большой, самый длинный, самый сильный.
Указательный – 2-ой палец – сильный, самостоятельный.
Средний – 3-ий палец – располагается в серединке, именно он начинает наши упражнения и песенки.
Безымянный – 4-ый палец – слабый, зависит от третьего пальца.
Мизинец – 5-ый палец – самый маленький, с ним мы познакомимся позже всего.
2. Ритмические упражнения
Ребенок сидит за инструментом, ладошки стучат по закрытой крышке фортепиано.
Прохлопать имена, например: ле-на, ле-ноч-ка; и-ра, и-роч-ка; све-та, све-точ-ка – чередование длинных и более коротких слогов.
Прошу прохлопать ритм изучаемых песенок-попевок, текст при этом можно пропевать, а можно просто проговаривать.
3. Повторение строения клавиатуры
Белые клавиши – это многоквартирный дом, а черные клавиши – «балкончики», причем «балкончики» чередуются то по три клавиши, то по две. В фортепиано «живут» «толстые» и «тонкие» звуки. Для наглядного представления строения клавиатуры, я беру фигуры матрешек и на каждую октаву выставляю по фигуре – в нижнем регистре самая большая фигура, с каждой октавой фигура меньше, а в самой высокой октаве – самая маленькая матрешка.
4. Игра упражнений и песенок-попевок на инструменте (задействованы поочередно две руки)
«Радуга-дуга – 3-им пальцем на клавише gis во всех октавах, при этом движение руки повторяет рисунок радуги.
«Кукушка» – задействованы 2-ой и 4-ый пальцы, клавиши fis и ais, при этом правая рука начинает играть в среднем регистре и направляется вверх, а левая – в среднем регистре и направляется вниз. Каждое упражнение я сопровождаю пояснением: кукушка перелетает с ветки на ветку, а твоя рука с одной октавы на другую.
Физминутка
«Дудочка» – использован 3-ий палец, игра на любой черной клавише. Подтекстовка следующая: «Ду-ду-ду, дудочка, ты играй, дудочка!»
Характер песни – плавный, тягучий, неторопливый.
«Андрей-воробей» – 3-ий палец на любой черной клавише, характер шутливый, задорный.
«Та-та, два кота» – игра одновременно двумя руками:
задействованы всего две клавиши, одну клавишу играет правая рука, другую – левая.
Шутливое содержание песенки заставляет улыбнуться, настраивает на позитивный лад.
Колыбельная «Кот Воркот» – задействованы 2-ой, 3-ий, 4-ый пальцы, клавиши для правой руки fis- gis -ais и, соответственно, для левой руки ais-gis-fis.
Использованный принцип зеркальности облегчает на данном этапе задачу игры двумя руками вместе.
Объяснение домашнего задания в присутствии родителей, чтобы была грамотно организована домашняя работа.
Подведение итогов занятия:
Занятие прошло ярко и эмоционально. Применение игровой технологии способствовало быстрому и эффективному освоению необходимого объема знаний. Дидактический материал помог сделать урок более разнообразным, насыщенным и интересным. Предшествующие собственно игре на инструменте гимнастика, «лепка рук», способствовали ощущению свободы, расслабленности. Игра на черных клавишах в донотном периоде помогла более комфортной организации руки начинающего пианиста. Черные клавиши выделяются цветом и упорядоченным расположением, что облегчает ориентацию на клавиатуре, черная клавиша сравнительно узкая, а это заставляет «нацелиться» и почти исключает игру прямыми пальцами. Благодаря симметричному расположению черных клавиш легко запоминается и построенное на них двухголосие. На занятии учащаяся была активна и внимательна. Цель и задачи выполнены.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Цетлин Е. К вопросу об организации руки начинающего пианиста в «донотном» периоде обучения – Композитор, 2012.
2. Гольденвейзер А. Из бесед о музыкальном воспитании и обучении детей – Классика – XXI, 2005.
3. Смирнова Т. Фортепиано. Интенсивный курс. Пособие для преподавателей, детей и родителей. Методические рекомендации. – М.:ЦСДК, 1994.
4. Яновская А. Ребенок и музыка. – Израиль, 2003.
5. Артоболевская А. Хрестоматия маленького пианиста. – М.: Советский композитор, 1991.
Источник