План урока по специальности фортепиано

Открытый урок по предмету «специальность» класс фортепиано
план-конспект урока по музыке (5 класс)

Цель урока: научить ученика грамотной работе с текстом произведения крупной формы. Объяснить понятие «сонатная форма»

Развивать и совершенствовать навыки работы над пьесой малой формы.

Скачать:

Вложение Размер
otkrytyy_urok_d_nazarov_apr15.docx 25.28 КБ

Предварительный просмотр:

по предмету «специальность»

Преподаватель Прохоренко Е.Г. Ученик первого класса Назаров Дмитрий 8 лет

Тема урока : работа над музыкальными образами в классе фортепиано.

Цель урока: научить ученика грамотной работе с текстом произведения

крупной формы. Объяснить понятие «сонатная форма»

Развивать и совершенствовать навыки работы над пьесой

Тип урока: урок формирования умений и навыков.

Форма урока: урок с элементами исследования.

  • Образовательные :
  • учить ученика следить за работой пальцев, за движением кисти, за качеством звукоизвлечения при игре гаммы, аккордов, арпеджио.
  • развивать навыки слухового контроля;
  • дать основные сведения об основных задачах, связанных с разучиванием учащимся произведения крупной формы;
  • формировать умение выполнять анализ музыкального произведения;
  • учить формировать представление о музыкальном образе, языке музыки,

средствах музыкальной выразительности для дальнейшего развития творческой самостоятельности;

  • формировать пианистические умения и навыки с помощью образных впечатлений;
  • продолжать обучение выразительному исполнению; повторение ранее изученного материала.
  • Развивающие:
  • развивать познавательный интерес к изучению классической музыки;
  • формировать и развивать исполнительские навыки игры произведений со сложной структурой, понимать исполнительские задач и способы их решения;
  • развивать образное музыкальное мышление, художественное воображение, речь;
  • развивать и совершенствовать навыки работы над пьесой малой формы.
  • Воспитательные :
  • воспитывать эстетический вкус на лучших образцах классической музыки;
  • формировать интерес к данному виду работы, умение слушать и контролировать себя во время занятий;
  • воспитывать прилежание в освоении исполнительских приёмов, воспитывать терпение и настойчивость для преодоления трудностей

Методы урока: словесный (объяснение, беседа, рассказ);

наглядно – слуховой (показ с демонстрацией фортепианных

приёмов, использование литературного и художественных

эмоциональный (использование образных сравнений );

практический (работа на инструменте).

Оборудование к уроку: фортепиано, ноты, портреты композиторов, ноутбук, кувшин, стихотворный текст.

Предполагаемый результат: овладение навыками в работе над произведением крупной формы; развитие познавательного интереса учащегося; повышение качества знаний; ученик умеет анализировать музыкальное произведение; у него сформирован музыкальный образ; ученик свободно и правильно владеет штрихами и динамическими оттенками.

Введение. Начальные годы обучения в детской музыкальной школе

оказывают глубокое воздействие на ученика и считаются

самым решающим и ответственным этапом в формировании

будущего пианиста. Именно здесь воспитывается интерес и любовь к музыке. Музыка – частица нашей души. Трудно представить себе жизнь без музыки. Музыка выражает то, чем живут люди. Это – часть самой жизни. Печаль и радость, веселье и мечтательность, грусть и тревогу, гнев и счастье – всё это выражают звуки музыки. жизнь рождает музыку, музыка воздействует на жизнь. Мы узнаем сегодня, что есть музыка, которая будто говорит нам: Жизнь-это столкновение, это борьба. Узнаем правила этой борьбы. Мы поговорим о том, как композитор Р.Шуман пытается передать чувство человека.

Гамма Ми-минор ( в этой тональности написана пьеса Роберта Шумана).

Для начала сыграем эту гамму в две октавы со счётом на четыре.

Проследи за работой пальцев, чтобы звук не был поверхностным, нечётким.

Ученик играет натуральный вид минора в прямом движении .

Для выработки беглости пальцев играем гармоническую гамму приёмом

«стаккато». Этот приём обостряет ощущение кончиков пальцев, приучает слух к отчётливому исполнению каждого звука.

Мелодический вид минора играем в противоположном движении.

При игре аккордов слежу за тем, чтобы локти не висели и после каждого

аккорда освобождались. Обращаю внимание на работу пятых пальцев,

так как они часто «недобирают» звук.

Играем со счётом на четыре. Работаем над гибкостью кисти.

В коротких арпеджио требуется движение от 1-го звука снизу вверх

и опора на «раз». Для этого надо сделать замах первым пальцем, тогда

«раз» прозвучит ярче.

Играем отдельно каждой рукой и контролируем движение кисти.

Хроматическую гамму играем по 6 звуков

Задание на дом: Гамма ре-минор.

А.Гедике. Сонатина До-мажор. (слушаем в исполнении педагога).

Есть музыка, которая будто говорит нам: жизнь-это столкновение, это борьба. Музыкальная борьба, какой бы жаркой она ни была, протекает по правилам. Правила эти зовутся у музыкантов, выражаясь немножко по-старомодному, СОНАТНОЕ АЛЛЕГРО, а если совсем как полагается, — СОНАТНАЯ ФОРМА.

Первый этап борьбы называется ЭКСПОЗИЦИЯ, что нужно понимать

так: здесь демонстрируют себя музыкальные силы, участвующие в борьбе,

здесь каждая музыкальная тема показывает своё «лицо», свой характер.

Мы сразу замечаем, чем эти «лица» не похожи, чем эти характеры не сходятся.

Первая тема (записана на первой строчке) – решительная, приказывающая –

(это может быть тема мальчика – драчуна и забияки).

Вторая тема (вторая строчка)—ласковая, нежная (легко представить, что она

принадлежит девочке). между враждующими сторонами.

Вторая тема (побочная) проводится в той же тональности, что и Г.П.

(А в экспозиции она была в тональности доминанты). Общая тональность

Объединяет их, «мирит». В главной и ещё заметим, какая из тем первой, главной выступает (музыканты так её и называют: Г.П., а какая второй (музыканты называют её П.П.).

Следующий этап принято называть РАЗРАБОТКОЙ. Здесь действительно идёт «работа». Уже знакомые нам темы «спорят», «пререкаются», ломают и даже крушат друг друга. Добро борется со злом.

Третий этап борьбы называется РЕПРИЗА. Слово это означает

Восстановление, возобновление, повтор. Здесь вновь повторяются обе темы,

Будто бы повторяется весь первый этап – экспозиция. Но лишь «будто бы».

Чуткое ухо уловит нотки примирения тональности – последняя строчка –

(заключение – кода): наступил мир и согласие ( «Давайте дружно жить,

Будем в играх все друзья!»).

Осталось сказать, как понимать мудрёные выражения СОНАТНОЕ

АЛЛЕГРО, СОНАТНАЯ ФОРМА.

Allegro – с итальянского быстро. Всё то, о чём шла речь, протекает в быстром темпе.

Почему ФОРМА ? Представь какой-то сосуд, к примеру кувшин. Что бы в него ни налить, ни насыпать – молоко ли, крупу ли – всё получит форму

кувшина. Верно ведь? Так вот, музыкальные правила, о которых я говорила,

Что-то вроде сосуда очень сложного вида. Какой бы музыкой его ни наполнить, ФОРМА будет одна и та же.

И последнее. СОНАТА (маленькая СОНАТИНА). В переводе с итальянского

Звучание. Сонатами стали называть большие, в несколько частей,

Педагог: -Теперь предлагаю тебе сыграть сонатину и рассказать как ты понимаешь где начинается и заканчивается экспозиция, разработка, реприза. Попробуй передать характер через штрихи и динамику.

Ученик исполняет произведение, отвечает на заданные вопросы.

Задание на дом: продолжи работу над услышанным сегодня и приготовься к новым задачам, задачам темпа и метроритма, то есть умения сыграть в нужном темпе, чувствовать пульсацию произведения.

Роберт Шуман. Первая утрата.

Немецкий композитор –Р.Шуман. «Детский альбом» и пьеса с грустным названием «Первая утрата».

Вопрос:- Какой синоним можно подобрать к слову «утрата»? (потеря)

Вопрос: — Какой смысл имеет слово «утрата», «первая утрата»?

Ученик : –Послушайте, пожалуйста, стихотворение Елены Ранневой:

У меня была машинка на брелочке у ключа,

Я любил машинку очень, больше лего и мяча.

На уроках для машинки я читал и рисовал,

Я машинке все секреты и все тайны доверял.

А на музыке сегодня спеть хотел я для машинки.

Но не выдержала рядом Николаева Маринка:

— Мне Егоров этот вечно слушать музыку мешает,

На уроках бесконечно он с машинкою играет.

И учительница наша, та, что Моцарта играла,

Забрала мою машинку и при всех её сломала.

Я не плакал, я крепился, я не мог казаться трусом,

А Светлана Николавна, как всегда, поправив бусы,

Возмутилась: — В классе шумно, сядьте прямо, все ребята,

Прозвучит сегодня Шуман, пьеса «Первая утрата».

Педагог: — Очень страшный случай. Таких учителей, Димочка, больше нет .

Вопрос: — Может ли музыка нам рассказать, что именно утрачено?

Предполагаемый ответ: — Нет.

Педагог: — Действительно, музыка не может сказать, о чём человек переживает, она может передать только само чувство утраты и предположить, какова глубина переживания этой утраты.

Мы можем только почувствовать силу этих переживаний, и каждый из нас вспомнит что-нибудь грустное из своей жизни, и у каждого возникнет своя история.

Мелодия начинается с самого высокого, кульминационного звука с необычным динамическим обозначением fp. Это означает, что самый первый звук нужно подчеркнуть – и сразу уйти на piano. Вся сила переживания сосредоточена в этом первом возгласе. Мелодия никнет, спускается всё ниже и ниже. А во втором предложении – снова горестный вскрик.

Вопрос: В какой форме написана пьеса?

Педагог: да, эта пьеса написана в простой двухчастной форме с включением, но материал здесь развивается и варьируется до самого конца, музыка всё глубже проникает в переживания маленького лирического героя.

В середине появляется щемящая полифоническая имитация первой фразы.

Попробуй объяснить, почему в середине пьесы вдруг появился мажор (светлая музыка), а потом интонация разрешается в миноре (тёмная музыка).

А почему в конце включения вместо последней фразы звучит новая очень выразительная музыка – гармонически острые жалобные аккорды, прерывающиеся горестной паузой?

Это загадка в пьесе!

Это не что иное, как досада на себя, возможно и раздражение, но в любом случае – это яркий всплеск эмоций.

Сыграй, пожалуйста, как ты чувствуешь это произведение.

Игра учеником пьесы.

Мы определили с тобой, что музыка способна передать всю динамику чувств утраты.

В заключение урока прозвучит выученное тобой раньше произведение –

С.Майкапар. Маленький командир.

Итоги урока. Средства музыкальной выразительности самым непосредственным образом влияют на характер музыкального произведения, его образ. Думаю, что результатом урока является прочное усвоение знаний.

Урок носит творческий характер.Эффективность урока достигнута за счёт высокой заинтересованности и активной деятельности учащегося, благоприятной психологической атмосферы и создания ситуации успеха.

Активность ученика можно оценить как высокую.

Считаю, что мне удалось организовать активную работу учащегося на уроке.

Урок цели достиг.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тип урока: урок закрепления понятий и умений.Цель: Закрепление навыков технической работы над музыкальной артикуляцией с применением игровых технологий.Задачи:Образовательные:- закрепить п.

Формирование осознанного отношения к работе во время занятий в классе фортепиано.Осуществление более глубокого усвоения и систематизации знаний, умений и навыков с привлечением различных форм и методо.

Формирование осознанного отношения к работе во время занятий в классе фортепиано.Осуществление более глубокого усвоения и систематизации знаний, умений и навыков.

Тема: «Развитие простейших технических навыков в начальный период обучения в классе фортепиано»Цель: Развитие технических навыков через художественный образ.Форма проведения: индивид.

Тема: «Развитие простейших технических навыков в начальный период обучения в классе фортепиано»Цель: Развитие технических навыков через художественный образ.Форма проведения: индивид.

Планируемые результаты:1. Предметные: Учащаяся должна знать приемы помогающие преодолеть трудности в техническом исполнении, уметь применять их в самостоятельной работе, слушать себя и оце.

план открытого урока. ход урока. характеристика учащейся.

Источник

План-конспект урока по предмету «Специальность» (фортепиано) для учащихся 1-го класса

Разделы: Музыка

Тема: Закрепление понятия “средства музыкальной выразительности” на начальном этапе обучения игре на фортепиано.

Тип урока: комбинированный (закрепление знаний, комплексное применение знаний).

Вид урока: традиционный.

Цель урока: закрепление понятия “средства музыкальной выразительности” на материале изучаемых произведений.

– закрепить изученные теоретические знания (средства музыкальной выразительности: лад, штрихи, динамика, темп, ритм, тембр, мелодия);
– продолжить формирование практических навыков (игра штрихами non legato, legato, staccato; работа с динамическими оттенками, тембрами, исполнение произведений в различных темпах).

– развивать образное музыкальное мышление, художественное воображение;
– развивать творческую активность учащегося через различные виды деятельности (варьирование средств музыкальной выразительности в изучаемых произведениях, игра в “Звуковое лото”, сочинение пьес на заданный сюжет).

– воспитывать эстетический вкус;
– воспитывать любовь к музыке;
– воспитывать усидчивость и трудолюбие.

Средства обучения: фортепиано, стул, стол, подставка для ног, “Звуковое” лото, схема “Средства музыкальной выразительности”.

План урока:

Этап урока

Приемы и методы

Время (мин.) 1. Орг. момент Словестный

2 2. Повторение пройденного материала Словестный, наглядный

5 3. Работа над музыкальным материалом Словестный, наглядный, показа, “направляющий указаний”, “попутных поправок”

20 4. Игровой момент Игровой, словестный, наглядный, показа

8 5. Итог урока Словестный, наглядный

2 6. Домашнее задание Словестный

Ход урока:

I. Орг. момент – приветствие, посадка за инструмент.

II. Повторение пройденного материала.

Опираясь на схему №1, повторить с учащимся изученные ранее средства музыкальной выразительности.

III. Работа над музыкальным материалом.

Ученик исполняет выученные ранее пьесы [1]:

  • Е. Гнесина “Осенняя песенка”;
  • Ф. Лещинская “Веселый маляр”;
  • О. Сотникова “Пауки и мухи”.

Далее, учащийся исполняет эти пьесы, изменяя лад, темп, тембр, ритм, динамические оттенки, исполнительские штрихи.

После исполнения каждой пьесы преподаватель вместе с учащимся рассуждает над вопросами:

Что происходит с музыкой, если в ней изменить средства музыкальной выразительности (исполнительский штрих, лад, темп штрих, тембр, ритм, динамические оттенки)? Как меняется ее характер?

IV. Игровой момент. Игра “Звуковое лото” [2].

“Звуковое лото” (Приложение № 1) – карточки на которых схематично изображены средства музыкальной выразительности (динамические оттенки, лады, штрихи и т.д.).

Порядок игровых действий:

  1. Педагог исполняет несколько контрастных произведений.

Например:

  • П. Чайковский “Старинная французская песенка”
  • Ю. Виноградов “Танец медвежат”
  1. Во время звучания произведений учащийся выкладывает на стол карточки “Звукового лото”, которые, по его мнению, соответствуют данному музыкальному произведению.
  2. Далее происходит проверка и обсуждение итогов игры.

V. Итог урока.

Средства музыкальной выразительности самым непосредственным образом влияют на характер музыкального произведения, его образ.

VI. Домашнее задание.

Сочинить пьесу, используя следующие средства музыкальной выразительности: мажорный лад, умеренный темп, штрих staccato.

  1. Сотникова, О. учебное пособие для начинающих пианистов “Я учусь играть”
  2. Шаймухаметова, Л. Н. Учимся по “Букварю” [Текст] : метод. Рекомендации. –Уфа. : Лаборатория музыкальной семантики УГАИ – РИЦ Уфимской гос. акдемии искусств им. Загира Исмагилова, 2005. – 64 с.

Источник

Читайте также:  Рулонная клавиатура для пианино
Оцените статью