Планы открытых уроков по фортепиано техника

Открытый урок по фортепиано 2011 г.
план-конспект урока по теме

Урок с обучающейся 1-го класса по теме «Комплексный подход к музыкальному воспитанию ученика-пианиста».

Скачать:

Вложение Размер
plan_otkrytogo_uroka_may_2011.doc 46 КБ
samoanaliz_uroka_kirilenko_may_2011doc.doc 57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Нижнеодесская детская школа искусств 25.05.2011

Открытый урок по фортепиано преподавателя

Кириленко Г.В. с учащейся 2 класса Скоровой Евгенией.

Комплексный подход к музыкальному воспитанию ученика-пианиста.

Обобщение и закрепление знаний, умений и навыков. Применение знаний на практике

Воспитание художественно-исполнительской инициативы и закрепление пианистических приемов.

  • Расширить багаж музыкальных впечатлений учащейся
  • Продолжить знакомство с музыкой норвежского композитора Эдварда Грига
  • Познакомить с содержанием симфонической сюиты Э.Грига «Пер Гюнт»
  • Продолжить работу над рациональными приемам игры на фортепиано
  • Научить грамотно читать нотный текст
  • Продолжить работу над подбором по слуху мелодий с сопровождением
  • Развитие музыкально-образного мышления, расширение музыкального кругозора
  • Развитие двигательно-игровых навыков
  • Развитие навыка игры по нотам
  • Развитие мелодического, гармонического, звуковысотного слуха
  • Развитие чувства ритма
  • Развитие навыка подбора по слуху и транспонирования
  • Воспитание интереса и любви к предмету и инструменту
  • Воспитание чувства любви и уважения к классической музыке
  • Воспитание чувства ответственности за результаты своей работы
  • Воспитание навыков самоконтроля
  • Воспитание культуры поведения за инструментом

1. Организационный этап . 1 мин

  • Приветствие. Название темы урока. Вступительное слово педагога с обоснованием выбранной темы.

2 Основной этап.

  • Игра упражнений . 2 мин

— позиционные упражнения на мелкую технику

— гаммообразные упражнения на мелкую технику

— упражнения на крупную технику

  • Работа над этюдами. Преодоление пианистических неудобств: 10 мин

— Ф.Лекуппе Этюд соч.17№ 6

— К.Черни(ред.Гермера) Этюд № 28 1 тетр.

— К.Черни(ред.Гермера) Этюд № 29 1 тетр.

— К.Черни (ред.Гермера) Этюд № 5 2 тетр

  • Чтение с листа в ансамбле с преподавателем. Краткий анализ нотного текста
  • Физкульт.минутка. Игровая разминка с мячом. Применение знаний из области музыкальной терминологии, повторение интервалов 2 мин
  • Подбор по слуху мелодии с гармоническим сопровождением (T – D – T – S – T) песни М.Хилла «С днем рождения» и транспонирование ее в тональности первой степени родства. 3 мин
  • Беседа о творчестве Э.Грига. Краткое содержание симфонической сюиты «Пер Гюнт». 4 мин
  • Слушание музыкальных фрагментов из симф.сюиты «Пер Гюнт»: 4 мин

— «В пещере горного короля»

Анализ средств выразительности, характеристика образов, отраженных в этих

  • Просмотр детских рисунков и художественных репродукций, иллюстрирующих музыкальные фрагменты 1 мин
  • Игра на фортепиано учащейся муз. фрагментов «Утро», «В пещере горного короля» в обр. С.Баландина 5 мин
  • Слуховая разминка. Игра «Угадайка». 2 мин
  • Игра на фортепиано любимого произведения: Г.Уоррен «Поезд на Чуттанагу»
  • Прослушивание песни «Поезд на Чуттанагу» в звукозаписи. Анализ жанровой принадлежности, настроения произведения. 2 мин

3.Заключительный этап. 4 мин

  • Подведение итогов
  • Оценивание работы учащейся.
  • Домашнее задание

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Нижнеодесская детская школа искусств 25.05.2011

Самоанализ открытого урока по фортепиано преподавателя

Кириленко Г.В. с учащейся 2 класса Скоровой Евгенией.

Скорова Евгения — учащаяся 2-го класса фортепиано, 10 лет. Без музыкальной подготовки. Имеет отличные музыкальные данные: устойчивое, хорошо развитое чувство ритма, развитый внутренний музыкальный слух, достаточно обширный запас слуховых представлений, отличную музыкальную память. Эмоционально отзывчива на музыку, темпераментна. Увлекающаяся натура. Серьезна, самокритична. Несмотря на возраст, обладает внутренней культурой и интеллигентностью. Отлично учится по всем предметам в музыкальной школе, успевает на «хорошо» и «отлично» в общеобразовательной школе, посещает языковую школу «Лингва» и кружок эстрадных танцев. Очень доброжелательна и контактна. К занятиям музыкой относится серьезно, работает за инструментом увлеченно, с полной отдачей. Справляется с репертуаром повышенной сложности. Любит выступать на сцене, хорошо справляется с эстрадным волнением. Игровые приемы усвоены ею в полном объеме, руки свободны и хорошо организованы для игры на инструменте. Есть небольшое неудобство в постановке рук – низкая кисть, что обусловлено слабостью ладонных мышц. Женя многого уже добилась, чтобы исправить это неудобство, продолжает активно работать над постановкой рук. Очень ответственна и работоспособна, умеет ставить цели и добиваться их выполнения. Может продуктивно работать самостоятельно.

Тема: Комплексный подход к музыкальному воспитанию ученика-пианиста.

Тип урока: Обобщение и закрепление знаний, умений и навыков. Применение знаний на практике

Цель урока: Воспитание художественно-исполнительской инициативы и закрепление пианистических приемов.

  • Расширить багаж музыкальных впечатлений учащейся
  • Продолжить знакомство с музыкой норвежского композитора Эдварда Грига
  • Познакомить с содержанием симфонической сюиты Э.Грига «Пер Гюнт»
  • Продолжить работу над рациональными приемам игры на фортепиано
  • Научить грамотно читать нотный текст
  • Продолжить работу над подбором по слуху мелодий с сопровождением
  • Развитие музыкально-образного мышления, расширение музыкального кругозора
  • Развитие двигательно-игровых навыков
  • Развитие навыка игры по нотам
  • Развитие мелодического, гармонического, звуковысотного слуха
  • Развитие чувства ритма
  • Развитие навыка подбора по слуху и транспонирования
  • Воспитание интереса и любви к предмету и инструменту
  • Воспитание чувства любви и уважения к классической музыке
  • Воспитание чувства ответственности за результаты своей работы
  • Воспитание навыков самоконтроля
  • Воспитание культуры поведения за инструментом
  • принцип единства воспитания, обучения, развития.
  • принцип связи с жизнью.
  • принцип научности.
  • принцип увлеченности.
  • принцип активности, самостоятельности и сознательности.

1. Организационный этап . 1 мин

  • Приветствие. Название темы урока. Вступительное слово педагога с обоснованием выбранной темы.

Комплексное развитие ученика-пианиста включает в себя следующие элементы:

-воспитание двигательно-игровых навыков, работа над техникой и пластикой движений.

— развитие навыка игры по нотам

-развитие музыкально-образного мышления, расширение музыкального кругозора, накопление слуховых представлений.

— развитие всех компонентов музыкального слуха

— развитие чувства ритма

— развитие навыка подбора по слуху и транспонирования

Без хорошего развития все этих качеств не может состояться хороший музыкант-исполнитель.

2 Основной этап.

На этом этапе применялись различные методы:

— словесный (объяснение, беседа)

— наглядный (применение репродукций картин и детских рисунков, портреты композитора)

— практический (слушание музыки, игра на инструменте, решение пианистических и художественных задач.)

— творческий ( подбор по слуху, транспонирование, поиск средств выразительности для образного воспроизведения программных произведений)

— репродуктивный ( воспроизведение выученного текста)

— метод музыкального наблюдения

— метод эмоциональной драматургии

  • Игра упражнений . 2 мин

В начале урока целесообразно подготовить руки к игре на инструменте. Для этого играем несколько упражнений на различные виды техники: позиционные упражнения Ш.Ганона, гаммообразные упражнения, упражнения на крупную технику (октавы, аккорды).

  • Работа над этюдами. Преодоление пианистических неудобств: 10 мин

— Ф.Лекуппе Этюд соч.17№ 6

— К.Черни(ред.Гермера) Этюд № 28 1 тетр.

— К.Черни(ред.Гермера) Этюд № 29 1 тетр.

— К.Черни (ред.Гермера) Этюд № 5 2 тетр

При исполнении этюдов перед учащейся ставились различные практические задачи: качественно и быстро делать позиционные переносы рук, соблюдать хорошую координацию рук в разных регистрах (Ф.Лекуппе Этюд соч.17 № 6), показать хорошую пальцевую артикуляцию и беглость в гаммообразных пассажах, владение кистевыми движениями (К.Черни этюд № 29), следить за хорошим подкладыванием 1-го пальца и синхронностью звучания (К.Черни Этюд № 28), следить за своевременной сменой педали и ровностью звучания арпеджированных фигур, глубоким погружением левой руки при исполнении отдельных нот мелодии (Ф.Рыбицкий «Зефир»), качественно, ровно и верной аппликатурой исполнять в среднем темпе длинные гаммообразные пассажи, не прогибая запястье (К.Черни Этюд № 5).

Учащаяся успешно справилась со всеми задачами, работала вдумчиво, осознанно.

  • Чтение с листа в ансамбле с преподавателем. Краткий анализ нотного текста 3 мин

Прежде чем начинать играть по нотам, с учащейся были повторены ноты басового ключа, сделано несколько ритмических упражнений на воспроизведение ритмического рисунка по карточкам (отдельно каждой рукой и двумя руками вместе).

Перед игрой пьесы с листа был сделан краткий анализ нотного текста: музыкальный размер, тональность, ритмические и штриховые особенности. Затем в среднем темпе пьеса была исполнена. С заданием Женя справилась блестяще.

Игра в ансамбле при чтении с листа мобилизует все внимание учащегося, не дает расслабляться и останавливаться, звучание при этом более яркое и насыщенное, чем при сольном исполнении. Такая форма работы очень нравится ученикам и хорошо развивает навык игры по нотам. Со слабыми учениками можно исполнять не ансамблевые пьесы, а двуручные, играя при этом партию одной руки, а ученику поручить партию другой руки.

  • Игровая разминка с мячом. Применение знаний из области музыкальной терминологии, повторение интервалов 2 мин

Игра с мячом позволила учащейся расслабиться и переключить внимание.

  • Подбор по слуху мелодии с гармоническим сопровождением (T – D – T – S – T) песни М.Хилла «С днем рождения» и транспонирование ее в тональности первой степени родства. 3 мин
  • Беседа о творчестве Э.Грига. Краткое содержание симфонической сюиты «Пер Гюнт». 4 мин
  • Слушание музыкальных фрагментов из симф.сюиты «Пер Гюнт»:

— «Утро», — «В пещере горного короля» 4 мин

Анализ средств выразительности, характеристика образов, отраженных в этих произведениях.

  • Просмотр детских рисунков и художественных репродукций, иллюстрирующих музыкальные фрагменты 1 мин
  • Игра на фортепиано учащейся муз. фрагментов «Утро», «В пещере горного короля» в обр. С.Баландина 5 мин

Учащаяся постаралась передать художественные образы, воспринятые ею при прослушивании этих произведений в исполнении симфонического оркестра. Игра была эмоционально окрашена, убедительна, образна.

  • Слуховая разминка. Игра «Угадайка». 2 мин

Даны задания на нахождение по слуху отдельных нот, угадывание направления и характера движения мелодии, определение интервалов.

  • Игра на фортепиано любимого произведения: Г.Уоррен «Поезд на Чаттанугу» 2 мин
  • Прослушивание песни «Поезд на Чуттанагу» в звукозаписи. Анализ жанровой принадлежности, настроения произведения. 2 мин

3.Заключительный этап 4 мин

  • Подведение итогов
  • Оценивание работы учащейся.

Работа оценена положительно, ученица получила отличную оценку за урок.

  • Домашнее задание: продолжать работу над произведениями с учетом поставленных на уроке задач. Ознакомиться с «Песней Сольвейг» Э. Грига в фортепианном изложении. По желанию: нарисовать рисунок к понравившейся пьесе.

В процессе урока учащаяся была активна, внимательна, заинтересована. Практические задачи, поставленные преподавателем выполнялись творчески, осмысленно.

Цель урока: Воспитание художественно-исполнительской инициативы и закрепление пианистических приемов, считаю, достигнута.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по фортепиано с учеником 1-го года обучения .

В данном материале представлен план — конспект открытого урока по фортепиано. Подробно показаны форма и методы проведения урока с учащимся первого года обучения.

Урок для учащихся 1 класса фортепианного отделения.На сайте имеется презентация «Средства музыкальной выразительности».

Открытый урок с обучающейся 2-го класса по теме»Работа над репертуаром во II классе фортепиано».

Открытый урок по фортепиано с обучающейся 2-го класса по теме «Развивающие формы работы на уроках фортепиано».

В данном материале представлен план-конспект открытого урока по фортепиано с учеником пятого года обучения. В процессе занятия обучающийся совершенствует навыки работы над гаммами и упражнениями, помо.

Разработка открытого урока. Формирование представлений учащихся о различных видах штрихов и их значение в раскрытии художественного образа музыкального произведения.

Источник

Открытый урок на тему «Работа над фортепианной техникой в старших классах».

Работа над техникой – трудный раздел в воспитании музыканта. Чем богаче арсенал владения различными приемами игры на фортепиано, тем свободнее музыкант в выражении своих эмоций, звукообразного содержания произведения.

Целостное владение пианистическим аппаратом представляет собой сложный комплекс, находящийся в состоянии постоянных изменений. В зависимости от художественных задач в нем происходят беспрерывные модификации. Однако, базовые навыки присутствуют всегда в пианизме в виде типовых технических движений. Например, у истоков классической (пассажной) техники лежит навык пальцевой игры, а в основе владения кантиленой – навыки весовой игры, цепкость и чуткость пальцев, а также разнообразные движения запястья.

Скачать:

Вложение Размер
otk_urok_rabota_nad_tehnikoy_v_starsh_kl_fp.doc 52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление культуры администрации города Челябинска

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств №12»

Работа над фортепианной техникой в старших классах.

Составитель: Коновалова Е.В.

Преподаватель МБУДО «ДШИ № 12»

Челябинск 2017 год

Тема : Работа над фортепианной техникой в старших классах.

Цель: Показать на практике методы работы с учениками старших классов с различными видами техники – классической (пассажной) и романтической (подушечной) .

  • формирование исполнительских навыков игры на фортепиано,
  • свобода и удобство владения инструментом,
  • умение использовать различный арсенал приемов игры,
  • формирование слуховой базы.
  • развитие слуха,
  • развитие образного мышления, эмоциональной сферы личности,
  • создание мотивации к получению знаний.
  • воспитание трудолюбия, усидчивости, внимания,
  • формирование художественно-эстетического вкуса, творческой активности,
  • пробуждение любви и интереса к техническим произведениям и к гаммам и упражнениям в частности.

Вид урока: Урок обобщения и систематизации изученного.

  • словесные (беседа, инструктаж)
  • метод показа
  • тактильный метод.

II Начальная подготовка ученика к освоению типовых технических движений. Разогревание пианистического аппарата на гаммах и упражнениях Ш.Ганона.

III Работа над классическими музыкальными произведениями с ярко выраженными задачами. пассажной техники, в основе которой лежит навык пальцевой игры:

А. Лешгорн. Этюд соль мажор ор.63

Г. Гайдн. Соната ми минор

IV Работа над произведениями романтического склада, которые требуют подушечной «поющей» игры легато, где на первый план выходят движения кисти.

В. Клова. Прелюдия

А. Бабаджанян. Ноктюрн.

VI Список методической литературы.

Работа над техникой – трудный раздел в воспитании музыканта. Чем богаче арсенал владения различными приемами игры на фортепиано, тем свободнее музыкант в выражении своих эмоций, звукообразного содержания произведения.

Целостное владение пианистическим аппаратом представляет собой сложный комплекс, находящийся в состоянии постоянных изменений. В зависимости от художественных задач в нем происходят беспрерывные модификации. Однако, базовые навыки присутствуют всегда в пианизме в виде типовых технических движений. Например, у истоков классической (пассажной) техники лежит навык пальцевой игры, а в основе владения кантиленой – навыки весовой игры, цепкость и чуткость пальцев, а также разнообразные движения запястья.

Урок проводится с двумя ученицами класса Коноваловой Е.В. Валеевой Альмирой и Фатеевой Евангелиной — 7 класс. Обе девочки достаточно способны, музыкальны, технически подкованы. Валеева Альмира тяготеет больше к музыке классической, а Евангелине ближе романтическая музыка, кантилена.

II. Начальная подготовка ученика к освоению типовых технических движений. Разогревание пианистического аппарата на гаммах и упражнениях Ш.Ганона. ( Работа с Валеевой Альмирой)

На гаммах и других компонентах гаммового комплекса воспитывается техническое мастерство пианиста: беглость, а также ровность, четкость, артикуляционное и динамическое разнообразие звучания, т.е. все то, что составляет понятие техники в широком значении этого слова

а) игра гаммы с расходом

Сидеть низко, с опорой спины на спинку стула (цель — не опускается голова, не поднимаются плечи). Гамма играется с весом в бок, медленное погружение и быстрый подъем. Основное движение вниз.

Игра без всякого давления, для разработки связок, чувства самостоятельности каждого пальца. Пальцы «маршируют как солдаты». Максимальный и очень быстрый замах и погружение.

Играем с клавиши, активно убирая предыдущий палец. Выдергиваем максимально, как пружина.

б) игра гаммы в интервалы , с обязательным акцентом на 4-ю ноту;

гамма в терцию одной рукой, затем другой на легато (достигается растяжение связок, эластичность кисти);

в) короткие арпеджио – убирая пальцы, собираем руку, через низ к 5-му пальцу;

ломаные арпеджио – вращательные движения. «Перешагивая» переносим вес руки;

длинные арпеджио – обязательно на легато. 1-й палец подносится под ладонь заранее, чтобы не видны были подвороты.

д) аккорды – «богатырский прием». Кисть не погружается слишком низко, под ладошкой должен быть воздух.

Б. Упражнение Ш.Ганона на вращательное движение кисти, (альбертиевы басы).

III . Работа над классическими музыкальными произведениями с ярко выраженными задачами пассажной техники с Валеевой Альмирой.

Игра Этюда А. Лешгорна соль мажор ор.63 целиком, а затем вычленяя гаммообразные фрагменты и объединяя работу над ними с предыдущими приемами, которые отрабатывались на работе с гаммами. (показ педагогом приемов на подобного рода музыкальном материале – Этюде Крамера До мажор)

Исполнение Сонаты Г. Гайдна соль минор – упор на прием вращения кисти (подробно разбирался на упр. Ш. Ганона).

IV Работа над произведениями романтического склада с Фатеевой Евангелиной.

Как уже говорилось, в основе романтической техники лежит подушечная «поющая» игра легато. Здесь на первый план выходят движения кисти.

С Рахманинов. Этюд-картина

Чтобы удобно и пластично сыграть пассажи Прелюдии надо освоить основные круговые движения кисти на фрагментах произведения.

а) «кружение» на 1-м звуке, отрабатывая глубокий наклон, высокий подъем.

б) «кружение» на 2-х – 3-х звуках, где первый основной, именно на нем кисть идет вниз.

в) «кружение» на целых фигурах. Кисть двигается вниз и вверх, при этом звук одинаково насыщенный. Движение напоминает открывание или закрывание замка, ввинчивание или вывинчивание. Расслабленности, а еще хуже, расхлябанности, в руке не должно быть.

Это произведение показательно для нашей темы при рассматривании аккомпанемента 2-й кульминационной части. Здесь нужна техника плечевого пояса. В основу исполнения должна лечь дуговая игра, движения «вперед – назад» цельной рукой. Молниеносные боковые переносы руки на скачках (педагог показывает нужное движение на примере Элегии С. Рахманинова).

Позанимавшись над гаммами и упражнениями, пройдя произведения с различными техническими задачами, учащиеся освоили множество разнообразных пианистических приемов, которые подробно разбирались педагогом и объяснялись с точки зрения ощущений. Чтобы ученик хорошо усвоил прием, полезно несколько раз повторить его — сначала в виде упражнения, а затем закрепить его на произведениях. Работа над техникой должна вестись систематически, а не от случая к случаю. Это требует большого педагогического терпения и времени. Живой показ, часто на материале других произведений, подстегивает желание ученика освоить прием, развивает фантазию и поддерживает активный интерес к процессу.

VI. Список методической литературы:

1. Й. Гатт, “Техника фортепианной игры”,

2. И. Лещинская, В.Пороцкий “Малыш за роялем”, издательство “Москва” ,Советский композитор, 1992 г;

3. Л. Баренбойм, Н. Перунова “Путь к музыке”, издательство “Ленинград”, Советский композитор, 1989 г.,

4. И. Мухина, С.Яблокова “Шпаргалка к техническому зачету. Фортепиано”, издательство “Санкт-Петербург”,”Нота”, 2006 г.

5. Е.М.Тимакин «Воспитание пианиста»

6. А. Алексеев «Методика обучения игре на фортепиано»

7. Г.М. Цыпин «Обучение игре на фортепиано»

8. Г. Нейгауз «Об искусстве фортепианной игры»

Источник

Читайте также:  Таблица аккордов с обращениями
Оцените статью