План-конспект урока: «Формирование навыка чтения нот с листа на начальном этапе обучения»
план-конспект урока на тему
План-конспект урока «Фопрмирование навыка чтения нот с листа на начальном этапе обучения»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_fono_3.docx | 23.41 КБ |
Предварительный просмотр:
План — конспект урока
Формирование навыков разбора и чтения с листа на первоначальном этапе обучения игре на фортепиано.
Цель: развитие способности разбора и чтения с листа при игре на фортепиано у учащихся младшего возраста.
Воспитывающие: формирование устойчивого интереса к музицированию, заинтересованность в творческом процессе.
Образовательные: обучение различным приёмам формирования навыков чтения с листа: ориентация в структуре музыкального произведения, нахождение границ синтаксического членения, определение по графическому рисунку нотного текста элементов музыкальной речи. Развивающие: развитие мышления, внимания, быстроты реакции, развитие метро-ритма на основе ритмических упражнений, навык свободного ориентирования на клавиатуре, умение находить главное в нотном тексте, перейти от общего к частному и наоборот, умение видеть вперед нотный текст.
Методы и приёмы:
- словесный,
- наглядно-слуховой,
- практический
- игровые ситуации.
Участник: учащаяся 1 класса.
Учитель: Наш урок сегодня посвящен очень важному умению пианиста — чтению с листа незнакомого произведения. Есть два пути знакомства с неизвестной музыкой: разбор и чтение с листа. В чем же разница? Чем отличаются эти два вида исполнения?
Ученик: Разбор – это, когда можно останавливаться во время игры, сыграть несколько раз то, что не получается. А при чтении с листа этого делать нельзя.
Учитель: Да, ты совершенно точно подметила, что игра при чтении должна быть непрерывной, при такой игре можно пропустить второстепенные детали, но уловить главное, постараться исполнить выразительно и понятно с первого раза. Это не простая задача!
Если чтение с листа можно сравнить с поверхностным знакомством, то разбор – это уже глубокое изучение, исследование, требующее больше времени.
А теперь, подумай, какими умениями должен обладать музыкант, чтобы успешно прочитать пьесу с листа?
Ученик: Знать хорошо ноты! Стараться во время игры глядеть на ноты, а не на клавиши! Уметь выдержать длительности нот!
Учитель: Все правильно! А еще ты, наверно замечала за собой, когда читаешь книгу, стремишься предугадать, что же будет дальше? Так и музыкант должен владеть умением предугадать, хотя бы в общих чертах, ближайшие моменты музыкального текста. А такое предугадывание зависит от «начитанности» пианиста. Каждый музыкант должен иметь в своей «копилке» запас музыкальных формул, которые помогут ему при чтении новой пьесы.
Первый помощник наш в чтении с листа: «музыкальная формула». Их может встретиться множество в любом музыкальном произведении. Я хочу рассказать тебе о замечательном венгерском композиторе Ференце Листе, который блестяще играл на рояле и обладал феноменальной способностью читать ноты. Удивительным было то, что, прочитав страницу наполовину, он ее переворачивал, дочитывая уже не глядя в ноты. Давай попробуем раскрыть секрет этого феномена. Вот, посмотри, такие музыкальные формулы могут встретиться в любом музыкальном произведении. Показ карточки из «Этюда» до мажор Луи Келлера «На оживлённой улице» (гаммообразный пассаж в правой руке и аккорды в левой).
Как называется музыкальная формула в правой руке?
Ученик : Это гамма.
Учитель: Ты совершенно права. Сразу с первого взгляда ты узнала то упражнение, которое мы играем на каждом уроке. А теперь определи первый звук и куда движется гамма: вверх или вниз?
Ученик: Вверх! В правой руке от ноты «до» первой октавы, и ноты «до» первой октавы.
Учитель: Хорошо. А теперь сыграй! А что это за формула в левой руке? Ну, конечно же это трезвучие.
Молодец! Представь, как мучительно и долго было бы чтение этой длинной цепочки нот, если бы ты пыталась переводить каждую нотку за ноткой с текста на клавиатуру (тот же эффект, если в любом литературном тексте читать просто буквы).
Вот в этом и заключается секрет Ф. Листа, который говорил, что «приучив глаза и руку к всевозможным комбинациям, воспроизводишь их с легкостью и благодаря этому, можно быстро научиться читать с листа все, что угодно».
Второй помощник читать с листа: игра «вслепую». Поиграем с инструментом в «жмурки». Я тебе называю нотки, а ты их находишь пальчиками (ставим 3 палец на соль, находим ноты в пределах сексты).
Игра «Жмурки с фортепиано»
Третий наш помощник – глаза
Поиграем в фотографа. Смотри на нотки и фотографируй их глазами, теперь попробуй перенести фото на клавиатуру (задание, состоящее из 2тактов).
Исполняется РНП «На зелёном лугу»
Четвёртый помощник — Метр и ритм, без них мелодия просто распадётся. Послушай ритмическую загадку, тебе нужно отгадать, прозвучал «Марш» или «Вальс» (исполняются ритмический рисунок вальса и марша).
Все верно. А отличить марш от вальса тебе помог метр и ритм. В каждом из них на протяжении всего произведения повторяется определенная ритмическая формула. Метр и ритм, как и мелодия – главное в музыке. Очень важно при чтении с листа распознавать не только нотные, но и ритмические формулы. Почитаем ритмические формулы (карточки).
Пятый помощник – «умные пальчики». Успех чтения с листа еще зависит от умения мгновенно выбрать аппликатуру (порядок пальцев) наилучшую в данный момент. Этому учиться нам помогут тоже упражнения. Выполнить задание: сыграть по нотам на 3-5 ступенях, расположенных на соседних клавишах «вслепую», не глядя на клавиатуру, а только следя за последовательностью пальчиков в тексте.
Шестой помощник – мелодия. Еще один важный момент при чтении с листа – уметь распознать мелодию, она ведь может проходить не только в правой руке, но и в левой руке. Перейдём к твоему домашнему заданию. Тебе нужно было определить размер, мелодию, её движение, интервалы в правой руке. Давай посмотрим, как ты с этим справилась. Ученица анализирует пьесу: определяет тональность, размер, мелодию в левой руке, фразы, мотивчики, движение мелодии по формуле, интервалы, аппликатуру.
Ученица играет мелодию, затем мелодию играет педагог, ученица хлопает ритм аккомпанемента, затем играет его с педагогом. Соеденяем обеими руками одну строку польки.
Работа над пьесой «Маленькая полька» Д. Кабалевского
Учитель: А теперь попробуй сама прочти пьесу Л. Келлера «На оживлённой улице»» (2 строки).
Молодец! Отлично справилась и с этим заданием. А теперь, вспомним помощников, которые учил тебя читать с листа.
Ученица: «Фотографирование», «игра вслепую»», «музыкальная формула», «умные пальчики», «ритмические формулы», «мелодия».
Правильно! Наш урок окончен, записываем домашнее задание.
Дома тебе нужно соеденить 1 строку «Маленькой польки», 2-поиграть каждой рукой отдельно, обязательно при этом считай! Просчитай все паузы в правой руке.
Играть обеими руками 2 строки пьесы Л. Келлера «На оживлённой улице»».
Игра «вслепую» секунд от любых клавиш разными парами пальцев.
Повтори знакомые пьески.
На данном открытом уроке показаны методы, помогающие развивать навык чтения с листа. Урок содержит ряд упражнений и заданий, которые необязательно применять на одном уроке, наоборот, их лучше распределить на несколько уроков, занимая небольшое время на уроках специальности. Для более глубокого усвоения и закрепления одного из элементов фортепианной игры, можно изучить каждый элемент отдельно, подобрав различные примеры с учетом уровня развития ученика.
1.Ноты РНП «На зеленом лугу», РНП «На зелёном лугу» — для «фотографирования»
2. Карточка с фрагментом (гаммы) из «Этюда» Л. Келлера
3. Карточка с упражнениями «ритмические вагончики» из сборника И.Корольковой «Крохе-музыканту»
4. Карточка с упражнениями на аппликатуру.
Ф. Брянской «Музыкальная гимнастика» Р-н-Д 2010 год.
Источник
Чтение нот с листа в музыкальной школе
Чтение нот с листа – это важнейший навык, который ребёнок должен получить, обучаясь в музыкальной школе. В самом деле, разве бывает такое, чтобы человек окончил среднюю школу и при этом не умел бегло читать? Это само собой разумеется. Так же логично и после музыкальной школы уметь читать музыкальный текст.
К сожалению, на уроках специальности не всегда есть время поработать над развитием такого полезного умения. Но даже если работать над этим на каждом уроке, то это всего лишь 2 раза в неделю.
А для того, чтобы освоить чтение нот с листа, необходимо заниматься этим каждый день. Правда, много времени для этого не потребуется: хватит от 10 до 20 минут.
Проверьте: если не лениться и сделать чтение нот с листа ежедневной привычкой, то уже за один год можно достичь весьма неплохих результатов. Правда, этот процесс имеет некоторые особенности, о которых лучше знать заранее, чтобы освоение навыка шло быстрее.
1.При литературном чтении мы не читаем отдельными буквами, а охватываем зрением всё слово, а иногда и фразу, целиком . Так же и при чтении нот. Мы должны научиться быстро на глаз распознавать наиболее распространённые ритмы, интонации, мелодические и гармонические схемы.
Этот процесс «распознавания» желательно довести до автоматизма. Обычно в интервалах, аккордах, арпеджио бывает достаточно прочитать всего одну ноту (нижнюю) – остальные определяются «на глаз», по расстоянию между звуками.
Надо хорошо развить навык определения на глаз интервалов при чтении нот, тогда для озвучивания аккорда достаточно осознать всего одну ноту, а все остальные «выстроятся» вслед за ней по увиденному на глаз интервальному составу.
2. Необходимо научиться быстро анализировать музыкальный текст, определяя его структурно-содержательную логику. Ведь играя на рояле, мы всё время имеем дело с многоголосной и многослойной фактурой.
Далеко не всегда, читая с листа, можно успеть всё «высмотреть», особенно при наличии сложной фактуры и не слишком медленного темпа. Поэтому внимание: при чтении с листа необязательно воспроизводить текст в полном объёме!
Приходится по ходу сортировать: что должно прозвучать обязательно, а какую часть фактуры можно и опустить при озвучивании.
Для этого грамотный и, главное, быстрый анализ текста и по вертикали, и по горизонтали, а также умение «отсеять» главное от второстепенного, просто необходимы.
Важно чётко понимать, что главными в фактуре всегда будут мелодическая линия и линия баса, отражающая гармонический план. Эти два элемента надо суметь сохранить, остальные детали – насколько получится.
3.Чтение по горизонтали более привычно (как при чтении слов), поэтому более важна работа над прочтением вертикали. Мы должны уметь «собирать», «смыкать» разложенные гармонии в компактные аккорды.
Фактура при этом как бы «сжимается». Очень помогает также при чтении с листа умение быстро определять синтаксическое построение текста, то есть умение видеть отсутствующие в нотном тексте знаки препинания, членение фактуры на отдельные эпизоды.
Признаками такого членения могут быть повторы, секвенции, контрастные сопоставления, паузы, вопросно-ответный характер фраз.
4.Огромное значение при чтении с листа играет наличие аппликатурной техники, другими словами, доведённое до автоматизма умение выбрать аппликатурный вариант, наилучший для данной игровой ситуации.
Безусловно, это умение приходит только с опытом. Но если над этим не работать, то и опыт не придёт сам по себе.
Именно по этой причине все преподаватели так настойчиво требуют выполнения точной аппликатуры: это помогает формировать такой важнейший навык, как умение выбирать аппликатуру мгновенно, на автомате.
Какими же должны быть практические шаги для освоения этих полезных навыков?
1.Во-первых, как всегда (никогда не устану это повторять), необходимы знания основ музыкальной теории! Без этого невозможно определять «на глаз» вообще ничего. Надо знать интервалы, надо знать принципы построения аккордов, надо всё это определять на слух.
К тому же без теории невозможно проанализировать фактуру на предмет определения что главное, а что можно выкинуть. Для этого надо знать: что именно является главным и почему.
2.Во-вторых, необходимо довести до автоматизма привычку «смотреть вперёд» и «думать наперёд». То есть процесс будет выглядеть так: смотрим внимательно в ноты, анализируем первый такт, всё запоминаем.
Затем начинаем играть этот первый такт по памяти, но во время игры смотрим на второй такт. Играя второй такт, анализируем третий и запоминаем его. И так далее.
Трудно охватить вниманием и памятью целый такт? Берите половинку! Можно даже меньшую часть такта брать поначалу, но принцип именно такой: смотреть всё время вперёд, готовить следующий шаг заранее.
3.В-третьих, аппликатура главных фортепианных технических формул, таких, как гаммы, арпеджио, аккорды, двойные ноты должна быть усвоена очень крепко и глубоко. Тогда, встретив в произведении ту или иную техническую формулу, пальцы исполнителя будут инстинктивно занимать необходимую позицию.
4.Наконец, в-четвёртых, и это крайне важно: никогда нельзя во время чтения с листа делать остановки, исправляться, переигрывать. Нельзя этого делать, как бы вам того ни хотелось! В этом случае вы уже не читаете с листа, вы просто делаете разбор текста.
Принципиальная разница между этими процессами заключается в следующем. При чтении с листа внимание активизируется до предела, мозг работает на максимальной скорости, дорога каждая доля секунды, именно скорость мышления определяет результат.
А для того, чтобы мозг этому научился, его надо поставить в экстремальные условия, когда нет времени на раздумья и раскачку (тем более остановку движения).
Иначе невозможно научиться концентрировать все свои усилия . Пусть будут ошибки, пусть они останутся неисправленными (сделаете это потом, когда сыграете всё произведение). Но во время читки с листа – только вперёд, никаких «расслабонов»!
Вот почему полезно развивать этот навык в паре с кем-то, играя в 4 руки. Когда у вас возникают проблемы, ваш партнёр продолжает играть, и вы вынуждены продолжить, не останавливаясь.
Ну вот, вкратце, и всё, если не вдаваться в подробности. Я осветила лишь основные моменты. К этому можно добавить, что данный навык бывает очень часто полезен в жизни.
Например, кому-то из солистов нужен срочно концертмейстер и вас просят помочь, а времени на освоение текста нет. Или просто есть новый сборник нот, который все хвалят, но вы должны иметь собственное мнение, а для этого надо в нём хоть немного «поковыряться».
Да и просто разбор очередного задания по специальности пойдёт гораздо легче и быстрее. Я же, как всегда, желаю вам успеха, в том числе и в освоении этого полезного навыка!
Источник