Планы по общей гитаре

Как найти время для занятий на гитаре взрослому новичку самоучке

Вопрос где найти время для занятий на гитаре не возникает только у детей. Потому что за них это решают взрослые.

У каждого начинающего гитариста времени столько же, сколько у любого другого человека. А именно — ровно 24 часа в сутки. Если желание научиться играть на гитаре действительно сильно, вы найдёте время на регулярные занятия. У вас бывало, чтобы за день вы ни разу не поели и не сходили в туалет, потому что не было времени? Надеюсь, улавливаете направление мысли?

Гораздо более важный вопрос, как позаниматься полноценно, а не ограничиться гитарным перекусом набегу. По сути, нужно рассмотреть два аспекта.

  • Во-первых, как и сколько времени выделить на гитару.
  • Во-вторых, как потратить это время с максимальной отдачей.

План занятий на гитаре

График занятий на гитаре будет мертворождённым без опоры на хотя бы примерную программу обучения. Можно не достигнуть цели, потому что не смог организовать время. Однако не научиться, потому что выделил время и не знал, чем его заполнить, это ещё глупее и обиднее. Поэтому крайне важно иметь ясную цель и учебный материал перед тем, как планировать занятия на гитаре.

План занятий на гитаре

Как ни странно, далеко не все понимают роль конкретной цели и правильных задач. А ведь именно это определяет чёткое понимание чего и сколько потребуется для достижения. Например, хочу научиться играть на гитаре — это даже не мечта, а сиюминутный эмоциональный порыв.

Хочу научиться играть на гитаре за лето — это уже ближе к цели, но хотящий пока не понимает, что «не вижу препятствий» не означает, что их нет.

У меня есть учебное пособие для начинающих гитаристов, и я могу каждый день играть из него 3 упражнения по 10 раз каждое. Причём в зачёт идут только те разы, когда упражнение сыграно без ошибок. На пробных уроках я затратил примерно 20 минут на каждое упражнение. В итоге на занятие требуется 1 час. Контрольная работа, скажем, раз в неделю. Сыграв упражнение всего с 1 ошибкой на 10 раз, ставлю следующий рубеж. Упражнение сдано самому себе, когда я сыграл его всего с 1 ошибкой из 20 повторов. Можно переходить к новому упражнению. Вот пример целей и задач, которые вы в состоянии самостоятельно поставить и полностью контролировать. Это план обучения, который требует некоторых корректировок по ходу, а не полного перепахивания по причине неожиданной несостоятельности.

Теперь можно относительно точно посчитать длительность занятий, их частоту и продолжительность этапа обучения. А самое главное — вы контролируете качество занятий и свой прогресс.

Что и сказать, план отличный. Дело за малым — не спустить его в унитаз на этапе исполнения.

Заниматься на гитаре перед телевизором

Телевизор в арсенале начинающего гитариста — это маст хэв. Отрабатывать скучную рутину на гитаре можно и нужно под сторонний видеоряд. Занимаясь монотонными упражнениями таким образом, вы хотя бы не пропустите ничего важного из происходящего в мире в течение этого часа без вас. Побочные эффекты есть, но они незначительны. Вы всего-то не попадаете в ритм, не слышите плохой звук, не видите ошибки в аппликатуре обеих рук, и не запоминаете ноты. Но эффективность занятий на гитаре от этого, поверьте, не страдает ни капельки.

Если без сарказма, то наличие такого вопроса должно вас серьёзно насторожить. Не врите самими себе, вы или хотите заниматься на гитаре или воруете у самих себя время. Для тех, кто остался, с удовольствием расскажу секрет, который открылся мне не сразу.

Во время занятий внимательно вслушивайтесь в каждый извлекаемый звук. Постоянно размышляйте над образом, который вы хотели бы создать своей музыкой у слушателя. Не важно, что это этюд из двух строк. Когда вы дорастёте до крупных пьес, этот исполнительский навык у вас уже сформируется. Таким образом ваше внимание будет приковано к качеству извлекаемого звука, а в музыке это главное. Очень скоро вы станете на голову выше тех гитаристов, которые занимаются под телевизор и вообще не понимают причин полного отсутствия прогресса.

В тот день, когда я впервые, подняв глаза, с удивлением обнаружил, что незаметно прошло 40 минут, а гамма звучит почти идеально, мои занятия на гитаре вышли на принципиально новый уровень.

Скрытые резервы времени

Поделюсь с вами одной хитростью. Ни для кого не тайна, что изучение иностранного языка происходит быстрее при погружении в языковую среду. Аналогично обучение игре на гитаре пойдёт эффективнее, если погрузиться в музыкальный контекст. Что есть музыка? Это звуки различной высоты (и красоты), распределённые во времени, то есть сыгранные в определённом ритме. Гитара, безусловно, нужна для непосредственных занятий на ней. Однако только ли игрой на инструменте ограничивается учёба?

Чтобы научиться играть красивую музыку, а не просто дёргать набор нот, нужно понимать, что это. Очевидно, для этого нужно слушать хорошую музыку. Сколько времени у вас обычно уходит на дорогу дом-работа-дом? Всё это время вы можете слушать не только красивую музыку (вовсе не обязательно только гитарную), но и угадайте что? Запись собственных занятий. Слушать себя со стороны, когда внимание не отвлекается на постановку пальцев и смотрение в ноты, это огромное подспорье. Попробуйте и вы услышите весь тот дребезг струн, неровный темп и море прочих огрехов, которые не замечаете во время игры. Это сильно повысит эффективность занятий на гитаре за то же самое время. Диктофон ведь сейчас под рукой в любом телефоне?

Другой важнейший компонент музыки — ритм. Развивать чувство ритма на гитаре очень важно с самого начала обучения. При том, что для выполнения ритмических упражнений наличие самой гитары не обязательно. Достаточно записи ритмического рисунка и метронома, который можно бесплатно найти опять же в телефоне. Хотя можно и без метронома просто считать ритм «раз-и-два-и-три-и-четыре-и». Суть упражнений в том, чтобы хлопать и топать ритм какой-то мелодии в определённом темпе. Первым делом вспоминается Queen — We Will Rock You, не так ли?

Готовые упражнения для этой цели подходят как нельзя лучше. А можно ещё проще — хлопать ритм тех упражнений, которые разучиваете на гитаре.

Скрытые резервы времени

Однако главная фишка в том, что делать ритмические упражнения можно во время перекуров на работе несколько раз в день. Подумайте сами, сплошная польза. И дополнительные занятия гитарой на ровном месте, и отдых с разминкой, и курить бросите. Гитара — форева, короче.

Как часто надо заниматься на гитаре

По сколько часов в день и каждый ли день нужно заниматься? На моём личном опыте гитариста самоучки полтора часа раз в неделю, это вовсе не то же самое, что каждый день по 15 минут. Хотя по общему времени и одинаково. Кроме того, это просто две крайности. В первом случае вы не будете успевать ничего отработать толком. Во втором — к следующему занятию неустойчивый навык полностью выветрится из головы.

45-60 минут 2-3 раза в неделю будет гораздо более продуктивно. Во-первых, академический час выведен столетиями педагогического опыта не на пустом месте, а с учётом физиологии человека. Во-вторых, не каждый день — это более реалистичный план в условиях современного темпа жизни.

Игра на гитаре по ночам

Гитара и соседи или маленькие дети — это очень актуальная проблема для многих хобби-гитаристов. Именно потому, что гитара, как хобби, является отдушиной от изнуряющей работы и постоянно требующих внимания малышей. То есть время на занятия остаётся только поздно вечером на кухне. В связи с чем возникает вопрос как сделать гитару тише.

Игра на гитаре по ночам

К сожалению, все решения связаны с ограничениями.

Ограничение по цене вопроса. Электроакустические сайлент гитары (silent guitar) с наушниками. Это почти идеальное решение специально для таких случаев. Если бы не их стоимость. Далеко не все начинающие гитаристы готовы сразу оплатить такой входной билет.

Ограничение по стилю и репертуару. Можно тихонько играть на классической гитаре с нейлоновыми струнами, так как это изначально тихий инструмент. Естественно, по сравнению с роялем. И хотя репертуар этого инструмента широк, ряд стилистических направлений для него всё равно будет компромиссным.

Ограничения по качеству звука. Первое, что приходит в голову — это заглушки на деку и под струны, дёшево и сердито. Но к этому варианту вообще лучше не прибегать. Ибо вы никак не контролируете качество извлекаемого звука. Это то же самое, что учиться забивать гвозди без гвоздей, просто размахивая молотком в воздухе.

Бесценный совет как продлить терпение соседей максимально долго, если уж так получилось. Играйте только на настроенной гитаре. Многие люди готовы по-доброму с пониманием относиться к красивой музыке. Но если ваша гитара не только громкая, но и не строит, вы узнаете об этом очень быстро.

Записывайте занятия на гитаре

Небольшой совет, о котором вскользь упоминалось выше. Хотя бы иногда записывайте свои занятия для самих себя любым доступным способом если не на видео, то хотя бы на диктофон. При спокойном анализе вы наверняка узнаете много нового о том, куда уходит ваше время вместо занятий. В качестве бонуса, работа на камеру поможет вам снять психологические зажимы, если таковые имеются.

Добавить комментарий Отменить ответ

Гитара по-взрослому для самоучек

С 2016 года я самостоятельно учусь играть на гитаре. Это стало моей страстью. На моём сайте для таких же самоучек я с удовольствием делюсь тем, чему уже сумел научиться.

Источник

Как составить программу обучения на гитаре для самоучки

Несомненно, лучше, когда программу обучения на гитаре выдал и корректирует по ходу опытный педагог. Но что делать самоучке, да ещё новичку?

Чтобы самому составить программу, необходимо:

  • Разобраться в этапах обучения игре на гитаре.
  • Подобрать соответствующие упражнения, этюды и пьесы.

Сразу следует обратить внимание на второй пункт. Учебный репертуар должен содержать не что-то из списка, а всё вместе. То есть и упражнения и этюды и пьесы. Дело в том, что упражнения и этюды предназначены для отработки какого-то конкретного технического приёма. А пьесы нужны, чтобы научиться сочетать множество технических приёмов игры на гитаре между собой. То есть нельзя играть только этюды или только пьесы.

Общий принцип организации учебного репертуара получается таким. Этюд или даже несколько на определённый приём. За ними пьеса, в которой свежий отработанный приём сочетается с ранее изученными техниками. Затем новая серия этюдов и новая пьеса, подобранная по принципу предыдущей. И так далее.

В идеале пьесы должны соответствовать уровню подготовки гитариста, но носить разный характер. Очень важно научиться применять технические приёмы в разных сочетаниях, стилях, ритмах и темпах.

Кроме того, параллельное изучение произведений разного характера сильно способствует развитию музыкальной памяти начинающего гитариста. Это касается и общего погружения в музыкальную фактуру и банального запоминания нот. Не только на бумаге, но и их расположения на грифе гитары, что, согласитесь, немаловажно.

Этапы обучения игре на гитаре

Изложенные ниже общие принципы составления учебной программы подойдут для любого типа гитары. Что касается подборки репертуара, то здесь я буду опираться на произведения для классической гитары. Почему я считаю, что начинать серьёзное обучение игре на гитаре следует именно с этого варианта? Это тема отдельного разговора. И сам я учусь играть именно на ней. Вы, естественно, вольны идти любым другим путём. Цель же этой статьи — помочь начинающим гитаристам самоучкам направить ход их мыслей в нужное русло.

В теме об учебном плане, мы не будем касаться вопросов положения рук и посадки гитариста. А так же упражнений для развития чувства ритма. Речь пойдёт именно о музыкальном репертуаре.

Постановка правой руки

Многие начинающие гитаристы, особенно самоучки, ошибочно полагают, что главная рука — левая. Именно от неё зависит попадание в ноты, возможность взять сложный аккорд и конечная скорость игры. К ней прикован взгляд любого гитариста, который ещё не выучил расположение нот на грифе гитары. Как правило, правая рука остаётся вообще без внимания. Ведь её задача — просто дёргать струны, что сложного?

В результате страдает самое главное в музыке — качественный звук, динамика и ритм. Потому что именно правая рука «просто дёргает струны». А не делает это как надо и вовремя. Открою, как выясняется, не очевидный для многих секрет. Никто не придаст значения паре фальшивых нот, когда произведение сыграно ровно и с динамическими оттенками. Но если ритм и темп плавают, а струны неприятно звенят, такую музыку слушать не будут. Даже при идеальном попадании в ноты.

Опытный педагог учит не останавливаться на ошибке во время исполнения, а продолжать играть дальше. Что инстинктивно делает любой неопытный ученик, допустив ошибку? Останавливается и начинает пытаться сыграть сбойное место правильно. Часто даже несколько раз, пока не получится. Пытаясь доказать, что может сыграть без ошибки, он как раз акцентирует на ней всеобщее внимание. Просто потому, что никто не объяснил ему настоящую роль правой руки в исполнении гитарной музыки. За пониманием этой роли кроется фундаментальное понимание красивой музыки и исполнительского мастерства вообще.

Игра на открытых струнах

Очевидно, что на этом этапе обучение следует начинать с упражнений на открытых струнах. Подходящий репертуар есть в пособии Сергея Марышева «Стань виртуозом. Путешествие по стране гитары для всех начинающих». В разделе, который так и называется «Только правая рука», содержатся 17 упражнений для разных пальцев.

Сергей Марышев. Стань виртуозом.

Также из 17 замечательных упражнений для правой руки на открытых струнах состоит раздел другого пособия. Маргарита Александрова «Гитара шаг за шагом. Выпуск 1». Раздел называется «Часть I. Играю правой рукой».

Маргарита Александрова. Гитара шаг за шагом. Выпуск 1.

Сюда же можно отнести пьесы Юрия Зырянова «Четыре друга», «В стиле рок», «Как на арфе». Найти их можно в хрестоматии гитариста 1-5 классов ДМШ «Рандеву с гитарой».

Юрий Зырянов. Рандеву с гитарой.

Эти сборники хорошо бы скомбинировать. Потому что у Сергея Марышева упор делается скорее на параллельное освоение простых ритмических рисунков. Материал рассчитан на проработку отдельных пальцев и предусматривает лёгкие дуэты с педагогом, если таковой есть. Маргарита Александрова быстро переходит к арпеджио (переборам), в которых задействованы большинство пальцев правой руки. И то и другое крайне полезно для правильного начала обучения игре на гитаре.

Синхронизация правой и левой рук

Самая распространённая проблема начинающих гитаристов на этом этапе — характерное отрывистое звучание нот. Чтобы понять, о чём речь, попробуйте говорить слова отдельно по буквам. Так же некрасиво звучит и отрывистая музыка. Однако новички этого просто не слышат, их внимание полностью поглощено попаданием в ноты.

Совместную работу правой и левой рук начинают осваивать с самых простых одноголосных мелодий. Левая рука при этом не должна зажимать аккорд, то есть несколько струн одновременно. Очень важно здесь не гнать, а вдумчиво слушать каждый звук. Вы повторяете путь от простых ритмических рисунков с отдельными нотами к арпеджио и аккордам. Но уже в более сложном варианте, к которому вы основательно подготовились на предыдущем этапе.

При работе с одноголосными упражнениями следует закрепить применение приёма звукоизвлечения с опорой пальца на струну. Хотя апояндо в гитарной музыке не является основным приёмом звукоизвлечения, начинать лучше именно с него. Потому что он проще в освоении. Но самое главное — позволяет изначально правильно поставить кисть правой руки. Это снижает риск практически поголовной привычки начинающих гитаристов играть с выворотом кисти в сторону мизинца.

Не мудрствуя лукаво, снова сошлюсь на уже упомянутые выше пособия. «Стань виртуозом» — Раздел II — Взаимодействие правой и левой рук. «Гитара шаг за шагом» — Часть II — Играю двумя руками. И добавлю ещё один сборник Галины Кауриной. Называется он «Шаг за шагом. Лёгкие мелодии и ансамбли для начинающих гитаристов. Часть I».

Галина Каурина. Шаг за шагом. Часть I.

Первые пьесы в репертуаре гитариста

Здесь самое время вспомнить о необходимости подкреплять этюды пьесами. Делать это можно сразу двумя путями, причём одновременно. Часть пьес разучивать в целях отработки навыков владения инструментом и развития музыкальной памяти. И часть пьес однократно разбирать с листа, не разучивая их. Таким образом, происходит, во-первых, запоминание расположения нот на грифе гитары. И, во-вторых, — развитие навыков работы с нотным текстом.

Для этого продолжаем играть пьесы в обработке Юрия Зырянова из хрестоматии «Рандеву с гитарой». А также подключаем сборник Людмилы Ивановой «Пьесы для начинающих. Маленькому гитаристу».

Людмила Иванова. Пьесы для начинающих.

На данный момент при выборе пьес упор делаем на одноголосные произведения. Потому что полифония, даже в виде простого двухголосия — это отдельная тема для серьёзного изучения.

Тирандо, арпеджио и аккорды

Следующий этап — овладение приёмом звукоизвлечения без опоры пальца на соседнюю струну — тирандо. Это основной приём в классической пальцевой технике игры на гитаре. Надеюсь, что к этому моменту вы уже выработали правильную постановку кисти правой руки. Если нет, то извлекаемый вами звук будет резким, отрывистым и некрасивым. Это тем более важно, так как мы вплотную приблизились к такому понятию, как полифония. Или другим словом — многоголосию.

В классической технике тирандо исполняются арпеджио и аккорды. Мы продолжаем играть упражнения из сборника «Стань виртуозом» — Раздел III — Звукоизвлечение и арпеджио. И разумеется «Гитара шаг за шагом» — Часть III — Играю аккорды.

Новым на этом этапе будет то, что теперь пальцы левой руки одновременно зажимает несколько струн. В то время как пальцы правой руки одновременно несколько струн дёргают. То есть настала пора отработать взаимодействие не только рук, но и нескольких пальцев на них.

Кроме того в этих упражнениях совмещаются приёмы апояндо и тирандо. Большой палец играет басы с опорой, за исключением случаев, когда опорная струна тоже задействована. Остальные пальцы играют без опоры всегда.

Для этой цели как нельзя лучше подходит пособие Абеля Карлеваро. Нам нужна «Учебная серия об игре на гитаре. Тетрадь 2. Техника правой руки».

Абель Карлеваро. Техника правой руки.

Эта тетрадь содержит упражнения на совместные действия большого и всех остальных пальцев. Для начала в виде простых арпеджио, с дальнейшим добавлением ритмических вариаций.

Проверка на стойкость

Предложенные упражнения не только очень полезны, но и весьма сложны физически. Не говоря уже про изрядную нудность с точки зрения неопытного ученика. Вполне вероятно, что поначалу сыграть целый раздел полностью окажется не по силам.

Однако в этом случае важны регулярность и усердие, а не работа на износ. И уж тем более — не спешка. Если пальцы левой руки начинают болеть задолго до конца упражнения, просто сократите его. Например, играйте не на все 11 позиций, а, скажем, с 3-го по 8-й лады. И постепенно расширяйте диапазон до полного. Но делать это надо вдумчиво и качественно.

Здесь важно не совершить очень частую ошибку. Многие новички начинают играть быстрее, чтобы рука не успела устать. В результате нет наработки навыка, страдает качество звука, а плохая привычка становится стойкой. Не трудно догадаться, что всё это сильно отдаляет цель научиться играть на гитаре.

Сыграть всё за раз — это тешить своё самолюбие и нетерпение. Лично я сразу знал, что торопиться не надо. Но глубокое понимание правильности такого подхода пришло ко мне только на этом этапе. До того я регулярно срывался на «побыстрее».

Учебный репертуар гитариста

В этой статье я поделился собственным опытом составления программы обучения на гитаре для самоучки. Приведённого материала хватит минимум на год усердных и вдумчивых занятий. Если вы прошли всё за 3 месяца, занимаясь дважды в неделю по полчаса — серьёзно задумайтесь.

Кстати, о том, как и надо ли проходить всё. Классическая программа ДМШ исходит из 8-10 разнохарактерных пьес в год. Естественно, для каждого класса — свой уровень сложности. При нынешней нагрузке в общей средней школе музыкалки вынуждены снижать количество до 5-6 в год. Однако порядок цифр понятен.

Чтобы самостоятельно определять, что из набора пособий играть, а что пропускать, нужен опыт. Он у вас обязательно появится со временем. До тех пор вы можете опираться на предложенный мной вариант. Я не просто так обозначил этапы обучения в качестве скелета. На него любой гитарист самоучка сможет нарастить свой репертуар.

Если совсем тяжко, берите любой сборник и играйте только по нему. Так вы хотя бы избежите каши в голове. Наоборот, если чувствуете силы, добавьте сами пьесы и этюды из любых других пособий. Просто имейте в виду, что многие из них требуют большего участия педагога, чем упомянутые мной.

Тема учебного репертуара даже на год слишком обширна для одной статьи. Естественно я не затронул программы на несколько лет обучения. А также нотную грамоту и даже гаммы в разных аппликатурах. Но теперь у вас достаточно информации, чтобы планировать каждый урок, а не тратить время попусту.

Добавить комментарий Отменить ответ

Гитара по-взрослому для самоучек

С 2016 года я самостоятельно учусь играть на гитаре. Это стало моей страстью. На моём сайте для таких же самоучек я с удовольствием делюсь тем, чему уже сумел научиться.

Источник

Оцените статью