Планы уроков по нотам

План-конспект урока: «Формирование навыка чтения нот с листа на начальном этапе обучения»
план-конспект урока на тему

План-конспект урока «Фопрмирование навыка чтения нот с листа на начальном этапе обучения»

Скачать:

Вложение Размер
urok_fono_3.docx 23.41 КБ

Предварительный просмотр:

План — конспект урока

Формирование навыков разбора и чтения с листа на первоначальном этапе обучения игре на фортепиано.

Цель: развитие способности разбора и чтения с листа при игре на фортепиано у учащихся младшего возраста.

Воспитывающие: формирование устойчивого интереса к музицированию, заинтересованность в творческом процессе.

Образовательные: обучение различным приёмам формирования навыков чтения с листа: ориентация в структуре музыкального произведения, нахождение границ синтаксического членения, определение по графическому рисунку нотного текста элементов музыкальной речи. Развивающие: развитие мышления, внимания, быстроты реакции, развитие метро-ритма на основе ритмических упражнений, навык свободного ориентирования на клавиатуре, умение находить главное в нотном тексте, перейти от общего к частному и наоборот, умение видеть вперед нотный текст.

Методы и приёмы:

  • словесный,
  • наглядно-слуховой,
  • практический
  • игровые ситуации.

Участник: учащаяся 1 класса.

Учитель: Наш урок сегодня посвящен очень важному умению пианиста — чтению с листа незнакомого произведения. Есть два пути знакомства с неизвестной музыкой: разбор и чтение с листа. В чем же разница? Чем отличаются эти два вида исполнения?

Ученик: Разбор – это, когда можно останавливаться во время игры, сыграть несколько раз то, что не получается. А при чтении с листа этого делать нельзя.

Учитель: Да, ты совершенно точно подметила, что игра при чтении должна быть непрерывной, при такой игре можно пропустить второстепенные детали, но уловить главное, постараться исполнить выразительно и понятно с первого раза. Это не простая задача!

Если чтение с листа можно сравнить с поверхностным знакомством, то разбор – это уже глубокое изучение, исследование, требующее больше времени.

А теперь, подумай, какими умениями должен обладать музыкант, чтобы успешно прочитать пьесу с листа?

Ученик: Знать хорошо ноты! Стараться во время игры глядеть на ноты, а не на клавиши! Уметь выдержать длительности нот!

Учитель: Все правильно! А еще ты, наверно замечала за собой, когда читаешь книгу, стремишься предугадать, что же будет дальше? Так и музыкант должен владеть умением предугадать, хотя бы в общих чертах, ближайшие моменты музыкального текста. А такое предугадывание зависит от «начитанности» пианиста. Каждый музыкант должен иметь в своей «копилке» запас музыкальных формул, которые помогут ему при чтении новой пьесы.

Первый помощник наш в чтении с листа: «музыкальная формула». Их может встретиться множество в любом музыкальном произведении. Я хочу рассказать тебе о замечательном венгерском композиторе Ференце Листе, который блестяще играл на рояле и обладал феноменальной способностью читать ноты. Удивительным было то, что, прочитав страницу наполовину, он ее переворачивал, дочитывая уже не глядя в ноты. Давай попробуем раскрыть секрет этого феномена. Вот, посмотри, такие музыкальные формулы могут встретиться в любом музыкальном произведении. Показ карточки из «Этюда» до мажор Луи Келлера «На оживлённой улице» (гаммообразный пассаж в правой руке и аккорды в левой).

Как называется музыкальная формула в правой руке?

Ученик : Это гамма.

Учитель: Ты совершенно права. Сразу с первого взгляда ты узнала то упражнение, которое мы играем на каждом уроке. А теперь определи первый звук и куда движется гамма: вверх или вниз?

Ученик: Вверх! В правой руке от ноты «до» первой октавы, и ноты «до» первой октавы.

Учитель: Хорошо. А теперь сыграй! А что это за формула в левой руке? Ну, конечно же это трезвучие.

Молодец! Представь, как мучительно и долго было бы чтение этой длинной цепочки нот, если бы ты пыталась переводить каждую нотку за ноткой с текста на клавиатуру (тот же эффект, если в любом литературном тексте читать просто буквы).

Вот в этом и заключается секрет Ф. Листа, который говорил, что «приучив глаза и руку к всевозможным комбинациям, воспроизводишь их с легкостью и благодаря этому, можно быстро научиться читать с листа все, что угодно».

Второй помощник читать с листа: игра «вслепую». Поиграем с инструментом в «жмурки». Я тебе называю нотки, а ты их находишь пальчиками (ставим 3 палец на соль, находим ноты в пределах сексты).

Игра «Жмурки с фортепиано»

Третий наш помощник – глаза

Поиграем в фотографа. Смотри на нотки и фотографируй их глазами, теперь попробуй перенести фото на клавиатуру (задание, состоящее из 2тактов).

Исполняется РНП «На зелёном лугу»

Четвёртый помощник — Метр и ритм, без них мелодия просто распадётся. Послушай ритмическую загадку, тебе нужно отгадать, прозвучал «Марш» или «Вальс» (исполняются ритмический рисунок вальса и марша).

Все верно. А отличить марш от вальса тебе помог метр и ритм. В каждом из них на протяжении всего произведения повторяется определенная ритмическая формула. Метр и ритм, как и мелодия – главное в музыке. Очень важно при чтении с листа распознавать не только нотные, но и ритмические формулы. Почитаем ритмические формулы (карточки).

Пятый помощник – «умные пальчики». Успех чтения с листа еще зависит от умения мгновенно выбрать аппликатуру (порядок пальцев) наилучшую в данный момент. Этому учиться нам помогут тоже упражнения. Выполнить задание: сыграть по нотам на 3-5 ступенях, расположенных на соседних клавишах «вслепую», не глядя на клавиатуру, а только следя за последовательностью пальчиков в тексте.

Шестой помощник – мелодия. Еще один важный момент при чтении с листа – уметь распознать мелодию, она ведь может проходить не только в правой руке, но и в левой руке. Перейдём к твоему домашнему заданию. Тебе нужно было определить размер, мелодию, её движение, интервалы в правой руке. Давай посмотрим, как ты с этим справилась. Ученица анализирует пьесу: определяет тональность, размер, мелодию в левой руке, фразы, мотивчики, движение мелодии по формуле, интервалы, аппликатуру.

Ученица играет мелодию, затем мелодию играет педагог, ученица хлопает ритм аккомпанемента, затем играет его с педагогом. Соеденяем обеими руками одну строку польки.

Работа над пьесой «Маленькая полька» Д. Кабалевского

Учитель: А теперь попробуй сама прочти пьесу Л. Келлера «На оживлённой улице»» (2 строки).

Молодец! Отлично справилась и с этим заданием. А теперь, вспомним помощников, которые учил тебя читать с листа.

Ученица: «Фотографирование», «игра вслепую»», «музыкальная формула», «умные пальчики», «ритмические формулы», «мелодия».

Правильно! Наш урок окончен, записываем домашнее задание.

Дома тебе нужно соеденить 1 строку «Маленькой польки», 2-поиграть каждой рукой отдельно, обязательно при этом считай! Просчитай все паузы в правой руке.

Играть обеими руками 2 строки пьесы Л. Келлера «На оживлённой улице»».

Игра «вслепую» секунд от любых клавиш разными парами пальцев.

Повтори знакомые пьески.

На данном открытом уроке показаны методы, помогающие развивать навык чтения с листа. Урок содержит ряд упражнений и заданий, которые необязательно применять на одном уроке, наоборот, их лучше распределить на несколько уроков, занимая небольшое время на уроках специальности. Для более глубокого усвоения и закрепления одного из элементов фортепианной игры, можно изучить каждый элемент отдельно, подобрав различные примеры с учетом уровня развития ученика.

1.Ноты РНП «На зеленом лугу», РНП «На зелёном лугу» — для «фотографирования»

2. Карточка с фрагментом (гаммы) из «Этюда» Л. Келлера

3. Карточка с упражнениями «ритмические вагончики» из сборника И.Корольковой «Крохе-музыканту»

4. Карточка с упражнениями на аппликатуру.

Ф. Брянской «Музыкальная гимнастика» Р-н-Д 2010 год.

Источник

Конспект урока музыки на тему: «Где живут ноты?»
план-конспект занятия по музыке (1 класс)

Данная разработка поможет Вам при подготовке к уроку музыки в 1 классе на тему: «Где живут ноты?»

Скачать:

Вложение Размер
gde_zhivut_noty.docx 28.43 КБ
naglyadnoe_posobie_noty.docx 37.13 КБ
propisi_notnogo_stana.docx 37.52 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект
урока по музыке
на тему: «Где живут ноты »,
разработанный учителем начальных классов
Брилевой Анной Николаевной

Тема. Где живут ноты.

Цель. Познакомить учащихся с понятием «ноты», их названиями и расположением на нотном стане.

— дать представление о расположении нот на нотном стане, познакомить с новыми понятиями;

— развивать у учащихся память, мышление, коммуникативность;

— воспитывать в учащихся дисциплинированность и умение работать в коллективе.

Оборудование: Компьютер, проектор, диск с презентацией, раздаточный материал.

1. Организационный момент

2. Формирование темы и цели урока

3. Изучение нового материала

4. Закрепление изученного материала

5. Подведение итогов

1. Усачева В.О., Школяр Л.В. Музыка. Учебник. 1 класс

2. Усачева В.О., Школяр Л.В. Методические рекомендации для учителя. 1 класс

План оформления доски:

— Прозвенел и стих звонок.

Мы за парты тихо сели

И на доску посмотрели

Здравствуйте, ребята! Я рада всех Вас видеть.

2. Формирование темы и цели урока

— Сегодня в очередной раз окунемся в прекрасный мир музыки, где мы узнаем много нового и интересного. Но попасть туда смогут только самые воспитанные, дисциплинированные ученики, умеющие слушать и слышать музыку. Итак, вы готовы?

— Тогда мы отправляемся в путь!

Но прежде, чем начнётся наше музыкальное путешествие, я задам вам пару вопросов.

— Ребята, а что такое музыка? Как вы понимаете это слово?

— А из чего состоит музыка?

— Какие бывают звуки?

Хлопнуть и топнуть ногой – это шумовые звуки, их спеть нельзя, но они помогают музыкальным звукам.

— Кто сочиняет для нас музыку?

— Композитор сочинил музыку и спрятал ее в шкаф. Состоялась музыка?

Что нужно сделать, чтобы музыка просуществовала?

— Исполнитель сыграл музыкальное произведение в концертном зале, но его никто не услышал, состоялась ли музыка?

— Что еще нужно для полного существования музыки?

— С помощью чего можно записать звуки музыки?

— Композиторам, для того чтобы рассказать вам о том, что их волновало, тревожило, тоже понадобились знаки. Эти знаки особенные – музыкальные. Кто знает, что это за знаки? Их называют ноты.

— Сегодня на уроке мы узнаем, где же живут эти ноты.

— Пение, разные музыкальные произведения (вокальные и инструментальные), игра на музыкальных инструментах, звуки.

-Музыкальные (звуки, которые можно спеть) и шумовые (нельзя спеть)

— Нет, потому что музыкальное произведение нужно услышать.

— С помощью знаков

-поиск и выделение необходимой информации;

-формулировать учебную задачу;

-ориентация в способах решения задачи

3.Изучение нового материала

— Вот пятиэтажный дом. Проживают знаки в нем.

«Нотоносец» дом зовут, знаки-ноты в нем живут.

Сколько линеек — этажей содержит каждый домик?

— Счёт линеек ведём снизу, как этажи в доме, как полки в шкафу.

— Запомните. Эти пять линеек называются нотным станом. Повторите за мной — Нотный стан. Многие музыканты его называют нотоносцем. Почему?

— Повторите за мной. Нотоносец. Каждый домик нелегко открыть, если нет чего?

— Ключ этот называется скрипичным. Повторите за мной. Скрипичный ключ. Еще он называется ключ соль, так как живет на той же линейке, где нотка СОЛЬ. Хотите узнать, где живут остальные нотки? Одни пишутся на линейках, другие между линейками. Слушайте внимательно

— Давайте вместе расставим ноты по их местам на нотном стане.

— Нотка ДО живет на первой добавочной линеечке снизу.

— Нотка РЕ под первой линеечкой.

— Нотка МИ на первой линеечке

— Нотка ФА между первой и второй линеечкой

— Нотка СОЛЬ на второй линеечке

— Нотка ЛЯ живет между второй и третьей линеечкой

— Нотка СИ живет на третьей линеечке

— Получилась так, что каждая нотка имеет свое место на нотном стане. У нас получился ряд звуков — звукоряд. Повторите за мной. Звукоряд.

Источник

План-конспект открытого урока по общему фортепиано

специалист в области арт-терапии

Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного

Образования «Детская школа искусств»

Октябрьского района Курской области

в классе общего фортепиано

«Формирование навыков чтения нот с листа»

Преподаватель: Ефанова М.В.

Урок проведен с обучающейся 3 класса общего фортепиано отделения «Музыкальный фольклор» БУРОВНИКОВОЙ АНАСТАСИЕЙ.

Тема занятия: «Формирование навыков чтения нот с листа».

Цель занятия: развитие музыкального кругозора, активизация мышления, слуха, координации при чтении нот с листа.

— образовательная – овладение обучающейся теоретическими знаниями и практическими навыками;

— развивающая – освоение нотной графики;

— развитие музыкального глазомера;

— развитие ритмических навыков;

— метроритмическая организация исполнения;

— приобретение навыков слухового контроля.

Тип занятия: урок закрепления и систематизации знаний и навыков.

Методы и технологии обучения:

Вступление: формирование навыков чтения нот с листа связано с последовательным решением целого комплекса практических и педагогических задач. При регулярных занятиях чтением с листа расширяется музыкальный кругозор обучающегося, развивается музыкальный слух, мышление, облегчается задача организации пианистического аппарата, вырабатывается быстрая ориентировка на клавиатуре, развиваются сложные двигательные навыки, формируется база для аккомпаниаторской практики, игры в ансамбле. При развитом навыке игры с листа тесно взаимодействуют зрение, слух, моторика при активном участии внимания, воли, памяти, интуиции и творческого воображения исполнителя.

Таким образом, воспитание навыков хорошего разбора и чтения с листа должно быть в центре внимания педагога. Важно, чтобы преподаватель воспитывал в учениках осмысленное отношение к тексту, приучал не только видеть все обозначения, но и слышать в них музыкальное содержание.

Самыми распространенными ошибками обучающихся при чтении нот с листа являются:

— элементарное незнание нот и типовых ритмических рисунков;

— игнорирование на протяжении произведения ключевых знаков;

— потактовое чтение, т. е. остановка после каждого такта;

— невнимательность к динамическим знакам;

— пренебрежение знаками агогики.

На сегодняшнем уроке мы с обучающейся 3 класса общего фортепиано отделения «Музыкальный фольклор» Буровниковой Настей продемонстрируем как избавится от некоторых ошибок.

С чего же начинается формирование навыков чтения нот с листа? Конечно же, с освоения нотной графики.

Первый круг – это семь нотных последовательностей, расположенных по порядку, где каждая из нот может являться первой:

До Ре Ми Фа Соль Ля Си До – До Си Ля Соль Фа Ми Ре До;

Ре Ми Фа Соль Ля Си До Ре – Ре До Си Ля Соль Фа Ми Ре;

Ми Фа Соль Ля Си До Ре Ми – Ми Ре До Си Ля Соль Фа Ми;

Фа Соль Ля Си До Ре Ми Фа – Фа Ми Ре До Си Ля Соль Фа;

Соль Ля Си До Ре Ми Фа Соль – Соль Фа Ми Ре До Си Ля Соль;

Ля Си До Ре Ми Фа Соль Ля – Ля Соль Фа Ми Ре До Си Ля;

Си До Ре Ми Фа Соль Ля Си – Си Ля Соль Фа Ми Ре До Си.

Играем первый круг с проговариванием нот. Скорость реакции — главное в музыкальном чтении, и умение быстро проговаривать нотный алфавит – основа для скоростного чтения с листа.

Второй круг музыкального алфавита образуют ноты, которые располагаются через ступень, терциевые последовательности:

До Ми Соль Си Ре Фа Ля До – До Ля Фа Ре Си Соль Ми До;

Ми Соль Си Ре Фа Ля До Ми – Ми До Ля Фа Ре Си Соль Ми;

Соль Си Ре Фа Ля До Ми Соль – Соль Ми До Ля Фа Ре Си Соль;

Си Ре Фа Ля До Ми Соль Си – Си Соль Ми До Ля Фа Ре Си;

Ре Фа Ля До Ми Соль Си Ре – Ре Си Соль Ми До Ля Фа Ре;

Фа Ля До Ми Соль Си Ре Фа – Фа Ре Си Соль Ми До Ля Фа;

Ля До Ми Соль Си Ре Фа Ля – Ля Фа Ре Си Соль Ми До Ля.

Этот круг помогает видеть и прочитывать ученику нотный стан, где все ноты располагаются либо на линейках, либо между линейками, здесь также заложена структура трезвучий и септаккордов, и читать их намного проще.

— Настя, сегодня мы с тобой познакомимся с третьим кругом музыкального алфавита – это квартовые последовательности. Скажи, что такое «кварта»?

— Кварта – это интервал шириной в четыре ступени.

— Сейчас ты будешь играть и называть ноты, шагая через этот интервал от клавиши «до» первой октавы, пока не доберешься до клавиши «до» четвертой октавы. А затем, вернешься в обратном порядке, продолжая называть каждую сыгранную клавишу.

Ученица играет и проговаривает третий круг музыкального алфавита.

— У меня есть карточка, в которой написаны все варианты третьего круга, дома ты продолжишь изучать его.

Знание этого круга помогает читать скачкообразные мелодии и обращения аккордов. Намного проще запомнить кварто-квинтовый круг тональностей, расположение диезов и бемолей.

Действия связанные с моторикой, являются наиболее элементарным звеном формирования навыков чтения нот с листа. Формирование такой ориентировки, развитие зрительного представления фортепианной клавиатуры, начинается в процессе изучения гамм и упражнений. Гамму разучиваем приемом игры non legato в одну октаву, и затем играем разными штрихами, не глядя на клавиатуру. Лучше всего выбрать гамму с использование черных клавиш, такие как: ре, ля, ми, си мажор, а позже минорные: до, соль, ре. Именно черные клавиши будут служить надежным ориентиром для пальцев, которые лишаются поддержки зрения.

— Сейчас Настя сыграет гамму ре мажор штрихами non legato и staccato . При этом стараемся сконцентрировать все внимание на звучании и артикуляции.

Следующий этап – это освоение нотной графики:

— Найди и сыграй клавишу, которая пишется на 3 линейке в скрипичном ключе, на первой линейке в басовом ключе, между 5 и 4 линейками в басовом ключе. Ученица выполняет задания.

— А теперь сыграй клавишу «фа» второй октавы и скажи на какой линейке она пишется; клавишу «ми» малой октавы и назови ее месторасположение на нотном стане. Выполнение задания.

Игра по нотам представляет для ребенка новые трудности. Целесообразно свести круг проблем до минимума. Игра на начальном этапе одним пальцем позволяет сконцентрировать внимание на правильном извлечении звука, пьесы не должны быть сложными, играть ребенок должен, глядя в ноты.

— Настя, сейчас мы с тобой будем играть упражнение «Следопыт». И если на прошлых уроках ты шла «по следу» либо в скрипичном, либо в басовом ключах, то сегодня ты будешь играть упражнение с использованием двух ключей одновременно.

— С какой ноты ты начнешь игру?

— С ноты «до» первой октавы.

— Твоя задача смотреть в ноты, определяя, куда и как движется мелодия: скачкообразно, поступенным движением вверх или вниз.

Обучающаяся играет упражнение «Следопыт» (см. приложение № 1).

Известно, что метроритмические навыки развиваются у детей гораздо быстрее и легче, чем навыки звуковысотности. Для того, чтобы обучающимся было легко ориентироваться в ритме, не создавались ритмические трудности при чтении нот с листа, целесообразно применять специальные ритмические упражнения, вычленяя и отдельно прорабатывая соотношения различных ритмических фигур (половинная и две четвертные или четвертная и две восьмые).

— Настя, если я буду шагать четвертными длительностями, а ты восьмыми, во сколько раз быстрее ты должна двигаться?

— Давай пошагаем – ты – восьмыми, а я четвертными.

— А теперь поменяемся, я – восьмыми, а ты четвертными.

На прошлой недели мы пели песенку «Наш котенок» со словами. Какие длительности в ней встречаются? (см. приложение № 2).

— Четвертные и половинные.

— Ты обратила внимание, что слова помогают тебе почувствовать ритмический рисунок попевки? Простучи ритм, проговаривая ритмослоги.

Обучающаяся простукивает ритм попевки.

— Сегодня ты будешь разбирать русскую народную песню «Каравай» (см. приложение № 3).

— Какой размер у данной песни?

— Посмотри внимательно на первый такт, что ты о нем можешь сказать?

— В нем две доли вместо четырех, значит это затакт.

— Ты помнишь, что такое затакт?

— В пьесе такт когда-то жил,

Самым первым тактом был,

Но случилось с ним несчастье –

Разорвался на две части.

Такта этого начало,

Позади всей пьесы встало.

А конец того же такта

Влез в начало, стал затактом.

Потому теперь и счет

В нем ведут наоборот.

— Я сыграю аккомпанемент, а ты прохлопай ритм мелодии.

Затем обучающаяся играет мелодию, а преподаватель аккомпанемент.

Начинать непосредственно чтение произведений с листа в начале обучения целесообразно с облегченной задачи – с прочтения мелодии (воспроизведение хлопками, голосом).

Преподаватель играет пьесу, а ученица проговаривает вслух ноты (см. приложение № 4).

Преподаватель начинает играть фразу, обучающаяся продолжает ее, называя вслух ноты, но сохраняя непрерывность движения (см. приложение № 5).

Таким образом, вырабатывается умение внимательно следить по нотам и «смотреть – слышать» вперед.

Среди упражнений, развивающих навык ускоренного восприятия текста, немаловажную роль играет так называемое фотографирование. Обучающимся показываю отрезок текста (мотив, фразу, предложение), который он должен запомнить, мысленно представить в звучании и сыграть, а в момент исполнения ученик читает а запоминает уже следующий фрагмент (см. приложение № 6).

Очень полезно на всех этапах обучения использовать ансамблевые формы музицирования. Такая игра приобщает ученика к сравнительно сложным звучаниям, которые недоступны ему в сольном исполнении, дисциплинирует волю, тренирует внимание, помогает ощутить метроритмическое движение музыки.

— Настя, сейчас мы с тобой будем читать с листа ансамбль под названием «Игрушечный медвежонок». Старайся смотреть вперед, слушать внимательно вторую партию, следить за ритмическим развитием пьесы (см. приложение № 7).

Формирование навыка быстрого разбора м чтение нотного текста тесно взаимосвязано с общим музыкально-пианистическим развитием ребенка. Наилучшие результаты навыка чтения с листа достигаются тогда, когда этот навык формируется с первых шагов обучения пианиста. Опыт показывает, что даже слабые обучающиеся, систематически играя с листа, двигаются вперед значительно быстрее и увереннее. У них появляется интерес к игре на инструменте. Педагог должен использовать все имеющиеся возможности для того, чтобы привить своим ученикам любовь к чтению с листа, самостоятельному музицированию.

— Настя, что ты узнала на сегодняшнем уроке?

— Третий круг музыкального алфавита, познакомилась с новыми песенками.

Домашнее задание: повторять первый и второй и выучить третий круг музыкального алфавита, играть гамму ре мажор различными штрихами, читать с листа.

Список учебно-методической литературы

Грач Б.С «Фортепианная музыка для детей.» 1-2 классы ДМШ 1980. С.98

Брянская Ф.Д. «Навык игры с листа и принципы его формирования./ Ребенок за роялем. Педагоги-пианисты социалистических стран о фортепианной методике.»- М.: 1981

Баренбойм Л.А «Путь к музицированию.»-Л.: 1973

Кончевский Н.С. Натансон, В.Г. «Современный пианист» М., 1976. –С.132.

Источник

Читайте также:  Ноты песенки дождик песенку поет
Оцените статью