Плещеев осень ноты для

Ц. Кюи — Ноты для хора, голоса

Сборники, песенники с нотами
для вокала, хора в pdf


Ц. Кюи
Майский день

песни и хоры для детей в сопровождении фортепиано
составитель В. Логинова
“Музыка”, 1978г.
номер 9777

ПОД ЛИПАМИ. Слова *
ОСЕНЬ. Слова А. Плещеева
МАЙСКИЙ ДЕНЬ. Слова А. Плещеева
ВЕРБОЧКИ. Слова О. Беляевской
ОМЫВШИСЬ НА ЗАРЕ. Слова С. Надсона
ЗАРЯ ЛЕНИВО ДОГОРАЕТ. Слова С. Надсона
ВЕСЕННЕЕ УТРО. Слова И. Белоусова
ВСЮДУ СНЕГ. Слова И. Белоусова
ПУСТЬ СМЯТЕНЬЯ И ГРОМА. Слова С. Надсона
ГРОЗА. Слова И. Белоусова
ЛАСТОЧКА. Слова И. Белоусова
ВЕРБЫ. Слова О. Беляевской
ДНИ ВЕСЕННИЕ. Слова О. Беляевской.
ПТИЦЫ. Слова О. Беляевской

Скачать ноты


Вокальная библиотека художественной самодеятельности
Ц. Кюи
Смеркалось

для высокого голоса в сопровождении фортепиано
слова А.К. Толстого
“Музыка”, 1964г.
номер м3164г

Известный русский композитор и музыкальный критик Цезарь Антонович КЮИ родился в 1835 году в г. Вильнюсе (б. Вильно), умер в 1918 году.
Учился Ц. Кюи в Петербурге. Он был не только музыкантом, но и ученым в области военно-инженерного дела.
Кюи сыграл значительную роль как выразитель идей «новой русской школы» и был поборником реалистического направления в музыке. Он был членом творческого кружка, известного под названием «Могучая кучка», куда входили также М. Балакирев, Н. Римский-Корсаков, М. Мусоргский, А. Бородин.
Значительную роль сыграл Кюи как музыкальный критик.
Композитором создано много опер, ряд фортепианных произведений, но главное место в его творчестве занимают романсы, их насчитывается около 250.
Романсам Кюи свойственно лирически-созерцательное настроение, большая поэтичность, изящество и легкость фактуры. Композитору чужд драматизм, он не увлекается изобразительностью, описательностью, но стремится выделить вокально-декламационное начало.
Романс «Смеркалось», написанный на слова А. Толстого, является одной из поэтических страниц в творчестве Кюи.
Мелодия написана в вокально-декламационной форме. При изучении романса певец должен хорошо вникнуть в литературный текст, ощутить логические акценты и ударения в словах. Для этого полезно продекламировать текст без музыки, но с выражением (так советовала своим ученикам великая русская певица А. В. Нежданова). После этого появится верное внутреннее движение и выразительность в пении, которая совпадает с авторскими динамическими указаниями.
Романс состоит как бы из двух частей. Первая оканчивается на словах «носился предо мной».
В фортепианной партии со второго такта первого эпизода появляется самостоятельная мелодия, которая напоминает звучание скрипки. Ее надо сыграть легким и светлым звуком на фоне выделяющегося баса. Повторяющаяся нота в среднем голосе должна быть «завуалированной». Это создает некоторую монотонность в настроении и словно выражает «засыпание» природы. Певец продолжает это настроение, рассказывая о поэтической картине, которая является фоном лирического воспоминания, составляющего основу романса.

В конце первого эпизода на слове «мной» — высокая нота у певца. Желательно «сфилировать» звук (то-есть постепенно уменьшить его силу до pianissimo) и снять звучание вместе с пианистом. Если дыхания не хватает, то можно взять его перед словами «предо мной», но сделать это надо выразительно, несколько шире, значительнее, чтобы художественно оправдать разрыв во фразе. Во втором эпизоде на слово «коса» приходится нота соль. Здесь звук должен быть более собранным, гласная «а» должна приближаться к «о» (в данной тональности).
В конце романса дважды повторяется фраза «в вечерний тихий час». В первый раз замедление должно быть почти незаметным, во всяком случае меньше, чем при повторении этой фразы. Также для большей выразительности нужно сделать портаменто. На слове «вечерний» и перед словом «тихий» взять дыхание, чтобы хорошо сфилировать ноту и сделать замедление (это все относится к повторению фразы).
В. Подольская

Скачать ноты

Источник

ОСЕНЬ
(Из цикла «16 песен для детей»)

Музыка — П. Чайковский
Слова — А. Плещеев
Исполняет Сергей Лемешев

Текст песни «Осень»

1
Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца.
Чахлая рябина
Мокнет под окном;
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.
Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла!

2
Вот тебе не рады!
Твой унылый вид
Горе да невзгоды
Бедному сулит.
Слышит он заране
Крик и плач ребят;
Видит, как от стужи
Ночь они не спят;
Нет одежды теплой,
Нету в печке дров.
Ты на чей же, осень,
Поспешила зов?

3
Вон, и худ, и бледен,
Сгорбился больной.
Как он рад был солнцу,
Как был бодр весной!
А теперь — наводит
Желтых листьев шум
На душу больную
Рой зловещих дум!
Рано, рано, осень,
В гости к нам пришла.
Многим не дождаться
Света и тепла!

Источник

Осень. Шестнадцать песен для детей. Op. 54 (1883)

О произведении

Портал НЭБ предлагает вам читать онлайн ноты «Осень. Шестнадцать песен для детей. Op. 54 (1883)», автора Чайковский Петр Ильич, Плещеев А.Н. Ноты были изданы в [?]. Содержит с. 57 — 59

Выражаем благодарность библиотеке «Российская государственная библиотека (РГБ)» за предоставленный материал.

Пожалуйста, авторизуйтесь

Ссылка скопирована в буфер обмена

Вы запросили доступ к охраняемому произведению.

Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).

В связи с тем что сейчас посещение читальных залов библиотек ограничено, документ доступен онлайн. Для чтения необходима авторизация через «Госуслуги».

Для получения доступа нажмите кнопку «Читать (ЕСИА)».

Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом. Заполните форму.

Источник

Общий исполнительский анализ русского романса «Осень» (музыка Ц.А. Кюи, слова А.Н. Плещеева)

Об авторах литературного и музыкального текстов русского романса. Разбор произведения Ц. Кюи «Осень» для детского и женского хора с сопровождением. Осмысленность и выразительность поэтического текста. Отражение самобытности музыкальной мысли в сочинении.

Рубрика Музыка
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 30.03.2015
Размер файла 475,9 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ГБОУ СПО «Пермский музыкальный колледж»

на тему: «Общий исполнительский анализ русского романса «Осень» (музыка Ц.А. Кюи, слова А.Н. Плещеева)»

Выполнила: студентка 1-го курса гр.106

Преподаватель: Николаева Нина Борисовна

1. Об авторах литературного и музыкального текстов русского романса

2. Разбор произведения Ц. Кюи «Осень»

Романс, занимающий в области музыкальной литературы наших дней весьма выдающееся положение, представляет один из родов или видов музыкального сочинения, с которым пришлось считаться большинству современных композиторов всех стран и которому их творчество принесло значительную дань поклонения. Своею родоначальницею романс может считать простую песню, представительницу эпохи и переходившею из поколения в поколение. Из простейшего вида песни безыскусственной стал выделяться новый вид песни культурной, в значительной степени подчиненной художественным требованиям поэзии и музыкального искусства.

В романсах Кюи может быть назван продолжателем Глинки и Даргомыжского: он расширил выразительность мелодии первого и декламацию второго, он вместе с тем обогатил романс разнообразием и замечательною красотою гармонического фона. В его романсах, как и в прочих вокальных произведениях, прежде всего, заметно глубокое и неизменное стремление к выражению правды в музыке, к полному слиянию текста с музыкой, к совершенной осмысленности и выразительности поэтического текста, к самостоятельности и самобытности музыкальной мысли без всякого стеснения её условными рамками формы.

1. Об авторах литературного и музыкального текстов русского романса

Цезарь Антонович Кюи (1825-1893) — русский композитор и музыкальный критик, член «Могучей кучки» и «Беляевского кружка». Музыкой начал заниматься с 10 лет. В 1850 некоторое время брал уроки у С. Монюшки (теория музыки и композиция). В том же году переехал в Петербург, с 1851 учился в Главном инженерном училище, затем в Военно-инженерной академии, по окончании которой (1857) был оставлен при ней репетитором (с 1878 адъютант-профессор, с 1891 заслуженным профессор). В музыкальном развитии Кюи решающую роль сыграло его знакомство с М.А. Балакиревым, А.С. Даргомыжским и В.В. Стасовым. Кюи становится одним из активных участников Балакиревского кружка, поборником передового новаторского движения в русской музыке. Как композитор дебютировал в конце 50-х гг. (в 1859 в концерте РМО под управлением А.Г. Рубинштейна исполнялось «Скерцо» Кюи для оркестра). Как композитор Кюи был больше связан с западным романтизмом, чем с русскими национальными традициями. В его творчестве влияния Р. Шумана, отчасти Ф. Шопена и французской оперной школы совмещаются с известной близостью к Даргомыжскому (отсюда особое внимание к поэтическому слову, забота о верной музыкальной декламации). Наиболее ценной частью обширного творческого наследия Кюи составляет камерная вокальная лирика. Лучшие из его романсов (например, «Царскосельская статуя» и «Сожжённое письмо» на слова А.С. Пушкина, «О чём в тиши ночей», «Эоловы арфы» и «Истомлённая горем» на слова А.Н. Майкова) отличаются поэтичностью настроения, тонким изяществом отделки. Выходя за пределы созерцательного лиризма, композитор нередко впадал в мелодраматический пафос или поверхностную салонную чувствительность (романсы на слова французских поэтов А. Мюссе, В. Гюго, Ж. Римпена).

В ряду других лирических романсов Кюи могут быть выделены в отдельную группу те из них, в которых настроение иллюстрируемой природы отвечает, а в иных случаях противополагается настроению души и чувства. В таких романсах описательный элемент в музыке Кюи очерчен большею частью немногими, но весьма яркими и талантливыми штрихами. В эту группу романсов входит серия маленьких жемчужин, под названием «13 маленьких картинок» Op. 15. Все 13 пьесок по своей грации и задушевности производят очаровательное впечатление, в особенности же «Зайка», «Май» и «Осень». Каждая из этих прелестных миниатюр по содержанию текста приноровлена к детскому миросозерцанию. Подобные произведения музыки, очерчивающие детский мир, доступны пониманию лишь взрослых людей.

Алексей Николаевич Плещеев (1825-1893) Русский писатель, поэт, переводчик; литературный и театральный критик. Поэт родился 22 ноября в Костроме в дворянской семье, принадлежавшей к старинному роду. В 1846 году первый же сборник стихов сделал Плещеева знаменитым в революционной молодёжной среде; как участник кружка Петрашевского он был в 1849 году арестован, и некоторое время спустя отправлен в ссылку, где провёл на военной службе почти десять лет. По возвращении из ссылки Плещеев продолжил литературную деятельность; пройдя через годы бедности и лишений, он стал авторитетным литератором, критиком, издателем, а в конце жизни и меценатом. Многие произведения поэта (особенно стихи для детей) стали хрестоматийными, считаются классикой. На стихи Плещеева известнейшими русскими композиторами написаны более ста романсов. русский романс кюи осень

Тем не менее, существует мнение, что автором стихотворения «Осень», на которое написан хор Кюи, является Анатолий Геннадьевич Баранов. Такие выводы можно сделать на основе просмотра ряда более ранних учебных хрестоматий, в одном из которых впервые было опубликовано стихотворение «Осень наступила, высохли цветы…» под его именем. Стихотворение Баранова «Осень» входило и в другие издания. Так же Баранов включил стихотворение «Осень» в учебное руководство «Русский букварь с материалом для первоначального чтения, заучивания наизусть и письменных упражнений». Ещё один альбом, в котором встречается стихотворение «Осень», — «Детское веселье: Сборник песен для детей школьного возраста», композитор И.С. Ходоровский. Именно он первым приписал авторство теста Плещееву, и после этого, возникает традиция публиковать стихотворение «Осень», как принадлежащее А.Н. Плещееву.

Цезарь Антонович Кюи Алексей Николаевич Плещеев

Произведение Ц.А. Кюи «Осень» на слова А. Плещеева написано для детского и женского хора с сопровождением, тональность d-moll. В произведении «Осень» автор хотел показать пейзажно-лирическую зарисовку, в которой чувствуется наступление пасмурных и серых дней осени. Данное осеннее настроение перекликается с душевным состоянием человека.

Для произведения «Осень» характерна прозрачность хоровой фактуры, её так же можно встретить и других произведениях Ц. Кюи. Произведение начинается с фортепианного вступления, унисон ноты ля (1-ой октавы), который постепенной расширяется до аккорда ми-соль-ля (1-ой октавы). До конца всей первой части в аккомпанементе будет происходить это текстурное расширение. Бас в аккомпанементе на протяжении всей первой части будет постепенно опускаться от ля 1-ой октавы до до-диез большой октавы.

По структурным пропорциям — это классический период, т.е. (16+16). Является однотональным. Особенности формы: двухчастная, репризная, но во 2 части в развитии мы наблюдаем присутствие вариантности.

Следует заметить, что ровное звучание хора, ясная музыкальная фразировка способствует овладению дирижёрским жестом legato. Необходимо добиться четких снятий на второй доле такта. Вершина 1-ой части приходятся на слова «Вянет и желтеет…». Кульминация всего произведения в целом приходятся на слова «Зашумели воды…».

При разучивании этого произведения с хором, главная трудность возникает при выстраивании унисона, который сохраняется на протяжении всего произведения. Так же следует добиться выразительности фраз. Диапазон хора от до первой 1-ой октавы до ми 2-ой октавы. Дыхание пофразное. Звуковедение — legato (связное). Дикция — осмысленная, декламация (выразительность). Атака звука-мягкая. Характеристика звука-прозрачный, мягкий, красивый. Исполнительская характеристика — спокойно, тоскливо, тонко.

В результате проведённой работы я могу сказать, что творчество Ц.А. Кюи занимают хоровые произведения для различных составов (детского, смешанного, однородного, ансамблей), а также вокальная музыка, которая всегда влекла его к себе гораздо сильнее, чем музыка исключительно инструментальная. Основная тема его творчества — пейзажная лирика.

Это произведение будет доступно и интересно детям. Несложное по содержанию, оно будет хорошей основой для приобретения начальных певческих навыков.

1. А.Ф. Назаров «Цезарь Антонович Кюи». Издательство «Музыка», М., 1989 г.

2. Веймарн. П «Цезарь Антонович Кюи как романсист». Муз. Очерк. — Спб 1896 г. — 16 с.

3. «Музыкальная энциклопедия», том 3. Издательство «Советская энциклопедия», М., 1982 г.

4. Материалы с сайта http://ru.wikipedia.org.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Биографии авторов литературного и музыкального текстов произведения «Осень» композитора Цезаря Кюи и писателя Алексея Плещеева. Разбор пейзажно-лирической зарисовки, написанной для детского и женского хора с сопровождением в тональности d-moll.

контрольная работа [1,1 M], добавлен 31.10.2014

Сведения об авторах слов и музыки. Анализ произведения «Ландыш» для трехголосного женского хора с сопровождением. Диапазоны хоровых партий. Форма куплетная со своеобразным припевом, фактура гомофонно-гармоническая, элементы народной китайской музыки.

доклад [47,8 K], добавлен 13.11.2014

Изучение истории возникновения жанра романса в русской музыкальной культуре. Соотношение общих признаков художественного жанра и особенностей жанра музыкального. Сравнительный анализ жанра романса в творчестве Н.А. Римского-Корсакова и П.И. Чайковского.

реферат [86,4 K], добавлен 26.10.2013

Творческий портрет Михаила Васильевича Анцева — автора музыкального и литературного текстов. Анализ поэтического текста, музыкально-теоретический и вокально-хоровой анализ сочинений. Особенности работы с партитурой дирижера женского состава хора.

курсовая работа [31,7 K], добавлен 06.04.2014

Романс в музыке как вокальное сочинение, музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением. Гармоничный синтез жанровых принципов баллады, лирической песни. Любовное переживание, от нежности до страсти в цыганском романсе.

презентация [105,9 K], добавлен 29.04.2014

Характеристика цикла «Детская музыка» — первого сочинения Прокофьева, написанного в жанре фортепианных миниатюр. Особенности музыкального стиля композитора. Исполнительский и методический разбор пьесы «Тарантелла». Анализ характера и формы произведения.

реферат [15,8 K], добавлен 09.01.2015

Обзор творчества Сметаны. Поэзия Сладека. Анализ поэтического текста, музыкального сопровождения и лирико-выразительных средств трёхголосного хора «Моя звезда». Оценка исполнительских средств, технических трудностей. Разработка плана репетиционной работы.

Источник

Оцените статью