Плевицкая белилицы румяницы ноты

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Музыка (1574)
  • Симфоническая (548)
  • Фортепианная (400)
  • Камерная (298)
  • Скрипичная (188)
  • Духовная (113)
  • Хоровая (95)
  • Народная (56)
  • Органная (41)
  • Композиторы (1515)
  • Музыкальные жанры и формы (729)
  • Концерт (245)
  • Симфония (172)
  • Соната (108)
  • Вальс (82)
  • Увертюра (68)
  • Ноктюрн (31)
  • Прелюдия (26)
  • Скерцо (7)
  • Баркарола (2)
  • Балет (445)
  • Танцовщики (199)
  • Балетмейстеры (65)
  • Опера (381)
  • Певцы (359)
  • Музыканты (355)
  • Пианисты (180)
  • Скрипачи (112)
  • Виолончелисты (40)
  • Вокальное искусство (320)
  • Музыка и литература (247)
  • Фестивали, конкурсы, концерты (218)
  • Романс (203)
  • Музыкальная культура народов мира (164)
  • Музыкальные инструменты (140)
  • Дирижёры (130)
  • Музыкотерапия (111)
  • Музыкальный словарь (103)
  • Музыка и живопись (76)
  • Музыкальные театры мира (63)
  • Классика для детей: Твой друг Музыка (52)
  • Оперетта (37)

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Рахманинов — Плевицкая — «Белилицы-румяницы вы мои»

liudmila_leto все записи автора Из фондов «Российского национального музея музыки».
В посте есть ссылка на Музей музыки.

«Русская песня — простор русских небес, тоска степей, удаль ветра. Русская песня не знает рабства. Заставьте русскую душу излагать свои чувства по четвертям, тогда ей удержу нет. И нет такого музыканта, который мог бы записать музыку русской души: нотной бумаги, нотных знаков не хватит. Несметные сокровища там таятся — только ключ знать, чтобы отворить сокровищницу»
Эти слова принадлежат Надежде Плевицкой.

Читайте также:  Простейшие ноты для малышей

«Уехав из России, я потерял желание сочинять» ‑ все биографы Рахманинова непременно цитируют эти слова композитора. Действительно, «русская» часть творческого наследия Рахманинова несоизмеримо больше по сравнению с количеством сочинений, написанных после 1917 года, хотя среди последних – такие шедевры, как Четвертый фортепианный концерт, «Симфонические танцы», «Рапсодия на темы Паганини».

Покидая Россию в 1917 году, Рахманинов оставил все свои музыкальные рукописи в квартире на Страстном бульваре. Сейчас они хранятся в Музее музыки. Но в фонде Рахманинова имеется одно из его зарубежных сочинений – обработка народной песни «Белилицы-румяницы вы мои». Как же оно попало в музей?

На первой странице рукописи есть надпись Софьи Сатиной, двоюродной сестры композитора и сестры его жены: «Оригинал-манускрипт, пожертвовано Е.И. Сомовым в музей Рахманинова в Москву». (Евгений Иванович Сомов, племянник художника Константина Сомова, был секретарем и другом композитора). Перед отправкой листы были покрыты специальным составом, чтобы сохранить карандашную запись автора.

История сочинения связана с именем знаменитой в России и за рубежом певицы Надежды Плевицкой.

Надежда Васильевна Плевицкая (урожденная Винникова) родилась в крестьянской семье. Малограмотная (всё её образование – два класса церковно-приходской школы), не знающая нот крестьянская девушка обладала редкой красоты голосом и абсолютным слухом. При содействии Леонида Собинова Плевицкой – «курскому соловью» — удалось сделать головокружительную карьеру профессиональной певицы. Надежда Васильевна выступала в России с громадным успехом, не раз пела при императорском дворе и получила из рук императрицы драгоценную награду – бриллиантовую брошь в виде жука. По рассказам очевидцев, слушая Плевицкую, император плакал, опустив голову. Однажды он сказал: «Мне говорили, что вы никогда не учились петь. И не учитесь. Оставайтесь такою, какая вы есть».

Читайте также:  Пятница нева с аккордами для гитары

В 1926 году состоялись гастроли Плевицкой в Америке, где Рахманинов услышал в её исполнении курскую народную песню «Белилицы, румяницы вы мои». Композитор написал к ней фортепианное сопровождение, а потом сделал обработку для хора с оркестром. Сохранилась грамзапись песни в исполнении Плевицкой и Рахманинова, сделанная в Нью-Йорке 22 апреля 1926 года.

Сергей Рахманинов
«Белилицы-румяницы вы мои»
Из цикла «Три русские песни для хора и оркестра»

партия фортепиано Рахманинов

*****
Хор и оркестр Большого театра России

Дирижер Евгений Светланов

Академический оркестр русских народных инструментов под упр. Н.Н. Некрасова

В посте есть ссылка на «Российский национальный музей музыки» (Музей музыки).

Рубрики: Музыка/Хоровая
Певцы
Вокальное искусство
Музыкальная культура народов мира

Метки: Рахманинов Плевицкая народные песни

Процитировано 5 раз
Понравилось: 8 пользователям

Источник

🌿Как Сергей Рахманинов и Надежда Плевицкая записали в Нью-Йорке одну русскую песню

Эта история о русской эмиграции.

Рахманинов уехал с семьёй из России в 1917 году, оставив на родине всё: налаженную жизнь, имение в Ивановке с фермерским хозяйством, любовно оборудованным по последнему слову техники и сельхознауки, квартиру в Москве, свой любимый «мерседес», замороженные счета в банке и влюблённую в него русскую публику. Всё, что было разрешено взять с собой супругам Рахманиновым — по 500 рублей и чемодану.

Но в его случае материальные потери не были фатальными, потому что главным капиталом Рахманинова была его репутация как пианиста. Это помогло ему за пару лет каторжного труда (до трещин на пальцах) стать первым номером фортепианного мира и самым состоятельным русским эмигрантом.

Правда, пятиэтажный дом с видом на Гудзоне, который он купил в 1922 году, не решил его творческих проблем: он потерял себя как композитора.

В США была совершенно другая публика и музыкальная атмосфера, лирический стиль Рахманинова выглядел уже старомодно, и нужно было как-то адаптироваться. К тому же гастроли не давали ему возможности сосредоточиться и поймать творческую волну.

Наконец, в 1926 году Рахманинов отказался от всех выступлений и сделал попытку вернуться к композиции. Он начал дописывать эскизно набросанный ещё в России Четвёртый фортепианный концерт, но дело двигалось плохо.

Из этой полосы застоя его вывела встреча с Надеждой Плевицкой.

Для тех, кто не в курсе:

Кто такая Надежда Плевицкая

До революции она была одной из самых ярких звёзд российской эстрады. Она пела народные песни, а также русские и цыганские романсы.

Надежда Плевицкая была дочерью крестьянина из Курской губернии, красавицей и природной певуньей с выраженной авантюрной жилкой в характере. Если даже пунктиром обозначить её биографию (она описала её в мемуарах), получится сюжет для киносериала (странно, что его не сняли до сих пор).

Многодетная крестьянская семья — три класса сельской школы — послушница в монастыре — цирковая артистка — горничная — хористка — танцовщица в балете — ресторанная певица. На этом этапе Плевицкую услышал Леонид Собинов и вывел её на концертную эстраду.

С этого времени начинается слава Плевицкой как вокального самородка и хранительницы народных песенных традиций. Что-то в её пении было такое, что никто не оставался равнодушным. Её обожала публика и даже царская семья.

Правда, всё же были и такие, которым она внушала совсем другие эмоции. Например, Владимиру Набокову. Он написал о ней рассказ «Помощник режиссёра» , где оценивает её пение так: «Вкус у нее был никакой, техника беспорядочная, общий тон ужасающий».

В эмиграцию Плевицкая попала позже Рахманинова, уже в разгар Гражданской войны. Она бежала за границу вместе с третьим (или четвёртым) мужем — генералом царской армии Скоблиным, и там с большим успехом продолжила свою карьеру: русская песня для людей, потерявших Родину, была особенно дорога.

В 1926 году она приехала с гастролями в США, и не раз бывала в доме Рахманинова, который жил в Нью-Йорке на Вест-Энд-авеню в доме №505.

«Белилицы, румяницы» на Вест-Энд-авеню

Детали их личных отношений неизвестны, но родные Рахманинова вспоминали, что она пела для него свои песни, из которых одна произвела на композитора сильное впечатление. Называлась она «Белилицы, румяницы вы мои».

Рахманинов придумал к ней аккомпанемент и счёл результат настолько значительным, что договорился о записи этой песни на пластинку.

Из уважения к знаменитому пианисту песню записали, но тираж выпускать не стали, полагая, что эта запись не будет иметь спроса: ментальный барьер и трудности перевода.

Как, к примеру, найти английский эквивалент этим непонятным «белилицам» и «румяницам»? Тут и не всякий русский сразу поймёт, что имеются в виду белила и румяна.

Фирма «Виктор» изготовила две пластинки для участников этого дуэта, и Плевицкая уехала в Париж.

Её карьера и жизнь закончились в криминально-политических тонах. В 1930 году Плевицкая и Скоблин были завербованы советской разведкой, и спустя семь лет по заданию советского руководства организовали нашумевшее похищение генерала Миллера — руководителя белогвардейской организации в Париже.

Оба были немедленно арестованы. Надежда Плевицкая умерла во французской тюрьме в 1940 году, судьба её мужа неизвестна до сих пор.

Что услышал в этой песне Рахманинов?

«Белилицы, румяницы» — не совсем обычная песня. Она не про любовь, не про разлуку, и не про жестокую судьбу, а про ожидание неминуемой расправы.

Белилицы румяницы вы мои,
Сокатитесь со бела лица долой.
Едет едет мой ревнивый муж домой.
Он везёт везёт подарок дорогой —
Плетёную шелковую батожу.
Хочет хочет меня молоду побить,
Ох не знаю и не ведаю за что,
Я не знаю и не ведаю за что.

За какую за такую за беду,
Только было моей тут беды,
У соседа на беседе я была.
Да супротив холостого сидела,
Холостому стакан мёду поднесла.
Холостой стакан мёду принимал,
Ко стакану белы руки прижимал.
При народе сударушкой называл.
» Ты сударушка лебёдушка моя,
Понаравилась походушка твоя.

Белилицы румяницы вы мои,
Сокатитесь со бела лица долой.

Едет едет мой ревнивый муж домой,
Хочет хочет меня молоду побить,
Право слово хочет он меня побить,
Я ж не знаю и не ведаю за что.

В тексте — задор и бравада разбитной бабёнки. Так его и поёт Плевицкая. А в аккомпанементе неотвратимость возмездия, поступь смерти.

Душа холодеет от этого контраста. И от того, что эти стальные звуки фортепиано выходят из-под пальцев самого Рахманинова.

Надежда Плевицкая и Сергей Рахманинов.

Есть и такая, довольно неожиданная запись Елены Образцовой с Оркестром народных инструментов Николая Некрасова.

Эта песня стала творческим толчком для Рахманинова.

Спустя некоторое время от написал совершенно уникальное в его творчестве сочинение: «Три русские песни для оркестра и хора». «Белилицы румяницы» вошли в неё третьим номером. Об этом — следующая статья.

Источник

Белилицы румяницы вы мои

Белилицы румяницы вы мои
Сокатитесь со бела лица долой
Сокатитесь со бела лица долой
Едет едет мой ревнивый муж домой
Ой-ли-лей ой-лёшеньки-лей-ля
Едет едет мой ревнивый муж домой
Он везёт везёт подарок дорогой
Ой-ли-лей ой-лёшеньки-лей-ля
Он везёт везёт подарок дорогой
Плетёную шелковую батогу
О-о-о-о-ой-ли-лей ой-лёшеньки-лей-ля
Плетёную шелковую батогу
Хочет хочет меня молоду побить
О-о-о-о-ой-ли-лей ой-лёшеньки-лей-ля
Хочет хочет меня молоду побить
Ох не знаю и не ведаю за что
О-о-о-ой-ли-лей ой-лёшеньки-лей-ля
Я не знаю и не ведаю за что
За какую за такую за беду
О-о-о-о-ой-ли-лей ой-лёшеньки-лей-ля
Только было моей тут беды
У соседа на беседе я была
О-ой-ля ой-лёшеньки-лей-ля
У соседа на беседе я была
Да супротив холостого сидела
О-ой-ля ой-лёшеньки-лей-ля
Супротиву холостого сидела
Холостому стакан мёду поднесла
О-о-о-о-ой-ли-лей ой-лёшеньки-лей-ля
Холостой стакан мёду принимал
Ко стакану белы руки прижимал
Ой-ля ой-лёшеньки-лей-ля
Ко стакану белы руки прижимал
При народе сударушкой называл
Ой-ля ой-лёшеньки-лей-ля
Ты сударушка лебёдушка моя
Понаравилась походушка твоя
О-ой-ля ой-лёшеньки-лей-ля
Белилицы румяницы вы мои
Сокатитесь со бела лица долой
Едет едет мой ревнивый муж домой
Хочет хочет меня молоду побить
Право слово хочет он меня побить
Я ж не знаю и не ведаю за что.

В фортепианной обработке Сергея Рахманинова и исполнении Надежды Плевицкой этот с первого взгляда незатейливый рассказ открывает столько, что. Впрочем, русские песни лучше слушать, нежели объяснять. (ОК)

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 31.10.2015. Рейс 9268
  • 30.10.2015. Прошел день, ничем не омраченный, почти счастливый
  • 29.10.2015. Каждый человек сам выбирает себе дорогу
  • 28.10.2015. Человек с лошадиным бегом
  • 27.10.2015. Мимолетное видение Барракуды
  • 26.10.2015. Один на один со Вселенной
  • 25.10.2015. В Москве скончался писатель Юрий Мамлеев
  • 24.10.2015. Рок-н ролл для Эла
  • 23.10.2015. Метро сломалось и пробки в Москве
  • 22.10.2015. Сказавшим нет
  • 21.10.2015. Мой Есенин. Часть четвертая. Письмо к женщине
  • 20.10.2015. Нам вместе бороть тьму конфет дарёных
  • 19.10.2015. Корабль бездельников
  • 18.10.2015. Ангел необъяснимого
  • 17.10.2015. Как тихо и уютно жилось мне здесь когда-то!
  • 16.10.2015. Белилицы румяницы вы мои
  • 15.10.2015. А если спросит кто-нибудь.
  • 14.10.2015. Ремесло поэта
  • 13.10.2015. Она увлечена мгновеньем
  • 12.10.2015. Звук привычный, звук живой
  • 11.10.2015. Удар зонтиком
  • 10.10.2015. От Москвы Престольной до степного Яика
  • 09.10.2015. Я вспомнил, конечно, где мы встречались
  • 08.10.2015. Никак не могу подобрать мотив.
  • 07.10.2015. Поверь искренности поэта, Господь, и прости его
  • 06.10.2015. Безумная. Из народных мотивов
  • 05.10.2015. Мама не смотри
  • 04.10.2015. Hесколько пьяных вишен
  • 03.10.2015. Роковая на нем печать
  • 02.10.2015. Гроссбух Тамбовской казначейши. Часть вторая
  • 01.10.2015. Гроссбух Тамбовской казначейши. Часть первая

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Источник

Оцените статью