Пляски смерти листа для фортепиано с оркестром

Пляски смерти листа для фортепиано с оркестром

Камиль Сен-Санс «Пляска смерти»

Вопрос жизни и смерти с древнейших времен волновал людей. Есть ли жизнь после смерти, и что ждет человека, когда его дни сочтены – вот, две тайны, покрытые туманом и мраком. Многие деятели искусства обращались к сумрачному образу. Ференц Лист , И.В. Гёте, Гектор Берлиоз, Мусоргский . В творчестве Камиля Сен-Санса инфернальный персонаж был воплощен в симфонической поэме «Пляска смерти».

Историю создания «Пляски смерти» Сен-Санса, содержание произведения и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

История создания

Как говорил сам композитор «симфонические поэмы Листа привели меня к дороге, пройдя по которой я смог сочинить «Пляску смерти» и другие произведения». В 1873 году музыкант обращается к миниатюрной поэме поэта Анри Казалиса. Литературное произведение, посвященное Смерти, которая делает людей равными между собой, произвело сильнейшее впечатление на музыканта. Не откладывая сочинение в долгий ящик, Камиль сочиняет романс на стихи. Прошел год, и мысль о произведении не покидала Сен-Санса . Он решил сочинить на столь мрачную тему симфоническую поэму. Работа шла очень быстро и вскоре поэма была полностью закончена.

В 1875 году, 24 января состоялась долгожданная премьера сочинения. Дирижировал французский дирижер и скрипач Эдуар Колонн. Презентация нового симфонического произведения прошла в рамках воскресных концертов Колонна. Дирижер активно пропагандировал новую французскую музыку, для проведения премьерных вечеров он арендовал крупный театр «Одеон» в Париже и собрал собственный оркестр. Зал был заполнен, произведение приняли на «Ура!», по требованию слушателей его повторили на бис. Это знаменовало успех.

Читайте также:  Калинка для домры давидовича ноты

Прошло больше года, когда произведение вновь исполнили. Реакция оказалась противоположной, сочинение провалилось. Появлялись негативные рецензии. Не обошли стороной обсуждение и члены Могучей Кучки . Особенно остро высказывались Мусоргский и Стасов, в противовес им выступали Римский-Корсаков и Кюи.

В дальнейшем гнев вновь сменился на милость и произведение охотно исполнялось лучшими дирижерами мира. Особенно искусно дирижировал сам автор. Сегодня «Пляска смерти» достаточно часто исполняется всемирно известными оркестрами, а произведение признано шедевром классической музыки.

Интересные факты

  • Переложение произведения для фортепиано было создано Крамером.
  • В Голландии в Национальном парке развлечений в комнате с приведениями можно услышать «Пляску смерти» Камиля Сен-Санса.
  • Пляска Смерти – это аллегория равенства людей перед лицом Смерти, появившаяся в поэзии Средних веков.
  • Существует транскрипция для органа, созданная музыкантом Эдвином Лемаре.
  • За всю жизнь Камиль Сен-Санс сочинил 4 симфонические поэмы.
  • В 1876 году Ференц Лист высоко ценивший творчество Сен-Санса , создал фортепианную транскрипцию произведения и отправил ноты композитору, тем самым показав уважительное отношение и признание.

  • Поэма была посвящена талантливой пианистке Каролине Монтиньи-Ремори. Она была близка Камилю Сен-Сансу по духу, достаточно часто он называл ее дорогой сестрой. Начало переписки с Каролиной было положено в 1875 году и продолжалось более сорока лет.
  • Музыка Камиля Сенс-Санса вдохновила известного писателя Нила Геймана на создание популярного романа «Книга кладбища».
  • Ференц Лист также обращался к данному сюжету и сочинил произведение на тему «Страшного суда» для исполнения на фортепиано с оркестром. Многие критики сравнивали его в дальнейшем с произведением Сен-Санса.
  • В качестве литературного источника композитор использовал стихотворение достаточно известного деятеля культуры Анри Казалиса, который часто подписывал собственные работы другим именем Жан Лагор. Сейчас литературное произведение так и называется «Пляска смерти». Во времена композитора стихотворение имело более ироничное название «Равенство и братство».
  • Симфоническая поэма часто использовалась в качестве музыкального сопровождения в танцевальных постановках Анны Павловой.
  • Вначале композитор написал романс на стихотворение, спустя год была написана симфоническая поэма.

Содержание

Согласно легенде, каждый год в полночь на Хэллоуин появляется Смерть. Она призывает мертвых из их могил танцевать для нее под звуки скрипки, на которой она играет. Скелеты танцуют для неё до тех пор, пока петух не прокричит на рассвете. Тогда они должны вернуться в свои могилы до следующего года.

Музыкальное произведение открывается арфой, играющей одну ноту, двенадцать раз. Звучание арфы олицетворяет двенадцать ударов часов в полночь. Сопровождается украшающий инструмент мягкими аккордами струнных. Первая скрипка начинает игру на тритоне, который был известен как «Дьявол в музыке», во времена Средневековья и Барокко. Чтобы создать подобный акустический эффект необходимо настроить первую и вторую струну скрипача не на квинту, как этого требует классическое исполнение, а на тритон. Первая тема поручена флейте, вторая тема-нисходящая шкала — это соло скрипки в сопровождении мягких аккордов струнных. Ритм вальса, порученный низким струнным и ксилофону, создает опору, начинается танец мертвецов. Постепенно композитор вводит фугато, олицетворяющее инфернальный, загробный мир.

Появление мажора знаменует начало среднего раздела поэмы. Музыка становится более энергичной и в ее середине, сразу после развивающего раздела, основанного на второй теме, появляется прямая цитата — Dies irae. Григорианский хорал, знаменующий Страшный суд, играют деревянные духовые инструменты. Dies irae представлен необычно, в главной тональности. После этого раздела пьеса возвращается к первой и второй темам, тематическое развитие приводит к кульминации – разгар праздника мертвых. Упорное сохранение ритма вальса символизирует, что гуляния продолжаются. Но вдруг резко обрывается полнозвучный вихрь оркестра, и в коде, представляющей рассвет можно услышать пение петуха, которое играет гобой . Праздник окончен, наступает обычная жизнь, и скелеты возвращаются в свои могилы.

Сочинение имеет особую музыкальную колористичность. Многие эффекты были достигнуты благодаря профессиональной оркестровке. Так, добиться звука дребезжащих костей удалось благодаря использованию ксилофона , что являлось большой редкостью для оркестра. Использование ударных в сочетании со струнными и арфой создает особую мистическую атмосферу.

Музыка «Пляски смерти» в кинематографе

  • Город монстров (2015);
  • Обитель проклятых (2014);
  • Ностальгирующий критик (2013);
  • Призраки дома Уэйли (2012);
  • Хранитель времени (2011);
  • Изумительный (2008);
  • Шрэк 3 (2007);
  • Двенадцатилетние (2005);
  • Последний танец (2002);
  • Баффи – истребительница вампиров (1999);
  • Джонатан Крик (1998);
  • Тумстоун: Легенда дикого запада (1993);

«Пляска смерти» Камиля Сен-Санса – это удивительная симфоническая поэма, обладающая удивительной звукоизобразительностью и красочностью. Музыка стала настоящим открытием для XIX века и продолжает удивлять любителей классики до сих пор.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Камиль Сен-Санс «Пляска смерти»

Источник

«Пляска смерти» Ф. Листа

Страницы работы

Содержание работы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ЕСТЕСТВЕННЫХ И ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

Юревич Анна Викторовна

проверилаЛозинская В. П.

Красноярск, 2007
История создания:

На создание «Пляски смерти» Листа вдохновило знакомство с произведениями немецкой и итальянской живописи, относящимися к XIV – XVI векам и отображающими мысль «о бренности всего земного».

По свидетельству современников, особое впечатление на Листа произвели два произведения.

Первое из них – серия рисунков «Пляска смерти» немецкого художника Гольбейна-младшего. Эта «сюита» рисунков символически изображала смерть в виде пляшущей старухи, которая увлекала свои жертвы в дикую «пляску смерти».

Второе произведение, вдохновившее Листа на создание «Пляски смерти», — одна из фресок собора Санто-Кампо в Пизе, в Италии. Центральный образ её – смерть в виде уродливой старухи с крыльями летучей мыши и занесённой над жертвой косой. Смерть в центре фрески окружена скопищем прислуживающих ей чертей. В левой нижней стороне картины – блестящая охотничья кавалькада во главе с королём и королевой. На своём пути они встречают три открытых гроба. Справа на картине в тени дерева собрались юноши и девушки; одни из них нежно беседуют, другие услаждают свой слух музыкой. Но смерть и уже ищет жертвы среди них. В центре картины нищие и калеки с мольбой простирают руки к приближающейся смерти. В левом верхнем углу – «благочестивые старцы» — отшельники, которых одних не затронул страх смерти. При всей наивности символики, фреске присуща большая выразительная сила.

Лист познакомился с фреской «Торжество смерти» в 1838 году. В том же году Лист записал ряд набросков фортепьянной пьесы, которая по его замыслу должна была отобразить средствами музыки впечатление, произведённое на него знаменитой фреской. Работа над этой пьесой проходила с большими перерывами в течении многих лет. Лишь в 1861 году пьеса эта была вполне закончена в изложении для фортепьяно с оркестром.

Структура и описание произведения:

«Пляска смерти» представляет собой парафразу, т.е. свободную фантазию на тему мрачного средневекового напева «Dies irae» — «День гнева». Мелодия «Dies irae» с исключительной силой обобщения отобразила чувство безысходности, обречённости, упорно насаждавшееся церковью в эпоху средневековья.

Как рассказывал сам Лист, образы «Торжества смерти» сразу же вызвали у него в памяти этот старинный напев. Естественно явилась мысль построить пьесу, рисующую образы фрески, на основе разработки мелодии «Dies irae».

«Пляска смерти» открывается могучими «колокольными» ударами фортепьяно, звучащими подобно набату. На этом фоне сурово и непреклонно провозглашается медными и деревянными духовыми инструментами тема «Dies irae». Мелодия излагается не полностью – пронзительно громкий возглас оркестра обрывает её проведение. Шумный, взметающийся вверх и в тотчас же скатывающийся в глубокие басы пассаж фортепьяно опять вводит интонации темы, но новый возглас оркестра обрывает её уже в самом начале. Диалогическая перекличка продолжается и дальше, причём громовые возгласы оркестра учащаются, ускоряются, в то же время меняя свои очертания. Ещё более размашистый пассаж фортепьяно завершает этот исполненный драматизма вступительный раздел произведения и подводит к первому полному проведению темы.

Тема проходит здесь в оркестре в более оживлённом темпе, сопровождаясь в основной своей части мощными аккордовыми тремоло фортепьяно; окончание темы дважды повторяется, каждый раз во всё более могучем звучании.

После этого начинается варьирование темы. В первых вариациях Лист оставляет мелодическую линию темы почти неизменной, варьируя её гармоническое и фактурное оформление, наслаивая на неё новые мелодии-подголоски, давая тему то целиком, то без окончания. Сохраняется здесь и основная тональность пьесы – ре минор.

Если во вступительном разделе и при первом изложении мелодия темы проходила на фоне выдержанных резко неустойчивых созвучий, в следующем кратком эпизоде (Allegro moderato), порученном солирующему фортепьяно, она получает богатую, хорального плана гармонизацию. Тема звучит здесь в спокойном, неспешном темпе, чеканно, грузно и вместе с тем несколько торжественно. Окончание мелодии не появляется. Данное проведение темы является промежуточным, вступительным к следующему.

В новой вариации (первая вариация, по обозначению Листа) темп движения несколько оживляется. На тему, проходящую в басах, наслаиваются новые мелодические голоса. Образуются как бы два плана музыки: с одной стороны, напев «Dies irae», словно символизирующий неодолимую силу рока, с другой – противостоящий ему музыкальный образ, исполненный большой энергии, воли: в причудливых изломах мелодии здесь, однако, одновременно ощутима и обречённость.

В следующей вариации (вторая вариация, по обозначению Листа) тема вновь проходит в басах, в сопровождении лёгких пассажей фортепьяно. Она звучит значительно и весомо, так как остаётся основным мелодическим голосом. Соло валторны воспроизводит одну из напевок нового мелодического голоса предыдущей вариации. Путём таких интонационных связей Лист достигает большого единства развёртывания музыки.

Тема проводится здесь без окончания, после чего повторяется; затем дважды проходят её заключительные попевки. Благодаря этому два проведения темы тесно объединяются, образуя одну группу вариаций.

Очередная группа вариаций (третья вариация, по Листу) открывается соло фортепьяно, которое вводит, совершенно новую тему. Она строится на всей более расширяющихся бросках вверх от одного звука, подчёркнутых синкопами, и, исполняемая фортепьяно в мощных октавных удвоениях, звучит грозно и очень напористо.

Источник

Оцените статью