По диким степям забайкалья ноты для хора

По диким степям забайкалья ноты для хора

ПО ДИКИМ СТЕПЯМ ЗАБАЙКАЛЬЯ

Неизвестный автор

По диким степям Забайкалья,
Где золото роют в горах,
Бродяга, судьбу проклиная,
Тащился с сумой на плечах.

Бежал из тюрьмы темной ночью,
За правду он долго страдал –
Бежать больше не было мочи,
Пред ним простирался Байкал.

Бродяга к Байкалу подходит,
Рыбацкую лодку берет,
И грустную песню заводит,
Про родину чтой-то поет.

Бродяга Байкал переехал.
Навстречу родимая мать.
«Ах, здравствуй, ах, здравствуй, мамаша,
Здоров ли отец мой и брат?»

«Отец твой давно уж в могиле
Сырою землею зарыт,
А брат твой далеко в Сибири,
Давно кандалами звенит.

По диким степям Забайкалья,
Где золото роют в горах,
Бродяга, судьбу проклиная,
Тащился с сумой на плечах.

Расшифровка фонограммы Андрея Макаревича, альбом «Песни, которые я люблю», Sintez Records, 1996.

Аналогичный вариант с незначительными расхождениями – в репертуаре Жанны Бичевской (альбом «Старые русские народные деревенские и городские песни и баллады», Часть 1, ZeKo Records, 1996):

ст. 8. «Пред ним расстилался Байкал»
ст. 12. «О родине что-то поет»
ст. 18. «Землею сырою зарыт»
ст. 19. «А брат твой в далекой Сибири»

Песня стала широко известна с начала 1900-х годов, но в тюремной среде в Сибири бытовала еще в 1880-е годы. Авторство достоверно не установлено. Обычно публикуется как песня неизвестного автора. В кн.: Очи черные: Старинный русский романс. М.: Изд-во Эксмо, 2004. — в дискографии исполнителей начала XX века эта песня под заглавием «Бродяга» дается с авторством слов И. К. Кондратьева (См.: Очи черные: Старинный русский романс. – М.: Изд-во Эксмо, 2004., стр. 112-113, 174, 249):

Бродяга (Из песен каторжан), пластинка фирмы «Пате», Москва, 1908 г., 26721, исп. Надежда Плевицкая.
Бродяга (Из песен каторжан, сл. И. Кондратьева), пластинка фирмы «Бека Рекорд», Москва, 1909 г., 45657, исп. Надежда Плевицкая.
Бродяга (Из песен каторжан, сл. И. Кондратьева), пластинка фирмы «Патэ», 1912 г., 26721, исп. Нина Дулькевич.
Бродяга (Песня каторжан на стихи И. К. Кондратьева), пластинка фирмы «Электрекорд», Бухарест, 1944-45 гг., WHR1303, исп. Петр Лещенко.

И. Кондратьев, поэт из суриковского кружка, — автор нескольких популярных песен, в том числе «Очаровательные глазки». Искусствовед Борис Алмазов вероятным автором называет поэта с «псевдонимом П. К. (Павел Кондратьев?)» (Алмазов Б. А. Не только музыка к словам… М.: ЗАО Центрполиграф: ООО «МиМ-Дельта», 2003. — с. 443). Здесь какая-то путаница, так как Кондратьев не «П», а «И».

Есть «ковбойская» переделка Виктора Баранова — «По дитким степям Аризоны. »

ВАРИАНТЫ (5)

1. По диким степям Забайкалья

По диким степям Забайкалья,
Где золото роют в горах,
Бродяга, судьбу проклиная,
Тащился с сумой на плечах.

Идет он густою тайгою,
Где пташки одни лишь поют,
Котел его сбоку тревожит,
Сухие коты ноги бьют.

На нем рубашонка худая
Со множеством разных заплат,
Шапчонка на нем арестанта
И серый тюремный халат.

Бежал из тюрьмы темной ночью,
В тюрьме он за правду страдал –
Идти дальше нет больше мочи,
Пред ним расстилался Байкал.

Бродяга к Байкалу подходит,
Рыбацкую лодку берет
И грустную песню заводит —
Про родину что-то поет:

«Оставил жену молодую,
Оставил я малых детей,
Теперь я иду наудачу,
Бог знает, увижусь ли с ней!»

Бродяга Байкал переехал,
Навстречу родимая мать.
«Ах, здравствуй, ах, здравствуй, мамаша,
Здоров ли отец, хочу знать?»

— «Отец твой давно уж в могиле,
Сырою землею зарыт,
А брат твой давно уж в Сибири,
Давно кандалами гремит.

Пойдем же, пойдем, мой сыночек,
Пойдем же в курень наш родной,
Жена там по мужу скучает,
И плачут детишки гурьбой».

Русские песни и романсы / Вступ. статья и сост. В. Гусева. — М.: Худож. лит., 1989. — (Классики и современники. Поэтич. б-ка).

Коты — короткие теплые сапожки из войлока или сукна. В других вариантах фразу «сухие коты» заменили на более понятные: «сухарики с ложками», «сухарики с плошками» и т. д.

Близкие варианты:

По диким степям Забайкалья

По диким степям Забайкалья,
Где золото роют в горах,
Бродяга, судьбу проклиная,
Тащится с сумой на плечах.

Идет он густою тайгою,
Где пташки одни лишь поют,
Котел его сбоку тревожит,
Сухие коты ноги бьют.

На нем рубашонка худая
И множество разных заплат,
Шапчонка на нем арестанта
И серый тюремный халат.

Бродяга к Байкалу подходит,
Рыбачью он лодку берет,
Унылую песню заводит —
Про родину что-то поет:

«Оставил жену молодую,
И малых оставил детей,
Теперь я иду наудачу,
Бог знает, увижусь ли с ней!»

Бродяга Байкал переехал,
Навстречу родимая мать.
«Ах, здравствуй, ах, здравствуй, мамаша,
Здоров ли отец, хочу знать?»

«Отец твой давно уж в могиле,
Сырою землею зарыт,
А брат твой давно уж в Сибири,
Давно кандалами гремит.

Пойдем же, пойдем, мой сыночек,
Пойдем же в курень наш родной,
Жена там по мужу скучает
И плачут детишки гурьбой».

Песня стала широко известна с начала 900-х годов. Однако в тюремной среде Сибири она бытовала еще в 80-е гг. XIX в. (см. И.П. Белоконский, «По тюрьмам и этапам», Орел, 1887, стр. 209-210). Один из песенных вариантов (записано А.М. Новиковой в 20-е гг. в Тульской области).

Русские народные песни. Вступ. статья, сост. и примеч. А.М. Новиковой. М., Государственное издательство художественной литературы, 1957. С. 441.

По диким степям Забайкалья

По диким степям Забайкалья,
Где золото роют в горах,
Бродяга, судьбу проклиная,
Тащился с сумой на плечах.

Идет он густою тайгою,
Где пташки одни лишь поют,
Котел его сбоку тревожит,
Сухие коты ноги бьют.

На нем рубашонка худая
Со множеством разных заплат,
Шапчонка на нем арестанта
И серый тюремный халат.

Бежал из тюрьмы темной ночью,
В тюрьме он за правду страдал, –
Идти дальше нет больше мочи,
Пред ним расстилался Байкал.

Бродяга к Байкалу подходит,
Рыбацкую лодку берет
И грустную песню заводит —
Про родину что-то поет:

«Оставил жену молодую,
И малых оставил детей,
Теперь я иду наудачу,
Бог знает, увижусь ли с ней!»

Бродяга Байкал переехал,
Навстречу — родимая мать.
«Ах, здравствуй, ах, здравствуй, родная,
Здоров ли оте мой и брат?»

«Отец твой давно уж в могиле,
Сырою землею зарыт,
А брат твой давно уж в Сибири,
Давно кандалами гремит.

Пойдем же, пойдем, мой сыночек,
Пойдем же в курень наш родной,
Жена там по мужу скучает,
И сын твой стал уж больной».

Русский шансон / Авт.-сост. И. Банников. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА. — (1000 советов от газеты «Комсомольская правда»), с. 21.

2. По диким степям за Байкалом

По диким степям за Байкалом,
Где золото роют в горах,
Бродяга, судьбу проклиная,
Тащится с сумой на плечах.

Шел он густою тайгою,
Где птички одни лишь поют,
Кошель его сбоку тревожит,
Сухарики с ложками бьют.

Шапчонка на нем арестанта
И старый тюремный халат,
Рубашонка на нем изорвана,
Из множества старых заплат.

Бродяга к Байкалу подходит,
Рыбачью он лодку берет,
Унылую песню заводит,
Про родину что-то поет.

«Оставил жену молодую,
Оставил я малых детей,
Теперь я иду наудачу,
Бог знает, увижусь ли с ней».

Бродяга Байкал переехал,
Навстречу родимая мать.
«Здравствуй, здравствуй, мамаша,
Жив ли отец мой и брат?»

«Отец твой давно уж в могиле,
Давно он землею зарыт,
А брат твой давно уж в Сибири,
Давно кандалами гремит.

Пойдем же, пойдем же, сыночек,
И родимый курень наш родной,
Жена там по мужу скучает,
Детишки там плачут гурьбой».

С не существующего ныне сайта Александра Кантемировского «Узелочек».

3. По диким степям Забайкалья

По диким степям Забайкалья,
Где золото роют в горах,
Бродяга, судьбу проклиная,
Тащится с сумой на плечах.

Идет он густою тайгою,
Где пташки одни не поют,
Котел его сбоку тревожит,
Сухарики с ложками бьют.

.
.
Шапчонка на нем арестанта
И серый тюремный халат.

Бродяга к Байкалу подходит,
Рыбачью он лодку берет,
Унылую песню заводит,
Про родину что-то поет.

.
.
Теперь я иду наудачу.
Увижусь ли, нет ли я с ней».

Бродяга Байкал переехал.
Навстречу родимая мать.
«Ах, здравствуй, ах, здравствуй, мамаша.
Здоров ли отец мой и брат?»

«Отец твой давно уж в могиле,
Сырою землею зарыт,
А брат твой давно уж в Сибири,
Давно кандалами гремит.

Пойдем же, пойдем же, сыночек,
Пойдем же в курень наш родной,
Жена там по мужу скучает,
И птички все плачут гурьбой».

С не существующего ныне сайта Александра Кантемировского «Узелочек».

4. По диким степям Забайкалья
(Из песен каторжан)

По диким степям Забайкалья,
Где золото роют в горах,
Бродяга, судьбу проклиная,
Тащился с сумой на плечах.

На нем рубашонка худая
Со множеством разных заплат,
Шапчонка на нем арестанта
И серый тюремный халат.

Бежал из тюрьмы темной ночью,
В тюрьме он за правду страдал,
Идти дальше нет уже мочи,
Пред ним расстилался Байкал.

Бродяга к Байкалу подходит,
Рыбацкую лодку берет,
И грустную песню заводит,
Про родину что-то поет!

А ветер ему отвечает:
«Напрасно, бродяга, бежишь,
Ведь бедное сердце не чует,
Что нету родных уж в живых».

Бродяга Байкал переехал,
Навстречу родимая мать.
«Ах, здравствуй, ах, здравствуй, родная,
Здоров ли отец мой и брат?»

«Отец твой давно уж в могиле,
Землею сырою зарыт,
А брат твой давно во Сибири.
Давно кандалами гремит».

Из репертуара Надежды Плевицкой (1884-1941)

Очи черные: Старинный русский романс. – М.: Изд-во Эксмо, 2004.

Здесь есть редкий куплет — «А ветер ему отвечает. «. Первая строка этого варианта встречается также в ред. «В пустынных степях Забайкалья» (Песни узников. Составитель Владимир Пентюхов. Красноярск, 1995). А вторая строка последнего куплета — в ред. «Землей призасыпан, лежит».

Этот же вариант с нотами, с добавлением еще одного куплета, и с подписью: «Слова И. КОНДРАТЬЕВА (?)» — в сб.: Ах, зти черные глаза. Сост. Ю. Г. Иванов. Муз. редактор С. В. Пьянкова. Смоленск: Русич, 2004:

. Пойдем же, пойдем же, сыночек,
Пойдем же в курень наш родной,
Жена там по мужу скучает,
И плачут детишки гурьбой».

Этот же вариант с нотами (немного иными), без куплета про ветер и без подписи авторов — в сб.: Такун Ф. И. Славянский базар. М., «Современная музыка», 2005:

5. Бродяга к Байкалу подходит

Бродяга к Байкалу подходит,
Где золото роют в горах,
Бродяга судьбу проклинает,
Тащится с сумой на плечах.
Идет он густою тайгою,
Где пташки одни лишь поют.
Зачем ему душу тревожат?
Сухарики плошкою бьют.
Бродяга к Байкалу подходит,
Рыбацкую лодку берет,
Унылую песню заводит –
Про Родину что-то поет:
«Оставил жену молодую,
Оставил я малых детей,
Теперь я иду наудачу,
Не знаю, увижусь ли с ней!»
Бродяга Байкал переехал,
Навстречу родимая мать,
«Ах, здравствуй, ах, здравствуй, родная,
Здорова ль семья, хочу знать?»
«Отец твой давно уж в могиле,
Давно уж землею зарыт,
А брат твой давно во Сибири,
Давно кандалами гремит.
Пойдем же, пойдем, мой сыночек,
Пойдем же да в домик родной,
Жена там по мужу скучает
И плачут детишки твои».

Записана от Бутиной М. Я., г. Каскелен, в 1977 г. Два других варианта записаны в том же году в с. Чемолган См.: «Песни и романсы русских поэтов», серия «Библиотека поэта», М.-Л., 1965, № 655. Песня неизвестного автора середины XIX — начала XX вв.

Багизбаева М. М. Фольклор семиреченских казаков. Часть 2. Алма-Ата: «Мектеп», 1979, № 298.

Источник

Ноты для хора — Русские народные песни

Сборники, песенники с нотами для хора в pdf


ПОПУЛЯРНЫЕ РУССКИЕ ПЕСНИ
Для вокальных народных ансамблей
составитель А.Шелепнев
«Советский композитор», 1989г.
номер с8800к

  • УТЕС СТЕПАНА РАЗИНА. Обработка Н. Кутузова
  • СЛАВНОЕ МОРЕ — СВЯЩЕННЫЙ БАЙКАЛ. Обработка Н. Кутузова
  • ГЛУХОЙ, НЕВЕДОМОЙ ТАЙГОЮ. Обработка Н. Кутузова.
  • ПО ДИКИМ СТЕПЯМ ЗАБАЙКАЛЬЯ. Обработка Н. Кутузова
  • НЕ ШУМИ ТЫ, МАТЬ ЗЕЛЕНАЯ ДУБРАВУШКА. Обработка В. Григоренко
  • ТЫ ВЗОЙДИ, СОЛНЦЕ КРАСНОЕ. Обработка В. Григоренко
  • СПУСКАЕТСЯ СОЛНЦЕ ЗА СТЕПИ. Обработка В. Григоренко
  • СРЕДИ ДОЛИНЫ РОВНЫЯ. Обработка В. Григоренко
  • ОЙ, ДА ТЫ, КАЛИНУШКА. Обработка Н. Кутузова
  • МЕЖ ВЫСОКИХ ХЛЕБОВ. Слова Н. Некрасова. Обработка В. Григоренко
  • У ЗАРИ-ТО, У ЗОРЕНЬКИ. Обработка В. Григоренко
  • ЧАС ДА ПО ЧАСУ. Обработка В. Григоренко
  • НЕДЕЛЬКА. Обработка В. Григоренко
  • МЕЖ КРУТЫХ БЕРЕЖКОВ. Слова М. Ожегова. Обработка В. Григоренко
  • СПОСЕЯЛИ ДЕВКИ ЛЕН. Обработка А. Громова
  • ИЗ-ЗА ГОР-ГОРЫ. Обработка А. Громова
  • МОЙ МУЖ МОЛОДОЙ. Обработка А. Громова
  • ТОНКАЯ РЯБИНА. Обработка В. Григоренко
  • ТО НЕ ВЕТЕР ВЕТКУ КЛОНИТ. Обработка В. Григоренко.
  • ЛЕТЕЛ ГОЛУБЬ. Обработка А. Громова
  • НА РАБОТУ, КУМА, НА РАБОТУ. Обработка А. Громова.
  • ЛЕТЯТ УТКИ. Обработка Н. Кутузова
  • СОЛОВЬЕМ ЗАЛЕТНЫМ. Слова А. Кольцова. Обработка В. Григоренко
  • ТЫ, РЕКА ЛИ МОЯ, РЕЧЕНЬКА. Обработка В. Григоренко
  • В ДЕРЕВНЕ БЫЛО ОЛЬХОВКЕ. Обработка В. Григоренко.
  • СНЕГИ БЕЛЫЕ, ПУШИСТЫ. Обработка В. Григоренко.
  • ВО СУББОТУ, ДЕНЬ НЕНАСТНЫЙ. Обработка Н. Кутузова.
  • ГОЛУБЬ, ГОЛУБЬ, ГОЛУБИНЬКА. Обработка Н. Кутузова.
  • ЛУЧИНУШКА. Обработка В. Григоренко
  • АХ ТЫ, НОЧЕНЬКА. Обработка В. Григоренко
  • ДВА МОЛОДЧИКА САДОЧКОМ ШЛИ. Обработка А. Громова
  • НЕ СЫРОЙ ЛИ ДУБИК РАЗГОРАЕТСЯ. Обработка А. Гродова
  • КАК ЗА НАШИМ ЗА ДВОРОМ. Обработка А. Громова.
  • НЕ ВЕЛЯТ МАШЕ ЗА РЕЧЕНЬКУ ХОДИТЬ. Обработка В. Григоренко
  • ПОЗАРАСТАЛИ СТЕЖКИ-ДОРОЖКИ. Обработка В. Григоренко
  • НИЧТО В ПОЛЮШКЕ НЕ КОЛЫШЕТСЯ. Обработка Н. Кутузова
  • ПЕРЕВОЗ ДУНЯ ДЕРЖАЛА. Обработка Н. Кутузова
  • ОЙ, МОРОЗ, МОРОЗ. Обработка Н. Кутузова
  • КАЛИНКА. Обработка Н. Кутузова
  • НЕ ОДНА ВО ПОЛЕ ДОРОЖЕНЬКА. Обработка В. Григоренко
  • УЖ ТЫ, ПОЛЕ МОЕ. Обработка В. Григоренко.
  • ПОСЕЮ ЛЕБЕДУ. Обработка В. Григоренко
  • РОДИНА. Обработка В. Григоренко

Скачать сборник


Русские народные песни
Н. Римский-Корсаков
для смешанного хора (партитура и голос)
«МУЗГИЗ», 1937г.
номер м1838г
(pdf, 1.14 Мб)

  • 1. Взойди ты, солнце, не низко, высоко
  • 2. Ай, во поле липонька
  • 3. Заплетися, плетень
  • 4. Посмотрите-ка, добрые люди
  • 5. Со вьюном я хожу

Текст песни:

Взайди, взайдика, солнышко, не низко а не высоко
Не низка а не высока, на новаи сени
Зайди, зайдика, братец, ка сестрице юв гости
Спраси, спрасика, братец, про сястрицено горе
Здэрова ль, моя сястрица, здэрова ль, моя родная,
Здэрова ль, моя родная, не очени я здэрова
Не очени я здэрова, есть чятыре у меня горя
Есть четыре у меня горя, пятая ж она крушина
Пятая ж она крушина, она меня сокрушила
Как первое мое горе – свёкор а он ворчаливый
А второе мое горе – ой да свекра воркотлива
А как третие- то горе–деверёк а он насмешник
Как четверытое горе – да золовушка-смутьянка
Пятая ж она крушина – а как муж жену не любит
Потерпи, моя сестрица, потерпи, моя родная
Свёкор а он ворчаливый, свёкор да он скоро помрет
Ой да Свекра воркотлива, за ним следом в землю пойдет
А что Деверк-насмешник, в чужих людях да он возьмёт
А Золовушка-смутьянка, сама она замуж выйдет
А что Муж жену не любит, он другою и не возьмёт
Он другую и не возьмет, а тебя а не минует
А тебя то не минует, да три раза поцелует

Скачать сборник


Н. Римский-Корсаков
Русские народные песни переложенные на народный лад

для женского, мужского и смешанного хоров без сопровождения
соч.19
“Музыка”, 1990г.
номер 14155

Тетрадь первая
1. СВАДЕБНАЯ. «Из-за лесу, лесу темного.»
2. СВАДЕБНАЯ «Как при вечере, вечере.»
3. ТРОИЦКАЯ «А и густо на березе листьё.»
4. СВАДЕБНАЯ «Зелена груша в саду.»
5. ВЕЛИЧАЛЬНАЯ «Как за речкою.»
Тетрадь вторая
1. ХОРОВОДНАЯ «Во лузях.»
2. ПРОТЯЖНАЯ «Что вились-то мои русы кудри.»
3. ПРОТЯЖНАЯ «Подуй, подуй, непогодушка.»
4. ПРОТЯЖНАЯ «Ах, талан ли мой.»
5. РАЗБОЙНИЧЬЯ «Ты взойди, взойди, солнце красное.»
Тетрадь третья
1. ХОРОВОДНАЯ «Взойди ты, взойди ты, солнце.»
2. ТРОИЦКАЯ ХОРОВОДНАЯ «Ай, во поле липенька.»
3. ВЕСЕННЯЯ ХОРОВОДНАЯ «Заплетися, плетень.».
4. ХОРОВОДНАЯ «Посмотрите-ка, добрые люди.»
5. ХОРОВОДНАЯ «Со вьюном я хожу.»

Скачать сборник


Двадцать пять народных песен
в обработке для смешанного хора
«МУЗГИЗ», 1936г.
номер м15026г

Русские народные песни
1. Ой, да ты калинушка
2. Уж и я ли молода
3. Мой муженька рабатешенька
4. Сеяли девушки яровой хмель
5. Ночка моя, ночка
6. Я на камушке сижу
7. Что ж ты, Ваня
8. Чтой-то звон
9. Вниз по матушке по Волге

Украинские народные песни
1. Нашуміла ліщинонька
2. Ой, з-за гори кам’яноі
3. Та нема гiрш нікому
4. Ой знати, знаті
5. Ой, від саду
0. Пливе човен води повен
7. Ой, горе тій чайці
8. Кучерява Катерина
9. Чом, чом не прийшов

Белорусские народные песни
1. А ў полі вярба
2. Зялёны дубочак
3. Ой, ты, рзчанька глибока
4. Ой, з-пад лесу, лесу цёмнага
5. Ой, зялёна, зялёна
6. Бульба
7. Янка

Скачать ноты

Спасибо Ирине за сборник!


Народные песни в обработке Н.Кутузова
для хора без сопровождения и в сопровождении баяна
«Советский композитор», 1984г.
номер с5773к
(pdf, 3.88 Мб)

  • МОСКОВСКИЕ ПЕСНИ
    • Над Москвой заря занималася
    • А я по лугу
    • Как у бабушки козел
    • Перевоз Дуня держала
    • Куманек, побывай у меня
  • СМОЛЕНСКИЕ ПЕСНИ
    • Возле саду
    • А ты, пташка-канарейка
    • А мы просо сеяли
    • Будем перстни тресть
  • ВОРОНЕЖСКИЕ ПЕСНИ
    • Летят утки
    • Ой, мороз, мороз
  • ДОНСКИЕ ПЕСНИ (станицы Вешенской)
    • Уж ты, вёснушка-весна
    • Ай, на серебряной реке
    • Не пой ты, не пой, соловейко
    • Из-за леса, леса копий и мечей
  • БЕЛГОРОДСКИЕ ПЕСНИ
    • Не журись, девка
    • Жил я у пана
  • КУРСКИЕ ПЕСНИ
    • Хорошее наше дерево челядин
    • Вот сорву я красну розу
    • Ой, на горе калина стояла
  • КРАСНОЯРСКИЕ ПЕСНИ
    • Кари глазки, куда скрылись?
    • Колыбельная
    • На море уточка гнездо вьет
    • Подай балалайку
  • ОРЛОВСКИЕ ПЕСНИ
    • Кто у барина не жил
    • В саду роза белорозовая
  • САРАТОВСКИЕ ПЕСНИ
    • Летал по-над Волгой орел молодой
    • Эх, страданье, ты, страданье.
    • Я горошек молочу
    • Голубь, голубь, голубинька

Скачать сборник


Хоровые произведения
Русские народные песни

в обработке для хора в сопровождении фортепиано В.М. Орлова
«Музыка», 1983г.
номер 12017

История русского хорового искусства знает много имен композиторов, одаренных хормейстеров-дирижеров— ревностных собирателей и хранителей лучших народно певческих традиций.
Таким человеком был Василий Михайлович ОРЛОВ (1858—1901). Его недолгая жизнь была целиком и безраздельно отдана хоровому делу (к сожалению, в литературе мы находим лишь самые общие сведения о его творческом пути). Известно, что Орлов получил серьезное музыкальное образование: учеба в Московском синодальном училище, занятия в Московской (у Чайковского) и Петербургской (у Римского-Корсакова) консерваториях. В эти годы формируется его композиторский стиль (им написаны детские оперы, хоры, романсы, духовные сочинения), определяется глубокая привязанность к хоровой музыке, пробуждается интерес к русской народной песне, фольклору.

Свою композиторскую деятельность Орлов сочетал с постоянной хормейстерской практикой: это и хор духовной семинарии в городе Острожске, и хоровая капелла графа Строганова, где он работал до 1893 года, и, наконец, хор Казанского собора в Петербурге.
С особой любовью В. М. Орлов занимался изучением, собиранием и обработками русских народных песен Только в одной Тамбовской губернии им было записано 193 песни, среди которых мы встречаем и протяжные лирические («Взойдёт солнце, взойдёт красно», «Сохнет, вянет в поле травка», «Нападала роса», «Сестрицы, подруженьки» и др.), и шуточные игровые («У ворот в гусли вдарили», «Ой, во поле, на поляне», «В огороде трава»). Многие из собранных и записанных им песен представляют собой интересные варианты уже знакомых нам по другим сборникам. Таковы, например, «Уж ты поле мое», «Ой, не было ветру», «Ты река ли моя, реченька», «Земляничка ягодка» и другие.

В своих хоровых обработках русских народных песен В.М. Орлов очень чутко и бережно относится к основным принципам и свойствам народного многоголосия. В хоровой фактуре его обработок преобладают подголосочность, частые октавные дублировки партий, унисонные каденции. В гармоническом языке большую роль играют характерные для русской народной музыки несимметричные и переменные размеры.
Авторские переложения народных песен для четырехголосного смешанного хора и ф-п, включенные в настоящий сборник, сохраняя основные принципы народного хорового пения, отличаются масштабностью, яркостью, концертностью стиля. Большое значение приобретает в них куплетно-вариационное развитие. Вариации-куплеты — основная форма обработок композитора. Усложняется и ладогармонический язык: в отдельных куплетах-вариациях мы встречаем далекие тональные сдвиги («Как за реченькой»). Обработки В. М. Орлова отличаются богатством хорового письма: это и речитация, и лирическая кантилена, и легкое стаккато («Ой, веретены», «На заре-то было, на заре», «Вейся, вейся, капустка»).
Выпускаемые после долгого перерыва обработки В, М. Орлова не утратили своего художественного значения и в наши дни; они, несомненно, привлекут внимание профессионалов, а также любителей хорового пения к этой незаслуженно забытой, но интересной и своеобразной странице истории русской хоровой музыки.

  • Ой, веретёны!
  • Как за реченькой
  • Вейся, вейся , капустка
  • На заре-то было, на заре
  • Полянка

Скачать сборник


Народные песни Нечерноземья
Для хора без сопровождения и в сопровождении баяна
составитель А. Костенко
“Советский композитор”, 1985г.
номер с7310к

В данный сборник вошли народные песни областей Нечерноземья. Старинные песни, бережно хранимые и передаваемые из поколения в поколение, из века в век, бессмертны тем, что в них сама жизнь, чувства и мысли, переживания, всегда близкие человеку любого поколения. Обработки народных песен сделаны советскими композиторами, хорошо знающими специфику и исполнительские возможности русского народного хора.
Думается, что публикуемые произведения займут достойное место в репертуарах хоровых коллективов и ансамблей.

ТЫ ЖИВИ, РОССИЯ, ЗДРАВСТВУЙ!
КАК ПОСЕЮ Я ЛЕНКУ. Обработка Н.Кутузова
ДА МИМО САДИЧКУ. Обработка С. Пушкиной
НА ГОРЕ, ГОРЕ
МЕЖДУ ДВУХ БЕЛЫХ БЕРЕЗ. Обработка А. Костенко
ВОЗЛЕ САДУ. Обработка Н.Кутузова
НА ТОЙ ГОРУШКЕ. Обработка Ю. Зацарного
БЕРЕЗА, БЕРЕЗА. Обработка А. Костенко
НЕ ОРЕЛ ЛИ С ЛЕБЕДЕМ КУПАЛИСЯ
ЗА КУБАНЬЮ, ЗА РЕКОЙ. Обработка Н. Кутузова
ДОРОЖКА ТОРЕНАЯ. Обработка Ю. Зацарного
КАК НА ГОРКЕ НА КРУТОЙ
ПО ЗАГОРОДУ ГУЛЯЕТ. Обработка И. Ельчевой.
ТРАВА МОЯ КОВЫЛЯ
ОХ, ПОД ЯБЛОНЬКОЙ ТАКОЙ
А ВСЕ КУМУШКИ ДОМОЙ. Обработка А. Костенко
СТРАДАНИЯ. Обработка А. Леванова
ЕФРЕМОВСКИЕ СТРАДАНИЯ. Обработка А. Федякина.
КАЛИНИНСКИЕ СТРАДАНИЯ. Обработка В. Клюева.
СОЛНЦЕ СЕЛО. Обработка Б. Киселева
ДЕКШИНСКИЕ ЧАСТУШКИ. Обработка А. Широкова
ПОЙДЕМ, ДРОЛЕЧКА, ДОМОЙ. Обработка В. Клюева.
РЯЗАНСКАЯ БАРЫНЯ. Обработка Е. Полова
ЧАСТУШКИ ПОД ГАРМОШКУ. Обработка Б. Молдавского
КАК У НАШЕЙ КАТИ. Обработка В. Маклакова
ПЕРЕКИНЬТЕ, ДЕВКИ, ШАПКУ. Обработка С. Пушкиной
ЗАВЛЕКЛИ, ТАК И ЛЮБИТЕ. Обработка А. Аверкина.
ИЗ АМБАРА БАБА ШЛА. Обработка И. Ельчевой
ОХ! ВЫ, РЕБЯТА. Обработка Е.Попова

Скачать сборник


Шесть Русских песен
Е. Земцов
для хоров без сопровождения
“Советский композитор”, 1982г.
номер с6036к

  • Черемушка
  • Ой, на дворе дождь
  • Красная калина
  • Поведу я тапочек
  • Села кукушка
  • Борушка, переборушка

Скачать сборник


Десять русских народных песен
в обработке для смешанного хора
“МУЗГИЗ”, 1937г.
номер м14001г

1. Ай во поле липенька, обр. Н. Римского-Корсакова
2. Заплетися, плетень
3. У ворот, ворот, обр. А. Кастальского
4. Дуня
5. Степан Разин.
6. Виноград в саду цветет, обр. Г. Лобачева.
7. Посею лебеду
8. Сею, вею
9. Ах ты, зорька
10. Эй, ухнем, обр. Вик. Калинникова

Скачать ноты


Русские песни
в обработке для смешанного хора
“Госкультпросветиздат”, 1949г.

ПРЕДИСЛОВИЕ
В 1947—1948 гг., по постановлению Совета Министров РСФСР, был проведен Всероссийский смотр сельской художественной самодеятельности.
«Смотр сельской художественной самодеятельности явился значительным событием в культурной жизни советской деревни и способствовал развитию художественной самодеятельности в РСФСР. В смотре приняло участие около полутора миллионов колхозников и колхозниц, рабочих и служащих МТС и совхозов, представителей сельской интеллигенции. В период смотра было создано 11 500 новых коллективов художественной самодеятельности. Районные и областные смотры сельской художественной самодеятельности, а также заключительные концерты в Москве содействовали идейно-художественному росту коллективов художественной самодеятельности, улучшению их репертуара, повышению культурного уровня участников смотра, выявлению лучших коллективов и отдельных талантливых исполнителей».

Смотр показал, что сельская художественная самодеятельность в нашей стране — это широкое массовое движение, неиссякаемый источник народных дарований, народных мастеров-исполнителей. Выступления из заключительных концертах смотра таких превосходных хоровых коллективов, как колхозный хор села Нижний Кисляй Лосевского района Воронежской области; хор Шалакушского сельсовета Няндомского района Архангельской области, Уральский хор Измоденовского, Сипаевского и Барабановского сельсоветов Свердловской области и многих других коллективов, продемонстрировали расцвет в колхозной деревне русской народной хоровой культуры. Виртуозы-баянисты братья Гр. и Л. Коваль — колхозники артели «Красный хутор» Краснодарского края — показали замечательные образцы виртуозного мастерства. Выступления певцов, инструменталистов и танцевальных коллективов Татарской, Башкирской, Кабардинской, Удмуртской, Чувашской, Марийской и других автономных республик РСФСР—свидетельство небывалого роста народного творчества в братских республиках.

Песни, исполнявшиеся на смотре, глубоко отобразили горячую любовь народа к нашей великой Родине, к нашему великому вождю и учителю товарищу Сталину.
Совет Министров РСФСР в своем постановлении «Об итогах Всероссийского смотра сельской художественной самодеятельности» принял решение об издании сборника «Лучших народных старинных и современных советских песен, исполненных во время смотра сельской художественной самодеятельности».
Настоящий сборник содержит лучшие образцы новых советских и старинных русских народных песен, исполнявшихся на заключительных концертах смотра в Москве, на областных и районных смотрах. Вместе с тем, по разделам песен, недостаточно широко представленных на смотре, сборник дополнен рядом произведений из материалов экспедиций 1947—48 гг. Института этнографии Академии наук СССР, Всесоюзного дома народного творчества имени Н. К. Крупской и Московской Государственной Консерватории им. П. И. Чайковского.
В соответствии с репертуарным характером сборника, в записи песен внесены незначительные редакционные изменения. Все они оговорены в примечаниях. Там же по возможности приведены сведения о происхождении новых советских народных песен и указаны все установленные авторы слов и напевов.
В первый раздел сборника вошли песни советских поэтов и композиторов в авторских или авторизированных редакциях (сопровождение в них дано в переложении для баяна); во второй — народные советские песни; в третий — старинные народные песни.
Все музыкальные записи второго и третьего разделов точно воспроизводят народное хоровое многоголосное пение и народное баянное сопровождение. Исключение представляют лишь отдельные песни, к которым написано сопровождение для баяна композиторами В. Г. Захаровым и А. Г. Новиковым.
Записи исполнявшихся на смотре песен произведены кафедрой народной музыки Московской Государственной Консерватории имени П. И. Чайковского и Всесоюзным Домом Народного Творчества имени Н. К. Крупской.

ПЕСНИ СОВЕТСКИХ КОМПОЗИТОРОВ
Кантата о Сталине. Музыка А. В Александрова, слова М. Инюшкина
Величальная И. В. Сталину. Музыка В. Захарова, слова М. Исаковского.
Слава Родине Музыка Н. Некрасова, слова Л. Кондырева и Л. Ошанина
Шумели ветры. Музыка В. Захарова, слова А. Пришельца.
Слава новой Москве. Музыка А. Новикова, слова С. Васильева
Привет Москве. Музыка В. Захарова, слова А. Пришельца.
Колхозная песня о Москве. Музыка Ф. Маслова, слова В. Гусева
Лети в Москву, соловушко Музыка Д. Васильева-Буглая, слова Я. Шведова
Расцветай, земля колхозная Музыка С Туликова, слова Л. Ошанина
К нам в далекие села. Музыка Л Лядовой, слова И Крутского.
Лучше Родины на свете не найдешь Музыка Б. Мокроусова, слова С. Алымова
Урожайная. Музыка К.Массалитинова, слова О Фадеевой.
Ой, ты, полюшко колхозное Музыка Н Некрасова, слова О. Ковалевой
Колхозная хороводная. Музыка К Массалитинова, слова М Мордасовой
На перекрестке. Музыка В. Захарова, слова М Исаковского.
СОВЕТСКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ
Два сокола Дороженька
Тучи над Волгой клубятся (песня о Сталинграде)
Под славным Сталинградом
Шел ленинградский паренёк
Возле города Ростова
Тишина, ни огонька, ни звука (песня о Зое Космодемьянской)
В темной роще глухой (песня брянских партизан)
Под горой растут цветочки
Все сады, мои садочки
За горою у колодца (трудовая колхозная)
Пинежские припевки.
Воронежские припевки («Долие-раздолие»).
Вологодские припевки
Касимовские припевки
Пензенские припевки
Орловские припевки
Рязанские страдания
Архангельские припевки
Уральские припевки
Бряночка. Рязанские плясовые припевки Елецкий.
Рязанские плясовые припевки.
Череповецкие плясовые припевки
Колхозная полька «Кубанка» (для двух баянов)
Вариации на темы русских народных песен (для баяна)
СТАРИННЫЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ
Бородино. Обработка А. Новикова.
Ермак. Обработка В Захарова.
Варяг. Обработка А. Новикова.
Славное море — священный Байкал. Обработка В. Захарова
Есть на Волге утес Обработка А. Новикова.
Уж ты, степь ли моя, степь
Из-под горки все туман
Ой, на горке, на крутой
Калинушка.
Сегодня день такой печальный
Соловей мой, соловей.
Снеги белые, пушистые.
Сохнет-вянет.
Соловей-соловушек.
Перепёлка
Вечор моя милая
Не сиди-ка ты, Дуняша
Стелется и вьётся
По улице травка
Ой, да я по зореньке гуляла
Уж ты, любка-голубка моя
За реченькой диво
Чечётка.
Заставил меня муж

Скачать ноты

Источник

Оцените статью